День двадцать девятый (19 августа)

Ф136. Конец гор и погранзастава Ф136. Конец гор и погранзастава
Утром снова ясно и холодно. Но что удивительно, который день нет ни инея, ни росы. Мы долго размышляли над этим феноменом, но разгадка, на наш взгляд здесь очень простая. Обычно ночью происходит охлаждение поверхности земли за счет излучения. От земли охлаждается и находящийся возле нее неподвижный воздух до тех пор, пока содержащаяся в нем влага не начнет выпадать в виде росы. В нашем же случае охлаждение происходит потому, что с Южно-Чуйского хребта спускается холодный сухой воздух. Он не охлаждается, а наоборот, нагревается от земли, охлаждая ее. Поэтому ни росы, ни инея.

С удовлетворением от сделанного открытия едем дальше.

Леса закончились. (фото 135) Да и горы превратились просто в небольшие холмы. Стало холодно даже днем.

После развилки на Калгуты едем к перевалу в сторону Кош-Агача. Этот перевал какой-то невыраженный. После каждого небольшого подъема казалось, что это уже перевал, но после этого дорога снова медленно шла вверх. Здесь произошла любопытная гонка наперегонки со стадом коров, пасшихся неподалеку. Видимо, люди здесь появляются не часто, а если и появляются, то обязательно к коровам. А мы проехали мимо. Все стадо побежало за нами. Сначала неторопясь, а когда мы прибавили ходу, крупный рогатый скот решил не отставать. Сначала мы решили, что они хотят насильно напоить нас молоком. Через некоторое время мы заметили, что возглавляют эту мчащуюся коровью колонну несколько крупных быков. Версия с молоком как-то сама собой отпала. Вскоре мы достигли перелома дороги, начался спуск и далее мы были уже недосягаемы

Наше внимание привлекли до боли знакомые крики. Глянули вверх – так и есть. Над нами кружили чайки! Рядом несколько небольших озер, а чуть дальше, в Монголии, есть и большие озера. Видимо, чайки оттуда.

После перевала начался длинный спуск к реке Тархата. Спуск довольно неприятный. Трудно себя ограничить от некоторого увеличения скорости на спуске, а на дороге много острых и довольно крупных камней. На этом спуске об острые камни были пробиты камеры на двух велосипедах. Клеимся и едем дальше. Дорога спускается в ущелье реки Тархата. Несколько раз пересекаем реку по мостам, проезжаем несколько бомов с непродолжительными, но довольно крутыми подъемами. На дороге много довольно крупных камней. На спусках едем осторожно, памятуя недавние два пробоя.

Проезжаем бесхозный шлагбаум брошенного погранпоста. Странно, неужели здесь граница не на замке? Нет, за переломом дороги видны несколько небольших зданий и шлагбаум на дороге – погранзастава. Мы отдаем дежурному свои паспорта, и сообщаем, что нас пропустили на предыдущей заставе и обещали об этом сюда позвонить. Минут через десять дежурный возвращается, и сообщает, что с нами хочет побеседовать начальник заставы, а велосипеды лучше закатить на территорию заставы – это надолго. В беседе с начальником выясняем, что нам вменяется пребывание в пограничной зоне России без соответствующего разрешения, т.е. мы совершили административное правонарушение, в связи с чем будет составлен протокол и наложен штраф в размере 500 руб с каждого. Мы с недоумением спрашиваем, а почему же на предыдущей заставе нас пропустили без каких либо предупреждений и даже пожелали счастливого пути. Ведь должны были либо задержать, либо предупредить о возможном нарушении, если мы поедем дальше. Начальник сообщил, что он не отвечает за действия другой заставы, а здесь мы являемся нарушителями. Вот такой получается «ниппельный» способ защиты границы.

Штраф мы должны уплатить не на месте, а через банк в соответствии с заполненным протоколом. Протоколы оформлялись долго, мы успели поесть, пообщаться с солдатами, посмотреть телевизор и отдохнуть.

Выехали с заставы (фото 136), поблагодарив личный состав за радушный прием.

Семь вечера, мы в начале Чуйской степи, шириной более 30 км, воды нет, дров нет, а пора ставить лагерь. Пока светло, едем до оросительного канала. На дороге почему-то камней больше, чем просто в степи или на параллельных слабо накатанных дорогах. По карте Чуйская степь имеет приличный уклон к р. Чуя, но визуально это не замечается, она большая и плоская. Возле канала (это канавка шириной порядка метра) сворачиваем влево. Вдали заметна полоса кустарника, если это не мираж. По карте там должна быть река. Едем туда. Дорога быстро закончилась, едем просто по степи. Но дальше начались довольно крупные кочки, приходится идти пешком. Между кочками кое-где появилась вода, но грунт твердый. Дошли до кустарника. Возле него один из рукавов реки – русло шириной около метра и глубиной 0,5 м. Дно реки каменистое и вода на удивление прозрачная. Находим место повыше и ставим палатку. Кустарник высотой до 3 м, сухих веток довольно много, но все они какие-то железные, с трудом поддаются топору.

За день пройдено 83 км, общий набор высоты 390 м, чистое ходовое время 5:40.