Краснодарский край / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Северный Кавказ 2019. Перевалы – это вам не игрушки и прочие прелести гор. Путевые заметки.

8 - 24 сентября 2019 г.
Гуамка и Пшехский водопад 
Глава о том, как попасть из Зеленчукской в Майкоп за 4 часа. Из Майкопа в Гуамку, прогулка по ущелью. Гуамка - Водопад Пшехский - Отдаленный - Грачевский перевал - Лазаревское
Седьмой день, 15.09.2019, Зеленчукская – Табачный. 227,8 км по навигатору, 25,5 км по велокомпу.

«Бабло побеждает зло и как оказаться в нужное время в нужном месте»

Собравшись утром, как и планировал, к 9-15 подъехал к автостанции и стал ждать автобус на Майкоп. И какое же у меня было разочарование, когда узнал, что этот автобус – микро, наподобие наших маршруток («Газель» или «Вольво»). Я уже и так и так прикинуть, как же можно в него загрузиться. И водитель мне показал, как выглядит багажник у микроавтобуса – в него ничего не влезет. Единственный вариант  хоть как то загрузиться – занять весь задний ряд кресел. Я сел на лавочку и стал думать, что делать. Оставаться совсем не хотелось. Минут 15-20 размышлял и всё-таки решил выкупить задние места за 1500 руб. Один билет до Майкопа стоил 530 рублей, таким образом, я мог выкупить три места из четырех. Уж больно не хотелось ехать лишних 200 км по трассе. 
Водитель согласился (а что, лишних 1500 руб. на трассе не валяется) и мы с ним начали грузить мой велосипед с рюкзаком. Поочередно снял поклажу с багажника, снял переднее колесо, всё это загрузили на задние сиденья. Всё получилось. Я освободил себе местечко, занял его и стал ждать отправления. 
Автобус постепенно заполнялся людьми, по пути становясь всё больше похожим на челнок-мобиль.
IMG_20190915_123718239
Челнок
Под конец пути он был целиком забит мешками, баулами, сумками, коробками и людьми. И один человек даже смог присесть на места, занятые мной и велосипедом. Не знаю, насколько уму было комфортно – в спину ему упиралась рама велосипеда. 
В пути сделал вывод о правильности принятого решения: на участке от Сторожевой до Кобу-Баши федеральная трасса представляла собой каменистую щебеночную грунтовку, по которой мы еле ползли. Было много машин, пыль стояла столбом. На велосипеде там было бы вообще жутко. 
Перед въездом в Майкоп трасса превратилась в современный многополосный автобан с развязками и большим трафиком. На одном участке тоже шел ремонт, который спровоцировал вялотекущую пробку. И это в воскресение днем. Что там в утренний и вечерний час пик бывает – не представляю.
В 14 часов приехали в Майкоп к вокзалу, где мне помогли выгрузиться. Итого 200 км я проехал за 3,5 часа и сэкономил 2,5 дня. 
P1190102
Вокзал Майкоп

Собрав велосипед и водрузив на него багаж, медленно поехал по городу в поисках места, где я мог бы пообедать. Нашел шаурмяшную, где местный парень предложил попробовать туркменскую кухню и отвел меня в кафе, где купил их национальный суп (забыл, как он называется). Очень сытный, вкусный.
Выехав из Майкопа, потихоньку начал задумываться о ночлеге. Прикинул, что вполне смогу доехать до Курджипской и там уже поискать место.
Дорога из Майкопа сначала огибает гору, немного забираясь на неё, потом спускается с горы и после идет недалеко от реки Курджипс, понемногу набирая высоту до самой Дагестанской. Немного (километров 5) не доезжая до поселка Курджипская,  увидел баннер с рекламой термальных источников и домиков. Решил свернуть и узнать, что там за домики такие. Домики есть. По 2500 руб. за домик. Отдельно койко-место не продают. Этот вариант отпал. 
А рядом с источником за забором стоит большой дом и много народу. Я спросил у охранника источников, что это за здание. Он сказал, что там баптисты собираются на свои службы. Решив, что за спрос не бьют, решил узнать, может, там удастся переночевать. Заехал на территорию и у первых попавшихся людей задал свой вопрос.  Люди как то оживились и начали спрашивать уже всех своих.
В том здании (как я понял, это была гостиница) возможности переночевать не было. Пока народ решал, как мне можно помочь, одна семья пригласила меня с ними подойти ближе к зданию и там взять себе обед  - у них в этот день был праздник урожая и я попал как раз к концу их службы, после которой началась раздача еды. Мне достался лангман. Тем временем решился вопрос с ночлегом: меня пригласила к себе в дом одна многодетная семья, где родителей зовут Паша и Света. Для этого мне надо было после трапезы проехать немного в обратную сторону – до поселка Табачный.  Я согласился, там обратно всего 5 км надо проехать было, причем мой рюкзак они предложили отвезти на своей машине. Съев половину лангмана, выехал по указанному адресу. У самой точки назначения меня догнали Паша и Света со своими детьми на своей машине. 
Домик оказался старый, как понял, достался от государства, они его воспринимают как временный и в данный момент строят большой новый дом для всего семейства в другом месте. 
Поел, принял душ, пообщался, детям показал фотки, что были на телефоне, и лег спать. 
Хороший день был. Как только оказался в Майкопе, меня отпустили мои ломки и я мог спокойно продолжать свой путь.  Завтра по плану – добраться до Гуамки. Там запланирована дневка.
 
 
Восьмой день, 16.09.2019, Табачный - Гуамка. 46,9 км по навигатору,47 км по велокомпу.

