Полезные заметки 'Такая огромная и загадочная Турция'

Турци 2008-07-11 21-51-09 Турци 2008-07-11 21-51-09
Турци 2008-07-12 09-32-06 Турци 2008-07-12 09-32-06
Турци 2008-07-12 12-34-12 Турци 2008-07-12 12-34-12
12.07.08 г. Суббота. День третий. Сочи.
В 9 утра мы уже проснулись. К нашему ночлегу пришли свиньи, посмотрели на нас и пошли по дороге дальше. Место, в котором мы ночевали, теперь уже не смотрелось таким зловещим, как вчера в темноте. Невдалеке шумела горная река. Пока мы умывались и готовили себе завтрак, мимо нас по дороге несколько раз туда и обратно проехало такси. Мы решили съездить и посмотреть, что там дальше по дороге. Оказалось, что дальше находится очень живописное кафе в лесу у горной реки. Туда-то и ехали люди. Мы проехались ещё дальше. Там было много людей с палатками, они тоже там ночевали. Дорога очень живописная, уходящая всё выше в горы. Далеко мы не поехали, так как нам надо было в морвокзал Сочи за билетами ехать.
Дизель. Заправились в Догомысе. 64,28 л. 1600 руб.
В 12:21 мы уже были в Морвокзале. Прямо в центральном зале Морвокзала находится две конторы, которые занимаются продажей билетов на паромы, уходящие в Турцию. В одной фирме был паром «Принцесса Виктория». Он отправлялся на следующий день в субботу. Но прямо перед нашим носом кончились места на машину на этом пароме. Нам пришлось обратиться в другую фирму. У неё ещё два парома «Эрке» и «Аполлония-II». Аполлония отправляется только вечером в понедельник. Но другого выбора у нас не было. Мы купили билеты на Аполлонию. Цена взрослого билета в двухместной каюте 2600 руб. Для ребёнка скидка 50%. Переправить машину 10000 за легковую. А так как девушка в кассе не знала, что такое минивен, то мы заплатили тоже 10000 руб. Вся эта тягомотина с покупкой билетов заняла у нас часа три. Было жарко и мы сразу же пошли на пляж рядом с Морвокзалом.
Небольшое отступление по паромам.
1. Автопаром рейсом Сочи - Трабзон т/х «Принцесса Виктория». Справки по тел. 609-617 (в Сочи). Агент Олег 8-918-408-94-53. Документы, необходимые для перемещения транспортных средств через таможенный пост «Сочинский морской порт»:
• Ксерокопия загранпаспорта РФ собственника (или лица, действующего по генеральной доверенности с правом выезда за границу)
• Ксерокопия технического паспорта транспортного средства с обоих сторон.
• Заполнение таможенной декларации в двух экземплярах, с обязательным указанием сведений о транспортном средстве на обороте.

2. Рейсы Сочи – Трабзон т/х «Аполлония-II» и т/х «Эрке». Телефон фирмы в Сочи 609-702. По вопросам перевозки автомобилей и оформления документов обращаться по тел. 8-918-993-47-17.

Мир тесен

Водопад_3 Водопад_3
Весь день было солнечно. Температура воды +24.
Пляж не плохой, народа довольно много, но без проблем найти себе местечко. Дети понеслись купаться. Вода чистая, не как в Лазаревском. Я тоже искупалась. А вот души на этом пляже платные – 20 рублей с человека и тебе дают ручку крана, чтобы включить душ. У нас была только 1000-рублёвая бумажка, у ребят не было сдачи. Они предложили нам всей семьёй за тысячу мыться под душем сколько угодно целую неделю. Но мы не собирались оставаться в Сочи на неделю, тогда они разрешили нам помыться бесплатно. Мы с Игорем сходили в Суши-ресторан, отметили покупку билетов. По всему получалось так, что мы зависаем в Сочи на три дня. Так у меня и было решено в первоначальном плане поездки. Теперь включается в силу план Б по осмотру Сочинский достопримечательностей.
После пляжа мы пробежались по магазинчикам, которые расположены вдоль пляжа. В них продавались такие классные летние вещи. Я в Москве ничего подобного даже не видела. Вещи классные, а вот цены московские. Мы там только Кристине новый купальник купили. А в то время, пока мы осматривали магазины, Игорю позвонил его друг Роберт. Оказывается, он со своей будущей женой Тэххи сейчас работает в Сочи. Они ехали и увидели машину Игоря. С этими ребятами Игорь вместе в мае в Казахстан ездил. Вот так тесен мир и вот так сильно нам повезло, потому что они пригласили нас к ним в гости переночевать. Это было просто везение!
Вечером уже в начале девятого мы приехали в парк Ривьера. Это огромные парк аттракционов. В этом парке можно купить за 600 рублей карточку на все аттракционы. Только она действует в течение 2 часов. Но это выгодно, если считать, что вечером один аттракцион стоит 120 рублей. Мы купили карточки и стали, как сумасшедшие, бегать с одного аттракциона на другой. Уже стемнело, всё было в огнях, очень красиво! Запомнились последние аттракционы. Один из них был похож на трёшку в ВДНХ. Или что-то вроде аттракциона «Дискотека» только на высоте. Там мне было так реально страшно, мне казалось, что дети выпадут оттуда. Они тоже испугались. Честно говоря, словами это не передаваемо, единственное, что я там могла крикнуть, это: «Пи, пи, пи» А вот последний наш аттракцион были лодочки на воде. Ещё когда мы с Игорем были в Ялте в 1998 г. Мы в парке аттракционов видели этот аттракцион. На нём катались дети. И тогда я подумала, что когда-нибудь у нас тоже будут дети, и они тоже будут кататься на курорте ночью на таком аттракционе. И в этот день я просто увидела воплощение своей давней мечты.
Накатались мы вволю и уже в половине двенадцатого ночи мы приехали на квартиру к Тэхи и Роберту. Детей уложили спать, а мы ещё немного поболтали и потом тоже легли спать.

