О птицах

Одним из символов Бразилии для меня стал тукан, замечательный тем, что он ярко-цветной и мягкий.  А еще у него - клюв!



Клюв тукана на первый взгляд совершенно иррационален: по длине он достигает размеров почти половины тела птицы, и когда тукан наклоняет голову, то кажется, что клюв сейчас перевесит и тукан грохнется вниз =)

Я не удержался и спросил у Яндекса "Зачем тукану клюв?" 

Оказывает, всё не так очевидно как кажется. 
Какое же предназначение у этого инструмента? 

Первой приходит в голову мысль, что это специальное приспособление для сбора пищи, т.к. большой клюв помогает срывать плоды с тонких веток, которые не выдержат вес птицы, в то время как сам тукан сидит на достаточно толстом суке. Но для этого годится (и даже больше подходит) тонкий длинный клюв. Добывание пищи, защита, устройство гнезда и так далее — все эти задачи можно было бы решить с клювом более простого вида и строения.
Неужели это просто очередное средство для привлечения самок?
Но не слишком ли высока цена за такую "игрушку"?
Ведь он создает столько неудобств! Из-за такого "инструмента" туканы летают довольно тяжело: птица набирает высоту, а затем планирует в нужном направлении, описывая в воздухе широкие круги.
А что делать с таким клювам на ночь? Класть на землю/ветку? Или же спать всю ночь, свесив голову ниже лапок? Нет. На ночь туканы толпой забиваются в одно дупло, причем каждый лезет задом наперед. Клюв укладывается на спину, хвост складывается спереди на груди, крылья обертываются вокруг тела - и получается эдакий пернатый шарик! 

В книге Ричарда Доукинса "Эгоистичный ген" хорошо описывается механизм распространения среди популяции подобного "нелогичного" с точки зрения полезности признака/гена, раньше мне вообще было непонятно как отбор допускает существование подобных "украшений". Но этот вариант "объяснения" хочется оставить на крайний случай.

Недавно группа канадских и бразильских ученых опубликовала исследование, где они воздействовали на тукана воздухом с температурой от 10 до 35 градусов и регистрировали распределение тепла по телу птицы с помощью тепловизора. Затем ученые наблюдали при помощи тепловизоров за птицами в полете.
Как известно птицы не потеют, а излишек тепла в жарком климате как-то отводить надо.
В результате биологи установили, что во время полета, когда тело птицы выделяет большое количество тепла, приток крови к клюву увеличивается. Это приводит к увеличению температуры клюва, и рассеиванию лишней тепловой энергии в воздух.
Схема, которой пользуются туканы, оказалась весьма эффективной. Во время полета клюв позволяет рассеивать тепла в четыре раза больше, чем производится птицей в состоянии покоя. Таким образом, клюв может нести ответственность за значительную часть тепловыделения тукана, близкую к 100 процентам!



Клюв тукана является шедевром дизайна. 
По поверхности идут "нарисованные" язычки пламени - как на аэрографических рисунках на спорткарах. А внутри - тонкой красный язык-соломинка.



Внутри клюв тукана построен из легковесного материала и имеет множество воздушных полостей, его структуру можно сравнить с твердой пеной из костных тканей и барабаноподобных мембран. Она размещена между внешними слоями кератина (кератин - представитель семейства белков, которые являются основой ногтей, волос и наружного слоя кожи). Такая структура придает клюву дополнительную прочность. Внешний слой состоит из множества слоев крошечных шестиугольных плиток. Ширина одной плитки - 50 микрометров (диаметр человеческого волоса), а толщина - всего 1 микрометр. Как дом сверху накрыт крышей из черепицы, так и пена покрыта перекрывающимися кератиновыми черепицами, склеенными вместе. 
Ученые верят, что уникальный дизайн клюва этой птицы мог бы использоваться для разработки прочных легковесных материалов, которые применялись бы при постройке самолетов. 



Легче всего увидеть туканов в Парке Птиц, вход в который находится в сотне метров от входа в парк водопадов Игуасу. Там живут десятки видов пернатых; часть сидит в клетках, как в зоопарке, а часть - в огромных вольерах, накрытых сверху сеткой. Туканов мы видели и до этого, но издалека, а здесь они сидят на перилах дорожки, по которой ходят посетители, и почти не боятся. Даже сами подлетают и пытаются оторвать пуговицы от сумки или от одежды. Чем они их так привлекают? :)



Если вы не боитесь большого клюва, то при должной ловкости тукана можно поймать и потискать.





Понятно, что не все птицы от этого в восторге =)



И если тукана дразнить долго и упорно, то...





=)

И немного других обитателей парка. На входе за забором можно увидеть надменно-лохматого страуса



чуть дальше в вольере - фламинго



в такой позе "с клювом подмышкой" они могут стоять подолгу:



что за птица не знаю, но чистый красный цвет впечатляет, воистину ЖАР-ПТИЦА!





и, конечно, множество попугаев, всех цветов и размеров









Вот по дорожке пробежала ящерица, утаскивая какую-то желтую ягоду, здоровая, около полуметра






Но самой запоминающейся (после туканов, конечно) была встреча с колибри. Их ужасно трудно поймать в кадр, потому что перемещаются они со скоростью мухи, лишь на секунду зависая над цветком, как игрушечный радиоуправляемый вертолет. 
Я давно хотел увидеть вживую это чудо природы и наконец это удалось! :)



Чтобы зависать в воздухе, колибри должны двигать крыльями с огромной скоростью - 50-80 взмахов в секунду, но это лишь цветочки по сравнению с 200 взмахами в секунду, которые делает колибри, ухаживая в полёте за самкой. 
Когда колибри демонстрируют в воздухе фигуры высшего пилотажа - они могут летать вперед, назад, вверх-вниз, в стороны, способны неподвижно зависать на месте, а также взлетать и приземляться вертикально - её крылья описывают в воздухе восьмёрку. Оказывается, в отличие от всех других птиц, колибри имеет способность изменять угол крыла, что позволяет генерировать подъемную силу как при взмахах вперед, так и при взмахах назад. Это делает похожим полет колибри на полет шмеля или бабочки-бражника. 
Таким поразительным образом эволюция изобрела одинаковое решение для двух совершенно разных классов живых организмов!
Одним из символов Бразилии для меня стал тукан, замечательный тем, что он ярко-цветной и мягкий. 
А еще у него - клюв!



Клюв тукана на первый взгляд совершенно иррационален: по длине он достигает размеров почти половины тела птицы, и когда тукан наклоняет голову, то кажется, что клюв сейчас перевесит и тукан грохнется вниз =)

Я не удержался и спросил у Яндекса "Зачем тукану клюв?" 

Оказывает, всё не так очевидно как кажется. 
Какое же предназначение у этого инструмента? 
Свернуть )

Первой приходит в голову мысль, что это специальное приспособление для сбора пищи, т.к. большой клюв помогает срывать плоды с тонких веток, которые не выдержат вес птицы, в то время как сам тукан сидит на достаточно толстом суке. Но для этого годится (и даже больше подходит) тонкий длинный клюв. Добывание пищи, защита, устройство гнезда и так далее — все эти задачи можно было бы решить с клювом более простого вида и строения.
Неужели это просто очередное средство для привлечения самок?
Но не слишком ли высока цена за такую "игрушку"?
Ведь он создает столько неудобств! Из-за такого "инструмента" туканы летают довольно тяжело: птица набирает высоту, а затем планирует в нужном направлении, описывая в воздухе широкие круги.
А что делать с таким клювам на ночь? Класть на землю/ветку? Или же спать всю ночь, свесив голову ниже лапок? Нет. На ночь туканы толпой забиваются в одно дупло, причем каждый лезет задом наперед. Клюв укладывается на спину, хвост складывается спереди на груди, крылья обертываются вокруг тела - и получается эдакий пернатый шарик! 

В книге Ричарда Доукинса "Эгоистичный ген" хорошо описывается механизм распространения среди популяции подобного "нелогичного" с точки зрения полезности признака/гена, раньше мне вообще было непонятно как отбор допускает существование подобных "украшений". Но этот вариант "объяснения" хочется оставить на крайний случай.

