Россия / Спортивный туризм | Туризм с детьми | Водный туризм
 

Большая Крымская Кругосветка (курортная) - 2015

4 июля - 16 августа 2015 г.
Феодосия - Мыс Чауди - полигон Опук

08.08.2015г. День тридцать шестой. Феодосия - Приморский. 13 км.
=Вечер=
Проходит тяжёлый суматошный день - седых волос на голове прибавилось, сгорело большое количество нервных клеток от переживаний, хлебнули адреналину по полной программе. Началось всё с того, что проснулся, как от толчка в бок - интуиция подсказала, что если мы через полчаса не отойдём от берега, то и сегодня ни куда не уйдём. Пришлось "власть употребить": объявил подъём и, наскоро всё сделав, отошли в начинающее бушевать море. В запасе у нас всего один день - тратить его полностью на ничегонеделанье не хотелось, помня, что 80% всех происшествий в походах происходят в последние дни...
Пошли вдоль абсолютно пустых в это раннее время пляжей, лишь кое где сидели или купались "коллеги" дальнобойщики - водители автомобилей, которые ночевали вдоль шоссе. Дошли до причала посёлка Приморский - выяснилось, что дежурные не закупили в достаточном количестве хлеб да и воды не помешало бы набрать в пустые ваучеры - мало ли где сегодня заночуем. Пока экипаж "Красной стрелы" затаривался (вчера было столько свободного времени, чтобы и хлеба закупить, и воды набрать...), мы болтались на волнах под защитой волнолома какого-то военного объекта. В хорошо защищённой от волн бухте, за стенкой стоял пришвартованный военный украинский корабль - наверное не успели братья украинцы его увести, или двигатель не заводится. Смотрящий за морем совсем издёргался, нервно расхаживая по берегу - мы и к пляжу, видимо, закрытому для посещений, не подходили, и за волнолом не уходили...
Собрались в стаю и пошли дальше. Волны на глазах становились всё круче. Флотилия опять стала растягиваться. Когда проходили далеко в море выдающийся пирс, на крайнюю площадку вышел большой по объёму военный. Я у него спросил, где тут можно пристать к берегу, он махнул рукой вперёд. Не хотелось очень выходить на берег в такую рань, но чувство самосохранения заставило искать "аэродром". С воды определить лучшее место для высадки на совершенно пологом пляже было трудно - волны с барашками с грохотом накатывались на берег по всей длине пляжа, дугой уходящего к горизонту. Чуть подождал отстающих, и мы рванули к берегу в эту мешанину грозных валов. 
В такие моменты все мышцы тела начинают работать, как хорошо отлаженная система, с одной целью - как можно быстрее разогнать байдарку до скорости волн. Самое удачное положение - это попасть в промежуток между волн так, чтобы корма была в волне, набегающей сзади. Секунд десять нам с Наташей это удавалось. Вёсла порхали, загребая с усилием, "Золотая рыбка" скользила с высокой пологой волны, стремительно приближаясь к берегу. Мне даже показалось, что ветер в ушах свистел от скорости. До берега метров двадцать, десять, пять... Сжался, как пружина - приготовился выпрыгнуть, чтобы поднять корму над следующей волной. Но у самого берега волна резко выгнулась, стала гораздо круче и, уцепившись всклокоченной вершиной своей за корму, резко её повела вправо. Трепыхаться в эти секунды было уже бесполезно - завалилась набок наша "Золотая рыбка". В мгновение мы вывалились из своих "гнёзд" на песчаное дно - мелко тут оказалось. Следующая волна с остервенением ударила молотом по корпусу байдарки и кинула на нас, распластавшихся, потяжелевшую до тонн "Золотую рыбку". Увернувшись от удара, упёрся одной рукой в надувшийся водой фартук, второй выловил из волн ошалевшего Фунтика, с молящими о спасении круглыми глазами и кинул его на песок. Кто-то подбежал к нам и помог, вылив воду, вытащить байдарку на берег. Не мешкая, выловили в волнах мелкие всплывшие вещи. У нас всё обошлось! Побежал помогать остальным выбрасываться на берег. Все повторили такой же трюк и только помощь у самого берега не давала им перевернуться. Даже "Голомянку" поймали у берега, но пока экипаж "десантировался" за эти десять-пятнадцать секунд набежавшие волны с остервенением и их перевернули - удержать байдарку "спасатели" не смогли.
Через некоторое время показались ульяновцы - им достались волны ещё круче. Мы помогали каждой байдарке у берега, вот только до "Альбатроса" добежать не успели - на глазах у всей "публики" наш славный экипаж Саша и Наташа кильнулся метрах в десяти от берега - наверное, в первый раз за свою длительную жизнь байдарочную. Мне досталось "выловить" у самого берега байдарку капитана Владимира Павлова, не дав ей в последний момент завалиться - сделал это с превеликим удовольствием. Ну, вот, и последняя байдарка на берегу, слава богу, все целы!
Итоги "десантирования": тольяттинцы - из 9 экипажей - 2 кильнулись; ульяновцы - из 5 экипажей - кильнулись 3. Оглядел берег - не все, увы, участвовали в спасательной операции - надо запомнить этих хлопчиков на будущее...
Развесили мокрые вещи сушиться. Прикинули, где ночевать будем, если ветер не стихнет до ночи. Волны становились всё мощнее, ветер с каждым часом прибавлял в силе - байдарки вытаскивали всё дальше на берег, чтобы не смыло. Дошло до того, что очередная волна смыла костровище отдыхающих рядом местных жителей у самой кромки пляжа. Пришлось палатки ставить на узкой полосе  двухметрового обрыва. Оползень - не самое лучшее место для ночёвки, но пришлось "утрамбовываться" на узкой его полосе. Осенью, наверняка, и эта полосочка глинистой земли уйдёт в воду при осенних штормах...
Чтобы как-то убить время, пошёл погулять вдоль берега к огороженному забором военному вертолётному аэродрому "Приморский". Стоят эллинги - такие двухкомнатные номера с отдельным выходом и видом на берег моря. Жаль, не взял фотоаппарата - "картина маслом": крайние "апартаменты" эллингов, расположенных вдоль берега, заметены песком до самых дверей. Ступеньки, лежаки, накренённые зонтики - всё заметено песком с пляжа! Нам бы сегодня ещё километров пять надо было бы пройти вдоль берега - тут ветер хоть и такой же свирепый, но волны, показалось, не такие крутые и пляж не заливают. Была у меня такая цель, но отстающие байдарки не дали это сделать. Берег постепенно заворачивает к мысу Чауда, всё более защищая своим обрывом от северо-восточного ветра. Разведал завтрашний наш маршрут взглядом километров на десять - если ветер не стихнет, придётся идти вдоль берега со встречными волнами, но без ветра - дальше обрыв всё выше и выше. На берегу расположены несколько военных полигонов испытания вооружений, в том числе и полигон бомбометания - думаю, что у наших военных за год с небольшим руки ещё не дошли до восстановления и использования по назначению этих полигонов...
Возвращаясь, посидел в кафешке, понаблюдал, как ветер уносит чей-то большой плоский надувной матрац к мысу Ильи - если бы мы шли чётко по графику, то сегодня шестибальный ветер дул нам прямо в нос у этого мыса. Предположил, что волнение у мыса Ильи Пророка баллов пять. Опять повезло? - Слушать и слышать нутром надо Матушку Природу - тогда и походы будут заканчиваться удачно...
Толик с Лерой приготовили очень вкусный ужин. С надеждой на улучшение погоды и с радостью, что и сегодня у нас всё обошлось благополучно, легли спать на этой совсем неустойчивой полоске берега-оползня, но об этом я ни кому не рассказал - пусть спят спокойно. Не должен берег "поехать" - дождя ночью не будет... 
 
Выписка из «Вахтенного журнала БКК-2015»
8 августа. "Красная стрела"
Утром состоялся внезапный отход в то время, когда море немного успокоилось. Но не прошло и 2-3 часов, как ветер набрал прежнюю силу. Волна 3 балла. Гребли до полудня без обычных перерывов, лишь иногда дожидаясь отстающих. Позади остались Феодосия, Береговой. Практически прошли посёлок Приморский и вот на его окраине в местечке Песчаная балка состоялось наше "десантирование" на берег. Высоченная прибойная волна всё-таки кувыркнула три ульяновские байдарки. Но всё окончилось благополучно без потерь и травм. Кто-то сообщил о штормовом предупреждении до 10-11 августа, а может и дольше. Хотелось бы надеяться, что сможем двигаться и вопреки штормам. Остались ведь какие-то 170 км. Неужели не осилим?    