Красная поляна

Красна полна_16 Красна полна_16
Красна полна_17 Красна полна_17
Красна полна_18 Красна полна_18
13.07.08 г. Воскресенье. День четвёртый. Красная поляна.
Встали в 9, часов в 10 мы выехали на пляж. Было решено искупаться, а потом поехать на Красную поляну. Поехали искать пляж поближе к выезду из города. Нашли. Ужас. Лечь негде. Вроде пристроились, а оказалось, что рядом из огромной трубы льют воду – такой типа массаж за деньги. И когда её льют, капли этой почему-то, как мне показалось, не очень чистой воды, попадает на лежащих рядом людей. Рядом был платный пляж, он стоил 1000 рублей на человека за день, но для нас это очень дорого. Дети пару раз окунулись, солнце зашло за тучи, и мы решили уезжать оттуда. Позавтракали в местном кафе на 800 рублей яичницей с чаем (после этого Игорь сказал, что завтракаем теперь всегда своими силами) и поехали на Красную поляну.
В 13:00 мы были уже в посёлке «Красная поляна» (С 43 40,613 В 40 17,091), который находится на высоте 550 м. над уровнем моря. Там мы поставили машину на платную стоянку (100 руб.). Переоделись в спортивную обувь. Это надо делать обязательно. Во-первых, чтобы не соскочили тапочки с ноги во время езды на подъёмниках. А во-вторых, гулять по самому верху горы без спортивной обуви невозможно. Там даже запрещающая табличка стоит, что вход строго только в спортивной обуви. В тапках там лазить опасно. Потом мы намазались кремом против загара, потому что в горах легко обгореть, хотя жары и не чувствуется. Хотя у меня нос всё равно потом покраснел, что было бы, если бы мы не мазались. Покрыли плечи и головы. Подготовленные, мы пошли в кассу. Народу довольно много, но очередь идёт быстро.
Всего там четыре этапа подъёма, т. е. четыре подъёмника. Первый поднимает на высоту 790 метров. По два кресла рядом, садиться надо на ходу. Кресла открытые, т.е. ногами ты болтаешь над землёй. Как только сел, надо перекинуть через себя цепочку (как на цепочных каруселях). Выскользнуть под этой цепочкой легко, но только, если сам этого захочешь. Подъёмник едет очень плавно, не раскачивается, и всегда ты едешь ровно, не наклоняясь. Не слишком высоко от земли метров 5 мне кажется, иногда больше. Но мне всё равно было немного страшновато, и я всё время держалась рукой за поручень. Особенно страшно, потому что со мной рядом сидела Кристина, и мне всё время казалось, что она выскочит и упадёт. Поэтому я ей не разрешала поворачиваться, а только сидеть прямо и смотреть по сторонам. На втором подъёмнике со мной ехал Кирилл. Потом же они спорили, кто поедет с папой, а кто со мной. Со мной ехать никто не хотел, потому что я нервная и не разрешала даже головой вертеть. Второй подъёмник поднимает на высоту 1144 метра. Третий на высоту 1561 метр. Ну и последний (самый страшный и крутой подъём) на высоту 2238 метров. Но зато на последнем подъёме можно видеть снег на вершинах гор, какие-то красивые цветущие горные кусты. Вид потрясающий!
Протяжённость подъёмников 50 км. Подъём занимает 50 минут, но это только езды. В результате получалось, что при пересадке на следующий подъёмник приходилось снова стоять в очереди по минут 10-15. Мне было страшно, когда один раз подъёмник остановился, и мы зависли посередине, через пару минут он снова поехал. А один раз канатку остановили из-за меня с Кириллом. Когда мы поехали, то пристегнулись, как всегда цепочкой. А когда уже начинаешь подъезжать к выходу надо цепочку снять. Так вот я сняла свою цепочку, а Кирилл свою снять не может, попробовала я, а она заела и не снимается. И вот тогда, когда мы были уже на площадке, работник остановил весь подъёмник и помог нам отстегнуть цепочку. А то бы нам пришлось ехать обратно вниз. Так бы и катались туда сюда.
Цена на взрослого составляет 800 рублей на четыре подъёмника, 400 рублей детский. Можно купить только на один или на два. Билеты предъявляются только при подъёме, при спуске билеты не нужны. Так что можно пешочком подняться и спуститься бесплатно ?. Когда мы ехали, некоторые шли внизу пешком, мы видели. До третьего подъёмника можно на машине проехать, а на самый верх, по-моему, нельзя. А ещё в конце то ли второго, то ли третьего подъёма, сидит фотограф и фотографирует всех подряд и говорит вам номер. Потом при спуске можно эту фотографию купить. Стоит одна фотография 200 рублей, формат А4. Но фотки получились просто супер, на фоне гор мы едем на подъёмнике, мы взяли две штуки.
На самой верхотуре можно за дополнительную плату (50 рублей) сходить погулять по верхушкам гор. Мне эта прогулка понравилась особенно. Там местами лежат ещё целые глыбы снега. На некоторые можно зайти, чтобы сфотографироваться. Мы даже снежками немножко покидались. А ещё там очень красивые горные растения, цветы какие-то, названия я их не знаю. Прогулочная тропа заканчивается щитом с надписью: «Внимание! Пограничная зона! Въезд (проход) по пропускам и документам, удостоверяющим личность». Оттуда уже видна Абхазия. Виды открываются потрясающие, прогуляться обязательно стоит.
А вот что меня потрясло сильнее всего, так это спуск, особенно с самой верхотуры до третьего уровня. Когда мы ехали вверх, то всегда казалось, что мы едем невысоко, так как дорога проложена так, что всегда едешь на одной примерно высоте от земли. А вот когда спускаешься, то ты понимаешь, что находишься на высоте 2238 метров. Дух захватывает. Такой вид, простор, горы, облака! Но долго я смотреть не могла, мне было очень страшно, и я просто закрывала глаза. Поеду так с закрытыми глазами и думаю, надо смотреть, такое где ещё увидишь. Открою глаза, посмотрю по сторонам и опять закрываю. Но это только я, дети почему-то так не испугались, Игорь тоже. Зато на остальных подъёмникам потом уже едешь спокойно, совсем не страшно.
Подъём, спуск, и прогулка заняли довольно много времени. И приезжать на Красную поляну надо это учитываю. Последний подъёмник на четвёртый уровень отходит в 15:30, а последний спуск в 16:50. Так что очень хорошо, что утром была не солнечная погода, мы не стали купаться и поехали на Красную поляну. А то приехали бы мы позже, могли бы всё не попробовать.
В самом низу есть ресторанчики и кафе. Но мы пообедали в столовой, очень вкусно и дёшево 1018 рублей на четверых. Ну, плюс ещё соки, воды и мороженое на 200 рублей.
В 18:00 мы уже вернулись в машину.

