Полезные заметки 'Три перевала + Базовый лагерь Эвереста'


Идея, куда и зачем?
Тема: Трудности и опасности. Важно знать



Вопрос “Зачем мы ходим в Горы?” такой же философский и бесконечный в вариациях ответов и рассуждений, как и вопрос “В чем смысл жизни?”, а возможно они переплетены подобно рукам на картине Эшера рисующим друг друга. В паре сами себе отвечают. Я не смогу ответить сейчас, одно я знаю точно: всю сознательную жизнь люблю Горы и буду продолжать ходить туда. А если уж в Горы, то в Непал. Это как за футболом - в Англию, за оперой в Италию, за вином или парфюмом - во Францию и так далее. Несмотря на всю эту глобализацию и даже вопреки ей.

Горы - это либо Большая Вершина, либо Треккинг. К Большой Вершине я сейчас не готов, физически и ментально. А треккинг это здорово и красиво. Самый лучший треккинг в мире - Непальские Гималаи. Тут это больше похоже не на спортивное категорийное мероприятие, а на фототур, когда влево красивее, чем вправо, а через минуту вдруг становится все еще прекраснее. В некоторых местах можно никуда не двигаться, а просто стоять (сидеть) и смотреть-смотреть-смотреть. Можно вовсе без фотоаппарата. Возможно чем-то похоже на дайвинг (ни разу не пробовал, но наслышан) и уж точно временами накатывает синдром Стендаля. Ощущение, что Непал весь основан на этом: на потоке туристов, которые целенаправленно едут на треккинг, прикоснуться к Гималаям и Эвересту. Для альпиниста же или простого горника, Эверест - как Мекка. Не обязательно на вершину. Можно просто увидеть (своими глазами!)


Эверест, вот он. Можно потрогать пальцем.



Потом, уже внутри Непала, замечаешь, насколько страна многогранна, и вроде бы не из одних гор состоит. Тут и слоны Читвана, и место рождение Будды в Лумбини, и живая богиня Каньякумари. Да и вообще, страна сама по себе выдающаяся и выделяющаяся. Достаточно посмотреть на ее флаг (пятиугольник вместо четырехугольника), уникальный часовой пояс в 5:45 от Гринвича, или летоисчисление, отличающееся от нашего на 56 с лишним лет. Туда можно и нужно ездить вовсе безо всяких гор. Но без гор не получается, это как прийти в Лувр и не посмотреть Джаконду с Венерой Милосской.


Пашпатинатх. Вход с Северной стороны. Только для индуистов


На таких огромных тележках непальцы возят свои новогодние елки. Праздник случается в конце апреля, в мае на улицах хлам и остатки торжества



Гор, что не удивительно, в Непале много. Они разные и все достойны посещения. Для меня всегда на словах фаворитом казался трек вокруг Аннапурны, уж больно много людей, в том числе лично знакомых, описывали его как “самый красивый трек на Земле”. Трек к подножью Эвереста привлекал легендарностью, но отпугивал ожидаемыми толпами народа и коммерциализацией. Трек вокруг Манаслу интриговал наоборот, своей малопосещемостью и восхищенными отзывами людей, таки добравшихся туда. Лангтанг, Кхелумбу с Госайкундом всплывали на обсуждение оба раза, когда меня до сих пор заносило в Катманду (да и в этот раз тоже!). Всплывали они из-за своей простоты и скоротечности заброски, ибо начинаются и заканчиваются практически сразу в непальской столице. Скажем так, неторопливых раздумий и присматриваний было много. Когда-нибудь обязательно туда попаду и выберу себе трек, мысленно повторял я сезон за сезоном, а время уходило. И вот внезапно в марте 2016 Алена мне предлагает поехать вместе с ней, и называет трек “Три перевала”.



Три перевала
С некоторым осторожным сомнением полез смотреть путеводитель Trekking in Nepal Himalaya, а когда вылез из него, то уже почти не осталось сомнений, что я еду в Непал. Причем не абстрактно еду, а еду через два месяца после того, как услышал словосочетание “Три перевала”. Это казалось идеальным треком для человека, плотно и надолго застрявшего где-то посередине между состоянием “Первый разряд по альпинизму” и “Жирдяй, не могущий заставить себя пробежать без остановки что-то длинее 1 километра”.

Все Гималайские треки двух типов. Первый: вверх-вверх-вверх-Базовый лагерь Горы (Ура! и красиво)-вниз-вниз-вниз (тем же путем). Второй: ух-ты акая гора! Давайте обойдем ее по кругу (а чаще всего подковой) с одним высоким перевалом в середине пути. И снова: вверх-вверх-вверх-красиво и перевал-вниз-вниз-вниз (но уже другим путем). И только трек “Три перевала” гласил: вверх-вниз-вверх-вниз. А вместо одной ключевой красивой верхней точки целых три. Ах, тут еще и Эверест бейскемп трек рядышком? И Гокьо? Ну давайте их тоже включим внутрь!

Итого в треке 20 дней и 5 красивых точек выше 5000 (из которых мы не долго думая спланировали и исполнили семь точек). Кажется квинтэссенция всего самого прекрасного и разнообразного, что можно нарыть тут в Непальских Гималаях и включить в три недели (пройденных нами за 16 дней!). Трек довольно впечатляющий в цифрах перепада высот, километров и сжигаемых калорий, но довольно легкий в том плане, что время и вес на обустройство кемпинга и таскание пищи с собой тратить не придется. Везде в пределах дневного перехода (а на самом деле даже чаще) есть гвестхаусы. Техническая сложность, несмотря на предупреждение путеводителя “Hard”, на самом деле никакая, что позволяет проходить его ограничиваясь снаряжением в виде хороших треккинговых кроссовок и палок (если речь идет о весеннем или осеннем сезоне).

Непальский треккинг. Что взять с собой? Снаряжение и аптечка.
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой


Амадаблам с севера

Путем проб и ошибок, выстрадав все лишнее собственными спинами и литрами пота, мы готовы представить универсальный минимальный список всего того, что необходимо взять с собой в непальский треккинг (1-2-3 недели) сродни “Трем перевалам” или “Эверест BC”.
 