Достаточно простой день оказался. Попрощался с семьей, угостил их сыром, обменялись контактами. Выехал в 8 утра.
До ст. Дагестанская идет асфальт, дальше надо было свернуть направо, перейти реку Курджипс и по тропе добраться до Красного Дагестана, где снова выйти на асфальт и там уже попасть в Гуамку. 
Через реку перекинут висячий мост,
P1190105
Мост
перейдя по нему на другой берег,
IMG_20190916_103054184
немного отдохнул и поехал дальше по грунтовой дороге. То, что на карте было нарисовано как тропа, на местности оказалась обыкновенной грунтовой дорогой. В целом даже неплохой, только в середине были большие лужи и грязь. По ней могут ездить машины, но не всякая сможет проехать насквозь: в одном месте дорогу пересекает ручей, там образовалась низина с резким спуском и подъемом. Это место я прошел пешком. 
Дорога вывела меня в Красный Дагестан и, проходит поселок насквозь и выводит на асфальтовую дорогу Ширванская – Гуамка. Два года назад я по ней уже ехал, только в обратном направлении и помню, что ехал преимущественно под гору. Ну, к этому я был готов, поэтому неспешно поехал вверх.  Еще вчера решил ехать сразу в Гуамку, а не в Мезмай, как планировалось изначально. Логика была простая: снять номер, оставить все вещи и по ущелью погулять уже налегке. Время показало правильность этого решения. 
Не доезжая до Нижегородской встретил термальный бассейн, где решил отдохнуть, покупаться, покуда время позволяло. Бассейн стоит 400 рублей в будний день, на весь день с 9 до 18 часов и можно в течение дня приходить и уходить. 
IMG_20190916_123552577
Термальный бассейн
В бассейне я хорошо прогрелся – вода в бассейне была 37 градусов.  Из скважины в бассейн поступает вода температурой 80 градусов и разбавляется холодной водой из Майкопского водовода. После холодных ночей хорошо прогреться было делом приятным и нужным – в сочетании с чаем и медом  - хорошая профилактика простуды. 
Через 2 часа двинулся дальше, в Гуамку, до которой оставалось километров 10. Примерно часам к четырем приехал в поселок и начал искать жилье. Жилье было, но непонятна была цена. В результате нашел хостел «Гуамка» за 600 рублей за койку. Номер снял сразу на 2 дня. Я был единственным гостем в хостеле и мне достался целый двухместный номер. 
IMG_20190916_155524720
УЖД в поселке

IMG_20190916_180638035
Бывший вокзал Гуамка
Хостел находится почти у самого входа в ущелье напротив одноименного отеля. В этом же отеле регистрируешься и у них же можно пообедать относительно недорого. 
Закинув вещи, пошел гулять. Узнал, что изменилось расписание работы туристической  Гуамской УЖД. Раньше выходной день у них был по понедельникам и в этот день вход в ущелье был свободным, теперь выходной – вторник. И изменились часы работы. Раньше – с 9 до 17, теперь с 11 до 20 часов. Таким образов, бесплатно можно было гулять до 11 утра и после 20 вечера, по вторникам – весь день. 
Мне повезло. Я приехал в понедельник вечером, а значит, завтра могу спокойно попасть в ущелье и целый день там гулять. После забрался на смотровую площадку, 
IMG_20190916_171332176
Тропа на смотровую
откуда открывается вид на саму Гуамку и на окрестности.
IMG_20190916_172039168
Вид на Гуамку
IMG_20190916_172420443_HDR
А это я на фоне Гуамки
Полюбовавшись, двинулся дальше.
IMG_20190916_173535439
Это был водопад
И тропинка вывела меня… на грунтовую дорогу, чего я вообще не ожидал.
IMG_20190916_173055465
Дорога Гуамка - Мезмай
На карте там никаких дорог нет, только тропинки. Эта тоже была «тропинкой». Сама «тропинка» на карту была нанесена правильно, и по ней я спустился обратно в поселок. Потом я выяснил, что эта дорога ведет от Гуамки до Мезмая.
Начинало темнеть, поэтому мне оставалось только зайти в магазин и вернуться в свой номер.
В Гуамке неожиданно работает Теле 2, поэтому посидел в интернете, загрузил некоторые фотки и стал готовиться ко сну. 
Всё хорошо,  только какие-то грызуны в потолке скреблись, как будто грызли то ли перекрытия, то ли еще что-то. Потом мне сказали, это какие-то местные белки были. Сам хостел, если честно – на троечку: Ни чайника, ни электроплитки, кухни вообще нет. Санузел убитый. Не стоит он 600 рублей за койку. Ну да ладно. Главное, есть горячая вода, душ и кровать.
Нагулялся так, что писать дневник в этот день не стал, сразу уснул.
 
Девятый день, 17.09.2019, Гуамка, дневка. Прогулка по ущелью до Мезмая и обратно.