Джипинг на водопад

Водопад_11 Водопад_11
Водопад_12 Водопад_12
Водопад_13 Водопад_13
Около кафе мы встретили Роберта и Тэхи. Они приехали на джиппинг. Рядом со стоянкой стояло много Уазиков с открытым верхом. На них организовывали экскурсии на водопад в горах. Стоила эта экскурсия в районе 500 рублей на человека. Тэхи и Роберт поехали на экскурсию за деньги, а мы решили поехать за ними на своей машине. Водители нас отговаривали, говорили, что мы может там и пройдём, но машину лучше пожалеть. Но Игорь сказал, что поедёт. И вот мы помчались за Уазиком. Такое ощущение, что водитель специально очень быстро гнал, чтобы мы от него отстали. На некоторых поворотах мы определяли, куда ехать по пыли на дороге. А дорога тем временем пошла в гору, да так круто, как нам потом сказал водитель, кое-где уклон 40 градусов. Действительно очень круто, но на фото и видео этого совершенно не чувствуется. Ощущения потрясающие. Но дорога в Абхазии на Гегский водопад была более страшной, из-за того, что с боку был обрыв, в него просто невозможно было смотреть. Здесь же дорога была круче, но проходила она не вдоль обрыва. В итоге мы естественно доехали до водопада (С 43 39,157 В 40 16,342), даже горную речушку переехали. Я, конечно же, визжала и говорила, что дальше ехать не надо, но мы доехали. Водопад очень красивый. Рядом с водопадом ещё лежит целая глыба снега. Водитель рассказал, что в июне здесь арка снежная была. Папа с детьми, Тэхи и Роберт полезли к водопаду, мне в этот раз лазить не хотелось, и я осталась внизу. Дорога обратно вниз была не менее захватывающей. В 19:40 мы уже были внизу и поехали в Сочи.
Когда ехали в Сочи, у нас произошло ЧП. Вдруг машина задымилась, пришлось экстренно останавливаться. Оказалось, что из-за того, что дети бесились в машине, они ногами двинули по розеткам. Что-то там закоротило и задымилось. Игорь быстренько что-то там отсоединил, но после этого у нас уже не было розеток и постоянно приходилось где-то подзаряжать видео камеру и аккумуляторы для фотоаппарата.
В Сочи мы заехали к поющим фонтанам, которые почему-то в это время не пели. Мы поехали домой к Роберту и Тэхи. Они нас приютили ещё на одну ночь. Вечером в Сочи очень хорошо, прохладно. В десять вечера мы уже добрались до дома. Детей уложили спать, а сами устроили застолье. Тэхи и Роберт очень интересные люди, я рада, что с ними познакомилась.

Трабзон. Монастырь Сумела.

сумела_28 сумела_28
сумела_29 сумела_29
сумела_30 сумела_30
14:41. Наконец-то мы едем!
Турция. На спидометре 176620.
Выехали в город и первым делом стали искать денежный автомат, чтобы снять с карточки деньги, потому что турецких лир у нас не было. Все деньги мы хранили на карточках, снимали небольшими суммами. Так безопаснее. Автомат нашли довольно быстро. Хотя всё необычно, новый город, все надписи на-турецком. Игорь снял денег и мы поехали на юг к монастырю Сумела. Это была первая нами запланированная точка пребывания.
Печатной карты мы ещё не купили и ехали в начале только по GPS. Нужный поворот нашли без проблем. Нужно было доехать до города Мачки (от Трабзона 46 км.) и повернуть налево. Там вообще проблем с указателями нет нигде. Мы всегда всё находили. Особенно когда мы поняли, что на коричневых указателях у них указаны достопримечательности. Дорога шла в горах, вокруг очень красиво. Сами горы напоминают Кавказские, как в Сочи и Абхазии, но они покрыты больше хвойными деревьями, а у нас лиственными. Ехали довольно долго, дорога петляет, мне даже показалось, что мы едем не туда. Но в итоге мы подъехали к въезду, в будке сидел турок и собирал дань за въезд на территорию. Видимо дальше была уже какая-то заповедная зона. Мы заплатили 8 лир за въезд машины и поехали дальше. Ещё немного проехали. Там большая стоянка, много народу, сувенирные магазинчики, кафешки. Проехать и не заметить невозможно. Мы припарковались. И начали свой подъём к монастырю (C 40 41 21.58 В 39 39 30,04).
К монастырю можно добраться двумя путями. Первый это оставить машину на нижней стоянке и дальше пойти пешком. А второй для ленивых или пенсионеров. На машине можно подъехать выше к монастырю, там тоже есть стоянка. От второй стоянки остаётся пройти всего метров 200 по плоской поверхности и подняться лишь совсем немного. Игорь хотел ехать ко второй стоянке, но я решила, что надо прочувствовать жизнь монаха, живущего в наскальном монастыре. И мы пошли пешком. О чём я совершенно не жалею. Подъём довольно долгий и крутой, мы поднимались около 40 минут. Рекомендуется одевать спортивную обувь. Сама трапа очень красива и живописна, везде хочется остановиться и сфотографироваться. Снизу монастырь не виден, он открывается лишь, когда поднимешься довольно высоко. Вид захватывает. Скала, а на ней стены монастыря с окнами. Что-то подобное мы видели в Абхазии, когда ездили на Форелевое хозяйство, но к тому монастырю никак нельзя подняться, а здесь в него можно зайти!
Мы поднялись наверх. Монастырь находится на высоте 1373 м. над уровнем моря. Игорь на телефоне замерял. Там всё цивилизованно. Есть платный туалет (50 копеек с человека). Вход в сам монастырь стоит 5 лир за взрослого (это где-то 100 рублей), дети бесплатно. Дети в Турции практически везде, за исключением лишь пары мест, проходят бесплатно. Не знаю только до какого возраста. Но до 12 точно.
Монастырь поражает воображение. Это такая огромная ниша в скале, заделанная стенами в несколько этажей. Внутри довольно просторный внутренний дворик и церковь с прекрасно сохранившимися росписями. Практически во все помещения можно было заходить. Мы смотрели из окошек вниз, как настоящие монахи. Вид из окна открывается потрясающий: обрыв и горы с облаками.
Когда мы были около монастыря, ко мне подошёл один турок и спросил: «Митсубиси?» Я его не поняла и сказала об этом. Тогда он снова спросил: «Рус?» Я ответила да. И он сказал мне «Спасибо». Наверное, он увидел внизу на стоянке нашу машину Митсубиси с русскими номерами. А догадаться, что именно мы приехали на этой машине было не трудно. Туристов-то там было много, но в основном все турки. Русских там точно не наблюдалось. Поразили некоторые турчанки, которые были одеты все в одном стиле, хоть и были не вместе. Не смотря на жару, на них были одеты длинные в пол юбки или брюки, и длинные кожаные куртки. На голове косынки. Видимо они все из одного района Турции.
Мы всё облазили и двинулись в обратный путь. Спускаться было намного легче. В 17:40 мы уже сидели в машине.
Отступление. Монастырь Сумела (Sumels). Монастырь основан в IV в. Двумя греческими монахами, монастырь стоит на крутых, заросших лесом склонах горы Мела. Внушительный монастырский фасад XVIII в. Последние монахи покинули монастырь в 1923 г., когда греки при «обмене населением» покидали Турцию и возвращались на родину. 48 км. к югу от Трабзона. Открыто ежедневно с 8:00 – 17:00. Вход 5 лир взрослый. Дети бесплатно.

