Сирия / Автостоп | Самостоятельная поездка
 

Галопом по Ближнему Востоку: Турция, Сирия, Ливан и Иордания

4 - 18 декабря 2007 г.
Дневник Маршрута 
Вступление

Начало нашего маршрута: южное побережье Турции, город Анталья. Выбор точки старта связан с тем, что удалось приобрести дешевые билеты Аэрофлота. Билет туда-обратно обошелся в 7тыс рублей на человека.

Декабрь неподходящий месяц для отдыха на пляжах Турции. Погода дождливая и не жаркая. Но для нашего путешествия даже есть плюсы. Первый - отсутствие толпы туристов в гостиницах и на достопримечательностях. Второй – не жарко. Жаркая погода отбивает всякую охоту двигаться. Лето на Ближнем Востоке – это реки пота, солнечный удар, и апатия к любой активности. В жару действительно лучше лежать под пальмой, а не куда-то ехать.

В пути мы планируем чередовать ночевки в транспорте, гостиницах и на природе. Например, ночные автобусы позволяют экономить время на передвижении, ночевки в палатке на свежем воздухе делают нашу поездку более разнообразной, а ночевки в гостинице приятны и полезны – можно помыться и зарядить цифровую технику.

Наше специальное вооружение: Ноутбук Dell (14.1) с дополнительным аккумулятором и установленной программой Google Earth. GPS приемний Etrex Legend, два фотоаппарата (зеркалка CANON 350D, мыльница CANON A550 ), видеокамера CANON DC10.

Перед поездкой мы бегло изучили интересующие нас места в программе Google Earth. Эта потрясающая программа сохраняет все просмотренное на жестком диске, и потом можно увидеть окружающую вас местность в 3D, не выходя в Интернет. Теперь мы можем рассмотреть детальное спутниковое изображение интересующих мест прямо в самолете, автобусе или в горах на маршруте.

У нас также есть бензиновая горелка MSR, палатка и спальники, которые дают дополнительную независимость и возможность для маршрутного маневра.

Летать самолетом с горючими веществами нельзя. Поэтому мы предпочли взять в дорогу бензиновую, а не газовую горелку. Бензин найти легко, а газовые баллоны можно не найти вообще.

Итак, мы начинаем наш маршрут.

1 день. Москва - Анталия. Едем южного берега Турции.

В аэропорту Анталья В аэропорту Анталья
в аэропорту Антальи в аэропорту Антальи
уезжаем из Антальи уезжаем из Антальи

Когда взлетали, над Москвой нависало хмурое низкое небо. При взлете самолета капельки дождя на иллюминаторе превратились в причудливые арабские письмена, убегающие справа налево. Скоро арабский алфавит будет везде вокруг нас.
Прошло наверно пару часов, когда в просветах облаков показались заснеженные горы.

Сначала мы подумали – это, наверное, уже Турция. Вскоре дальше за горами показалась длинная береговая линия.

А может это Крым? И точно! Рома увидел белые шары крымской обсерватории. Самолет пролетал над плато Ай-петри. Была хорошо видна «борозда» Большого каньона, скопление белых домиков Ялты и красивый скалистый утес, на котором находится Ласточкино гнездо. Так здорово было узнать места прошедших путешествий. Тут же открыли программу Google Earth и сравнили со снимком из космоса. Сейчас на плато Ай-Петри снега меньше, чем на снимке в Google Earth, но он уже лежит.

Рома: «Я вдруг поймал себя на мысли, что самолет это тот же автобус. Точно так, сидя в автобусе, мы проезжаем те места, где когда-то побывали. И видим их за окном. Но достать не можем. Удивительно, что в самолете то же самое».

Еще десять минут, и мы уже стояли в очереди за визой. Виза в Турцию оформляется прямо в аэропорту и стоит 20$. В помещении аэропорта пустынно. Не сезон для отдыхающих.

Вышли на улицу. Темно. Тепло. Дождь. Посмотрели расписание автобусов – ближайший через два часа. Ценами на такси не интересовались. Даже автобус из аэропорта стоит 8$. Надели рюкзаки и зашагали по дороге от аэропорта.

Чуть отошли – нас догоняет полицейская машина и притормаживает. Упс, первая мысль, которая возникает у любого русского: «сейчас начнется: ваши документы, куда идем, что в рюкзаке». Ан нет! Из машины высовывается приветливый полицейский и предлагает подвезти.

Пока едем разминаемся в английском языке. И выясняем, что от соседнего терминала через десять минут будет автобус в город. Доезжаем до терминала прощаемся с полицейским и едем в Анталью на автобусе.

В итоге получилась обзорная экскурсия по городу. Из окна автобуса мы поразились разнообразию застекленных магазинов. Особенно прикольно смотрится зоомагазин. Бедные собачки и птички на витрине.

А на городских деревьях заманчиво краснеют апельсины.

Наконец, приехали на автовокзал (тур. otogar ). Автовокзалы в Турции устроены совсем не так как у нас. Автовокзал – это такой крытый рынок транспортных услуг.

В главном зале как на базаре рядами расположены представительства разных автобусных фирм. Каждая из которых предлагает свои условия доставки. И здесь не только можно, но и нужно торговаться за билет. Потому что сначала вам попытаются продать его дороже, чем нужно.

Сначала нам предложили билет за 45Y (1$ = 1.2Y ). Мы открыли разговорник и прочитали в ответ «бу чок пахали» (что значит «это слишком дорого»). И стали уходить.

Нас сразу остановили, сказали «ОК, тогда 35 лир». Мы отошли, посовещались, потом снова подошли и сказали, что мы бедные студенты и поедем за 30Y. Менеджер рассмеялся и согласился! Интересно, что средняя цена оказывается 35. Вывод: нельзя сразу соглашаться на предложенную цену.

Путь до Антакьи - это утомительные 15 часов на автобусном сиденье. Несмотря на то, что это большие комфортабельные автобусы, с телевизором. Несмотря на то, что дают чай и печенье, а в пути делаются остановки каждые два часа, наши поезда удобнее. Вообще, в каждом автобусе кроме водителя есть один стюард-кондуктор. Он зазывает пассажиров на остановках, собирает плату и разносит чай. А еще во всех турецких автобусах пассажирам предлагают помыть руки помыть руки пахучим одеколоном. Не удивляйтесь, если к вам подойдет стюард с бутылочкой, просто подставьте ладони.

Автобус делал остановки каждые два часа. На одной из них мы сытно поели за 1 лиру на двоих (меньше доллара). А потом сходили в туалет за 2 лиры. Туалет вышел в два раза дороже еды!

2 День. Антакья - бывшие арабские земли. Туннель Титуса.

туннель Титуса - огромный ход выдолбленный в скале. туннель Титуса - огромный ход выдолбленный в скале.
в туннеле Титуса в туннеле Титуса
так местные варят оливковое масло так местные варят оливковое масло
фото с мандарином фото с мандарином

Около 11 часов утра мы приехали на автовокзал Hatay. Далее бесплатный автобус с автовокзала довез нас до центра города Антакья (столица региона Hatay).

Добравшись до центра, двинулись в направлении интересующего дешевого отеля. Оказалось, что неправильно сориентировались и не знаем, где интересующая улица. Достали ноутбук и GPS, открыли Google Earth и ввели наши координаты. Наше местоположение сразу стало понятно. Собрались и двинули в сторону отеля.

По пути к отелю нам повстречался японец с рюкзаком. Его сопровождал местный молодой турок. Мы сказали «Hi», японец в ответ промолчал, а турок заулыбался и заговорил по-английски.

Японца проводили на автобус. А мы с Эрканом (так звали сопровождающего нас турка) познакомились и быстро подружились. Наш новый друг, оказывается, закончил университет Антальи всего несколько дней назад и приехал домой в Антакью. А через неделю идет в армию на пять месяцев.

Сначала он помог нам сориентироваться в городе и провел к интересующему отелю. К нашему разочарованию стоимость отеля оказалась в три раза дороже, чем написано в путеводителе Lonely Planet. Вообще цена 35 долларов за номер в очень дешевом отеле, как то не согласуется с тем, что предлагают российским туристам в Анталье.

Из этого можно сделать только один бесполезный вывод: все сложно и нелинейно.
По мере общения наши дружеские связи с Эрканом выросли. И он решил сопровождать нас в поездке на море до одной из местных достопримечательностей.

Мы отправились к «туннелю Титуса». Это удивительное древнее сооружение представляет собой глубоченный туннель, выдолбленный у подножия горы для защиты города от наводнений. Погода на море оказалась штормовая. А в туннеле ветер был просто ураганный. Туннель проще показать, чем рассказать о нем.

После осмотра мы попрощались с Эрканом, договорившись встретиться на следующий день на вокзале. Он поможет уехать в Сирию.
А сами решили остаться в отеле возле Титус туннеля. За номер с нас содрали те же 35$.

3 День. Из Турции в Сирию. Сирия - первое впечатление.

в музее Мозаики. Антакья в музее Мозаики. Антакья
отдай руку отдай руку
автопортрет древнего человека автопортрет древнего человека

Ночью был шторм. Стены отеля скрипели так, что мы думали отель, улетит в море вместе с нами. Но вырубилось только электричество, и согревающий нас кондиционер затих.

Утром погода по-прежнему отстойная. Добрались до центра Антакьи, где нас встретил Эркан. Выяснили, что автобус в Сирию будет только завтра. Поэтому решили ехать на такси. Нам помогал Эркан, и получилось 40$ за двоих. Перед отъездом сходили в музей Мозаики.

До Алеппо (Сирия) добирались часа четыре. Пришлось немного постоять на границе, потому что зависли компьютеры. К счастью многокилометровые очереди фур с обеих сторон границы, не относятся к пассажирскому транспорту. Даже нейтральная зона между постами двух государств заполнена фурами. Хотя в этом месте запрещается даже останавливать машину. Сейчас дальнобойщики жгут костры из мусора, чтобы согреться.

Вечером в Сирии получили от Эркана смску: «привет. как дела. я поругался с водителем и он вернул мне 12 баксов за ваш проезд. Когда будете в Турции? Хочу вернуть вам 12 баксов».
Сами не знаем, когда будем в Турции.

Вот мы и в Сирии. Алеппо – второй по величине город страны после Дамаска.
Первое, что замечаешь на дороге – это огромное количество такси. Такси - общественный транспорт Сирии. Каждая вторая машина такси. И проезд стоит около доллара.

Поселились в дешевом, но уютном отеле Spring Flower Hostel за 6$/1 чел/ночь. Входную дверь не сразу заметишь с улицы – такая она узкая и неприметная. Наверх к reception ведут крутые ступеньки. На втором этаже расположено мини интернет кафе – два старых компа. На третьем этаже уютное кафе-гостиная. На стенах висят интересные вещи: древние меха, картины, стоят амфоры.

В углу зала расположен шкаф с книгами. Книги в основном путеводители по Сирии и окрестным странам. На шкафу написано, что вы можете бесплатно взять книги в пользование.
И мы взяли путеводитель Lonely planet на неделю, оставив в залог пятьдесят долларов.

Наш номер на втором этаже с горячей водой и одной древней каменной стеной. Видимо, чем больше древних стен, тем выше звездность отеля.

Пошли гулять по городу. GPS координаты нашего отеля определить не удалось. Здесь такие узкие улицы, что приемник не видит достаточно спутников. Пришлось, некоторое время поплутать вокруг, чтобы хорошо запомнить ориентиры.
Первое, что попробовали на улице свежевыжатый гранатовый сок - поллитра за доллар.

Во время этой прогулки к нам подрулил невысокий пожилой араб. Он, быстро диагностировав, что мы из России, заговорил на хорошем русском и увязался за нами. Его звали Искандар. Общаться с ним было интересно, тем более, он сказал, что друг, и не берет денег за экскурсию. По ходу экскурсии рассказал про город, посоветовал, где поесть и где что купить. Советы были сделаны так ненавязчиво, что мы даже воспользовались ими, без ощущения обмана. После этого он также неожиданно от нас отвязался. От продавцов «специалисты по иностранцам» получают бонусы, но и нам не обидно потому, что обмана не было и гид понравился.

4 День. Из Халеба в Хаму на поезде. Прогулка по вечерней Сирии.

Халеб цитадель Халеб цитадель
Сирийские железные дороги Сирийские железные дороги

Утром совершили прогулку по городу, совместив ее с разведкой расписания поездов на вокзале. Оставили куртки в отеле, и как назло пошел дождь.

Узнали что в 14.30 отправляется поезд в Дамаск и вернулись в отель. Собрав вещи, отправились смотреть цитадель.

Крепость впечатляет: построенная на холме и окруженная рвом громада, на которой еще ведутся археологические раскопки.

Потом вернулись на вокзал и купили билеты 85СР/1 чел. В отличие от России в Сирии на поезда требуется регистрация как в аэропорту. Предъявили паспорт и зарегистрировались. Потом наши рюкзаки через сканер, и мы сели в поезд. Вагоны поезда напоминают автобус, только просторнее и длиннее. И есть еще тамбур с туалетом и барная стойка проводника. В поезде наши билеты проверили билеты еще раз, поставив на них галочку. Раздали пакеты и пластиковые стаканчики.

Играет арабская музыка. Проезжаем красные поля, одноэтажные дома из пожелтевшего от времени известняка. Надо всем этим нависает свинцовое небо.
В поездке разносят чай и печенье.

Прибыли в Хаму и поселились в гостинице Каиро-hotel за 15 долларов. В номере тепло, действительно горячая вода. Вечером бродили по городу со штативом и фотографировали нурии – огромные колеса на реке, которые нужны были для орошения земли.

5 День. Хама - город колес. Едем через земли крестоносцев.

Утро порадовало нас солнечным голубым небом. Погода отличная, но везде лужи. Поднялись на холм, где когда-то располагалась цитадель и сделали несколько панорамных снимков города. Красиво. Потом вернулись в отель, собрали рюкзаки и отправились на вокзал на такси 40СР.

Когда покидали отель, администратор поинтересовался куда мы направляемся теперь.

- Едем в замок Крак через Мусияфу.

Он удивился:

- Надо ехать через Хомс, через Мусияфу не ходят автобусы.

Я ответил, что мы «крейзи рашнс». У нас есть «тент», и мы все равно поедем через Мусияфу.

Когда приехали в Мусияфу, как назло опустился плотный туман, так что даже не было видно, где дорога на юг в сторону замка Крак-де-Шевалье. Пытались найти маршрутку до замка. Не удалось - нас направили к таксистам. А таксист за 50 километров запросил 700СР. Это дорога, значит найдем другой способ. Но сначала нужно сориентироваться, куда двигаться. Расположившись на большом камне возле вокзальной свалки, открыли ноутбук и отметили на карте точку, где заканчивается город и начинается дорога на юг. Загнали координаты в GPS, и стало понятно, куда держать курс.

Пошли пешком через городок. В тумане различили громаду замка. Оказывается, в Мусияфе тоже есть свой Крак!

Взяли эту крепость с тыльной стороны, совершив скальное восхождение на первый уровень замка. К сожалению, кассир оказался на втором, и все равно пришлось заплатить за вход 150СР с человека. Российский студенческий не помогает. Чтобы платить всего лишь 30СР, надо иметь международный ISIC. Осмотрели замок и двинули к нужной точке на выход из города.

Вышли на нужную дорогу, взяли такси на расстояние 7км в сторону замка за 100СР. А дальше стали ехать автостопом. Приехали в Крак, но он уже закрыт для посещения. Только до 16.00. Значит будем ждать утра. Покрутили окрестные горы в Google Earth и выбрали место для палатки. Очень удобно! Из космоса можно увидеть многие вещи, которые не видны с уровня земли. В пятом часу уже темнело, и, не задерживаясь, зашагали к нужному холму.

До холма не дошли двести метров, увидели разлапистый ливанский кедр посреди оливкового сада. Там и решили поставить палатку. Сготовили ужин на бензиновой горелке. А перед сном открыли Google Earth, и на спутниковом снимке удалось найти «наш Кедр», под которым мы находились.

6 День. Замок Крак-де-Шевалье и оазис Пальмира

С утра собрав рюкзаки, покинули нашу стоянку «под Кедром» и отправились смотреть замок Крак-де-Шевалье. По дороге восхищались красивыми виллами, построенными на холмах вокруг замка. Этот район Сирии наверняка является одним из самых престижных. С гряды холмов, по которой мы шли, открывается прекрасный вид на все окрестности. На склонах холмов сделаны террасы и растут оливковые сады.

Замок Крак-де-Шевалье называют самым лучшим замком в мире. В теперешнем виде он был построен крестоносцами восемьсот лет назад. Когда видишь этот огромный древний замок, в воображении сами собой появляются средневековые рыцари в тяжелых доспехах, зорко наблюдающие с этих холмов за долиной. Замок хорошо сохранился наверно еще и потому, что его сдали без боя. Осаду в нем можно было держать десять лет, но это не имело смысла. Иерусалим был потерян, другие замки взяты, и крестоносцы предпочли уйти.

Следующей местом, куда мы направились, стала Пальмира – город-оазис посреди Сирийской пустыни.

Но уехать от замка было непросто. Мы сели в маршрутное такси, но пассажиров было мало, и водитель продолжил разъезжать по поселку в поисках желающих. Поселок представляет собой цепь домов вдоль серпантина дороги ведущей к замку. Проехал раза три туда-обратно, пассажиров на улице не прибавилось, а мы уже людей на улице невольно стали запоминать. Тогда он съездил с нами в школу, где учатся его дети и немного потрепался с ними по семейным делам. Мы по-прежнему сидели в автобусе. Потом еще пару раз он проехал через поселок. Нас и двух других пассажиров это вконец задолбало, и мы согласились переплатить в три раза лишь бы уже поехать. Все равно это было всего лишь два доллара за час езды до города.

Дальше снова на автовокзал. И оттуда на автобусе отправляемся в Сирийскую пустыню. Там находится одна из самых самых достопримечательностей Сириий. Пальмира – оазис в пустыне, узел древних караванных путей. Расстояние 160 километров. Стоимость проезда 2$

В автобусе впереди нас сидят две бедуинки. Поворачиваются к нам и пытаются общаться. Их лица исколоты религиозной татуировкой – такая у них бедуинская красота.

Прибываем в Пальмиру и селимся в Tower отель среднего класса всего за 16 долларов на двоих. Сейчас не сезон, отели пустуют, и номер за 50 долларов сдается в три раза дешевле.

Из города видна красиво подсвеченная цитадель в пустыне.

7 день. Из Пальмиры в Дамаск

Завтрак включен в стоимость отеля. С верхнего этаже, где находится кафе, открывается прекрасный вид на развалины. Туда отправились после завтрака.

Нагулялись по древним руинам, и сходили в оазис. Оазис оказался поделенным на участки местных жителей. На каждом участке свои финиковые пальмы. Участки отделены друг от друга глиняными заборами.

Затем пошли лазить в пещеру Эфка. Вход в нее расположен возле самого дорого отеля в Пальмире. В течение тысяч лет эта пещера была наполнена минеральной сероводородной водой. Там был платный лечебный бассейн. Но в 1993 году произошло землетрясение, после которого вода ушла из пещеры. Теперь вход в нее бесплатный, ржавая дверь к пещере открыта.

На обратном пути в отель услышали как группа подростков, что-то кричит в нашу сторону. Потом разобрали: скандируют «welcome, welcome, welcome». Они это делали неподдельным удовольствием. Мимо медленно проезжал пикап. Они крикнули, что-то водителю и запрыгнули в кузов. Нас тоже позвали. Мы с Катей запрыгнули в кузов и весело доехали до центра Пальмиры.

Потом откушав местных яств в ресторане за 15 баксов на двоих, мы взяли рюкзаки и зашагали на автостанцию. По пути нам все время сигналили таксисты, предлагая свои услуги, но мы решили лучше прогуляться, и не тратить деньги. В итоге остановилась машина и бесплатно подкинула до автостанции

Дальше наш путь лежал в Дамаск. В пустыне видны столбы пыли. Как оказалось, это дымятся стада овец, поднимая пыль. Автобус часто обгонял фуры, где эта еще живая шаурма ехала в город. Овцы в фуре размещались в три яруса, почти как на автовозе.

Прибыли в Дамаск и поселились в дешевом отеле 18 долларов за двоих.

В холле отеля, тусят бэкпэкеры из разных стран, знакомятся обсуждают различные маршруты, делятся впечатлениями. Это очень здорово.

8 день. Едем в Ливан. Проблемы на границе. Мы в Бейруте

автобус в Дамаске автобус в Дамаске
в центре Дамаска в центре Дамаска
большинство машин в Дамаске - такси большинство машин в Дамаске - такси

У нас уже сложилась стабильная схема. Утром гуляем по городу. Во второй половине дня переезжаем в другое место и поселяемся. Потом гуляем и осматриваемся в новом месте.

На этот раз отличие в том, что никак не можем решить в какую страну податься после обеда. В Ливан или в Иорданию. Значит придется решить вечером прямо на автовокзале.

Оказавшись в Дамаске, непременно нужно посетить мечеть Омейядов и старый город с рынком. С утра туда мы и направились. Передать арабский рынок словами невозможно. Это невероятно экзотическое сочетание цветов, звуков и запахов. Здесь в схожих торговых лавках могут рядом продаваться фрукты, тряпки, золотые украшения, и телевизоры. Обязательно нужно торговаться, если не хотите покупать все втридорога.

Кстати, самый простой способ торговаться, позволяющий без лишнего гемора приблизить цену к нормальной это – 1)рассмотреть интересующий товар, 2)спросить цену,3)сделать круглые глаза 4)начать уходить, сделав вид что утратили интерес. Скорее всего вам предложат гораздо меньшую цену. Далее можно либо согласиться или торговаться дальше, либо просто взять заметку эту цену и в других местах искать этот товар ориентируясь теперь в цене.

На рынке наблюдали такую картинку. Торговец нес поднос баранками. Случайно задев покупателя, потерял одну баранку и она покатилась по рынку под ногами у прохожих. Что в этом случае сделают прохожие в России – типа не заметят и пойдут дальше. Что сделал прохожий в Дамаске: догнал баранку, вернул торговцу и помог красиво разместить на подносе.

Днем ранее мы в Халебе уже видели как свежие горячие лепешки раскладывают прямо на железной ограде между тротуаром и проезжей частью. А потом их покупают местные рестораны и запаковывают в герметичные пакеты.

Пройдя рынок насквозь попадаешь прямо к главной мечети Дамаска и одной из важнейших мечетей в мире – мечети Омейядов.

Когда-то давно эта мечеть была христианским храмом. После прихода и победы мусульман храм не сразу превратили в мечеть. Долгое время там по очереди проходили христианские и мусульманские служения. Сейчас это очень уютное место для посещения. Вход для иностранцев стоит 1$. На входе все разуваются и ходят внутри без обуви. В мечети большой внутренний двор, но главное – это огромный крытый зал. В зале пол застелен коврами. Эта мечеть не только для молитв, как, например, в известных мечетях Стамбула. Сюда люди приходят просто отдохнуть и погулять. По внутреннему двору бегают дети, играя в салки. В крытом зале кто-то молится, кто-то читает книги, кто-то спит прямо на коврах, кто-то фотографируется. Чувствуется – это место служит людям, а не только для религиозных обрядов.

Потом долго сидели в Интернет кафе, выкладывали текст и фотографии. И загружали в кэш Google Earth места, которые планируем посетить. Скорость загрузки удовлетворительная. Средняя стоимость 2$ в час. На Ближнем Востоке, Интернет кафе есть в каждом городе.

Если включить в Google Earth слой «погода» то можно увидеть на карте текущую температуру и облачность. И узнать прогноз погоды на большинство городов мира. Вот мы и увидели, что завтра в Ливане ясная погода и двадцать градусов. Ливан – это Средиземное море. Мы хотим на море. Значит, едем в Ливан.

Покинули Интернет кафе и поехали на автовокзал.

Найти автобус в Бейрут(столица Ливана) не составило труда. Все происходит наоборот, вас самих быстро найдут и посадят в нужный. Билет на этот международный рейс обошелся всего 5$ на человека. На автовокзале ФИО всех отъезжающих пассажиров переписывают в журнал. Разбираться с русской фамилией обычно долго и нас двоих обычно записывают по-арабски просто как «руман». (Буквы «о» в арабском языке нет»)

Немного о попадании в Ливан. Чтобы въехать в Ливан на 48 часов виза не нужна. Если больше, то надо платить за визу 10 долларов. ВАЖНО иметь мультивизу Сирии, чтобы вернуться потом обратно. У нас она была оформлена еще в Москве.

Автобус отправился, и мы ощущали себя одной ногой в Бейруте. Но ощущение оказалось ложным. Из-за этого случилось непредвиденное.

Прошло около часа, когда мы подъехали к какому-то посту. В автобус зашел человек в форме, прошелся и посмотрел некоторые паспорта. Наши паспорта были на виду, но человек их как будто проигнорировал. Дальше автобус тронулся и мы поехали дальше. За окном промелькнул большой «duty free» супермаркет. Значит, уже граница. Мы проехали еще километров десять и остановились на другом посту. Все(и мы) вышли из автобуса и пошли в здание оформлять паспорта. К моему удивлению это был не Сирийский пост, а уже Ливанский. Я передал паспорт пограничнику. Он перелистал его, потому еще раз, потом очень внимательно просмотрел и спросил: «почему у вас отсутствует штамп выезда из Сирии?».

Мы попали.

Значит, предыдущая остановка была Сирийской границей. И мы там никак не оформлены. Нас забыли.

Я даже не знал, что ответить. Я спросил: «что нам теперь делать?»

Он ответил: «не знаю, но в Ливан вам въезд запрещен» и вернул паспорта.

Водитель автобуса сразу сгрузил наши рюкзаки, со словами «это не моя проблема» и автобус уехал в Ливан. А мы остались стоять возле пограничного поста.

Вы смотрели, фильм «Транспортер» про человека, который жил в аэропорту несколько лет, потому что паспорт был недействителен? Там есть слова: «фильм основан на реальных событиях».

А мы сейчас оказались между двух границ в непонятном статусе. В голове промелькнули ужасные мысли: сейчас либо депортируют из Сирии за нарушение пограничного режима, либо останемся жить здесь в приграничной полосе будем питаться апельсинами.

К нам подошел ливанский пограничник, выяснить в чем дело. Узнал, что русские, и стал нам помогать. Нашли нам такси. В качестве исключения ливанцы выпустили такси в нейтральную зону без оформления выезда. На нем мы доехали до Сирийского поста и явились к тем пограничникам. Пограничники позвали своего начальника. Он понял ситуацию, подумал, покурил.

И стал нам втирать, что сейчас поставит печать, но потом нас не пустят. Не сразу стало понятно, что он имеет ввиду не Сирию. Он думал, что нас не пустят в Ливан, потому что девушек в Ливан не пускают.

Но мы знаем, что в сопровождении мужа пускают, и проблемы нет.

В общем с Сирийцами все разрулилось. Мы опять приехали к Ливанскому посту. Такси обошлось в 20$

А ливанцы обрадовались , что у нас все хорошо и пригласили в гости в свою пограничную будку. Мы с ними подружились. Нас угощали чаем и лепешками, а параллельно искали среди проходящих машин нам транспорт до Бейрута. Ведь, автобус наш давно уехал.

Скоро, появился какой-то автобус и нас посадили в Бейрут бесплатно.

Дорога до Бейрута запомнилась блок постами и танками возле дороги.

Бейрут называют ближневосточным Парижем. Второй язык после арабского здесь французский. Все арабские надписи продублированы французскими.

Поймали такси до отеля. Здесь нам пригодились познания Кати. Потому что с таксистом пришлось общаться на французском.

Отель ( Talal New Hotel ) обошелся 20$ за двоих. Для Бейрута это дешево. И здесь классно. Комната уютная, с очень горячим душем и нормальной кроватью и кондиционером.

Но главное есть не просто Интернет. А бесплатный доступ к нему через WiFi. Выкладываем наши новости на сайт.

Из номера видно, как на дороге рядом с отелем дежурит автоматчик.

9 день. Бейрут - город мира и войны

разрушенный дом на набережной Бейрута разрушенный дом на набережной Бейрута
возле набережной в Бейруте возле набережной в Бейруте
БТР на набережной в Бейруте БТР на набережной в Бейруте
Pigeon Rocks - вид с набережной Бейрута Pigeon Rocks - вид с набережной Бейрута

С утра отправились гулять по городу. Погода отличная, жарко и солнечно. Очень зеленый город. Вокруг пальмы и неизвестные нам виды деревьев. Купили вкуснющих мандарин и бананов, идем жуем.

Здесь действительно очень красиво. По европейски чисто. В отличии от Сирии на улицах мало такси, и в основном личные дорогие машины. И весь день пробки как в Москве. В яхтклубе стоят огромные шикарные яхты. Дальше мы шли вдоль набережной Бейрута и глазели по сторонам.

Справа от нас был скалистый берег, о который красиво разбиваются волны. Толпа рыбаков ловит рыбу. А слева мы видели множество башенных кранов и растующие по всему городу отели-небоскребы. Цены на отдых высокие, здесь отдыхают богатые из Европы и Саудовской Аравии и Эмиратов. Над головой постоянно заходят на посадку самолеты.

А ведь всего пятнадцать месяцев назад здесь была война, шли бомбежки, и город был сильно разрушен.

И только оторвав взгляд с блистающих отелей, замечаешь на заднем плане, расстрелянные полуобвалившиеся остатки старых зданий. На некоторых еще не отреставрированных домах видны следы от снарядов.

Уж что точно нельзя не заметить - автоматчики на перекрестках. И даже бронетранспортеры. Потом мы пошли в центр города. Периметр важнейших и престижных кварталов обнесен колючей проволокой и шлагбаумами и постами. Так что пришлось пройти оцепление и проверку рюкзачка.

В центре города до сих пор большой палаточный лагерь оппозиции, обнесенный колючей проволокой.

Конечной точкой нашего пешего маршрута стали Pigeon Rocks. Это две красивые скалы у берега в центре Бейрута. Рядом городской пляж, но купается только два человека. Попробовали воду. Больше двадцати градусов! Конечно купаться!

Прибой красиво накатывает волны на скалистый берег. Под водой видны стайки рыб.

Бейрут создает впечатление города, в котором удивительным образом сочетаются обычная мирная жизнь, и какое-то военное положение. Фешенебельные отели, дорогие машины и яхты, чистота и порядок. И тут же, на перекрестке рядом с регулировщиком стоит автоматчик! А поток машин останавливается чтобы пропустить колонну военной техники через центр города.

Вечером узнали, что в этот день в Бейруте подорвали важного генерала. Опять шум на весь мир. И как всегда ничего другого о Ливане люди по телевизору не узнают…

10 День. Бейрут – пещеры, пляжи, горы. Назад в Сирию.

В вагончиках в знаменитую пещеру Ливана Jeita Grotto  В вагончиках в знаменитую пещеру Ливана Jeita Grotto
пещера Джейта Гротта в Ливане пещера Джейта Гротта в Ливане
Вниз по серпантину Вниз по серпантину
в Библосе в Библосе

Вчерашний день закончился в середине ночи - в отеле бесплатный WiFi доступ в Интернет, использовали для закачки фотографий и добавления текста. ( к размышлению: в российских аэропортах Билайн берет за WiFi 500 рублей в час, в Ливане в нашей дешевой гостинице бесплатный доступ. )

А встали рано, чтобы успеть больше. Потому что это второй и последний день пребывания в Ливане.

Отправляемся посетить экскурсионную пещеру Jeita Grotta. Путь из Бейрута до пещеры занял меньше часа. Мы оказались в красивом ущелье склоны которого покрыты Ливанским кедром. По ущелью течет река, вытекающая из этой пещеры. Сама пещера состоит из двух экскурсионных частей: верхняя пещера, где ходишь по каменным дорожкам, и нижняя – где катают на лодке. К верхней пещере ведет канатная дорога.

Было еще достаточно рано, и похоже, мы были первыми посетителями. Потому что в соседних вагончиках канатки людей больше не было.

Пещера супер! Для экскурсии оборудована отлично. Разнообразная натечка, внушительные сталагниты, гуры. И классный свет, передающий объем. Бетонная дорожка хорошо сдизайнена и проложена высоко по залу. Фотографировать в пещере строго запрещено.

Потом прогулка на лодке по нижней обводненной части пещеры. Красотища!

Стоимость посещения пещеры 12$ с человека. И ее действительно стоит увидеть. Новоафонская пещера просто отдыхает. Лично я был в трех экскурсионных пещерах (Крым и Кавказ). Но такой красивой не видел.

Кстати, в Ливане много пещер и есть спелеоклубы.

В оставшиеся три часа мы успеем искупаться на море и посетить древний Библос. После пещеры поехали к морю автостопом. Водитель, которая нас подвозила, спросила, почему мы не едем кататься на горнолыжку, до которой здесь несколько километров.

Вы только подумаете, какой это курорт Бейрут! Здесь в декабре вы можете кататься на горных лыжах и купаться в море! Где еще такое есть?

Приехали в Библос и спустились к морю в древнюю гавань. Очень красивый берег, волны, и отличная погода. Купание – супер.

И вот уже пора покидать Ливан. На обратном пути в Бейрут стояли в пробке. Возле автострады большой рекламный щит «Русская столичная водка». Вообще, о русских в регионе знают две вещи: «россия из гут» и «русские дринк водка».

Вернулись в гостиницу, и забрав рюкзаки рванули на автовокзал. На автовокзале стоял автобус до сирийского города Халеб. Автобусов в Дамаск уже не было. У нас через два часа заканчивалось разрешенное время пребывания в Ливане, и мы не подумав купили билет до Халеба.

Возле нас стоял автобусный зазывала и истошно орал на весь вокзал: «Халеб, Халеб, Халеб».

Но пока автобус стоял на автовокзале, мы передумали на нем ехать. Из Ливана этот автобус будет выезжать северным маршрутом, и нам не подходит. Нашли англоговорящего, и объяснили, что хотим нам нужно в Дамаск. «Ну и тупые эти иностранцы", наверно подумали на автовокзале. Им на ухо орут, что автобус в Халеб, а они, оказывается, хотят в Дамаск.

Англоговорящий помог сдать билет. Нашлась машина в Дамаск за 10$ с человека.

Через три часа прибыли в Дамаск и заночевали в отеле. Завтра едем в Иорданию.

(В среднем за все время мы тратим 60$ в день на двоих!)

11 День. Как мы оказались на Красном море

Рынок в Аммане Рынок в Аммане
Сирийцы любят, когда руки свободны Сирийцы любят, когда руки свободны
Повседневная одежда сирийца Повседневная одежда сирийца
Так мы пересекали границу Так мы пересекали границу

C раннего утра отправились на автовокзал. Но ближайший автобус в Иорданию через несколько часов. Едем на такси за 10 долларов с человека. Водитель взял нас и еще трех пассажиров, итого пять человек. Я разместился на переднем пассажирском сиденье вдвоем с каким-то парнем. И это нормально. Здесь можно ехать хоть на крыше – никто не оштрафует.

Мы познакомились с парнем. Аймен – уроженец Марокко, житель Страсбурга. Он тоже путешествовал как и мы. И у него было здесь полезное преимущество – арабский его родной язык. В Дамаске он достиг самой северной точки. И сейчас возвращался в Египет через Иорданию.

И мы подумали, почему бы нам не доехать с ним до Красного моря? Пересчитали оставшиеся дни до конца путешествия – вроде успеваем. Приехав в Амман, вместе купили билет в город Акаба и отправились на самый юг Иордании. Билет обошелся всего восемь долларов.

Автобусы в Иордании топятся по-черному.

Потому что все курят прямо в автобусе. Мало того, даже когда автобус стоит на стоянке и можно покурить на улице. Пассажиры все равно курят в автобусе, и стоит сизый туман.

Пока ехали, познакомились с иорданцем, который стал показывать фотки своей герл-френды. Стало интересно, как это возможно в мусульманском мире. Ведь у любого европейца другие представления о Ближнем Востоке.

Оказывается, мир давно изменился. И мусульманский мир под влиянием глобализации изменился еще сильнее.

Хоть и не принято ходить с незамужней девушкой по улице. Но молодые люди также знакомятся в школе или институте, общаются, встречаются и сами выбирают вторую половину. Благодаря Интернет и телефону, общаться стало значительно проще. В силу культурных традиций новая жизнь не выставляется напоказ и приезжему незаметна. Но все очень круто изменилось.

Здесь давно уже не принято многоженство и для второй женитьбы нужны веские причины (болезнь или бесплодность первой жены). Здесь растет число разводов, и развестись стало проще.

С другой стороны по данным путеводителя Lonely Planet только в Турции за несколько лет тысячи молодых девушек были казнены семьями, за то, что обесчестили себя и свой род. А правосудие относится снисходительно к таким убийствам.

Пока наши попутчики просвещали о теперешнем устройстве миры. Мы пересекли всю Иорданию и оказались в Акабе на берегу Красного моря.
Акаба - берег Красного моря

Сначала в отель (15 долларов за двоих), а потом купаться. На берегу многолюдно, и столики кафе стоят в песке у самой воды. Но купались только мы.

В отеле открывали ноутбук и обнаруживается слабый сигнал WiFi. На удивление доступ открыт, и мы выходим в Инет чтобы выложить новости нашего маршрута.

12 День. Как нас кинули в Вади Рам.

Не доверяйте таксистам! Не доверяйте таксистам!
Пекапинг в Вади Рам Пекапинг в Вади Рам
Следы шин здесь до первой песчаной бури... Следы шин здесь до первой песчаной бури...

Из Акабы мы отправились в пустыню красных песков – Вади Рам. Это одно из самых интересных мест Иордании.

Ехать в Вади Рам из Акабы пришлось на такси. Нам сказали, что автобус после обеда, а у нас мало времени. Заплатив за такси по 15 долларов с каждого, мы поехали в Вади Рам. С нами поехали еще пара англичан, которых мы повстречали на автовокзале при поиске автобуса.

Сколько людям твердят «не доверяйте таксистам», а мы сглупили.

Не доезжая километр до Вади Рам (по словам таксиста), таксист свернул с дороги и завез нас в Desert Camp (колоритно оборудованную стоянку для туристов).

Таксист сказал:

- Там дальше сдирают 7 долларов за попадание в зону Вади Рам, а я вас привез в очень клевый лагерь для туристов. Вы заплатите 60 баксов, и вас на джипе провезут по Вади Рам. Вам не придется платить дополнительно 7 баксов с каждого человека.

«Отлично», подумали мы. Действительно, зачем платить лишние деньги, если, заплатив за джип, получим «all included»

Таксист все время нахваливал это туристическое место, и говорил, что здесь обязательно надо переночевать, чтобы заценить пустыню.

Вскоре подъехал джип. Это был не совсем джип, а потрепанный пикап с открытым кузовом, где мы разместились. Водитель - какой-то бедуин нифига не понимающий по-английски.

В-общем поехали мы на эту экскурсию по пустыне. Вокруг были красивые скалы и красные пески. Машина периодически останавливалась, а мы лазили по дюнам и фотографировались. В пустыне дул ветер, и в открытом пикапе было очень холодно.

Через два половиной часа «трехчасовая» экскурсия закончилась в том же desert camp, где и началась. Несмотря на то, что пустыня надоела, мы замерзли, и ехать уже больше не хотелось, у меня сложилось ощущение, что главного мы не видели. На фотках в Интернет Вади Рам другой.

Я достал ноутбук, запустил Google Earth и загнал координаты, которые отмечал во время экскурсии. И с горьким разочарованием убедился, что наш маршрут пролегал в другую сторону от центра красных песков Вади Рам.

Таксиста уже след простыл, а организаторы нашей поездки сначала косили под дурачков, не понимающих, о чем идет речь. Потом когда я ткнул их пальцем в трек на Google Earth, они стали оправдываться совсем по-другому: «Вади Рам очень большой. Это тоже Вади Рам. Чтобы посмотреть весь Вади Рам надо провести здесь четыре дня…»

Мы с англичанами сначала подумали обратиться в полицию, но поняли, что это бесполезно. Нам уже впарили не ту экскурсию, и возврату она не подлежит.

Нам остается предупредить тех, кто отправиться в Вади Рам после нас. Не доверяйте таксистам никогда, и не останавливайтесь в Desert Camp, не доезжая Visitor центра Вади Рам.

Автобусов из Вади Рам не было. И взяв такси до Петры, мы поставили рекорд путешествия по разорительности, потратив в этот день 100 $.

Видео из Вади Рам
Тема: Видео

13 День. Самая главная достопримечательность Иордании.

Местный туристический транспорт Местный туристический транспорт
и открывается Петра... и открывается Петра...
Розовая Петра Розовая Петра
Набатейский лук Набатейский лук
Петра (вид с высоты) Петра (вид с высоты)
Туристы подтягиваются Туристы подтягиваются

В этот день у нас оставалось несколько часов на осмотр Петры. А потом надо рвать на север. Ведь от Антальи, где нас будет ждать самолет в Москву, нас отделяло еще две границы и почти целиком три страны. У нас оставалось несколько часов на Петру и двое суток на гонку со временем.

Петра – это самая главная достопримечательность Иордании. Если в одно предложение, то в пустыне находится узкий каньон, а в стенке каньона выточен храм с колоннами. Вход в каньон стоит аж 30$ с человека. Но такого вы больше нигде в мире не увидите.

Чтобы ощутить Петру надо встать очень рано. Чтобы в семь утра, когда будет открыт вход быть первыми. И тогда главное – убежать вперед от толпы галдящих китайских туристов, иначе будет совсем не то впечатление. Иначе сама Петра, поблекнет за этой туристической толпой.

Мы встали в шесть утра. Вышли на дорогу и стали ждать такси. Остановилась первая машина. Я открыл дверь и сказал водителю:

- Петра, ван динар.

- Фри

Три динара за два километра и это слишком дорого, и я захлопнул дверь машины. Водитель снова открыл дверь и сказал:

- Ноу ноу фри динар. Ай мин итс фри, ноу мани.

Итак, нас подвезли автостопом до входа.

Взади догоняла толпа китайцев, но в каньоне мы были первыми. И шагая в тишине по удивительному каньону шириной три метра, переносишься в мыслях на тысячи лет назад.


После классических фотографий Петры снизу, мы полезли наверх каньона, чтобы увидеть все сверху. Проигнорировав знак «No climbing», мы через полчаса выбрались наверх. Наверху соседней скалы люди пасли коз. Увидев нас, они поприветствовали традиционным «Хеллоу».

Когда мы добрались до них, они испугались. Еще бы им нас не испугаться. Если самой старшей девочке было лет семь. Другим пастухам было года по три или четыре.

13 и 14 день. Гонка на север и завершение путешествия

По дороге в Маан По дороге в Маан

После Петры нам предстояло проехать маршрут Амман-Дамаск-Халеб-Антакья-Анталья. С одной пересадкой доехали до Аммана. Следующий пункт Дамаск.

Дежурный автовокзала сообщил, что автобусы на Дамаск есть, но свободных мест уже нет. Тогда мы согласились ехать в проходе.

Скоро подошел автобус. Пассажиров было явно больше, чем мест. Водитель посмотрел наш билет, и удивился, что иностранцы будут ехать без места. Он взял билеты и пригласил пройти с ним в офис.

У меня промелькнула мысль, может нам хотят вернуть деньги и отказать в поездке. Но еще через секунду водитель со словами «seven, eight» показал на автобус и вернул мне билет.

Билет был другой! Водитель подменил наш билет «без места» на билет «с местом».

Автобус был забит до отказа, и ехать было очень весело. Несмотря на то, что арабы не пьют спиртное, они быстро все подружились, смеялись и пели песни всем автобусом.

Громче всех орал песни водитель автобуса. При этом он периодически бросал руль и начинал хлопать ладоши в ритм песне. Только когда автобус начинал съезжать с трассы и заваливаться на бок, он брался за руль, выправлял автобус. Через минуту все повторялось снова.

Мы ехали четыре часа. Среди ночи автобус остановился на окраине Дамаска, чтобы нас высадить. Никто кроме нас больше не выходил. Водитель автобуса помог вытащить рюкзаки из багажного отсека. Я его спросил: «Как отсюда добраться до автовокзала, чтобы ехать в Халеб».

Водитель выпучил глаза, и удивленно проговорил: «Хале-е-еб????».

Оказалось наш автобус направляется в Халеб! Наверно, ругаясь на арабском «ну и тупые эти иностранцы» он затащил нас обратно автобус и мы поехали дальше в Халеб.

Ну откуда мы могли знать , что этот автобус идет в Халеб, если мы не понимаем о чем говорят люди.

В Халеб прибыли только утром. Сначала зашли в отель, где ночевали несколько дней назад. Оставили там рюкзаки и вернули путеводитель Lonely Planet, который брали. Потом закупились на рынке сувенирами.

Автобусов в Турцию не было, пришлось брать такси за 30$. Из-за очереди на турецко-сирийской границе потеряли много времени. Приехали в Антакью и чудом успели на автобус в Анталью. Дальше на автобусе пятнадцать часов.

И вот мы снова в Анталье. Здесь отличная погода, теплая вода, на городских улицах дозревают апельсины. Сегодня вечером будем в снежной Москве.


Комментарии
Guest26.09.08, 00:13
Интересно. 
Здравствуйте. Мне очень понравился ваш экскурс. Хочу вас спросить,- в какую цену вы вместились от Атальи и назад? Валик. Одесса. Спасибо. (((
Ivan22.05.08, 13:50
да, в Вади Рам вас жестоко развели... 
но не огорчайтесь, моего знакомого тоже таким образом развели. для меня же Вади Рам пока остаётся самым красивым местом, в котором мне удалось побывать!
30.01.08, 15:51
и еще 
Жаль, что мы там не всретились! Было бы здорово встретить ТАМ российских туристов!:) Ольга Б.
О Маршруте
Опубликовал Роман Железов