Егор Фурман
8 августа. День 15-й (36-й). Шторм. Поселок Приморский.
Время подъема с вечера Шестереным было назначено на 6 часов. Рано утром я с Димкой ни спеша готовил завтрак, как вдруг, выбравшийся из палатки адмирал, в 5.15 объявляет: «Подъем. Через 20 минут уходим!». Ветер действительно в это время несколько утих. Завтрак к этому времени мы практически уже приготовили, а вот вещи не собирали совсем, ни свои, ни общественные. Пришлось все делать в авральном режиме: кормить народ, мыть котлы, собирать и укладывать вещи. Короче, со стоянки мы ушли последними в 6.50. 
Долго ли, коротко ли, постепенно нагнали своих. Ульяновцы вышли с нами вместе. Относительное затишье длилось не долго. К 9 часам все вернулось на круги своя: сильный ветер, волна 3 балла. С Димкой мы намерено вырвались вперед. Косяк за ним был – вчера не купил порученный ему хлеб, а дежурство наше еще не закончено: 2 перекуса впереди. В общем, причалили мы у какого-то отеля. Черпанули при этом прибойной волны, но не много. Пока Диман бегал за хлебом, я все успел вычерпать. Черпанули еще пару волн, когда отходили, но не критично. Опять нагнали своих. Проходим поселок Приморский. Это крайний населенный пункт, после которого начинается безжизненный берег. У Шестерина на байде пять пустых пластиковых пятилитровок. - «Иваныч, нужно бы пресной воды набрать».  Забрали баклажки и, снова десантироваться. Володя Емелин тоже с нами причалил. Опять черпал воду, пока Димку ждал. Отошли на этот раз ни очень здорово, пришлось вычерпывать сидя в байдарке. 
Нагнали команду почти на окраине Приморского. Ветер и волна на пике. Время – полдень. Шестерин сворачивает к песчаному пляжу. Высоченная прибойная волна. «Золотая рыбка» адмирала неплохо пришвартовалась, но в конце её все равно хорошенько захлестнуло набежавшей волной. Мы с «Марусей» одновременно помчались к берегу, мешая друг другу. В итоге чуть не налетели на борт, подрезавшей нас «Марусе». Шестерин подсобил у берега, не дав нам развернуться боком к прибойной волне. Три экипажа ульяновцев все-таки кильнулись на высоченной волне, но все при высадке у берега. Так что всё для всех окончилось относительно благополучно. Место, где мы высадились, носит название «Песчаная балка». Это самый край поселка Приморский, дальше степь. 
Кто-то сообщил, что передали штормовое предупреждение до 10-11 числа. Теперь неизвестно, как надолго мы тут зависнем. Запасных дней у нас нет, если отстанем от графика, придется нагонять. Одно хорошо - здесь отменный песчаный пляж, отдыхающих совсем мало. Солнце жарит с прежней силой. Море зовет понырять в прибрежные волны. Вот вдалеке чей-то надувной матрац ветер кувыркает по волнам, унося в открытое море, так глядишь, и до Турции допархает. 
К вечеру погода изменилась мало. Может быть, чуть-чуть послабее стала волна, но для выхода все равно - высокая. Не знаю, может утром поймаем момент? А пока – ставим палатки. Мое дежурство закончилось, теперь, видимо, уже до конца похода.

Дневник экспедиции "Б.К.К.-2015" (группа г.Ульяновска и г.Димитровграда)
08.08.2015 (Сб) День 36
Ветер не стих. На море – волна. Встали на воду в 6:50. В 10:30 дошли до пос. Приморское, чтобы собраться все вместе. Глеб сильно отставал на «Мачо». Решили Татьяну Костенко пересадить с «Вектора» на «Мачо», а спортивная байдарка «Вектор» пойдет с одним капитаном. В 11:30 стартовали от пляжа пос. Приморское. Волна усилилась, ветер встречный. Шли совместно с тольяттинской группой, но с пос. Приморское тольяттинцы ушли на пол часа раньше. Через 1,5 часа хода по большой волне и встречному ветру (мы прошли еще 2 км) причалили к берегу в конце пос. Приморский (Песчаная балка), где остановились тольяттинцы, ушедшие вперед. При подходе к берегу 3 Ульяновских байдарки перевернулись: «Альбатрос», «Мачо», «Юнит». Перед этим в этом же месте у Тольяттинцев перевернулись две байдарки: «Голомянка» и адмиральская «Золотая рыбка».
Нельзя приставать на длинных прибойных волнах с гребнями (аналогичная ошибка была на Азове около Каменского закончившаяся переворотом двух байдарок тольяттинцев) необходимо было найти более или менее подветренный участок пляжа, или короткий прибой, чем рисковать.
На берегу нам сказали, что есть информация про штормовое предупреждение до 10 августа. Стоим на берегу, ждем погоды. Шторм 3,5 балла. Потери: у «Мачо» сорвало и утопило фартук, вещи по мелочам (очки, кружка, кепка) у Клавы Максимовой сегодня День Рождения. Она угощала нас вином, купленным в Коктебеле. Ночевали в недостроенной гостинице, без палаток.

09.08.2015г. День тридцать седьмой. Приморский - мыс Чауди. 26 км.
=Вечер=
Сегодня был, пожалуй, самый скучный день из всех предыдущих - ничего заслуживающего внимания, не произошло. Ночь спали под убаюкивающий монотонный шум волн, лишь иногда набегал особо грохочущий "99 вал", и тогда я просыпался, вылезал из палатки и осматривал берег. Самые крутые волны были где-то около часу ночи - одна из них даже дошла до стенки обрыва берега, на котором мы спали. Пару раз будил Фунтик своим поскуливанием - что-то его беспокоило, наверное, снилось, что тонет в байдарке. ;-)
Встали пораньше и вышли пораньше, помня, что под утро ветер стихает. Местные собаки, которые ещё вчера бегали по берегу, сегодня, видимо, весь день лежали в тенёчке, обожравшись нашей колбасой, предназначенной для перекусов - дежурные Колосов и Александровская расслабились, не уберегли провизию, за что получили общественное порицание. Идти по выгнутой дуге пляжа Феодосийского залива было тяжеловато - ветер и волны были встречные и мы шли со скоростью километра три в час - это даже медленнее, чем пешеход идёт. Экипаж "Щуки" несколько километров прошёлся по берегу, бурлача за собой байдарку. Особенно досталось Алексею Лебедю - на надувнушке, у которой парусность корпуса в полтора раза больше, чем у "Таймени", да ещё в одиночку грести против ветра... Выносливость у Лёши - дай бог каждому. Встретили девушку, задумавшую обойти Крым пешком по кромке побережья. Маленький рюкзачок за спиной, минимум снаряжения и питания - и так можно путешествовать и узнавать Крым. Шлёпанцы свои она берегла - пока берег песчаный, шла, одев их на руки. Показалось, что после встречи наши кругосветчики, которым уже осточертел этот поход, как-то приободрились - вот как надо переносить все тяготы и лишения дальнобойных походов.
Что ещё запомнилось? На отдыхе набрал на дачу целый пакет ракушек. Удивил Анатолий Колосов - ушёл далеко вперёд на своей "Касатке", не докричишься, и шёл без остановки более трёх часов. Как бы не был тяжёл путь, но перекусы для того и придуманы, чтобы восстанавливать силы. А продукты сегодня были у них, как у дежурных, в байдарке. Понимаю, что колбасу не уберегли, но перекус ведь не только из колбасы состоял. Сделал замечание, так он что-то в ответ недовольно пробурчал - я виноват, что они крепко спали ночью...
Цель - дойти до мыса Чауда, весь день была перед глазами. Постепенно, не без тяжкого труда, мы к этой цели и приблизились. При подходе к мысу, ещё раз внимательно почитал каждый миллиметр карты - на мысе берега, пригодного для ночлега, не просматривалось, на ходу стал высматривать место на берегу по маршруту. В это время экипаж "Магии", почувствовав скорый отдых, рванули по прямой на мыс. Хорошо быть дальнозорким - увидел прямо за домиком, стоящем на высоком берегу, какое-то подобие пляжа. До дальнего мыса Чауда остаётся где-то километра четыре. Между ближним и дальним мысом - бухта, но пляжей в ней нет на карте. 
- Идём на берег! - и махнул рукой в сторону обрыва. Показалось, наверное, но коллективный могучий вздох облегчения за спиной почувствовал всеми фибрами души. Громко крикнули экипажу "Магии" - ноль внимания. Идут себе на скорости "первыми" к мысу, о чём думают? Только у самого мыса оглянулись - оказалось, что они теперь последние к месту ночёвки подойдут. Солнце уже было у горизонта - тут рано и быстро темнеет, а дежурным надо ещё ужин приготовить. Вспомнилась поговорка: "Не лезь поперёд батьки в пекло". Теперь вот и Володя с Галей будут мной недовольны. Завтра посмотрим, где сегодня могли бы заночевать. А сегодня, пусть и берег - помойка, но дров полно и вода чистая. 
Искупались после трудового дня, поужинали у ярко горящего костра, от которого не хотелось уходить, но, завтра ещё более трудный день - предстоит обойти Опукский полигон, а это километров пятьдесят. Пошли по палаткам... 

Выписка из «Вахтенного журнала БКК-2015»
9 августа. "Касатка"
Закончили прохождение Феодосийского залива при сильном штормовом ветре. Почти дошли до мыса Чауда. На месте ночёвки очень много мусора.
Из чрезвычайных происшествий: утром пропало три палки колбасы. Виновным был назначен Фунтик. 

Егор Фурман
9 августа. День 16-й (37-й). В лучах солнца. Феодосийский залив.
Если какой-нибудь путник выбирает небесное светило в качестве ориентира без поправки на время, то через несколько часов пути он рискует оказаться совсем не там, где планировал. Однако наш сегодняшний «рабочий день» был исключением. 
Подъем прозвучал в 5 утра. Часов до 9 море относительно спокойно, потому и поднялись пораньше. Путь наш лежал прямо навстречу солнцу, отражающемуся в море. Плавный изгиб линии берега Феодосийского залива, скорость нашего движения и скорость движения солнца по небосводу способствовали тому, что мы почти 3 часа двигались строго навстречу солнцу. Населенные пункты остались за кормой, закончились и палаточные городки на песчаном берегу, перестали попадаться даже и редкие одинокие палатки. Конец цивилизации, что называется. Здесь начинается Керченский полуостров, его юго-западная сторона. Обрывистый берег метров 25-30 в высоту, представляет собой ровное плато, обрамляющее восточную часть Феодосийского залива. Берег грунтовый, сыпучий, с редкой растительностью, преимущественно сухой травой. Это мне напомнило картины детства – земляные отвалы бокситовых рудников среди Казахстанских степей. По ним я любил карабкаться в отсутствии настоящих скал. Береговая полоса под обрывами очень узкая и, складывается такое ощущение, что море постепенно отвоевывает здесь сушу. Волна высокая, но со вчерашней не сравнить. Постепенный изгиб линии берега к югу способствует уменьшению прибойной волны в этом месте. При восточном ветре наибольшие волны «бьют» по Феодосии. 
В 10 часов высадились на первый перекус. Дежурить продолжает экипаж «Касатки». Еще на завтраке Лера запаниковала, что ночью, скорее всего бродячие собаки, стащили три палки колбасы, потому перекус у нас получился несколько облегченным. Подшучивали над дежурным Толей Колосовым – мол, сам ночью спорол колбасу и свалил всё на Фунтика ?. До 11ч. Шестерин объявил отдых. Сюда же подтянулись и ульяновцы, вышедшие чуть позже нас. Отдыхать под палящим солнцем как-то у меня плохо получается, заснуть не могу толком, плюс сильный ветер несет по низу песок. Заметает как снег. Вся одежда в песке, уши. Если так целый день полежать  - один песчаный холмик останется ?. 
Пока все отдыхали, экипаж «Маруси»: Виктор и Илья Яэмурды и Виктор Битко решили поэкспериментировать: пробурлачить вдоль берега свою байдарку, выяснить, как при встречном ветре получается быстрее. Надо сказать, что за время отдыха ветер набрал приличную силу. Отряхнувшись от песка, Шестерин скомандовал «отход». Нехотя, все заняли свои места в байдарках, так как порядком устали грести против ветра, а тут он еще и усилился. Ульяновцы решили подождать лучшего часа для отплытия. Нас хватило на час работы. Сильнейший встречный ветер и очень низкий КПД. Порой, при порывах, гребли практически на месте. А если вздумал глотнуть воды или там, сесть поудобнее – сносит назад. Наша «Красная стрела» шла в авангарде. Увидев на берегу «Марусю», направились к ней. Совсем забыли про неё – далеко её все-таки пробурлачили. Остановились, не доходя до нее метров 100. Остальные причалили в метрах 150 , не доходя до нас. Эти 100-150 метров можно грести минут 10-15, так что лучше причалить там, где находишься. Место здесь нехорошее – узенькая полоса берега, вмещаются только байдарки (и то по диагонали), дальше высокий крутой сыпучий глинистый склон. Сам берег очень грязный, чего здесь только нет: пластиковые бутыли, канистры, целлофановые пакеты, рыбацкие сети... Ни похоже, что все это оставляют туристы, видимо само море выносит сюда в восточную часть залива весь мусор. Подошел Трофимыч: «Мы там такую девушку встретили, - идет, как и мы, вокруг Крыма, только пешком!» Подошли, познакомились. Сама из Питера, зовут Юля. Художница. Художники, они вообще ни от мира сего, порой, вот и отправляются в подобные авантюры. Но идет она навстречу нам – из Керчи, так что ее путешествие, можно сказать только началось.
Что же делать, если ветер не прекратится? Ночевать здесь почти невозможно – ночной прибой может добить до самых склонов, затопив байдарки и палатки. Да и вообще становится грустно,  думая о том, что из-за ветра не сможем завершить начатое больше месяц назад, грандиозное путешествие. Взяв в руки заостренный кол, решил я вспомнить детство. По сыпучим крутым склонам вскарабкался наверх. Степь да степь кругом. Впереди, совсем недалеко, похоже, войсковая часть, вышки которой заметны чуть ли не с Феодосии; погранзастава; пара каких-то разрушенных строений вдали и, пожалуй все. Виден и желанный мыс  Чауда, куда по плану должны дойти сегодня. Но он еще далеко, и есть большие сомнения, что при таком встречном ветре мы до него дойдем. Но вскарабкался я сюда не за этим. Здесь наверху ловит сотовая связь, потому связался с домом. Всех нас интересовал прогноз погоды в районе Керчи. Прогноз оказался неутешительным. Ближайшие три дня: северо-восточный ветер 8,2 – 7,7 м/с – для нас это встречный. И лишь 13-го, когда уже надо финишировать, должен смениться на попутный западный. Синоптики часто ошибаются, хотелось бы верить, что ошиблись и на этот раз. Хотя чайки, сидевшие на берегу, оптимизм не внушали – это к плохой погоде или шторму. 
Пока разговаривал по телефону, увидел как Шестерин вновь «повел в бой» флотилию. По-быстрому спустился – ничего, догоним. 16.00 - проходим мимо вышек войсковой части. Ветер дует достаточно сильный, но уже ни такой как был. По мере изгиба линии берега, слегка менялось и направление ветра. Гребем уже три часа – мыс Чауда перед нами, но так он медленно приближается… Уставшие, оголодавшие остановились на второй перекус. Берег здесь еще ужасней – сплошь устелен слоем мусора. Эх, человек! ?
Ветер стих до минимума – здесь изгиб берега закрывает от ветра с двух сторон. Гребем уже на автомате. Вот, наконец, в 19 часов пришвартовываемся к берегу. До мыса Чауда мы не дошли немного, километра 4. Но решили встать именно здесь в затишке, ибо кто знает, есть ли возможность встать на самом мысе? Берег здесь также весь в мусоре и полным полно пустых раковин. Немного прибравшись, ставим палатки. 40 минут спустя подошли и ульяновцы. А в 19.53 солнце скрылось на противоположном берегу за Феодосией. Рановато, конечно, для лета. Заступившие дежурить Леня Малыгин и Ольга Черноусова уже в сумерках накормили супом. Завтра опять ранний подъем. Пройти, по расчетам Шестерина, нужно будет приблизительно 50 километров. Сегодня прошли только 30, но я чертовски устал, как ни в какой другой день ранее. Сегодня весь день шли по Феодосийскому заливу, завтра же, после прохода мыса Чауда, выходим в море, открытое всем ветрам. Денек обещает быть еще тот!

Дневник экспедиции "Б.К.К.-2015" (группа г.Ульяновска и г.Димитровграда)
09.08.2015 (Вс) День 37
Глеб с байдаркой «Мачо» вынужден сняться с маршрута, так как одному грести по встречному ветру и сильной волне тяжело, отсутствие фартука также не давало возможности идти дальше, к тому же он не до конца выздоровел. Встали на воду в 7:10. Тольяттинская группа вышла в море на час раньше. Волна небольшая, но ветер с каждой минутой становился все сильнее. К 9утра он был такой силы что вырывал весла из рук. Без остановки за 3,5 часа две байдарки дошли до пляжа у пос. Южное, где стояла Тольяттинская группа.
Стали дожидаться оставшиеся три байдарки. Через час до места стоянки дошла «Вектор», они сообщили, что при старте перевернулись, а 2 байдарки, «Юнит» и «Дельфин» устали бороться с встречным ветром, ведут байдарки вдоль берега на чалках. К15 часам собрались все байдарки. После перекуса в 16:20 встали опять на воду. Волна совсем успокоилась, ветер слабый. Вдоль берега по Феодосийскому заливу достигли пика мыса Чауда, где на пляже (условно названном нами мусорном), совместно с тольяттинцами встали на ночевку в 20:00. Много дров (топляк). Ремонтировали байдарку Юнит (на три части разломился центральный шпангоут).

