Псху - Доу - Двуречье - Каманы

Здание Второй очереди Сухумской ГЭС Здание Второй очереди Сухумской ГЭС
машинный зал ГЭС машинный зал ГЭС
Мост через Западную Гумисту, выше по течению - только броды Мост через Западную Гумисту, выше по течению - только броды
памятник на перевале Доу памятник на перевале Доу
Святые и заминированные окрестности Каман Святые и заминированные окрестности Каман
Стенд для разнокалиберных гаечных ключей, Ключи растащены, тольк Стенд для разнокалиберных гаечных ключей, Ключи растащены, тольк
Фото на память с гранатометом Фото на память с гранатометом
циферблаты циферблаты
После столь прекрасного дня отдыха, как вчерашний, проснулись мы с утра буквально в "новом теле". Отъевшиеся и отдохнувшие мы явно соскучились по путевым приключениям. Сперва нам предстояло пройти сверху вниз все село, неоднократно отказывая вчерашним собутыльникам и сотрапезникам в их предложениях опохмелиться или хотя бы подвезти нас в Сухум. До бзыбского моста мы буквально летели, дорога была мне хорошо знакома. После моста поворот налево, тропа теряется в лугах, но быстро собирается вновь. Все точно, как описал дед Василий. Через два километра и через три ручья тропа уйдет вверх к поляне молодого орешника. Широкая и спокойная возле моста Бзыбь здесь прыгала бурными скачками по порогам. Тропа не смогла тут уже никак перехитрить таких опытных путников как мы. И как она не старалась потеряться на полянке молодняка или скрыться в опавших листьях каждый раз мы уверенно находили ее. На всем протяжении от Бзыби и до перевальной седловины воды ни ручья. А это перепад высоты почти километр, и лишь в самом конце, когда склон начал выполаживаться, уже на самом хребте появилась вода. На перевале Доу, больше напоминавшем небольшую полянку в лесу мы находились в 16 часов. Для сравнения: на перевале Гудаутском мы с Олесей оказались тоже в 16 часов, но следующего дня! Путь вниз вышел необычным. Сперва тропа очень долго не теряла высоты и шла по горизонтальной полочке, явно искусственно вырубленной. С полочки открывались прекрасные виды на поросшие лесом ущелья верхних притоков Западной Гумисты. При этом склон, по которому бежала тропа был очень крут и не оставлял никаких вариантов для несанкционированного спуска. Подтверждением тому служила засидка. Мы встретили хорошо сколоченную лестницу, прибитую просто к дереву. Взяв минуту на обсуждение пытались понять, зачем это здесь? Отметя явно неверную версию "для того чтобы было удобнее считать коров", пришли к выводу, что это - охотничья засидка. Охотник залезает на дерево с ружьем и сидит там всю ночь. Склоны настолько крутые, что кабан, волк или медведь вынуждены пользоваться человеческой тропой.

И все же, выбрав подходящий хребет, тропа рванула вниз. Тут она быстро исправилась за свое горизонтальное поведение. Спускаясь вниз, соскальзывая по мелкой щебенке и сухим листьям, вспоминали очередной рассказ деда Василия о последней войне. Грузины вознамерились войти в Псху со стороны Гумисты. В селе шел тотальный призыв, под ружье становился стар и млад. Какого-то хромого и глухого деда посадили на дерево в районе подъема тропы на Доу. Тут его обойти было невозможно, а после такого подъема сил поднимать оружие и вести прицельную стрельбу у нападающих останется немного. В общем этот рубеж обороны особых опасений не вызывал. Немудрено, что наступление грузин на Псху провалилось. Мы же про себя тихо радовались, что перепутали Гумисты в самом начале и теперь будем по Западной спускаться, а не подыматься. Радость закончились едва исчезла тропа. Оказывается она незаметно ныряет влево в кустарник, хребет же спокойно продолжался далее, и мы прошли по нему лишних 100 метров. Хорошо хватило ума вовремя остановиться и пойти обратно вверх искать дорогу. Все произошло как нельзя вовремя, через полчаса уже стемнело, и мы стояли как раз возле первого после начала длительного спуска ручья.

Весь следующий день, все 12 часов светлого (и еще немного темного) времени мы шли. Шли практически без остановок со средней скоростью 4-5 километров в час. Начался "эффект сброски", уставшие изголодавшие тела чувствовали приближение цивилизации и совершали финишный рывок. Мимо словно в окне поезда мелькали леса, луга, брошенные хутора. Только и успевай подхватить с земли плод одичавшей яблони и зажевать его. Верным решением стало игнорировать броды, то есть проходить их не переобуваясь В итоге бродов оказалось даже больше чем при спуске с Гудаутского перевала, а в одном месте мы примерно 15 минут просто шли по ручью вместе с дорогой. Промелькнуло брошенное село Адзыбжара. Возле одного из домов стоял лесовоз, охраняемый двумя козлами, но водитель ни в доме, ни во дворе не обнаружился. В конце концов нам надоело поедать маринованные помидоры и запивать их медом в ожидании хозяина, и мы двинулись далее. Где-то в лесу, вдалеке пропела бензопила, добавив нам оптимизма. Определенно, мы скоро доберемся до цивилизации. Но лес не кончался, все также шумела река, и ни разу не прошумел мотор автомобиля, хотя мы уже давно шли по отличной дороге. Река увеличивалась за счет притоков, вот слева впал Чедым. Интересна этимология его названия, русский топограф в 19 веке спросил своего спутника-проводника, армянина, как называется эта река. "Че дым", - ответил проводник, что по армянски означает "не знаю". (Это очередная история деда Василия).

В 16 часов из-за поворота выступило величественное здание Сухумской ГЭС. Я протер глаза и ущипнул себя, такого быть не могло. Однако все было по настоящему, это оказалась СухГЭС Вторая серия, или если быть более точным Вторая очередь. Чтобы ее хорошенько осмотреть пришлось перебродить уже достаточно сильную здесь Гумисту и продраться сквозь бамбуковые заросли окружавшие здание. Пофотографировавшись с обнаруженным в бамбуке гранатометом приступаем к основной части экскурсии. Комплекс тут более величественный чем на Первой очереди. Войной не разрушен. Не разрушен и природными катаклизмами. Но складывается ощущение, что над комплексом подержали некоторое время гигантский магнит. Все металлические составляющие выдернуты из своих мест и отсутствуют. За исключением каких-то неподъемных огромных станин и кранов. На станции поработали корыстные абхазские сборщики цветметаллов. Созданные в тридцатых-сороковых годах прошлого века на шведских заводах агрегаты пестрят надписями на старорусском (с буквами ять). Шведские ретрограды видимо в то время еще не освоили новый для них вариант кириллицы. Впечатлил заброшенный зал управления станцией. Больше всего он нам напомнил рубку потерпевшего аварию НЛО.

Осмотр станции был очень увлекательным и занял минут двадцать, однако именно в это время по дороге, по другому берегу, проигнорировав наши отчаянные вопли прошли друг за другом два лесовоза. Единственные автомобили за весь день. Отчаянье и злость помогли нам на огромной скорости преодолеть пешком оставшиеся 15 километров. Таблички и ограждения предупреждающие о возможных минных полях особенно не пугали, сходить с дороги мы не собирались. Уже в сумерках мы стояли перед мостом, на этот раз уже через Восточную Гумисту. Тут к нам влилась дорога на Каманы с неплохим траффиком и проходимая даже легковушками. Однако легковушки нас проигнорировали, а остановился лесовоз, такой же, как в сердцах ранее обруганный, едущий также как и мы из загадочного Двуречья, но из долины Чедыма. Ночная заброшенная Шрома поразила в очередной раз пустотой и мрачностью улиц. Лишь один дом на всю деревню был живым и ярко разливал электрический свет через распахнутые окна и двери. Словно пытаясь своим светом и теплом оживить соседние дома, давно умершие... Прокуренный и седой водитель-работяга выбросил нас поздно ночью уже на объездной Сухуми, откуда мы за 15 минут добрались до наших гостеприимных тетушек.

Комментарии
Guest15.08.13, 22:02
Спасибо огромное!!! Рылась в нете в поисках маршрутов на предстоящую сентябрьскую поездку и набрела на это чудо! В восторге! очень захотелось пройти по Вашему второму маршруту в Псху 
.
Guest29.05.13, 09:48
Респект автору! 
Дмитрий,прожила восхитительные моменты,читая описания Ваших приключений! Пару раз бродили с рюкзаком по Кавказу (правда, не так круто, как Вы), поэтому тема знакомая и все описания разворачиваются перед глазами,как будто ты сам -участник событий! Большой комплимент Вам, как автору!
Guest16.03.11, 13:08
Молодчина Дмитрий! 
Действительно молодец! Не поленился столько описывать.Мы часто видим и не худшие марштуты...но лень описывать,а как бы людям пригодилось!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Абхазия
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал Дмитрий Славин