Ключевым в типе треккинга будет отсутствие лагерей. То есть каждый день на этом треккинге вечером или днем удается дойти до guestehouse, что означает - палатка и бивуачное снаряжение не нужно! Палатка. горелки, пенки, посуда, даже кружка - все это остается дома, на антресоли (или у кого где). Необходим только спальник, не более. Просто за чистоту и гигиеничность всех этих непальских горных миниотелей ручаться не приходится.


EBC расположился прямо на леднике. Уйти ночью погулять без фонарика - стрёмно

Обувь:

Треккинговые кроссовки. Большего не нужно! Даже ботинок не стоит. Лишь бы эти кроссовки были с хорошей подошвой типа вибрам. Через все эти пятитысячные перевалы сами непальцы и вовсе ходят в кроссовках или кедах (хорошо не в тапочках!). Хотя вроде местами снег и даже ледники, однако ж это шерпы. Перевалы для них так, обыденная разминка перед большими горами.
Шлепки. Даже не сандалии, а именно резиновые шлепки, как в бане. Жить в гвестхаузах, ходить на кухню и в туалет. Совершенно незаменимая обувь и вместе с кроссовками 100% закрывающая потребности для ног. Кстати, если это кроксы, то даже на тропах сгождается. Я наблюдал матерых альпинистов, спускающихся со своих сложных высотных экспедиций по тропам наших треккингов. Они просто надевали носок потолще вместе с кроксами и топали. А ноги отдыхали.
Носки. Одну пару оставляем исключительно для сна. И двух-трех-четырех пар сверху должно хватать, учитывая что каждый вечер есть опция laundry service или самостоятельной стирки.
Гамаши. Или как их еще называют "фонарики". У Алены были таковые, я же особенной необходимости не видел и не надевал. Все-таки снега вокруг отнюдь не "по колено", да и пыль столбом не стоит. Единственный раз, когда я набрал внутрь кроссовка чего-то лишнего, случился, когда нога на леднике Чо Ла провалилась сквозь снег прямо внутрь ручья. Мне кажется тут бы и гамаши не спасли.


Куртку я повесил на рюкзак (внутрь не влезала уже!) и ходил а тельняшке. Примерно каждый 20-й встречный на чистом русском языке говорил мне "Здравствуйте!" или "Как дела?" или "Привет, морячок!". Мы шли вверх от Луклы к Намче 7-8 мая, как раз в это время все офис-менеджеры стремительно старались закончить свои майские выходные и успеть на работу, возвращаясь обратно в Луклу.

Одежда:

Что меня поразило, уже на месте: оказалось, что все эти маршруты круглогодичны! То есть самая хорошая погода, прекрасные виды и максимум людей весной (апрель-май) и осенью (сентябрь-октябрь-ноябрь). Но каких-то невероятных природных бедствий не случается, и по маршруту, по крайней мере Базового Лагеря Эвереста, можно ходить круглогодично. Летом будет побольше облаков и чуть почаще дождь. Зимой будет похолоднее и поболее снега. Но даже лоджии закрываются не все, а тропы тропятся далее. Однако ниже описание все-таки для сезона (весна и осень).

Термобелье. Мне хватало вообще одной пары (только для сна). Если взять несколько - то можно использовать для хождения, вариативно от температурных условий.

Футболка длиннорукавная Тельняшка или рубашка. Я ходил именно в них по очереди. Один раз постирав где-то в середине пути. Длина рукава крайне важна, горное солнце временами просто нещадно.

Куртка - обязательно windproof waterproof, с мембраной и капюшоном. Одевать приходилось по факту или ранним утром, или уже во второй половине дня для прогулок вокруг приюта. Но игнорировать непредсказуемый характер гор не следуют, и хорошая надежная куртка must have.

Также как и мембранные штаны. У меня были без утеплителя - обычные летние прогулочные. На случай адского холода я собирался одеть снизу термобелье, но адский холод так и не наступил.

Поларка. Слой полара никогда не будет лишним при непогоде. Или просто при вечерних прогулках, когда я принаряжался в поларку вместо куртки.

Перчатки. Для весеннего или осеннего сезонов хватит обычных флисовых, которые в итоге скорее спасали руки от мозолей и загара, чем от холода. В зимний сезон вероятно стоит брать уже горнолыжные или даже толстые варежки.

Бандана, или бафф, или панама (с завязочками, чтобы ветром не унесло) + шарф. Неважно чем, но голову следует прикрыть. У меня была аж два баффа и вторым я прикрывал горло, ибо знаю такую особенность, что оно обязательно заболит, начнется кашель и т.д. Но это индивидуальная особенность. Стоит перед треккингом перебрать в уме все свои традиционные болячки и подготовиться. Я еще взял с собой голеностопный и коленный суппорты. Слава богу, не пригодилось, но я был готов.

Шапка - наверное скорее ДА, чем НЕТ. На высоте может случиться какой-то неприятный ветродув или метель.. Но мне в мае так м не пригодилась, даже для сна.


Алена в Лукле. Практически идеально упакованный треккер. Вещей, правда, взято в полтора раза больше необходимого


Димыч, Немадорче и Намче Базар (на заднем плане).


Приближение непогоды


На настоящий снег в мае 2016 пришлось смотреть только издалека. Он есть! Километром повыше просто...

Остальное:

Рюкзак. Все перечисленное точно умещается в 75 литровом рюкзаке, типа штурмового. Важно озаботиться поясным ремнем, системой натяжек, вентиляции и все такого, что связано с рюкзаками. То есть он должен быть таки современным, технологичным, альпинистским (не просто городским) и с чехлом raincover. Все-таки этот рюкзак станет вашим единственным другом на многие нелегкие часы треккинга, и его удобство - крайне важный аспект.

Палки. Весь мой многолетний опыт говорит за то, что на горном треккинге нужны палки. Идеальный вариант - старые советские лыжные. Они гнуться и не ломаются. Но они же и не складываются, поэтому в транспортировке неудобны. Им на смену пришли буржуйские альпенштоки. Наиболее надежные - не те, что скручиваются удлинняясь или закорачиваясь, а те, что меняют длину обычными защелками. Вроде б таковы только от Black Diamond, однако уже в самом Намче, во всех этих outdoor-магазинах, есть китайские подделки самых разных брендов. Я доплатив 100 с чем-то рупий обменял свою старую докручивающуюся Annapurna на палку Marmot. Пришлось долго продавцу заливать, что моя палка побывала на вершинах пика Ленина, Монблане и Аконкагуа, дабы в цене ее повысить.

