озеро Байкал / Водный туризм | Спортивный туризм
 

Большая Байкальская кругосветка 2013 (байдарочная)

4 июля - 19 августа 2013 г.
ББК(б)-2013. Гл.5. Листвянка - Слюдянка.

Этап 4. Листвянка - Слюдянка. 93 км за 3 дня. 

17.08.2013г.
День начался с удивления. Сидим завтракаем. Слышим – поезд идёт. Смотрим – пассажирский, самый настоящий из вагонов с надписями: "Москва - С.-Петербург", "Нижний Новгород" и др. Поезд едет к Байкальску в тупик. Народ радуется утру и Байкалу…
Поезд 'в тупик'
=12.30= Встали на перекус у моста, обойдя мыс Толстый.
Сидим. Перекусываем. Слышим – опять поезд идёт из Слюдянки. Смотрим – самый настоящий, длинный пассажирский состав. На вагонах надписи: "Сибириан голден экспресс" и прочие. И эти поехали в тупик. Одна особенность в том и в другом случае – на площадках тепловоза… стояли люди с фотокамерами и снимали свой проезд по жд и тоннелям. Я ещё покричал им: - Куда едете? Там же тупик! Вас на заклание везут!..
Мосты
Один из тоннелей
Мы же между вторым и третьим переходами вышли на берег у одного из тоннелей,
DSCN3261
поднялись на откос зашли в тоннель – ничего примечательного, мощные стены, рельсы, шпалы.
Вид из тоннеля
Вот горы над железной дорогой красивые!
DSCN3269
Видели два "бракованных" тоннеля – т.е. тоннели прорыты, но параллельно им в глубине гор прорыты ещё по тоннелю.
Куда жд делась?
В одном случае дорогу проложить помешали скалы, вертикально уходящие вниз – поставить там быки или мост нельзя.
Фальшивый тоннель
Вот интересно было бы почитать, что случилось с тем инженером, который так напроектировал.
Свет в конце тоннеля
А вообще рекомендую всем познакомиться, хотя бы устно, с этим уникальным сооружением – вручную такое сотворить!.. 
Вечером встали после восьми переходов на полянке, не доходя пяти километров до Маритуя. Пришлось побегать в поисках дров – туристов много ходят по КБЖД, сухостоя практически нет.
Квадроциклы приближаются
Со стороны жд послышался какой-то странный звук – показались… квадроциклы, несущиеся по шпалам с шумом и грохотом. Мы им помахали руками, они остановились, заглушили своих монстров и спустились с насыпи к нам.
Железнодорожный квадроцикл
Поговорили – они восхищались нашими километрами, мы их – безбашенностью и железными… задами. – А на скорости шпал не ощущаешь! – был ответ. Подъехали отстающие экипажи, вся команда собралась у нашего костра, почти в каждом экипаже – девушка, раздавили пару пар бутылок водки, закусили, поговорили, матерясь, за жизнь – на ходу не поговоришь, и… умчались в тоннель, у которого мы стояли. Я им предложил вариант проезда тоннелей ночью, чтобы не столкнуться с поездом – один проезжает насквозь на своём железном коне, обозревает обстановку, и по сотовому даёт добро на проезд остальных. Приняли к действию. Они намереваются совершить "кругосветку" со стартом и финишем в Иркутске. "Машины" стоят от 150 до 500 тысяч. Их, богатых, не поймёшь… 
DSCN3285
 
Флотилия наша теперь состоит из трёх байдарок:
Экипаж 'Золотой рыбки'
1. "Золотая рыбка": Наталья Степанова и Николай Шестерин;
Экипаж 'Голомянки'
2. "Голомянка": Виктор Битко и Валентин Соколов (вместе им 147 лет)
Экипаж 'Жёлтой акулы'
3. "Жёлтая акула": Анастасия Иванова и Леонид Малыгин.
 
