Пурнаволок-о.Костьян.

21 июля.
Спали в избушке мы хорошо, немного просохли вещи. Утром холодно, моросит, небо в тучах, но ветер вроде поменьше, волны в бухту уже не залетают.
Мыс Пурнаволок.
После завтрака пошли осматривать развалины измерительного пункта. К берегу по дороге подъехал еще 1 кунг, рыбаки принесли на руках лодку-моторку. Поговорили с ними, один рассказал про скважину в Антарктиде на озере Восток, в разработке которой он лично принимал участие, придумал, как избежать образования пробки на границе с водой подземного озера. Туда надо закачать специальную легкую жидкость, и уже завезли несколько бочек, до самого озера добуриться еще не удалось, глубина скважины составляет 3769 м. Какие интересные бывают встречи!
А мы пошли смотреть развалины. Есть 2 огромных бассейна-резурвуара с земляным дном, разгромленная дизельная, вычислительный центр, столовая.
Везде мощные капитальные стены в 2 кирпича, внешний слой из кирпича силикатного, пол с каналами под провода. Стекла старательно выбиты явно не ветром, рамы выдраны с мясом, внутри отодрали все, что поддавалось.

Вот кому надо не просто вынести то, что можно использовать, но еще и разбить, уничтожить, изгадить пол, исчеркать стены, как нашествие диких варваров прошло. Избушка на берегу старенькая, а здесь если бы поставить буржуйку, вполне можно жить или приспособить под другие нужды, рыбаки сюда приезжают часто.
Ждем ослабления ветра, по сведениям рыбаков завтра ожидается штиль.
В избушке на м.Пурнаволок.
Нам бы до Сон-острова доползти или до Вороньих островов, встать на дневку, постирать рабочее. Мы не торопимся, но лучше стоять не у дороги, а где-то на острове или в лесу. На перекус сварили геркулеску, немного повалялись в избушке, почитали книжку. Ветер явно слабеет, но еще моросит дождик.
Море успокоилось.
В бухту приехали еще несколько машин на рыбалку, на берегу стоят уже 2 красные палатки, нас пока не просят освободить помещение, но уже намекают, и лодку забросили к избушке, забронировали место. Около 18ч мы посмотрели с бугра, погода вроде налаживается, быстро загрузились и отчалили. Тут же к избушке рванула моторка с рыбаками. Конечно, печка протоплена, горит костер, есть дровишки. А мы вышли в море на борьбу со стихией.
Волны уже без гребешков, но большие, боком к ним не поворачивайся, могут и положить. Иногда ловим момент, идем между волнами, бывает и захлестывает. Пищать нельзя - вода в рот нальется, только работать, опускать весло в гребень, держаться за волну. С трудом доползли до о.Карбас-наволок, черной глыбы с крестами.
Около камней Волк немного покидал спиннинг - не клюет. Надо пробиваться в губу Крестовая, там можно высадиться на песочек, там наша знакомая стоянка. После острова пошла болтанка, волны бьют с 3 сторон, не знаешь, к какой поворачиваться. Но в губе уже тише, волны катят плавно. Полянка наша немного заросла, никто здесь не был, мы встали на белом мху.
Слева в уголке полянки - ручеек и озерцо с пресной водой. Мы разогрели утреннюю уху, заварили чай с чабрецом, который набрали на Пур-Наволоке. После такого чая в пот бросает. Потом Волк пошел отдыхать, ему все-таки больше достается, а я немного постирала рабочие штаны и куртку, а то вся в саже, как будто с котелками обнималась. Дрова здесь очень смолистые.  Ночью несколько раз принимался шуршать дождь, но здесь мы уже были дома. Прошли 6,4км.

22 июля.
Утром +17, тепло, солнце за облаками. Утром наловили мелкой трески, еще попалась 1 камбала, пинагор и корчак, последних сразу выпустили.
Добыча.
Я сварила нежную вкусную уху и 3 рыбы пожарили, немного разваливается, но вкусно, все умяли за завтраком.
Лагерь в бухте Крестовая.
Сходили до избушки на мысу, она маленькая, но есть печка-буржуйка, чисто, сухо, вполне годится для ночевки. Рядом растет малина и много чабреца. Стоят кресты, за что бухта и получила свое название.

Вышли в море поздно, около 14ч и Волк пообещал идти сегодня до 21ч. Ну что ж, если надо.. Он хотел всеми силами прорваться до мыса Девичий, где есть избушка и ручей. Ветер сейчас северный, может заштормить и без воды никак нельзя. Мы обошли м.Корабельный, на м.Шоломбродский выходили размяться и отдохнуть. Когда дошли до м.Орлов, встали на перекус.
Волна небольшая встречная, иногда болтанка, лодку качает и потряхивает, грести тяжело даже при слабом ветре, мы качаемся вместе с лодкой. Так продолжалось до м.Паточного, потом мы повернули налево, волна стала немного сбоку, грести стало легче. Особенно большие волны на мысах и мелких местах. После м.Черный камень до м.Одинчижного берег ровный, усыпан дровами, лес далеко, нет ни бухточки, ни заливчика. У м.Красный и Одинчижный - красивые скалистые берега, красные каменные утесы, камни как будто резко порублены. Где-то здесь мы нашли в 2015г "яйцо динозавра".. Но уже 19ч, некогда выходить и его искать.
Уже виднеется горка на м.Кивиканда, мы прошли 2 избушки в бухточках, но упрямо рвемся на Девичий.

В озеро Кювиканда решили не заходить, оно мертвое, рыбы там нет, потому что на входе стоит избушка. И стоянок хороших там тоже нет, прошлый раз мы 6км по нему отмахали и только в конце озера приткнулись на узкой песчаной полочке. Я уже несколько раз смотрела на карту в смартфоне, сколько км осталось до Девичьего, от Кивиканды еще 3км. А на нас с севера давно уже надвигается синяя туча, она закрыла все небо, начал накрапывать дождик. Около м.Кивиканда стояда команда с катамараном, дымил костер, мы прошли мимо. Обогнули мыс, Девичий медленно приближался. Я помнила, что там была хорошая избушка в елочках. Но неожиданно Волк сказал: "Все, приехали!" А тут к берегу не подойти из-за камней, стоит какая-то развалюха с упавшей крышей, может, я ошиблась? Посмотрели на карту - это же не та избушка, наша - через 500м! Там уже есть бухточка с хорошим подходом, без камней, и дом крепкий. Чувствуется, еще недавно здесь были рыбаки и спешно уехали, испугались тучи, костер еще дымил. Может быть, они были из дер.Сон-остров, до нее 6км. Мы дотянули уже из последних сил, "на честном слове и на одном крыле.."
Здесь есть хороший большой ручей с чистой водой. Было уже 23ч. Мы радостно поставили палатку на берегу, сварили молочные макарошки и залегли в палатку около полуночи. Был чудесный ярко-красный закат на пол-неба, а это к ненастью..
И началось.. Завыл, загрохотал ветер, разразилась буря, волны стали штурмовать берег, по палатке дробью застучал дождь. Волк вылез укреплять палатку, вбил колья, привалил бревнами из плавника, 2 бревна положил и на лодку, чтобы не унесло ураганом. Ливень бушевал до утра. Прошли 23км.

23 июля. Шторм.
Около 9ч мне надоело спать, я показала Волку на солнышко в дырочке на тенте палатки, и скомандовала: "Подъем!" А то он так весь день проваляется. Мы вылезли, погода замечательная, дождя нет, даже солнышко проглядывает. А вот ветер сильный, море штормит, придется тут денек посидеть, отдохнуть.
Сварили на утро молочную кашу-пшенку, почитали книжку. Потом Волк нашел себе дело, решил смастерить флюгер из подручных материалов, рядом  и мачта есть для него. Как инженер, подошел к делу серьезно, посадил флюгер на втулку, прикрепил стабилизатор, получилось замечательно, лучше чем в магазине. И надежнее, 100 лет теперь будет работать!
Новый флюгер.
А я занималась обедом, сварила суп с бульоном "Кружка Магги", сделала салат из морской капусты с луком, чесночком и подсолнечным маслом. Хотим зайти в дер.Сон-остров в магазин за продуктами, прошлый раз мы прошли мимо, деревня значится как нежилая. А тогда откуда здесь рыбаки? Не из Гридино же ездят, и дороги близко нет.
В 18.46 торжественно подняли и запустили флюгер, тарабанит бодро, ветер с-з. Провозились с ним до вечера, волны бьют о камни, ветер не утихает. Ночью шел дождь.

24 июля. Шторм.
Весь день штормуем, читаем книжку в избушке, ждем у моря погоды.
Море бушует.
Я сходила прогуляться на мысик, влезла на горку. И как мы выбираться будем?
К вечеру часам к 18 все утихло, ветер поменялся на восточный, потом опять стал с-в. К 21ч мы даже рассматривали возможность собраться и уйти дальше, но час нам собираться, до Сон-острова 6км, это еще 1-1,5ч, придем в 23ч. И собранную капусту надо сварить и запихать в баночку. Решили подождать до завтра.
А ночью опять разыгралась непогода, ветер ревет, волны бьются..

25 июля.
Утром Волк посмотрел на море и решительно сказал: "Все, уходим и баста! Надо оттащить вещи к заливчику за камнями, главное - отчалить, чтобы не захлестнуло, дальше справимся, барашков на волнах нет, только кое-где, и хуже ходили". Мне стало нехорошо, полезли всякие страшные мысли, я бы еще здесь посидела, избушка уже как родная. Но против слов капитана не возразишь, хотя и силой он меня не тащит. Если он уверен, значит, прорвемся. На всякий случай я кинула конфетку в море, по давней примете автостопщиков, чтобы задобрить морских духов. За кустики я сбегала раз 5.
Мы вышли в 12ч. Быстро и четко отчалили, в море оказалось не так страшно, как смотреть с берега. Обошли мыс Девичий, волна нам немного сбоку-спереди, это лучше, чем прямо в нос, и ветер несильный. Прошли одну губу, за ней еще и показался Сон-остров. Волны катились уже плавные, мне даже понравилось на них качаться, только перед Сон-островом была болтанка со всех сторон на отраженных волнах. Зашли в дер.Сон-остров, там находится мидийная ферма, охраняет ее один сонный сторож. По виду эта ферма как санаторий или пионер-лагерь. Ветряк крутится. Магазина, конечно, здесь нет.
Мидийная ферма.
В бухте вообще тишина, вода зеркально-гладкая, и не подумаешь, что рядом штормит уже 3 дня. Мы прошли мимо Сон-острова, полюбовались скалами.
Сон-остров.
В море опять пошли волны, но идем легко, только качает на пологих волнах. Обогнули мысик и показались Вороньи острова. Здесь и сделали перекус.
Вороньи острова.
Волк сразу поймал с камней 2 трески, зажарили их, и еще он потом наловил рыбы на ужин, пока я собиралась. Я уже замучилась ее чистить, а он все таскает и таскает.
Рыбалка на Вороньих островах.
Было уже 17ч, но пока море позволяет, решили пройти мыс Шарапов и уйти в Чупскую губу. При тихом море никаких сложностей с этим нет. Берега ощетинились камнями, близко не подойти.
В начале Чупской губы стоянок тоже нет, берег каменистый.
Перед Круглой бухтой мы нашли хорошую стоянку с выложенной камешками дорожкой, но здесь не было мягкого места под палатку.
Стоянка с дорожкой.
Пошли дальше до о.Малый Медведок, там и встали на с-в берегу у большого камня. Ветер утих, налетели комары.
На ужин сварили котелок ухи, треску надо обязательно сразу чистить, а то разваливается, и сковородку зажарили. Целый день было солнечно и жарко, а идти приходится как в скафандре - куртка, плащ, спас-жилет, сапоги. Связи так и нет, никакой. Прошли 25км.

26 июля.
С утра прохладно, ветерок, волны бьют о берег, но для нас это уже мелочь, дальше много островов, спрячемся от ветра. Пойдем теперь на о.Олений. На завтрак доели вчерашнюю уху, жареная рыба пойдет на перекус. Хлеба остался маленький кусочек, а так продукты есть.
Вышли около 12ч, идем ближе к п.б., чтобы обойти о.Средний справа и войти в Чупскую губу по прямой.
Навстречу прошла байдарка, даже не остановилась, потом еще одна лодка с 2 гребцами торопливо проскользила мимо. А на берегу мы увидели большую палатку и парня, вышедшего на берег нам навстречу. "Заходите в гости! А то все мимо идут, а я уже соскучился один!" Это Миша из Питера, он не нашел попутчиков и приехал один пожить на Белом море.
Пежостров, в гостях у Миши.
Он угостил нас чаем и копченой треской, а мы показали ему как выглядит золотой корень и оставили немного заготовленных корней. На его стоянке мы почему-то это растение не нашли, хотя в других местах он растет как сорняк. Мы с удовольствием поговорили о жизни, о походах и только в 16ч пошли дальше.
У о.Большой Горелый
Обогнули мысик, где раньше встречали ребят из Питера, потом нагнали 2 соединенных ката под парусом. А сколько там было народу, детей! Как ковчег. Ветер был слабый и они шли еле-еле.
Ковчег.
Мы их обогнали и ушли к Оленьему. А там сегодня было столпотворение, все стоянки оказались заняты. Мы насчитали 5 групп, обошли остров вокруг, нашли ключ с очень вкусной ледяной водой и встали уже в березках у воды. Наверху на бугре расположилась группа с детьми, они пилили дрова бензопилой и сразу предложили поделиться полешками с нами. На большой стоянке повыше был Мегафон, Волк отослал домой смс, я позвонила дочке, узнала все новости и заплатила за инет через мобильный банк, хотя инета практически нигде нет. Уже поздно пришла еще одна группа на байдарках, они встали рядом, и уже мы делились с ними дровами.
Прошли 31км.

27 июля.
Утром солнечно, тепло. Сварили макарошки, сходили в Чкаловский за продуктами.
Магазин там работает с 12ч-15ч и с 17ч-19ч, продавщица живет напротив, она мне открыла даже раньше. Здесь постоянно живут 32 человека, поэтому ставку ей не дают, только половину.  Магазин здесь хороший, я купила огурцы, помидоры, морковь, печеньки, сгущенку, все, кроме хлеба, его завозят в пт и сразу разбирают туристы. Мы вернулись на о.Олений, наша прежняя стоянка освободилась и мы на ней встали. Устроили грандиозную стирку, помылись, воду можно взять рядом в озерце. Здесь остался большой карьер, где раньше добывали слюду и розовый шпат.
К нам заходили в гости ребята с катамарана-ковчега, принесли в подарок кое-что из продуктов, они уже уезжали. Мимо шныряют моторки как по проспекту, оживленное место. У нас потерялась большая веревка, наверное, где-то забыли снять. Я нажарила плюшек, вдруг еще гости придут, но так и не дождались, у них в группе много детей, значит, куча забот.
Плюшки.
Видели в море котика, он подплыл совсем близко, я с ним поговорила, но фотика они боятся, сразу ныряют. Туристы сказали, что девочка набрала на Оленьем мешок подосиновиков, мы заходили в березняк - пусто. Прошли 10км.

28 июля.
Тепло, солнышко, идем без скафандров, только спас-жилет. Легко дошли до мыса Картеш, раньше этот путь показался очень долгим, когда волна била в борт.
На отливе мы увидели катамаран со спущенным парусом, он сидел на песке, на нем 2 человека. Волк пошел посмотреть, оказались растаманы, муж и жена, только очнулись после пьянки, мотор в воде плавает, герма раскрыта, половину вещей растеряли. Как их туда забросило - не помнят. Волк помог им разгрузить и стащить катамаран до воды, а я бы оставила их подождать прилива, все равно они сейчас отсыпаться будут.
Мы обошли мыс Картеш, за островами тихо, и пошли на мыс Красный.
Хотели встать на о.Плоская Луда, там есть избушка и песчаный пляжик, но место оказалось занято туристами. В этом году здесь полно народу как в Крыму. Обошли остров вокруг, встали на стоянке за камнями, на горке, палатку поставили на моховой матрасик. Прошли 23км.
На о.Плоская Луда.

29 июля.
Здесь хорошо ловилась треска. Мы сварили на завтрак целый котелок и еще поделились рыбой с соседями. Познакомились с Андреем и Татьяной из Ярославля, немного с ними посидели, надо было торопиться пройти м.Красный до отлива.
С Андреем и Татьяной.
Андрей вчера пробовал ловить треску на спиннинг на червя, но вся рыба ушла к нам, наверное потому, что там растет фукус и много креветок, которыми питается треска.
В море мы вышли легко одетые, без непромокаемых штанов, я вообще в одной футболке. А там волна, холодный ветер, с трудом дошли до мыса, пройти слева от острова не смогли, было уже мелко, камни вылезли. Можно было быстро разгрузить лодку и за 5 мин перетащить, но Волк для перестраховки пошел по морю в обход, и все озирался, не видно ли егерей, этот островок уже принадлежит заповеднику. Сказал, что обойти по морю проще. За островом волны стали попутными, но когда пошли на мыс Кузокоцкий и вышли в открытое море, размер волн стал угрожающий, нас кидало вверх-вниз. Меня пару раз хорошо окатило волной, брызг я вообще не замечала. Переодеваться не стали, все равно будем мокрые, я только натянула плащ под спасик, так теплее. Мы очень долго ползли, чтобы обогнуть мыс Кузокоцкий, и даже напугали котика. Он плыл себе, как бревно, может даже задремал на волнах, вдруг повернулся, а тут мы надвигаемся, ваа! Он бултыхнулся через голову и исчез. Обошли мыс, опять немного спрятались от ветра, а высадиться не получилось, в отлив к скалистому берегу не подойти.
Старый корабль на м.Кузокоцкий.
Мы прошли нашу прошлую стоянку на Кузокоцком, старый корабль и высадились за ним в бухточке. Поискали стоянку - нету, только дремучий лес и полоса плавника. Высадились чуть дальше - есть место под стоянку, но в лесу ревет медведь, такого соседства нам не надо. Пришлось обойти мыс и идти на о.Покормежный. Здесь уже тихо, волны почти нет. Высадились на высокий гранитный купол, наверху ровная площадка, стол, очаг.
О.Покормежный.
Наконец мы переоделись в сухое, согрелись и я стала жарить рыбу, получилось много, сразу и не съесть, улов был хороший.  Залегли спать рано, в 21ч, что-то я устала сегодня, даже про хронотуристов почитать не получилось, заснула. На острове напротив тоже народ стоит, с маленьким ребенком, мы плач слышали. Вечером был сильный ветер с разных сторон. Прошли 21км.

30 июля.
А утром все стихло, полная идиллия, солнце немного в дымке. Доедаем рыбу, еще большая миска осталась. Волк даже попросил поставить еще чаю, чтобы запивать. Вышли около 11ч, быстро дошли до о.Кикоиха, там стояли 2 группы.
Мы обошли остров и пофотали полосатые скалы. На соснах там красные обвязки и висят файлики с картами. Видно, детей из большого лагеря учат ориентированию.
Потом сразу пошли на о.Костьян, где всегда летом живет Александр Новоселов с женой, в этом году к ним присоединились дети и внуки, целый лагерь. Александр выстроил целую крепостную стену для защиты от ветра.
Там мы зависли на весь день, Волк помогал островитянам накрыть крышу новым тентом, по прогнозу ожидались дожди. Связь МТС здесь есть, но неустойчивая, только на другом конце острова на скалах.
О.Костьян.
Мобилка берет станцию Пояконды, там уже Мурманская область, а у меня подключена Карелия, из-за роуминга сразу слетели все деньги со счета. Мимо постоянно ходят экскурсии детей из Нильмы, им рассказывают про муравьев и стрекоз. Прошли 8км.