10.08.2015г. День тридцать восьмой. Мыс Чауди - озеро Качик. 11 км.
=Вечер=
Сегодня был не совсем, чтобы трудный, но день принятия ответственных решений. Хотя, если начать вспоминать предыдущие дни, почти все они для меня - "дни принятия ответственных решений". Встали очень рано, солнце уже светило, но было за крутым берегом и поэтому в лагере был практически утренний сумрак. Позавтракали пшеничной кашей, запили крепким чаем. На море - полный штиль, но штиль этот был "местным" - высоченный берег защищал нас от ветра и волнения. Обошли первый мысок - на нём возможности стать на ночёвку не было никакой, вгляделся в берега бухты до мыса Чауди - нет тут мест для ночёвки! Хорошо, что вчера вечером не попёрлись за Емелиным - кирдык был бы нам полный...
Позвонил погранцам. Не с первой попытки, но услышал отзыв. Доложил, что ночевали у мыса Чауди, стартовали на мыс Опук, но всё зависит от погоды. - А у вас с военными нет связи? - поинтересовался пограничник. А с кем связь держать? Военных много. Пограничник предупредил, что полигон Опук закрыт до 14 августа - учения у них тут начались. Опачки!  Сюрприз! Т.е. почти стопроцентная гарантия, что нас не пропустят по воде. А выехать со всем скарбом отсюда невозможно. Собрал флотилию в круг. Огласил новость. Кто-то предложил возвратиться назад, кто-то застыл в трансе. Приплыли! Решил - идём дальше! 
В восемь часов зашли за мыс Чауди, и вот она - знакомая картина: большая волна и сильный порывистый ветер в лицо заставили напрячь все силы. Медленно продвигаясь мимо высокого обрывистого берега с нагромождением каменных плит у кромки воды, дошли до песчаного пляжа и выбросились на пологий песчаный берег. Связался с Андреем Каштановым. Предупредил, что до обговорённого села Яковенково дойти не сможем из-за волнения. Договорились, что через час созвонимся и примем решение. Лежать и ждать у моря погоды - не для меня. Пошёл в разведку. Залез на высокий обрыв и по асфальтовой узкой дороге от маяка прошёлся до развалин какого-то бывшего военного объекта, прикидывая в голове варианты продолжения похода. Вдали, у самого горизонта, чётким силуэтом выделялся военный корабль - охраняет, вероятно, полигон с моря. Чёрт! Почему нам не везёт с погодой? - пошли бы дальше вдоль кромки берега, авось военные и не увидят в свои бинокли такую маленькую флотилию. Судя по разрушенным объектам - полигон тут давно потерял своё стратегическое значение и не скоро ещё его восстановят наши военные. Прикинул - лучшее место для ночёвки и эвакуации расположено на перешейке между высохшим озером и морем. Дорога рядом, вдали вроде видны жилые постройки - сходим за продуктами, ножки разомнём... 
Спустились вместе с друзьями - ещё трое из наших не остались валяться на берегу, к месту дислокации. Созвал совет капитанов и озвучил свои мысли, что у нас есть три варианта действий в связи с закрытием Опукского военного полигона:
- возвратиться в Феодосию и оттуда уехать в Керчь;
- попробовать пройти полигон, договариваясь каждый раз с военными, если такие встречи произойдут;
- нанять машины (бюджет нам позволял это сделать) и объехать полигон.
Обсудили. Решили: если удастся Андрею найти машины в Керчи, то мы, сохраняя своё реноме - форсмажорные обстоятельства не мы придумали, объедем полигон и не выбьемся из графика...
Попробовал поспать на жаре под грохот волн - получилось плохо. Пошёл опять погулять по побережью. Ничего примечательного: камни, песок, мусор. На одном из мысиков валяются разрушенные бетонные конструкции какого-то небольшого бывшего сооружения - расширяется незаметно для человека Чёрное море, размывая берега. Заметил на песке чьи то мелкие следы, пошёл по ним и... увидел между двумя каменными плитами, стоящими вертикально в песке, маленького ёжика - спал он, уставший от ночной жизни, в холодке и чуть подёргивал носиком. Показалось, что я даже услышал его ритмичное посапывание. Поулыбался. Жаль, что НН не увидит это чудо. Релакс в такие минуты наступает мгновенно. Будить ёжика не стал - пошёл дальше. Если сегодня-завтра не объедем полигон (у нас в запасе есть один день), то будем ждать, когда Андрей договорится с машинами. В зависимости от дня переезда буду выбирать место, где мы скинем байдарки в море - можно ведь и до порта Крым доехать на машинах. Поднялся опять на обрыв - ноги заболели, совсем разучился ходить, и в голове "тюкает"...
Спустился к своим. Волны шарашили уже не так остервенело. Посмеялись над Фунтиком -  вытянулся в тенёчке под байдаркой прямо у самой кромки воды - некоторые волны его чуть не касались. Кто спал, кто сидел, кто ходил - все были в ожидании. В какой-то момент увидел, что волны утихают. Объявил отход. По волнам с редкими уже барашками дошли до пляжа и высадились на берег. Всё! Сегодня грести никуда не надо! Все в сборе. Созвонился ещё раз с Андреем - проблема с машинами вроде как бы решается. Завтра с утра обещают приехать на четырёх машинах!
Отдохнули слегка и пошли с дежурными по пляжу к "Жигулям", стоящим в двух километрах на берегу - поможет "земляк" найти нам продуктовый магазин, не зря же он "Ладу" нашу купил. Уговаривали Рифката недолго - позвал он малых детей своих, плавающих  в море, усадил в машину. Наше предложение, что мы хорошо заплатим, мужик воспринял с обидой, мол, привыкли за всё платить, - помогать надо безвозмездно. Валентин Александрович и Анатолий Андреевич съездили с ним в некое подобие воинской части, встретили там добрых людей, которые поделились продуктами и водой. Соколов взял номер сотового телефона у водителя, имевшего в собственности машину дальномер - если не приедет завтра Андрей, позвоним ему и, по крайней мере до шоссе, выедем из этой закрытой территории полигона. Запасной вариант надо всегда иметь.
Поужинали плотно. Посидели у костра. Попели. Море, блин, совсем успокоилось - полный штиль! Недалеко от берега дельфин выписывает круги, ужиная... 

Выписка из «Вахтенного журнала БКК-2015»
10 августа. Экипаж «Катран»
Приняли дежурство от экипажа байдарки "Касатка". Продукты закупили в Ближних Камышах, все продукты были закуплены в магазине, овощи на лотках, в уложенную сумму уложились. 
Ужин: суп грибной с макаронами, к чаю - сушки и конфеты. Завтрак: каша пшеничная с маслом сливочным. Перекус 1: колбаса, хлеб, помидоры. Перекус 2: салат с кириешками. Все остались довольны.
Из чрезвычайных происшествий - был сильный шторм и высокая волна, мы сразу не могли подойти к берегу, байдарка наклонилась и Ольга упала в воду, всё обошлось.

Выписка из «Вахтенного журнала БКК-2015»
10 августа. Капитан "Голомянки" Соколов
Приняли дежурство от экипажа "Катран" именно 10 августа. Впервые за весь поход дежурство приняли без закупки продуктов, т.к. усилившееся волнение на воде не позволило добраться до населённого пункта где был бы магазин или рынок.
Прошли около четырёх километров до довольно внушительных размеров строений, которые были приняты за санаторные корпуса и где мы надеялись пополнить запасы и главное воды. Строения оказались покинутыми людьми технические и служебные помещения бывшей ещё в советское время воинской части. 
На пляже переговорили с приехавшим на "Жигулях" и привёзшим искупаться и отдохнуть троих детей заботливым отцом и отличным человеком Рифкатом - офицером пограничником, местным жителем, отлично знакомым с ситуацией в данной местности. Он довёз нас до расположения военнослужащих, занимающих отдельно стоящую пятиэтажку. Всех проживающих в ней снабжают привозной пресной водой. Люди оказались очень отзывчивы и понимающими наши проблемы. Рассказали, что до ближайшего магазина 33 км. Поделились с нами продуктами: хлеб, лук, чеснок, крупа, круасаны и 40 литров воды. Большая им всем благодарность, особенно организовавшему всё это Дмитрию Сапогову (звания и должность не знаем - не представлялся). Визит к военным позволил нам приготовить ужин и завтрак на всю команду, истратив из своих запасов только 8 банок тушёнки. Обратно до нашей стоянки нас довёз на машине всё тот же Рифкат. В разговорах с военными говорили и про восстанавливаемые сейчас дороги, и про то, как было всё здорово раньше (что было развалено за последние 23 года), и что когда всё восстановится - насытят техникой пустующие сейчас здания, вернут на службу сокращённых из армии. Воинская часть вернёт утерянное, но нас сюда уже скорее всего не пустят. Т.е. нет худа без добра. 
 
Егор Фурман
10 августа. День 17-й (38-й). Полигон «Опук».
Подъем снова был ранним – в 5 часов. Прикрытые крутыми берегами с двух сторон, стартанули в 6 часов практически при штиле. Через 40 минут пути достигли мыса Чауда, увенчанного маяком. Здесь адмирал велел собраться всем в кучу, в том числе шедшим вслед за нами ульяновцам. Шестерин сообщил принеприятнейшее известие: «Полигон «Опук» закрыт для похождения до 14-го числа!». Вот так. С нашими планами это точно никак ни клеится. Зашли за мыс Чауда. Здесь, как и ожидалось, резкая смена картины: сильнейший встречный ветер и высокие волны. Когда я говорю о высоких волнах, то имею в виду критическую высоту волн для движения байдарки, сами по себе волны в 3 балла может и не такие уж высокие. Пройдя от мыса еще 3-4 километра, высадились на песчаный берег, конечно, нахлебавшись прибойных волн. Но на этот раз все прошло благополучно без переворотов. 
Согласно топографической карте, здесь над мысом проходит автомобильная дорога. Шестерин взобрался на высокий берег. Следом забрались еще несколько человек, я в том числе. Взору открылась ровная степь до горизонта. Вдали возвышается мыс Опук. Дорога оказалась асфальтированной,  но узкой – на одну машину. Видимо, военная – асфальт уложен на плиты. Вдоль дороги тянется линия электропередачи. Пока рассуждали, что будем делать дальше, вернулся Шестерин. Сказал, что дорога спускается к косе между морем и высохшим озером, где нас могут подобрать, если что. А еще вдали виден военный корабль, по всей видимости, охраняет акваторию полигона, либо просто участвует в учениях. Спустились вниз к байдаркам. Шестерин собрал капитанов и озвучил приблизительный план действий. Нам следует пройти еще километра 3 до косы, чтобы подойти вплотную к дороге. Андрей Каштанов должен похлопотать о транспорте для байдарок и людей. Конечно лучше бы, чтобы был длинномер. Очень бы не хотелось разбирать, потом снова собирать байдарки. В планах – объехать на машинах запретную территорию, и снова продолжить движение на веслах. Да, план хороший, теперь все зависит от Андрея. Иных вариантов теперь у нас практически нет. Разве если только вернуться в Феодосию, чего бы очень не хотелось.
Пока стояли обсуждали, чувствую что-то ползет по ноге. Даже вскрикнул от неожиданности. Сколопендра сантиметров 12 длиной. Быстро смахнул ее. Пока что таких тварей только в книжке и видел. Сразу вспомнил, как накануне отъезда прочитал об опасной фауне Крыма. Как раз в этих местах в районе Опука встречается каракурт, а в Керченском проливе можно уколоться об ядовитые шипы морского дракончика, не стоит забывать и о ядовитых змеях. Короче, одевая утром обувь, будь внимателен, застегивай палатку от непрошенных гостей, смотри куда ступаешь. Но об этом весь поход никто не думал, тут ведь ни тропики, и хорошо, что всё обошлось без всяких ЧП.
Солнце, прибой, песчаный пляж. Загораем. Тупо ждем звонка от Андрея. Перекусили слегка, следующий легкий перекус ближе к вечеру. А вот что будет дальше? Дежурные продукты не закупали. Воды у нас впритык. Чем думали дежурные? Идем, можно сказать, по пустыне и продуктов, и воды в обрез. Конечно, к вечеру планировалось сегодня прийти в поселок, но всё ведь в дороге может произойти, оно и произошло. А если у Каштанова с транспортом ничего не выйдет? Ульяновцы молодцы – закупились не все оставшиеся дни. Ладно, черт с ней, с едой, а вот о воде нужно было позаботиться в первую очередь.
Только я было задремал под тентом от палатки (под солнцем спать вообще невозможно), слышу голос Шестерина: «Пятиминутная готовность!». Что-то «везет» мне на такие адмиральские неожиданности, вечно врасплох меня застают ?. Ветер, действительно, поутих немного. В 14.25 не без труда отчалили, зачерпнули конечно. Прошли в течение часа еще километра 3-4 и достигли песчаной косы, отделяющей высохшее озеро Качик от  моря. Здесь и причалили. Шестерин связался с Каштановым – машины, по всей видимости, будут только завтра. Хорошо еще что тут связь есть, правда нестабильная. Прямо по косе проходит автодорога – метрах в 40 от берега.  Разбили лагерь. Вокруг видны различные строения, видимо, военного назначения. Огорожены колючей проволокой, но, похоже, в них давно никого нет.
Некоторые наши отправились на разведку. Встретили какого-то мужика, отдыхавшего тут с детьми, оказался военным. Обещал съездить на маяк, привезти нам воду. К чести офицера, обещание сдержал. Только съездили они вместе с Валентином Санычем и не на маяк, а в военный городок. Помимо воды подкинули нам даже кое-что из продуктов. Пляж здесь отличный, не то что вчера - весь в мусоре. Часам к шести и море успокоилось… когда и не обязательно ?. Во время ужина в сумерках возле нашего пляжа то и дело маячил дельфин, видимо косяк рыб сюда зашел. Спать сегодня ложимся рано, завтрашний день будет ни совсем обычный.

Дневник экспедиции "Б.К.К.-2015" (группа г.Ульяновска и г.Димитровграда)
10.08.2015 (Пн) День 38
В бухте на мысе – штиль. Встали на воду в 6:20. Только обогнули пик мыса, встречаем сильный ветер в бок и большую волну. Преодолевая волну, и, то встречный, то боковой ветер за 1,5 часа прошли мыс Чауда и затем 2 небольшие бухточки и вышли на берег вместе с тольяттинцами. При связи с пограничниками (Н.Шестерин) получили информацию о запрете прохождения вдоль берега (запретная военная зона (полигон) и учения до 14 августа). Приняли решение сделать переброс запрещенного участка на транспорте. С помощью А.Н. Каштанова договорились на счет транспорта на утро 11 августа. С 15:20 до 17:00 сделали еще переход до места, где дорога подходит ближе всего к берегу, (оказалось, что мы уже находимся на территории полигона) там поставили лагерь двумя командами. Готовимся к завтрашней транспортировке – переброске. Место ночевки – возле засохшего озера Качик.
Мыс Чауди - объезд полигона Опук - гор. пляж Аршинцево - Керчь

11.08.2015г. День тридцать девятый. Озеро Качик - гор. пляж Аршинцево. 
Объезд на автомашинах 99 км.
=22.00=
Проснулись с надеждой, что сегодня у нас всё получится. Всегда напрягает обстоятельство, когда что-то в походе зависит не от меня - сколько уже было за 17 лет таких напрягов. Вчера при встрече с водителем "Жигулей", посетили памятное место - большой камень с установленной на нём табличкой в память о бывших деревнях, а вернее об аулах, живших тут до 1948 года крымских татар, один из них носил название Дюрмен. Вот так, совершенно случайно, иногда сталкиваешься в походах с памятниками истории Российской. Страшное переселение целого народа крымского сразу после Великой Отечественной осталось тут на земле Крыма памятниками-руинами бывших поселений. Даже переименования этих поселений с татарского на русский не смогли остановить их исчезновения...
Позавтракали. Созвонились с Андреем, ещё раз уточнили наше место нахождения - оказалось, что придётся машинам ехать по степным дорогам и заезжать в огороженную колючей проволокой территорию военного полигона. Перенесли байдарки и походный скарб на дорогу и стали ждать машины. Долго ли, коротко ли ждали - вот они, родные, едут по асфальту от маяка с горочки к нам!
Погрузка была без суеты. Подложили под байдарки спальные коврики, плотно уложили в два ряда на бок байдарки, сверху - две, не уместившиеся, привязали. Сели в микроавтобусы. Мы с Наташей сели в фуру с байдарками. На КПП у Чаудинского маяка проблем с открытием ворот не возникло - вышел из обшарпанного домика мужик в непонятной форме, снял замок и распахнул, висящие на проволоках вкривь и вкось, створки ворот. Поехали вдоль колючки, огораживающей полигон. Дорога степная, наезженная. В двух местах наша фура проехала через балки не без труда, задев мостом бугры на дороге. В случае дождя тут не проехать. Всё переживал за байдарки, пока мы не доехали до шоссе. По шоссе полетели без переживаний, а зря! Микроавтобусы и "Лада-Ларгус" Андрея нас обогнали ещё до шоссе, поэтому, как выдёргивал встречный ветер коврики из под байдарок и выбрасывал их на обочину шоссе, некому было видеть. В результате перевозки несколько ковриков недосчитались.
Приехали на пляж Камыш-Бурунской косы - это место нам порекомендовали местные власти. Расположились палатками у брошенного одиноко стоящего лодочного гаража без ворот. Съездили с Андреем в село Приозёрное, закупили продукты. И тут я лоханулся - поверил обещанию администрации снабдить нас водой. Нужно было всего-то купить пять канистр воды в магазине. В результате дежурство было ненормальным - оставили народ без вечернего чая. Запас пресной воды в Крыму нужно иметь всегда!
Накупались. Погуляли по пляжу - недалеко конечная остановка автобусов, памятник и братская могила Керченскому десанту. Сюда приезжают жители Керчи отдыхать и купаться. К ночи все разъехались. Спать с Наташей решили лечь пораньше - завтра рано вставать дежурить. Из лагеря ульяновцев звучит хриплый голос Владимира Ивановича: 
А у дельфина взрезано брюхо винтом.
Выстрела в спину не ожидает никто.
На батарее нету снарядов уже.
Надо быстрее на вираже.
Парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь...

Даже в дозоре можешь не встретить врага.
Это не горе, если болит нога.
Петли дверные многим скрипят, многим поют:
- Кто вы такие? Вас здесь не ждут!
Но парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь...

Многие лета - тем, кто поет во сне.
Все части света могут лежать на дне,
Все континенты могут гореть в огне,
Только все это не по мне.
Но парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь...
Голос у Владимира Ивановича похож на голос Владимира Семёновича... 

Выписка из «Вахтенного журнала БКК-2015»
11 августа. Керчь. Н.Степанова
День сегодня перенасыщен событиями. С утра ждали машины - переехать полигон. Потом - погрузка, переезд, разгрузка, размещение в районе городского пляжа. С Андреем Каштановым съездили в магазин за продуктами в село Приозёрное, а потом в Керчь за огурцами и помидорами - их нам подарила администрация Керчи. Она же - администрация - пообещала привезти питьевую воду, но обещание так и осталось обещанием. В результате ужин был без чая (только щи), а вместо завтрака - перекус. И только в 17 часов, купив в Керчи воду, мы накормили команду 100% завтраком - макароны с тушёнкой, печенье, сушки, сгущёнка, чай и всё такое. Дежурство с огромным удовольствием передали экипажу "Щуки".