В глубь Турции
Тема: Подробное описание

По первоначальному плану мы хотели поехать на Немрут, но так как мы потеряли в Сочи из-за отсутствия мест на пароме три дня, то Немрут пришлось вычеркнуть, о чем я до сих пор жалею. Но надеюсь, что когда-нибудь мы всё-таки сможем туда добраться. Решено было отправиться сразу же в Каппадокию. Мы вернулись от Мачки в Трабзон. По дороге в Мачке закупили фруктов и других съестных припасов. Вот цены. Абрикосы 2,50 за килограмм (1 лира приблизительно 20 рублей, может чуть меньше), персики – 2,50 лиры, две бутылки воды 7,55 лиры. Пошёл дождик.
В 18:40 мы были снова в Трабзоне и поехали на запад вдоль побережья Чёрного моря. Поразило то, что вдоль чёрного моря нет пляжей вообще, мы не увидели ни одного. Зато сделана шикарная дорога, две полосы в каждую сторону, машин мало. Справа море, а слева города. Такое ощущение, что один огромный нескончаемый город. Дома немного кончатся и снова начнутся. Маршрут был проложен. Было решено ехать вдоль побережья до поворота на Сивас перед городом Гиресун, это где-то 150 км. Потом свернуть в горы и ехать сегодня до упора, сколько сможем. До Сиваса ещё 293 км. Туда мы сегодня, конечно же, не доедем.
По дороге нам надо было заправиться. Но в первый раз это у нас вызвало затруднения, потому что никто из нас не знал, как по-турецки пишется дизель. Мы остановились на одной заправочной станции. Там было написано:
Motorin 7000 – 3,250
Motorin 50 – 3,330
Kursunsuz 95 - 3,580
Оказалось, что Motorin это и есть дизель. Игорь как-то на ломаном английско-русском выяснил это у турка заправщика. Дизель там дорогой, намного дороже, чем в Москве. Цена за 1 литр 66,6 рублей, это в три раза дороже, чем в России.
Дизель. 57литров по цене 3,33 лиры. 190 лир = 3800 руб.
Ещё поразило то, что на заправке был бесплатный туалет, душ и комната для намаза. Всем этим можно воспользоваться. Там останавливаются большие рейсовые и экскурсионные автобусы. Рядом с заправкой зашли в магазин, в котором продавался только хлеб, причём очень необычный. Огромные круглые буханки. Потом мы узнали, что это фирменный хлеб Трабзона. Мы эту буханку потом несколько дней съесть не могли, потому что она огромная.
Как только съехали с трассы, идущей вдоль побережья, начался крутой горный серпантин. Скорость движения не более 50-60 км. в час. Дорога очень хорошая. Проезжали какие-то небольшие горные городишки, очень колоритно. На нас там смотрели выпученными глазами. У нас очень необычная машина. Ещё поразило огромное количество домов, расположенных прямо высоко в горах. Даже непонятно, как турки к себе домой подъезжают. Встречных машин почти не было, нас никто ни разу не обогнал. Такое ощущение, что там почти никто не ездит. Начало темнеть. Мы стали искать место для ночевки. Было решено заночевать дикарями прямо в горах в машине. Долго не могли найти ни одного съезда. Под конец нам повезло, мы нашли всё-таки один прекрасный съезд с трассы. Итак, в 21:55 мы остановились на ночлег. Дорога вела дальше, но мы далеко не поехали, остановились на площадке рядом с горной речкой. Когда засыпали, слушали шум реки. На этой площадке были огромные срубленные деревья. Мы попили чаю, приготовленного на примусе. Спать легли в машине, надув матрац, который за ночь сдулся. Поразило огромное количество летающих светлячков. Таких же мы видели, когда ночевали в горах в Абхазии. Но здесь их было намного больше, просто всё сияло. Такая красотища. Было немного страшновато, всё-таки первая ночь на чужой земле.

