Краснодарский край / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Северный Кавказ 2019. Перевалы – это вам не игрушки и прочие прелести гор. Путевые заметки.

8 - 24 сентября 2019 г.
Эльбрус 
Путь от Кисловодска до Эльбруса (поляна Эммануэля), спуск в Хурзук и дорога до Зеленчука
День первый, 09.09.19 Кисловодск – Долина Нарзанов (37,3 км по навигатору, 32,8 км по велокомпьютеру).

К 7 утра благополучно доехал до Минеральных вод. Для поездки я  использовал премиальные баллы, их хватило до Мин. Вод. Хватало до Ессентуков, но я решил в Мин. Водах пересесть на электричку, которая по расписанию отходит через 10 минут после прибытия поезда на станцию. И тогда в Кисловодск я приеду раньше поезда (в Мин. Водах поезд стоит целый час). В предыдущий день через приложение решил купить билет на электричку и увидел, что с 1 сентября там стала ходить «Ласточка». Она хоть и уходит на 50 минут позже обычной, но в пути догоняет ее и приходит всего на 10 минут позже обычной.  Купил билет на неё. 

IMG_20190909_073849492
Ласточка в Минеральных водах

И еще сразу купил билет на велосипед. Как потом выяснилось, зря – у них в сентябре была акция, по которой велосипеды провозились бесплатно.  Ну да ладно, зато не надо было стоять в большой очереди в кассу на вокзале.

С комфортом доехал до Кисловодска и в 9:05 вышел из электрички. В Кисловодске я позавтракал в столовой и, купив воды, отправился в путь.

Предыдущие отчеты путешественников не обманывали – безо всякой вкатки начался крутейший подъем в гору,

IMG_20190909_110402000_HDR
Дорога на Джилы-Су

который продолжался сначала до кафе «На опушке»,

IMG_20190909_134037988
Кафе

потом до спуска в Кичи-Балык,

Дорога на Джилы-Су. Кичи-Балык
Кичи-Балык
Кичи-Балык.
Кичи-Балык
Кичи-Балык
Кичи-Балык

а после него – штурм перевала Шиджатмаз (высота 2015 метров).

P1180879
В районе перевала Житматмаз

И только оттуда затяжной и стремительный спуск в Долину Нарзанов, где я планировал остановиться на ночлег.

По качеству дорога приемлемая, везде асфальт, а после пересечения границы Ставропольский край – Карачаево-Черкессия стал вообще хорошим. Правда, это не сильно помогло. Когда я ехал /шёл в гору, то скорость была 3-5 км/ч. Зато когда начинал спускаться с горы, скорость достигала  63 км/ч, дальше я притормаживал – страшно. Да и в повороты вписываться тоже надо бы. Вот за что люблю горы, кроме сказочных видов – так это возможность с ветерком прокатиться с горы. Такие скорости возможны только там.

Погода была неприветливая. Дул сильный ветер, по большей части встречный, по небу ходили тяжелые тучи. На высоте 1700-2000 МУР температура воздуха упала до +6. И все-же горы надо мной смилостивились – дождя не было. Забегая вперед, скажу, что в этом отношении мне повезло. За весь поход дождя не было. Были попытки дождя, которые тут же прекращались. В ущелье гораздо теплее – целых +12 градусов и нет ветра.

Немного о кафе, которое встретил на перевальчике. Настоятельно рекомендую там сделать паузу, отдохнуть, погреться и отобедать, что я и сделал сам. Из меню там – шашлыки, шурпа, хычины разные, чай, в том числе травяной. И много чего на продажу (мед, чаи, варенья, колбасы, всё местное). Я заказал себе шурпу и травяной чай. Это оказалось очень кстати и вкусно. Отдохнул, согрелся и поехал дальше к Кичи-Балык.

Преодолев все горки, стремительно спустился в долину Нарзанов. Во время спуска произошел неприятный инцидент: на скорости 40км/ч от руля отвалилась экш-камера, на которую записывал свой стремительный спуск. Позже выяснилось, что болт, который был впаян в держатель, просто вышел, и камера радостно поскакала по асфальту, разбрасываясь запчастями. Пришлось экстренно тормозить и собирать камеру по всей дороги. Слава Богу, всё обошлось. Видать гермо-кожух принял весь основной удар на себя, раскрылся, а уже после из него выскочила сама камера. Всё подобрал, собрал – работает. Заново закрепил на руле, подстраховав крепление шнурком, и поехал дальше.

Водопад на спуске в долину Нарзанов
После этого водопада отвалилась камера

Закончил спуск на мосту через реку Хасаут, собственно, вдоль этой реки и расположилась Долина Нарзанов.

IMG_20190909_170625157
Продается домик
Продается домик
База отдыха
IMG_20190909_171205627
Дорога в сторону Хасаута

Переехал мост, повернул налево и поехал по грунтовой дороге в поисках места для ночлега. Поплутав некоторое время, нашел прекрасную полянку на берегу реки Хасаут с беседкой. 

Место первого лагеря
Место лагеря

Рядом имеется родник, откуда я брал воду.  Палатку поставил на небольшом островке, где есть трава и палатку с дороги не видно было.  А в беседке устроил себе ужин – макароны с цыплёнком с/с и баночка пива за начало похода. Когда стемнело (а темнеет рано, в начале восьмого было уже темно), ушел в палатку и приготовился ко сну. Первый день закончился благополучно.

Второй день, 10.09.19. Долина Нарзанов – кордон Харбас (25,4 км по велокомпу, 26,5 км по навигатору).

Ночь была беспокойной. Нельзя ставить палатку рядом с рекой – всю ночь шум её воды сбивает сон. Горные реки достаточно шумные. Также ночью прошел небольшой дождь, и капли которого шумно ударялись о тент палатки. Но, так или иначе, к 6 утра я проснулся, встал, умылся. Несмотря на беспокойный сон, был бодр. Без суеты позавтракал, собрал вещи.
P1180886
Утреннее облако поднимается из ущелья
Хотел выехать в 8 утра, удалось выехать в 8:40.
Мост через Хасаут
Мост через реку Хасаут
На выезде из Поляны Нарзанов за мной увязались две собаки, одна сопровождала меня километров 6, вторая целых 10 км, но потом, у одной конюшни отстала. Возможно, ее не пустил дальше местная кавказская овчарка, не знаю. 
Попутчица
Одна из собак

Как повелось, первые 15-20 км – пешком в гору, только иногда, на двадцатом километре, удавалось ехать. Почти весь день стоял туман, а может, это я в тучи поднялся. Есть у меня прекрасная фотография в стиле «ёжик в тумане» - коровы, выплывающие из тумана. Их было много-много, что пришлось прижаться к обочине, пропуская их.  
Когда тучи немного расходились, открывались прекрасные виды на горы и долины. Пару раз даже смог сфотографировать.
P1180892

P1180893
IMG_20190910_104336192
IMG_20190910_145413263
Длительный подъём  в гору пешком особо не напрягал, так как морально я к этому был готов. Не зря читал старые отчеты. Просто шел себе и шел. На особо крутых подъёмах приходилось напрягаться, 
P1180894
Вираж серпантина
IMG_20190910_095522665_HDR
Подъём
но на асфальте, в хорошей обуви это вполне удавалось. 
P1180903
Пит-стоп
В час дня решил что пора обедать. У одинокой сосны рядом с дорогой нашел место и устроил привал. Из камней соорудил очаг, защиту от ветра и приготовил обед (макароны с сосисками).
Остановка на обед
Место обеда
Пикник на обочине (под деревом)
Под этим деревом я обедал
Пока обедал, разговорился с местным чабаном по имени Руслан. Он подсказал, у кого можно будет переночевать.  Но я планировал доехать до реки Харбас, а это дальше, чем его знакомые.
Пожелав друг другу удачи, каждый отправился в свою сторону. Он – гнать стада вниз в долины,
Коровки в тумане
Коровы в тумане
я – дальше в горы. 
IMG_20190910_150048247
дальше, в горы

На одном из подъёмов навстречу ехала машина с туристами. Остановилась. Оказывается, мы встречались в кафе «На опушке». Он подсказал вариант ночёвки – за речкой Харбас есть домики, там можно договориться о ночлеге. Надо только будет после спуска к речке немного подняться в гору.
P1180912
P1180915

И вот, наконец, преодолев очередной перевал, начал стремительный спуск к Харбас. Сразу километры начали поглощаться один за другим, скорость иногда достигала 50-60 км/ч, дальше просто не давал разгоняться, чтобы вписаться в повороты и не потерять управление велосипедом. 
Перед финишным спуском  перед поворотом дороги направо стоит остановиться и походить по местным красотам – скалы «аватары».
P1180917
Тот самый поворот
Реально, очень похожи на парящие скалы из фильма. 
P1180922
P1180918
IMG_20190910_155551894
Аватар
И на фоне этих скал – вездесущие коровы.  Чтобы осмотреть скалы времени нужно совсем немного, и вот, я снова в седле, проезжаю мимо небольшого обвала и продолжаю свой стремительный спуск к реке.
P1180927
Спуск к реке
Перед поворотом дорога выпрямляется и открывается неплохой вид на дорогу, на мост, далее на начало подъема и на обход дороги скалы-останца,
P1180928
Скала-останец
которая как то отдельно от гор стоит. Красиво. 
Скатившись с горы и проехав реку, начинается подъем в гору. Крутой подъем. Преодолевается по внешнему диаметру серпантина, иначе совсем тяжко будет.
IMG_20190910_161307667
Подъем после спуска
Парочка таких поворотов, и вот он, кордон под кодовым названием кафе «Вдали от жён», хотя, как потом мне рассказали, нынче жён ездит здесь не меньше, чем мужей.
Заехав на территорию, спрашиваю у местных егерей, можно ли где-нибудь здесь переночевать.  Мысли были такие – если будет негде или меня не устроит цена вопроса, то вернусь обратно к речке, хоть и жаль будет сбрасывать высоту. На деле всё оказалось гораздо лучше, чем я ожидал: меня приняли очень приветливо, предложили остановиться в вагончике, где есть кровать и, теоретически, можно растопить печку.  При этом за постой денег не взяли. Приятно! Угостили самогоном, закуской, пообщались душевно. Вообще кайф! Показали, где можно растопить баню. Баня – это громко сказано, сарайчик такой, внутри печь, на которой в ведре можно разогреть воду. Но всё же – помыться в теплой воде, да еще целиком – это дорогого стоит. Показали, где взять воду, где есть дрова, ну и если хочу помыться – разрешили топить баню, что я и сделал. 
Грел воду долго, но как же потом приятно помыться и смыть с себя всю трехдневную грязь. После я посидел с егерями немного, а потом ушел в вагончик, где приготовил ужин и попытался разжечь печь. Она нещадно дымила, поэтому решил обойтись без нее. 
Наступила ночь, я в кровати под толстым одеялом, здорово! Ночью выходил во двор, на улице легкий морозец и яркие-яркие звезды. Немного полюбовался ночным небом, пока не замёрз, потом обратно в постельку. Второй день похода благополучно закончился, завтра надо будет добраться до поляны Эммануэля или Джилы-Су.
 
Третий день, 11.10.19 Кордон Харбас – поляна Эммануэля (25,1 км по навигатору, 100 м по велокомпу). Первая дневка.

Проснувшись рано утром (потихоньку вхожу в режим максимального использования светового дня), где-то в 5:20, потихоньку начал вылезать из кровати. Ночи холодные, немного замёрз. Быстренько нагрел воду, сделал чай, запарил кашу, остатками теплой воды умылся. Позавтракал и собрал все вещи. К выезду был готов в районе 7 часов.
P1180929
Утренний пейзаж
Уже даже со всеми попрощался, почти сел на велосипед и вдруг, то ли в шутку, то ли всерьез спрашивают – «ты же в Джилы-Су?» «Да», отвечаю. «Загружай свой велосипед в кузов, поехали с нами». А у них нормальный такой Джип-пикап с кузовом и колесами большими, с хорошей проходимостью и вместительностью.
«Мы на поляну Эммануэля едем, на повороте к Джилы-Су выгрузим тебя». А когда выяснилось что мне, собственно, тоже на поляну надо, так вообще предложили подвезти до самой поляны. 
Как я заявлял в анонсе, в походе гнаться за рекордами не планировал, а тут такое предложение, от которого грех отказываться. Тем более, таская груженый велосипед по крутым подъёмам пешком  предыдущие два дня, я, мягко говоря, слегка притомился. В общем, загрузили велосипед с багажом и поехали. 
Вся дорога заняла примерно час, в то время как у меня на неё был запланирован весь день. Пикапчик резво взбирался в горы, шустро летел по асфальту, километры наматывались на кардан. Передо мной во всей красе начал раскрываться красавец Эльбрус. Первая встреча с ним – это величественная снежная гора, возвышающаяся над остальными горами.
P1180934
Эльбрус
Сначала небольшой кусочек был виден, но по мере приближения и подъёма, Эльбрус все больше раскрывался во всей своей красе. Начала исполняться моя давнишняя мечта: увидеть Эльбрус вблизи. А с утра он особо отчетливо виден, когда небо чистое-чистое, ни облачка.
P1180958
После обеда обычно его начинают закрывать облака и тучи. Хотел было снять дорогу на видео, но, как назло, в камере сел аккумулятор, а запасной остался в багажнике. Мне оставалось только немного фотографировать, смотреть и впитывать дорогу в себя.
Вот мы доехали до поворота на поляну. Дорога на Джилы-Су уходит налево хорошим асфальтом и извилистым серпантином,
P1180946
внизу - окончание дороги на Джилы-Су
а нам направо -  на убитую в хлам грунтовку, которая начала круто взбираться в гору.
P1180960
Дорога на поляну Эммануэля
Это была не дорога, а настоящий танкодром. Пересказ тут не поможет, это надо прочувствовать, когда машина медленно едет, заезжая на камни и проскальзывая по ним. Машина то круто задерет свой нос, забираясь в гору, то наоборот клюнет вниз, скатываясь в яму, то качнет вбок над обрывом так, что даже страшно немного становилось. Американские горки и джипинг в одном флаконе. Такая дорога продолжалась километров 7, точнее не скажу, не засекал.
IMG_20190911_100239055
Спуск на поляну Эммануэля
P1180981
Дорога на поляну
В одной точке (через 2,5 км после начала грунтовки, рядом с вышкой сотовой связи) остановились, чтобы полюбоваться открывающимися панорамами. Я вышел и вдоволь нафоткался. И Эльбрус сфотографировал,
P1180948
Эльбрус
и дорогу к Джилы-Су, и поляну и машину,
P1180956
Дорога и машина
P1180957
Машина поближе
на которой мы ехали.
Приехав на поляну, я оставил все вещи на территории альплагеря и отправился гулять. 
IMG_20190911_101920735
Общий вид на поляну Эммануэля

Рядом с лагерем имеется «Серебристый источник», он вскрывается во второй половине лета и вода в нем жутко холодная (градуса 4, не больше). Считается целебным.
P1180968
Вид на Серебристый источник
Решил в нем отметиться, а то, как это – был рядом и не залез в воду. Хода холоднючая и прозрачная-прозрачная. Конечно же, ее можно пить. Раздевшись, буквально на несколько секунд окунулся в источник и сразу вылез, решив, что достаточно. 
P1180972
Серебристый Источник

Потом на велосипеде доехал до начала ущелья, разделяющий поляну Эммануэля и урочище Джилы-Су, у начала подъёма бросил велосипед и полез гулять по вершинам ущелья. Понизу гулять там никак – обрывы, а внизу бурная река. 
P1180983
Бурная река
P1180989
Впереди - вид на урочище Ирахисырт. По нему проходит дальнейший маршрут

Красиво там невероятно, очень рекомендую туда приехать. Скалы-останцы,
IMG_20190911_100929903
Скоро рухнет
IMG_20190911_103241043
Скалы-останцы
IMG_20190911_103917957
каменные поля,
IMG_20190911_102023608_HDR
Каменные поля
«зубы дракона»,
P1190004
Зубы дракона
«Калинов мост» и река, бушующая внизу, на которую можно посмотреть с этого моста
IMG_20190911_104451184_HDR
Вид с Калинова моста
– ахал и охал я практически не переставая.
P1180984
Растение
P1180994
Растение

«Калинов мост» - это такой перешеек, соединяющий две стороны ущелья, он как огромная природная арка нависает над рекой на немаленькой такой высоте. Наши доблестные мистификаторы не обошли своим вниманием это место. Придумали мифы про потусторонние миры, что мост символизирует переход из мира Яви в мир Нави. Но это не умаляет всей красоты и величественности увиденного. 
Пройдя через «мост», прошел еще дальше, до места, откуда становится видно урочище Джилы-Су.
P1180993
Урочище Джилы-Су
Сверху ничего особенного: конец асфальтовой дороги, стоянка, на которой теснятся машины, несколько домиков и теплый нарзанный источник. Еще оттуда можно полюбоваться на 40 метровый водопад «Султан». Джилы-Су находится значительно ниже уровня поляны Эммануэля, а учитывая, что я еще на гору залез, спускаться вниз в Джилы-Су не стал. Нашел точку, откуда становиться виден водопад «Султан» и не только он. Рядом с ним падают еще несколько водопадов, не таких мощных, но не менее высоких.
P1190002
Водопады
IMG_20190911_111930550
"Султан"
Также сверху посмотрел на ванну с термальным источником. 
P1190003
Нарзанный термальный источник

Насмотревшись, повернул в обратный путь. Прошелся еще раз по склону, перешел обратно через «Калинов мост» и спустился на поляну.
IMG_20190911_113118315_HDR
Внизу - Калинов мост
IMG_20190911_113130727_HDR
Велосипед свой нашел там же, где бросил, на нем я вернулся в альплагерь. Пока ехал, распугивал стада сусликов. Их там не просто много, а очень много – удалось одного сфотографировать, как он стоит на страже. 
Суслик
Суслик

Вернувшись к лагерю, учитывая ночные температуры, определился с жильём – мне разрешили воспользоваться домиком, правда комната была без отопления, но должно быть теплее, чем просто на земле в палатке. 
IMG_20190912_055143569
"Коттедж", в котором мне разрешили переночевать

Отобедав и отдохнув (у меня получилась такая внезапная дневка, на день раньше запланированного), решил прогуляться до урочища «Немецкий аэродром». Почему оно так называется, достоверно никто не знает. Только очередные легенды, мол, там во время войны садились и взлетали немецкие самолеты – немцы искали «запасной вход» в Шамбалу.
Время было далеко послеобеденное, поэтому далеко не планировал идти.
P1190006
Растение

Сначала тропа проходит вдоль небольшой реки, забираясь всё выше и выше, потом уходит налево и начинает круто забирать наверх.
IMG_20190911_153153590
Тропа к Немецкому аэродрому
P1190007
Вид с тропы на Немецкий аэродром
По ней неторопливо, с остановки я поднимался к урочищу. Тропа крутая, идти не очень легко было. В конце концов, вышел на урочище.
P1190010
Выход на урочище
Немецкий аэродром – это такое огромное ровное плато, с трех сторон окруженное горами, а с четвертой – небольшая гора.
P1190012
Плато
IMG_20190911_154459457_HDR
Посередине этого поля стоят два металлических знака неизвестного назначения.
P1190011
знак
Пройдя насквозь это поле (получилось где-то 1-1,5 км в длину), подошел к очередному крутому подъёму: передо мной была стена очередного хребта.
P1190014
Следующий подъём
Думал, что на этом остановлюсь. Пока шел к этой стене, наблюдал, как по ней аккуратно спускался человек. Когда подошёл, меня понесло дальше: я начал взбираться на этот хребет. Подъём был настолько крут, что я, не наклоняясь, доставал руками землю впереди себя.
P1190015
Вид на Немецкий аэродром после подъёма
Забрался – там еще одно плато с каменными останцами – каменные грибы, если ничего не перепутал. Выглядит все это просто грандиозно: множество причудливых нагромождений из камней, на некоторые можно попробовать залезть.
P1190018
Каменистый склон
Жаль, что погода ухудшалась и на горы опускался туман, да и вечерело потихоньку.
P1190019
IMG_20190911_164957086
Так бы я там полазал. 
Дошел почти до конца плато до какого камня. Высота – 3070 метров. 
IMG_20190911_165335005_HDR
Я на фоне этого камня
В конце плато – очередной подъём на очередной хребет. На карте в этой точке у меня отмечен родник. Родника не увидел, но усилием воли решил, что пора возвращаться. Хотя очень хотелось залезть на этот хребет. Вдруг там Эльбрус виден будет. Но не будет – стоял сильный туман, а встречный альпинист сказал, что выше сегодня вообще снег выпал.
P1190016
Встречный путник
А еще он рассказал, что несколько лет назад пара велосипедистов штурмовали Эльбрус прямо с велосипедами. Вроде бы даже дошли до вершины. Я же, немного полюбовавшись  видами на плато, повернул назад. 
P1190021

Назад, вниз было идти значительно легче и быстрее, тем более приближающиеся сумерки подгоняли.
P1190029
Закат
P1190022
Древняя лава
P1190025
Растение
Снял небольшое видео как я спускался, а когда вернулся на поляну, меня ждал подарок от господина Эльбруса: он ненадолго выглянул из-за туч и дал на себя полюбоваться в лучах заходящего солнца. Классно! Меня это почему-то безумно обрадовало.
IMG_20190911_181928101_HDR
Вечерний Эльбрус и альплагерь
Минут десять у меня было, чтобы пофотографировать гору, а потом Эльбрус снова скрылся за тучи, да и темнеть начало.
IMG_20190911_181938294
Эльбрус
Надо готовиться ко сну и завтрашнему дню. Так как сегодня получилась дневка, то завтра буду покидать поляну Эммануэля.
Завтра у меня один из самых трудных дней в походе -  преодоление перевала Балк-Баши и путь на Хурзук. 
 
Четвертый день, 12.09.2019, поляна Эммануэля – плато в 3 км от перевала Балк-Баши. 17,8 км по навигатору.

Если коротко  - это было нечто, невообразимо тяжело и при этом очень-очень красиво. Пожалуй, самый трудный день за всё время похода. 
Ночью в высокогорье были уже небольшие морозы, и в домике было холодно. Спал плохо, замерз. Встал в 5:20, завтрак, сбор вещей, старт в 7-15.
Ночью погода стояла ясная, звезды светили настолько ярко, что освещали поляну. Отчетливо виден был Млечный путь и на фоне звезд – черная махина Эльбруса. 
Выйдя рано утром из домика, застал рассвет, когда вершины Эльбруса в первых лучах солнца подсветилась неярким желтоватым светом. А вокруг – еще сумерки.
P1190039
Эльбрус в сумерках

В 7 часов я уже был готов к дороге.
IMG_20190912_055012981_HDR
Попрощался с Егерями, вместе понаблюдали, как группа велосипедистов с рюкзачками за спиной бодро проехали мимо лагеря и через какое-то время начали подъём на плато Ирахиксырт. Похоже, они направлялись туда же, куда и я, только налегке.
Я их догонять не стал, а потихоньку двинулся в путь. 
Сначала надо было немного спуститься, чтобы по шаткому мостику преодолеть безымянную речку  - правый приток реки Кызылкол.
IMG_20190912_073117185
Мостик через речку. Сначала велосипед, потом рюкзак перенёс
А после речки начался крутой подъём на плато. Дорога вроде как и есть, но гораздо легче идти оказалось по траве по маленькой тропе мимо пасущихся коров. Дорога была убита в хлам, похоже, по ней просто потоки воды прошли, оставив после себя камни и рыхлую землю.
IMG_20190912_083239714_HDR
Оглядываясь на поляну

Подъём был очень крутой, пришлось снять рюкзак с велосипеда и работать челноком: отдельно затаскивать рюкзак наверх, потом возвращаться за велосипедом и его тащить.  И так на протяжении пары километров. Потом подъем стал выхолаживаться, я вернулся на дорогу, появилась возможность тащить велосипед вместе с рюкзаком.
IMG_20190912_094236457
IMG_20190912_091204884
дорога
Еще позже появилась возможность даже иногда небыстро ехать.
Пейзажи были умопомрачительные: слева раскрывался красавец Эльбрус,
IMG_20190912_093022026
он сопровождал меня всю дорогу на перевал, справа – каменный хребет, а вокруг – огромное плато без единого дерева.
IMG_20190912_094107388
Дорога по плато
Сверху – ясное синее-синее небо
IMG_20190912_094111991
и вертолет, который туда-сюда летал. То ли учения у него, то ли дежурство, то ли искали кого-то, непонятно.
IMG_20190912_102852589
Панорама
P1190041
Не мог остановиться...
Преодолев некий рубеж, дорога сначала пошла горизонтально, а  позже начала сбрасывать высоту, постепенно спускаясь к реке Кызылкол. По спуску сначала можно было ехать,
IMG_20190912_105420507
но чем ниже спускался, тем более каменистой становилась тропа и, в конце концов, часто приходилось спешиваться  и идти пешком.
P1190046
Тропа
P1190048
Тропа. Скоро выйду к реке.
На спуске у одного из ручьёв я сделал небольшой привал, разогрев воду и растворив пакетик с «супом». Ну и чай еще сделал. Решил время много не тратить, подумав, что время идет, надо на перевал еще успеть. Воды тоже с собой не брал, думая, что будут еще ручьи, и  вообще, должен успеть добраться до Хурзука. Это решение мне потом еще аукнулось.
Часам к 12 спустился к реке Кызылкол.
IMG_20190912_120828900
Кызылкол. Панорама
Эта река берет своё начала из ледника Уллучиран и обычно туристы эту реку стараются преодолеть с утра, когда воды мало. Днём ледник начинает таять, и река становится очень бурной, что переходить ее становится опасно, если вообще возможно.  
Это теория. А вот реальность. Целый день терять на то, чтобы дождаться раннее утро, мне не хотелось, поэтому я стал думать, как перейти на другой берег реки. Воды было вроде как не очень много, но поток был очень сильный (и очень холодный), так что вариант перейти вброд отпадал однозначно.  Час или полтора часа я бродил вдоль берега в поисках  подходящего места для переправы и всё-таки нашел условно подходящее место: несколько больших камней, торчащих из реки.
P1190049
Переход через Кызылкол
По ним можно было перепрыгивать до другого берега.  Сначала попробовал перепрыгнуть с заплечным рюкзаком и палаткой. Удалось. Потом – с большим велорюкзаком. Было страшно, но тоже удалось. И в третий заход – с велосипедом наперевес. Тоже удалось. Ура, можно будет двигаться дальше, не ждать утра. Самое страшное в этих прыжках было – не поскользнуться на камнях и не рухнуть в бурлящий поток воды. В обратную сторону прыгать было почему-то страшнее, боялся соскользнуть. Но обувь хорошо держала, так что всё обошлось. Как я прыгал со всем своим барахлом, снять не мог, но снял место переправы.
После переправы надо было найти тропу. Вроде нашел, но она куда-то не туда меня повела. Мне надо было наверх подниматься, а она шла вдоль реки и вообще не по треку. 
Бросил вещи, стал искать другую тропу ориентируясь на навигатор. Нашел. Чтобы двигаться по ней пришлось снова челночить, причем подъём был сильно круче, чем в самом начале. 
P1190053

Тропа периодически терялась, но генеральное направление было хорошо видно – на очередное плато, с которого будет очередной подъём.
P1190055
Мне прямо

Пока забирался, встретил группу пеших туристов, они шли со стороны перевала Балк-баши (жаль, не спросил, откуда именно идут, может быть, можно было бы попробовать пойти через перевал Бурунташ, он ниже и ближе) и спускались к реке. Планировали рядом с ней переночевать, чтобы поутру по малой воде перейти реку и продолжить свой путь. Туристы сильно удивились, увидев меня, ползущим в гору с велосипедом, один из них так и сказал: «отчаянный ты – с велосипедом».  Пожелав друг другу удачи, разошлись, каждый в свою сторону. 
Постепенно подъём выхолаживался,  появилась возможность рюкзак водрузить обратно на велосипед  и тащить всё сразу. Ехать всё равно нельзя было, но хоть так.
Тропа то терялась, то появлялась, но уже шёл напрямик к очередному перевальному взлёту. Этот взлёт отнял у меня последние силы, я понимаю, что уже никуда не успеваю и решил поискать хоть что-то, пригодное для устройства лагеря. Выбрал место между двух больших камней, чтобы немного закрывало от ветра, недалеко от очередного перевального взлёта.
 
P1190056
Лагерь
Ниже была ровная площадка и на ней полянка с выложенными полукругом камнями – видать, место для палатки, но даже эти несколько метров подъёма я не захотел терять, понимая, что потом заново их набирать надо будет. Ну и чем выше – тем раньше в лучах солнца утром окажусь.
И вот тут аукнулось мое решение не брать воду в надежде найти её позже: плато абсолютно сухое, никаких источников воды на нём нет, есть только два полностью высохших русла местных ручьёв. Воды у меня – чуть больше литра, пришлось сильно экономить. Налил стакан воды для чая, добавил немного для варки макарон и оставил чуть-чуть на утро чай сделать. Чтобы умыться, воды уже не хватало, пришлось обойтись влажными салфетками. Положение немного спасли 2 яблока, которые я с собой взял – они сочные были.
В горах темнеет быстро, а еще начал спускаться с гор то ли туман, то ли тучи наползать. И небольшой ветер. В шесть вечера было уже достаточно сумрачно, поэтому немного побродил по плато, посмотрел сверху на то, как из ледника вытекает Кызылкол, на то, как обвалился один из склонов горы и вернулся к палатке. 
P1190058
Исток Кызылкол
P1190060
Пещера - это зачехленный ледник, откуда вытекает река

Сделал себе ужин, но не смог его есть, даже, несмотря на то, что нормально ел только рано утром. Видать, так усталость проявилась. Попил чаю, поковырял ложкой макароны с тушенкой и отложил их на утро. Яблоком обошелся. 
Это была самая экстремальная ночевка: на высоте 3200 метров и без воды. И быстро холодает.
 
Пятый день, 13.09.2019, плато в 3 км от перевала Балк-Баши - Хурзук. 27,6 км по навигатору, 24,5 км по велокомпу.

За ночь замёрз капитально, спал урывками. На себя натянул всё что мог. Впервые, в качестве дополнительного утепления использовал велочехол: прямо в спальном мешке залез в него. Какая-никакая дополнительная защита. Термометр в палатке показывал -2, снаружи, подозреваю, было еще холоднее. Никогда еще так не ждал, когда взойдёт солнце – уже не спал и просто выжидал. А оно всё не выходило. 
В 5 утра я уже совсем не спал и прямо в палатке разогрел остатки воды и сделал себе чай. Подогрел вчерашние макароны. И даже чуть-чуть осталось воды, чтобы почистить зубы.
Удивительно, но несмотря на все трудности, поутру я чувствовал себя вполне сносно. Не простывал, успевал отдохнуть (или это мне так казалось), утром было всегда хорошее настроение, особенно радовался, когда, наконец, солнце осветило мою стоянку.
IMG_20190913_055701062
Когда вышло солнце
Этим утром было примерно так же, только очень холодно поначалу. Пока собирался, было время еще раз прогуляться по плато. Утром оно выглядело не таким мрачным, возможно из-за утреннего солнца.
IMG_20190913_073632465
Оглядываясь на пройденный путь
Еще раз спустился к месту, откуда видна ледяная пещерка, из которой вытекает Кызылкол, сфотографировал её. 
P1190060
Пещерка, из которой вытекает Кызылкол
И ровно в 7 часов стартовал и продолжил свой нелёгкий путь.
Вот что я написал в своём походном дневнике (без какой либо редакции):
«Вот почему другие этот участок проходят за один день (от поляны Эммануэля до Хурзука), а я не смог? До перевала смог дойти только к 13 часам. И это всего ~ 4 км. 
Было не легче, чем вчера, а даже тяжелее. 
Во-первых, без воды, от жажды спасался, надкусывая яблоко.
Во-вторых, ни одного метра на велосипеде. Причем значительную часть пути работал челноком: рюкзак отдельно, вел отдельно. И чем выше становилось, тем короче дистанция.
Где-то по пути смог раздобыть воды из ручья.
Достигнув перевала, что-то никакой эйфории не испытывал. Было – «ура, наконец-то», «я молодец, я смог». Перевал достиг в 13:13. Снял записку, положил свою»
.
А теперь расскажу, как это выглядело, подробнее.
Почти сразу же начался подъём на очередной перевальный взлёт. Это неудивительно, так как лагерь стоял рядом с ним. Сначала тропа шла под тем углом, когда реально было тащить велосипед с рюкзаком. И это было хорошо. Но когда тропа свернула с отрога и пошла вглубь горы, пришлось поработать челноком. Поначалу получалось чередовать  челночество и тасканием груженого велосипеда. Для ускорения я уже не крепил рюкзак, а вешал его прямо поверх пенки с палаткой (они были закреплены прямо на багажнике). В заплечный рюкзак была сложена часть вещей из велорюкзака, он всегда был на моих плечах. Силы как то быстро кончались. То ли склон очень крутой, то ли высота сказывалась. Таскание вещей давалось очень тяжело.  Даже пустой велосипед тащил каких-то жалких 10-20 метров с перерывами. Рюкзак тоже тащил 10-20 метров и всё, не мог больше.  С собой у меня был баллон с воздушной смесью для дыхания. Решил для восстановления сил и профилактики горной болезни попробовать его использовать. Вскрыл, делал несколько вдохов и шёл дальше. Не знаю, помогло мне это, или нет.
Чем выше забирался, тем больше от тропы оставалось только одно название. Если бы не метки, то вообще можно потерять её. 
IMG_20190913_082802849
Это тропа. Впереди наверху виднеется мой велосипед

Но зато чем выше поднимался, тем более замечательные виды открывались взору.  Если смотреть на север, то виден Бербамыт, если смотреть прямо перед собой, то почти на уровне глаз и близко-близко – Эльбрус. На восток – виднеется плато Ирахиксырт, по которому вчера поднимался. А справа – склон той горы, по которой я поднимался.
IMG_20190913_123709648
Оглядываясь назад

IMG_20190913_123713498
Прямо передо мной - склон Эльбруса
У меня в телефоне стоит приложение с картой, в которую я также загрузил свой трек. Так на этой карте недалеко от перевала  была отмечена точка как «родник» прямо на ручье, который, если верить карте, протекает ниже тропы. Дойдя до места, отмеченного на карте, визуально ничего не увидел (кроме очередного круга, выложенного камнями), но оставив всё и взяв только бутылку, спустился на место, где этот ручей должен протекать. Действительно, если прислушаться, то становится слышно журчание ручья. Но самого ручья не видно, журчание издавалось из-под камней. Решил пройтись по ручью. И нашел относительно большой камень, за которым ниже по течению было немного расчищено место, и там видна была вода. Это была очень хорошая новость! Бутылкой туда не подлезть, но можно с помощью кружки набрать воду. Я поднялся до велосипеда, взял вторую бутылку и кружку, вернулся и набрал воды. И с таким удовольствием попил свежей водички, что даже настроение улучшилось!
До перевала оставалось вроде немного, но как тяжело давались эти сотни метров. Перед самым перевалом склон стал еще круче и каменистей, мне приходилось велосипед уже чуть ли не на себе тащить. По камням ехать он вообще не хотел. 
Но всё-таки к часу дня я выбрался на перевал! 
IMG_20190913_130355136
Оттуда пришел
IMG_20190913_130433539
Туда спускаться
IMG_20190913_130535068
Балк-Баши с видом на Эльбрус

Как только поднялся на него, там почувствовал сильный ветер. Наверху вообще было не жарко. Солнце вроде светит ярко, даже слепит, когда идешь – не холодно. Но как только останавливаешься, быстро остываешь. Так что на перевале я был уже в куртке, в шапке и шарфе с перчатками на руках.
IMG_20190913_130615056
Себяшка на перевале
И в теплых носках.
На перевале я провел около получаса, отдохнул, снял перевальную записку с шоколадкой,
IMG_20190913_131020499
Перевальная записка
оставил свою с леденцами. В записке допустил ошибку. Не в Хасаут я шел, а спускался в Хурзук и дальше ехал в Зеленчук.
IMG_20190913_132250710
Моя записка. в ней закралась ошибка
Потом устроил фотосессию, сделал пару «себяшек» и просто полюбовался местами. Как потом выяснил, высота перевала всего на 76 метро ниже высоты горы Фудзияма. Приятно осознавать, что я забрался на такую высоту. Видать, предварительные тренировки и восхождения повлияли: никакой горняшки не схватил, никаких болезней, только слабость была на высоте. На всякий случай – лучше всё-таки с собой брать баллончик с воздушной смесью. Весит немного, но может помочь компенсировать недостаток воздуха. 
Где-то внизу  должен быть Хурзук, куда мне надо добраться. 
IMG_20190913_133124316
Балк-Баши с велосипедом
IMG_20190913_133322609
велосипед на перевале

Отдохнув и налюбовавшись  красотами, сложил все свои вещи как положено и начал искать спуск с перевала.
P1190071
Не так-то легко оказалось найти тропу, сначала меня понесло прямо по крутому склону в ущелью, но быстро сообразил что-то не так. Включил навигатор на телефоне и по нему стал искать тропу. Какое-то время мне пришлось идти по траверсу склона, не спускаясь и не поднимаясь, пока не дошел до меток. Дальше всё оказалось проще – идти по синим меткам вниз, главное, их не терять.
P1190075
Со стороны спуска
Пока шел по каменным осыпям, ориентироваться можно было только по меткам, когда спустился ниже, уже сама тропа стала хорошо читаться.
Вот что писал в дневнике: «Долгий оказался путь. И каменистый. Велосипед постоянно заносило в разные стороны. От напряжения и необходимости держать зажатыми тормоза очень уставали руки. За время спуска три раза упал».  Действительно, было нелегко, но всё равно, гораздо легче, чем вверх ползти. Не забывал иногда останавливаться и фотографировать красоты.
P1190078
След
Сзади оставался  красавиц Эльбрус и от него я уходил всё дальше и дальше.
P1190080
Эльбрус остался позади
P1190081
По эту сторону склона было гораздо теплее, и только иногда ветер приносил прохладу. Я даже постепенно снял с себя часть одежды. 
P1190077
Вид на долину со склона

Вот уже закончился спуск по склону, который примыкает непосредственно к Балк-Баши и продолжился по безымянному отрогу.
P1190079
Путь по отрогу
На нем есть несколько мест, огражденных кругом из камней, где теоретически, в случае необходимости, можно поставить палатку. Но мой спуск продолжался. На границе, где началась трава, я прикрутил педали в надежде, что дальше можно будет ехать. Оказалось, что рано прикрутил. Перед самым окончанием спуска мне надо было преодолеть безымянный ручей. Спуск к нему был очень крутой, а после ручья – очень крутой подъём к тропе. Сама тропа была очень узкой, места было мало. С одной стороны – склон горы, с другой – обрыв в речку. Я смог затолкать велосипед, попробовал поехать по тропе, но зацепился педалями за склон и очень хорошо упал. Хорошо, что не в обрыв. Поэтому дальше аккуратно шел пешком, пока не выбрался в долину. В долину, где уже паслись коровы, я спустился к 16 часам. Тут же отоварился у местного пастуха – он продал мне литр молока и килограмм сыра. И хлеба кусок дал в нагрузку. Убирать всё это не стал, там же, прямо не отходя от его домика, выпил молоко, поел сыра и закусил хлебом. Это был мой такой обед. 
Пообедав, решил спускаться в Хурзук. Для этого надо проехать еще 20 км вниз по каменистой дороге. Хотелось там найти домик, где можно будет принять душ и в тепле переночевать. В принципе, разгонялось хорошо, но часто приходилось тормозить – много разных камней на дороге и сама дорога – это камни. Один раз неудачно проехал, и очередной раз свалился с велосипеда. Обидно, но не смертельно. 
 В самом начале долины пересекал много ручьев – это были источники нарзанов. Но не останавливался – хотел успеть добраться до поселка пока светло (темнеет рано в горах). Ехал навстречу солнцу,
P1190082
Между гор
оно очень красиво подсвечивало долину.
P1190083
Красиво там. 
P1190084
Оглядываясь назад
Сама дорога несколько раз пересекала реку Уллухурзук несколько раз, но не вброд, а по нормальным таким мостикам. На противоположном склоне рос густой лес (значит, сброс высоты был уже значительный), иногда места напоминали Карелию: сосны, грунтовая дорога, камни. А далеко впереди  в дымке – гора, как бы замыкающая долину, визуально делающая её обособленной от всего мира.
В Хурзук въехал примерно в 18 часов, уже скоро должны наступить сумерки. Начал искать ночлег. Медленно проехали мимо домов в поисках живой души. Никого. Через какое-то время мне повстречался местный житель, я спросил у него, где можно переночевать. Но ничего лучше, чем попробовать попросится в мечеть, он не посоветовал. Показал, в какую сторону ехать и я поехал. Увидел магазин, решил там спросить. Обычно продавцы знают всё. Она позвонила своей знакомой и та за 500 рублей согласилась меня принять. Продавщица подсказала, как добраться до дома и я поехал.
Меня встретили очень приветливо. С теплым ночлегом вопрос был решен, а вот насчет помыться  - нет. С водой оказались трудности, пришлось довольствоваться ковшиком с теплой водой. Но и то неплохо. Несколько таких ковшиков – и я почти чистый. После меня угостили чаем с плюшками и местным сыром. Наелся, что не стал даже ужин делать себе.
Поел, попил, можно ложиться спать.
 
Шестой день, 14.09.2019, Хурзук - Зеленчукская. 95,5 км по навигатору, 95,7 км по велокомпу.

Хорошо спалось. В мягкой то постельке. Проснулся, приготовил завтрак, собрался. Попил с хозяевами чаю, попрощался и выехал в 8 часов. 
P1190085
Утро в Хурзуке

Дорога до самого Карачаевска идет преимущественно под уклон по неплохому, а на участке от Эльбрусского до Камменномоста – по новому асфальту. В результате первые 55 км пролетел за 3,5 часа.  Давно забытые ощущения скорости. Всё-таки быстро ехать на велосипеде в сто раз лучше, чем тащиться, ведя его под уздцы. По пути в Карачаевск в районе Эльбрусского есть непонятное место, где стоят заброшенные полуразрушенные дома, фундаменты части из них хорошо подмыты рекой. Что это за место – непонятно, возможно когда-то была база отдыха.
P1190089
Развалины
P1190090
Река подмыла берег
Кстати, из Эльбрусского горы Эльбрус не видно.  Почему этот поселок так назвали – непонятно. 
Еще по пути встречается местная достопримечательность – «Замковый камень» или «Камень Карчи». Вот что нашел о нем в Википедии: «Камень Карчи (карач.-балк. Къарча-Таш) или Замковый камень (карач.-балк. Къадау-Таш) — камень, находящийся у впадения в Кубань притока Худес, почитается карачаевцами. Название связано с легендарным предводителем карачаевцев Карчой.
В публикациях XIX и XX веков высказывались предположения о том, что это метеорит, данная теория до сих пор популярна у экскурсоводов и в путеводителях. Современные исследования установили магматическое происхождение камня».
P1190091
Замковый камень

Сейчас это место ухожено и облагорожено, вполне можно остановиться, отдохнуть, чаю попить в беседке.
P1190093
Место отдыха
Там я немного отдохнул и поехал дальше. 
P1190092
Дорога идет вдоль реки Кубань
В Новом Карачае не стал, как это было запланировано, забираться в гору к старой церкви, а поехал прямо, до кругового перекрестка в поселке Кумыш.
P1190094
Дорога за пос. им. Коста Кетагурова
P1190095
Нос горы
P1190097
Памятник защитникам перевалов
P1190099
Там  решил попытать счастья и на развилке трех дорог (из Карачаева, из Черкесска, из Зеленчука) узнать насчет автобуса до Майкопа. Решил сократить маршрут, исключив из него Софийские водопады и перевал Пхия. Подъехал на круг и обнаружил маленькую автостанцию. Там узнал, что 13-13:30 будет проходить автобус Черкесск – Майкоп – Москва. Сам автобус большой, с багажником, но и народу немало. Как сказала кассир – по субботам народ едет на вахту в Москву. В общем, решил дождаться автобус и узнать всё у водителя. Ждать пришлось недолго, минут через 30-40 он подошел. Как и говорила кассир, автобус был забит под завязку, мне не удалось в него попасть. 
Обломавшись с автобусом, собрался ехать в сторону Зеленчукского. А сразу за автостанцией дорога проходит через тоннель. Место достаточно неуютное и опасное (как во всех тоннелях). Я договорился с водителем автобуса, что потихоньку поеду вперед, а он своим автобусом будет прикрывать меня, пока я преодолеваю тоннель. Я медленно поехал. Дорога от станции стала забирать в горку, поэтому быстро ехать не получалось. Уже добрался до края тоннеля, а автобус всё стоял. Я не стал его ждать (неизвестно, сколько он там еще простоит) и двинулся внутрь, включив все свои габаритные огни. Светоотражающую жилетку потерял где-то в горах, к сожалению. 
Благополучно проехав тоннель,
IMG_20190914_132649989
Проехав тоннель
остановился, чтобы переодеться  в летнюю одежду. Спустившись  с гор, попал в настоящее лето: +30 точно было. Там же и перекусил, чем Бог послал.
До Кардоникской было около 15 км, до Зеленчука – 26. Время – около 14 часов. Можно двигаться вперед.
P1190100
После тоннеля

Вот только быстро двигаться не удавалось: дорога все время забиралась вверх. Не так круто, как дорога на Джилы-Су, но все равно ощутимо. 
IMG_20190914_135234663
Виды после тоннеля и дорога до Кардоникской
Причем я сначала не понял, почему так медленно и трудно едется, вроде асфальт и гор нет, пока не оглянулся назад. Оказывается, я уже довольно хорошо забрался вверх. Дальше приходилось иногда спешиваться (да, я не лютый спортсмен) и идти пешком. Сначала это меня раздражало, а потом как-то незаметно успокоился и принял этот факт. 
За 5 км до Кардоникской дорога вышла на перевал и начала спускаться.
IMG_20190914_151209763_BURST000_COVER_TOP
На дороге
В городок въехал достаточно бодро с хорошей скоростью. Там я нашел один известный сетевой магазин, купил воды, банан и мороженое, у входа подкрепился купленным. Посмотрел на карту, сверился с часами, решил ехать до Зеленчукской, решив, что там точно найду ночлег. Не хотелось ночевать в палатке, а очень хотелось принять душ.
Дорога снова начала набирать высоту, но мне удалось не спешиваться, и взять перевальчик не слезая с седла. Возможно, сил предали банан и мороженое. Где-то к 17 часам въехал в Зеленчукской. Сразу на въезде увидел АЗС, на ней надпись – гостевые номера. Недолго думая решил там заселиться. Номер обошелся в 600 рублей, что меня вполне устраивало. В номере душ, горячая вода, чайник и телевизор. Номер двухместный.
Закинул вещи, хозяин заправки отвез меня на автостанцию, где я мог узнать все про автобусы. Мысль сократить часть маршрута не отпускала меня. 
Узнал. Есть несколько рейсов на Майкоп, утренний автобус (в 10:10) может быть большим. На него и попытаюсь  попасть завтра. В крайнем случае – на автобус 11:35 до Невинномыска (но это совсем крайний случай, не хотелось бы его использовать).
IMG_20190914_165614074
Расписание на автостанции

Похоже, у меня началась традиционная походная ломка. Вот что написал в своём дневнике: «Продолжать поход сильного желания нет. Устал».
Вернулся в номер, умылся, постирался, приготовил ужин и стал отдыхать. Завтра должно всё решиться.
 

Комментарии
Andrey_usas08.12.19, 10:29
Да не было страшно. За весь поход в гордом одиночестве (так, что 
это прямо чувствовалось) я ночевал два раза: высотная ночевка и последняя, перед Грачевским перевалом. остальные - недалеко от людей. Да и поход не по пустыне был, часто с людьми пересекался. Иногда не хватало кого нибудь в поддержку или в помощь (как в случае взятия перевала Балк-Баши)
Andrey_usas08.12.19, 10:26
Общий бюджет на всё ориентировочно 20-25 тыщ был. Плюс билеты на поезд. 
Продукты самые обычные, крупы-макароны, мясо в банках (тушенка, курица с/с), фруктов-овощей немного было. Сублимированного мяса и спец продуктов не было однозначно.
если встречались кафешки, то не упускал возможности в них поесть
Почему одному страшновато? Вон Конюхов всегда один путешествует и не там бывал! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Краснодарский
еще маршруты
О Маршруте