IMG_20190917_161945168 IMG_20190917_161945168
IMG_20190917_163725184 IMG_20190917_163725184
IMG_20190917_163825860 IMG_20190917_163825860
IMG_20190917_163914285 IMG_20190917_163914285
IMG_20190917_164041999 IMG_20190917_164041999
IMG_20190917_170032456 IMG_20190917_170032456
IMG_20190917_172001560 IMG_20190917_172001560
IMG_20190917_172328208 IMG_20190917_172328208
В 8 утра пошёл гулять. Хорошо рано утром идти в такие места – народу нет, один на всё ущелье. Два раза обгоняли ранние пташки и больше никого. 
P1190109
У паровозика выходной
P1190112
Вход в ущелье

Хоть я и был здесь 2 года назад, меня это место не переставало восхищать. Да и как оно может не восхищать? Настолько оно…. Ну не знаю, атмосферное…
P1190138
Сумеречное, загадочное, немного суровое и оччччень красивое.
P1190132
Настоятельно рекомендую к посещению это место, причем лучше идти рано-рано утром гулять, когда народу мало. 
IMG_20190917_084759208_HDR
IMG_20190917_085727589
IMG_20190917_090136230_HDR

Весной, когда в реках воды много, ущелье заполнено шумом воды, внизу вода бурлит и переливается. В этот раз я был осенью, вода низкая и река гораздо спокойнее была.
P1190129
Курджипс
Но при этом не менее опасная. Были участки спокойной воды,
P1190136
IMG_20190917_162240043
то так же были участки, где вода бурлила, образовывая водопады и пороги.  И над водой высокое и узкое ущелье с железной дорогой,
IMG_20190917_161945168
построенное заключенными в вырубленной скальной полке.
P1190135
1935
Все так же на дне ущелья лежит тепловоз, который рухнул туда в начале двухтысячных. Несколько предупреждений об опасных участках. По пути встречаются мемориальные доски в память о погибших посетителях.
IMG_20190917_100602814
Почти каждый год ущелье собирает дань в виде человеческих жизней. Подозреваю, что большая часть трагедий случается из-за человеческой глупости и бравады. С горами не шутят, ноне все это понимают. Не надо там бегать и скакать. Забираться, куда не следует, а велосипедистам – ехать на велосипеде. Ущелье проходить надо пешком, ведя велосипед под уздцы. Тропинка там узкая и идет по самому краю полки. 
IMG_20190917_093651852
И вообще, зачем там торопиться?
IMG_20190917_094937872
IMG_20190917_095816705_HDR
Там хорошо гулять неспешно, впитывая в себя окружающий мир, запоминая его, думая о смысле жизни и ахая от красоты и величия.
IMG_20190917_100443633

IMG_20190917_100706273
Недалеко от начала ущелья со стороны Мезмая есть несколько полян, где вполне можно остановится с палаткой на ночь.
P1190139
Одна из полян
За два года в ущелье произошли некоторые изменения. Маршрут экскурсионной дрезины продлили до самого обвала, места, где когда-то прошла сель и снесла пути. Там поставили маленькую платформу.
IMG_20190917_104403126
Платформа
P1190141
После места обвала,
P1190145
пути тоже укрепили, подсыпали щебенку, поставили платформу и от обвала до самого Мезмая пускали дрезину.
P1190143
P1190146
По рассказам, дрезина ходила до февраля 2019 года, потом что-то у них пошло не так. По слухам – что-то связанное с бизнесом из Москвы. Остались только остановки, указатели и укрепленные пути, дрезины не было. 
IMG_20190917_111238454
Какие-то стены
P1190148
Карта достопримечательностей

К 12 часам вышел к Мезмаю.
P1190153
Вокзал Мезмай. за 2 года пообтрепался
Там сделал небольшой перерыв с перекусом (у самых путей в начале поселка есть столик со скамейкой, где можно посидеть и перекусить).  После перерыва пошел в Курджипское ущелье до водопада Исиченко. Дорога (точнее, тропа) недолгая, но крутая. Чтобы без проблем пройти по тропе, которая шла по крутому склону, нужна хорошая обувь. И уж точно там нечего делать в шлёпках. 
IMG_20190917_131346991
Тропа к водопаду
Тропа представляет собой каменистый подъём, иногда это каменные ступени и корни, за которые надо держаться, иногда – тропка, идущая над рекой или вдоль реки.  По пути к водопаду путь пересекает другой водопад (Сандиков), к осени полностью высохший. В самом начале пути встречается водопад «Шестиметровка», больше похожий на пороги.
Добравшись до водопада, полюбовался им. Водопад Исиченко – это река, вытекающая из одноименной пещеры и сразу обрушивающаяся в Курджипс.
P1190158
P1190159
Даже осенью водопад был красив и гремуч, какой он весной, в большую воду – трудно представить. Наверняка еще более зрелищным. 
Налюбовавшись, повернул обратно. Аккуратно сползая с камней, добрался до начала долины, где есть очень красивое место: в конце водопада Шестиметровка есть заводь, где теоретически можно купаться и вода прозрачная-прозрачная, аж лазурная. 
IMG_20190917_132626931
Лазурная заводь
И дно видно. Только не стал я купаться, уж больно холодная река. 
Выйдя обратно в Мезмай, стал искать, где-бы перекусить. Очень есть хотелось. Оказывается, в поселке есть всего одно кафе и по вторникам оно не работает. Сегодня вторник. В принципе, не удивительно, учитывая, что у железной дороги тоже выходной. Тогда нашел магазин купил перекуса, вернулся к тому же столику у рельс и принялся за обед. Пока обедал, думал, как лучше возвращаться: по верхам, через разные смотровые площадки, или тем же путем, как я пришел сюда, то есть, по ущелью. 
Времени было уже больше трех часов, поэтому я не стал рисковать и принял решение возвращаться через ущелье.
IMG_20190917_162746238
Присел, задумался...
Итого, я уже в третий раз поахал от него.
IMG_20190917_172328208
Наступают сумерки

Выйдя из ущелья, скинул в номере всё лишнее и, пока не стемнело, сгонял в магазин.
IMG_20190917_181016896
На ужин были пельмени с пивом.
IMG_20190917_184027879
Пельмени с пивом

Весь вечер сидел и писал дневник за сегодня, вчера и немного позавчера. Написал. Теперь можно ложиться спать. Завтра выдвигаюсь в сторону Отдаленного. И еще надо будет думать насчет Пшехских водопадов.
 
Десятый день, 18.09.2019, Гуамка – поляна у дороги на Водопадистый (1500 МУР). 43,6 км по навигатору, 43,7 км по велокомпу.

Выехал к 8 утра. Погода в этот день была очень ветреная, на небе собирались причудливые облака.
IMG_20190918_080008100
Утренние облака
IMG_20190918_080016079_HDR
Я не поленился, и сделал пару фотографий. Дорога, как многие местные грунтовки – каменистая, периодически с грязью. Я знал, что снова еду в горы. Собственно, прямо из Гуамки она начала идти вверх. Но в целом – терпимо. А может, это я отдохнул. Через некоторое время дорога пошла под уклон, стало достаточно хорошо ехать. Вот не знаю, может зря в прошлый раз не поехал по маршруту. Хотя, тогда были сплошные дожди, и эта дорога вполне могла быть трудно проходимой. По ней хорошо ехать только в сухую погоду, какая меня застала в этом походе (еще ни разу под дождь не попал). В дожди она становится мало-проезжаемой, о чем свидетельствуют сохранившиеся грязевые участки, где приходилось пробираться по краю или рядом с дорогой, или рисковать, проезжая прямо по грязной луже. 
Через какое-то время я выскочил на широченный перекресток, которого на карте не было: поперек проходит широкая щебеночная дорога, и дорога, по которой я ехал, начиная от перекрестка, тоже превратилась в широкую щебеночную дорогу, практически шоссе.
IMG_20190918_091346598
Дорога
Такое ощущение, как будто новую дорогу прокладывают куда-то в горы. Встретил местного тракториста, который укатывал эти дороги, и он сказал, что поперечная дорога – это следы прокладки водовода. С верховьев собирают воду и по водоводу отправляют её в Майкоп. Таких водоводов на своем пути встретил несколько. Две нитки по пути в Гуамку и вот еще нитки.
Проехав перекресток с ветерком спустился до пересечения с дорогой Черниговская – Отдалённый (Шпалорез).  Честно говоря, дорога, по которой мне предстояло ехать ближайшие 20 км, меня совсем не обрадовала: пыльный грейдер, постоянно поднимающийся в гору, с трафиком, в том числе, большегрузами. Я плевался, ругался, но продолжал свой путь по нему. Иногда дорога прерывала свой подъём, тогда моё движение ускорялось. На одном из спусков увидел, откуда выезжают все эти большегрузы, и надо же так было случиться, что именно там меня занесло, и я прямо на дороге навернулся. Хорошо, что ехал не быстро и ближайший грузовик был далеко и водитель видел меня, поэтому не разгонялся. Поднялся, отряхнулся и продолжил спуск. Скоро добрался до развилки, моя дорога ушла направо и вверх, а дорога с грузовиками – вниз и прямо. Там я сделал небольшую остановку, увидев домик: решил спросить насчет воды, у меня она кончалась. Постучался в ворота, поговорил с местным работником. Он рассказал, что дальше есть некий кран, из которого можно набрать воду, но при этом взял мои бутылки и набрал мне воды. Еще предложил яблок, которые в изобилии были на территории. Сказал не стесняться и что они очень вкусные. Немного набрал себе их. Попрощался, вернулся к своему велосипеду и пошел дальше. Ехать было никак, больно круто дорога поднималась вверх. 
IMG_20190918_091352045
Дорога вверх

Ветер усиливался, я наблюдал, как на небе собирались кольцеобразные облака,
IMG_20190918_104533667
таким образом, что в центре этих облаков образовывалась туча, похожая на летающую тарелку.
P1190164
Летающая тарелка
Где-то должна хорошо грянуть гроза или даже ураган. Но меня там уже нет. Ветер был холодный, но солнце припекало, в результате я одновременно потел и замерзал. Пот от напряжения лил градом, футболка стала мокрой насквозь, потом намокла и кофта. Возможно, специальная одежда с такой ситуацией справилась бы лучше, но у меня такой нет. Мне становилось холодно, но пот продолжал идти. Неприятно. 
Пройдя немного, я увидел этот кран. Действительно, из него вполне можно брать воду.
P1190165
кран с водой
Я там сделал небольшой привал, съел яблоко. Вкусные, сочные, не обманули люди с водокачки.
Собравшись силам, продолжил путь (пешком, конечно же, подъём крутой был).
К 14 часам я дошёл-таки к повороту на Водопадистый. На повороте устроены две беседки со столиками, неподалёку есть родник. Тут я устроил нормальный обед с горелкой, с горячей едой, с чаем.  Пока обедал, размышлял, что делать дальше. На обед ушел час, за это время я отдохнул, повеселел и решил всё-таки ехать на Водопадистый: негоже быть в 15 км от них и не заехать, не посмотреть самые высокие на Кавказе водопады, как бы сложно не было бы туда добираться.
IMG_20190918_160109355
Панорама