Спальник. Ключевыми параметрами выступят тут, пожалуй, вес и компактность. Из этих соображений идеальным является пуховый спальник для не очень жестких условий. Температуры комфорта где-то в районе +5 наверняка достаточно. Не забываем, что во всех этих гостиницах помимо тахты с матрацем присутствует еще и одеяло, под которым можно лежать в спальнике. А я иногда и без спальника укладывался там.

Очки. Снега почти нет (только по ранним утрам или на Чо Ла). Но солнце очень ярое, вокруг полно белых и серых камней и насыпей. Стоит брать. Но без фанатизма (обычные изящные альпинистские очки на дужках, но не горнолыжную маску)

Солнцезащитный крем. В факторах не разбираюсь, но любой крем лучше чем ничего. Как-то в Узбекистане мне пришлось обмазываться кремом для бритья, чтоб не сгореть. Сейчас в Непале вместе с банданой, штанами и длиннорукавными футболками (тельняшками) мне оставалось мазать только лоб и нос.

Личная гигиена. Ну сюда же вдогонку: обязательно губную помаду. И далее влажные салфетки, туалетную бумагу, носовые платочки, зубную пасту и щетку. Надо заметить, что из-за безудержного насморка туалетную бумагу мы потом еще дважды докупали. Шампунем Алена за все время в горах воспользовалась 1 раз, а я 0.

Термос. Нам хватало однолитрового на двоих. В пути мы его практически не использовали, а вот по вечерам заливали для своих нужд кипяток или какие-то горячие напитки на кухне.

Налобный фонарик. С запасным комплектом батареек. Больше конечно для жизни и ранних сборах в гвестхаузах, чем для перемещения вечером и ночью. Надо слишком уж постараться, чтобы не успеть куда-то до наступления полной темноты, а всякие ранние выходы практикуются всяко позже 5 утра, когда уже брезжит рассвет. Но фонарь нужен, каждому туристу, как и мультинож. Иначе он не турист)

Мультинож швейцарский. Оставив дома даже ложку, без ножа уехать не смог. Честно говоря, кроме как для резки яблока и вскрытия банки консервированных бутанских ананасов он не пригодился.

Camel bag будет бонусом, необязательным, но возможно приятным. Дело вкуса.. Я таскал в кармане пластиковую бутылку воды.

Еда. Вся еда есть на треке, в столовых гвестхаузов. Поэтому по идее ничего таскать не нужно. Однако в условиях адаптации организма непривычного к большой высоте начисто пропадает на период этой адаптации аппетит. Чтобы решить эту проблему я обычно беру в горы с собой какой-то бонус, скушать который организм с радостью готов в любом состоянии. В этот раз в Непал отправились: нарезка хамона и упаковка семечек от Мартина. Еще должно было поехать сало, прокрученное в мясорубке с чесноком, но Алена забыла его дома. Все вышеупомянутые продукты были радостно употреблены за время путешествия. Еще на перекусы мы взяли каких-то конфеток, сушеных яблок, батончиков мюсли и Snikers. На перекусы они и съелись. Остатки Snikers'а радостно забрал шерп Дава своим дочкам. И все же главное - не увлекаться в сторону утяжеления поклажи. Всякие печеньки и шоколадные батончики доступны как в Катманду, так и даже на самом треке (правда по не очень адекватным ценам).


Это шерпа Дава. Он напрочь разрушает почти все вышесказанное мною. Но он шерпа, он тут живет и ему можно)


5160, Горакшеп. Самый высокий из Гвестхаузов на маршруте. На заднем фоне Кала Патар (куда приводит тропа) и красавица Пумори


Кому тут не холодно и не жарко безо всякого снаряжения - так это якам)

Разнообразные девайсы.

Часы. Их не было у нас, но кажется они как раз очень даже пригодились бы. Обязательно электронные, влаго-ударозащитные с будильником и альтиметром. Компас и GPS не так критично, но тоже не помешали бы. Мне кажется такие существуют на рынке турснаряжения в избытке и с выбором, но как-то я ранее обходился без. Теперь возможно созрел и они в вишлисте.

Смартфон. Можно не озабачиваться сверхпротивоударной прочностью или влагоустойчивостью. Единственное, что должно интересовать - энергоемкость. Чем дольше держит, тем лучше. Зачем смартфон? Покемонов ловить! Не знаю, я как-то получается без него уже никуда. В нем приложение Maps.me - лучшее, что есть по Непалу (карты заранее закачать). Оффлайн словарь русско-английский (непальско-английский не понадобился). Оффлайн конвертер валют. Вайбер, Ватсапп, Скайп для связи с кем хочется связаться, Фейсбук и Вконтакт, чтобы повыкладывать свежих фото, который тут о-ей-ей. Интернет навестит вас тут раз в три дня и будет стоить денег. С другой стороны тут всё стоит денег. Периодически приходится делать выбор между баночкой кока-колы, звонком домой или горячим душем. И выбор далеко не всегда будет в пользу интернета. В конце концов приезжаешь сюда из-за невероятной красоты и вершин, просветляющих сознание, а не ради чтения френдленты.

Фотоаппарат или видеокамера. Кто чем увлекается. Но заявляться в эти места без возможности запечатлеть окружающие прелести кажется каким-то святотатством и кощунством. Я таскал даже два объектива и обнаружил, что времени заниматься фотоэкспериментами тут более, чем достаточно, хотя вроде бы треккинг, а не фототур. Эти эксперименты удается проводить вечерами и на днёвках. 90% всех фотографий сделаны все-таки во время основного треккинга. Поэтому стоит заранее задуматься о чехле или другом месте, где будет находится камера. Отличный вариант если этот что-то размером с мыльницу и просто лежит во внутреннем кармане куртки. А вот вариант - в клапане рюкзака не подойдет. По сути у нас в основном шла "репортажная" съемка. Пока ты будешь доставать свой инструмент, удивительная конфигурация облаков распадется, горный орел улетит, не говоря уже о пробке, которая образуется из-за тебя на тропе. Я не был хорошо готов, таскал просто сам фотоаппарат на шее, дополнительно натирая ее помимо жестких лучей солнца, в добавок периодически обстукивая объектив своими палками и высокими камнями. Пару раз, кстати, чуть вообще его не оставил в точке привала, приходилось возвращаться. Ибо когда ты уже вошел в ритм хождения по тропе, у тебя есть ровно три предмета, которых хватаешь при старте: рюкзак и две палки. Снятый с шеи фотоаппарат забывался.

