Отчёт о походе - подъезд к месту старта .

Поездка по маршруту Тамбов  - Москва - ст. Плесецкая  закончилась по расписанию, т.е. в ~ 13.30 по МСК и совпадающим с ним местным временем. В течение следующего часа были взяты билеты на автобус Плесецк - Североонежск ( 100 руб. за человека и 1 место багажа ) - автостанция находится рядом с ж.д станцией справа - совершена краткая экскурсия по ближайшим магазинам на предмет докупки припаса и отъезд из города.

До Североонежска около 35 км пути по асфальту, время затрачено около часа, так как автобус по пути и не по пути заезжал в окрестные сёла. Североонежск оказался небольшим населённым пунктом  примерно на 6000 персон, состоящий из  пятиэтажек и построенный под бокситовый рудник , расположенный неподалеку.
Основываясь на отчётах мы опробывали 2 варианта подъеэда к Ундозеру. Первый , "бюджетный", на местном поезде до Скарлахты с высадкой на 51 км не прошёл, так как этот поезд ходит через день, для нас это было завтра, и сажает он не всех , т.е. по словам местных " может не посадить".
Второй вариант, " коммерческий " прокатил в прямом и переносном смысле, хотя и не сразу. В течение часа путём опроса всех попадавшихся в поле зрения водителей мы вышли на человека, который в числе нескольких занимается подвозом туристов  на Ундозеро, на Подломку через Янгоры и т.д. Этого человека зовут Александр , тел. 8=921=481=32=71 , транспортное средство - " Буханка". Таким образом вечером  за три часа и 5000 рублей мы , преодолев 60 км хреновой дороги, оказались рядом с Ундозером , разбили лагерь , поужинали и благополучно переночевали под шелест дождя .
 
Ундозеро - Ундоша

10.08. 12.            На следующий день , проснувшись, мы обнаружили себя в 100 м от озера , отгороженным густым лесом от нашей стоянки .Костёр , завтрак , стапель и мы , прихватив с собой мелкий, нудный дождик , рванули направо вдоль правого берега между островами. Мы - это четверо друзей , обременённые многолетним опытом совместных походов различной сложности, на 2-х байдарках - " Таймень-2 " и " Щука - 3 " .
Через пару часов вышли на основной плёс озера на траверс села Скарлахта , расположенной справа вдали, взяли курс на юг к истоку реки Ундоша.
 
DSC06489
Ундозеро
Методика поиска была проста : примерно с середины озера мы стали присматриваться ко всем заливам по правому берегу, так как в различных описаниях приметы истока реки также различны. Однако трудностей в поиске рекине оказалось : река выходит заметным 15 м руслом , в камышах перед заливом, откуда выходит река , есть заметный проход.
 
 

Р, Ундоша - пор. Падун

Чистое ходовое время от места старта до истока Ундоши - 5 часов.
В этот день мы прошли по Ундоше ещё 1,5 часа чистого времени , которые в себя вместили почти сразу перекатик, Тарасозеро 3 на 3 км с проходом по центру - там мы встретили рыбаков на моторке - и ещё тройку слабеньких переката . Остановка на ночлег - на крутом Л.Б. на стоянке , чалка чуть повыше к более пологому берегу.
Река 20-30 м, завалов нет . по берегам лес .
11.08.12 г. 
С утра пасмурно , иногда слабый дождь , к вечеру распогодилось.  Вышли довольно рано, около 10 , в первые  2 часа препятствий нет , река напоминает среднеполосные Ворону , Битюг и им подобные , хотя заметно живописней , течение слабое. Через 1,5 часа после старта справа изба под оцинкованной крышей, ещй через15-20 минут разрушенный мост - плотина , по  берегам светлый сосняк . На подходе к Глубокому озеру на Л.Б. стоянка , где мы устроили обед , после которого несильно перенапрягаясь за 1,5 часа Ч.Х.В. дошли до Падуна, где на  крутом  Л.Б.  встали на стоянке рядом со здоровенным . 1,5 м в высоту - муравейником. Ч.Х.В. за этот день - 4,5 часа.
Пороги Ундоши

12.08.12.
Вышли со стоянки в 15.00 , а до этого шатались по окрестностям , фотографировали всё и всех подряд, пытапись ловить рыбу с итогом в десяток окуней.
 Порог Падун получил своё название по великому блату , так как по сложности он тянет на слабенькую двоечку и при минимальной осторожности  проходится без осмотра , тем более остальные именные пороги , как то Чёртов , Ольховец и несколько перекатов , пройденные нами в течение следующих 2-х часов . После Падуна характер реки немного изменился : возросла скорость течения , русло немного расширилось, берега , особенно левый , стали выше и обрывистей , появились протяженные пляжи , много следов прошлогодних пожарищ , стоянок по-прежнему достаточно  и на одной из которых на любимом левом берегу мы остановились . Ч.Х.В.. за этот день - 2 часа.

