К медведям, в глушь, в тайгу, за Поеж!

Идет загрузка карты ...
Куда бы съездить на выходные, а может быть и на неделю с палаткой, порыбачить, грибы пособирать, и чтобы людей не много вокруг, и не очень далеко, и дорога приемлемая? Ответов на такой вопрос много, один из них – в соседнюю Костромскую область на приток Унжи - лесную реку Белый Лух. Можно продолжить маршрут и дальше, за Поеж. Особое уединение, покой этих мест не измерить ни килограммами, ни штуками, но именно они и влекут сюда из шумного суетного города.
Таежная вылазка выходного дня. 
Нижний Новгород - Тимошино Костромской области. Основная часть маршрута пройдена на автомобиле, но основной целью поездки было доставить пешеходную группу как можно ближе к обследуемому участку леса в месте расположения печально известного УнжЛага - филиала ГуЛага.
У медведя во бору грибы-ягоды беру.

 Куда бы съездить из Нижнего Новгорода на выходные , а может быть и на неделю с палаткой, порыбачить, грибы пособирать, и чтобы людей не много вокруг, и не очень далеко, и дорога приемлемая? Ответов на такой вопрос много, один из них – в соседнюю Костромскую область на приток Унжи - лесную реку Белый Лух. Предлагаемый маршрут удачно сочетает и умеренную протяженность  - 220 километров в одну сторону, и проходимость даже для «недопривода», и безлюдность  унженских лесов.

 Путь к Белому Луху проходит через Ковернино, Каменное, Юрово, Первомайку и Горчуху. С заправкой автомобиля топливом на удаленной части маршрута весьма напряженно, последняя замеченная АЗС на выезде из Нижегородской области расположена в Ковернино, газовая пропановая заправка на Городецкой объездной дороге, поэтому лучше въезжать в Костромскую область с полным баком. Качество дорожного покрытия, там, где оно есть, разное, на территории Нижегородской области – привычное для нижегородцев, за ее пределами хуже. Низкое качество дороги компенсируется видами за окном, в Костромской области лес на большей части пути вплотную подступает к дороге.

Черный Лух
 
Через пятнадцать километров после Юрово. свернув направо на т-образном перекрестке. дорога уходит на север, прокладывая себе путь по левобережью лесной реки Унжи. Неподалеку за  поворотом мост через реку Черный Лух. И сама река, и леса справа от дороги с многочисленными клюквенными болотами, и протекающая слева на некотором удалении Унжа, все эти места тоже интересны для любителей активного отдыха на природе. Но цель данного маршрута дальше, до нее надо ехать, миновав поселки Первомайка и Горчуха, хранящие следы былых грандиозных лесозаготовок. За Горчухой дорога теряет остатки асфальта и превращается в лесную грунтовку.  В Горчухе есть паромная переправа через Унжу, есть паром и в Макарьеве. Если терзают сомнения насчет проезда по грунтовой части маршрута, можно переправиться на правый берег Унжи в Горчухе, а потом вернуться обратно на левый берег паромом в Макарьеве. Дорога с грейдерным покрытием от паромной переправы и поселка Комсомольский до сельского поселения Тимошино местами очень близко подходит к Белому Луху, по ней можно доехать до места обустройства стоянки.

Проехать Горчуху от въезда со стороны Нижнего Новгорода до выезда на лесную дорогу поможет космический снимок поселка с нанесенной на него траекторией движения.

Космоснимок

 Умеренно дождливой осенью 2010 года лесной участок этого маршрута без осложнений был пройден на стандартном УАЗе без включения переднего моста. Дорога проложена по песчаному грунту и, не смотря на наличие больших луж, была бы вполне по силам и отечественным «недоприводам», например «девятке» или  «классике».

Дорога

 Мост через Белый Лух очаровывает своей простотой. Конгломерат принесенных течением деревьев и бревенчатого настила наводит на размышления, что же впереди, мост, перед которым образовался завал, или это завал, по которому проложен настил? Живописная переправа, как и большая часть лесного участка дороги, не нанесена на карты, поэтому «чужаки» здесь не ездят, а для «своих» - суровых лесных тимошинских мужиков (Тимошино – столица этого лесного края) такая дорога привычна. Кстати, если мост нечаянно уплывет, то можно поискать место для стоянки и на левом берегу Белого Луха,  воспользовавшись,  дорогой на Дуплянь, которая проходит вдоль реки, хотя сама деревня уже не жилая.

Белый Лух мост

 

За переправой через Белый Лух, на его правом берегу великолепный бор – беломшаннике. Высокие сосны, практически полное отсутствие мелких деревьев и кустов, а под ногами ковер из белого лишайника и зеленого мха. Ходить по такому лесу одно удовольствие, ни завалов, ни мелкой поросли, ни травы, почти как в парке. Только в парке не встретишь такого количества белых грибов, да и глухари в наших парках замечены не были, а за Белым Лухом  это не редкость, впрочем, как и медведи.
Глухарь

 

Боровик

Большая часть пути по лесному участку проходит в небольшом удалении от Белого Луха. В нескольких местах есть ответвления от дороги в сторону реки, причем состояние их, насколько это видно с дороги, вполне проезжее.

Одно из таких ответвлений выводит к месту брода через Белый Лух около расположенной на противоположном берегу покинутой жителями деревни Дуплянь. Река в этом месте очень живописная, с высоким сухим берегом удобным для стоянки, достаточно полноводная для сплава на байдарке или надувной лодке,  со стремнинами и широкими разливами, обещающими увлекательную рыбалку. Брод весьма глубокий и для неподготовленного легкового внедорожника связан со значительным риском заглохнуть, не доехав до противоположного берега. Впрочем, нужды особой переправляться через реку нет. И на правом берегу прекрасное место для стоянки, которое является конечной точкой маршрута, удаленной от Нижнего Новгорода примерно на 220 километров. Можно ставить палатки и обживаться на новом месте.

Белый Лух

 

Кто предпочел лесной дороге с легким налетом экстрима паромную переправу, доедут  до Белого Луха по «грейдеру», причем практически к самому берегу.  В таком месте могут встать лагерем сомневающиеся во внедорожных качествах своих машин. Близость к дороге практически не скажется ни на трофеях грибников или ягодников, ни на уловах рыболовов, так как интенсивность движения по ней очень низкая и по обе стороны от нее на десятки километров нет ни каких населенных пунктов.  

Природа в тех местах пока еще мало замусорена людьми. Если вы приедете на берега Белого Луха отдыхать, то сможете оценить это. Когда будете уезжать, заберите с собой все привезенное вами, хотя бы до ближайшей свалки или мусорного контейнера у дороги. После вас на том же месте будут отдыхать другие люди, подумайте о них.

К медведям, в глушь, в тайгу, за Поеж!.

 Что есть лес, что тайга? Определения этих слов можно найти и в толковом словаре, и в учебнике ботаники. В сознании же тайга  - хвойный лес, только более дремучий, дикий, безлюдный. Река Поеж не каждую машину пропустит на свой левый берег, возможно за ней тайга и начинается.

Внедорожник тоже должен быть подготовлен к экстремальной езде – иметь лебедку, хайджек, шноркель, большие «грязевые» колеса и компанию из хотя бы еще одного себе подобного.

 Итак, пройден путь, описанный выше, на одометре 220 километров, собиратели лесных даров и рыболовы свернули с лесной дороги направо и обосновались на берегу Белого Луха, экстремалы продолжают движение. Через 11 километров лесная грунтовка выводит на грейдер  от паромной переправы через Унжу до Тимошино в месте, обозначенном на карте, как Смолзавод. От существовавшего в былые времена  завода и поселка при нем осталось только название, да поставленный несколько лет назад православный поклонный крест в память о невинно убиенных мучениках коммунистического режима.

 

Крест

28 километров вполне хорошего «грейдера» отделяют это место от локальной столицы – сельского поселения Тимошино. В Тимошино есть несколько магазинов и вышка сотовой связи – все необходимое перед выходом за пределы цивилизации. Еще несколько километров дороги с твердым покрытием, деревня Халабурдиха, и начинается … Нет, не бездорожье, но такая дорога, что, порой лучше ехать в стороне от нее. Еще несколько километров, которые в дождливую погоду являют собой «десять в одном» и за деревьями, прорастающими на заброшенных полях появляются крыши домов. Перед нами деревня дворов в пятьдесят вдоль одной улицы, в которой, со слов тимошинцев, один постоянный житель. Это Кукуй Первый, десяток домов закрыты, видимо их хозяева дачники. Остальные брошены. Улица спускается к ручью, после которого начинается подъем к деревне с названием Кукуй Второй. Дорога проходит задами, но видно, что запустение в этой деревне еще большее, только один дом похож на обитаемый в дачный сезон.