Егор Фурман
11 августа. День 18-й (39-й). Передислокация. Коса Камыш-Бурунская.
Проснулся в 5.30. В это время уже совсем светло. Восточный ветер трепал незафиксированные полы палатки. А ведь с вечера мелькнула надежда, что ветер, наконец, утихомирится. Почти никто уже не спал. Дежурные занимались завтраком, иные умывались, самые ранние птахи уже набивали рюкзаки и снимали палатки. К 8 часам все вещи и байдарки  были перенесены на обочину дороги. Наше место тут же занял невесть откуда взявшийся рыбак, подъехавший на «Шеви-Ниве». Парень объяснил, что место, где мы находимся – закрытая территория. Сплошь до мыса Опук – территория воинских частей. Украинцы отсюда ушли, а россияне только начинают прибывать, обустраиваться, потому особо бдительно ничего не охраняется и попасть сюда можно через дыру в заборе, а не через войсковые КПП. В 10 часов со стороны Чаудинского маяка подъехали: грузовая фура с открытым полуприцепом, два микроавтобуса, во главе колонны – «Ларгус» Андрея Каштанова. Байдарки уложили боком одна к другой в два ряда. Две не вмещавшихся положили поверх остальных. Все вещи также разместили в кузове. Сидячих мест в автобусах хватило на всех. Выехав через ворота у маяка, больше часа ехали по грунтовке. Километров 15 тянулась колючая проволока – солидный полигон. То и дело глядел наморщившись на, прыгающую впереди по кочкам, фуру с байдарками. Как там доедет моя новенькая «Стрела» под, пляшущей по ней, «Золотой рыбкой»? Наконец, выбрались на трассу Керчь-Феодосия. Во многих местах дорогу ремонтируют, полно транспорта, но хорошо хоть пробок нет. 45 километров ехали по трассе, не доезжая Керчи свернули в сторону поселка Приозерное. В поселке забежали в магазин. Видок у нас всех конечно после 37 дней похода еще тот. Продавцы наверное думали, что у них сейчас все дешевое вино в ход пойдет, а мы – кто йогурт, кто кефир, кто мороженное, минералку, арбузы и т.п. Цены нам здесь показались очень даже приемлемыми. Хоть и дороже чем дома, но, по сравнению с курортами южного Крыма, разница существенная.
         Высадились мы у основания Камыш-Бурунской косы. По сути это уже южная оконечность Керчи. Здесь тянутся песчаные пляжи, где отдыхают керчане и приезжие. Черное море здесь уже не совсем Черное – это Керченский пролив. Ровно напротив нас Тамань (Краснодарский край) – видна невооруженным глазом. Суда курсируют одно за другим в одну и другую стороны. Море на удивление очень спокойное. Вот ведь, когда не надо ?. Жара и духота. Пока разгружали фуру, как в баню сходили. Хорошо море под боком, всегда можно охладиться в любой момент. Все вещи и байды покрылись слоем дорожной пыли. Каждый с волнением рассматривает свою байдарку на предмет поломок. Все вроде обошлось без серьезных повреждений. У меня в одном месте все-таки надорвался фартук, и отвалилась левая педаль, державшаяся на «честном слове». Решил ее не ремонтировать. Два дня осталось, и так дойдем. Расставили палатки прямо на пляже под вопросительные взгляды отдыхающих. 
Время – 15 часов, тягомотный этап передислокации, слава Богу, позади. Приезжал представитель администрации Керчи с фоторепортером, поздравил, обещал на завтра встречу с мэром. Поиграли в пляжный волейбольчик. Даже не знал, что ульяновцы мяч с собой возят. Чайки сидят на воде, обещая хорошую погоду. Жаль, конечно, что около 70 километров остались нами не пройдены: Опукский природный заповедник, Скалы-Корабли… После подобного остается в душе осадок чего-то недоделанного, незавершенного. Не знаю как у других, но у меня такие ощущения. Слабое утешение то, что в данном случае вины нашей нет. Тут уж мы ничего не могли поделать. Договариваться с министерством обороны - ни наш уровень. 
Ужинали уже в темноте. Адмирал заступил на дежурство. Остались правда без привычного чая, с обещанной водой как-то нас прокатили сегодня. Небо непривычно нахмурилось. Уже ни очень далеко сверкают молнии. Может обойдет стороной?

Дневник экспедиции "Б.К.К.-2015" (группа г.Ульяновска и г.Димитровграда)
11.08.2015 (Вт) День 39
В 10 утра на берег за обеими командами пришли 1 КАМАЗ и 2 пассажирских микроавтобуса, а также А.Н. Каштанов. Загрузили в КАМАЗ в неразобранном виде байдарки и вещи и отправились в сторону Керчи. Проблемы с КПП решал А.Н. Каштанов. В 14:15 нас доставили на дикий пляж Камыш-Бурунской косы недалеко от п. Челядиново, выделенный нам администрацией г. Керчь. Разгрузились, поставили лагерь.
Приезжал представитель администрации и корреспондент. Нам привезли продукты: огурцы, помидоры, капусту. На 12 августа запланировали в 11:00 встречу с мэром г. Керчь и экскурсионную программу. Нам осталось пройти до завершения проекта 37 км. К вечеру небо затянуло облаками, небольшой дождь. Ветер слабый.

12.08.2015г. День сороковой. Аршинцево - Керчь. 20 км.
=13.00=
Вчера объехали стокилометровым маршрутом не только полигон, но "прихватили" часть черноморского берега уже вне полигона - водители категорически настояли не ехать в Яковенково из-за плохих дорог. Вдоль берега нам до запланированного Яковенково оставалось пройти 35 километров. Учитывая, что к вечеру десятого августа волнение утихло до штиля, мы бы прошли эти километры, если бы не запрет военных, но - это был бы уже другой поход. 
А сегодня мы вновь на воде, до окончания похода остаётся два дня, настроение замечательное, но - не расслабляться! Жаль только, что 65 километров берега, который мы объехали, остались для нас не просмотренными: военные разрушенные объекты на берегу, мыс Опук, Опукский природный заповедник (посреди которого на картах обозначена позиция ЗРК С-300), мыс Такиль, от которого начинается Керченский пролив...
Сегодня подъём был в шесть часов. Воды нам так и не подвезли, поэтому на завтрак был сухой перекус. Заморили червячка и стартовали в 7.15 без понуканий - народ вчера отдохнул от работы вёслами и хотелось уже поскорее придти в Керчь. Прошли вдоль Камыш-Бурунской косы и взяли курс на мыс, где расположена старинная крепость Керчь. При лёгком волнении шли весело и не растягивались. На мысе Ак-Бурун ещё раз созвонился с Андреем, уточнил место встречи с мэром Керчи. Договорились встретиться на водной станции города. 
Подошли всей флотилией, но выйти на причал, стоящий на сваях, не позволила волна. Встали в некое подобие шеренги, держась за соседние байдарки, поприветствовались со стоящими на пристани. Мэр города-героя Керчь Сергей Писарев произнёс краткое приветствие и объявил, что за мужество  первопрохождения маршрута на байдарках, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, награждает всех участников путешествия почётной медалью. И вручил пакет с медалями Андрею Каштанову, который, изловчившись на привязанных к причалу покрышках, передал награды Владимиру Ивановичу, подошедшему на пляшущих волнах к стенке. Долго оставаться в замкнутом для байдарок, но совершенно свободным для волн пространстве мы не могли. Поблагодарив мэра, вышли из искусственной бухточки и пошли вдоль берега искать пляж для высадки. С Андреем Каштановым попрощались по телефону, пожелав ему с супругой хорошей дороги домой - работа ими была проведена колоссальная. И Крым весь посмотрели, и нам помогли ощутимо!
Ещё задолго до этого дня мы договорились с корреспондентом местного сайта KERCHNET TV Алёной Свистельниковой о встрече в Керчи, созванивались и накануне. На переходе через бухту созвонились ещё раз и договорились уже о времени встречи на берегу. Симпатичная энергичная Алёна с двумя спутниками подъехали чётко к нашему приходу. Дал интервью. Уговорили Алёну прокатиться на байдарке с Владимиром Ивановичем. Всё снималось на камеру. Хороший должен получится репортаж (завершающий!) о нашем промежуточном финише в Керчи. Сейчас идём гулять по городу - место, где мы высадились на пляж, находится у посёлка имени Войкова...
Затарились под завязку питьевой водой. Купили несколько крымских сувениров, по три литра самодельного вкусного вина - домашних угостить. Куда-то ехать, что-то смотреть совсем не хочется - впечатлений от похода накопилось тоже "под завязку"... 
=22.00= Встали на ночёвку за мысом Карантинный на узкой полоске небольшого пляжа, которого едва хватило на всю флотилию. Накормили полноценным "завтраком" команду. Потом были объявлены гуляния по городу до вечера. Сходил к Владимиру Ивановичу на противоположный край лагеря, забрал наши медали и предложил завтра, имея ввиду опасность перехода через пролив, идти компактной флотилией до порта Крым, потом, в зависимости от состояния погоды, перейдём пролив. Он согласился. За ужином предупредил наших о завтрашнем опасном переходе. 
- Держаться надо будет "кучкой", идти рядом не растягиваясь, подстраховывая друг друга. Все поняли, как пойдём? 
- Все всё поняли. 
- Замечательно! 
Хоть последний день вместе не торопясь "прогуляемся" через пролив.
После ужина мы с Толиком снарядили свои байдарки, пригласили наших замечательных матросок Наташу и Леру покататься, и около двух часов при полном штиле катались между больших красивых камней в бухте, фотографировались, пили вкусное крымское вино и делились впечатлениями от прожитых дней похода-экспедиции. К палаткам подошли уже в сумерках. Завтра - последние переходы и финиш. Пожелайте нам хорошей погоды, всё остальное мы сделаем сами!..

