Озеро Лопское - Кумское вдхр.

17 июля.
Утром солнышко, комаров нет, загораем! Сняли сетку, там попалось 5 здоровых окуней на 1,5кг, самый большой весил 400г. Значит, на завтрак и перекус сегодня будет уха, а самых больших рыб я зажарила. Вышли в 11.30 и пошли на юг к Лопской протоке, по островам нам ходить уже некогда, мы отстаем от графика на 4 дня.
В заливчике у травки Волк поймал на спиннинг огромного язя на 1325г. На Кривых островах встали на перекус на высокой стоянке.
Потом прошли мимо дачного поселка Лопская Запань с новыми красивыми домиками и через Лопскую протоку вышли в оз.Лопское.
Восточнее в 2км Волк заметил на берегу 4 байдарки, но далеко, подходить не стали. С утра на небе ходили тучки, даже грозу слышали, а тут и дождик пошел, хорошо, грибы будут. Очень интересно - и солнце светило, и дождик летел, а слева встала двойная радуга.
Радуга в протоке Тюлле
Оз Лопское мы пересекли в направлении протоки Тюлле и встали уже в ее конце на западном берегу. Здесь большая продуваемая стоянка, но ветра нет и комаров много.
Стоянка на берегу протоки Тюлле
На ужин уха из половины рыбы, хвост экономно оставили на утро. Потом поставили палатку, к вечеру комаров становится меньше, потом поставили сетку - все наоборот. И к 21ч по расписанию отбой, я немного почитала и сама уснула. Сегодня прошли 25км, пересекли Северный Полярный круг, идем на юг. Вечером и ночью тепло.
18 июля.
Прыгает!
Утром солнце светит прямо в дверь палатки, вылезайте, сони! Ветерок сдувает комаров. Встали в 8ч, после кофе сняли сетку, попался 1 здоровый язь чуть больше 1кг и 1 на 400г. У Волка нарыв у пальца, он его вскрыл, намазал левомеколем, забинтовал, теперь он только чистит рыбу, а я ее мою. Чистить рыбу он мне так и не доверил, насколько он жесткий и деспотичный на воде, настолько мягкий и предупредительный на берегу. Я сварила уху на 2 раза, сковородку рыбы пожарила. Волк отдувается и говорит, что с такими завтраками грести невозможно. Насчет дальнейшего плана, я хотела бы посмотреть Падуны на Винче, но нам они не по пути, мы идем по Куксе. А у Каменного озера в Винче водится форель. Вышли в 12ч, вдали видно г.Иванова.
Прошли вдоль западного берега о.Ракха, полюбовались на красные скалы на коренном берегу и пошли курсом на о.Сосновый.
К западу от него высадились на отлично оборудованной стоянке с качелями из целого бревна, подвешенного на цепях на соснах, на высоте около 5м. И как только туда цепи затащили? Рядом проходит профиль.
После этого мысика началось Нотозеро и мы повернули на юг к Винче. Сначала было очень жарко, +25, разделись до футболок, и вода вроде теплая, купаться хочется. Вошли в Винчу, в устье стоит изба, напротив на восточном берегу Нотозера - новые домики турбазы Моша. На мыс выходит дорога, там стоит пара домиков, места натоптанные, хорошей рыбалки ждать не приходится. Нас обгоняло много моторок, утыканных спиннингами как ежики, и даже 1 водный мотоцикл. Сразу у входа в Винчу - первый порог, можно затащить лодку по воде, но проще обнести по тропе по ПБ, а не лезть по камням.
Р.Винча
Обнос всего около 100м, в середине небольшая грязюка. Мы обнесли порог за 20мин и пошли дальше уже по Челозеру. Через 1,5км видно уже волны второго порога, из оз.Каменного, они далеко выносятся в Челозеро.
Винча впадает в Челозеро
Пролетел сильный короткий дождь. Мы вылезли около порога, здесь стоянка огромная, как футбольное поле, я такие не люблю, дрова здесь выбраны, рыбы нет, у берега в воде - 4 огромные щучьи головы, отрубленные грубо с куском туловища. Зажрался народ, одной такой головы на котелок ухи бы хватило.
Стоянка на Винче
Встали на стоянку, Волк покидал спиннинг внизу у порога - не клюет. Дождик кончился, вылезло много комаров. Поставили палатку, я сварила макароны с утренней жареной рыбой. Потом мы поставили сетку под берегом и сходили к мосту. Там Волк поймал 4 красивые форельки с красными пятнышками, небольшие, самая крупная на 340г.
Выше моста - озеро, ровная вода, ниже начинается порог.
Мы вернулись, в 22ч отбой. Ночью +18. Сегодня прошли 20км и оказались почти в графике, потому что не стали обходить Ковдозеро и Челозеро, гулять по островам, прошли напрямую. По Княжегубке прошли всего 74км с заходом в Зеленоборск.
19 июля. Дневка!
Место мне не очень нравится и погода пасмурная, но ладно. Утром сняли сетку - пусто. На завтрак сварила замечательную уху из форелек и к чаю - хлеб со сгущенкой. Хочу испечь оладьи, а Волк меня отговаривает, что и так есть что кушать. Я приготовилась стирать, но закапал дождик, залезли в палатку писать дневники. Потом все-таки постирала рабочее, развесили, а высохнуть одежде дождик так и не дал, целый день моросил и припускал.
Мы лежали в палатке и читали. Потом сходили еще половить рыбу, но не клевало. На обратном пути я встретила на дороге ребят из Ростова на Дону, они искали место под стоянку, их только что забросили на Каменное озеро. А нам места не жалко, целая площадь под соснами, только дрова все выбраны капитально, мы даже баню не стали делать, топить нечем. Нашли немного маслят и сыроежек, вечером я сварила гречку с грибами. В 19ч перетащилась группа, у нее 4 Тайменя. Они не пошли к нашем кострищу, а сделали свой навес рядом, ну и правильно. Мужики поймали щуку, варили уху, долго шумно радовались, что они уже в Карелии. Ночью шел дождь.
20 июля.
Утром встали пораньше, в 7ч, Волк принес мне кофе прямо в палатку. Перед нашим отходом  проснулись соседи, немного поговорили с ними, они идут в Кандалакшу, а нам на запад, на Куксу.
Вышли в 9.30, вроде даже солнышко выглядывало. Прошли мимо нескольких очень хороших стоянок по ЛБ на Челозере, на мысиках. В 12.20 дошли до устья Куксы с первым водопадом. Мощный поток бурлящей белой воды обрушивается вниз. Здесь самый короткий обнос, только на горку влезть, наверху есть стоянка.
Водопад на Куксе
Обтащили за 20мин и сделали там перекус - каша, хлеб с салом, чай.
Собирались еще немного пройти по тропе обноса до середины Куксы, около 300м, и встать там на стоянку, поэтому полностью паковаться не стали, собрали один тяжеленный рюкзак без пояса, синий мешок, герму от лодки и еще неподъемную герму с продуктами Волк нес на плече. Лодку переносили не сворачивая, обнос получился в 3 ходки.
Прошли по тропе первый участок, второй - нет стоянки и дождик моросит. Тропа набитая, но петляет. Лодку я тащила за нос, перехватывая  из одной руки в другую в зависимости от поворотов, а Волк иногда поворачивал ее боком, если между елок не проходила. Потом мы шли еще и еще, иногда Волк пробовал ловить форельку и поймал 4 штуки, всего 640г. Проходили мимо грандиозных водопадов с кипящей водой, такая мощь прет!
Тащить рюкзаки и лодку было все труднее, пошел дождь, штаны и флиска и штормовка мокрые, Волку натекло с плаща в сапоги. А вставать на стоянку негде, по берегу Куксы кочки и болото. Было видно, что Волку очень тяжело тащить на плече герму и на остановке я незаметно вытащила у него часть продуктов - 2л бутыль с сахаром, черный мешок с хозяйственными мелочами, бутылку с остатками водки и сунула к себе.

Перед мостом, от которого отвалился и уплыл кусок, была неплохая площадка, где можно было встать, ведь сил уже не было, но Волк настоял, чтобы мы прошли еще 150м и встали на огромной стоянке у дороги. Мы дотащились уже в 20.40, выпили по 100г, Волк сразу заглотил таблетку от боли в спине. Вечером мимо прошли еще питерцы, они обтаскивали Куксу по прямой дороге на Челозеро, мимо водопадов не пошли. Я быстро сварила уху из форельки и залезли в палатку, опять заморосило. Рядом за крайним большим водопадом стоит еще одна большая группа.
21 июля.
Утром, пока не было дождя, мы просушили у костра одежду, потом опять заморосило, хотя давление росло. Рыба не поймалась, на завтрак сварила макароны. Утром +12, потом потеплело до +14. Осталось дойти до маленького озера 160м, пройти по нему метров 300 и метров 50 обнос - и мы на оз.Кукас! Спина у Волка немного прошла, лечение помогло, особенно 2 ложки сгущенки. Мы быстро собрались и в 11.40 начали таскать вещи к водопаду на Куксе, где стояла группа москвичей из 12 человек, они пойдут на Иовское водохранилище, а мы - на Кумское и Софпорог.
Остатки деревянного желоба
Выпили с москвичами кофе, перешли на другой берег озерца и взяли еще один геокешерский тайник "Водопады Куксы". Волк нашел его даже без фото, только по координатам и описанию. Рядом есть уникальный деревянный желоб для сплава леса и вообще, водопады Куксы - единственное, за чем надо идти на это озеро. Слив из оз.Кукас мы обнесли по широкой ровной дороге.
У оз.Кукас обычные высокие берега, покрытые мхом и соснами, на южном берегу встретили несколько отличных стоянок, крайняя была около 17ч.
На одной стоянке мы нашли остатки продуктов с прошлого года, в большой сумке - 6 тюбиков хрена, 2 горчицы, майонез, в бутылках - рожки, рис, фасоль, геркулес. Крупы мы взяли, а хрен был просроченный, хотя к рыбе было бы хорошо. В сумке еще дрова были спрятаны, а лук и чеснок рядом проросли, получилась грядка.
Оз.Кукас
Потом мы подошли к длинному узкому острову и пилили вдоль него до западного мыса до 20ч, подходящих стоянок не было.
Мы примостились на маленькой полянке, и то с уклоном вниз, ночью сползали.
Поставили сетку. Днем показывалось солнышко и голубое небо на востоке, и ветер восточный. Быстро поужинали гречкой - и в палатку. Волк почти сразу уснул, опять книжку не дочитали. Ночью было +11, комаров не было, наверно, в теплые края улетели. Сегодня прошли 20км.
22 июля.
Утром +14, небо белесое, моросит дождик и давление опять падает. Солнечная батарея тока не дает, аккумуляторы не заряжаются. На сетку попался 1 окунь, кинули его в суп, который теперь можно было назвать ухой. И на спиннинг в Кукасе ничего не клюет. Сегодня дойдем до конца озера 8-10км и может быть пойдем на Кумское водохранилище, там всего 2км по просеке. Вышли в 11.30, до конца озера дошли в 14.15, ничего интересного, обычное озеро.
Начало тропы-волока отмечено разными опознавательными знаками, на дереве висит ботинок, кусок пластика, мимо не проедешь. Там впадает ручей, берег болотистый, стоянки нет, поэтому мы только перекусили, развели картошку, сделали бутерброд с салом и чай.
Потом перепаковали рюкзаки для пешки, лодку максимально разгрузили, и ее тащить мне кажется даже легче, чем рюкзаки. Получилось 4 рюкзака, 2 тяжелых, 2 полегче и лодка. Сначала идет волок до озерца, раньше это была просека, теперь все заросло. Прошли немного болотины, потом поднялись на горку. Уровень Кукаса 96м, поднялись на отметку 132м. Потом немного спустились вниз, опять наверх и снова вниз, всего прошли 800м за 3 ходки.
Потом прошли 400м по озеру Шуоярви и еще один волок 500м до Кумского водохранилища. Второй волок тоже был по болоту, неглубокому, можно пройти по травке, потом подъем в горку и ровная тропа почти до берега.
Волок здесь значительно легче, чем вдоль Куксы. И упакованы мы были хорошо, рюкзаки с поясом, продукты тоже в рюкзаке. В одну из ходок пошел дождь, но нам было жарко, а плащи на волоке только мешают. Начали волок в 15.20, закончили в 19.10 и сразу встали на стоянку на берегу Кумского водохранилища.
Волку опять полечили спину, он принял таблетку фанигана и я намазала ему спину бальзамом Дикуля, вроде помогает. По дороге нашли 3 подосиновика и на ужин сварили гречку с грибами. Поставили сетку, на дне водохранилища много коряг, боимся ее порвать. Здесь плавают целые островки земли с травой, торчит лес сухих деревьев. Легли около 22ч, дочитали 5-ю книгу серии "Кавказский принц" и начали 6-ю. Волк обещал завтра дневку, но вот погода...Ночью опять моросил дождик.
23 июля.
Утром +14, дождя нет, но небо белое без облаков, вдали туман. Выпили кофе, проверили сетку - пусто, я сварила молочную кашу. Сушим у костра влажные вещи.
Хозяйственный Волк как всегда что-то ремонтирует или оборудует стоянку - делает стол, скамеечку, перекладину над костром, сушилку, вешает опознавательный знак. Один раз на Оби мы даже забор поставили у палатки, пожили бы недельку - так и грядку лука бы посадили. Собрались в 12ч и пошли вдоль ЛБ в направлении Кумской ГЭС, тот берег повыше.
Кумское вдхр.
Подошли к избушке, где на стене была большая табличка "Строго запрещено", Волк дописал угольком "бухать".
А как только мы вышли из губы Питкиярви, Волк что-то зацепил на дорожку, думал бревно, оно даже не трепыхалось, а вытащил щуку на 2170г, ухватил прямо за блесну и - в лодку! А вторая щука сорвалась, видимо ушла под корягу, и оборвала блесну вместе с карабинчиком. Здесь затопили целый лес, везде торчат пеньки и высохшие деревья, хотя уже 30 лет прошло. Продали бы древесину хотя бы китайцам, они бы даже щепки вывезли, а то как на кладбище.

Затопленный лес
После перекуса мы немного вернулись назад, на островок, где ушедшая группа не затушила костер. Мы покидали головешки в воду и пошли на юг.
К вечеру выглянуло солнышко, небо голубое, но ветер северный. Решили завтра сделать дневку и помыться после волоков, а у меня - горячее желание испечь плюшки, а то к чаю остались только простые сухарики. Вечером встали в 17ч на отличной стоянке, комаров мало, гнуса нет, есть столик на курногах и 2 кострища, одно пойдет на печку. Волк почистил щуку, я зажарила 6 филешек и дополнительно сварила макарошек, слегка объелись. Солнечную батарею держали, пока солнышко не село, часов до 11.
24 июля.
Стол на курногах
Ночью +13, дождь. Утром небо белое, берега в тумане и моросит. Но делать нечего, Волк оделся по боевому в плащ и сапоги и пошел пугать дождик. Мы сварили кофе и из остатков вчерашней щуки получился целый котелок наваристой ухи. Поели, залезли в палатку ждать погоды - баню решили делать вечером, получилась дневка-дождевка. Мы не особенно переживали, чем заняться, на планшете - целая библиотека, я читала, пока заплетаться не начала. К обеду вылезли, доели уху и пока не было дождика, я поставила тесто на оладьи, а Волк занялся баней. Небо все так же затянуто, а надо заряжать батарейки для навигатора, и планшет уже почти сел, и фотик, а его надо только от СБ напрямую заряжать.
Волк распалил огромный костер из бревен, плюшки жарить было неудобно, горели на сильном жару. Пока приспособилась, и тесто закончилось. А баня получилась отличная, очень жаркая, много березовых веников, отогрелись, отмякли. Который день паришься, тот день не старишься! Пару столько, что еще на группу хватило бы, а на улице пар изо рта идет, +13.
Попили чаю и залегли книжку читать. Заснули уже в 23.30, ночью +11. Еще мышь спать не давала, подбиралась к нашим плюшкам и салу, пришлось продукты затащить в палатку.
25 июля.
Вылезли в 9ч, все так же пасмурно и туман, дождя нет. По возможности все сушим, сетку вчера не ставили, на завтрак макароны. Вышли в 12ч, идем вдоль ЛБ, срезая заливы.
Тащим блесну, клюнула щучка на 790г, как раз на ужин. Над водой висит туман, летит легкая водяная пыль, впереди и по бокам все белое. Подошли к п.Зашеек, там новые домики с интересными трубами, как гусиные шеи. Там стоит вертолет, несколько катеров, 2 из них - на воздушной подушке, видимо, здесь база рыбаков.
Мы обошли мыс, перекусили, на стоянку встали рано, в 17ч., на хорошем продуваемом месте - на горке. Рядом есть старые стоянки, но там грязно и нет места под палатку.
Страшная пасть
Я сварила уху на ужин, получается все вкуснее или мы уже более голодные. Поставили сетку в заливчике и залезли читать. Про Найденова дочитали 6-ю книгу и начали новую серию, Конюшевского, про Илью Лисова, как он попал в другое время, прямо в начало Великой Отечественной, и пытался научить своих новых товарищей как воевать, используя свой опыт и знания бойца из нашего времени. Очень интересно, мне вообще нравится этот автор, опять читала до полной потери голоса. Пару раз вылезали и около 23ч удалось увидеть солнышко и чистое голубое небо, впервые за эту неделю, но радовались мы рано.