Полезные заметки 'Поиски литовской деревни в Хакасии'

1. История, уходящая корнями в века
Тема: Малоизвестные достопримечательности

Фото 1. Строительство ферм (кашаров) для овец (1950 г.) Фото 1. Строительство ферм (кашаров) для овец (1950 г.)
Фото 2. Я с двумя сестрами на фоне бараков (1956 г.) Фото 2. Я с двумя сестрами на фоне бараков (1956 г.)
Карта 1. Карта стран Балтии Карта 1. Карта стран Балтии
Фото 3. Остановка в Паланге Фото 3. Остановка в Паланге
Фото 4. Юрмала Фото 4. Юрмала
Фото 5. Утро в Латвии Фото 5. Утро в Латвии
Фото 6. Граница Эстонии Фото 6. Граница Эстонии
Фото 7. По Эстонии Фото 7. По Эстонии
Фото 8. Таллин Фото 8. Таллин
Всё началось с похода, съезженного нами в 2005 году: "Хакасия-2005". Прошло уже полтора года, и уже почти все поутихло, но несколько месяцев назад я получил бумажное О_о письмо из Вильнюса, из Литвы. И все снова закрутилось…

Романас Станкус: 2007.02.04
   Уважаемый Максим Николаевич,
В интернете нашел Ваш сайт http://velo.tomsk.ru и с большим интересом читал про Ваш велосипедный поход 13.06-17.06.2005 г.
(Маршрут: г.Абакан - г.Черногорск - г.Пригорск - с. Московское -пос Вершино Биджа - Салбыкская долина - ст. Ербинская - пос. Усть - Бюрь - перевал Изыхский (991м) - д. Тамалык - правый исток р.Томь - пер. Темирский(1181м) - ст. Чарков - г.Абакан).

Дело в том, что я родился в 1954г. в Усть-Абаканском р-не, и удивительно, что Вы находились в 5 км от моей родной деревни
Живу в Литве с 1957г.
Прошло 50 лет и хотелось бы посмотреть как выглядит моя родная деревня, но поехать туда нету возможности.
Имею дерзкую просьбу по отношению к Вам.
Вы любите путешествовать и если при случае Вы окажитесь в этой деревне, я бы попросил Вас сделать десяток цифровых фотоснимков в разных ракурсах.
Я буду Вам очень благодарен и компенсирую все расходы, связанные с поездкой и работой.
С наилучшими пожеланиями и надеждой, что Вы мне ответите.

С уважением, Романас Станкус.
Мой e-mail: romastankus(a)yahoo.com
Lithuania, Vilnius…

Мгновенно родилась идея и ее проработка заняла часть ночи: на майские праздники устроить поездку в ту сторону. Пока все думалось, решалось и утрясалось проходила бурная переписка с Романасом и вот что удалось еще выяснить:

Романас Станкус: 2007.03.15
   Уважаемый Максим Николаевич,
Огромная благодарность за ответ!
Только вчера вернулся из месячного санатория в Паланге.
Меня просто удивляет Ваш энтузиазм. Я рад, что Вы организуете путешествие велотуристов.
Моя просьба остается в силе, и я бы попросил сделать десяток цыфровых фотоснимков об Вашем путешствии и моей безимянной деревни.
Доброго пути!
Романас

Я попросил рассказать историю о его деревне.
Романас Станкус: 2007.03.21
   Добрый день,
Спосибо за письмо.
Наща деревня, вернее поселок без названия (поселок Тайга, по другим источникам), построен с целью отправления рабочих в тайгу для рубки леса а также для строительства ферм (кашаров) для овец на краю степи, 5-7км от нашей деревни
(Фото 10. Панорама первой ночевки, бескрайняя Салбыкская степь, за дорогой озерцо из родника, в котором мы брали воду. Бивуак был разбит в расщелине, виднеющейся немного ниже, http://velo.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?t=1637).
Мы возили воду из того-же родника!
В начале мои родители жили в бараках, построенных из досок, заполненых опилками. Позже, когда я уже появился на свет, барак обновили.
Думаю, при удолении лесорубок, поселоки передвигались.
Еcли пос. Тамалык, имеющий место на картах России http://maps.yandex.ru - исчез, то, к сожалению, мало надежды, что наш поселок еще стоит... Но всеравно интересно.
Фото 1. Строительство ферм (кашаров) для овец (1950 г.)
Фото 2. Я с двумя сестрами на фоне бараков (1956 г.)

С уважением, Романaс Станкус

Романас Станкус: 2007.03.27
   Добрый день Максим,

Я восхищаюсь Вашим энтузиазмом и оперативностью: увидел мои фото в Вашем сайте http://velo.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?t=4787. Очень рад.

Велосипед мне тоже очень любим-прямо родной: папа его купил еще до моего рождения!
Вернулись в Литву, в Палангу 1957 году и до окончания средней школы частенько путешествовал по району от 20 до 100 км.
После 6-ого класса, летом 4 года даже работал велосипедом - развозил телеграммы по Паланге.

Самый большой велопоход Каунас-Таллин был совершен в июне 1976 года. Мы - близкие друзья из Каунаского Политехнического Института, Факультета Электроники, после 4-ого курса проводили 2 месячную практику в Таллине.

Маршрут:
Lithuania: Kaunas-Ariogala-Raseiniai-Rietavas-Gargždai-Klaipėda-Palanga -
Latvia: Liepaja-Skrunda-Saldus-Jūrmala-Riga-Saulkrasti-Limbaži-Salacgriva-Ainaži-
Estonia: Haademeeste-Parnu-Marjamaa-Tallinn.

Участники(7): Algis, Jonas, Mėčius, Petras, Rimas, Vytas, Romas.
Время: 05.06 - 14.06.1976г.
Протяженность маршрута: 860 км.
Количество дней: 9.

Карта 1. Карта стран Балтии
Фото 3. Остановка в Паланге
Фото 4. Юрмала
Фото 5. Утро в Латвии
Фото 6. Граница Эстонии
Фото 7. По Эстонии
Фото 8. Таллин

С нетерпением жду Вашей экспедиции. Романаc.

Вот так будущая первомайская покатушка стала уходить в пыль истории корнями :)

Послесловие
Тема: История

После возвращения сводка фотографий и гвозди, найденные на руинах деревни были отправлены Романасу в Вильнюс. В ответ пришло вот такое письмо:

Романас Станкус: 2007.02.04
   Хотя и поздно, но я, по описаниям знакомых, начертил план дер. Тайга, состояния 1957 года:

1. Школа
11. Баня
12. Общий туалет
13. Хлев для волов и лошадей

А это то, что мы собрали на месте деревни Тайга: теперь гвозди и фотографии находятся в музее г. Паланга, Литва.