Полезные заметки 'Непал: немного рекомендаций'

"Горняшка"
Тема: Достопримечательности

Ползем вверх Ползем вверх
Что делала, чтобы избежать "горняшки" (хотя не факт, что именно это помогло, многое зависит от самого организма):
- ела чеснок и чесночный суп каждый день (совет моего портера-гида);
- за неделю до трека и весь трек ела мультивитамины, витамин С, пробиотики и глицин;
- на высоте выше 3000 все время держала голову в тепле (то бишь в шапке, это тоже из портерских советов);
- пила много хот лемон чая, очень много;
- начиная с 3000 ела привезенный с собой горький швейцарский шоколод;
- "поднимайся днем как можно выше, а ночью спи как можно ниже" - обязательно к выполнению.
Подъемы были такие:
- от Писанга выбрала верхнюю дорогу до Мананга с заходом в деревню Ngawal (обалденные виды и максимальный подъем почти до 4000);
- в Мананге в день аклиматизации поднималась на 300 метров с видом на ледник;
- следующая ночевка была в Як Кхаре на 4018;
- по плану потом был Бейс Торонг Педи (4400), но когда мой портер туда пришел комнат уже не было. Пришлось идти в Хай Кемп ночевать (потрер-умничка предварительно сбегал туда за ключом (!) и вернулся уже с ним, что гарантировало нам комнату). Пронесло, горняшки не было и в этом случае. Но мы два часа специально с остановками делали этот 400 метровый подъем.

Перевал и экипировка
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

У меня почти не было то, что называют "хай-тек" одеждой - когда вроде бы тоненькая курточка, а отлично защищает от ветра и мороза. На нижней части трека до 3000 я шла в х\б штанах, трансформируя их в шорты когда надо было, плюс футболка и легкая рубашка в длинным рукавом. И широкополая панама. На вечер флис. Ботинки + специальные трекковские носки все время, не зависимо от места трека. На ночь легкий флисовый костюм, теплые носки на ноги и "кроксы" вместо ботинок.
Трек с 3400 до 4000:
- те же х\б штаны, под них штаны-термобелье;
- теромобелье с длинным рукавом, кофта-флис, легкая куртка;
- перчатки, шапка из яка на голову, когда ветер.
Когда стало еще холоднее (после 4000), поверх штанов надела противодождевые штаны, которые отлично сработали как и противетренные.
На перевал вышла в 4-30 утра в следующем виде:
- ко всем штанам прибавила еще одни из тонкого флиса между термо и х\б;
- поверх обычного термо-флис-куртка надела взятый напрокат пуховик;
- на голову шапка плюс капюшон от пуховика, на шеи тонкий шарф через который дышала, особенно когда ртом.
Сначала подумала, что запарюсь, но когда подул ветер я была просто Щастлива в своей многослойке. Но я мерзляк и вешу всего 47 кг, так что делайте скидку на это.
Спальник доставала только 3 ночи, но зато какие это были ночи - без спальника пришлось бы туго. Один раз просто не всем хватило одеял в гейст-хаузе.

Деньги-деньги-дребеденьги
Тема: Деньги

Минимальная цена одного дня на треки щас примерно 1000 рупей - это если воду свою "делать" и без каждодневных излишеств в виде пива-чипсов.
Примерные цены:
- бутылка воды 1 литр до 3000 м где-то 50-60, выше - уже 100-120 рупей;
- суп чесночный (гы) от 50 до 125 рупей на высоте;
- жаренный рис с овощами от 150 до 250 рупей;
- джип от Муктината до Джомсона: с человека 500, с портера 250 (с);
- самая дорогая комната была 280 рупей в хай-кемпе, но мне все равно ее одной не дали, я ее делила с одним туристом из франции;
- такси от Бени до Покхары 4000 рупей, не уступили ни на грамм, сколько не торговалась.
Не торгуйтесь на самом треке (имеется ввиду комнаты и еда)! Это не принято и местные этого не любят.
На выезде из Непала надо заплатить пошлину 1360 рупий, тем кто летит в Индию, Бутан и еще куда-то, всем остальным около 1600.

Фестивали и праздники
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Патан Патан
Узнавайте, когда во время вашей поездки проходят фестивали, а также даты праздников! В моем случае фестиваль обернулся следующими проблемами:
- офис по выдаче пермитов был закрыт из-за праздника и я на день позже вышла на трек;
- билет на местый автобус надо было заказывать заранее - местные толпами едут в деревню к своим семьям. Автобус ессно был страшно набит битком;
- трудно было найти портера на трек и цены были выше: во время фестиваля местные не очень рвутся на многодневные треки, по традиции им надо провести это время с семьей.

Портеры
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Что бы вам не говорили - внимательно выбирайте портера! А если вы один\одна, то лучше вообще заплатить подороже и нанять портера-гида. Реальные случаи с моего "потока": портер ушел обратно, оставив девушку на треке с вещами, портер проиграл все свои деньги в карты и у него возникли проблемы с ночлегом и едой (они платят за себя сами), портер "потерялся" с вещами, а потом пришел пьяный к ночи....
При предварительной оплате в фирме лучше заплатите за меньшее количество дней, а потом доплатите после возвращения. Многие фирмы не возвращают деньги в случае "недобора" дней. В моем случае я заплатила за 16 дней и деньги за 3 оставшихся дня мне не вернули.

Билеты на самолеты
Тема: Как добраться. Транспорт

Патан Патан
Не ленитесь делать подтверждение билетов до вылета, даже если это не оговорено в самом билете. У вас будет время спокойно созвониться с вашим агентом, если что-то не так. Это лучше чем хлопать глазами у стойки в аэропорту. У меня были проблемы с катарскими авиалиниями, у знакомых ребят с JET (Катманду-Дели). Ну про то, что в высокий сезон билеты на полеты Катманду-Дели или на внутринепальские перелеты надо заказывать заранее я даже говорить не буду. Упс, уже сказала...

Рестораны и отели
Тема: Где остановиться. Размещение

В Катманду ничего не могу порекомендовать, так себе все было средненькое, где жила и где питалась.
В Покхаре: семейная гостиница "Deep oasis", находиться в самом конце улицы, которая начинается с правой стороны от ресторана "once upon а time": чистая, комната 500 рупей с ванной, 300 с душем.
У меня была фишка - завтракать с видом на озеро. Но я ходила не в "Бумеранг" и иже с ним, а в менее дорогие дальше, в сторону горы Сарагот. Место называется, тока не смейтесь, Lovers nest и тут же рядом Gusto. Надо пройти довольно далеко к озеру, сидишь с видом на рисовое поле и озеро, никого нет.... я там по 3-4 часа зависала по утрам, читала.