GPS. По идее, смартфон мог бы исполнять эти функции, но не очень удобно и энергии обычного туристического GPS-а (eTrex) хватает на все три недели от двух батареек АА. Поэтому вспоминаем, что GPS - нетяжелая, но довольно полезная штука. У нас тут безусловно не геокешинг и не ориентирование, тропы очевидны даже в густом тумане. Прибор этот скорее для оценки своих сил и ритма, сколько осталось, как высоко поднялись... GPS треков особо нет, да они и не нужны. Я тоже треки не снимал, ибо это сильно выедает батарейки. Я просто ставил точки в ключевых местах, в деревнях, на мостах, перекрестках. А когда хотелось записать что-то вроде трека (при подъеме на перевалы) я ставил точки на тропе через 150-300-500 метров. Все эти точки следует залить внутрь устройства предварительно через кабель, а не забивать вручную 5 часов подряд в самолете на подлете к Непалу, чем занимался я. Кроме того GPS еще может помогать для ответа на вопросы вроде: а что это за прекрасная гора справа?

Карта. Для ответа на этот вопрос лучше всего подходит карта. Она же поможет понять раскладку маршрута по дням, оценить свои силы, узнать где ближайший гвестхауз и сколько их вообще предстоит по пути. Карт в электронном виде нет (или они дороги, или я не нашел). Но скорее всего энергетически смартфон не потянет такого частого обращения к себе, поэтому карта нужна точно бумажная. Они в изобилии продаются в Катманду и Намче. Первым делом после покупки ее стоит "заскотчить" иначе и до середины маршрута не доживет. Стоимость карты 500 рупий (5$), но поторговавшись можно добиться 4$. Карты очень подробные и классные, на них гораздо больше обозначено троп и возможностей, чем в путеводителе (LonelyPlanet: Trekking in Nepal Himalaya) за одним НО. Все они нарисованы ДО землетрясения 2015 года. То есть получается что примерно 5% информации насчет троп и мостов в них неверна. Однако это некритично, так как турбизнес есть турбизнес, и просто возникают новые тропы и мосты в других местах, заменяя разрушенные.

Путеводитель. Я традиционно использовал LonelyPlanet: Trekking in Nepal Himalaya. Кажется, что лучшего не найти, по крайней мере в Москве. Использовал выпуска 2011(?) и 2016 годов. В них суммарно было столько интересной информации, что мы с Аленой потащили на треккинг оба, хотя казалось бы стоило только 2016. Но в старом подробнее карты и некоторые из них даже не перенеслись в новый. А вот текст на 90% одинаковый. Издание ловко вывернулось фразой что-то вроде: "После землетрясения всё могло измениться, поэтому прежде чем выйти на маршрут, уточняйте ситуацию в местных источниках". Дальше один в один текст прошлого путеводителя. Когда мы сидели в аэропорте Катманду и никак не могли улететь в Луклу, на ум пришло несколько запасных вариантов, основным из которых был трек вокруг Манаслу. Еще б денек простоя и отпраивлись бы туда. Рассказывают, что прекрасные места и трек отличный. Однако чуть позже мне кто-то мне поведал, что трек этот даже не открыт после землетрясения. То есть какой-то мост обвалился и до сих пор не восстановлен, треккеров не пускают.

Все эти гаджеты предполагается как-то заряжать. Электричество по всему треку платное. Либо по часам, либо по гаджетам. Иногда оно есть только ночью (с 20:00 до 8:00 утра). По этой причине рекомендуется:

Пауэр-банк. Я пока толком не изучил все особенности, плюсы и минусы. Конкретную модель и количество миллиамперчас отрекомендовать не смогу. У меня был огромный и красивый 50 mAh и все было прекрасно. Только один раз его заряжали там. Однако вернувшись домой он внезапно сдох. Теперь мне жалко потраченных денег, ибо срок жизни оказался что-то около 2 месяцев.

Есть еще вот такая удивительная штука.

Или с USB выходом. Продается на рынках в Катманду за какие-то копейки. В комнатах гвестхаузов никогда нет розеток, но всегда есть электрическая лампочка. В ее цоколь и предлагается вкручивать такое устройство. Никого не предупреждая разумеется, и делая независимый удивленный вид, когда во всем гвестхаузе вдруг вышибает пробки.

Прежде чем перейти к аптечке еще раз подчеркну: В сезон на этом треккинге не нужны еда, газовые баллоны, горелка, пуховик, пенка, палатка, какие-то специальные горные ботинки. Все очень просто, а от этого очень легко.


Дава в кроссовках (даже не треккинговых!) топает по леднику. За спиной - 75литровый рюкзак


Ледник Нгозумба, взгляд сверху

Аптечка.
Одна большая отдельная тема.
Состав горнопоходной аптечки можно существенно упростить, полагая, что все таки по пути у нас много цивилизации
Обязательными все равно останутся:
- Эластичный бинт
- Просто бинты и ножнички
- Траксивазин или аналоги (Траумель, Долобене)
- Йод или Перекись водорода
- Пластыри
- Левомеколь
- Пантантенол
- Градусник
- Эффералган UPSA
- Аспирин UPSA
- Анальгетики: Парацетомол, Анальгин, Кетарол, Найз (пару раз пили парацетомол просто снимая головную боль на высоте, остальное слаба богу не пришлось)
- Средства для горла (Лизабакт, Стрепсилс, Граммидин)
- Средства для желудка (Мезим, Фестал, Иммодиум, Активированный уголь)
- Капли для глаз (Левомицетин)
- Капли в нос от насморка

А вот к высотной, адаптогенной части, подошли с чувством, толком, расстановкой. Грубо говоря - взяли с собой помимо небольшой аптечки еще огромный мешок таблеток. Что там было? Как и зачем это применять? Ниже выдержки из письма нашего старого боевого товарища - mblkola. Плюс курсивом мои комментарии

Витамины+Высотно-акклиматизационная часть:

+восклицательными знаками обозначены обязательные лекарства+
+двумя восклицательными критически важные+