Уже совсем вечером мимо нашего бивака проплыла необычного виды "гондола" с двумя членами экипажа. Один грёб, второй правил рулём. Пригласили в гости, они вежливо отказались, проплыв дальше…
Что делаю? Живу я тут!
17.08.2013г. ВБ  
 Суббота. День 45-й.
С утра сильный ветер во всех направлениях. Особенно донимает "горняшка". Во второй половине - слабый встречный, но холодный. Уже вымотали волны, а теперь сил нет согреться, ведь мы идём со скоростью слабого звена.
Рядом с нами железная дорога. Здесь много тоннелей. В один тоннель мы зашли, прошлись в темноте и сфотографировались. Просто поражает объём работ при строительстве их.
Остановились на ночь в спокойной бухте, подогрели воды, искупались. Теперь нас шесть человек. Павел и Галина сошли в Листвянке. 
 
18.08.2013г.
=09.13= Сегодня была трудная ночь! В час ночи порыв ветра снёс закреплённую камнями накидку с палатки и смял в лепёшку тамбур.
Ночной шторм
Пришлось вылезать и закреплять оттяжки более увесистыми камнями. Но и они не помогли – "горняшка" порывами сдвигал даже большие валуны, вдетые в петли оттяжек палатки. Почти не спал – каждый хлопок, как выстрел, сон прерывал, и ещё несколько раз пришлось выходить. У других двух палатках были такие же проблемы. Только Лёня один спал, как убитый – а что ему, не слышит он глухих звуков.
DSCN3309
 
В 5.47 подумал чуть и высказал вслух НН идею отход перенести на час позже, т.е. нам, дежурным вставать не в 6.00, а в 7.00. Через пятнадцать минут понял, что уже не уснуть и пошёл разжигать костёр на ветродуе. Ещё через пятнадцать минут ветер как-то неожиданно стих и наступил полный штиль.
ЗеркалоБыть шаманом на Байкале легко...
Огибая один из мысов, увидели вновь двоих на берегу у "Байкальской гондолы" – они, судя по всему, только что проснулись. – Долго спите! – пошутил Леонид, и мы прошли мимо.
=14.57= Прошли шесть пятидесятиминутных переходов – это около 30 километров.
Арифметика:
В секунду я делаю два гребка (левой и правой лопастью);
За минуту – 120 гребков.
За 10 минут делаю 1200 гребков и проходим около 1 километра.
За весь поход сделаю около 2 000 000 (два миллиона) гребков…
DSCN3305
Последний переход сегодня был особенно трудным – полный штиль, солнце печёт (дымка после перехода Ангары исчезла), хорошие полянки у воды уже заняты пешими туристами.
DSCN3307
Встали на тесной полянке – палатки рядом, байдарки у воды – тоже рядом. Перекусили. Постирались. Прогулялись по берегу вдоль КБЖД.
Окно тоннеля
Рядом с мысом я увидел в воде какие-то металлические балки, придавленные огромным в несколько тонн камнем – надо подробнее почитать дома об истории строительства и эксплуатации этой уникальной железной дороги.
DSCN3292
Жаль, что наша последняя стоянка такая миниатюрная, но поспать можно и тут. 
IMG_6386
Подошли двое на "гондоле". Познакомились. Разговорились.
IMG_6388
Они оказались отцом и сыном Литвинцевыми из Улан-Удэ.
IMG_6385
Отец сам сконструировал байдарку – это последний вариант, а их было до этого – с десяток. Прошли они Селенгой от Улан-Удэ до Байкала. Потом пересекли море и вдоль берега идут до Култука. О нашем походе узнали из интернета, мечтали встретиться. И вот – повезло.
IMG_6383
Сфотографировались. Обменялись адресами ящиков в инете. Интересные люди нам встречаются весь поход…
18.08.2013г. ВБ
Воскресенье. День 46-й (предпоследний)
Перед утром был шторм. Палатки трепало, как тряпки. Адмирал в отчаяньи, все - тоже, а я - спокоен. Посе подъёма вышел к Байкалу, обратился к Богу и Батюшке Байкалу. А черз полчаса наступил штиль и до конца дня!!!
На перекусе подкормили мальчишек, шедших по шпалам из Листвянки в Слюдянку. Все они выбились из сил и нет организатора. Мы ночлег устроили на северном берегу, напротив г. Слюдянка. Завтра - переход (пару часов) и финиш.