Гёреме, Каппадокия

турци 2008-07-16 15-25-01 турци 2008-07-16 15-25-01
турци 2008-07-16 15-25-21 турци 2008-07-16 15-25-21
турци 2008-07-16 15-35-08 турци 2008-07-16 15-35-08
14:00 Гёреме (С 38 38,6668 В 34 50,1085). Итого дорога от Трабзона до Гёреме у нас заняла с 18:40 до 14:00 – 21 час. 20 минут. Из них 8 часов на ужин и сон, часа два на завтрак, заправки, штрафы и остановки по требованию. Итого где-то 11 часов чистой езды. Около 700 км.
[i]Отступление. Каппадокия. Удивительная область с вулканическими ландшафтами и высеченными в туфе церквями была забыта западным миром, пока её вновь не открыл французский священник, опубликовавший в 30-40-х годах XX в. Обширный труд, посвящённый этим местам.
Каппадокия - это географически не четко определенная область в центральной Турции. Область сформирована небольшими плато на высоте 1000 метров над уровнем моря. Ассирийцы называли эту землю Катпатука, современное название она получила в античные времена. Этот район ограничен горами Эрджияс (Erciyes Dag, 3916 м) и Хасан (Hasan Dag, 3253 м) с одной стороны и протянулся рядами долин к реке Кызылырмак (Kizilirmak) и соленому озеру Туз (Tuz Golu). Одной из интереснейших особенностей пейзажа являются множественные остатки вулканической деятельности: конусы потухших вулканов, застывшие потоки лавы, россыпи обломков пирита.
Миллионы лет назад горы Эрджияс, Хасан и Гюллюдаг (Gulludag) были действующими вулканами. Пик их активности пришелся на период Позднего миоцена, примерно 70 миллионов лет назад. Лава и камни, выброшенные извержениями, создали огромное плато.
После древних извержений вулканов атмосферные воздействия сотворили запутанный узор долин, ущелий, оврагов, холмов. Благодаря климатическому фактору и процессу окисления появилось многоцветье этого каменного узора, поражающее своей живописностью. Неровные, зубчатые фиолетовые плиты, гладкие охристые скалы, белые утесы из туфа, холмы застывшего серого пепла, черные базальтовые столбы; все это формирует причудливый рисунок, отражающий смещение геологических пластов, которому подверглась эта местность.[/i]
Гёреме (Goreme). Мы наконец-то достигли этого замечательного городка в центре Каппадокии. То, что открылось перед нашими глазами, поражало воображение. Если бы я раньше в интернете не насмотрелась этих чудесных пейзажей, то, наверное, просто не поверила бы своим глазам, что такое вообще может быть на земле. Но хоть я и была готова, всё равно вид Гёреме сверху меня просто поразил. Это город среди больших и маленьких туфов. (Миллионы лет сжатия превратили вулканический пепел в мягкий палевый камень – туф) Это такие конусы. В некоторых из них устроены гостиницы, в некоторых кафе. Рядом стоят дома и живут люди. Место потрясает. Очень красиво и как-то сказочно. Здесь должны жить эльфы и гномы ?!!!
Пообедали в ресторане в Гёреме. Обед на четверых 54 лиры (1080 руб.), объелись просто. Вначале мы попытались найти жильё, но потом решено было пойти хоть немного осмотреть достопримечательности, а то музеи могли закрыться, а уж потом заняться жильё.

Open Air Museum

турци 2008-07-16 16-45-21 турци 2008-07-16 16-45-21
турци 2008-07-16 16-49-06 турци 2008-07-16 16-49-06
турци 2008-07-16 16-49-35 турци 2008-07-16 16-49-35
Первое, что мы посетили это знаменитый музей под открытым небом «Open Air Museum». Самые хорошо сохранившиеся скальные церкви огорожены и охраняются. Стоянка автомашины платная – 3 лиры. Вход в музей стоит 10 лир со взрослого, дети бесплатно. Внутри около 40 маленьких и больших церквушек, монашеские кельи, трапезные, столы у которых высечены из камня. Да там всё высечено из камня, даже алтари и колонны в церквях. Везде можно полазить, всё потрогать. Так как это было первое наше знакомство с Капподокией, то нас этот музей очень сильно поразил. Только народу там очень много, это одно из самых посещаемых мест в Каппадокии. Именно сюда привозят туристов. Потом мы посетили такие места, где вообще никого не было. Да ещё было очень-очень жарко. Мы купили много воды и без конца её пили.
Одна церковь имеет платный вход. Она называется Тёмная церковь. Вход в неё стоит 5 лир. Но роспись на стенах этой церкви действительно потрясает, нигде больше мы не видели так хорошо сохранившуюся роспись. А ещё в одно место, которое почему-то было закрыто для посетителей, нас пропустил турок. Он услышал, что мы русские и предложил туда зайти. Это какое-то жилое помещение, в котором можно подняться на второй этаж с таким как бы балкончиком.
Туалет в музее бесплатный.

