Полезные заметки 'Бесконечные снега Тянь-Шаня'

Воспоминание 1996 года об озере Мерцбахера
Тема: Достопримечательности

В 1996 году из г. Каракола мы добирались до погранзаставы Мойдадыр по асфальтированной дороге. Перед самой заставой проезжали через небольшой абсолютно заброшенный город. Там есть даже аэропорт. Рядом находится китайская граница. В горах около города богатое месторождение вольфрамовых руд. Перестройка поставила крест на этом проекте. С погранзаставы мы вылетели на вертолете в район вершин Хан-Тенгри (6995 м) и Победы (7439 м). Тогда я видел оз. Мерцбахера сверху, оно расположено в месте слияния ледников Сев. и Юж. Иныльчек. Американцам, которые специально приехали, чтобы заснять, прорыв озера, не повезло. Прождав около месяца … они улетели.

Переправа стада овец
Тема: Население

На реке Каинды впервые вижу интересное явление. Местные пастухи, через бурный поток (ширина 15 метров, глубина 1 метр) переправляют большое стадо овец!

Выглядит это так: двое пастухов на лошадях переправляются на другой берег. Один из них сматывает кольца веревки, к концу которой привязан камень, на вид весом 2-4 кг. Пастух пытается кольца веревки и камень перекинуть через реку. После нескольких неудачных бросков применяет другой вариант. Размахивает куском веревки, на конце которой камень и бросает на другой берег. В этом случае кольца сами разматываются вслед летящему камню. На другом берегу, пастух быстро берет веревку, пока ее не сбросило течением, обвязывает овцу (под передними ногами и шеей) и сталкивает в водный поток. Двое пастухов тянут веревку и выдергивают овцу из воды на берег.

Удивляюсь, как только овцы не захлебнулись или не сломали шею, после такой процедуры. Две овцы переправлены. Смотреть дальше – нет времени.