19.08.2013г. ФИНИШ!
=06.35= Проснувшись раньше времени, попытался доспать, да разве тут уснёшь! Последний день ББК(б)-2013г. Остаётся два (!) перехода сегодня до Слюдянки и – всё - мы замкнём круг. Позади будут и сотни километров ярких картинок берегов огромного Байкала, и дни напряжённой работы вёслами, и…
=08.55= Убиваем время на вёслах. Листвянка прямо перед нами. Остаётся километров пять. Море и в последний день подарило нам полный штиль "минус один балл". Холодно. Небо подарило нам сплошную пелену облаков, надёжно упрятав вчерашнее яркое солнце под своё одеяло. Поезда непривычно часто идут с шумом на той стороне и налево, и направо.
А мы сидим, не гребём, грустим и думаем о прошедших днях. Финиш назначен на 10 часов – ещё 60 минут надо куда-то деть. Будем грести через раз. Не два гребка в секунду, а один – в две секунды. Култук по правую руку на траверзе виден в тумане весь. Поспорили недолго с Трофимычем, как считать гребки: я считаю, что два гребка в секунду – это и левой, и правой лопастью, а он считает, что и левой, и правой – это один гребок. Тогда я ему наглядно показал два гребка левой лопастью друг за другом (правую лопасть провёл над водой) – такие гребки он посчитал за два. Сошлись на том, что я – прав. Это на распашной лодке гребок двумя вёслами считается за один, а на байдарке – всё по иному…
=09.06= Ну, что, пошли на последний переход. Замёрзнуть можно, отдыхая более, чем десять минут…
Около десяти часов поутру мы благополучно финишировали на том же самом месте,откуда ушли 4 июля. Жахнули шампанское, бутылка которого бережно сохранилась весь поход в носу "Золотой рыбки". Встречал нас редактор газеты "Слюдянка" Владимир Полторадядько под мелким байкальским дождиком. Видео оператор снял видео интервью команды. Мы подарили Владимиру две газеты "Слюдянка", обошедшие с нами вокруг Байкала. Ещё раз жахнули в воздух местным шампанским, подаренным Владимиром, закусили шоколадками из коробки. Пообнимались, поблагодарили Полторадядько за доверие и веру в нас, за статьи в газете о нашем походе. И начали таскать вещи и байдарки на перрон вокзала под ступеньки маршей перехода через жд пути. Дождь лишь минут на тридцать прекратился, дав нам возможность на ветру подсушить вещи и, самое главное, высушить байдарки перед разборкой и упаковкой.
Закупив сувениры, вечером уехали электричкой в Иркутск. Перед этим я, конечно, сходил попрощался с Байкалушкой, погладил его по "спинке", поблагодарил за хорошую погоду и… пообещал, что вновь вернусь когда-нибудь на его берега…
19.08.2013г. ВБ
Четверг. День 47 и последний.
Утро облачное. Прошли за 40 минут до средины Байкала, передохнули и далее шли медленно, т.к. опережали время. А нас встречали журналисты с телевиденья во главе с главным редактором со странной фамилией Полторадядько! Нас снимали, брали с каждого интервью. Вручили много газет, где мы - на первых страницах. Ведь этоже телевиденье нас и провожало с этой же точки. Всё было торжественно и очень приятно, как и везде, особенно восхищались нами - дедами, которым за 70 лет!
Далее мы переносили вещи на вокзал, а затем и байдарки. Здесь же на перроне разобрали все байдарки, упаковали их и все свои вещи. Я сходил в город и ещё подкупил сувениров. 
Надо заметить, что дождь начался ещё до прохождения фарватера и идёт до сих пор!!! Вот так!
На средине Байкала мы остановились и выпили спиртного. Плеснули немного Бурхану. Такова традиция. А при подходе к Слюдянке адмирал салютовал из ракетницы в честь каждого экипажа. 
Коснувшись берега Слюдянки, мы распечатали шампанское, которое провезли весь маршрут (47 дней), а так же подаренную бутылку шампанского от редакции телевиденья.
Сложив все вещи, мы с адмиралом пошли на берег, дабы проститься с Байкалом и поблагодарить его за такое огромное гостеприимство. Ведь было всего 5 дождливых дней! Это небывалый случай для Байкала! Так сказали все местные жители.
Вот как нам помог Бог! И я в это верю! Через пару часов сядем в поезд, переведём часы на наше московское время и будем отсыпаться. Поезд отходит в 19 час 14 мин по местному времени, и в 14 час 14 мин - по нашему. Прощай Байкал! Спасибо тебе и Богу!
Однако я всё перепутал. Это не поезд, а электричка до Иркутска. В пути 3 часа. Затем перенесём всё в вокзал и только через 13 часов сядем в прямой поезд... 
Вот уже 3 часа по местному времени. Мы сидим на вокзале и сидеть нам ещё 9 часов. Все сходили в душ за 70 рублей (без мыла и полотенец)
А вот и наступило 20 августа, вторник. До поезда ещё 7 часов. Устали ждать. Может вздремнул пару часов, а когда рассвело, пошёл познакомится с Иркутском. Перешёл по мосту через Ангару, вышел в центр города, разыскал магазин, где продают натуральные камни с Байкала. Продавец, очень приятная пожилая женщина, с пониманием отнеслась к моей просьбе. Я ей сказал, что у меня 1000 рублей и что мне надо для супруги ожерелье. Она выложила на осмотр штук 20 таковых. Я сошёлся на двоих: за 600 р и за 1000 р. Она же мне посоветовала за 600, даже надела на себя (для наглядности). Очень доволен вышел из магазина и на травмае доехал до вокзала, боясь опоздать. Стоимость проезад 12 р. На вокзале стоимость туалета 14 р.
Сейчас у меня денег нет и я спокоен. За время похода истратил 8000 р. На что?! Но зато есть всевозможные сувениры.
 
Записи в бортовом журнале участников похода по пути домой в поезде

22.08.2013г. Соколов Валентин – капитан байдарки "Голомянка" 
Окончен поход, который мной не планировался и получился как-то сам собой. Возвращаемся домой. Впечатлений много и они ещё не оформились в какое-то повествование. Попал в незнакомую для меня команду по случайному объявлению. Узнав о намечаемой кругосветке по Байкалу, сразу решил пойти. Разделил участников для себя на три категории:
- "проходимцы" – идут полный круг 1626 км;
- "попутчики" – проходят часть маршрута по различным причинам;
- "пассажиры" – хотят прокатиться за счёт других участников (таких не оказалось).
Всё получилось как нельзя лучше: погода благоволила нам – за полтора месяца похода всего пять дождливых дней. Природа Байкала, о которой имел смутное представление из школьных учебников, очаровала и удивила. Байкал показал всё, или почти всё: шторм, туманы, ветра. Но именно показал, а не наказал; познакомил с некоторыми своими обитателями: птицы, рыбы, нерпы, медведь, лисица, бурундуки. Самые большие впечатления остались от встреч с жителями Байкала. Люди очень доброжелательные и общительные.
Огромная заслуга в удачно проведённом походе бесспорно принадлежит его организатору – Шестерину Н.И.: скрупулёзная проработка самого маршрута, точный расчёт затрат, чёткая организации графика прохождения маршрута. Поход получился познавательным, с посещением интересных мест (горячие источники, культовые сооружения, музеи) и достаточно спортивным. Обычно сейчас в походах преобладает или то, или другое. Понравилась организация питания (закупка продуктов по ходу маршрута), что избавляет от необходимости везти с собой много лишнего.
Вот первые впечатления. Прошу извинить за небрежность – пишу в поезде во время движения.  (подпись)

22 августа 2013 года, четверг. Битко Виктор (73 года).
У меня зрение 10%, да ещё пишу в идущем поезде. Стало быть извиняюсь за подчерк. Итак, поход закончен. Вот уже третьи сутки едем из Иркутска в Самару. Сейчас наш поезд тихонько катится, словно хищник, по извилистой дороге Уральских гор.
Наш поход "Большая Байкальская кругосветка 2013" был очень тяжёлым, физические нагрузки порой зашкаливали. Но нет ни малейшего (и не было!) сожаления о содеянном. Вот уж поистине: "Игра стоила свеч!".
Первые трое суток шли под сплошным дождём. Сидели в воде и согревали её своими телами. Спали в мокрых палатках и т.д., и т.п. Для рядового горожанина это – воспаление лёгких, радикулит, ревматизм и прочие болезни. Но туристы не болеют, и это я испытал давно!
Поход этот настолько грандиозен, что даже бывалым туристам не понять! Не зря же до сих пор ни кто из россиян и всего СНГ ещё не проходил, а уж за пенсионеров и говорить нечего. (Тут Виктор Трофимович ошибся – вокруг Байкала россияне ходили на каяках, байдарках и лодках – Н.Ш.) Уверен, что в ближайшие годы ни кто такое не повторит (буду рад, если ошибусь!). Я не верю, что есть другой такой человек, который сможет организовать такое. Спасибо тебе адмирал Николай Иванович Шестерин, долгих тебе лет здоровой жизни!
За 47 дней мы увидели 100% береговой линии Байкала, а это более 2000 км! Мы же прошли примерно 1626 км (не по самой же кромке берега шли!) И на всём протяжении берега не было скучных участков. Порой голова кружилась от перегрузки впечатлений. Это невиданно и неслыханно! "Моими ненасытными глазами Природа восхищалась собой…!
Все впечатления я описал в личном дневнике. Думаю, здесь другие туристы описали все подробности, а может ещё опишут. 22.08.13г. 17час. 17мин. (подпись)
PS: Я – всего лишь велотурист-дальнобойщик, а в байдарку сел впервые!

21.08.13г. Ленид Малыгин
Вот и закончилось всё. Мы в поезде, который несёт нас в родные пенаты. За окном дождь, но это нас уже мало волнует. Мы не в байде и не на маршруте, а в тёплом купе поезда. Ну что написать о походе? Всё получилось, даже лучше, чем я думал. Во-первых: повезло с погодой. А это немаловажный фактор в длительном походе. Наряду с накопляющейся усталостью дождливая и ветреная погода накладывается на климат в команде. Одно дело – ты всё время сухой, а другое – когда каждый день приходится сушить одежду, спальник, палатку. И это очень сильно напрягает. Но Байкал смилостивился над нами и послал только шесть ненастных дней, считая последний переход. И это прекрасно!
Команда была разная, но в основном все были заряжены пройти маршрут. И кто хотел – тот прошёл. И я рад, что был в числе этой команды. Особенная благодарность нашим аксакалам Валентину и Виктору. Глядя на них, нельзя было расслабляться. Им было тяжело, но они не показывали этого. И я про себя думал: "Раз они могут, то что говорить о нас – молодых." Спасибо им!!! И ещё огромная благодарность нашим дамам за их мужество и терпение. Мы гордимся вами!

22.08.2013г. Наталья Степанова - единственная женщина в мире дважды обошедшая Байкал на байдарке.
Возвращаясь к прошедшим дням. В Северобайкальске три члена команды сошли на берег - Саша, Наташа, Егор. Но зато "влились" три новых члена - Галина, Павел и Ася. И в команде появилась новая традиция - утро начиналось с молитвы, которую читала, по памяти, Галина:
"Господи Иисусе! Помилосердствуй! Помоги избежать дорожно-транспортных происшествий на воде! Спаси и сохрани! Не оставь своим внимание и заботой! Не дай стать причиной смерти внезапно убиенных, умерших без покаяния. Убереги от лихачества! Да святиться имя твое ныне присно и во веки веков! Аминь!"
PS: Н.Ш. А я, из вредности, добавлял в конце молитвы: - Аллах акбар!
...И каждый день начинался с этой молитвы. И изменилось что-то в Природе. И установилась на Байкале аномальная погода с мыса Котельниковский. Солнце заходило вечером багровым диском в тучи, предвещая плохую погоду на завтра, и восходило утром красным багровым диском в дымке, лишь иногда показываясь в разрыве облаков. И продолжалась эта замечательная во всех отношениях погода без дождя и жары до Листвянки, когда Галина с Павлом сошли с маршрута, как и было запланировано ещё в Тольятти...
На следующий день Валентин, как старейшина команды, прочитал молитву по бумажке и... что-то "расстроилось" в Природе - солнце стало жарить нещадно и ветер "горняшка" время от времени пытался нас опрокинуть в холодную воду. А потом был ураганный ветер ночью, который срывал пологи палаток, укреплённые большими камнями, и заставил нас выползать ночью из тёплых спальников и укреплять оттяжки. Но, чудо(!), в 7 часов утра ураган кто-то "выключил" и полный штиль на Байкале помог нам в тот день в нашем нелёгком труде вёслами...

22.08.2013г. Галина Демент
На Байкал мечтали попасть и я, и Павел. Хорошо, что в Тольятти есть человек, который взял на себя бремя ответственности и организовал Большую Байкальскую кругосветку. Ник. Иванович - спасибо! Мечта сбылась! Бурхан нам благоволил. Погода была чудесная. Замечательно, что Байкал слегка показывал, что всё в его воле, и если разгуляется - мало не покажется.
Лично мне понравилось встречать по пути любопытных нерп; чудесно, что в походе была Ася, которая рассказывала о растениях; и встреча с медведем была именно такая, как хотелось (мы - на воде на безопасном расстоянии, но реально видим живого свободного хозяина тайги). Мне понравилось встречать отзывчивых людей, которые нас то пивом угощали, то - рыбой, то просто тепло приветствовали. И бани с последующим погружением в Байкал, и горячая ванна на мысе Котельниковском, и возможность недолго, но пособирать подосиновики и подберёзовики.
И многое-многое другое! Всем, кто был рядом - спасибо! Особенно - Дементу Павлу за то, что грёб!!!

22.08.2013г. Анастасия Иванова
Большое спасибо организатору похода Н.И.Шестерину за возможность увидеть Байкал!
Это уникальное место влечёт многих.
Спасибо каждому члену команды Кругосветки, так как они вносили в поход каждый свой вклад, без которого группа была бы иной.
Аксакалам (Соколову и Битко) - за пример стойкости и мужества в их возрасте!
Лёне Малыгину - за предоставленное место в байдарке и партнёрство в работе!
Павлу и Галине Демент - за помощь и поддержку в дороге!
Наталье Степановой - за дружеское участие во время всего похода!
Запомнились удивительная своеобразная природа Байкала, красочные пейзажи, гостеприимные люди. Конечно - Листвянка - туристический центр Байкальского побережья.
Удачи всем и успешных новых путешествий!
 
22 августа 2013г. Газета "Волжский автостроитель" № 152(8499)
Экспедиция
ТОЛЬЯТТИНЦЫ ПОКОРИЛИ БАЙКАЛ
В понедельник в городе Слюдянка Иркутской области на берегу Байкала финишировала экспедиция на байдарках "Большая Байкальская кругосветка-2013", организованная ветераном АВТОВАЗа Николаем Шестериным.
Это уже третье "хождение" Николая Шестерина на Байкал. В 2009 году он с командой байдарочников-"дальнобойщиков" прошёл вдоль южного берега озера, в 2010-м – вдоль северного. На этот раз было решено "закольцевать" два этих маршрута и обойти весь Байкал. Несмотря на сложность затеи, она была реализована сполна, причём в точно запланированные сроки. За 47 дней экспедиция прошла 1626 километров. На разных этапах пути участие в ней приняли около 20 человек. Пятеро прошли полностью весь маршрут, причём четверо из них – тольяттинские пенсионеры! Это сам Николай Шестерин, а также Леонид Малыгин, Валентин Соколов, Виктор Битко. "Пятый элемент" в этом списке – отважная женщина, педагог Наталья Степанова.
"Большая Байкальская кругосветка-2013" была разбита на четыре этапа – с тем, чтобы любой желающий мог преодолеть определённую часть пути. Первый отрезок маршрута вместе со всеми прошла и наша коллега Галина Веркова, много лет проработавшая на заводском радио. Несмотря на пенсионный возраст, она и сегодня ведёт активный образ жизни и согласилась отправиться на Байкаа, даже не имея опыта передвижения на байдарке. Впрочем, новичков в этой экспедиции было много. И когда в первые три дня путешествия зарядил настолько мощный дождь, что сухой одежды враз не осталось, а мокрая просто не успевала высохнуть во время ночёвок, - несколько человек серьёзно простудились и были вынуждены сойти на берег. Однако впечатлений, полученных даже за этот краткий период, им хватит надолго.
- Я бывала в разных краях, много проехала, но такой красоты, как на Байкале, нигде не встречала! – говорит Галина Веркова. Невозможно описать словами великолепие этой глубоководной чаши в окружении лесов и скал, которые отражаются в воде всеми цветами радуги.
Большое уважение участники кругосветки вызвали у местных жителей, которые, зная суровый нрав "славного моря", сами не отваживаются на такой экстремальный поход. Он действительно оказался очень сложным, а местами и опасным, но тем не менее лучшего способа слиться с неповторимой байкальской природой просто нет. Путешественники мокли под дождями и боролись с высокой волной, купались в горячих источниках и побывали в Баргузинском заповеднике, видели живых нерп (символ Байкала!) и внесли свою лепту в очистку побережья озера от всевозможного мусора. Кстати, совсем скоро, 8 сентября, отмечается День Байкала, который призван привлечь широкое общественное внимание к состоянию самого глубокого вмире озера с его уникальной экосферой. Так что тольяттинцы своей экспедицией также продемонстрировали большой интерес к этой теме.
23 августа "Большая Байкальская кругосветка-2013" возвращается в Тольятти. А Николай Шестерин наверняка уже прорабатывает маршруты новых путешествий.
Екатерина Сергеева
Фото Егора Фурмана

23 августа 2013г. Газета "Слюдянка" №34 (77)
"Золотая рыбка", "Жёлтая акула" и "Голомянка" вернулись в Слюдянку. Большая Байкальская кругосветка завершилась
19 августа, в соответствии с графиком, завершилась «ББК-2013» -Большая Байкальская кругосветка.
Напомним, стартовали байдарочники из Слюдянки 4 июля - в направлении на восток ушло 14 человек на семи байдарках. 47 суток продолжался поход вокруг Байкала: 19 августа в 10 часов шесть человек на трех байдарках причалили к тому же берегу в Слюдянке...
Финиш с газетой Слюдянка в гСлюдянка
Названия байдарок, вошедших в историю: «Золотая рыбка», «Желтая акула» и «Голомянка». 
Общая длина супердальнего перехода 1626 км. В целом в нем принял участие 21 человек - из Тольятти, Димитровграда, Самары, Санкт-Петербурга, Иркутска, Улан-Удэ. Полный круг прошли пять человек (все они пенсионеры), остальные - часть пути. Капитан команды, он же адмирал кругосветки Н.И. Шестерин - самый опытный и бывалый: с 1997 года участвует в походах на байдарках. За это время прошел на байдарке почти все крупные реки России (Волгу, Северную Двину, Урал, Обь, Енисей...), Большая Байкальская уже 15-й дальнобойный поход в его жизни. За эти годы он прошел 17 тысяч 775 км по воде. Байдарка Шестерина называется «Золотая рыбка». Чуть меньше - 13 походов вместе с Н.И. Шестериным прошла Наталья Николаевна Степанова. Без преувеличения, это уникальнейшее достижение для России. Дело в том, что есть другие байдарочники-дальнобойщики, но они не ходят большой группой. А здесь - 21 человек, причем каждый прошел столько, сколько смог по времени или по самочувствию.
Полный круг вокруг Байкала прошли еще три человека: Леонид Дмитриевич Малыгин, Виктор Трофимович Битко (73 года), Валентин Александрович Соколов (74 года). Вместе с ними в Слюдянке финишировала Анастасия Викторовна Иванова, ботаник, сотрудник Института экологии волжского бассейна РАН, она шла на байдарке от Северобайкальска.
Слово - адмиралу кругосветки Н.И. Шестерину:
- Можно сказать, мы прожили маленькую жизнь длиной в 47 дней. Рад, что все обошлось без ЧП, ведь погода на Байкале бывает очень переменчивой. Но, судя по всему, Байкал, которого мы называем Байкалушка, подарил нам суперпоход: из 47 дней лишь пять были дождливыми. Байкал нам помогал, мы вообще считаем, что он был в нашей команде. Да, в Усть-Баргузине нам пришлось двое суток ждать на берегу, пока не стих шторм. Но зато мы потом смогли пройти и почти детально обследовать Чивыркуйский залив. И в целом «ветра-мордотыка» за весь поход не было.
У нас сложился дружный коллектив, что очень важно в сверхдальних походах. Отмечу мужество и духовную силу всех, кто шел с нами, и особо - двух юнг, впервые севших в байдарку. Это наши ветераны В.А. Соколов и В.Т. Битко, которых мы приняли в матросы.
Для меня это 15-й сверхдальний поход, к нему подготовка была, как, впрочем, и всегда тщательная. В 2009-м году был осуществлен переход по Южному Байкалу: Южная Байкальская кругосветка за 25 дней. В 2010-м  - Северная Байкальская кругосветка за 19 дней. Вместе со мной в них из нынешнего состава участвовали Н.Н. Степанова и Л.Д. Малыгин. И лишь после этого мы решились на сверхдальний переход вокруг всего Байкала.
Скажу откровенно, для меня Байкальская кругосветка - как для альпиниста подняться на Эверест - самую высокую гору на Земле.
Отвечая на вопрос газеты «Слюдянка» о планах на будущее, Николай Иванович ответил: «Планируем организовывать кругосветку по Каспийскому морю».
Финиш Интервью для газеты Слюдянка и ТВ Байкальска
Участники нынешней Байкальской кругосветки поделились своими впечатлениями о красоте и очаровании Байкала, о добрых, приветливых и гостеприимных сибиряках. О том, что в Байкало-Ленском заповеднике видели медведя. Поблагодарили редакцию газеты «Слюдянка» за информационную поддержку (в течение всего перехода мы передавали прогноз погоды, силу ветра на ближайшее время, поддерживали команду, как могли). И подарили нам номер газеты «Слюдянка», прошедший с экстремалами всю экспедицию. На нем - автографы и пожелания как редакции, так и всем читателям, жителям побережья беречь Байкал.
Выстрел на финише!
Текст и фото Владимира Полторадядько 
На снимках:
1. Шесть человек, финишировавших в Слюдянке с газетой «Слюдянка» в руках. Слева направо: В. А. Соколов, Н.И. Шестерин, Н.Н. Степанова, Л. Д. Малыгин, В.Т. Битко, А.В. Иванова.
2. УРА-А-А!!!
Прав Монтень: «Кто никуда не плывёт, для того не бывает попутного ветра!»
 
Послесловие капитана
Путешествующий проживает четыре жизни… Сейчас все мы, участники Большой Байкальской кругосветки, живём воспоминаниями о славном байдарочном походе вокруг нашего Байкалушки, и меня, как руководителя, радует, что эти воспоминания – светлые и добрые…
Адмирал - финиш в Слюдянке

Комментарии
Ангара 2021 
А теперь - новый дальнобойный поход!
Доброго времени суток!
Команда туристов-водников проводит 22-й дальнобойный спортивный байдарочный поход по Ангаре: Слюдянка (озеро Байкал) - Усть-Тунгуска (река Енисей). Планируем пройти 1900 км за 45 дней, преодолев переносом четыре плотины ГЭС: Иркутской, Братской, Усть-Илимской и Богучанской. Состав команды - 7 человек из городов: Тольятти (4 человека), Санкт-Петербурга (1 чел.), Самарской и Ленинградской областей (по одному человеку). Участники спортивного водного похода идут экипажами на трёх байдарках. Снаряжением полностью обеспечены. Карты маршрута имеем в наличии. Питание будет закупаться на маршруте. Опыт прохождения подобных походов имеем.
План-график прохождения маршрута утверждён.
С уважением!
Руководитель команды "АНГАРА 2021" Николай Шестерин: 89084055602. shestnik52@mail.ru
16-й дальнобойный "Онего-Беломорский - 2014" успешно пройден!На 
Начал подготовку 17-го дальнобойного "Крымская кругосветка - 2015" - за 42 дня планируем пройти 1100 км.
Готовим новый поход 
Подготовка к 16-му дальнобойному "санаторному" идёт полным ходом. Поход Каргополь-Беломорск состоится! Выезжаем из Тольятти 22 июля, приезжаем в Тольятти 17 августа. Старт из Каргополя 24 вечером или 25 июля утром.
Приглашаю к участию желающих из любого города!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Николай Шестерин и Егор Фурман