Дорога в основном на подъем, не так давно её отсыпали щебенкой. 
IMG_20190918_173035513
Дорога
IMG_20190918_173351846
Гора в лучах солнца
Вполне себе автомобильная дорога, что проходящие мимо меня машины  и подтверждали.
После обеда ехалось веселее, даже сначала брал подъемы, не слезая с велосипеда. Потом были спуски, потом более крутые подъёмы, где я уже спешивался. 
Хотел подойти к ним как можно ближе  к водопадам, но понимал, что сегодня уже не успею. Солнце постепенно клонилось к закату,
P1190166
надо искать поляну для лагеря, с водой. 
Вдоль дороги были поляны. Одну проехал с людьми, решил, что найду выше. А выше всё нет и нет. Нашел одну – но без воды. Навигатор показывает, что через 2 км обзорная площадка и кемпинг. Решил до неё идти.  Немного не доходя, обнаруживаю поляну, а на ней – палатку. То что надо (эту ночь я хотел провести недалеко от людей). Захожу, здороваюсь, спрашиваю, не возражают ли они против моего соседства (нет). Узнаю, где есть родник и в последних лучах заката ставлю свою палатку.
P1190168
На закате
Набираю воды, после знакомлюсь с соседями. Милые и гостеприимные люди оказались, семейная пара, путешествуют на своем пикапе.  Посидели, пообщались, чаем с плюшками угостили… В 20 часов решили что пора ложиться спать.
К ночи ветер усилился и разогнал тучи. Когда распогодилось, небо было звездное-звездное. Такое яркое небо можно увидеть только в горах при ясном небе в безлунную ночь. Звезды были настолько ярки, что немного освещали землю, то есть, полной темноты не было. Относительно моих более ранних ночевок, поляна находилась не очень высоко – 1500 метров.
А теперь спать. Завтра водопады.
 
Одиннадцатый день, 19.09.2019, Поляна у дороги на Водопадистый (1500 МУР) – поляна за Отдалённым (1000МУР). 38,2 км по навигатор

Проснулся, как обычно, 6 утра позавтракал и частично собрал вещи. На Водопадистый решил съездить налегке, а вещи оставить в палатке. 
В 8 часов, на всякий случай, попрощался с соседями и выехал. До обзорной площадки всего 1,3 км. И это оказалось не место для кемпинга, а кордон со шлагбаумом. Но вид с площадки утром открывается умопомрачительный: стоишь над обрывом, перед тобой горы, внизу – лес, а между верхушками гор – облака. 
P1190172
Утром...
Очень красиво и можно долго-долго стоять и медитировать на панораму. 
Перед шлагбаумом охранники (или кто они там) прежде чем пропустить дальше, записывают данные посетителя, причем никаких личных данных не записывают. Просто – «турист на велосипеде из такого-то города». Пока меня записывали, общался с собакой. Пока её треплешь за ухо, вся такая ласковая, но как только садишься на велосипед, начинает ругаться. Чтобы уехать, охранникам пришлось её держать. За шлагбаум на машинах не пускают, только пешком. А на велосипеде можно дальше ехать. Только предупредили, чтобы дальше Водопадистого не ехал – там запретная зона. Курорты царя нашего.
Записали, пропустили, я поехал дальше. Дорогу там отсыпали знатную, денег не пожалели: часть горы срыли и насыпали кучу щебенки.
P1190173
Осталось только асфальтом еще покрыть и будет автобан. Но не покроют, не те там природные условия. Периодически происходят оползни и обвалы, как это было несколько лет назад. 
Поднялся на очередной перевальчик, и вот, передо мной раскрылись во всём своем великолепии горы Пшехо-Су и Оштен.
P1190178
P1190182
Если ехать туда под вечер, то вид на горы будет вообще шикарный: заходящее солнце будет подсвечивать всё это великолепие. А утром солнце немного мешает, фотоаппарату тяжело было красиво сфотографировать горы.
Подъехал к началу тропы к водопадам, а дорога уходит дальше – на урочище Чигурсана, к курортам царя, как говорят в народе. Немного не доезжая до начала тропы стоят какие-то домики – скорее всего, служебные дома егерей и охранников. Не стал уточнять.  На урочище Чигурсана (Лунная поляна) отгрохан горнолыжный комплекс, куда никого не пускают, из-за него даже один из туристических маршрутов закрыли.
P1190187
Ладно, мне всё равно не туда (хотя, теоретически, это был бы кратчайший маршрут до моря).
Оставил велосипед в кустах и дальше по тропе круто вверх пошел пешком уже до самых водопадов. Там их два. 
P1190194
Один бьёт прямо из скалы, 
P1190186
Тот, что бъёт из скалы
и он есть круглый год, второй, более высокий бьёт из ущелья между скал. Мощным он бывает весной и в начале лета, когда тают снега в горах. Сейчас он больше похож на вертикальный ручей.
P1190201
Вертикальный ручей
Я это знал заранее, поэтому особо не расстраивался.
P1190198
Растение

Пока залезал, смотрел на водопады, особенно на тот, что бьёт из центра скалы и думал, заберусь, может душ под ним приму (там есть площадка, где это можно сделать). Но когда забрался, очень быстро передумал это делать: сильный холодный ветер у водопада, да и вода – совсем не кипяток. 
Зато с Водопадистого открываются великолепные виды на окружающие горы и долину с дорогой. 
P1190206
Вид на долину с дорогой

Налюбовавшись, двинулся в обратный путь.
P1190209
Причудливо извивается
Спустился к велосипеду, выбрался на дорогу и, взобравшись на предпоследний перед шлагбаумом перевал, встретил группу пеших туристов, которые только еще начали свой путь к водопадам (и уже устали даже).
P1190213
Встречные путники
А до этого я там был совершенно один – вот один из несомненных плюсов раннего подъёма.
P1190222
Тот же самый пейзаж позже

Еще не было 11 часов, а я вернулся в лагерь. Соседи еще не уехали. Так как время было раннее, обедом решил не заморачиваться, а стал сразу собирать вещи и готовиться к выезду. И тут Саша (так зовут соседа по лагерю) предложил подвезти меня до Отдалённого. Он туда собирался проехаться в магазин, да и просто покататься, а его жена решила устроить дневку и никуда не ехать вообще. Я и согласился. Большого интереса трястись на велосипеде по камням, пусть даже и вниз, у меня не было. Погрузил свою поклажу и велосипед к нему в кузов, и мы поехали. Ехали вниз 28 км примерно час. По такой дороге особо не разгонишься. Да еще после развилки она стала ощутимо хуже. То есть, отсыпали дорогу только до Водопадистого и дальше, от поворота до Отдаленного ничего не делали. 
Сбросив высоту около 1000 метров, въехали в Отдаленный (он же Шпалорез). Доехали до центра поселка, где есть два магазина и стояла та самая легендарная «Матрица». В магазине каждый купил что хотел, я сфоткал Матрицу.
IMG_20190919_130307546_HDR
Матрица
Пока стояли, прошел кратковременный дождь, буквально, минут на 20. Пока упаковывал свой рюкзак, он уже кончился.
Мне предстояло решить, что делать дальше: продолжить намеченный путь через горы к морю, или прокатиться на «Матрице», изменив последний кусок маршрута. Решил, для начала, съездить на разведку и посмотреть, что из себя представляет путь через горы на перевал. Оказалось, что вполне себе автомобильная дорога (не для всякой, правда машины) – грунтово-каменистая и не очень крутая (вначале).
P1190228
Дорога на перевал Грачевский
Ну и как-то само-собой решился вопрос с дальнейшим направлением движения: через горы по намеченному маршруту. Я двинулся по этой дороге. Она завела меня немного в сторону от намеченной нитки маршрута, но никаких отвороток не было, поэтому продолжал ехать/идти по этой дороге.
P1190229
В одном месте дорога пересекала ручей,
P1190230
я там на всякий случай решил пополнить запасы воды и там же снова встретился с Сашей, который на своём пикапе спускался с перевала. Он рассказал, что меня ждёт дальше. А ждёт меня двухкилометровый крутой перевальный взлёт.
P1190232
Начало перевального взлёта
Очень крутой. При спуске с него он немного поджарил тормоза и потом был вынужден стоять минут двадцать и ждать, пока они остынут. А перед взлётом есть неплохая полянка, где можно остановиться и разбить лагерь. Рядом – небольшой ручей, из которого можно взять воду. 
Добравшись до этой полянки, там и остановился. Разбил лагерь, сделал праздничный костер (заодно и грелся от него), ужин.
IMG_20190919_174919121
Праздничный костер и стоянка
Для себя решил, что это последняя ночевка в этом походе и завтра обязательно надо будет выехать к морю.
Как только стемнело, в лесу сразу заухало, закричало, завыло – проснулись ночные животные и птицы. А я в 10 км от ближайшей цивилизации на краю заповедника. Острые ощущения. Пора собирать вещи и ложиться спать. Время – 19:20.
 
Двенадцатый день, 20.09.2019, Поляна за Отдалённым (1000МУР) - Лазаревская. 56,6 км по навигатору, 56,5 км по велокомпу.

Всю ночь ухало и вякало, рядом какие-то птицы орали, в общем, спал чутко. 
Встал в 5:30, в 6, в сумерках, позавтракал, в 7:30 тронулся в путь. Ну как тронулся. Сразу же упёрся в перевальный взлёт.
P1190233
Взлёт на перевал
Передо мной он вырос почти стеной, надо брать его. На этом фоне я сделал вывод, что перевалы лучше всего надо брать с утра: еще достаточно сил, не жарко, нет мух, которые меня доставали в предыдущий день на подъёмах. 
Дорога с первых же метров начала настолько крутой подъём, что с трудом удавалось затаскивать велосипед в гору, не разгружая его. Хотя я заранее перераспределил груз, часть вещей положив в заплечный рюкзак.  Дополнительную сложность добавлял щебень, который под ногами просто осыпался вниз и уводил велосипед в занос и камни покрупнее, которые мешали проходу велосипеда (он просто упирался в них). Уклон местами достигал градусов 30, честно. По крайне мере, мне так казалось.  Однако сил хватало, чтобы медленно, с матерком, рывками подниматься вверх все эти 2 километра, и через 1,5 часа я вышел на Грачевский перевал.
P1190240
На перевале

