Мыс Картеш - Ковда.

4 июля.
С утра солнышко, мошки нет, загораю, а то только лицо и руки черные. Сетку не ставили, кашки на завтрак захотелось, и хлеб со сгущенкой, по 2 ломтя, пока свежий. И пишем дневники уже за 3 дня.
Рядом есть пресная вода, из болотца стекает в ванночку на камнях. Вышли около 12ч, море спокойное, только небольшая болтанка. Обогнули мыс и небольшой островок и пошли прямо через губу Кив, о.Избная Луда восточнее.
На о.Плоская Луда есть изба, рядом набрали чабреца.
О.Плоская Луда
Дальше пошли курсом на г.Шавруха, там у мыса Красный сделали стандартный перекус - овсянка, хлеб с салом, курага, чай.
М.Красный, перекус
Затем по приливу обошли мыс Красный, прошли границу Кандалакшского заповедника и вышли в губу Красную. Погода стоит отличная, штиль, поэтому пошли через губу напрямик курсом на мыс Кузокоцкий. Берегов не видно, только море вокруг, я дремала, а чтобы не вывалилась из лодки, Волк отвлекал меня котиками: "Вон там! Бери фотик скорее!" Одного котика даже на видео удалось снять.
Мы шли до 18ч и встали за мысом Кузокоцкий на скальном мысу в ложбинке.
Волк сразу пошел кидать блесну со скалы, а я отправилась посмотреть окрестности, но далеко уйти не успела, Волк сразу поймал 3 трески, а когда я подошла - еще 2 шт. показательно-снимательные.
М.Кузокоцкий
Быстро сварили вкусную наваристую уху из голов и печенок, съели, чтобы не остыла, и пожарили 3 сковородки филешек, это был уже 2-й ужин. Вылезло облако мошки и гнуса, видимо перед дождем, пришлось намазаться дегтем.
И погода вдруг резко поменялась, около 20ч задул холодный ветер, начал крапать дождик. Ночью вообще заштормило, но мы уже были в палатке. Ветер так трепал тент, что не было слышно голоса, когда я читала, и Волк сразу отключился. Ну и я не стала читать дальше, а присоединилась к нему, а то потом неинтересно будет. Выло, грохотало и поливало сильным дождем всю ночь.
5 июля. Дневка-штормовка!
В 9ч дождь прекратился и я скомандовала подъем. Ветер и шторм остались, и я предложила перенести костер и кухню за кустики, там есть загородка из камней и вокруг лежат бревнышки, чтобы сидеть на них, там совсем тихо.
Штормит
Мы сварили кофе, потом макароны со вчерашней рыбой. А Волк успел сложить на горке целый комплекс из 3 каменных пирамидок, пока у него камни не закончились.
Мегалиты Волка
Мы сходили на экскурсию к рыболовному суденышку, ржавеющему на берегу неподалеку.
Идем к корабликуDSC05525

Забрались на борт по бревнышку и все там облазили.
Судно варварски раскурочено и разграблено, зачем-то выломан и неподалеку брошен унитаз, хотя можно было легко открутить болты, в приборных панелях выбиты приборы, часть снятого оборудования валяется на берегу. Нос кораблика проржавел, но возможно судно еще могло бы ходить, если бы ремонт был сделан вовремя.
Мы вернулись к палатке. 13.17. Ветер вроде стихает, но море бушует, на волнах белые барашки. Все просолилось, дуги палатки плохо вытаскиваются из сочленений, приходится скоблить их ножиком и заворачивать внутрь палатки. Волк переживает, пройдем ли мы мимо Кандалакшского заповедника или придется идти в обход, через о.Кастьян, о.Средние Луды и Кандалакшский берег. Если море будет спокойно, то можно там пройти, но это еще 34км. Неизвестно, какие там егеря в заповеднике сидят, попадаются совсем неадекватные личности. Нас в Башкирии егерь один раз ночью вышел с ружьем встречать и обещал собак выпустить, если мы быстро не уберемся. А мы надеялись у него заночевать...Видимо, какую-то дичь завалил и свидетели ему были не нужны. Потом мы 4км ночью следы запутывали, палки припасли от собак отбиваться, а утром оказалось - рядом с дорогой стоим.
Но я предпочитаю решать проблемы по мере возникновения, если их можно решить - нечего о них беспокоиться, если нельзя - это бесполезно.
После перекуса мы залезли в палатку, еще почитали. Временами налетал дождь, ветер опять усилился. Вечером на ужин открыли банку ветчины с о.Олений с кашей, и хлеб со сгущенкой к чаю. Хорошо, что в магазин зашли, как знали, что штормовать придется. Читали допоздна, так книжку за 2 дня одолеем.
6 июля.
Утром шторм продолжался. Небо безоблачное, солнышко, а волны большие и опасные, с барашками. Мы стоим на открытом мысу, до островов, за которыми можно спрятаться, еще 3км. На завтрак сварили макароны с остатками ветчины и решили все-таки постирать рабочее и как-то помыться в кустиках. Волк сделал из пленки кабинку от ветра, все равно было холодно, и вода быстро остыла, но немного освежились.
После обеда еще почитали. К вечеру ветер стал стихать, Волк пошел ловить рыбу, поймал 1 треску на 1,3кг.
Потом он оборвал джиг-головку, а новую - зацепил и пошел по бурному морю на лодке с полуспущенным баллоном ее отцеплять, еле выгреб. А я подпрыгивала на берегу и думала, как я его спасать буду, если что - вплавь кидаться или спасжилет бросать? Обошлось, Волк сам пришел, но это был Знак, что рыбалку надо сворачивать. Дочитали 3-ю книгу Величко и сварили котелок ухи на ужин.
7 июля.
Утром тихо, солнечно, идем дальше, а то я скоро от непрерывного чтения голос потеряю. Волк поднял меня в 7ч несмотря на протесты, мы быстро собрались и в 10ч вышли. Дошли до первого острова Покормежный и в соответствии с названием-подсказкой оставили его слева по корме и пошли сразу на о.Кокоиха, море спокойное, позволяет такую смелость.
Сначала мы зашли на стоянку, где вчера останавливались туристы и оставили ненужные им продукты - муку, масло, чай, морскую соль. Мы их забрали, пригодятся. Дальше по берегу мы встретили Николая и Марину из Москвы, они идут на парусном самодельном катамаране.
Они очень интересные веселые люди, посоветовали нам обязательно пофотать необыкновенно красивые камни с северной стороны острова. Камни - как окаменевшие волны!
Мы выпили с ними чаю, поговорили о походах и пошли дальше. На о.Кастьян нас ожидал еще один гео-кешерский тайник "Белые острова". Волк продолжал кидать спиннинг со всех подходящих камней, и у меня в ногах уже лежал рыбный мешок с 2 рыбинами.

Кастьян
Мы встретились с большой группой ребят, которые идут на катамаране с мотором из Нильмогубы.
Группа из Нильмогубы
А на о.Кастьян познакомились с Александром и Ириной Новоселовыми, они живут на этом острове каждое лето уже 15 лет. У них все обустроено, есть избушка, много техники, даже телевизор с антенной.
Волк антенну забраковал и быстро нарисовал, как сделать другую, "зигзаг удачи". У них мы гостили долго, разговаривали о природе, местных животных и птицах, интересных случаях. Александр дал нам сфотать подробную карту-схему Беломорской Биостанции МГУ в п.Приморском, со всеми достопримечательностями, которую сделал он сам, туда мы собираемся зайти завтра. Еще он посоветовал, к кому обратиться, если возникнут проблемы при прохождении границы заповедника. Рядом на островке живет еще Борис из Ковды, он приглашал нас пожить с ним в избушке, но у нас и так отставание от графика из-за шторма, и на одном месте нам сидеть скучно. Потом мы слазили к тайнику, нашли его удивительно быстро, координаты были указаны точно.
Вид с о.Кастьян
На о.Кожамейкин Волк поймал маленькую треску, и мы пошли курсом прямо на мыс Панфилов через губу Корешья.
О.Кожамейкин
На стоянку встали на безымянном островке, потому что на мысу - болотятина.
Стоянка на островке у м.Панфилов
Сегодня мы прошли 22км, мне показалось - меньше, Волку - больше. скоро будем пересекать Северный Полярный Круг, до него еще 1км. На ужин сначала уха, потом пожарили рыбу, и Волк сразу отрубился, всего 1 главку прочитали. Ночью было тепло и тихо.
8 июля.
Встали в 8ч, тихо, солнечно. Волк все ускорил и в 10.30 уже собрались и вышли. Около острова тихо, а в море началась боковая волна, идти тяжело, надо грести изо всех сил и еще уходить от волны, вставать к ней кормой. Когда я не гребу, мы качаемся вверх-вниз, когда стараюсь попасть в волну веслом и оттолкнуться, лодка идет ровнее. У мыса Савватиевский мы пересекли Северный Полярный круг. Перед мысом Киндо волны стали вообще огромные, нас хорошо пошвыряло и промочило, пришлось пристать к берегу и переодеть мокрые штаны, чтобы не мерзнуть. Мы уже дошли почти до п.Приморского, где находится ББС - биостанция МГУ. Есть карта ББС и описание, но ходить долго, а начнется отлив - мы застрянем. Мы встали у пирса, дежурный Иван Иваныч сказал, что присмотрит за лодкой, и никто здесь ничего не тронет.
Сходили поздороваться с Мариной Александровной, директором. Она строго сказала, что услуги сопровождающего не предоставляют, типа, что люди здесь работают, а вы шляетесь и от дела отвлекаете, ходите сами. Мы обошли ботанический сад на холме, пофотали растения и таблички.
Заложен сад красиво, клумбы обложены камушками, но немного запущено, многие таблички выцвели и растения не прополоты, иногда неизвестно, к какому растению относится табличка. Есть модерновая инсталляция - Гидра, перед домиками - клумбы с цветами.
Если пожить здесь несколько дней, можно сходить поискать полянку с дикими орхидеями или водопадик. Недавно сюда приходил каякер-одиночка, один раз он пришел весь замерзший, его отогрели, откачали, он ушел - и опять вернулся, лодка по волне очень рыскает, не справился, ушел в другую сторону. Мы немного походили, посмотрели и ушли на Пояконду по Ругозерской губе, волна уже била в спину, стало легче. Подошли к маленькому островку, а там уже стоит группа москвичей на 3 Тайменях и Викинге. Они нам обрадовались, один даже заходил на сайт Волка и заочно был с ним знаком.
Разгрузились, пошли в гости, выпили за пересечение Полярного Круга и за знакомство. Потом мы быстро поставили лагерь, закинули сетку, поужинали и залезли в палатку. А соседи долго пели у костра старые хорошие песни под гитару. Ночью было тепло.
9 июля.
Волк с 3ч ночи опять беспокоился и не спал, все думал, как мы будем проходить заповедник, и меня разбудил в 7ч. Мы выпили крепкий кофе, сняли сетку. Попалась маленькая камбала и крупная зубатка, морская собака.
Камбалку мы выпустили, а зубатку на 1320г сфотали висящей на палке, вот зверюга!
Камбала
Потом я сварила из нее котелок ухи, мясо более плотное, чем у трески и тоже очень вкусное, как и у любой свеже-пойманной рыбы. Жаль, что с моря мы уже уходим на озера, еще бы здесь побродить между островками. Мы быстро собрались, попрощались с адмиралом соседей и вышли в 9.40. Пошли в направлении губы Бабье море.
Волна была встречная, вся вода летела на Волка, а он говорил, что я неправильно гребу. Прошли порог Городецкий - ничего особенного, несколько камней. В устье губы на ЛБ есть избушка, возможно егерей, как мы увидели ее, стали рвать изо всех сил, особенно я, только потом сообразили, что раз лодки рядом нет, значит, и никого людей нет. Тут уж Волку пришлось совсем плохо, я шла на форсаже и заливала его водой как из водомета. Мы вышли в губу Бабье Море, дошли до небольшого островка, там Волк немного обсох, и мы пошли дальше на о.Еловый.
Здесь мы спрятались в кустики и встали на стоянку, по приливу попробуем идти дальше. Доели вкусную уху, немного поспали, и я вылезла - скучно стало, и момент такой удобный, Волк не лез под руку, решила напечь оладий. Развела немного теста, разожгла костер и до 19ч напекла на углях мисочку оладий, как раз и голодный капитан проснулся. На антипригарном противне даже без масла оладьи хорошо пекутся.
Сегодня прошли 19км, а всего уже с начала похода - 496км. Надо дождаться прилива, но выходить на отливе, чтобы не бороться с течением в пороге.
10 июля.
Волк следил за приливом и опять не спал, а я надеялась на будильник и на капитана. Встали в 1ч ночи, уже был рассвет и розовые облака. Выпили крепкий кофе и в 2ч ночи вышли в направлении мыса Березовый Наволок. Шла встречная волна, и ветер поднялся, хотя до этого было абсолютно тихо. Ветер поднимается сразу же, как только начинают собираться, это закон. До порога Купчинный мы дошли к 3ч, немного опоздали, еле пролезли между камнями, даже пришлось выходить и протаскивать лодку. Когда Волк садился, запутался в фукусе и рухнул в воду 2 раза подряд, весь вымок, но останавливаться нельзя, надо было быстро проскочить избы егерей. Вот почему нельзя сделать свободный проход мимо заповедника, мы же просто идем мимо, по-другому - только через море? На другом берегу Волк видел мишку, он бежал, потом встал на задние лапы и долго на нас смотрел, но нам было не до него. Мы прошли порог, лодки стояли на выходе, людей в такую рань не видели, а в море уже целая буря! Огромные волны накатываются на берег, на мыс Купчинный, а там камни, не высадишься. И деваться нам некуда - только вперед! Мне уже пофигу были все егеря, ведь шторм, а мы лезем в открытое море! Лодку кидало во все стороны и вверх-вниз, а Волк одно твердит: "Надо уходить дальше! Мелкое место надо обойти морем",  и правит носом на волну все дальше от берега. Я гребла уже из последних сил, старалась всаживать весло в гребень волны, чтобы удержаться за нее и не кильнуться. Несколько раз пенные гребни волн накрывали меня с головой, внутрь под одежду текли холодные струйки, руки немели. Волку тоже приходилось тяжело, он не успевал поворачивать лодку к волне и стал командовать мне как на порогах - правой! левой! Мы все шли и шли вдоль берега к заливчику с песочком, уворачиваясь от огромных валов, все казалось - ну, вот это будет наш "девятый вал!". Но мы продолжали бороться и ползти вперед, или лететь, там все относительно. Наконец мы пошли к берегу, теперь огромные волны подкидывали и стремительно тащили нас вперед, а я вовсю ругала этого параноика и перестраховщика, (конечно, молча), он все делал правильно, но было реально страшно. И вот нас выбросило на песочек, мы быстро выскочили, оттащили лодку от прибоя, выгрузились и спрятались в лесу за елками.
Залив за м.Купчинный
Выпили бальзама "Старый травник", но как-то до меня не долетело. Поставили палатку в 4.30 утра и залезли досыпать и греться. Волк наконец переоделся в сухое, но согреться он не мог еще долго, особенно замерзли ноги в мокрых сапогах, вода ледяная. У меня одежда была почти нормальная, только штаны слегка влажные. Мы проспали до 12ч, вылезли, рядом на скалах нашли 2 озерца с пресной водой, чтобы не идти на озеро, там мишка живет. Сварили макароны, и так как море успокоилось и ветер стих, решили идти дальше до окончания заповедника, на о.Молочница.
За м.Купчинным
Здесь везде звериные тропы, а утром кто-то громко хрустел рядом с палаткой, наверное это была мышь. Вышли в 15ч, море спокойное, только перед мысами волнение. Прошли 4 мыса - Титов, Костылев, Каменный, Черный.
На о.Молочница увидели большую надпись "Заповедник", хотя по карте он в заповедник не входит. Рядом на материке - кордон, остатки ветряка. На кордоне никого не было, большой дом закрыт.
Мыс Черный
Мы обошли остров кругом и встали в ложбинке за скалами в 19ч. Вдали видны синие горы Кольского. Ночью было холодно.
11 июля.
Утром солнышко.
Дошли сначала до о.Высокий, там Волк покидал спиннинг на треску, поймал 5 небольших рыб, 3 сорвались.
Потом дошли до c.Ковда, это уже рядом, здесь по плану заканчивалась морская часть похода, по морю прошли 536км вместо запланированных 370км. Ковда -одно из старейших и крупнейших поморских поселений Беломорья, на картах отмечается начиная с XV века, расположилось на берегу губы Старцева. Население в 2010г - 20 чел. Мы подошли к левой части деревни, где стоят моторки, там рядом есть магазинчик в большом сером доме, есть мягкий хлеб и кое-что из продуктов, выбор небольшой. Я закупила 2 буханки хлеба, печеньки, пшено.
Ляхкоминский гидроузел из-за обильных дождей недавно спустил воду и дамбу в Ковде прорвало, село оказалось на острове. Лодку через дамбу мы перенесли.
Рядом находится красивая деревянная Никольская церковь с колокольней, памятник архитектуры XVII века., одно из Чудес России.
Никольская церковь
За плотиной - озерцо, там в лесочке мы и перекусили. Вошли в р.Ковда, в русле много камней, поднимаемся против течения, стараемся идти там, где течение меньше, по кустам, опыт есть. Очень сильно все затопило, кусты и деревья в воде.
Р.Ковда, воды много
Берега затоплены
Привязали к лодке веревку, немного протащили. Дошли до порога, который мы назвали Большая Бяка, вода ревет, мчится сквозь узкие каменные ворота. По ПБ идет тропа, сходили, посмотрели - порог 300м. Перенесли по тропе сначала вещи, потом и лодку, не стали мучиться проводить, дольше получится. Снова загрузились, прошли плес на веслах. Потом берега понизились, в заросшей кустами низине вода образовала неглубокую канализацию, там мы легко провели лодку и вышли в оз. Верховское.
Оз.Верховское
Тишина! Стали искать стоянку, здесь слева от тропы стоят лодки-моторки, видимо рыбаки из Ковды приходят по тропе. Справа на острове - палатки. Мы обошли большой остров и встали на маленьком, под соснами. На тропе нас комары доставали, здесь их почти нет. На ужин сварили уху из трески, прощальный подарок моря. Встали на стоянку в 20.20, в 21.40 уже поели и пошли спать. Ночью холодно, +13.