Недавно группа канадских и бразильских ученых опубликовала исследование, где они воздействовали на тукана воздухом с температурой от 10 до 35 градусов и регистрировали распределение тепла по телу птицы с помощью тепловизора. Затем ученые наблюдали при помощи тепловизоров за птицами в полете.
Как известно птицы не потеют, а излишек тепла в жарком климате как-то отводить надо.
В результате биологи установили, что во время полета, когда тело птицы выделяет большое количество тепла, приток крови к клюву увеличивается. Это приводит к увеличению температуры клюва, и рассеиванию лишней тепловой энергии в воздух.
Схема, которой пользуются туканы, оказалась весьма эффективной. Во время полета клюв позволяет рассеивать тепла в четыре раза больше, чем производится птицей в состоянии покоя. Таким образом, клюв может нести ответственность за значительную часть тепловыделения тукана, близкую к 100 процентам!



Клюв тукана является шедевром дизайна. 
По поверхности идут "нарисованные" язычки пламени - как на аэрографических рисунках на спорткарах. А внутри - тонкой красный язык-соломинка.



Внутри клюв тукана построен из легковесного материала и имеет множество воздушных полостей, его структуру можно сравнить с твердой пеной из костных тканей и барабаноподобных мембран. Она размещена между внешними слоями кератина (кератин - представитель семейства белков, которые являются основой ногтей, волос и наружного слоя кожи). Такая структура придает клюву дополнительную прочность. Внешний слой состоит из множества слоев крошечных шестиугольных плиток. Ширина одной плитки - 50 микрометров (диаметр человеческого волоса), а толщина - всего 1 микрометр. Как дом сверху накрыт крышей из черепицы, так и пена покрыта перекрывающимися кератиновыми черепицами, склеенными вместе. 
Ученые верят, что уникальный дизайн клюва этой птицы мог бы использоваться для разработки прочных легковесных материалов, которые применялись бы при постройке самолетов. 



Легче всего увидеть туканов в Парке Птиц, вход в который находится в сотне метров от входа в парк водопадов Игуасу. Там живут десятки видов пернатых; часть сидит в клетках, как в зоопарке, а часть - в огромных вольерах, накрытых сверху сеткой. Туканов мы видели и до этого, но издалека, а здесь они сидят на перилах дорожки, по которой ходят посетители, и почти не боятся. Даже сами подлетают и пытаются оторвать пуговицы от сумки или от одежды. Чем они их так привлекают? :)



Если вы не боитесь большого клюва, то при должной ловкости тукана можно поймать и потискать.





Понятно, что не все птицы от этого в восторге =)



И если тукана дразнить долго и упорно, то...





=)

И немного других обитателей парка. На входе за забором можно увидеть надменно-лохматого страуса



чуть дальше в вольере - фламинго



в такой позе "с клювом подмышкой" они могут стоять подолгу:



что за птица не знаю, но чистый красный цвет впечатляет, воистину ЖАР-ПТИЦА!





и, конечно, множество попугаев, всех цветов и размеров









Вот по дорожке пробежала ящерица, утаскивая какую-то желтую ягоду, здоровая, около полуметра






Но самой запоминающейся (после туканов, конечно) была встреча с колибри. Их ужасно трудно поймать в кадр, потому что перемещаются они со скоростью мухи, лишь на секунду зависая над цветком, как игрушечный радиоуправляемый вертолет. 
Я давно хотел увидеть вживую это чудо природы и наконец это удалось! :)



Чтобы зависать в воздухе, колибри должны двигать крыльями с огромной скоростью - 50-80 взмахов в секунду, но это лишь цветочки по сравнению с 200 взмахами в секунду, которые делает колибри, ухаживая в полёте за самкой. 
Когда колибри демонстрируют в воздухе фигуры высшего пилотажа - они могут летать вперед, назад, вверх-вниз, в стороны, способны неподвижно зависать на месте, а также взлетать и приземляться вертикально - её крылья описывают в воздухе восьмёрку. Оказывается, в отличие от всех других птиц, колибри имеет способность изменять угол крыла, что позволяет генерировать подъемную силу как при взмахах вперед, так и при взмахах назад. Это делает похожим полет колибри на полет шмеля или бабочки-бражника. 
Таким поразительным образом эволюция изобрела одинаковое решение для двух совершенно разных классов живых организмов!

Комментарии
Ivan24.04.13, 10:09
Карту неплохо было бы набросать :) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте