26.04 Загреб-Вуковар-Осиек-и обратно. Неизвестная война.

Счастье начинается прямо тут... Счастье начинается прямо тут...
О чем и говорит плакат О чем и говорит плакат
Легендарный фонтан Манды Легендарный фонтан Манды
Собор в Джаково Собор в Джаково
И его охрана И его охрана
За рекой "братская" Сербия За рекой "братская" Сербия
Следы войны Следы войны
В Вуковаре В Вуковаре
Аист на башне Аист на башне
По ней прямой наводкой били По ней прямой наводкой били
Художница - потому что худая Художница - потому что худая
Фонтан-ловушка Фонтан-ловушка
После того, как... После того, как...
Собор в Осиеке Собор в Осиеке
И горгульи на нём И горгульи на нём
Здравствуй, железный человек! Здравствуй, железный человек!
До Вуковара и Осиека До Вуковара и Осиека

       Прежде чем рассказывать нашу историю дальше, хочется упомянуть о легенде, прочитав которую я понял, что не могу, права не имею, не посетить такой замечательный город, как Загреб. Итак, цитирую Путеводитель:

       Давным-давно, уставший и томимый жаждой хорватский князь (бан), попросил девушку по имени Манда принести ему воды из родника: «Манда, душенька, загреби водички…» С тех пор город стал называться Загреб, а родник, сохранившийся до наших дней Мандушевац.

       Ну, как тут не вспомнить добрым словом общие славянские корни! Конечно же, утром мы бодрым шагом побежали смотреть этот самый благозвучный родник. Доехали до центра города, запарковались где-то у подземного перехода к вокзалу. Причем парковка оказалась платной, надо было кидать в автомат то ли 6, то ли 8 кун железками, а у нас только купюры. Кое-как изловили местного «служителя культа», то есть парковщика. Он как раз с начальником беседовал. Тот, вникнув в ситуацию, милостиво махнул рукой, мол, один час с барского плеча, бесплатно. Ну, мы, конечно, уложились наверно часа в полтора, но бегать пришлось душевно.

       Через подземелья вокзала, где конфетами до половины завалены стеклянные стены витрин, выскочили на площадь короля Томишлава, и по красивым зеленым аллеям двинулись наверх, в сторону исторического центра, Каптола. Достопримечательностей вокруг много, но в большинстве своем это музеи и картинные галереи, которые требуют для себя много времени, которого у нас нет. Поэтому фотаем снаружи, и дальше, дальше, дальше. Ближайшая наша цель – площадь бана Елачича, где и находится исторический родник, ныне сделанный фонтаном. Отгоняю от него очередную экскурсию, и пытаюсь это самое … загрести водички. Впечатления, конечно, еще те! В нашем бассейне хлорки меньше, раза в три. То есть, загрести-то можно, а вот дальше… Бедный жаждущий князь!

       Аккуратно сверяясь с Путеводителем, обходим достопримечательности Каптола. Впечатляет ажурная каменная резьба кафедрального собора, а еще больше нравится минимальное число экскурсий рядом, и приятная прохлада. И цветы кругом, просто масса цветов и зелени.

       Бросилась в глаза вывеска кафешки «Fun starts here», то есть счастье начинается здесь. Оглянувшись, убеждаемся в правоте сказанного. Ага, прямо тут и начинается!

       Когда почувствовали, что время, отведенное служителем культа, подходит к концу, повернули обратно к вокзалу, и энергично так пошли обратно, но, конечно же, не успели. На этот раз обошлось, никто на нас внимания не обратил, и мы слегка расслабились, списав всё на особенности местного коммунизма. А зря. Ну, об этом потом.

       Уже более привычно и уверенно вышли на окружную дорогу, плавно переходящую в автобан. Решаем, что сегодня уж обязательно доберемся до северных замков Вараждина и Тракошчана. И тут попадается указатель на них, указывающий вправо от трассы. Как, думаю я, направо – это к востоку, на Славонский брод и далее, нам же налево надо! Пока думаю, проскакиваю сверток, и убеждаюсь, что еду как раз по восточной ветке. А это просто развязка такая интересная была. А эти автострады здешние славятся тем, что ни съехать с них, не развернуться то точки схода невозможно. Только прямо.

       Быстренько изменили решение, всё равно завтра на восток собирались, давай просто местами поменяем цели. И пошли! Под 130 и выше, и на восток. А на автобане ехать хорошо, но вот смотреть почти нечего. Проходит он по максимально ровной местности, минуя все населенные пункты. Только лес за ограждением и больше ничего. Только пункты оплаты разнообразят дорожные впечатления суммами на табло.

       Когда Марина устала от этой однообразной, но быстрой езды, она выключила навигатора, и вошла в интернет, чтобы пообщаться с домом, с нашими бесхозными детишками. Поэтому на карте и нет трассы около Славонского брода. Свернули в направлении на Джаково, чтобы дальше попасть на Винковичи и Вуковар. Сразу и обычная асфальтовая дорога показалась узкой, раздолбанной. Быстро человек к хорошему привыкает.

       В городке Джаково сделали короткий привал, побродили вокруг необычного кирпичного собора. К большому огорчению Марины, он был закрыт на обед. Зато увидели самого настоящего далматинца. Первого за всю поездку. И мужичок встретился, который хорошо говорил по-польски и немного по-русски. Дружески пообщались, он сильно удивился, когда узнал, что мы из Сибири.

       Пока мы едем дальше, попытаюсь объяснить, зачем нас всё-таки понесло в эти «дальневосточные» города.

       Мы мало знаем о югославской войне. Наслышаны только были из прессы, что американцы – сволочи, что начали вдруг ни с того, ни с чего, бомбить Югославию, а бывшие добрые соседи, хорваты, сербы, боснийцы и т.д., вдруг почему-то перестали быть добрыми. И активно убивают и изгоняют друг друга. И если война в основном длилась с 1991 до 1995 года, то восточные области Хорватия вернула только в 1998, после чего началось изгнание сербского населения. Трудно на расстоянии понять что-либо в такой ситуации. Может быть, поэтому хотелось побывать там самим, чтобы потом хоть как-то представить себе, что было. Не знаю, насколько нам это удалось.

       Путеводитель настойчиво предупреждал, что в результате войны Вуковар сильно пострадал, большая часть города лежит в руинах, многие минные поля до сих пор не ликвидированы. В общем, настороженность была очень высокой.

       Но не так всё страшно, как на самом деле. И компактный городок старательно залечивает свои раны. Да, возвышается над ним бывшая водонапорная башня, насквозь изрешеченная снарядами, да, многие дома без крыш и в стенах пробоины. Но уже плывут баржи по работяге-Дунаю, разделяющие бывшие противоборствующие стороны, уже ведется реставрация старой церкви святого Николая. Бегает детвора по улицам, щелкают фотоаппаратами туристы. А главное, что удалось увидеть, и что больше всего запомнилось – это аист. Он свил гнездо на высоченной трубе, которую видно со всего городка, и глядит сверху на всё это. Спокойно так, с достоинством.

       Мы не можем судить о том, что было в Вуковаре, не можем решать, кто прав был, а кто нет. Мы даже о собственной стране мало что знаем. Но если аист свил гнездо над городом, то город будет жить и дальше. Жизнь продолжается.

       Может быть, чтобы понять это для себя, и стоило ехать так далеко?

      

            Следующей нашей остановкой стал Осиек, также сильно пострадавший во время войны. Но этот город гораздо крупнее, и масштаб восстановительных работ там тоже больше. Может где-то чуть дальше от центра и есть разрушенные дома, но за то недолгое время (менее двух часов), которое мы там были, их не увидели. И хорошо. От Вуковара осадок еще не прошел.

            Первое впечатление – город весь в стройке, перекопаны улицы, активно делают дороги. Из-за этого сразу не могли въехать в центр, а потом гораздо дольше не могли выехать. Вроде вот она, трасса, но вот он и очередной объезд очередной стройплощадки. И крутилась наша машинка до самого заката почти. А до Загреба еще непонятно сколько километров. Но много. Это слегка действовало на нервы, и осмотр центра города прошел в ускоренном режиме.

            Понравилась центральная площадь с кафедральным собором, который красиво подсвечивало низкое солнце. Горгульи на стенах злобно щелкали клювами. А на самой площади – фонтан-ловушка, от которого местные дети просто не хотели уходить. То он затихал до незаметных бугорков воды по центру, то взрывался трехметровыми струями, распугивая голубей, детишек и их родителей.

            Рядом, прямо на тротуаре, среди прохожих,  забавные бронзовые фигуры. То кто-то долговязый с бронзовой скрипкой и настоящей сигаретой. Видно, композитор известный. То некто менее известный, но тоже бронзовый, широко шагает по брусчатке. Носок одного ботинка натерт до блеска. Примета какая-то, наверно. Но ничего, не зазнался. Руку пожал охотно.

       Очень хотели найти знаменитую крепость Тврда, но плана города не было, а по указаниям аборигенов выйти на неё не удалось. А жаль. В дальнейшем мы много искали пропадающие крепости, но времени для поисков было побольше.

       Перед выездом, на закате нас ждал последний привет от города Осиека. В вещественной, точнее финансовой форме. Впопыхах я не заметил, что встал на платной парковке, и теперь под дворник была подсунута квитанция на штраф. Не очень большой, 60 кун (300 рублей). Но память осталась.

       Когда выехали на трассу, солнце уже коснулось горизонта. Решили, что северной трассой будет ехать быстрее, и двинулись на Нашице-Слатину-Вировитце. Короткая дорога не всегда более быстрая. Так было и на этот раз. Постоянно населенные пункты, где приходилось снижать скорость до 60, постоянные повороты на непрерывных холмах. И уже темно.

       Не помню, через сколько времени сел на хвост бензовозу. Сначала подумал обогнать его, но потом отказался. И правильно сделал. Похоже, он шел тоже в направлении Загреба. Да как шел! Меньше 90 даже на поворотах не сбрасывал, деревни просто игнорировал. Пришлось поднапрячься и не отставать. Сначала тяжко пришлось, потом даже понравилось. Можно на указатели не смотреть, и виражи за лидером проходить легче, и встречные меньше слепят. Если Марина по навигатору еще следила, где мы едем, то мне не до того было. Помню только, как проскочили деревню с веселеньким названием Грешница, а потом все поселки как бы слились. Такое впечатление, что пустого места почти и не было. Видно было, что едем по невысоким, но красивым горам. Жаль, темно.

       Довёл меня этот бензовоз. До Кутины довёл, до самого автобана. И исчез, точно и не было его вовсе. Добрый дух ночи?

       Дальше уже просто было. Автобан – великое изобретение. И в отель мы вернулись как раз за пять минут до полуночи.

       А когда уже подходил   к стеклянным дверям, вдруг почувствовал офигенный удар по лбу. Стою, ничего не понимаю. Собираю с пола детали от сотового, который в руках держал. Оказалось, я как на вираже, попытался угол срезать. А там стекло оказалось. Дверь была метром дальше. Хорошо хоть стекло качественное было. Пуленепробиваемое, наверно. Но след на нём ото лба остался. Четкий такой. Лобное место отеля «И».  Интересно, сейчас его стерли, или до сих пор видно?


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте