озеро Байкал / Водный туризм | Спортивный туризм
 

Большая Байкальская кругосветка 2013 (байдарочная)

4 июля - 19 августа 2013 г.
ББК(б)-2103. Гл.1. Дорога к Байкалу

Примечание автора

У Дневника Большой Байкальской кругосветки от Тольятти до Слюдянки и далее до Северобайкальска три автора: ваш покорный слуга, Егор Фурман и Виктор Битко. Тексты сохранены и в том случае, когда есть некоторое повторение в описании событий - это сделано только для того, чтобы читающий мог "увидеть" событие в интерпретации разных участников. Текст автора помечен НШ, текст Егора Фурмана ЕФ, текст Виктора Битко ВБ.
Да пребудет у Вас терпение и желание "пройти" с нами виртуально этот неповторимый по красоте и не лишённый сложности маршрут от старта и до финиша. 

01.07.2013г. НШ
=16.50= Стучат колёса на стыках рельс – совсем негромко стучат – окно и форточка нашего купе плотно заделано монтажной пеной. Так что даже проветрить нет ни какой возможности. А вот в соседнем купе, где едут наши друзья, форточка совсем не закрывается – ненавязчивый сервис наших РЖД приучает нас к тяготам и лишениям жизни походной...
Дорога в Самару была на редкость долгой и волнительной – попали в пробку перед городам, а времени было в обрез. Нельзя мне было так рисковать в самом начале похода.  Водитель ООО  "Автопилот-Транс" к своим обязанностям отнёсся очень ответственно и иногда даже нарушал ПДД, чтобы доставить нас побыстрее. На вокзал приехали почти одновременно с прибытием "нашего" поезда. Встретились с Александром Григорьевым и и Натальей Курсаковой из Димитровграда – они пройдут с нами от Слюдянки до Северобайкальска. Как обычно у проводницы при погрузке возник вопрос о количестве и весе багажа. Помогла, как обычно, уверенная ссылка на правила перевозок жд транспортом: - А байдарки провозятся бесплатно!
Погрузились почти бесшумно, чтобы не будить спящих пассажиров. Расселись по местам – нас десять человек, заняли два купе рядом. По традиции приняли по чуть-чуть "на посошок" и поехали в дальние дали…
…Только что проехали границу Европы и Азии – бетонный белый столб слева от дороги нам об этом событии поведал. Ждём Челябинск. Сегодня запланировано лишь одно событие – встреча с Михаилом Макеевым на жд вокзале Челябинска.
Челябинск жд вокзал. Команда и спонсор
Михаил Макеев - в центре в рубашке
Наш единственный спонсор заказал, оплатил и доставил в Тольятти 20 маек с нанесёнными на них логотипами Баргузинского заповедника, информацией о Большой Байкальской кругосветке и картой Байкала на спине, где обозначен будущий маршрут и реклама фирмы, возглавляемой Михаилом в Челябинске…
Подлеморье
Встреча прошла в тёплой дружеской обстановке на перроне. Мы всей командой вышли в майках, развернули баннер с картой Байкал. Познакомились без напряга, будто уже виделись. Подарили Михаилу сувениры, книги о Тольятти, и я свою "Летопись Жигулёвской кругосветки" подписал с благодарностью. Сфотографировались всей командой у нашего вагона. Поговорили "за жизнь". Поблагодарили Михаила хором за майки и - в вагон. Едем дальше. И у нас всё замечательно!
01.07.2013г. ВБ
Челябинск. Все мы оделись в спонсорские майки и вышли на перрон, где нас встретил спонсор. Он с нами сфотографировался, принял от нас в подарок книги о ВАЗе, обменялись автографами с нашим адмиралом.

02.07.2013г. НШ
=08.30= Утро началось в Омске. Ночью сквозь сон слышал как погранцы на двух границах с Казахстаном громко стучали "копытами" по полу вагона. Не смотря на наш многоместный багаж, нас не будили – я предварительно вывесил на видном месте бейсболку с надписью "Тольятти-Байкал" и майку с картой маршрута.
Включил телефон. Принял сообщения о пропущенных звонках и прочитал СМСки. Самая длинная была от Сергея Кущенко из Улан-Удэ:
"Клад. Пройдёте пролив в залив сор. Увидите зелёную будку. После будки через 150 метров есть большой куст. Внутри куста зелёная бутылка. Около куста лежит доска, в трёх метрах в песок воткнута ветка, на берегу лежит бутылка от автомасла ZIC. Зарыто неглубоко справа от куста, если стоять спиной к Байкалу лицом к сору. Жёлтый пакет."
Сергей позвонил и сказал, что… лежит в больнице. Видимо переволновался, перетренировался – он уже дважды на своей байдарке провёл короткие тренировочные походы. В последнем закопал для нас клад на песчаной косе перед Посольским. И вот теперь нам предстоит найти схрон по описанию. В телефонном разговоре выяснилось, что Сергей позвонил Ларисе в Калугу, рассказал о своей неожиданной болезни и она тоже отказалась от участия в походе. Итог на сегодня: минус два человека – всего желают участвовать 18.
Я тоже позвонил Ларисе, когда стояли в Барабинске – оказалось, что она уже сдала свой билет на самолёт – за сутки до отлёта это надо было сделать. До меня не дозвонилась, чтобы предупредить – в пути я телефон отключаю, всё равно связь неустойчивая.
- Что ни делается, всё – к лучшему! – произнесла Лариса по телефону себе и мне в утешение. Ребята огорчились, что нас "минус два", да ещё и гитары не будет. Огорчился сильно и я…
Теперь остаётся неясность с Сашами из Санкт-Петербурга – байдарку везём им, а вот они не соизволили даже СМСки прислать о своих планах.
- Для чего человеку аппендикс? – спросил я у Лёни Малыгина, как бы между прочим.
- Атавизм. – ответил Леонид.
- Для мусора. – вставила Наталья.
При чём здесь аппендикс? Да вот такая неожиданная ассоциация пришла в мою постоянно "шумящую" от не прошедшей болезни голову при размышлении об этих питерских "двоих из ларца"…
Дорога не утомляет – сидим, лежим, общаемся, кроссворды разгадываем. Наблюдение: пока за всю дорогу не было ни одного дождя!
02.07.2013г. ВБ
Вторник. 8.30. Стоим в Омске. Поезд 134. А вот и отправились - 8.31. Вторые сутки едем без проблем. В вагоне чисто, уютно. Мы занимаем полностью два плацкартных купе с боковыми местами. Байдарки уложены на верхних полках и не мешают, хотя вещей много.
Проводники пытались взять с нас дополнительную оплату, но адмирал доказал, что всё в пределах Правил. Хотели вызвать начальника поезда. Мы согласились. Я сказал, что так бывает каждый год, каждый год ругаемся, но в конце-концов едем без доплаты. Кондуктор Светлана смягчилась и любезно пригласила нас в свой вагон.
 
03.07.2013г. НШ
Едем дружной кампанией по Сибири. Уже проехали Казахстан, Енисей в Красноярске – течение мощное (запросто можно пройти от Красноярска до Дудинки за один сезон), мосты навеяли воспоминания о нашем финише здесь в 2011 году. Тогда мы прошли впятером на байдарках от Кызыла до Красноярска 1066 км. И мыслей не было о Байкальской кругосветке. А вот теперь едем к знакомым берегам знакомого Байкала. Кстати, при подготовке к походу, оказался автором термина "Большая Байкальская кругосветка" – в "Википедии" пока такого определения нет, и это – радует.
Путём жеребьёвки определились с дежурствами в походе. Первыми (везунчики!) оказался экипаж "Жёлтой акулы" – Леонид Малыгин и Егор Фурман. Второй день выпал нам с Натальей – экипаж "Золотой рыбки" самый опытный из всех – тринадцать дальнобойных за кормой. Третьим будет дежурить экипаж "Гипербореи" – Галина Веркова и Алексей Агеев из Самары. Затем "Голомянка" – Валентин Соколов и Андрей Каратаев, экипаж "Касатки" – Виктор Битко и Галина Кукушкина (Ржанникова). Шестыми по очереди дежурят наши друзья из Димитровграда Александр Григорьев и Наталья Курсакова. Название своей байдарки они пока не придумали. Ну, и замыкающими, на всякий случай я административно определил экипаж двух Александров из Санкт-Петербурга Стрижкова и Хорохорина.        
03.07.2013г. ВБ
Среда. Продолжаем путь в поезде. Ближе знакомимся друг с другом, а нас 11 человек, и каждый интересен по своему, хотя все увлечены путешествиями. Вчера получил столько информации, что даже разболелась голова. Думаю, что ещё опишу каждого в отдельности.
 
ЕФ. Егор Фурман. Дорога Тольятти – Слюдянка
Итак, 30 июня 2013 года, время на часах 19:45, мы вышли из дома. Вещей всё же набралось на полный рюкзак плюс ещё пакет с едой. На остановке «Детский мир» нас уже ждал автобус «Hyundai». Вскоре подошёл и сам Шестерин со своей напарницей Натальей Николаевной и внушительной поклажей – байдарки, однако. После небольшой фотосессии, попрощались с родными. Дочку увижу теперь только в августе.
В 20 часов мы стартанули, как и планировали. По дороге совершили ещё две остановки в девятом и в шестнадцатом кварталах, забрав остальных участников поездки. На последней остановке сфотографировались в наших фирменных майках с логотипами «ББК» и тронулись в Самару. Окончательно стемнело уже ближе к железнодорожному вокзалу.
В 22:46 мы выгрузились. Внушительную гору багажа перетаскали в зал ожидания. Здесь нас встретили ещё трое участников «регаты»: димитровградцы и самарец. Я распечатал в терминале последний свой билет на перекладной «Челябинск-Самара». Наш поезд практически ждать не пришлось. Он прибыл по расписанию – в 23:02. Плацкартный восьмой вагон поезда «Пенза-Владивосток». Долго мы ещё размещали наш багаж. Байдарки хорошо улеглись на верхних полках поперёк купе: от стены до стены.
В 23:55 наш поезд тронулся. Итак, нас двенадцать человек. Занимаем два купе с «боковухами». Я на боковой полке внизу. Восемь человек из нашей команды – пенсионеры, четверо – среднего возраста. Девять тольяттинцев, двое димитровградцев и один самарец. После недолгого ужина, примерно во втором часу ночи, все уже заснули. Дорога предстоит долгая, почти трое с половиной суток. Даже для меня, бывалого путешественника, это самый протяжённый по времени и по расстоянию железнодорожный маршрут.
Спал я, надо сказать, недолго. Проснулся в четыре часа утра – за окном уже светло. Проезжаем Оренбургскую область, тут у них разница во времени плюс два часа, стало быть, шесть утра. Всего предстоит проехать пять часовых поясов. Так что нужно привыкать рано ложиться, рано вставать. Хотя в поезде свои «биоритмы», здесь и полдня проспать можно, а можно и намучаться от бессоницы. Пишу дневник при вагонной качке. Весь вагон в основном спит ещё. В дальнейшем, на Байкале, наверное, не будет возможности делать ежедневные записи. Придётся все мысли выкладывать на диктофон, благо современная техника сейчас это позволяет, и функций на мобильном телефоне столько, о чём ещё недавно и мечтать не могли даже в разведке.
До Челябинска идёт до дыр заезженная мной дорога. Уфа, Аша, Златоуст… Урал – красивое место, так что не надоедает пейзаж за окном, сколько ни езди. 16:30 – миновали границу «Европа-Азия». Миасс, Чебаркуль, Челябинск… В Челябинске вышли в «байкальских» футболках, сфотографировались у вагона со спонсором и развернутой во всю длину картой Байкала. Погода солнечная, комфортная. Хорошо бы «довезти» ее до Байкала. Там в эти дни (по сводкам) ни больно-то тепло. Сильные ливни в Забайкалье, наводнения.
За день познакомились друг с другом поближе. Так и едем составом в двенадцать человек. Интересные люди. В основной массе своей фанаты приключений, путешествий. Романтики, воплощающие свои мечты в реальность. В основном «водники», но также присутствуют и приверженцы других увлечений. Виктор Битко, например, намотал по стране тысячи километров на велосипеде, служащему верой и правдой своему хозяину уже 39 (!) лет. Алексей Агеев – спелеолог, есть, что послушать из этой области. К кому мне отнести себя? Наверное, я – универсал. Мне всё интересно. Я бы отправился в любое стоящее путешествие, будь то велопробег, спуск в глубокую пещеру, сплав по реке или восхождение на вершину. Хотя так сложилось, что я всё же больше - «пешеходник». И более всего манят горы. Еду среди единомышленников. Некоторые, включая Шестерина, также как я ведут дневники. Хотя мы и разные по возрасту, но я в своей среде.
Тронулись из Челябинска. Отсюда начинается мой путь в неизвестность. Точнее сказать, еду открывать для себя новые места на карте Родины. Солнце клонится к закату. Курганская область. Три часа разницы по времени с Москвой. Стемнело полностью лишь после полуночи, в отличие от Самарской области, где в 22 часа уже темно.
150 километров по Казахстану я проспал. Слышал сквозь сон, как в Петропавловске ходили по вагону таможенники, предлагая купить коньяк тем кто не спит. Чтобы не привлекать внимания, я даже не поднялся выглянуть в окно, хотя и было любопытно. Ночь спал хорошо. В 11 часов проехали Омск. Пересекли Иртыш. В Кургане был Тобол, но я его пересекал много раз в разных местах, Иртыш же увидел впервые. В Омске стояли 30 минут. Погода нормальная, хотя и холодает с продвижением на восток. Плюс восемнадцать, переменная облачность. Пейзаж за окном полностью сменился на равнинный (Западно-Сибирская равнина). Берёзовые рощи, озёра, сочная зелёная трава. Едем по Транссибу.
20:00 (с этого момента время указываю только местное). Въезжаем в Новосибирск. Третий по количеству населения город России. Панорама города впечатляет, особенно если смотреть с левого берега Оби. Красивые современные здания гармонично вписываются в архитектурный комплекс. На первый взгляд – всё продумано по уму. Огромный старый вокзал салатного цвета. Жаль, стояли мало, всего девятнадцать минут. Не успел сбегать посмотреть даже на привокзальную площадь.
Сегодня стало известно, что двое участников к нам в Слюдянке присоединиться не смогут. Ну что же, народу пока хватает. Заканчивается день 2 июля. Ночью должны проехать Кемеровскую область и въехать в Красноярский край.
3 июня. Проснулся вроде и не рано в 6 утра, но по-нашему времени это ведь два часа ночи. Но до Красноярска так и не заснул. 6:15 – прибыли в Красноярск. Стоянка – сорок три минуты. Вышли с Валентином на привокзальную площадь. Красивый старый вокзал. Перед ним высокий мраморный столп, увенчанный львом – гербом города. С обеих сторон от столпа фонтаны чашеобразной формы, правда, они не работали. Перед вокзалом – известный комбайновый завод «Енисей». Прошлись немного до ближайшего перекрёстка и вернулись обратно. Погода прекрасная: плюс восемнадцать градусов, солнечно. Тронулись. Проехали над Енисеем. Мощная, красивая река с высокими берегами. Красивый вид на город. Даже снял на камеру. Этот вид изображён у нас на десятирублёвой купюре. Отъезжаем от города. Ландшафт уже совсем другой, нежели в Западной Сибири. Рельеф холмистый. Среди деревьев стали преобладать хвойные. Все-таки, какая у нас огромная страна! Едем уже третьи сутки, а добрались лишь до географического центра России. А сколько ещё она восток тянется?!!
Остаётся ехать меньше суток. Тянули жребий: чья байдарка когда дежурит. Нам с Леонидом Малыгиным выпало «счастье» дежурить первыми.
13 часов – началась Иркутская область. Последний регион нашего железнодорожного путешествия. Однако до Слюдянки ещё пилить и пилить до завтрашнего утра. Тайшет – начало БАМа. Сюда буду возвращаться из Северобайкальска на обратном пути. А сейчас поезд двинул дальше на юго-восток, на Иркутск по Транссибу, петляя между поросших смешанным лесом холмов.
22:45 – наблюдаю последние лучи заходящего солнца. Погода отличная, не подвела бы хотя бы до старта.