Наверху стоит несколько памятников, посвященных защитникам Кавказа. Три из них я осмотрел, к дальним не пошёл.
P1190237
Памятники
С перевала моря оказалось не видно. А жаль. 
От перевала идет несколько дорог, одна из них идет куда-то по хребтам на северо-запад, а другая, нужная мне – ныряет вниз (именно ныряет, нет там плавного спуска). Тоже вся осыпная, с камнями, но зато вниз.
Через сто метров на дереве увидел табличку, на которой сказано, что проход и проезд  только по пропускам, мол, заповедная зона.
P1190243
Табличка
Меня, конечно же, это не остановило, только послужило сигналом быть внимательнее. Решил, что по факту разберусь. Если верить карте, до кордона около 25 км.
Лес действительно, дремучий, старый, деревья покрыты мхом и лианами. И тишина… и сумрак местами… Как в лес Бабы-Яги попал. Пока спускался, всё удивлялся, как по такой дороге сюда  что-то может забраться, настолько она крутая была. Ехать практически не удавалось, чаще осторожно проходил с велосипедом.
P1190247
Каменистая дорога
Иногда всё же ехал, не отпуская тормоза. Чем ниже спускался, тем более разбитая становилась  дорога. А через 5 км встретил огромную поляну, где может разместиться несколько лагерей.
P1190245
Поляна для лагеря
Меня постепенно начали одолевать смутные сомнения, а точно ли здесь заповедник. А после поляны начались лужи, грязь, колея, как будто здесь лесовозы ходят.
P1190246
Лесовозная дорога
И, начиная с этого момента, стало попадаться очень много каштанов. Была бы возможность – насобирал бы. Это съедобные каштаны, их можно пожарить и есть. Но собирать их было неудобно, так, несколько штук закинул к себе в сумку и продолжал спускаться, преодолевая воду, грязь и грязную жижу. Через какое-то время услышал натужный звук мотора. На всякий случай решил уйти с дороги и спрятаться от греха подальше (мало ли что). Через некоторое время мимо меня проехал грузовик ГАЗ с людьми на борту, за ними – подготовленная «буханка» высокой проходимости. Возможно, лесники. А люди в кузове ГАЗона – больше на туристов. Которые ехали на перевал, были похожи. Дождавшись, пока они скроются, продолжил свой путь.
Позже мне стали попадаться различные УАЗики, Джипы с туристами и моя уверенность в том, что я в заповеднике, улетучилась окончательно. Уж больно много народу здесь. Ну и дорога всем своим видом показывает, что её нещадно насилуют (эксплуатируют). Дорога спустилась к реке, и пошла вдоль нее.
P1190248
Дорога вдоль реки Псезуапсе
В одном месте она раздваивается: прямо, вдоль реки, и через брод, а потом круто вверх. Там я сделал паузу, решая, куда двигаться дальше. Вдоль реки идти не хотелось, потому что по камням двигаться очень неудобно. Пошел на разведку посмотреть дорогу, которая ведет вверх. Да, подъем очень крутой был, но зато потом можно было ехать (не считая участки с подъемами, которые дальше могли быть). Я выбрал этот путь. 
P1190249
Верхняя дорога
Потом встретил людей на квадроциклах, и один из них рассказал, что теперь это не заповедник, а нац. парк, и на входе в него дерут по 50 рублей с человека неизвестно за что. И подсказал, что внизу стоит кордон, дорогу перекрыли ГАЗоном, но я смогу его объехать по правому краю дороги, там осталось место. Вряд ли лесники будут гоняться за мной, тем более, я выезжал, а не въезжал. 
Я так и поступил. Никто за мной бегать не стал, вообще, такое ощущение, что они особого внимания не обратили на то, что кто-то выехал. Сразу за кордоном дорога уходит в реку. Надо было как то преодолевать её. Если идти прямо по дороге, то там будет глубоко. Походил, посмотрел и справа от дороги нашел место, где не так глубоко. Там и стал переходить реку, прямо в чем был, не снимая ботинок. Перешёл, остановился.
IMG_20190920_144932657
После брода
Снял ботинки, слил воду, поменял носки. Через 200 метров снова брод через эту же реку. На сей раз, я снял носки и надел ботинки на босу ногу. Пошёл по «дороге». Вода доставала почти до оси колеса, чуть-чуть рюкзаком черпанул (позже проверил – внутри всё осталось сухим). Вышел. Еще раз выжал ботинки, натянул носки и пошел дальше. Третий брод, уже небольшая речка. Его я смог преодолеть посуху, по камешкам. 
P1190250
газовая труба
После брода дорога расходится на несколько направлений, одна прямо (по треку), вторая налево, третья направо. Я пошел прямо по треку, вышел к базе Газпрома (через весь перевала  идёт газовая труба), прошел мимо базы дальше. Немного пройдя, увидел, что дорога заросла и ведет к реке, чего мне совсем не нужно было. Вернулся обратно, спросил у местного рабочего, как выйти на верхнюю дорогу (нижняя дорога несколько раз пересекает реку, вброд идти мне совсем не хотелось), он показал. Это та самая дорога налево после брода. Спросил его, большой ли там подъем, долгий ли. Ответил, что нет, небольшой. Ну, я и пошёл. Первый взлёт был действительно небольшой, его я преодолел без особых трудностей. Но таких небольших взлётов было много, приходилось часто спешиваться. Среди них встречались и очень крутые подъёмы. Но эта дорога была значительно лучше той, по которой я шел или ехал до этого, так как по ней туристов, скорее всего, не возят (а если возят, то редко).
P1190252
Верхняя дорога от Газпрома до Марьино
Когда я прошел полпути от базы Газпрома до Марьино, дорога, наконец, начала спускаться с горы.
И вот, я такой весь грязный, мокрый, взлохмаченный выезжаю в посёлок. НА АСФАЛЬТ! А-А-А!!! Это такой кайф – ехать по гладкому асфальту! То есть, по сути, перевал преодолён, я выехал из гор! На одной скамеечке встречаю местных ребят, они показали мне дорогу на шоссе и добавили что до Лазаревской километров 20. От ребят до шоссе дорога очень круто спускается, даже нажимая тормоза, до конца остановится трудно. Очень крутой спуск был. Да еще тормозные колодки были сильно стерты, велосипед почти не держали. Однако, благополучно спустился до шоссе, где есть автобусная остановка, на напротив кафе. Велосипед оставил на остановке, сам зашел в кафе перекусить что-нибудь. Цены в кафе, мягко говоря, не низкие. Однако есть хотелось, поэтому выбрал и заказал себе чебурек с овощами. С мясом у них почему-то не было.  Заказ попросил принести на остановку напротив.
Пока его готовили, вернулся к велосипеду, поменял тормозные колодки, почистил и смазал цепь, смахнул грязь в ключевых местах (последние 20 километров пути испачкали нас знатно).