Ундоша - токша

13.08.12  Весь день отличная погода .
Утро началось с констатации печального факта : ещё одному из нас исполнилось 60 . По этому поводу остальные выразили ему сочувствие и принесли свои соболезнования .
Вышли в 9 -10 часов , прошли около 0,5 км и -  по одной беды не приходят - на каком - то каменистом недоразумении пробиваем на " Таймене " дырку 5-7 см , тут же ищем место , быстро находим , клеимся . Место довольно интересное  - река делает поворот на 360  градусов , причём русла разделены участком суши  участком суши метров в 20 . В 2-х часах от места ночёвки естественно на левом берегу встречаем очень симпатичное место - полянка , столик по-над берегом , две березы , смородина чёрная и красная, малина , а также следы давней хоздеятельности - остатки труб и механизмов . Решено отобедать , отдохнуть , порыбачить. Первые два пункта выполнили на 100% , рыбалка оказалась скромней - около десятка мелких хариусов . Напротив нашей стоянки чуть дальше на противоположном берегу в лесу виднелся какой-то сарай , слышался шум   автомобиля . Послеобеденная разведка выявила наличие там приличной грунтовки .
Река остаётся неизменной  -   лес , пляжи , обрывистые песчаные берега  -  только становится шире и красивей . 
В этот день пройдено ещё 1,5 часа , найдена приличная стоянка на П.Б. (!)  и  было продолжено обсуждение утреннего печального факта в тёплой 40 * обстакановке . 
Ч.Х.В.- 4 часа .
14.08.12.

 

14.08.12. Погода прекрасная .

Подъём , завтрак , сборы , 2,5 часа хода и мы подплываем к автомосту Плесецк - Нижнее Устье , чалимся  , отдыхаем , ведём беседы с местными жителями в к-ве 2-х человек . Узнаём что , из Н.Устья в Плесецк в 6.00 ходит автобус , а вечером возвращается назад , на всякий случай запоминаем.  Отдохнув , двигаем дальше , по пути снимаем всё и всех подряд , течение заметное , но никаких препятствий нет. Ещё через час справа впадает река Токша и мы , выполняя заранее намеченные планы , поднимаемся по Токше на пару км , обнаруживаем стоянку на высоком левом по ходу берегу и останавливаемся.

Обед на р.Токше
                   Стояние на Токше .

Ч.Х.В. - около 4 -х часов.

15.08.12.  Погода - мечта матрасника .

Остаток предыдущего дня и половину следующего были посвящены экскурсиям по окрестностям , рыбалке и сбору полезных ягод и грибов . Экскурсии и сбор прошли успешно , с рыбалкой же полный облом . Исхлестали спиннингами реку и два окрестных озера , в результате -  тройка окунишек со спичечный коробок .

После обеда отплыли назад в Ундошу и через 1,5 часа были на подступе к Почозеру. Перед входом в озеро по левому берегу располагается что-то типа турбазы с домиками , открытой верандой , другими сооружениями , но кроме 3-х туристок-автомобилисток мы там никого не обнаружили.. Отсюда начинается Кенозерский национальный парк.  

Турбаза на Почозере

                    Турбаза перед Почозером .          

 

 

Вытянутое Почозеро прошли поперёк в соответствии с картой за полчаса и началась 15 км река Поча .шириной до 80 м , без препятствий , с очевидным течением. Пройдя ещё 1 час , увидели стоянку на Л.Б. , где и осели до утра. 

Ч.Х.В. - 3 часа.

16.08.12.О погоде не пишу , чтоб не сглазить.

Вышли около 10.00 , чрез 2 км от стоянки справа впадает река Волошева , по которой можно подняться  и затем с волоком пройти в Водлу. Начался обжитой край , через час от стоянки слева село Поча , ещё через полчаса - село Усть-Поча ,здесь уже есть связь сети Мегафон . Усть - Поча расположена на узком перешейке , отделяющем  реку Почу от плёса Свиное Кенозера , поэтому мы перетащили  байды в наиболее узком месте между Усть-Почей и Мызой , расположенной чуть  дальше . Волок составил менее 50 м.

Далее пересекли оз. Долгое за50 минут , через узкий пролив вошли в оз. Долгое ,примерно за такое же время дошли до центра Кенозерья села Вершинино , где расположено управление нацпарком , встали напротив него на лугу  на обед и на совет.  Во время отдыха походили по лугу , спугнув 2-х тетёрок , осмотрели часовню , полуразрушенный дом и , пообедав , переплыли через пролив к селу , встав поближе к его центру. Далее как обычно - магазины (2) ,почта (карта Мегафон) , расписание рейсового транспорта , если таковой есть . ( есть  2 "Газели " , ходят  в Плесецк  каждый день в 5.00 и 5.30 , заказной рейс  туда же стоил 2800 руб ).  Обойдя мыс , на котором расположено Вершинино , мы устремились к южной  части Кенозера , дошли за час  до о. Каменный , осмотрели его, но времени и сил было ещё много , поэтому  продолжили движение и через полчаса дошли до о. Виловатый, где на оборудованной стоянке , коих на озере навалом , в отличие от туристов - водников, коих мы не встретили ни одного , расположились . Остров и правду похож на вилы без ручки . Грибы , ягоды , кино-фото , рыбалка (0).

Стоянка на о. Виловатый
                  Стоянка на о. Виловатый .

Ч.Х.В. - 4,5 часа.

17.08.12.

Неторопливый подъём , утренние дела и мы продолжаем прогулку по красивому озеру.  Проходя мимо о. Медвежий ,  увидели небольшую часовню , остановились , осмотрели , заодно обнаружили чудесную аллею , обсаженную 10 -12 метровыми можжевельниками. После этой экскурсии прошлись вдоль острова , обогнули с севера и направились на восток к истоку реки Кены, по пути останавливаясь на стоянках и пляжах для отдыха и принятия ванн. К обеду дошли до о. Пормского, остановились перед ним на П.Б  на отдых.

Часовня на о. Медвежий
                         Часовня на о. Медвежий .
Можжевеловая аллея на о. Медвежий

                            Можжевеловая роща на о. Медвежий .

Ч.Х.В.  от о. Виловатый досюда - 2 часа.

После обеда продолжили движение к реке Кене , прошли справа впадающую реку Парму , о. Пормский ,  пос. Першлахта на левом берегу перед Кеной и постепенно впали в Реку. Река Кена вначале 70-80 м , быстрины, перекаты , чередующиеся с плесами , стоянок с воды не замечено . От места обеда до ночлега  прошли около 2,5 часов и остановились в избушке по правому берегу , причём изба с подхода незаметна , надо в этом месте вовремя оглянуться , ориентир -шивера с основным течением под правым берегом.

Ч.Х.В. за день - 4,5 часа.

18.08.12.

Продолжение движения по Кене . Перекаты , несложные мелковатые порожки , быстрины , плёсы  , непрохода нет нигде , всё проходится без осмотра , легко читается с воды. По берегам , особенно по левому , стали встречаться селения , автомосты , в т.ч. понтонный , появляются места для стоянок .

Обедали напротив с. Карякино у места впадения справа р. Чурьюги . Перед впадением в Онегу прошли длинный  , несложный порог ,сразу после впадения  - живописный высокий остров со стоянкой наверху

Река Онега у впадения Кены
                      Вышеупомянутый остров на Онеге.
. Онега  здесь довольно широкая , до 100 м, характер реки по сравнению с Кеной не изменился - слабенькие пороги , перекаты , плёсы . , стоянок не очень много . Ночевали в 40 мин. хода, как выяснилось на следующий день ,  от конечного пункта -  с Конева  ан П.Б. после д. Верещагино в довольно неудобном месте . Попытки поймать рыбу на спиннинг в течение дня  в различных местах были безуспешны .

Ч.Х.В. -5 часов.

19.08.12.

Вышли пораньше , так как не знали , что нас ждёт в Коневе , перед и в самом посёлке длинный перекат - порог , чалка и антистапель - на высоком П.Б. перед первыми домами . Наверху удобное место для сбора . Отсюда 15-20 минут до заросшей лопухами и другими заметными растениями автостанции . До Плесецка - 6 рейсов , с билетами и багажом проблем не было

Автовокзал в Коневе

. Одно место и  один багаж стоили немного больше 200 руб. Только отъехали от Конева - начался  первый за 8 дней дождь , который не переставал в Плесецке, Данилове , Ярославле , Мичуринске  и ещё неделю в Тамбове .

В целом, можно смело рекомендовать этот маршрут двум категориям туристов - тем ,  кто , начинает свою турдеятельность и кто её заканчивает . Пара спорных моментов : стоимость  подъезда небюджетна , но терпима , отсутствие хорошей рыбалки , что можно списать на недостаточную квалификацию рыболовов .



Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте