Велопоход по Эстонии и Псковской области на майских праздниках
Нитка маршрута
Ивангород - Нарва - Кунингакюла - Муствеэ - Калласте - Тарту - Печоры - Изборск - Псков
 
День 1-й: Санкт-Петербург - Ивангород - Нарва (8 мая)

Электричка СПб - Ивангород Электричка СПб - Ивангород
Александровская лютеранская церковь в Нарве Александровская лютеранская церковь в Нарве
С комфортом расположились в тамбуре С комфортом расположились в тамбуре
Велосипеды по соседству Велосипеды по соседству
Ещё утром мы были в Твери, семи часовой переезд на машине в Питер, непродолжительные сборы и вот мы мчимся на Балтийский вокзал, чтобы вечерняя электричка унесла нас к Эстонской границе. Отстояв 20 мин. в очереди за билетами, штурмуем состав Ивангородской электрички. Желающих уехать явно больше, чем сидячих мест в 3х поданных вагонах (обычно отправляют пять), делать нечего - с комфортом располагаемся (на пенках) в пока ещё свободном тамбуре. Через 3 часа прибываем в Ивангород, до погран-перехода рукой подать, еще ~30 мин пограничных очередей и мы в Эстонии. Прокатились по ночному городу, особенно впечатлила Александровская лютеранская церковь (построенная в честь императора Александра II), вечером она красиво подсвечена. Отъезжаем от города на 10-15 км и ставим палатку в укромном месте. 

День 2-й: Навра - Кунингакюля - Яама - Раннапунгерья (9 мая)

Место первой ночёвки Место первой ночёвки
Золоотвал Эстонской электростанции Золоотвал Эстонской электростанции
"Закрытый" мост "Закрытый" мост
Понтонный мост Понтонный мост
Объезд КПП Объезд КПП
Загараем Загараем
Спортсменка, комсомолка и просто красавица Спортсменка, комсомолка и просто красавица
Храм свт. Николая Храм свт. Николая
Вперед, только вперёд! Вперед, только вперёд!
Отдыхаем Отдыхаем
Стоянка в Раннапунгерье Стоянка в Раннапунгерье
На дальнем фоне золоотвал Эстонской электростанции На дальнем фоне золоотвал Эстонской электростанции
ГРЭС ГРЭС
Эстонское приграничье Эстонское приграничье
Злостный нарушитель Злостный нарушитель
Тоже отдыхает Тоже отдыхает
Дорога для эстонской погранслужбы Дорога для эстонской погранслужбы
Храм свт. Николая Храм свт. Николая
Храм свт. Николая Храм свт. Николая
Чудское озеро Чудское озеро
Карта Карта
Стоянка в Раннапунгерье Стоянка в Раннапунгерье
Хорошенько выспавшись и плотно перекусив, выдвигаемся в путь. Сегодня наша цель - как можно больше проехать и максимально приблизиться к Тарту. Чтобы сократить расстояние и время, маршрут проложили вдоль реки Наровы. Сначала едем по хорошей асфальтовой дороге с небольшим трафиком, она проходит через промышленный район с многочисленными карьерами и торфоразработками. Слева от дороги  возвышаются склоны золоотвала Эстонской электростанции, проезжаем промзону и упираемся в шлагбаум, стоящий на мосту канала Эстонской ГРЭС. Из будки выходит охранник и говорит, что проезд закрыт и пропустить нас он никак не может. На все наши уговоры и попытки договориться,  отвечал отказом. Возвращаться назад и делать крюк в 60 км совсем не хотелось ... Попытались проехать через территорию ГРЭС, но там нас быстро завернули. Решаем проехать вдоль канала в сторону р.Нарова и если получится перебраться на ту сторону, благо погода стояла теплая и мы были готовы на подвиг ... Проехав чуть больше километра, канал делает резкий заворот вправо, а осн. дорога упирается в погран кардон, и только второстепенная грунтовая дорога продолжает идти вдоль канала, которая приводит в небольшой поселок. Спросили у местного аборигена возможные пути объезда, в ответ услышали "тут не проехать, надо ехать в объезд по Таллинскому шоссе" - пока сами не проверим, не поверим! Проезжаем поселок и оказываемся на небольшой косе, которая ведет к пограничной вышке с радаром. Коса соединена с вышкой длинным понтонным мостом, путь к которому преграждает небольшой мостик с закрытой железной дверью и колючей проволокой по бокам. С первого взгляда на вышке никого не видно, а нам так надо на ту сторону! Подходим к мосту с закрытой решетчатой дверью, а она оказывается просто прикрыта, замка нет. Запрещающих надписей тоже не видно. Перетаскиваем баулы через мост, затем переезжаем по понтону, вскарабкиваемся на территорию вышки, еще немного и мы на нужной нам стороне (см. карту)
Едем по хорошей грунтовой дороге (параллельно р.Нарова), примерно через 4 км сворачиваем вправо и ещё ~4 км до перекрёстка, на нем уходим налево еще немного и упираемся в закрытый шлагбаум. Отсюда начинается дорога, которая была сделана для эстонской погранслужбы, до 2008 года она существовала, но не была отражена на картах (Google её вымарал по просьбе Эстонской погранслужбы). А в 2008 года дорогу открыли для велосипедистов и (отважных) пешеходов. Это лесная дорога, она проходит через ulukmets - дикий лес, там зверюшки водятся разные, медведики в том числе. Переехав речку Поруни, мы попадаем на стоянку для туристов. Тут есть и место для костра со скамеечками, есть стационарный колун, привинченный к колоде. Висят информационные стенды. Здесь же начинаются деревянные, весьма скользкие в мокрую погоду мостки, ведущие к берегу Наровы по болотам это около 5 километров. Пообедав и немного отдохнув, отправляемся дальше. Вскоре дорожка выводит нас к небольшой деревушке Городенка, здесь солидная погранзастава.Далее едем уже по трассе, по-прежнему грунтовой. Трасса идёт по берегу Наровы, рыбаки свободно ставят там на берегу свои палатки, соответственно, и велосипедисты могут этим воспользоваться. Вот только плавсредствами можно пользоваться лишь по согласованию с погранслужбой. Проезжаем д.Кунингакюля и наконец, мы приезжаем в Пермискюла. В деревне есть одноимённый кемпинг, хозяин кемпинга Анатолий, коренной житель, его предки живут тут уж добрых 400 лет, отличный знаток всех окрестных мест. В кемпинге есть бар, можно арендовать места для палатки или деревянные домики (по состоянию на лето 2011 года цена целого домика была 15 евро в сутки). Кемпинг стоит на берегу рукава Наровы, так что купаться можно спокойно, граница по этому рукаву не проходит. Немного побродив по территории кемпинга и отдохнув от встречного ветра, едем дальше. В д.Кароли местные рыбачки помогли восполнить запасы воды, далее проезжаем поселок Яама с красивым храмом свт. Николая (1904 г.) Хорошая асфальтовая дорога плавно спускается к озеру, жара спадает и становится свежо, у берегов еще много льда, его скрежет слышен еще на подъезде, прохладный ветер приятно обдувает, представив южные берега мы заваливаемся на горячий песок
Остаток дня честно вкручиваем вдоль Чудского озера, никаких достопримечательностей на нашем пути замечено не было.  Периодически вдоль дорог то там, то здесь стояли закрытые туристические базы отдыха, кемпинги и детские лагеря (большая их часть еще с советских времен). Особенно плачевное состояние до п.Каукси, потом картина немного повеселее. Наш ходовой день закончился вместе с внезапно налетевшей грозой, которая застала нас близ населенного пункта Раннапунгерья. Разместились на специально построенной Евросоюзом туристической площадке, с обустроенными беседками, в центре поселка.
День 3-й: Раннапунгерья - Муствеэ - Тарту (10 мая)

П.Нинаси П.Нинаси
Церковь в г.Муствеэ Церковь в г.Муствеэ
Г. Муствеэ Г. Муствеэ
Бывшая мельница Бывшая мельница
Ничего не предвещало ... Ничего не предвещало ...
Фонтан "целующиеся студенты" Фонтан "целующиеся студенты"
Цветущая сакура Цветущая сакура
Карта Карта
Карта Карта
Автобусная станция / супермаркет (г.Муствеэ) Автобусная станция / супермаркет (г.Муствеэ)
Лопнул обод Лопнул обод
Фонтан "целующиеся студенты" Фонтан "целующиеся студенты"
Скульптура свиньи г.Тарту Скульптура свиньи г.Тарту
Сегодня нам предстоит доехать до Тарту, впереди 86 км. Погода стоит солнечная, быстро разогревает, проехав пару километров останавливаемся, чтобы раздеться - жара!Первый поселок на нашем пути Лохусуу, ничего примечательного не замечаем. В деревеньке Нинаси останавливаемся на 10 мин, чтобы слазить на смотровую башню погранзаставы, увы дальше первого яруса не поднялись - висит замок. Еще пара километров и приехали в небольшой городок Муствеэ, наконец-то долгожданный магазин, здесь закупаемся провизией и восполняем запасы воды. Пока изучали карту, нас заприметили местные "Свидетели Иоговы", поинтересовались откуда мы и куда путь держим, хотели завербовать, но безуспешно. Из Муствеэ на Тарту было два пути: на прямую по Трассе или в объезд вдоль Чудского озера, постепенно уходя вглубь страны. Мы выбрали второй вариант. 
Ехалось легко, хороший асфальт, посёлков не очень много, скорее мало и везде есть свободный доступ к водоёму (в отличие от России). Из местных достопримечательностей можно отметить разве что здание бывшей мельницы, переоборудованное в советские годы под амбар (срезали два этажа и поставили крышу). В городке Алатскиви полюбовались на белых лебедей, плавающих в озере. А вот попасть в местную усадьбу не получилось. Но самое интересное было впереди ... примерно за 20км до Тарту на моём велосипеде лопнул, изрядно потрепанный, обод заднего колеса (сказались зимние катания на протяжении нескольких лет). Попытки поймать какой-нибудь подброс до Тарту за первые 30 мин. не увенчались успехом. Принимаем решение разделиться - Даша отправляется в город на поиски веломагазина, а я вместе с "раненным" велосипедом иду в сторону города. Пройдя километров 5, удаётся тормознуть рейсовый автобус и всего за 2 евро доехать до города. В Тарту я оказался даже раньше Даши и успел немного прогуляться в поисках веломагазина, местные велосипедисты подсказали где находится единственная в городе веломастерская, по дороге к которой меня догоняет Даша. Пока меняли обод, прогулялись до ближайшего обменника и перекусили в МакДаке. Замена обода и новая покрышка обошлись в 66 евро. Забрав велосипеды, прокатились по центру города, потоптались на Ратушной площади у памятника "целующимся студентам". Посидели на соседней улочке, уплетая мороженное. 
Изрядно обгорев под полящим солнцем за эти два дня, решаем на завтра схалтурить и вместо ~110 км вкручивания, подброситься на дизиле до границы.  Отправляемся на ж/д вокзал, посмотреть расписание до ст.Койдула. Дизель ходит два раза в день: вечером около 18:00 часов и утром в 10:15, на котором мы и отправимся. Сегодня у нас в планах цивильная ночевка, с горячим душем и мягкой постелью. На часах начало девятого, отправляемся на поиски пристанища. Объехав ближайшие 5 кемпингов/хостелов - свободные так и не нашли, потеряли час времени. В одном из отелей подарили туристическую карту города со списком всевозможных гостиниц, отелей, кемпингов и хостелов. На этот раз поступаем мудрее, обзваниваем подходящие хостелы ... пара минут и есть свободная комната в 3 км от ж/д вокзала. Хостелом оказался обычный двухэтажный коттедж, в котором живет пара пенсионеров и сдают 5 комнат на втором этаже. Комната оказалась вполне приличной, чистая и аккуратная, на этаже по 2 душа и туалета. Велосипеды оставили в гараже, хозяева разрешили воспользоваться кухней с газовой плитой, на которой мы отварили себе картошку. За ночлег мы заплатили по 16 евро с человека, в стоимость входил хороший завтрак.
Карта г.Тарту

День 4-й: Тарту - ст.Койдула - Печоры - Изборск (11 мая)

Дизель Тарту - Койдула Дизель Тарту - Койдула
Велосипедный вагон Велосипедный вагон
Михайло-Архангельский собор Михайло-Архангельский собор
"Кровавый путь" "Кровавый путь"
Успенская и Покровская церкви Успенская и Покровская церкви
"Кровавый путь" "Кровавый путь"
Петровская надвратная башня Петровская надвратная башня
Священный холм с часовней Священный холм с часовней
Башня Темнушка Башня Темнушка
Изборская крепость Изборская крепость
Внутри Изборской крепости Внутри Изборской крепости
Вид с утеса Вид с утеса
Словенские ключи Словенские ключи
Лебедь Лебедь
Труворово городище Труворово городище
Место нашей стоянки Место нашей стоянки
Краденное солнце Краденное солнце
Крепеж велосипедов Крепеж велосипедов
Ж/д ст.Койдула Ж/д ст.Койдула
Острожная башня (слева) и Петровская надвратная башня Острожная башня (слева) и Петровская надвратная башня
Сретенская и Благовещенская церкви Сретенская и Благовещенская церкви
"Кровавый путь" "Кровавый путь"
Петровская башня Петровская башня
Крест Крест
Карта Изборска Карта Изборска
Проход в стене Проход в стене
Набираем воды Набираем воды
На фоне ключей На фоне ключей
Мост к д.Брод Мост к д.Брод
Еда готовься Еда готовься
Наслаждаюсь закатом Наслаждаюсь закатом
Проснувшись, слышим как за окном барабанит дождь. На кухне было уже накрыто, плотно завтракаем, непродолжительные сборы, благодарим за постой и отправляемся в путь. Приехав на вокзал, обнаружили, что наш поезд уже подан под посадку (всего 3 вагона). На платформе не многолюдно, тихо и спокойно. Билеты на дизель заранее не покупали, т.к. можно оплатить контролеру на месте, приятно удивил тот факт, что велосипеды и багаж провозятся бесплатно. Грузимся в отмеченный для велосипедистов вагон, со специально отведенными местами под велосипеды. Из Тарту до станции Койдула дизель идет около 1:40, т.ч. дорога не кажется сильно утомительной. Прибыв на конечную станцию, до погран перехода остается ~1км, еще 10 мин пограничных формальностей и мы в России.
Печоры встречают "фронтовыми" дорогами, разваливающимися домами и запущенными улицами. Рядом с монастырём расположено уйма всяких палаток и сувенирных лавок со всевозможными магнитами, кружками, тарелками, вязанными носками, пуховыми платками и пр.безделушками.  Перед посещением монастыря, заходим в столовую - комплексный обед на двоих обошелся в 300 руб. Восполнив силы отправляемся на осмотр Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. (http://autotravel.ru/otklik.php/394)
онастырь был основан в 1473 году и является одним из старейших на территории современной России. Существует легенда о том, что примерно за сто лет до этого, охотники, случайно забредшие в глубокий овраг, ручья Каменецкий, решили устроиться в нем на ночлег. Вечером из соседней дубовой рощи послышалось дивное пение, источник которого, однако, охотники не нашли, но пустили слух о явной святости этого места. А еще через несколько лет один крестьянин обнаружил в овраге пещеру, в которой жили отшельники. Было это в 1392 году. В монастырской летописи сообщается, что над входом пещеры («печоры» по-старорусски) имелась надпись: «Богом данная пещера». Так вот, именно в этой пещере первый игумен монастыря Иоанн, и устроил в 1473 году церковь Успения Пресвятой Богородицы, положившую начало всему монастырю и давшему ему имя. Монастырь пополнялся монахами и постепенно стал центром небольшого поселения, названного Печорами." 
Расцвет Псково-Печерского монастыря приходится на время руководства им Корнилием Печерским (1558-1578 годы), продолжившим каменное строительство. Однако, дальновидный Корнилий, возводил в монастыре не только храмы, он решил обнести его и настоящей крепостной стеной с десятью башнями. По преданию он испросил на то разрешение у царя Ивана Грозного, но царь, во всем подозревавший заговоры, дал такой ответ: «строй, но чтобы крепость была не больше воловьей шкуры». То ли Корнилий и впрямь был остроумный, то ли хорошо знал античную историю о постройке Карфагена, но он разрезал воловью шкуру на тонкие ленточки и выложил их вокруг монастыря. Получилась линия длиной 810 метров – такова нынешняя протяженность монастырской стены. Ее строительство было закончено в 1565 году и монастырь стал настоящей крепостью, способной защитить всех окрестных поселенцев. Именно поэтому 1565 год считают и официальным годом основания Печор.Впрочем, Корнилий поплатился за дерзость – нагрянувший в монастырь по навету Иван Грозный самолично отсек ему голову, когда тот с братией вышел встречать державную особу хлебом-солью. Рассказывают, что голова Корнилия от входа покатилась вниз, под горку к оврагу, оставляя за собой кровавый след. Сейчас на этом месте проходит главная дорога монастыря, которая в память о тех событиях называется «Кровавой».

После посещения монастырского комплекса, заехали к Лютеранской кирхе Св.Петра - она оказалась закрыта, со стороны ничего особенного. Выезд из города порадовал продолжительным спуском, больше о Печорах написать не чего. Сегодня у нас по плану ночевка под Изборском, город находится в 30 км от Пскова, тем самым на завтра у нас остается хороший запас по времени на осмотр Пскова. Перед Изборском проезжаем не так давно появившийся  здесь памятник священного холма: 
Священный холм единения России – искусственная насыпь из земли и камня. Основанием памятника служат средневековые валуны, а между ними насыпана земля из разных уголков не только нашей Родины, но и всей планеты. Так, к примеру, в основании памятника лежит земля с Труворова городища (резиденции брата Рюрика – одного из родоначальников державы русской), со станции «Дно» — места, связанного с отречением государя Николая II от престола, с Куликова поля, Александро-Невской Лавры, побережья Байкала, Палестины, Абхазии, Южной Осетии, стен Эрмитажа и даже со дна Ледовитого океана.
По верху валунов сделано две металлических лестницы, по которым желающие могут подняться к 8-ми метровому кресту из особой породы лиственницы. А основанием креста является треугольная гранитная плита с выгравированной надписью: «Холм воздвигнут силами радетелей Псковской земли. Священный холм – символ единства истории нашего отечества, он вмещает в себя горсти русской земли, овеянной подвигом и славой её героев, вписанных золотыми страницами в летопись российского государства»
Изборск знаменит прежде всего своей средневековой крепостью. Сейчас она находится в плачевном состоянии, реставрационные работы проводятся вяло и атмосфера вокруг крепости совсем не та. Вход на территорию бесплатный, но и внутри смотреть особо не на что. В юго-восточной части крепости, есть проход в стене к утесу, с которого открывается красивый вид на окружающую местность. Вокруг крепости продают всевозможные сувениры, иконы, ну и конечно вкуснотенные пирожки от местных бабушек - обязательно стоит попробовать! Помимо крепости Изборск знаменит Словенскими ключами. Они находятся рядом с крепостью, главное преодолеть крутой спуск.  Из известнякового обрыва бьет множество струй, образуя водопады и сливаясь в ручей, питающий Городищенское озеро. 
Возраст источников более 1000 лет. Первое упоминание Словенских ключей в письменных источниках относятся к XVII веку. О целительной силе ледяной в любую жару воды Словенских ключей давно ходят легенды. По рассказам старожилов - даже глоток воды из ключей наполняет человека силой земли. И каждая из двенадцати ключевых струй обладает собственной чудодейственной энергией и носит свое название, так, один из источников называют "Девичьи слезы"... А все двенадцать струй зовут "Рекой жизни".

От ручьев к озеру спускаются деревянные мостки, с которых можно окинуть взором гладь озера и покормить белых лебедей. Пока Даша подкармливала и фотографировала последних, я пытался подыскать возможное место ночлега. По близости ничего подходящего не было, и мы отправились вглубь Мальской долины. Сначала поднялись в Труворово городище, самое древнее укреплённое поселение Изборска. Трувор был младшим братом легендарного Рюрика, которого Новгородцы пригласили к себе княжить в 862 году. С холма открывается живописный вид на всю мальскую долину. Огибаем холм и по накатанной дорожке спускаемся в долину, проезжаем через ручей, проезжаем туристический сруб, затем два камня с высеченным крестом и ещё один туристический сруб (чуть было не поддались соблазну остановиться у него на ночлег). Едем дальше, форсируем небольшую речку, затем по деревянному мосту и оказываемся в д.Брод. Сворачиваем на поселковую дорогу, вкручиваем в горку и замечаем по левую сторону от дороги два высоких холма с молодыми соснами по краю, бросаем велосипеды и карабкаемся по склону, дабы разведать место. Здесь оказалось чисто и спокойно, скрытые от посторонних глаз мы останавливаемся на очередную стоянку. 

Расправь крылья и оторвись от земли


День 5-й: Изборск - Псков - Луга - Санкт-Петербург (12 мая)

На въезде в Псков На въезде в Псков
Колокольня Троицкого Кафедрального собора Колокольня Троицкого Кафедрального собора
Псковский кремль Псковский кремль
Богоявленская церковь Богоявленская церковь
Монумент "Город воинской славы" Монумент "Город воинской славы"
Церковь Николая чудотворца Церковь Николая чудотворца
Великие ворота Великие ворота
Троицкий собор Троицкий собор
На фоне золотой набережной На фоне золотой набережной
Пушкин и крестьянка Пушкин и крестьянка
На территории Спасо-Мирожского Завеличского монастыря На территории Спасо-Мирожского Завеличского монастыря
Подъем в 8:30, сборы, легкий завтрак, выезжаем в начале одиннадцатого. До асфальта докатились с ветерком, т.к. дорога преимущественно шла с горки. Трассу на Псков прокладывали как по линейке, ни единого изгиба (строго по прямой). По обочине дороги стоят могучие тополя с липами, т.ч. в тени деревьев едется комфортно. К полудню докрутили до Пскова, памятная фотография на въезде и вперед на осмотр города. Форсировав р.Великая, сворачиваем к кремлю. Вход на территорию кремля - бесплатно, за деньги только посещение музеев и крепостных башен. На входе посетителей "вылавливают" предприимчивые гиды и предлагаю индивидуальные экскурсии по территории кремля и Троицкому собору. У нас все проще, достаём распечатку c http://autotravel.ru/ и просвещаемся. Посетили Троицкий собор. Первое, на что обращаешь внимание при входе в храм, это устремлённый к куполам иконостас, поражающий воображение великолепием своей отделки, резьбы и росписи. Осмотрев кремль, зависаем у сувенирных палаток в поиске "украшения на холодильник", пройдя суровый кастинг, магнит был куплен. Далее отправляемся на Советский (Троицкий) мост, откуда открывается хороший вид на Троицкий собор с крепостной стеной и "золотую" набережную по др. сторону р.Псковы. 
Проехались по ул.Леона Поземского, мимо церкви Козьмы и Дамиана, свернули к кафе "Пожарка" за которым открывается красивый вид на устье р.Пскова и "Плоскую" башню. Снова на ул. Л.Поземского, доезжаем до городской крепостной стены, едем вдоль нее и мимо Богоявленской церкви возвращаемся в центр. Пересекли площадь Ленина, сразу за памятником находится Псковский Государственный Университет, а рядом с ним расположена столовая, правда в этот день она была закрыта (ничего пригодится в след-й раз). За политехом расположен "Белорусский рынок", где расположена пара велосипедных магазинов и в случае поломки в дороге, можно оперативно починиться! Выловили местного байкера и распросили о здешних столовых, выдал одну на Октябрьском проспекте, за кинотеатром "Победа". Столовая оказалась действительно хорошей - уютная, все вкусно и с человеческими ценами.
До отправления электрички на Лугу, у нас остаётся еще немного времени. Прокатились через Ботанический сад (состояние примерно такое же как и у городского сада в Твери). Затем мимо площади победы, с монументом "Город воинской славы", как две капли воды похожим на одноимённый Тверской монумент. Через мост 50-летия Октября переехали в Завеличский р-н, прокатились по парку-дендрариум и посетили Спасо-Мирожский монастырь. На пути к ж/д вокзалу осмотрели церкви Николая Чудотворца и Василия на горке.
С 2013 года прямое ж/д сообщение Псков - Санкт-Петербург отменили, разбив направление пересадкой в Луге. Казалось бы наши приключения подошли к концу и самое трудное осталось позади. Но нам ещё предстояло штурмовать с баулами тамбур пригородной электрички и успеть за 4 мин. сделать пересадку в Луге, правда это уже совсем другая история ...

Псковский кремль


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Вайгульт Роман