1. При подготовке и первые дни акклиматизации:
Феррамин-вита (или любой другой препарат железа)
Гематоген - неделю до поездки и первую неделю там
Глутаминовая кислота (аминокислота необходимая для работы мозга на
высоте) 2т/д - ел также неделю до поездки и потом по 2 таблетки уже там

2. Экстренная часть:
!!Дексаметазон
Экстренное средство, мобилизует ресурсы организма. При отеке мозга 8 мг, затем по 4 мг каждые 6 часов внутрь или парентерально. +
незамедлительно спускать вниз.
это единственное из списка, что мы проигнорировали. Я прикинул, что надо брать шприцов, потом объяснять на таможне. Что колоть правильно не умеем и диагностировать отек не сможем. Сейчас полагаю, что игнорировал зря, и лучше все-таки иметь. Начитался историй на Риск.ру

!!Ацетазоламид (он же Диакарб, Фонурит, Диамокс)
Профилактика горной болезни, головной боли - 250мг 2р/д.
Закисляет кровь, улучшает усвоение СО2 и интенсивность дыхания, мочегонное.
Побочный эффект: покалывание в конечностях и еще много всего.
Употреблять по показаниям, либо >4000-5000м, либо большой суточный перепад высоты. Средство против отека мозга.
Обязательно к каждому употреблению + доп.таблетка солей калия (аспаркам или калия оротат), т.к. мочегонное.
Кажется вес тела, как и в случае с активированным углем, имеет значение. Я кушал 1табл, а Алена пол табл. По сути, это основное лекарство и есть. В том же LonelyPlanet оно единственное упомянутое лекарство (под именем Diamox)

3. Расходная часть:
!!Аскорбиновая кислота
Ежедневно. Сут.потр.не менее 70-100 мг, при акклиматизации целесообразно увеличить. до 500мг(5таблеток) 2 р/день, в любом виде:
шипучий С, в блистерах по 10т, драже)
Антиоксидант, антигипоксичесное действие, закисляет кровь.

Остальное ежедневно в первую неделю акклиматизации, потом по
показаниям при наличии симптомов горняжки:
!Калия оротат (витамин В12) антидистрофическое, антигиппоксическое нормализует работу печени и сердца, микроциркуляцию в капиллярах (1т).
!Рибоксин (улучшение работы сердца/печени)
!Аспаркам (улучшение работы сердечной мышцы) - основной источник солей К и Мg.
!Кальция пангамат -- обладает отчетливым антигипоксическим действием (2 табл. по 50 мг).
!Метионин -- аминокислота, нормализующая работу печени при гипоксии, нормализация аппетита, усвоение жиров (3 табл/д).
!Фолиевая кислота

По сути было так: ели все по этим количествам или около того первую неделю, пока шла акклиматизация. Когда она пришла и на высоте уже дышалось-ходилось спокойно и уверенно, мы перестали все это потреблять, оставив только витамины и глутаминовую кислоту. Обратно в Москву я привез 90% заготовленных блистеров с таблетками. В итоге отправил их дальше со знакомым уезжающим этим летом на пик Ленина. Не пропадать же, у всех есть срок действия.

Но все-таки надо помнить, что никакая аптечка не поможет побороть горняшку (горную болезнь). По сути адаптогенная медицина- лишь треть мер.

Вторая часть - физическая работа на высоте, постоянное хождение куда-то или чего-то делание. Просто бессмысленные прогулки по деревне, в которую мы только только пришли. Игра в футбол с непальскими школьниками. Работающие мышцы лучше и правильнее привыкают насыщаться кислородом. Упасть и заснуть без сил - категорично неправильный метод.

Третья часть - тактическая работа)) Так называемая "пила". Стараться в сутки (без вещей, радиалкой) уходить по выше, чтобы потом спускаться в свой лагерь (гвестхауз) и спать там. Постепенно забираясь такой пилой (график где абсцисса-ордината это время и высота) все выше и выше.

По большому счету на нашем треккинге вся горняшка пришлась на первое пересечение 5000 и наши гуляния в окрестностях Чуккунга, как раз с этой целью и организованные.



После успешной акклиматизации на первом зубчике пилы, остальные прошли на ура. На самом деле более классическая пила - это постепенный рост такой лестницы.
Рисунок из путеводителя. Мы на самом деле сделали еще 2 зубчика за 5000 (Чуккунг Ри и БЛ Эверест).
Еще на этом рисунке четко понятно наше решение идти "Три перевала" против часовой стрелки, а не по, о чем мы изначально задумывались. Против часовой подход к первой 5000 гораздо глаже.



UPD в обсуждении набежала мысль о том, что все-таки если не апрель-май и не октябрь-декабрь, а другое время года - то совет насчет треккинговых кросовок не верен. Лучше чуть более теплые горные ботинки с фиксированным голеностопом. А вот кошки точно можно не брать. Если Чо Ла требует что-то на ноги кроме ботинок ( шерпы в Намче уже знают, выпал там снег или нет, что со льдом и настом) то можно сарендовать или купить вот такое чудо:


называется microspikes
если честно, то до мая 2016 не знал и не видел подобного, но я тот еще динозавр))

Дела в Катманду и полет в Луклу
Тема: Как добраться. Транспорт



Как попасть к Эвересту? Одного билета в Непал (то бишь Катманду) маловато. В былые времена путешественники и покорители неделями добирались только до долины реки Бхоте Каши Нади, по которой вверх-вверх и уже где-то там будет ледник Кхумбу. Сейчас в эпоху туризма, приносящего заметный доход Непалу, всё проще. По большому счету у Вас три варианта. Долго пешком, быстро пешком, самолетом.
 


