начинается с двухминутной остановки поезда на узкой платформе станции Новоалексеевка 6 мая 2012 года.
Дотого - лихорадочные домашние сборы, путь в час ночи на вокзал, а это ок. 11 км, встреча со спутниками-участниками, упаковка велосипедов и посадка с велосипедами и суетой на проходящий киевский поезд с нумерацией вагонов непонятно с какого конца состава. (Интересно, дойдут ли укржелдорожники до нумерации "из середины"?) Выгрузка проходит за минуту-полторы без потерь людей, вещей и времени. Поезд уходит в Крым, куда и нам дорога, но уже своим ходом. Теперь неторопливый сбор велосипедов, багажа и группы, часть которой приехала другими поездами ранее. К 8:00 у вокзала Новоалексеевки собрались: Kellys Scarpe, Avanti, KHS, Trek, Comanche, Winner, Stels, Cannondale. Общество украшают две велоледи: Author и Specialized, а оттеняют молодость основного состава новички-старички - Kellys Neos и Merida Kalahary. Руководитель явно очень надежный, Carver Premium. Все MTB 26", только Kellys Neos и командорский гибриды 28".
Обычное начало похода - знакомство участников, назначение завхоза (удачная кандидатура - решительный и организованный Kellys Scarpe, с АЖП), которому сдаются деньги на закупки продуктов по пути. Легкий завтрак-перекус "неучтенкой" - продуктами, взятыми из дому с прикупом в пристанционных ларьках. Руководитель (похода и ДнепроВелоКлуба, короче, персонифицированный ДВ) проводит краткое собрание с разъяснением основных правил движения колонны (всего 12 участников и руководитель, чертова дюжина, черт возьми!) Велопоход спортивный, что значит - ежедневно 50-70 км пути, ночевки в палатках, на бивуаках "жива їжа на живому багатті" (что было растолковано еще на предпоходном собрании - газовые/бензиновые горелки не понадобятся) и в кафе-столовых по пути следования. Понятно, что на остановках у магазинов не избежать батончиков, напитков, мороженного и прочей "мелкой" еды, но это уже индивидуально, по усмотрению и за счет участников. Обещаются спокойные места ночевок в отдалении от населенных пунктов, но, в то же время, ежедневные стоянки у моря с дневным ланч-перекусом и купаниями. Выбирается/назначается замыкающий, который должен быть последним в колонне. Появление на остановке выданного ему заметного салатового жилета означает, что все участники одолели очередной перегон.
Новоалексеевка мало отличается от других степных станций и полустанков юга Украины, каких-либо достопримечательности не имеет (улавливается только аура недальнего моря, да еще рано прибывшие участники могут послушать азан - призыв к утренней молитве местного муэдзина), и велогруппа сразу отправляется в путь.
*********** ПРОКОЛ I (О реализации мечт) ***********
Идея была простой и величественной: своим ходом въехать в Крым по Арабатской стрелке, далее проследовать (уже по часовой стрелке) все побережье и своим же ходом покинуть сии прекрасные терены чумацким шляхом через Армянск в направлении станции Апостолово на одноколейной, царского еще замысла и исполнения железной дороге, откуда ходит дизель-поезд на Днепропетровск-Южный. Идея случилась довольно давно, в 60-х гг прошлого века, и ныне трудно восстановить причины отчего не сложилось. Скорее всего, помешал Кавказ высокогорный (впервые автор попал туда летом 1970 г.), после которого трудно закрыть рот от восхищения и восторга и переключиться на что-то пониже (лучше гор могут быть только горы повыше!) А с вершин ГКХ достойно выглядит только Заалайский хребет Памира. До которого долго было ехать, по которому долго идти - развлечение серьезное, но длительное, на что времени не было. Наступали времена "застоя", когда советский ВПК набрал такую скорость, что пошел вразнос во всех направлениях и нужно было много работать сверх того, что подразумевал оклад жалованья. Автор был в те времена весьма известным, правда в очень узких кругах, разработчиком, например, одного изделия, которое существенно помогло разработке другого изделия, которое и поныне следит за чистотой N-ского (мск-вск-го) неба. Однако, к теме! Говорят, в ту пору велосипеды в походах сопровождала минимастерская, без которой туристы не рисковали выезжать в дальние путешествия. На своих двоих все же надежнее. А за "железным занавесом" (тогда - "на том свете") некто Gary Fisher уже ковал более серьезное оружие чем СС-18 "Сатана" (15А14) для покорения молодых и энергичных, настоящее откровение - MTB.