Сергей Писарев поприветствовал участников экспедиции «Большая Крымская кругосветка – 2015»
12.08.2015
Встреча прошла на водной станции. 14 байдарок, на которых путешествовали участники экспедиции, причалили к пирсу. Глава администрации города поприветствовал гостей, поинтересовался их настроением и вручил памятные знаки.
Участники экспедиции поблагодарили Сергея Писарева за внимание, гостеприимство и дорогой сердцу сувенир, который будет напоминать им о городе с богатой историей и героическим прошлым.
1100 км прошли 28 энтузиастов из Ульяновска, Тольятти и Димитровграда вдоль крымского берега, побывали в удивительных живописных уголках полуострова. Керчь – завершающий этап их 40-дневного путешествия. Участники экспедиции познакомились с крымскими достопримечательностями, пообщались с жителями полуострова, смогли воочию увидеть и оценить красоту и уникальность здешних мест. Своими впечатлениями они обязательно поделятся с земляками, а крымская земля, в том числе  и Керчь, всегда рады гостям.
[url]http://kerch.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/311611.htm[/url]

Егор Фурман
12 августа. День 19-й (40-й). Керчь.
Все последние дни утреннее море было спокойнее вечернего, но сегодня все наоборот: вчерашний вечерний штиль сменился утренними двумя баллами. Короче, идти можно. В 7.15 покинули косу Камыш-Бурунскую, а в 8 часов уже проходили Аршинцево – район Керчи. Зайдя за мыс Ак-Бурун, нашему взору открылась Керченская бухта. Основная часть Керчи расположена вокруг этой бухты. Дошли до водной станции, здесь нас встречал глава администрации Сергей Писарев, а также представители местной прессы, фотокоры. Приятно, конечно, почетно. Но на море такая болтанка, а водная станция по сути - открытая, ничем не защищенная от волн площадка, в окружении зрительских трибун на сваях. Нормально пообщаться не удалось. Построились было борт к борту все 14 байдарок, но не продержались и 3 минут – волной нас разворачивает на 90 градусов. В общем, решили идти до пляжа Сморжевского, что на противоположном берегу бухты. В 11 часов высаживаемся на пляже под прицелом камеры оператора местного ТВ. Сергей Писарев вручил каждому участнику памятные медали «70 лет Победы. Город-герой Керчь» (их специально выпустили к юбилею Победы для ветеранов Керчи). Пообщавшись с журналистами, Шестерин объявил свободное время до 14 часов.
Уломал Димку съездить со мной в крепость Ени-Кале. Долго прождали маршрутку, затем еще долго топали пешком. Времени на осмотр оставалось минут 10-15. Турецкая крепость Ени-Кале начала XVIII века расположена на берегу моря на северной окраине города. Хорошо сохранился полубастион с башенками с прибрежной стороны. Только его и успели рассмотреть. Северные ворота крепости, фрагменты крепостных стен на склоне горы осмотреть уже не успевали. Время неумолимо поджимало. Пришлось даже назад поймать попутку. 
Время  еще оставалось по-быстрому пообедать в ближайшем к месту нашей стоянки кафе «Апельсин».  Зашли внутрь, здесь себе мирно потягивал пиво адмирал. Стало быть, время еще позволяет поесть спокойно. Окрошка, чебуреки – достойная замена походным обеденным перекусам. Шестерин решил остаться сегодня в Керчи, только сменить место дислокации. В течении 15 минут это было сделано. Просто обогнули мыс Карантинный и причалили на небольшом пляже в районе древнего городища Мирмекий. Людей здесь почти не было. В бухте, метрах в 100 от берега торчат невысокие скалы необычной формы. Особо интересна одна из них, носящая название Бегемот, образующая арки на трех-четырех опорах. Установив палатки на узкой линии пляжа, небольшой группой добровольцев из 8 человек: шестеро ульяновцев и я с Димкой, решаем пойти на осмотр керченских достопримечательностей. Древнему городу, городу-герою Керчи 2600 лет, потому посмотреть есть на что. 
Первое интересное место было в двух шагах от нас – это древнее городище Мирмекий, основанный в VI веке до нашей эры. Археологические раскопки поселения продолжаются. Следующими по плану были Аджимушкайские каменоломни – одно из самых драматических мест времен Великой Отечественной войны. По карте-схеме где-то они напротив нас и не особо далеко. Нам объяснили как туда доехать с пересадкой, и как можно пройти пешком. Учитывая как долго пришлось ждать маршрутку к Ени-Кале, решили идти пешком. И вот, обойдя институт, через частный сектор, через завод ЖБК, вдоль ж/д путей и прямо по асфальтированной дороге мимо Царского кургана, попадаем точно к цели ?. Вход в катакомбы предваряют внушительные барельефы. Слева от входа изображены бойцы Красной армии, справа мирные жители – старики, дети, женщины. Каково же было наше разочарование, когда нам сказали, что последняя на сегодня группа спустилась 10 минут назад. Никакие уговоры присоединиться к группе не помогли. Очень жаль. Это самое трагическое, памятное место для Керчан. Во время войны сюда спустилось 15 тысяч человек – военных и гражданских – жителей города. Вместо 3-4 дней, за которые планировалось провести освободительную операцию, люди провели под землей долгих 170 дней. Совершали героические партизанские вылазки, диверсионные операции. Условия под землей были просто адские: воду высасывали из пористых камней (позже выкопали 20-ти метровый колодец); ели крыс, мышей; постоянная темнота, сырость, постоянные обстрелы и авиаудары, газовые атаки. В боях, а так же от ран, обвалов, удушья и голода погибли тысячи советских бойцов и мирных граждан. Сегодня оборону каменоломен по праву сравнивают с обороной Брестской крепости. В общем, не удалось нам увидеть подземную цитадель своими глазами, лишь послушали рассказ контролера на входе. И на том спасибо. Хотя, стоит заметить, что основная часть нашей команды штольни посетила еще в самом начале путешествия.
Далее, решили направиться в центр города  - подняться на гору Митридат. Центр Керчи оказался очень даже интересным и уютным. Первые впечатления о Керчи, как о каком-то захолустном городишке сразу же испарились. Центральная улица (Ленина) по типу Старого Арбата превращена в пешеходную зону. Вся сплошь выложена брусчаткой в определенной цветовой гамме. Прямо по центру улицы тянется строй изящных фонарей. Скамеечки, урны – всё гармонично подобрано по цвету и стилю. Преобладает сталинская застройка в 3-4 этажа, также есть и дореволюционные здания. Заканчиваясь колонной с грифоном – символом города, улица превращается в площадь.  Естественно, нашлось место и памятнику Ленину, куда ж без него? Уютный сквер с красивым фонтаном отделяет здание бывшей женской гимназии, выполненное из серо-желтого камня и более походящее на средневековый замок. Еще один скверик с вечным огнем посвящен Эльтигенскому десанту - освободителям Керчи. По другую сторону площади расположен старейший на территории Крыма храм Иоанна Предтечи VIII века постройки, выполненный в византийском стиле. 
С площади сворачивает коротенькая улочка, ведущая к подножию горы Митридат. На гору ведет большая Митридатская лестница, выполненная в начале 19 века итальянским архитектором Александром Дигби в стиле классицизма. 432 ступени! Поднимаясь, кажется, что им нет конца. Это повнушительнее знаменитой Потемкинской лестницы в Одессе. Наверху установлен обелиск славы – высокая стела с тремя пушками у основания, развернутыми по трем направлениям. Открыт 8 августа 1944 года. Это первый монументальный памятник в СССР, посвященный событиям Великой Отечественной войны. На самой вершине установлен маленький круглый павильон с вечным огнем на крыше. С горы открывается восхитительный вид на город, на море, Керченскую бухту; хорошо виден противоположный кубанский берег.
Почти у вершины, на северо-западном склоне – остатки античного Пантикапея – столицы Боспорского царства. Город возник в VI веке до нашей эры. Он сохранился лучше, чем осмотренный сегодня нами Мирмекий. Сохранился фундамент храма Афродиты и Диониса; высятся дорические колонны одного из зданий. Здесь погиб грозный царь Митридат VI Евпатор. Вот так за одно путешествие посмотрели сразу два древнегреческих города: Херсонес и Пантикапей. Вдвойне приятно, что теперь они вновь в России.
В лагерь мы возвращались уже по темноте, полные впечатлений от увиденного. Интересный город Керчь. Зря его проезжают транзитом, спеша на солнечные пляжи. Здесь есть что посмотреть. В лагере почти все спят. Дежурные Дима Протасов и Алексей Лебедь заботливо оставили нам с Димкой горячий ужин и сладкий сочный арбуз на десерт. Время к одиннадцати. Диман полез спать - счастливый, а мне, описывай еще часа два сегодняшние похождения. А может ну его, завтра напишу, спать охота. Тем более осталось каких-то пару дней – не запутаюсь уже.

Дневник экспедиции "Б.К.К.-2015" (группа г.Ульяновска и г.Димитровграда)
12.08.2015 (Ср) День 40 
В 7:30 стали на воду и с Камыш-Бурунской косы пошли в г.Керчь на встречу с мэром города. В 10:30 дошли до лодочной станции, места встречи. Но так как была сильная волна и ветер, мы не смогли зачалиться возле лодочной пристани на сваях (больше приспособленной для яхт). Поэтому пообщались с мэром с воды. Зачалились К. Максимова и В. Павлов. Мэр передал им памятные знаки города Керчи, посвященные 70 - летию Великой Победы.
Далее мы пересекли залив, где смогли спрятаться от ветра и волны.(Через пару часов и ветер и волна стихли). Остановились на небольшом пляже. Закупили воду и провизию. На ночевку встали немного дальше на пляже в черте города возле старинного исторического памятника архитектуры древнего города Мирмекий. В свободное время прогулялись с друзьями – Тольяттинцами по городу. Посмотрели древний город Пантикапей, гору Митридат, храм Иона Предтечи и другие достопримечательности города.
Вечером пошел небольшой дождик. Штиль. Обсудили, как будем проходить Керченский пролив. Сначала вдоль Крымского побережья за порт Крым, затем перпендикулярно фарватеру движения судов по Керченскому проливу на косу севернее порта Кавказ. Идти компактной группой.

13.08.2015г. День сорок первый. Керчь - коса Чушка. 20 км.
=07.05=
Проснулись. Умылись. Позавтракали. Отходим с трепетом в душе на завершающий переход. Впервые за последние два десятка дней стартуем единой флотилией. В Керченском проливе видны три плавучих крана, забивающих сваи под будущий мост, который свяжет два полуострова Тамань и Крым. Ждут крымчане этот мост с большой надеждой на развитие Крыма...
=22.00= Итак - порядок прожития дня уходящего. После всеобщего старта позволили себе несколько минут покрутиться на байдарках у причудливых камней-скал - последняя крымская достопримечательность похода. Сфотографировались и пошли на мыс Змеиный с выдающимся в море молом. На самой оконечности мола сидели рыбаки. На приветствие не ответили - видимо, клевала рыбка, а мы им мешали своей шумной толпой. Мыс Змеиный приметен тем, что вся его кромка берега застроена эллингами - так тут называют дачки, расположенные у самой воды. Каждое строение - по индивидуальному "проекту". Изгаляются, кто как может...
Только вышли за мол - вот он, родной наш ветер "мордотык", но не очень сильный - барашков нет идти можно. Прошло пять минут и... Вот интересно было бы "заглянуть" в мысли тех, кто идёт впереди! Ну, вот, просто, как бы они ответили на вопросы: мужики! вы куда в очередной раз попёрлись, не оглядываясь? Мы что, на гонке? И вам дадут приз за то, что вы придёте первыми? А как же те, кто отстаёт? А если ветер изменит свою скорость, что бывало неоднократно? Я даже не буду предполагать, я уверен на сто процентов - первым идёт, весело махая вёслами, экипаж Владимира Ивановича. Может быть даже гордиться своей миссией - завершающий переход возглавляет! Помнит первую половину вчерашней нашей договорённости - идём до порта Крым и там пересекаем пролив. На вторую часть договора про то, что держимся все вместе ему глубоко на..ать! Последние километры похода: ну, насладись ты лёгкой работой вёслами; рассмотри, чтобы запомнить, каждый километр крымского берега; просто поболтай с рядом идущими экипажами... Завтра ничего этого не будет! И не будет такой возможности уже никогда более! Куда же вы все попёрлись, не оглядываясь на отстающих?!..
Прошёл час и те, кто шёл в арьергарде перестали видеть авангард - скрылись наши друзья за мысом Ени-Кале, даже на десятиминутный передых не остановились. Дошли и мы до мыса - байдарок не видно даже в бинокль! Объявил десять минут перерыва. Пересчитал оставшихся - пять байдарок. Ну, это не две - это уже заметное пятно на море для локаторов судов. Противоположный берег косы Чушка, с чётко выделяющимся на нём маяком, был в четырёх километрах от нас. Вспомнил, что "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Т.е. если мы пойдём сейчас догонять "летунов", при этом не факт, что они ещё через пролив не пошли, то затратим больше времени, чем если пойдём на тот берег прямо теперь, отдохнувшие, с мыса Ени-Кале.
Предупредил рядом стоящие экипажи (как это здорово, когда можно разговаривать с пятью экипажами, а не кричать четырнадцати!), что нам предстоит пройти самый опасный отрезок маршрута - пересечение пролива с интенсивным судоходством, как в Панамском канале, и течениями.
- Внимание! Пересекаем фарватер рядом друг с другом! От меня не удаляться! Все всё поняли?
- Поняли!
- Работаем! - и мы пошли, дружно взмахнув вёслами, на видневшиеся вдали строения порта Кавказ. Минут тридцать интенсивной гребли и... ограждения фарватера остались позади. Мой "локатор" лишь однажды заметил явную опасность - пропустили грузовое судно слева...
Ну, вот, можно и расслабиться: 
- Всё! Больше "молотить" не надо - идём на "третьей пониженной"! - и все, наверное, почувствовали себя в безопасности. Вдруг звонок. Голос Владимира Ивановича:
- Николай! Ну, вы где? Мы уже тут минут двадцать стоим!
Я: - Где стоите?
В.И.: - За портом Крым.
Я: - Так мы уже перешли пролив! Подходим к порту Кавказ! - на "той стороне" какие-то звуки.
В.И. - Нам теперь что делать? - это он меня спрашивает, что делать?!)))
Я: - Переходите пролив! Только все вместе рядом переходите и следите за передвижением судов!
В.И. - Понял. Выходим...

Пролив преодолели двумя флотилиями:
1. «Золотая рыбка» - Николай Шестерин, Наталья Степанова. (Т)
2. «Магия» - Владимир Емелин, Галина Подлинных. (Т)
3. «Красная Стрела» - Егор Фурман, Дмитрий Татарницев. (Т)
4. «Маруся» - Виктор Яэмурд, Виктор Битко, Илья Яэмурд. (Т)
5. "Варзуга" - Дмитрий Протасов. (Т)

6. "Альбатрос" - Александр Григорьев, Наталья Курсакова. (Д)
7. "Дельфин" - Владимир Павлов, Клавдия Максимова. (У)
8. "Юнит" - Александр Сотников, Алексей Галактионов. (У)
9. "Арго" - Шамиль Альмухаметов, Галина Смоляр. (У)
10. «Касатка» - Анатолий Колосов, Лера Александровская. (С-Пб, Т)
11. «Катран» - Леонид Малыгин, Ольга Черноусова. (Т)
12. «Голомянка» - Валентин Соколов, Анатолий Потапов. (Т)
13. «Щука» - Алексей Лебедь. (Т)
14. "ВекториЯ» - Вадим Шеффер, Татьяна Костенко. (Т, У)

Дальше мы по дуге подошли к порту Кавказ, отдохнули, пропуская два парома в порт. И "пошлёпали" вдоль косы Чушка к месту финиша. На переходе связался с Анисимовыми - дочь Наташи Ира, муж её Андрей и сын Дима отдыхали в отпуске "недалеко" от нас - в Тамани. Договорились о месте и времени встречи. Позвонила Марина Радаева - наш друг (вместе ходили в несколько дальнобойных походов) - они едут на автобусе тольяттинской фирмы "Авто-экспресс" к месту встречи, и сегодня (!) будут на месте. Объяснил, где встретимся...
На финише бабахнул ракетой в небо, Егор сжёг свой последний аварийный фальшфейер. В такие минуты наряду с эйфорией от того, что всё, что было задумано, успешно совершилось, всегда чувствую в душе какую-то опустошённость - прожита очередная интересная маленькая жизнь в интересной жизни большой. Финиш похода - это смерть в этой маленькой жизни. Потом будут встречи с друзьями, просмотры фото-видео, воспоминания, будут, наконец, новые дальнобойные походы по не менее интересным местам России, но никогда не будет одного - не будет этого похода, не будет повторения этой маленькой жизни с её радостями и горестями...
На берег вышли ровно в том месте, откуда стартовали 5 июля. Разборка байдарок показала, кто как следил в походе за своим судном. Части "скелетов" у некоторых так и остались не разобранными - если в соединение алюминиевых трубок попадает хоть одна песчинка и при разборке на неё "наворачивается" металл, то разобрать такое соединение невозможно! А тут ещё и солёная вода добавила коррозии. Жалко мне тех из нас, которые так и не смогли разобрать окончательно свои байдарки - намучившись, они завернули в коконы длинные узлы байдарок, так и повезём домой. Наша же "Золотая рыбка", не зря мы с НН время от времени её чистили от песка и мыли, не сопротивлялась - всё разобралось с первой попытки...
Перекусили. Приняли в матросы-дальнобойщики Дмитрия. Встретились с Анисимовыми у кафе накопительной площадки "Кавказ-2", что расположена на шоссе, проходящем по косе Чушка, откушали цивильной пищи, обменялись впечатлениями. Они остались с нами ночевать до завтра. Вечером на праздничном торжественном ужине наградил каждого участника БКК-2015 медалью "Керчь - город-герой Великой Победы"  - команда активно приветствовала награждение, ульяновцы пассивно наблюдали со стороны. По этому поводу выпили "огненной воды", предварительно закупленной дежурными в Керчи. Как-то бочком подошёл ко мне Шеффер и попросил медаль. Я удивился. Шёл Вадим больше половины похода в ульяновской части флотилии, а его так и не признали "своим". Я эту "запасную" медаль приберёг для Егорова Игоря Игоревича - нашего спонсора, хотел съездить в Ульяновск после похода и наградить публично. Отдал медаль Вадиму...
Сидим на пляже за походным столиком с Андреем и его семейством - пьём крымское вино и таманьское пиво. Лепота. Только вот жарко. Вижу стаю дельфинов - пойду "поздороваюсь"!..
=24.00= Народ празднует окончание похода. Дельфины не стали со мной здороваться - как я ни старался к ним подплыть поближе, они медленно кругами ушли в море. Усталость как-то накатывается и хочется уже спать. Завтра едем домой... 

Выписка из «Вахтенного журнала БКК-2015»
12.08.2015г.  "Варзуга - Щука"
Вечером 12-го часть команды ушла на экскурсию в Аджимушкайские каменоломни (куда не попали из-за десятиминутного опоздания к началу экскурсии) мы же погуляли по развалинам старинного городища Мирмекий, который находился рядом со стоянкой. На ужин была картошка с тушёнкой а также 14-ти килограммовый арбуз, из-за которого практически никто не притронулся к чаю. Утром нас ждал переход через Керченский пролив. Из-за непонятной несогласованности опять прошли данный путь двумя группами. Прибыв на косу Чушка, стали мы собирать байдарки, попутно приняв в матросы последнего непосвящённого члена команды. Вечером прошёл торжественный ужин, приуроченный к окончанию похода. 

Комментарии
Дневник ульяновской группы можно прочитать и посмотреть фото тут: http://turclub73. 
ru/files/doc/otchet_bkk-2015.pdf
[url]Https://ok.ru/video/242114366007[/url] - кусочек видео из Кругосветки 
Ну, наконец-то я закончил отчёт о Большой Крымской кругосветке! Тяжкий труд. 
Буду рад, если он не пройдёт даром и кому-либо пригодится...
До новых дальнобойных маршрутов!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Ник Шестерин