P1190253
Стёршиеся тормозные колодки
Пару раз пытался начаться дождь, но тут же прекращал. Забегая вперед – он так и не смог начаться. Принесли чебурек, я его съел и тронулся в путь. Время – пятый час, ехать 20 с лишним километров. Но это уже не важно, я по-любому должен буду доехать до Лазаревского.
Вот что написал в своем дневнике про дорогу до Лазаревского: «Еду по асфальту, кайфую. Давно забытые ощущения скорости, когда под горку разгоняешься до 48 км/ч. Были и подъёмы, которые приходилось преодолевать пешком. Но после большого перевала я ехал в основном вниз. И хорошо так ехал, иногда приходилось притормаживать, чтобы вписываться в повороты.
На одном из поворотов произошла первая встреча с морем. Горы, а между ними виднеется (точнее, угадывается, из-за дымки и сумерек) оно, Чёрное море.
IMG_20190920_180643620
Первая встреча с морем
Оно было серое, так как был уже вечер и тучи в небе, но все равно, я его увидел. Если бы было солнечно и чистый воздух, море увидел бы гораздо раньше – выше, на предыдущем перевале. Поехал на встречу с морем».
P1190254
Возможно, в хорошую погоду, отсюда видно море
Уже проехал указатель «Лазаревское», справа за рекой уже высокие дома появились, а шоссе привело в поселок, за которым предполагался затяжной подъём перед финальным спуском. А навигатор предлагает ехать по другому пути: вернуться немного назад, там найти тропинку, которая должна вывести к мосту через реку и по мосту перебраться на другой берег. Дальше ехать по поселку. Кстати, пока ехал вперед, никакого поворота и никакого моста я не видел. 
Вернулся. Нашел эту тропинку (это оказалась именно тропинка, поэтому не заметил её). По тропинке вышел к мосту.
Мост в лазаревском
Подход. Сумерки. Обработал в редакторе, чтобы увидеть мост.
Мост оказался подвесной, на тросах и очень длинный и на порядочной высоте.
Подвесной мост
Мост через Псезуапсе в Лазаревском. Сумерки
А еще дул сильный ветер, он покачивался и ветер, проходя через защитную сетку, издавал шипящие звуки. Страшно не было, было интересно: идешь, ветер шумит, мост качается, под досками пропасть, сам мост узкий, с трудом разминулся со встречным пешеходом. 
Благополучно перешел мост, умудрившись при этом переход снимать на видеокамеру, спустился по ступенькам вниз и оказался в Лазаревском, только на окраине.  Тут уже никаких гор не был, только дороги. Настроил навигатор, чтобы он вывел меня к жд вокзалу и поехал. Он вывел меня к вокзалу, только почему-то к «черному входу» привел. А напротив него  - «Шанхайчики». Такое нагромождение маленьких и не очень гостевых домиков прилепленных друг к другу вплотную. Теоретически, там можно было бы найти комнату и заночевать, но мне почему-то не захотелось там останавливаться – неуютно там было. Через «Шанхайчики» вышел к берегу. Было уже темно, но я видел море! Здравствуй, море!!!
IMG_20190921_145803191
МОРЕ!!! Фото следующего дня

Постоял, посмотрел на море и решил, что надо искать жильё. Вернулся к вокзалу, только уже к главному входу. Там, у одного из киосков «Услуги по размещению отдыхающих» спросил насчет возможности найти номер. Ответ был – «вряд ли найду, так как я один и ненадолго приехал. А хозяева любят, когда людей побольше и останавливаются на-подольше». Тогда я вышел в интернет и через 10-15 минут уже выбрал подходящий вариант. Заселился за 400 рублей койка в сутки. Но так как был конец сезона, мне достался целых двухместный номер. Правда гостевой дом находится на главной улице, по факту являющейся федеральной трассой. Ну и ладно. Зато крыша над головой есть, хозяева гостеприимные, даже в стиральной машинке постирали мои вещи и ничего за это не стали брать (я предлагал), за что им большое спасибо. Также хозяин подсказал, где и как у него можно будет отмыть велосипед, что было очень кстати. 
На этой прекрасной ноте мой поход завершился. Считаю, что поход мой удался. Из всего запланированного не поехал на Софийские водопады и перевал Пхия. Водопады лучше смотреть весной, а перевалов мне и без Пхии хватило.  Лучше в те места организовать отдельное путешествие и тогда можно еще посетить Имеретинские горные озера. Судя по фотографиям в интернете, там очень красиво. И (или) – на Загеданские горные озера. В формате веломаршрута это можно все осмотреть за 1 неделю, если не торопясь. С погодой мне повезло – обошелся без дождей. Днем тепло – доходило до +30, ночью в высокогорье были заморозки до -2…-5, внизу ночью было +10…+15.
 

Комментарии
Andrey_usas08.12.19, 10:29
Да не было страшно. За весь поход в гордом одиночестве (так, что 
это прямо чувствовалось) я ночевал два раза: высотная ночевка и последняя, перед Грачевским перевалом. остальные - недалеко от людей. Да и поход не по пустыне был, часто с людьми пересекался. Иногда не хватало кого нибудь в поддержку или в помощь (как в случае взятия перевала Балк-Баши)
Andrey_usas08.12.19, 10:26
Общий бюджет на всё ориентировочно 20-25 тыщ был. Плюс билеты на поезд. 
Продукты самые обычные, крупы-макароны, мясо в банках (тушенка, курица с/с), фруктов-овощей немного было. Сублимированного мяса и спец продуктов не было однозначно.
если встречались кафешки, то не упускал возможности в них поесть
Почему одному страшновато? Вон Конюхов всегда один путешествует и не там бывал! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Краснодарский
еще маршруты
О Маршруте