День 8-й, Пятница, 02 сентября 2016
года. Эчмиадзин и Звартноц.
Русский язык со второго класса. Эчмиадзин, он же Вагаршапат. Праздники
Вардавар и Терендез. Храм св. Рипсиме. Церковь св. Гаяне. Эчмиадзинский
монастырь. Хачкары. Памятник жертвам Геноцида (1965 год). Кафедральный собор и
музей. «Храм Бдящих Ангелов» Звартноц. Таверна «Ереван».
Отъезд на
11-00 был назначен, поэтому все с удовольствием выспались. Свояченица даже
яичницу с мясной нарезкой приготовить успела.
На этот раз
Витя с собой профессионального гида Ирину взял.
-Сегодня мы
с вами по территории Армавирской области путешествовать будем, -сообщила
Ирина.- Мы посетим храмы св. Рипсиме, св. Гаяне, Кафедральный собор и развалины
храма Звартноц. Все эти храмы под эгидой ЮНЕСКО находятся и 7-м веком
датируются, кроме Кафедрального собора: собор – древнейшее христианское
сооружение на территории Армении и к 4-му веку относится.
-Сейчас мы с
вами мимо самого большого собора на территории Армении проезжаем – собора св.
Григория Просветителя. Его в 2001 году построили, к 1700-летию принятия
Арменией христианства, в нем мощи св. Григория Просветителя хранятся.
Собор Св.
Григория Просветителя
-Давайте я
вам, пока едем, немного про Армению расскажу. Напротив, с правой стороны –
Педагогический университет. У нас очень много университетов: 26 государственных
и 33 частных, поэтому общий образовательный уровень весьма высок.
-Например,
русский язык у нас со второго класса во всех школах учить начинают, а с
третьего класса – английский, это обязательная программа. Есть школы, где
изучают испанский и французский, но это частные школы. Также во всех школах с
первого класса шахматы изучают.
-А нарды –
со второго? -ухмыльнулся Рома.
-Мы мимо
бывшего кинотеатра «Москва» проезжаем, -рассказывала Ирина.- В 90-е годы
прошлого века большинство кинотеатров в Армении закрыто было, но сейчас есть
действующие кинотеатры. Если фильм неармянский, он на русском языке
демонстрируется.
-Старшее
поколение иностранные языки плохо знает, поэтому если пожилых людей что-то на
немецком или английском спрашивают, то они на русском отвечают.
-Сейчас мы с
вами по мосту Победы проезжаем: он соединяет заводы «Ной» и «Арарат», поэтому
его часто Пьяным мостом называют. Под мостом река Раздан протекает: эта
единственная река, вытекающая из озера Севан, разделяет Ереван на две части и в
конце концов в Каспийское море впадает.
-Там дальше
гору Арарат увидеть можно. Вы Арарат видели?
-Конечно,
-подтвердили мы.
-Отлично,
-обрадовалась Ирина.- Гора Арарат из двух вершин состоит: Масис и Сис. Высота
Масиса - 5165 метров, а высота Сиса - 3925 метров. Вместе они горой Арарат
называются, впервые это название в Библии упомянуто: именно на ней остановился
Ноев Ковчег после Всемирного потопа.
-Кстати, у
нас в Эчмиадзине хранится кусочек Ноева Ковчега. По легенде, армянский епископ Иаков
Нисибис первым решил подняться на Масис в поисках Ковчега. На пути к вершине
Иаков очень устал, присел на камень и уснул. Во сне ему ангел явился и крестообразный
кусочек Ковчега вручил, заявив, что Ковчег не может быть найден. Часть этого
кусочка подарена была императрице Екатерине II в благодарность за поддержку Армении.
-Гора Арарат
одним из главных символов Армении является, но полностью на территории Турции
находится: в 1921 году Арарат, а также армянские исторические города Карс, Ван
и развалины города Ани от Советской Армении к Турции отошли. Заодно Нагорный
Карабах и Нахичевань Азербайджану подарили – то есть вся территория Армении
расчленена была.
-Слева новая
православная церковь строится, она станет главным православным храмом Еревана,
хотя в городе уже имеется православная церковь 19-го века.
-В Ереване
также действующие католическая церковь и Голубая мечеть (для иранской общины)
имеются. Мусульмане в Армении не живут, но в гости из Ирана приезжают, особенно
в марте. Иранцы в Армении отрываются: в селе Арени, через которое дорога
в Иран проходит, специально для них вино в бутылках из-под «Кока-Колы» продают.
-Мы на запад
от Еревана, по главной дороге, в аэропорт ведущей, едем. Здесь все в магазинах
намного дешевле, чем в Ереване. Когда-то эту дорогу мини Лас-Вегас называли,
потому что по обеим ее сторонам игорные дома и казино располагались, но в 2013
году закон вышел, согласно которому все казино за пределы Еревана перемещены были.
Сейчас казино в курортных городах, в том числе в Дилижане, находятся.
Единственное казино, которое на полдороге от Еревана до Севана находится,
оставили, потому что уж очень большой доход приносит.
-Раньше в
Армении много аэропортов имелось, сейчас только три осталось. Это аэропорт в
Гюмри, военный аэропорт близ Еревана и международный аэропорт Звартноц,
расположенный близ развалин одноименного храма. «Звартноц» в переводе с
армянского «Храм Бдящих Ангелов» означает.
-Сегодня мы
граничим с Грузией, Азербайджаном, Турцией и Ираном (с ним участок границы совсем
маленький). С Турцией граница закрыта полностью из-за Геноцида 1915-1923 годов,
который Турция до сих пор не признает. В прошлом году отмечали 100-летие начала
Геноцида и все его жертвы к лику святых причислены были. Сухопутная граница с
Турцией у нас с 1993 года закрыта, но осуществляются вылеты Ереван-Стамбул и
Ереван-Анталья.
-С
Азербайджаном граница закрыта полностью и нет дипломатических отношений. Это
связано с войной за Нагорный Карабах 1991-1994 годов, которая до сих пор не
закончена: Азербайджан постоянно приграничные армянские села обстреливает.
-С Грузией у
нас отношения дружеские, с ней даже железнодорожное сообщение есть. К
сожалению, из-за блокады Абхазии и Южной Осетии у Армении нет прямого сообщения
с Россией. С Ираном у нас отношения тоже дружеские и сейчас скоростная
магистраль строится, которая будет соединять Грузию и Иран через Армению.
Проект «Возрождение Шелкового пути» называется.
-Мы сейчас в
город Эчмиадзин едем, он же Вагаршапат (так он официально называется), потому
что город царем Вагаршем I во 2-м веке основан. Город является духовным и
религиозным центром Армянской Апостольской церкви. У нас христианство в 301
году принято было, и Армения первым христианским государством в мире стала. До
этого момента у нас (как и везде) языческие боги почитались, ту или иную стихию
символизировавшие.
-Сохранились
у нас языческие праздники, приспособленные церковью к христианству. Например, Вардавар
– армянский праздник в честь Преображения Господня. Отмечается летом, через 14
недель после Пасхи, в воскресенье. В этот день с самого утра люди друг друга
холодной водой обливают. Креативные ереванцы делают это с балконов. Обижаться
на то, что тебя водой облили – грех, потому что вода эта целебной считается. В
переводе «вардавар» «яркая, огненная роза» означает и связан с культом богини
любви и плодородия Анаит.
-В феврале
Терендез отмечается – армянский праздник в честь Сретения Господня. В этот день
молодые супруги и влюбленные пары через костер прыгают. Считается, что если
совершить прыжок, не расцепляя рук удастся, то любовь будет вечной, а семья - крепкой.
Когда костер гаснет, то собирают пепел и рассыпают по полям в надежде, что год
урожайным будет.
-Справа мы
видим десницу нашего католикоса – он благословляет нас именно таким образом:
символизирует святую Троицу и начало Христа. Мы уже на территории города
Эчмиадзин находимся и через минуту у нас остановка у храма св. Рипсиме будет.
-Обратите
внимание на растущее перед нами абрикосовое дерево, из него армянский
национальный духовой инструмент – дудук - делают. Если дудук из другого дерева
сделать, то звучание неправильное будет, поэтому дудук еще «циранопох» называют
– «абрикосовая труба».
-Христианство
в Армении в 4-м веке утвердилось, но еще в 1-м веке христианство на территории
Армении апостолы Фаддей и Варфоломей проповедовали и уже с 1-го века у нас
христианские общины появились.