Началом пути я называю Луклу. Надо понимать, что трек с нормальной акклиматизацией Лукла-подножие Эвереста-Лукла (EBC trek) занимает 16 дней. Ниже описаны пути попадания в Луклу:

1) Долго пешком
Автобусная заброска Катманду-Джири. Далее уже можно выходить на 7-дневный трек Джири-Лукла, но многие предпочитают проехаться вместо первого дня чуть далее на местном транспорте до деревни Шивалайя. Тогда трек превращается в 6-дневный.
Плюсы:
- При подходе к Лукле у вас уже скорее всего отличная акклиматизация для высот уровня 3000-4000 (ее все равно придется в Денгбоче наращивать к 5000-м высотам)
- Примерно раз в 20 дешевле варианта с самолетом до Луклы
- Народу мало. Нет столпотворений (многие облетают его и сразу в Луклу)
Минусы:
- Длительность. Если у вас отпуск протяженностью месяц и более - самое то. А если три недели, то вероятно до Эвереста не успеете добраться
- Лишняя плата за НацПарк Гауришинкар

2) Быстро пешком
Автобусная заброска до Саллери. Дальше тропа вверх выходит на трек Джири-Лукла в деревне Рингму. Итого получается трек 3-дневный, хотя некоторые спортсмены описывают его как 2-дневный. Именно этим путем большинство неместных непальцев, работающих гидами и портерами, попадают в НП Сагармтха. Этим же путем шерпы несут все грузы (человеческий транспорт дешевле авиационного).
Плюсы:
- Примерно раз в 15 дешевле, чем самолет
- Акклиматизация тоже набирается. Не так здорово как на шивалайском треке, но набирается.
Минусы:
- Толком малоизвестный туристам трек. По этой причине нет никакой информации об автобусах и ценах до Саллери (Но ее можно уяснить путем опроса непальцев в Катманду).
- Поездка что туда, что обратно на целый день и крайне изматывающая. Стартовать можно только в 6-7 утра. Следующий шанс будет только через сутки.

Про народность шерпа я буду писать и далее, но здесь вот пришла мысль о пользе образования. Выучил английский - работаешь гидом, поваром или портером (не очень тяжелых грузов). Не выучил английский - твоя участь таскать тяжеленные баулы, бревна, строительные блоки и прочее... Возможно поэтому все шерпа (да вообще все непальцы) так старательно занимаются обучением своих детей. Последние крохи на новый учебник и новую школьную форму. Как папа Карло.


Мотивационная картинка для двоечников по инъязу

Самолетом
Из аэропорта Катманду сразу в Луклу
Плюсы:
- Огромная экономия во времени
Минусы:
- Стоит от 147 до 160 долларов в одну сторону (в зависимости где покупать)
- Полет не гарантирован никогда, зависит от погодных условий
- Довольно сложная система подтверждения обратного вылета. Надо в предыдущий день связаться с авиакомпанией и подтвердить. Дело в том. что треккинг есть треккинг, планы меняются и никогда нет гарантии, что пассажир сядет. Лучше ушлая компания продаст это место кому-то другому.
- Проблемы с акклиматизацией (от 1400 в Катманду сразу оказываешься на 2800). Тут стоит отметить, что тропа сразу после Луклы уходит вниз на 2400, поэтому лучше даже не останавливаться в луклинских лоджиях на "отдохнуть-акклиматизироваться", а пройти пару часов по тропе, оказаться ниже и спать уже там (мы так и сдедали)

Все три варианта естественно рассматриваются и на предмет выброски от Эвереста. И, что логично и интересно, сброска-заброска идет разными вариантами. Для нас единственный плюс самолета перечеркнул все его минусы и плюсы остальных вариантов. Обратно полетели так же, это скорее психология. Когда напахавшиеся организмы, выполнив все основные задачи просто не захотели пахать еще пару лишних дней и отправились прямиком в Катманду, к жратве, выпивке и теплому душу. (между строк читаем: к любимой семье побыстрее)

Итак. У нас вариант три. Катманду-Лукла. Про него и расскажу. Остальные кажутся очень интересными, но переписывать сюда абзацы из путеводителя не буду...

Катманду
Я прилетел в 9 утра 5 мая. Алена прилетала 22 вечера тоже 5 мая, а на 6 мая мы уже заранее взяли билеты в Луклу. В мае, и особенно апреле, вроде как стоит брать их чуть заранее, ибо сезон. Почему так "со свистом" мимо Катманду и прочих его акклиматизационных возможностей? Как то пища, высота, климат и вообще... Ну мы просто очень любим горы, оба уже нормально так ранее бывали в этом Катманду, и к тому же настроили наполеоновских планов на треки, которые с трудом помещались в отведенное время. Поэтому первый из наполеоновских планов в устах Алены звучал так: "Ну-ка, Димыч, организуй нам все пермиты (без моего паспорта) и наменяй 2000usd, пока я сижу на пересадке в Дубае". Я охренел, вздохнул и согласился. Назвался груздем - полезай в кузов. Назвал себя альпинистом - вперед.

Селятся в Катманду все буржуи (русские в том числе, даже бедные) - в районе Тамель. Я еще не встречал ни разу ни одного человека, бывавшего в Катманду и не жившего при этом в Тамеле. Однако тактику сменил на ближайший к аэропорту адекватный отель, коим казалсяMeridian Suite. Его здание даже видно, как выходишь из аэропорта. Наверное он чутка подороже прочих вариантов (особенно тамельских) и обходился нам в 21$ доллар с носа на ночь. Но это был по непальским меркам шикарный отель в три звезды. С хорошо работающим душем, кондиционером и более чем одной розеткой. "Точно не клоповник", - сказала Алена и осталась впечатлена настолько, что по возвращению с трека мы провели в этом отеле еще две ночи, так и не рванув в Тамель. Кстати цену эту задал сайт Букинг.кома и у меня закралось подозрение, что прийди мы сами на ресепшн без брони, при должной толике очарования и меркантильности могли бы получить цену получше. Не лишним будет сказать, что нас все эти 4 проведенных там ночи облизывали, носили наши чемоданы, и даже отправили в аэропорт на такси за счет заведения. Что, правда, казалось совершенно бессмысленным, ибо все наши многочисленные ходки в аэропорт и обратно длились 5-10 минут. Кстати, местный мальчик-коридорный был на столько вылитый коридорный из "Гранд-Отеля Будапешта", что чаевых мы ему надавали даже не помню сколько. Немудрено, что через 20 дней он нас узнал и еще более радостно таскал все наши вещи, оставленные в камере хранения, в наш новый номер.