Ючхисар

турци 2008-07-17 11-34-03 турци 2008-07-17 11-34-03
турци 2008-07-17 11-34-20 турци 2008-07-17 11-34-20
турци 2008-07-17 11-35-00 турци 2008-07-17 11-35-00
17.07.08 г. Четверг. День восьмой. Турция. Каппадокия. Ючхисар, Каймаклы, Деринкую, Соганли, «Turkisch night».
Я проснулась в 8 утра. Ночью было не жарко, а тепло, спалось очень хорошо.
В 9:30 мы позавтракали в нашем пансионе классическим турецким завтраком. В 10:40 выехали в Ючхисар.
10:50 Ючхисар (Uchisar). Это огромная скала со множеством рукотворных пещер и помещений. Мы остановились у подножия это скалы. Утром туристов ещё не было, зато было уже очень много развалов с сувенирами. Один торговец услышал русскую речь и заговорил с нами по-русски. Он оказывается из Азербайджана, сейчас живёт и работает в Турции. Мы у него потом накупили сувениров на 90 лир (1800 руб.), цены нам казались такими маленькими, что мы даже не торговались, мы были счастливы, что такие классные подарки купили по смешной цене. А продавец в свою очередь был ещё более счастлив, он нас просто завалил подарками. Детям подарил кучу мелких фигурок из камня, магнитики, штук пять пепельниц из гипса, огромную фигуру-туфов с надписью Каппадокия (тоже из гипса). Купили мы там каменные шахматы, две каменные вазы для цветов и для фруктов, выполненные из камня большие фигуры слона, лошади и для меня каменное яблочко. Изделия из камня, представленные там, меня очень поразили, такие красивые и недорогие.
Этот продавец посоветовал нам полазить по рядом стоящим туфам. Там было их несколько штук по 6-8 этажей. В некоторых из них сделано кафе. Но даже если не кушать в этом кафе, хозяева пускают бесплатно просто полазить в них. В одном мы залезли на самый верх. Всё выполнено из камня. Внутри много каких-то углублений, которые, по-видимому, служили древним жителям полочками. На каждом этаже есть окошки. В некоторых залах постелены мягкие подушки, даже на самом высоком шестом этаже тоже есть подушки и столик. Туда можно заказать еду из кафе. Но так как мы уже поели, то не стали ничего заказывать.
В 12:18 выехали дальше, на скалу в этот раз решили не подниматься, а заехать сюда завтра, потому что наш завтрашний путь будет как раз лежать через Ючхисар.

Подземный город Каймаклы

турци 2008-07-17 13-57-33 турци 2008-07-17 13-57-33
турци 2008-07-17 13-58-41 турци 2008-07-17 13-58-41
турци 2008-07-17 14-01-34 турци 2008-07-17 14-01-34
Наш путь лежал к подземному городу Каймаклы (Kaymaklil). Вот это было единственное место, которое мы сами не смогли сразу же найти. Проехали мимо, компьютер нам показывал, что мы где-то совсем рядом, но ничего похожего на туристическое место не было видно, просто небольшой жилой городок. Мы свернули на какую-то дорогу, подъехали к абрикосовому саду, нарвали себе абрикосов. Потом увидели местную свадьбу. У них операторы, которые снимают свадьбу, ехали в открытом багажнике в первой машине и снимали процессию. Так забавно. Потом вернулись на главную улицу города. Остановились на заправке и спросили у местных, как нам найти подземный город. Разговаривал Игорь, конечно же, по-английски. Они нам тут же указали, куда нам ехать. И вот именно тогда мы разгадали тайну турецких указателей. Все указатели коричневого цвета указывают на какую-нибудь достопримечательность. И если ехать по городу Каймаклы, то просто надо было искать указатель коричневого цвета, он- то и указывал на подземный город.
Система с указателями очень удобная. На нашем пути потом попадалось столько таких указателей, что просто надо ехать с закрытыми глазами, потому что их так много, и хочется везде заехать и посмотреть, что же там находится. Вообще-то чтобы объехать, посмотреть и облазить всю Каппадокию, понадобилось бы не меньше недели. Там столько всего интересного. Мы за два с половиной дня объездили очень мало. Я первоначально намечала больше. Мы решили, что обязательно сюда вернёмся когда-нибудь, чтобы досмотреть то, что не успели в первую поездку. Если ездить на машине, то все объекты довольно близко находятся, в пределах 10-30 километров. Дороги везде очень хорошие, машин почти нет. Туристов много лишь в нескольких местах – это Гёреме, Каймаклы, Ючхисар. Были же места, где мы вообще были одни, потому что экскурсионные автобусы туда не ездят.
1:22. Мы нашли подземный город Каймаклы! Полчаса, наверное, потеряли, пока крутились по местности. Стоянка платная – 2 лиры. Вход 10 лир со взрослого, дети – бесплатно. Туалет 0,5 лир. При входе в подземный город предлагают взять гида, стоит 10 лир. Но так как дети не знают английский на таком уровне, чтобы всё понимать, мы решили обойтись без гида.
Отступление. Каймаклы (Kaymaklil). Самый доступный, хотя и не самый большой подземный город. Его открыли в 1950-х годах. Город состоит из узких коридоров, соединяющихся между собой, из комнат и залов, винных погребов, водяных хранилищ, кухонных складов, вентиляционных труб, водяных колодцев, а также в случае опасности имелись плотно закрывающиеся двери, которые изнутри заваливали камнями. В данное время это 4-этажное освещенное место открыто для посетителей. Считается, что это очень древнее поселение, быть может, хеттов, но своих окончательных размеров – здесь жили более 15000 человек – оно достигло в конце I в., когда христианские общины спасались от набегов арапов. Этот комплекс имеет глубину 20 метров. Подземный комплекс Каймаклы связан с подземным поселением в Derinkuyu 9-километровым туннелем.
Подземный город, наверное, самое потрясающее, что мы видели в Каппадокии. Несколько уровней этого подземного города хорошо освещены, имеют указатели-стрелки, по которым понятно, в каком направлении надо идти, чтобы продолжить осмотр, и куда идти, чтобы вернуться наружу. Без указателей можно было бы заблудиться. Там очень много помещений, ходов, переходов. Некоторые ходы настолько узкие и низкие, что взрослый человек идёт в них, согнувшись. И всё это уходит под землю. Говорят, что город имеет 4 уровня, но это не просто 4 этажа, он не имеет чётких границ уровней. Много различных ответвлений. Очень трудно представить, как же там могло жить такое огромное количество народу (15000 человек).
В этом подземном городе было довольно много ходов, которые не были освещены вообще. Экскурсии водят только по освещённым тропам. Но это не так интересно. Мы же взяли фонарики и вместе с детьми лазили в эти ходы, которые обычно заканчивались какими-то комнатами. Когда спускаешься под землю с фонариком в руке, становится страшновато. Но это и было самое интересное. Мы облазили каждый возможный ход этого города. Видели церкви, спальни, кухни, вентиляционные шахты. Поразили огромные круглые камни, которыми закрывали входы в случае опасности. Под конец нас обогнала группа русских туристов. Они зашли позже нас, и вышли намного раньше. Так осматривать не интересно. Самое классное, когда ты остаёшься в этом городе один. Жаль только, что камера в подземном городе не снимала, там довольно сумрачно. А фотографии не передают даже четверти того, что мы увидели и ощутили.
В подземных городах приятная прохлада, после той жары, что была на улице, одно удовольствие там полазить. Когда мы вышли из этого города, то, как всегда купили по мороженому. В Турции мы съели просто огромное количество мороженого, я столько никогда не ела. Мороженое у них очень вкусное. Ещё мы выпили очень много воды. На это было истрачено довольно много денег. Когда мы рассчитывали бюджет поездки, эту статью расходов мы не учли. Ещё там мы наконец-то купили печатную карту Турции.