Кукуй Второй

 Сразу за деревней дорога ныряет в лес. В принципе она проходима для серьезного внедорожника, но ошибки чреваты упражнениями с лопатами, лебедкой или хайджеком. Поэтому перед каждым проблемным  местом лучше выйти и осмотреться – в таких случаях медленно ехать  получается быстрее. И вот, через полтора километра и, кому как повезет, определенного числа часов или минут, дорога выводит к условной границе. Конечно, за Поежем такой же лес, и деление на лес и тайгу сугубо эмоциональное, но все же форсировать такую речку на легковом внедорожнике отважится не каждый. И правильно сделает, если мотор захлебнется, куковать придется долго или очень долго, ведь Кукуи не жилые и за трактором придется бежать очень далеко.

 Но, если приспичит пересечь эту условную границу, нужно предварительно изучить брод не опасаясь замочить трусы. Съезд в реку и выезд из нее пологие, песчаные – лучше не бывает, дно тоже – ровный песочек, глубина – по …, по погоде. В общем, брод идеальный, как его преодолевать опытные таежные джиперы знают, а которые не опытные, могут такой опыт приобрести, только не надо надеяться, что за даром. В этом месте наличие второй машины наиболее важно, чтобы вытащить из воды ту, которая может заглохнуть в реке.

Выезд из брода
  

Весь этот лес, тайга, по которой проложен маршрут, площадью в несколько сотен квадратных километров в годы коммунистического режима был зоной УнжЛага. По его территории были проложены железнодорожные линии, и узкоколейные, и широкой колеи. Для них прорубались просеки и возводились насыпи, мосты. Десятки концентрационных лагерей, некоторые из которых до сих пор видны, даже из космоса, вмещали в себя до тридцати тысяч узников, тысяч сто из которых, погибших за двадцать лет существования УнжЛага, так и остались лежать в этих местах. Но прошло время, деревянные мосты сгнили, рельсы растащили, лагерные бараки обрушились, о политзаключенных УнжЛага еще при коммунистах приказано было забыть, нынешняя власть тоже вспоминать не желает. Остались насыпи и просеки, по ним и передвигаются редкие люди, в основном охотники и лесники, чаще на тракторах и «пневматиках», но иногда и на полноприводных автомобилях.

Колючка

Трудно сейчас определить, но скорее всего, дорога после брода проложена по одной из бывших узкоколеек, ведущих к основной магистрали, Главному Усу – железнодорожной линии широкой колеи, от которой осталась только просека и, местами, насыпь. Благодаря большому содержанию песка в грунте дорога таковой и остается, а не превращена в канаву с жидким месивом, как это бывает на болотистых грунтах. До главного уса она идет вдоль Поежа, который, петляя, то приближается почти вплотную, то теряется за деревьями.

 

Поеж

Колея сравнительно не глубокая, УАЗ с «гражданскими» мостами, на стандартной резине практически везде по колее проходил, хотя и не слабо, порой, задевая картерами редукторов мостов. В некоторых местах, видимо, где почва болотистая, в дороге видны остатки гати. На четырехкилометровом участке от брода до Главного Уса на карте обозначен ручей и брод, приятным сюрпризом было то, что вместо брода был обнаружен мостик через ручей. 1700 метров по Главному Усу до разрушенного моста через Поеж и расположенного рядом брода по таежным меркам можно считать автомагистралью. Перед мостом большая охотничья избушка.

Избушка

Есть такое выражение: «Закон - тайга, прокурор - медведь». Его применимость является косвенным признаком, отличающим тайгу от леса. По таежным законам пользоваться такими избушками могут все, но, соблюдая таежные законы. А именно - пришел промокший, замерзший, голодный – разжигай печь сухими дровами, вари крупу, все что найдешь в избушке - твое, а когда отогреешься отдохнешь – заготовь дров, оставь, что-то из своих запасов для тех, кто прийдет после. А если напаскудишь, можешь и навсегда в тайге остаться – медведь, ведь не следует УК при вынесении приговора. В близко и не очень близко расположенных лесах таких избушек нет, там другой закон, позволяющий безнаказанно гадить.

 Главный Ус в месте его пересечения с рекой Поеж  - конечная точка маршрута. И если поездка на берега Белого Луха обусловлена сбором грибов и ягод, рыбалкой, то «ломится» в такую даль за грибами глупо. Рационального ответа на вопрос, «Зачем же нужен этот Главный Ус», нет. И грибов, и ягод  в этом месте не меньше, но не они являются целью экстрималов, сталкеров. Особое уединение, покой этих мест не измерить ни килограммами, ни штуками, но именно они и влекут сюда из шумного суетного города.

                                                                                                                       Анатолий Нестеров


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте