Батуми, 17 июня

17 июня.
Фотоальбом Горная Аджария.
Мы проспали до 9.30, уже устали от такой бурной жизни. Молоко скисло, пришлось доедать макароны. С утра сразу записались по телефону на экскурсию по флаеру, полученному в инфоцентре, на маршрут №1 "Горная Аджария и побережье Черного моря".
Нас встретила Мария на пл.Европы, чтобы мы не заблудились, и отвела к машине.
Пока мы ждали гида, погуляли по парку, посмотрели на пеликанов и немного облезлых павлинов.
Гидом-водителем был Арсен, с нами на экскурсию поехали еще 2 девушки из Тюмени. Пока мы ехали по городу, Арсен рассказывал об интересных зданиях, например о доме с фундаментом сверху, доме, построенном Лужковым. Сначала мы поехали в Сарпи, на границу с Турцией. Там у дороги есть водопад высотой 22м, рядом оригинальный памятник Андрею Первозванному.
Памятник Андрею Первозванному около Сарпи.
На пограничном пункте стояло много машин, но гид сказал, что очередь идет быстро, без взяток, благодаря Саакашвили, который поменял всю полицию, избавившись от коррупции. Еще водитель похвастался, что у них каждому первокласснику дарят нетбуки, собранные в Грузии.
Потом мы заехали в крепость Гонио или Апсаросскую крепость, которой уже 2700 лет.
Она является памятником римского периода истории Аджарии. Гид немного рассказал о ее истории, что она была важным стратегическим пунктом, охраняла входы в ущелье реки Чорохи и Ачарисцкали, которые связывали внутренние районы страны с Черноморским побережьем. Общая длина стен крепости составляет 900 метров, а высота – 5 метров. Изначально, по периметру крепости были построены 22 башни высотой – 7 метров, но некоторые из них со временем были разрушены и сегодня крепость насчитывает всего 18 башен.
Крепость имела 4 входа и выхода, сегодня в сохранности лишь западный вход. Крепость была экономическим и культурным центром Восточного Рима, раскопки ведутся до сих пор.
Здесь есть остатки труб водопровода и канализации, небольшой музей осадных машин.
В заключение экскурсии мы поднялись на крепостную стену и немного по ней прогулялись.
Гид несколько раз повторил, что главная ценность Аджарии - не виноград, а мандарины, а здесь вот такая большая площадь отведена под музей- заповедник.
Потом мы поехали смотреть арочный мост царицы Тамары в Махо. Мост этот небольшой, с перилами, крепкий, столько веков простоял.
К слову сказать, у нас под Торжком есть валунный мост архитектора Львова, построенный в технике архивольт, длина 100м, стоит уже 250 лет. Там снимались сцены из фильма "Ночной дозор".
Арочный мост царицы Тамары в Махо
Дальше мы сделали остановку в месте слияния рек Чорохи и Аджарисцхали. По реке спускаются на рафтах.
Слияние рек
На экскурсию в винный дом мы не пошли, уже были на одной, за дегустацию надо платить дополнительно 5 лр.
Мы поехали сразу к водопаду Махунцети, высота его 30м. Водопад очень красивый, но народу там не протолкнуться, культовое место.
Водопад в Махунцети
В кафе рядом кормят невкусно, суп остри очень жирный, в маленькой кошачьей мисочке, а не в горшочке, ждать заказ пришлось очень долго. Как и везде - чем больше туристов, тем хуже еда, повара не напрягаются. На этом экскурсия закончилась. Нам предлагали еще съездить в ресторан, где посетители сами ловят сачком форель, потом повар ее готовит, это считается еще одной экскурсией, стоит 10 лр, мы отказались. Заехали посмотреть еще один арочный мост, без перил.
Арочный мост царицы Тамары
Затем в виде бонуса Арсен отвез нас к водоводу через 2 горы, мы поднялись на него наверх посмотреть на горы и дорогу.
Водовод
В конце экскурсии нам выдали по бутылке вина Кинзмараули, стоимость которого входила в стоимость экскурсии.
Вообще, гид Арсен показался мне амбициозным и не очень умным человеком без чувства юмора, озабоченным своей значительностью. Он не столько рассказывал, как больше просто болтал, отпускал избитые шуточки, пытался цитировать "Кавказскую пленницу". Но о себе он очень высокого мнения, все время повторял, что он не таксист, а гид высокой квалификации! Жаловался, что люди из других стран считают грузин людьми второго сорта, прямо какой-то комплекс неполноценности у взрослого мужика. А в конце экскурсии он предложил нам написать ему отзыв в тетрадку, конечно хвалебный, и оставить свой телефон.
Вечером мы еще сходили погулять по набережной, посмотрели на море - очень крупная галька, крутой сход, волны, и говорят, там сразу глубоко, купаться я не решилась, может в Кобулети пляж будет лучше, мы туда переезжаем завтра. Видели огромные фигуры Али и Нино, грузинских влюбленных, днем фигуры двигались, вечером нет. При движении они сливаются, потом проходят сквозь и расходятся, потом двигаются обратно.
На танцующие фонтаны смотреть не пошли, далеко - 3км. Потом оказалось, что их еще и не включили, какие-то работы ведутся. На ужин купили молочки - мацони, творог, сыр и абрикосов.
Когда мы вечером ужинали, пришла хозяйка и сказала, что мусор мы должны выносить сами. И куда его выбрасывать? Искать помойку неизвестно где? Прежние постояльцы такие заявы тоже игнорировали, ведро было полное.