Ледовые будни в Печорском море

  15 июня. Покинули гостеприимную Индигу после 10 дней ожидания прогалины во льдах.. После траверза мыса Святой Нос идем в водах Печорского моря в галфинд, пересекая Поморский пролив, разделяющий материк и остров Колгуев. Наша цель: пройти более 500 км мимо поселка Ходовариха, обогнуть экзотический мыс Русский Заворот и войти в поселок Варандей. Но не тут-то было. Два дня битвы со льдами вынудили зайти в бывший поселок Тобседа. Здесь мы крепко засели на долгие 12 дней .Но Тобседа – это экзотика, впрочем как все на нашем многострадальном Севере… Когда-то здесь жили до 500 человек, работала промысловая артель и рыбоконсервный завод. Тобседа – международный центр по изучению флоры и фауны тундровой зоны. Здесь регулярно летуют ученые из России, Норвегии, Германии, Великобритании. Теперь же в здании бывшей метеостанции живет на правах сторожа всего один человек – Василий Терентьев..С нашим приходом население Топседы увеличилось в 4 раза…
  Наконец  то, пошло. Прибрежные  районы  активно  очищаются ото  льда. На 10-й день стоянки мы  ринулись было дальше  на  восток , но  получили  встречный  шторм. Пятнадцать  часов  долбились  против  ветра,  но  прошли  всего  13 миль. Голые  без  бухт берега,  укрыться  негде. Свалились  назад  по  ветру и  перетерпели  еще сутки  в  Тобседе. Со  второй  попытки  за  двое  суток  дошли  до  Варандея.
1 июля. Сегодня прибыли в Варандей. Здесь развернулась грандиозная стройка.. Порт  по  разливу  нефти  в  танкеры  практически  построен, труба  подведена.  «Лукойл» и  «иже  с ним»  работают  по  западному  образцу.
   На сегодняшний день в Тимано-печорской провинции на суше и в море открыто 76 месторождений из них 69 нефтяных (в том числе 3 на континентальном шельфе), 6 нефтегазоконденсатных и 1 газонефтяное
По предварительным оценкам на шельфе Баренцева моря располагается около 30% ресурсов нефти и газа морей России. Всего разведанные геологические запасы нефти на суше и море оцениваются  в 4.7 млрд. т, а извлекаемые - в 1.4 млрд. т. Сначала к властям, обратилась компания "Варандейский терминал" с просьбой определить статут новостройки. Правительство РФ присвоило наименование "Морской порт Варандей" порту, расположенному в районе Варандейской губы и соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства РФ Виктор Зубков.. Правительство приняло предложение Минтранса России, об открытии морского порта Варандей для захода иностранных судов и установлении в нем многостороннего постоянного морского грузового пункта пропуска через государственную границу РФ
.
  Капитан  порта  Варандея  Евгений  Владимирович  Остапенко  в  самом  начале  разговора  сказал: « У  вас  все  получится.  Поверьте  моему  жизненному  опыту, есть  люди,  у  них  огонь  в  глазах,  а  у  вас – добро». Для рабочих созданы отличные условия. И главное построили деревянную с иголочки часовню. Правда, после освящения службы в ней – редкость. И потому Дмитрий в часовенке  Варандея,  перед  иконой  Державной  Божьей  Матери  совершил  молебен  и этим привлек в храм самое большое число прихожан 
  5 июля. Два дня в Варандее и два дня перехода к проливу Югорский Шар. Увы, восточный  встречный  ветер  не  позволил  нам  пройти пролив  Югорский  Шар  сходу. Ветер  в 15 м/ сек  создавал  для  нас,  помимо  прочего,  и  встречное  течение, в  которое  лодка  уперлась. «Русь  Святая», заливаемая  волной  упорно  пробивалась галсами по  направлению  лежащего  в  ветровой  дымке  пролива. В  какой то  момент впереди  себя  мы  увидели, как  в  сторону  берега,  через  волны  «рубится»  морж. Он  был  похож  на  пловца, на  голову  которого  одели  противогаз. Морж  распознал  погоню и  наддал  к  берегу. При  таком  ветре и  течении  пролив  оказался  для  нас  не  по  зубам. Но  и  оставаться  в  этой ревущей  водно-ветровой трубе  было  невозможно. Решили укрыться на метеостанции «Мыс  Белый  Нос».  Около  трех  часов, при  визуальной  видимости  домика метеостанции, продолжалась  наша  «рубка» галсами при  движении  в  каменистых  бухтах. Но  все  в  итоге,  благополучно  для  нас  закончилось, когда песчаный  берег, заскрипев  под  килевой  балкой,  принял  нашу  лодку. Персонал  метеостанции 5 человек, и  мы  были  первыми  для  них  людьми, появившимися  в  этом  году.
   На  следующий  день, среди  островных  скал,  с  гомоном  гусей  и  писком  чаек, рядом  с  развалинами  бараков бывшего, на  этом  месте,  лагеря  политзаключенных,  была  совершена  Божественная  литургия. На  этом  месте в  конце  тридцатых  годов  репрессированные добывали  камень  в  каменоломнях, которым  и  тянули  по  кряжам  тундры  дорогу  на  юго-восток  в  сторону  Воркуты. Сохранились восемь  останков  бараков, и  дом  для  охранников. В нем- то  и  находится  в  настоящее  время  метеостанция.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Василий Галенко