Подземный город Деринкую

турци 2008-07-17 15-29-46 турци 2008-07-17 15-29-46
турци 2008-07-17 15-31-36 турци 2008-07-17 15-31-36
турци 2008-07-17 15-33-06 турци 2008-07-17 15-33-06
В 2:42 мы выехали дальше. Наш путь лежал в другой подземный город Деринкую (Derinkuyu). Через 12 минут мы уже были там. Вход тоже 10 лир. Стоянка бесплатная. Там дети выпросили у нас сувениры: национальную турецкую куклу и дудки-свистелки (за всё 5 лир).
Отступление. Деринкую (Derinkuyu). Подземный город Деринкюйю, «Глубокий колодец», открыли в 1963 г. Предполагается, что в нём 18-20 ярусов, для туристов доступны только 8 верхних. Город занимает пространство примерно четыре на четыре километра, но для свободного доступа открыто всего 10% его территории. Вниз ведет узкий тоннель с гладкими стенами серо-коричневого цвета. Его высота всего 160-170 см., поэтому идти приходится, согнувшись, или на полусогнутых. Вправо и влево от тоннеля отходят просторные и сейчас пустующие камеры, которые раньше использовались местными крестьянами для хранения овощей и винограда, в качестве часовен и комнат. Ступеньки, частью вырубленные в породе, частью современные, бетонные. Дышится легко, воздух чистый и прохладный, около десяти градусов.
Спускаясь с этажа на этаж, можно любоваться вертикальными жерновами, спрятанными в нишах справа по ходу. Вертикальные вентиляционные шахты внизу доходят до грунтовых вод, служа одновременно колодцами.
В самом низу, на восьмом этаже (если считать сверху вниз, то на минус восьмом), на глубине 54 м, находится «Зал для конференций» ("Conference room") - длинное, просторное помещение, похожее на церковь. Колонны делят пространство на два нефа.
С самого нижнего уровня до поверхности приходится подниматься по лестнице из 204 ступенек, что требует определенной физической подготовки.
В период расцвета города здесь проживали 20000 человек, так как у подземной жизни было немало преимуществ: помимо очевидной безопасности, это постоянная температура, влажность вне зависимости от времени года, отсутствие насекомых. Специальные отверстия для воздуха обеспечивают прекрасную вентиляцию. На первых этажах располагались общие кухни, хранилища, хлев, туалеты, столовые и спальни, ниже – тайные укрытия с колодцами, церквями, оружейными складами, темницы, захоронения.
Подземный город Деринкую напоминает Каймаклы. Но главной его особенностью является очень глубокий узкий спуск, который ведёт в большое помещение. Город намного глубже и больше, чем Каймаклы, но посетителей пускают лишь в небольшую его часть, поэтому он кажется даже меньше. Зато туристов там ещё меньше.
Итак, в 15:40 мы вылезли на поверхность. Следующим нашим пунктом был район Соганли. Он находится километров в 35 от Деринкую. По дороге пока ехали, видели много других указателей на достопримечательности, но решили ехать, всё не осмотришь.