Полезные заметки 'На велосипедах вдоль Урала'

Село Хабарное
Тема: Подробное описание

По центральной улице Новотроицка улице Советской мимо ж/д вокзала пересекаем город. На выезде, приближаясь к развилке на с. Хабарное, где дорога полого (3-4%) забирается на холм, мы, повернув на юго-запад, у строящегося храма протяженным(1-1,5 км) спуском покидаем город. На очередном пологом подъеме слева от шоссе короткое ответвление приводит нас к обустроенному роднику. Еще пара невысоких (10-15 м) холмов правобережья, и шоссе спускается на береговую террасу, в село Хабарное.

Харабнинское ущелье

Три километра на юго-запад по долине Урала шоссе ровной полосой приводит в зону отдыха новотройчан к тому месту, где Урал круто, на 90 градусов поворачивает на юго-восток и уходит в, так называемое, Харабнинское ущелье. В Харабнинском ущелье горы сжимают долину фактически до ширины русла и не оставляют вдоль реки даже узкой береговой полоски. Петлю речного русла повторяет грунтовая дорога, проходя мимо зоны отдыха, потом спрямляется, забираясь высоко в горы. Набор высоты до 100 м идет сначала вдоль ручья в зоне леса, а затем мы выбираемся на открытое пространство, которое пару километров оказывается труднопроезжаемым и труднопроходимым песчаным проселком.

Кош Горюн
Тема: Подробное описание

Дальше в западном направлении идет твердый проселок к кошу Горюну, где вполне можно ехать. Сброс высоты к реке до 120 м, крутизна спуска местами до 10%. Сюда можно проехать и на автомобиле, о чем свидетельствуют обжитые места по берегу. Склоны гор представляют собой открытое пространство, степь.

К водоразделу рек

Кош Горюн – Губерля – Подстепное – Подгорное (54 км)

Первая же, встреченная на пути развилка, где-то в километре от коша, разворачивает нас на запад, в гору. Мало изъезженная, во многих местах заросшая горная грунтовка, преодолевая невысокие (15-20м.) отроги, поднимает нас все выше на водораздел рек Урала и Губерли.

"Американские горки" на водоразделе
Тема: Подробное описание

Лишь через 4(5) километров подъема из долины р. Горюнки, преодолев участки крутых до 16% взлетов и набрав до 120 метров высоты над долиной р. Урал, мы, наконец-то, выбрались на хребет водораздела. Но дальше наш путь стал еще труднее. Сохраняя направление движения на запад, мы начинаем велодвижение по хребту, как по «Американским горкам»: то круто (до 20%) набираем высоту до 30 м, то резво спускаемся в седло между холмами по усложненной щебенкой горной дороге.

Броды через реки Губерлю, Вязовку и Киндерлю

Через 20 км дорога становится более ездовой. Мы съехали к мосту через реку Губерлю, за которым расположилось село с одноименным названием. Грунтовая дорога проходит через село и дальше уходит вниз по долине реки, пересекая ее по мелкому (10-20 см), но широкому (12-15м) броду. Также нам пришлось перейти в брод две речушки - Вязовку и Киндерлю, которые расположены сравнительно недалеко друг от друга. Сложности в прохождении они не представляют, уровень воды не превышает полуметра.

Заповедник "Оренбургский"
Тема: История

За Киндерлей дорога, поднявшись на 25 м на склоны, опрямляет дугу русла на юг. Именно здесь на изгибе реки, там где она прижимается к горам левобережья, с дороги хорошо видны склоны холмов на территории госзаповедника «Оренбургский», Айтуарская степь.

Пещера Подарок
Тема: Достопримечательности

Она находится в Беляевском районе Оренбургской области близ посёлка Дубенский. В народе пещера названия не имеет и известна просто как гипсовый карьер, а имя своё получила от местных туристов. В Подарке невозможно не испачкаться. Некоторые наши участники этого не учли, потому после посещения пещеры пришлось приложить небольшие усилия для восстановления их нормального вида.

Дом умельца Мастрюкова в Вязовке

Перед поворотом на берег реки для очередной ночёвки мы посетили в Вязовке известный многим оренбуржцам дом местного умельца Михаила Петровича Мастрюкова, больше похожий на музей. Печка у него превратилась в паровоз 1876 г. На полочках возвышаются копии всех храмов, которые когда-либо были построены в Оренбурге. Во дворе из подручных материалов собран корабль «Паллада», в стенах которого последнее время живёт сам мастер. Хозяин встретил нас, хотя это не было оговорено заранее, и с удовольствием показал все экспонаты своей чудесной коллекции.

Екатерининский мост и памятник Емельяну Пугачеву
Тема: Достопримечательности

Недалеко от пос. Татищево мы осмотрели Екатерининский кирпичный мост. Говорят, по нему в своё время проезжал Александр Пушкин в путешествии по Оренбургской губернии, собирая информацию о Емельяне Пугачеве для своего романа. А в деревушке Чесноковка стоит памятник самому этому знаменитому бунтарю. Жаль, что недостаток времени не позволил узнать историю создания сооружения

Тема: Подробное описание

Асфальтированное шоссе заканчивается у с.Чесноковка (80 км от Оренбурга) а далее вплоть до с. Рассыпное идет грейдер, который на коротком участке в пойме сменяется грунтовкой (10 км до с.Сладков).

"Остров сокровищ"

Недалеко от деревеньки Зубочистка-1 находится «Остров сокровищ». Здесь на высоком берегу расположена уже видавшая виды вывеска о том, что мы находимся на территории государственного памятника природы.

Со временем высокий берег размывается Уралом и при раскопе или простом ковырянии (чаще всего и происходит) можно обнаружить останки обитателей когда-то живших на дне морском. Окаменелые улитки, ракушки и ряд других раковых, которые нам удалось обнаружить, были прекрасно сохранены. Множество отпечатков на камнях обитателей того времени доказывало, что здесь действительно было море.

Однако «памятником природы», тем более «под государственной охраной», тут даже и не пахнет. Никаких действий для сохранения хотя бы части данного берега, который содержит массу «сокровищ» не принимается. А на вывеске еле разглядываются общие данные (название, территория). И то нам удалось догадаться о содержании данной таблицы только потому, что мы владеем какой-то информацией. При желании можно спуститься ближе к реке.

ПП "Илек"
Тема: Подробное описание

Одной из главных задач дня было прохождение российско-казахстанской границы. Приграничный пропускной пункт «Илек» можно пересечь как на личном автомобиле так и пешком. (Чего не скажешь о переходе на трассе Оренбург –Актюбинск в районе п.Сагарчин, где пересечение границы разрешено только на автотранспорте). Очередь для пешеходов и автомобилей разная и порой переход на своих двоих занимает меньше времени, чем за рулем. Мы затрачиваем около 30 минут. Заполнив листочек убытия из РФ, движемся на досмотр. Тратим на это минут 5, в течении которых на перебой отвечаем на вопросы по теме нашего велозаезда. Некоторые из сотрудников вспоминают нас, когда мы пересекали границу в рамках какого-то другого мероприятия, и, пожелав удачного завершения, отпускают с миром.

На границе

Дальше Казахская граница. Граждане РФ заполняют миграционные карточки, где указываются традиционные: ФИ, цель, принимающая сторона и наличие детей. На территории Казахстана граждане РФ могут находиться без регистрации в течение 5 суток. Если же ваш срок нарушен, вас попросят оплатить штраф в размере 2.500 рублей.

Досмотр прошел так же в форме вопросов о том «Куда это мы такие?»