Комментарии
Ангара 2021 
А теперь - новый дальнобойный поход!
Доброго времени суток!
Команда туристов-водников проводит 22-й дальнобойный спортивный байдарочный поход по Ангаре: Слюдянка (озеро Байкал) - Усть-Тунгуска (река Енисей). Планируем пройти 1900 км за 45 дней, преодолев переносом четыре плотины ГЭС: Иркутской, Братской, Усть-Илимской и Богучанской. Состав команды - 7 человек из городов: Тольятти (4 человека), Санкт-Петербурга (1 чел.), Самарской и Ленинградской областей (по одному человеку). Участники спортивного водного похода идут экипажами на трёх байдарках. Снаряжением полностью обеспечены. Карты маршрута имеем в наличии. Питание будет закупаться на маршруте. Опыт прохождения подобных походов имеем.
План-график прохождения маршрута утверждён.
С уважением!
Руководитель команды "АНГАРА 2021" Николай Шестерин: 89084055602. shestnik52@mail.ru
16-й дальнобойный "Онего-Беломорский - 2014" успешно пройден!На 
Начал подготовку 17-го дальнобойного "Крымская кругосветка - 2015" - за 42 дня планируем пройти 1100 км.
Готовим новый поход 
Подготовка к 16-му дальнобойному "санаторному" идёт полным ходом. Поход Каргополь-Беломорск состоится! Выезжаем из Тольятти 22 июля, приезжаем в Тольятти 17 августа. Старт из Каргополя 24 вечером или 25 июля утром.
Приглашаю к участию желающих из любого города!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Николай Шестерин и Егор Фурман