Минула треть века, изменились нравы и времена, тело стало новое, т.е. старое, а голова осталась та, старая, тьфуты, прежняя, т.е. молодая... ((с) акад. Н.Н.Моисеев) Корректировка такого перекоса жизненно необходима. Восстановив как-то фрагменты былого здоровья и озираясь вновь зрячими, с протезами-хрусталиками, глазами, автор почувствовал, что может попробовать несбывшееся. В том числе воплотить идею велокрыма. Был приобретен, как бы для велодачного стиля катания, "взрослый велосипед" - Neos Kellys 28" (автор прочел его как "новое колесо"), гибрид Cross Country, к нему - багажник, велорюк "ДнепроВелоКлуб" и прочая оснастка. Это пятый велосипед в жизни автора, если считать с нелюбимого "Школьника".
****************************************************************
Трасса на Геническ, с которой начинается путь на Арабатскую стрелку, с хорошим покрытием, без подъемов/спусков, ветер благоприятствует сзади-сбоку, где-то уже и море, а велосипеды, кажется, застоялись-залежались на верхних полках плацкартного вагона. Несколько напрягает лишь средняя скорость движения. Автор сего предпочитает "среднюю крейсерскую" по Днепропетровску, городу на трех холмах, в диапазоне 12-17 км/час. Здесь же руководитель (он "едет первым, т.к. знает дорогу" - одно из Правил движения группы) задает среднюю порядка 17-21 км/час. Мерещится какая-то кривая числовая симметрия, но силы есть еще, азарт тоже (все же поход спортивный, давненько не бывал!), да и просто к морю хочется. И действительно, в каких-то полчаса дорога на Геническ уходит влево, а наш путь на Арабатку продолжается прямо, на юг, в море, которое призывно сверкает под солнцем. У пролива, соединяющего Азов с Сивашем, группа останавливается на передых с культурной программой. Как и далее по маршруту, ДВ дает остановки/"экскурсии" с основными сведеними по географии и местной истории. Стиль изложения - неформальный, со ссылками, если надо, то и на Википедию. Хорошо видимый отсюда, почти плоский Геническ, с блестящим новостроем - православными куполами церквей, запомнился автору в детстве только одной достопримечательностью, "Генической горкой", смысл которой по малости лет остался неясен и которую ДВ охарактеризовал как некий геологический "пупырь" и пообещал там следующую остановку.
За мостом через пролив (что, мы уже в Крыму!? Да, формально так, но фактически до Крыма еще 120 км - два дня пути!) начинается дорога, выложенная бетонными плитами бывшего аэродрома ПВО, ставшего излишеством для державы Украины. По стыкам бетонки ехать несколько хуже, чем по гладкому асфальту, но кто на это обращает большое внимание? Забегая вперед, - тот, кто уже проехал ВСЮ Арабатку!
Въезжаем в первый населенный пункт Стрелки - Геническую горку и якоримся у громадного корабельного якоря (ГОСТ 760-70). Оказывается, якоря имеют "личные" номера (идентификационные коды - все как у людей). Этот, 1982 года изготовления, имеет номер 525. В металл его, наверное, трудно сдать - велик, поэтому установлен в скверике под горкой, на которой новострой - церковь, мемориал защитникам отечества во время ВОВ и корабельное орудие, направленное в сторону начала Арабатки. Участники бродят по малоухоженному мемориалу (6-е мая, канун праздника Победы), кто-то потянулся к церкви. Сама горка действительно "пупырь" на практически гладкой, горизонтальной плоскости Арабатской стрелки. Говорят, рядом где-то Водолечебница с целебными грязями и рапой. Однако пора двигать дальше. Глядя на двухдюймовую "обувку" Winner'a, не удержаться от мысли, что уж этот-то не проколется! Шины действительно впечатляют - похоже на тунайнеровые размеры. А что будет с швальбовским "Ураганом" (Hurricane) с кевларовой защитой, в который предусмотрительно обуто заднее колесо Kellys Neos? Ну что, едем? Стоим? Прокол у ...Winner'a!! Прокол ликвидируется довольно быстро, но тщательно - ДВ лично ощупывает внутреннюю поверхность покрышки на предмет затаившейся причины прокола (кстати, обязательная процедура!)
Едем по плитам надежнейшего аэродромного бетона к пансионату "Экспресс", руководство которого тепло встречает родственную Specialized и добро относится к ее спутникам - потенциальным клиентам. В пансионате еще не сезон, но все уже готово к приему гостей, включая страуса, нервно прохаживающегося в своем загончике. Желающие идут в небольшую экскурсию по немаленькой территории пансионата, некоторые ленивые остаются передохнуть в тени деревьев. Вода из артезианской скважины - участники набирают фляги в дорогу. Руководитель предупреждает, что забор воды на бивуак будет объявлен особо и тогда уж каждому нужно будет набрать по две двухлитровых бутыли. В следующем селе, Щасливцеве, у магазина рядом с базарчиком закупаются продукты на перекус и праздничный (по поводу знакомства) ужин. Участники лижут мороженное, пьют Колу - всяк развлекается как может.
Далее путь на горячий источник. ("Геническую ямку"?) На Стрелке есть несколько целебных источников. "Наш" - сразу за зоопарком, налево с дороги (направо, в сторону Сиваша, бальнеологическая клиника). На входе шлагбаум, ворота и базарчик для массового посетителя. Собственно источник обнесен бетонными плитами, вход свободный (пока?) Рядом располагаются внушительные SPA-образные корпуса, говорят, что швейцарские. Источник действительно горяч - из трубы идет не кипяток, но обвариться можно. Людям с недомоганиями такая ванна может и навредить. В первый раз не рекомендуется пребывать более 10-15 минут. В озерке, куда с шумом вырывается горячая вода, отмокают несколько десятков человек. Вообще-то высокая концентрация недомогающих, зараженных и общебольных отпугивает, но есть надежда на проточный характер водоема и высокую температуру воды. После оздоровительной купели группа движется к близкому берегу Азовского моря с легким прибоем на ракушечном берегу. Организуется ланч-перекус с отдыхом и купанием, хотя вода холодновата - май еще только начинается! Желающие повторно идут на горячие процедуры. Командор роняет: "Люблю заезжать в Крым с Арабатки. Это ПРАВИЛЬНАЯ дорога в Крым". Вид с берега открывается немеряный. Полоса Арабатской стрелки тянется к югу, юго-востоку, растворяясь в голубой дымке. Хорошо бы еще, да некогда, движемся дальше.
В последнем на Стрелке населенном пункте, селе Стрелковое - последняя чистая вода и конец "взлетной полосы" - дорога становится похуже. В самом центре села, невдалеке от неизменного памятника Н. Ленину (В. Ульянову), находится здание бывшего сельсовет-райкома, у которого удобно расположился базар (само его месторасположение - памятник давешней Перестройки). За базаром колонка, где и набираем воду, как сказано, по две 2-х-литровых бутылки на участника. Дальше пресной и питьевой воды не будет.
Тропками, тропками выруливаем к началу грунтовой дороги, которая вскоре приводит к большой затопленной воронке - Радоновому озеру. В море видны какие-то конструкции, а на берегу строения промышленного вида. ДВ проводит экскурсию и выясняется, что озеро есть результат бурения в 70-х гг прошлого века, когда в этом районе искали запасы природного газа. Кое-что нашли в море, из которого до сих пор торчат силуэты платформ буровых вышек. Брошенная и заглушенная скважина на берегу дает природный газ, но не горючий, а с примесью радона, пузыри которого временами появляются на поверхности. Всем известно, что в небольших количествах вредное полезно, поэтому народ использует окружающие воронку берега в качестве целебных грязей.
День преломился к вечеру, еще нужно до места ночлега добраться. А дорога заставляет предметно думать о количестве вредного, чтобы стать полезным. Речь о "стиральной доске", поганом таком волнении на поверхности дороги. Эту рябь оставляют на грунтовых, точнее, песочно-ракушечных дорогах Стрелки легковые автомобили. Говорят, что это видимый результат эффекта собственных колебаний подвески автомобилей. Есть и высоконаучная теория, что данное явление связано с процессами перемещения частиц определенного размера под действием колес определенного диаметра, катящихся по сыпучему грунту с определенной скоростью. В любом случае велосипедам определенно обидно - они ведь такого безобразия не оставляют! ДВ, едущий в голове колонны, старается выбрать дорожку поглаже, поближе к разливам со стороны Сиваша, на отсыревших почвах. Временами это удается и скорость колонны увеличивается. Деревья становятся все ниже, солнце тоже, и группа останавливается на ночевку у моря. Место установки палаток не вполне для, но, как оказалось, сну уставшим велопутешественникам это не помеха. Сей бивуак на берегу Азова заслуживает веселого имени "Комаринский" - кровопийцы уже заждались велотуристов и кидаются на добычу, прорывая её химзащиту. После очень длинного ходового дня, начавшегося еще ночью, хочется поскорее залечь в палатку, но сегодняшний вечер - ужин со знакомством. Участники рассказывают, как они дошли-доехали до идеи велотуризма, отвлекаясь и на свои разнообразные обстоятельства. Человеческие истории бывают очень занятными, не придумаешь. Kellys Scarpe припоминает: "...все было, бывало, что мама шины прокалывала, чтоб не ездил...". Но уже стемнело и уж очень хочется лечь-отдохнуть...