-Армянский
царь Трдат III
христианство запретил и жестокие гонения на христиан устроил, издав указ о
конфискации их имущества и заключении христиан в тюрьму. Именно в это время в
тюрьму Хор Вирап Григория Просветителя бросили. Также по приказу царя были
убиты девы-христианки родом из Рима, нашедшие убежище на территории Армении.
-Девы
поселились здесь, на территории Эчмиадзина. Одна из них, Рипсиме, очень царю
понравилась и он пожелал на ней жениться. Но Рипсиме, будучи христианкой,
царю-язычнику отказала, и он приказал всех дев убить. Однако после убийства у
царя тяжелое нервное расстройство обнаружилось, а у сестры царя неоднократно во
сне видения случались, что вылечить царя Григорий Просветитель может.
-Григория
Просветителя, 13 лет в яме просидевшего, освободили и он царя исцелил.
Исцелившийся царь в 301 году провозглашает христианство в качестве
государственной религии Армении. Начинается уничтожение языческих храмов, на
месте их христианские церкви возводят.
-На месте
убийства дев в 4-м веке часовни деревянные строят, а в 7-м веке на этом месте
каменный храм св. Рипсиме возвели.
Храм св.
Рипсиме
-Обратите
внимание на ниши в здании храма: ниши эти впервые в армянских храмах применены
были – они сейсмостойкость здания усиливают. В 18-м веке к церкви двухярусную
колокольню пристроили.
-Стены и
купол храма от свечей, которые в нем столетиями зажигали, потемнели.
-Узкие окна
в храме потому устроены, что в случае опасности в нем люди укрывались и от
нападения защищались. Для этой же цели в храме потайные ходы устроены.
-Внутри
церквей у нас не хоронят за редчайшим исключением. Здесь покоятся мощи св.
Рипсиме. Тут она изображена такой, какой ее древний хронист описал. Имена
Рипсиме и Гаяне сейчас очень популярны и почему-то армянскими считаются, хотя
это и не так.
-Все девы,
кстати, мученицами погибли – их камнями забили. Вот в этом окошке камни,
которыми св. Рипсиме убили, находятся.
-В храм
множество паломников стекаются. В Кафедральном соборе Эчмиадзина ни крещений,
ни венчаний не проводится, эти обряды на территории Эчмиадзина либо в храме св.
Рипсиме, либо в храме св. Гаяне проводятся. Поэтому по субботам и воскресеньям
здесь огромные очереди.
-А на что
церковь существует? -спросил я.- На пожертвования?
-В основном
да, -подтвердила Ирина.- Диаспора тоже помогает.
-Город
Вагаршапат со 2-го по 4-й века был столицей Армении, после того как римляне на
страну напали и разрушили город Арташат.
-Именно
здесь после создания в 5-м веке армянского алфавита первая армянская школа появилась.
Алфавит, созданный Месропом Маштоцем в 405 году, из 36 букв состоял. В
дальнейшем в него еще три буквы добавили и сегодня армянский алфавит из 39 букв
состоит: 7 гласных и 32 согласных.
-Первой
книгой, переведенной на армянский язык после создания алфавита, Библия стала –
она в Матенадаране хранится.
-В этом
городе в основном 5-этажные дома, потому что ни один дом здесь не может быть
выше Кафедрального собора, население – 60 тысяч жителей, высота над уровнем
моря - 1200 метров. Большинство домов из туфа построено.
-Если Японию
«Страной восходящего Солнца» называют, то Армению – «Страной камней». В недрах
Армении действительно залежи полудрагоценных и драгоценных камней имеются, а
также самых разных стройматериалов. 90% мировых запасов туфа в Армении залегают.
Туф обладает водостойкостью, от атмосферных осадков не деформируется и даже
лечебными свойствами славится – улучшает состояние больных, от легочных
заболеваний страдающих. Туф самых разных цветов бывает – от белого до черного и
от розового до оранжевого.
-Центр
Еревана в основном из розового туфа построен: Александр Таманян, создатель
современного Еревана, хотел, чтобы Ереван розовым городом называли. Ереван в
виде огромного амфитеатра построен, чтобы из любого окна гора Арарат видна
была.
-Это -
центральная площадь Эчмиадзина с Кафедральным собором. Сейчас мы церковь св.
Гаяне посетим, а потом сюда вернемся.
-Я тут
как-то раз на старой машине у центрального входа припарковался, -вставил Витя.-
А у нее номера на «666» заканчивались. Так сразу же служители выскочили и
потребовали машину переставить.
Церковь Св.
Гаяне
-Перед нами
церковь св. Гаяне, построенная на месте, где ее убили, -сообщила Ирина.-
Церковь в 7-м веке построили, а в 17-м веке к ней трехарочную галерею
пристроили.
-В церкви
есть тайная комната, в которой в случае вражеского нападения церковные
принадлежности прятали.
-Вот место,
где св. Гаяне похоронена, а рядом с гробницей икона, на которой все 36 невинно
убиенных дев изображены.
-Поедемте в
Эчмиадзинский монастырь.
-Витя, а я
там по дороге цистерну с надписью «Пропан» видел, -сообщил я.
-Это для
бытовых нужд, -пояснил Витя.- Баллоны до заполнения газом и после взвешивают,
определяя вес проданного газа. Машина – не баллон, ее не взвесишь.
-А газ в
Армению из России поставляют? -спросил я.
-Из России и
из Ирана, -ответил Витя.- Причем газ из Ирана – дешевле.
-А зачем
тогда Армения в России газ покупает? -удивился я.
-Стыдно,
-пояснил Витя.
-Вон там дом
двухэтажный брошенный, -спросила Ирину свояченица.- Это что?
-Это
общежитие, еще при Советской власти построено, -ответила гид.- В нем
семинаристы жили и скоро опять жить будут – в общежитии капитальный ремонт
проводится.
-Перед нами
парадный въезд-арка в Эчмиадзинский монастырь находится. Слева на арке
армянский царь Трдат III изображен,
справа – Григорий Просветитель.
-А почему
въезд закрыт? -спросила жена.
-Он всегда
закрыт, -пояснила Ирина.- Его только по особо торжественным случаям открывают.
-С обратной
стороны арки два апостола Христа изображены: слева – Фаддей, справа –
Варфоломей.
-Перед нами
два розовых хачкара 17-го века, на которых написано: город Джуга. Сейчас этот
город на территории Азербайджана находится, близ Нахичевани. Там было самое
большое собрание армянских хачкаров и, начиная с 1988 года, в Джуге стали
уничтожать все памятники, связанные с историей армянского народа, чтобы не
осталось доказательств пребывания армян на этой территории с незапамятных
времен. Эти хачкары по фотографиям восстановлены.
-В 2005 году
в Джуге было полностью уничтожено древнее армянское кладбище с хачкарами: его
бульдозерами с землей сровняли и в военное стрельбище превратили. Почему
хачкары вообще появились? Мусульмане постоянно на армян нападали и церкви
разрушали, восстанавливать их трудно было, поэтому крест на любом камне
выбивали и место уже святым считалось.
-У нас на
территории Армении хачкары по разным поводам устанавливали: в честь
знаменательных событий, постройки храма и как надгробные плиты. На хачкаре
всегда в центре крест изображен, также на нем круг высечен – символ Солнца и
круговорота жизни. Ни один хачкар не повторяет другой, даже если их один мастер
сделал. Очень часто на хачкарах нечто вроде мусульманской арки изображали: это
на случай нападения мусульман делалось, в надежде, что мусульмане, увидев арку,
хачкар (да и церковь) не разрушат.
-Хачкары
обыкновенно из туфа вырезаются, потому что туф для обработки легок, но вот эти
два белых хачкара из мрамора высечены и являются копиями самых высоких хачкаров
в мире: оригиналы этих хачкаров на территории Западной Армении (современной
Турции) находятся.
-На
территории монастыря раз в семь лет миро варят: в оливковое масло высшего
качества белое вино добавляют и настойки трав разных, миро освящают мощами
Григория Просветителя и Святым Копьем, в новое миро обязательно немного старого
добавляют, после чего миро готовым считается и по всем армянским церквям
развозится. Как раз в прошлом году миро варили.
-Также в
монастыре каждый год виноград освящают. Когда вы в Араратской долине были,
видели, что там много виноградников. Местные жители, когда замечают, что на
малой вершине Арарата больше нет снега (это в основном в августе бывает), то это
означает, что пора собирать виноград. Его привозят в Эчмиадзин и освящают.
-Вот этот
огромный хачкар – памятник полутора миллионам армян, ставшим жертвами Геноцида.
Памятник в 1965 году установлен, к 50-летию начала Геноцида.
Памятник
жертвам Геноцида
-Это первый
памятник жертвам Геноцида, мемориал в Ереване в 1967 году построили. Внизу
памятника – Древо Жизни, символизирующее начало новой жизни, потом идут кресты
и главный крест. Завершают памятник орел, символизирующий силу, храбрость и
непреклонность духа армянского народа, меч – символ того, что мы и сегодня
готовы за нашу независимость и свободу сражаться и рядом с мечом армянская
буква «Э» (на пятерку похожая) – это название духовного и религиозного центра
Эчмиадзин.
-За хачкаром
– Крестильня. Как я уже говорила, в Кафедральном соборе крещение не проводится,
поэтому в 2008 году это новое здание и построили.
-Итак,
Кафедральный собор – древнейший собор на территории Армении, построен между
301-303 годами под руководством Григория Просветителя. Облик собора с веками
менялся: так, в 7-м веке деревянный купол собора на каменный поменяли. В 17-м
веке к собору трехъярусную колокольню пристроили. Собор и сейчас в строительных
лесах.
-Сейчас в
соборе службы проводит 132-й католикос Армянской Апостольской церкви Гарегин
II. Он работает и живет в этом монастыре. В переводе
с армянского «Эчмиадзин» означает «Место сошествия Единородного». Согласно
легенде, у первого католикоса видение было: Иисус Христос сошел с небес в
Араратскую долину и золотым молотком показал, где нужно собор строить – именно это
место и выбрали. Внутри собора есть «Алтарь Сошествия» - здесь Иисус Христос и сошел.
-Сам католикос проводит службу только в Рождество и Крещение, у нас это один и тот
же день – 6 января, а также во время Пасхи. В прошлом году Гарегин II
проводил службу и 24 апреля, когда мы столетие Геноцида отмечали.
-При Кафедральном
соборе музей имеется, вход в него 1000 драмов стоит. В музее Святое Копье
сотника Лонгина и частица Ноева Ковчега хранятся. В музей пойдете?
-Конечно,
-ответила свояченица.- Пошли билеты покупать.
Оказалось,
что в музее собственный гид имеется.
-Мы рады вас
приветствовать в музее, который в 1955 году открылся. В музее представлены как святыни
Армянской Апостольской церкви, так и общехристианские святыни.
Частица
Ноева Ковчега в складне 17-го века
-Анализ металла
Копья, которым сотник Лонгин прекратил мучения Иисуса Христа на Кресте,
показал, что Копье в 1-м веке нашей эры изготовлено, то есть Копье – подлинное.
Богопронзившее
Святое Копье сотника Лонгина
Реликварий с
частицей Животворящего Креста, 1300 год
Крест
армянского царя Ашота II Ерката, 914-925 гг.
Сосуд для
хранения миро
Посещение
музея много времени не отняло, но мы очень порадовались, что в него зашли.
Покинув Эчмиадзинский
монастырь, в музей храма Звартноц поехали.
-Какое
красивое здание, -удивился по дороге Рома.
-Это местный
дом культуры, -сообщила Ирина.
Оказалось,
что вход в Звартноц – платный, 1000 драмов. Красивых билетов не выдали, просто
кассовый чек.
-В начале 20-го
века неподалеку от Еревана группа исследователей обнаружила развалины древнего
храма, погребенного по самую крышу под слоем земли и песка, -рассказывала Ирина.-
Раскопав строение и реконструировав его первоначальный облик, ученые пришли к
выводу, что ранее на месте холма располагалось одно из самых прекрасных и
масштабных религиозных сооружений раннесредневековой Армении - храм Звартноц,
также известный как «Храм Бдящих Ангелов».
-Эта
историческая местность являлась центром язычества еще в дохристианские времена.
При раскопках здесь остатки храма времен государства Урарту найдены и символ
плодородия – священный каменный фаллос.
-Храм
Звартноц был построен в 643–652 годах в неспокойные для страны времена. В
Армению вторглись арабские завоеватели и, захватив в 640 году столицу Двин,
грозили покорить всю страну.
-Согласно
преданию, церковь была возведена именно на том месте, где царь Трдат III
встретился с Григорием Просветителем, освобожденным из заключения.
-Это был
трехъярусный круглый храм высотой 49 метров, состоящий из трех поставленных
друг на друга уменьшающихся цилиндров, увенчанных сферическим конусом,
наподобие пирамиды. Храм возвышался на площадке, вокруг которой шел ступенчатый
пьедестал, частично сохранившийся.
-В плане
храм напоминает крест, вписанный в круг. Этот крест являлся основой внутреннего
пространства храма. Вся конструкция опиралась на четыре мощных колонны
двадцатиметровой высоты. Круглое внутреннее пространство опоясывала двухэтажная
галерея. Второй ярус церкви был сквозным с трех сторон и его стены опирались на
шесть мощных колонн. Вся композиция завершалась высоким многогранным куполом. В
храм вели пять входов.
-Восточную
часть первого яруса занимала украшенная фресками и мозаиками апсида. Напротив
алтаря, в самом центре храма, располагался круглый бассейн-купель с лесенкой,
где совершалось таинство крещения. Позади алтаря открывался проход к подземной
ризнице.
-Храм был
сквозным, словно сотканным из света и воздуха. Ажурное плетение окон, тонкий
геометрический орнамент, вырезанные на стенах виноградные гроздья, плоды
граната, пальмовые листья и человеческие фигуры создавали в помещении особую
атмосферу легкости, естественности и непринужденности.
-В 652 году
византийский император Константин II, присутствовавший на освящении храма, был
настолько потрясен его великолепием и размерами, что, уезжая, забрал с собой
архитектора храма, дабы построить нечто подобное в Константинополе. Однако в
пути архитектор заболел и скончался.
-Неподалеку
от храма можно увидеть развалины дворца католикоса Нерсеса III и древней
винодельни. Дворец состоял из двух частей: западную отводили под жилые комнаты,
залы для приема гостей и совещаний, восточную - под служебные помещения.
-Звартноц
простоял более трехсот лет и около 930 года был разрушен землетрясением. Как
выяснили исследователи, зодчему, строившему храм, не удалось полностью
перенести тяжесть верхних ярусов на четыре мощных пилона, служивших главными
опорами, и в результате часть нагрузки легла на арки и своды храма. Именно это
оказалось слабым местом храма, и сильный удар землетрясения разорвал его. И
именно по этой причине от планов восстановления Звартноца отказались, потому
что любое - даже легкое – землетрясение приведет к повторному обрушению храма.
-Эта
базальтовая плита 8-м веком до н.э. датируется. На ней клинописью написано, что
армянский царь Руса II осуществил строительство водопровода от реки Раздан. Водопровод
до наших дней сохранился.
-Перед нами
развалины дворца католикоса. Это остатки тронного зала.
Реликварий
Св. Григора
В 14-30
экскурсия закончилась и мы в Ереван поехали.
Мы попросили
Витю высадить нас где-нибудь в центре, чтобы в кафе передохнуть.
Выбрали «Melody Cafe» рядом с Оперой.
С кафе не
ошиблись: лимонад, 2 кофе с Амаретто, 2 мороженых и 3 пива «Киликия» в 4000
драмов нам обошлись, причем пинта разливной «Киликии» 600 драмов стоила.
Официант сообщил, что пиво «Киликия» с 7-го века до н.э. производится.
Пройдя через
площадь Республики и мимо памятника Грибоедову, домой вернулись.
Ужинать в
таверну «Ереван» отправились, где Мара умудрилась нам отдельный кабинет заказать.
Саму Мару вместе с Витей тоже позвали.
Витя был
очень тронут, сообщив, что никогда раньше туристы его в дорогой ресторан не
приглашали. Мы ответили, что приглашение это – в честь сегодняшнего окончания нашей
экскурсионной программы по Армении, блестяще им проведенной. И вообще у нас и на
него, и на Мару еще планы имеются.
Заказали
любимое вино Мары по 3500 драмов за бутылку и кучу всякой еды, включая салат из
авелука.
В приятной
беседе, попивая вино и закусывая, не заметили, как четыре часа пролетело.
Когда счет
принесли, у нас глаза на лоб полезли: вместе с чаевыми с нас 91 тысяча драмов причиталась
– пришлось весь общественный кошелек выгрести. Впрочем, поделив эту сумму на 7,
13 тысяч рублей за ужин на семь человек получили. По ереванским понятиям – очень
дорого, по московским – не очень.
Шесть
бутылок любимого вина Мары, плескавшиеся в нас, настоятельно требовали
потанцевать у поющих фонтанов на площади Республики, что мы и исполнили, после
чего спать отправились.