улицы Катманду - воплощенная в реальность сумасшедшая фантазия маньяка-электрика

За Пермитами
Пермитов в Непале бывает два вида. Первый - TIMS, что означает Trekkers' Information Management System. Его обязаны иметь все, ходящие по непальским горным тропам. Вот, например, гуляешь себе по Катманду, случайно забрел за город, уже пермит. На самом деле все не так строго (уж точно не как с регистрацией в былые времена советского туриста). TIMS нужен только на основных треках. Но там его проверяют. Вспоминая бурную молодость, где было и обхождение егерских постов и путешествия на электричках от Москвы до Карпат или Крыма, мне хотелось конечно обойти TIMS и тут. Так вот, не стоит, даже если вы молоды. Во-первых огромная потеря времени на скалолазание в джунглях (посты поставлены так, что их обойти сложно: справа скала, слева река), а во-вторых постов много, не только на входе в НацПарки, а может быть просто посередине. Если уж как-то хитрить, то надо подходить большой группой и предъявлять не полной набор своих пермитов (обычно сдаваться идет гид или руководитель). Но мне показалось, что оно того не стоит. Просто отдай 2000 рупий (20$) и все... Второй пермит - это вход в НацПарк. Конкретно у нас - НацПарк Сагармаха (здесь и Гокьо, и Эверест, и Айленд Пик, и Три перевала). Стоит он 3500 рупий.

В Катманду все эти бумаги можно оформить в Nepal Tourism Board. Здание в центре города. Работает непредсказуемо. Закрыто по воскресениям и непальским праздникам (привязаны к лунному календарю). Офисы TIMS с 7 до 19, а офисы НацПарков с 9 до 14. В общем, все мне удалось, хотя пришлось бланки переписывать несколько раз, ибо я постоянно совершал ошибки, путал данные виз и паспортов. С собой надо иметь фотографии. А вот отсутствие второго участника, как и данных его визы не помешало. Возможно потому, что в царящем вокруг хаосе приемщик документов смотрел более внимательно в миску лапши на своем столе, чем на мои бумаги. Всё про всё заняло у меня минут 40 и завершилось аккуратно с захлопывающейся дверью офиса Сагарматхи.



Дальше прогулка пешком в центр города, покупка непальских денег, фруктов и карты треккинга. Везде можно и нужно торговаться. Даже в обменнике! В итоге приносят пачки купюр скрепленные степлером (так удобнее хранить). Пересчитывать свои 2000usd в непальском эквиваленте мне пришлось 10 минут. Не обманули. Впрочем, тут как-то не принято обманывать и воровать. Максимум поторговаться. Видимо религия располагает...




Пермиты, несколько пачек денег с резиночками под степлером и карта - мой улов первого дня

Устроить себе продолжительную экскурсию по лабиринтам Тамеля и Катманду я не смог, уж больно спать хотелось. Как и не смогу сейчас Вам рассказать про непальскую столицу, отложу этот пост напоследок, когда уже действие всего путешествия вернется обратно в Катманду. После полнейшего несколько-часового беспредела, представляющего из себя сон на шикарной кровати с перерывами на маленькие сладкие бананы, наступило время встречи Алениного самолета. В Непале довольно странный роуминг, его либо нет, либо адски дорогой (о чем приходит извинительная смс-ка). В общем, созвониться нет шансов. Встречаться зачем то договорились в аэропорту. Распихав толпу других встречающих непальцев и ограничивающих их полицейских я с видом невозмутимой скалы стал на самом хлебном месте (где обычно стоят дяди в жилетках с мантрой "ом мани такси такси". А Алена не пришла! Табло также отсутстовало. По-хорошему, надо было бы пойти его поискать, но если самолет уже полчаса как сел, то на табло его уже нет, а покинув хлебное место - рисковал пропустить встречу. Поскольку рейс из Москвы был пересадочный, то например, толпа русских туристов (которую всегда можно идентифицировать) не появится. В итоге, стоял как полный идиот, долго стоял. И когда уже решил было двинуть в гостиницу (ее название она знала), ровно через 30 секунд в толпе арабов появилась Алена. Рейс просто задержали в Дубае (а я был уверен, что уже села и какие-то проблемы с багажом или таможней). Все, теперь точно можно спать, ибо через 6 часов самолет в Луклу.

Самолет в Луклу
Мы с Аленой путешествуем вместе не часто. Последний раз - два года назад. Тогда мы в Ташкенте перепутали Терминалы аэропорта, но каким-то чудом успели. История повторилась один в один. Заняв очередь среди европеского вида людей с рюкзаками на вход в еще не открывшееся здание аэропорта несколько раз спросил окружающих "сюда ли стоять в Луклу?". Потом я тоже самое спрашивал у сотрудника, просто махнувшего на едва открывшуюся дверь, куда ломились все пассажиры. И лишь спустя 20 минут, пройдя два кардона и не увидев на табло Луклы я что-то заподозрил. После чего состоялся спринтерский забег в сторону Domestic terminal, который был не очень далеко, но минут 5-10 бег занял. В итоге на стойке регистрации мы были за 15 до вылета, но как ни странно багаж был принят, а квиточки получены.

Вокруг тем временем творился настоящий Вавилон и Хаос. Аборигены всех возрастов с котомками, треккеры всех степеней крутости с рюкзаками, портеры и шерпы с экспедиционными баулами. Я спас какого-то человека, обронившего свой квиток на пол и стремительно ушедшего в дальний угол зала ожидания. Уровень досмотра здесь таков, что можно было смело пронести на борт топор или точнее кхуркхи (традиционный нож народности кхуркхи). Громкоговоритель постоянно извергает фразы на непонятном языке, перемешивая его с ломаным английским. Кроме рейсов в города (около десятка разных) есть еще просто туристический обзорный Mountain Flight (посмотреть на Эверест с воздуха). Эти рейсы чаще других и не отменяются, так как сажать на полосу в горах их не надо. Вся надежда что-то понять - это выцепить вглядом в толпе людей, которые точно также как и ты, летят в Луклу, после чего следить за ними. Желательно возле выхода, потому что около него сотрудники аэропорта иногда громогласно объявляют рейс и город. Рейс важнее выцепленных людей, рейсов в Луклу сегодня 5 (или около того). Дежурили мы по очереди, второй участник в это время спал. Спать очень хотелось! Джетлаг и просто усталость трудовых будней. Атмосфера больше напоминает автовокзал, а самолеты - маршрутки, куда грузится по 15 человек. Только типичных для Азии зазывал не хватает и помошников водителя, хлопающих по бортам своего транспортного средства. Скоро стало понятно, что наш самолет задержан из-за нелетных условий в Лукле. Полет самолетом в Непале - это всегда лотерея. Непредсказуемая, как изменчивая погода в горах. Опытные путешественники рекомендуют молиться и вводить в расположение непальских богов. Сами же непальские авиадиспетчеры в Катманду звонят на мобильный коллегам, сидящим в башне Луклы, и решают что и как...

Часа через четыре появлялись какие-то агенты и стали уводить выцепленных взглядом людей на вертолет. Вертолет - это опция, работающая даже в непогоду. Надо только доплатить к билету 200 долларов. Но поскольку мы не моли билеты сдать (заплачено карточками и деньги возвращаются на нее), то для нас вертолет вставал в 350 долларов. И даже когда его цена упала до 250 (продавец при этом очень просил не говорить соседям по вертолету эту цену) мы, поспорив, удержались от трат сверхзапланированных. И тут же едва не уехали автобусом в Покхару, чтобы начать трек Манаслу. Но тоже передумали и отправились спать. В итоге спустя 8 часов мытарств в Зале ожидания какой-то грузчик переоформил нам наш билет на следующий день. "В любой непонятной ситуации иди спать" - совершенно правильный девиз для 6 мая 2016-го года.



Краткий гайдлайн насчет полетов внутри Непала (в направлении Лукла)
1. Самолеты вылетают волнами. Время полета в одну сторону - 45 минут. Первая волна в полседьмого утра. Сразу несколько авиакомпаний отправляют в Луклу свои борта. Вторая волна около 9, третья около 11-12, четвертая около 14. Дальше считается, что погоды нет. Оно обычно так и есть в горах: первая половина дня ОК, вторая не очень. Полагают, что если у вас билет на первую волну - то улететь шансов больше. Во вторую волну (при непогоде в первой) летят как раз самолеты первой волны. При этом все равно происходит полный бардак и неразбериха (слава богу только с точки зрения пассажира, а не авиадиспетчера). Внутри салона в итоге может оказаться смесь людей из разных волн и даже авиакомпаний.
2. Авиакомпаний несколько. При нас были GOMA, TARA, SITA, BUDHA. Что и как будет в следующий раз - неизвестно. Надо покупать в самую большую (она же самая надежная). Считается, что это YETI Airlines (TARA Airlines - это ее зеркало). У них просто больше всего самолетов, быстрее вас отправят, если не удалось с вашим рейсом.
3. Билет, купленный на сайте - дешевле (147usd). Билет, купленный в офисе самой авиакомпании (при том что его бронировал оператор на том же сайте) обошелся в 161usd. Но есть несомненные плюсы. Все билеты сдаются без штрафов, прямо в самих аэропортах. Если куплено в авиакассе (особенно "родной"), то есть шанс получить эти деньги на руки, и поехать, например, автобусом. Второй плюс в том, что при покупке обратного рейса непосредственно перед ним самим уже не так важно, когда трек завершится. Реальная продолжительность трека индивидуальна для участников и даже более непредсказуема, чем погода.
4. Посадка произвольная, в том порядке, как пассажиры залезают внутрь (маршрутка же!). Если летите в Луклу - садиться надо по левому борту. В Катманду из Луклы - по правому. Тогда в иллюминаторе будет Главный Гималайский хребет (если непальские боги облачности позволят).
5. Самолеты тут несомненно разбиваются. Раньше было чаще, сейчас стало получше, падают раз в 4-5-6 лет (то ли техника получше, то ли пилоты). Давно, кстати, ничего не падало (с 2012-го), так что любителям статистики стоит поостеречься. Всем же остальным (и в первую очередь себе самим) другая математика: с учетом количества этих рейсов в день и того, что в салоне 15 человек, данные не совсем удручающие. В конце концов летим в горы. В горах тоже много чего случается..


Стюардессы разносят конфетки и кусочки ваты. Вату положено вставлять в уши




Можно посмотреть, что там впереди у пилотов... Никаких автопилотов и автоматических навигаторов. Все делается вручную. Как мне показалось один опытный пилот и один стажер.


Рядом с Трибхуваном (аэропорт Катманду) - буддистская святыня Боднатх. Самый большой чортен в мире. Отлично виден из иллюминаторов (сидя слева)





Прилетели!


Взлетная полоса Луклы короткая. Чтоб как-то удлинить пробег, катящийся самолет лихо заворачивает на парковку. Там высадка пассажиров-выгрузка грузов, чай пилоту, посадка пассажиров-погрузка грузов, и полетели обратно. Дозаправки нет. Вся процедура занимает 15 минут.








При вылете из Луклы самолет разгоняется и ныряет в пропасть, постепенно выруливая оттуда. До свеженького эпизода из Старктрек3 конечно далековато, да и не каждый самолет нынче ныряет, многие успевают оторваться еще на полосе... Но все равно здорово.


Обратно возвращаемся. Погода вроде ок, как нам казалось, даже солнце светило с утра. Первая волна ушла, мы были во второй. Полил дождь и вторая волна осталась сидеть. Было ощущение, что опять на сутки, однако спустя 3-4 часа вылетели. Погода все это время была примерно такая, сидели и гадали к добру или нет. И только диспетчеры в желтой башне знали, отпущен ли самолет из столицы.


Опытный пилот отдыхает, пока в нос самолета загружают грузы.


Конец мая. Сезон заканчивается. По крайней мере из Катманду в Луклу никто не летит. Вместо пассажиров летят грузы: железные арматурины и пиво. Пиво! В самолете, просто потому что нет пассажиров. Вскоре это пиво окажется за спинами портеров и понесется в сторону Эвереста.








Главный Гималайский оба раза у нас был плотно зашторен облаками. В окошко выглянула одна вершинка.


Плотная застройка Катманду, вид сверху. Понятно, почему последствия землетрясения 2015-го были столь ужасны.
Комментарии
Юрий Жерняк13.02.20, 14:35
Сколько по времени заняло? 
Ivan30.06.17, 15:26
Отличный рассказ. жаль поздно увидел и немного бы помог выбрать трек, подготовиться. 
Жили кстати у Ступы, там как раз глиссада проходит, ну очень тихое место выбрали по отзывам :)
ходили к Канченджанге в апреле, никакой толкотни, хозяева гестов сторожат на входах хоть кого то.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Славин