Дневник похода 
Подробное описание всех наших приключений по дням.
Река Кара.

Памятник железнодорожникам-покорителям севера Памятник железнодорожникам-покорителям севера
Мост через Кару Мост через Кару
Лагерь в верховьях Кары. Певый день. Лагерь в верховьях Кары. Певый день.
С первой же заброски. Голец. С первой же заброски. Голец.
Порог незадолго до беломраморного каньона. Порог незадолго до беломраморного каньона.
Скалистый берег перед каньоном. Скалистый берег перед каньоном.
Начало беломраморного каньона, вид из тундры. Начало беломраморного каньона, вид из тундры.
Красота и величие Красота и величие
"Щуку" в каньоне не сразу заметишь "Щуку" в каньоне не сразу заметишь
Оборачиваясь назад (конец каньона) Оборачиваясь назад (конец каньона)
Порог после Беломраморого каньона, проходит Олич на КНБ. Порог после Беломраморого каньона, проходит Олич на КНБ.
Порог после Беломраморного каньона, проходит Щука. Порог после Беломраморного каньона, проходит Щука.
Река Нярмаяха. Тоже высохшая. Вдалеке - Чумы. Река Нярмаяха. Тоже высохшая. Вдалеке - Чумы.
Прощаемся с горами Полярного Урала. Дальше нам - на север. Прощаемся с горами Полярного Урала. Дальше нам - на север.
Когда-то эти воронки были руслом реки Когда-то эти воронки были руслом реки
Олени на водопое. р. Кара, недалеко от устья Нярма-яхи. Олени на водопое. р. Кара, недалеко от устья Нярма-яхи.
 
 2-3 августа
.  Билеты на Воркуту брали заранее, и уже тогда их почти не было. Самые дешевые )) Оказалось, что весь поезд едет с евро-вагонами, кондиционером и не закрывающимися на стоянках туалетами, а только наш – старый, зелененький. Не работал кондиционер и было душно.  Как водится, с помощью мультитула окно мы открыли. Оно почему-то отвалилось… 

                Раздали анкеты: «Все ли Вас устраивает?» Мы поотвечали на множество вопросов о состоянии вагона, поезда, и вежливости персонала в-основном положительно и отдали обратно.  А на следующий день попался злющий проводник, наоравший за то, что нечаянно наступили на кучку мусора, который тот собирал у двери. А в вагоне-ресторане вообще забыли про наш заказ и блинчики готовили больше часа.  Попросили еще анкету, но больше не дали ))  Ну да ладно, доехали же.

4 августа, стапель, первый день сплава. «Воркута-Тур» в лучших традициях, встретила с вагона, погрузила в газель и отправила в тундру. Моросил дождик, молодой водитель гнал по «газпромовскому» грейдеру, машину периодически переставляло. С ужасом выпучивала глаза, проезжая мимо полностью высохших ручьев Бур-шор, Ворчатовис и др. Воды НЕТ ВООБЩЕ!!! Ох, будет нам лихо… т.е. худо.

                Выгрузились на мосту, договорились о подстраховке в конечном пункте. ВОДЫ НЕТ!!! Кару можно перейти вброд, не замочив колен. Хорошо, что не поехали выше - в Верхнекарский каньон – шли бы оттуда пешком. Часа за 2 отстапелились (рядом с мостом), встретили рыбаков с хариусом.

                Только отчалили, тут же сели на мель. Моросящий с утра дождик до Кары так и не дошел, до нашего прибытия месяц не было дождя. И похоже не будет… Это первый поход, когда мы отчаянно его жаждали. И не мелкой мороси, а круглосуточных ливней, способных хоть немного поднять уровень от практически нулевого. Прошли по Каре 10 км, периодически проталкиваясь. Боимся идти по запланированному маршруту, если в Каре нет воды, то там и подавно не будет. Надеемся на дожди… и до туда нужно еще дойти.

5 августа. Второй день сплава по Каре.  Встали в 6 утра по московскому времени, в 8 по местному. Собирались часа 2, отплыли, захотели поблеснить, но обнаружили, что забыли в лагере блёсна. Возвращались до лагеря, потеряв кучу времени. Искали-искали, но так и не нашли. Ну думаем, всё… Как оказалось, при сборе лагеря их забрал экипаж «Щуки» )) ТУПКА!!!

    На маленьком, невзрачном перекате решили закинуть блесенку.  Хоп – огромный голец!!! Килограмма может 3, но у нас нет весов. Еле сожрали…  На следующем пороге был европейский, а потом и азиатский хариус. Всё богатство реки за один день! 

    На похожем маленьком и невзрачном пороге (а скорее просто ступеньке) кильнулась «щука». Как – загадка, мы даже обернуться не успели, а они уже стоят в воде все мокрые.  После чего крылатая фраза всего похода - цитата из отчета Г. Чернова 1960-х годов (http://vodnik.narod.ru/chernov/21.htm): «Только благодаря резиновым лодкам, обернутым в брезент, мы все остались невредимы». А ты обернул резиновую лодку в брезент ? )) Прошли за день 32 км, немного не дойдя до каньона – несчастная КНБ «Маринка» нуждалась в заклейке.

    Погода отличная, ни облачка. Жара под 20 с чем-то, в гидрокостюмах жарко.  Только ночью чуть не замерзли – ниже нуля. Комары стопудово попередохли. Вот такой вот полярный климат.

6 августа. Третий день сплава по Каре. Из-за нашей безалаберности и эгоизма наш экипаж не смог дождаться тех, кто еще не собрался, и отчалил первым. Мы хотели порыбачить чуть-чуть, но рыба не клевала, а нас все несло и несло течением… Река разливалась на рукава, мы не гребли, но кажется прошло полдня, пока «щука» все-таки нас настигла. Как раз подошли к первому порогу, предваряющему каньон. 

     Простой порог в нашу воду, только торчат вездесущие острые камни, между которыми приходится ювелирно лавировать, и то периодически шкрябаясь днищем. Каков он в высокую воду – не знаю. Скорее всего просто быстрый перекат. Пока «тупили» и фоткались, решили просто ради интереса забросить блесну в струю. Хвать - с первого же раза немаленький хариус.  Вторая заброска – второй хариус. С третьей заброской – то же самое, а рыбки-то немаленькие. А-аа! Куда опять столько рыбы – ту еще не доели! Только и успевали кричать «Олич, держи рыбу!!!» Приготовились убивать Егора – нам просто столько не съесть. Уговорили тем, что такая рыбалка неинтересная – как в магазин сходить, никакого азарта. Вот бы еще заказать, какую именно поймать хочешь)) Как оказалось, на этом наша рыбалка и закончилась. До волока надо было съесть всю рыбу, чтобы с собой не нести, а на Нгосавэй-яхе рыбы не было вообще никакой. Видимо настолько ей было мелко…

    Через пару километров начался Беломраморный каньон. Перед каньоном стоит деревянный крест, на котором ничего не написано. Рядом лежит кусок Библии. Ветхий Завет.

      Красота неописуемая. Громадные белые глыбы и тихая голубая гладь воды и неба, на котором ни облачка… Хорошо бы лагерем здесь стоять, было бы больше времени на фотки во всех возможных видах, ракурсах и освещениях. Как минимум - полудневку. В каньоне спокойно, вода течет лениво. Солнце, прорезая толщу воды в прозрачной глубине высвечивает внизу громадных рыбин… С трудом сдерживаемся от попытки их вытащить.  Стены – настоящий мрамор, выступают по оберегам воды 50-80 метров ввысь.  Кое-где в стенах видны воронки и гроты. Потом стены постепенно понижаются, но река продолжает течь в красивых скалистых берегах еще какое-то время.

    Еще порог. На вид посложней предыдущего. Егор возмущался «Не хочу купаться!», я подозревала, что придется, но в гидрах же - не страшно, а смелый Олич на «Маринке» рванула в порог пока мы лясы точили. Еле успели страховку с морковкой выставить.  Все прошли успешно, даже «щука».

    Пришел мужик из тундры, попросил соли, и ушел обратно в тундру))) Оказывается, его стоянка за поворотом, и мы похоже помешали ему загорать. Он путешествует принципиально один, и идет на Вайгач на двухместной «варзуге». Через 300 метров после предыдущего порога – еще одна «ступенька», на которой по его словам, 10 лет назад погиб экипаж катамаранщиков в полном составе.  В нашу воду даже обладая хорошим воображением, сложно представить, как вообще такое могло произойти.  Это выглядело как маленький сливчик с камнем посередине, на который напороться – возможно (что «щука» почти и провернула), но погибнуть всем экипажем? ...  «Щука» накренилась, Оксана даже завопила (от восторга конечно), но лодка устояла. Молодцы! Под этим сливчиком - глубокая яма (видимо в большую воду здесь мощный поток, который выдолбил ее в скальных породах), «Маринка» Олича там скрылась почти целиком.

    Пройдя еще немного, пообедали и искупались на красивом белом скалистом берегу.  Тундровый загар дает о себе знать – носы пооблезли, рожа красная и болит.  Потому что в заполярье тоже нужно брать крем от загара)))

    Вскоре скалистые берега закончились, и Кара широко разлилась по тундре. Тут же появился ветер, как всегда встречный, и мы задолбались грести против него по широким (но все равно мелким) просторам.  Решили идти запланированный маршрут. Мы могли конечно закончить сплав по Каре, нанять в Усть-Каре моторку и доехать если не до самой КС Ярынской, но уж до острова Торасовэй (где смогли бы продолжить путь самостоятельно, если бы осталось время) , но какого-либо спортивного интереса кроме еще пары мест («Буредан» и «Карские ворота») река уже не представляла, зато в избытке широких ветреных плесов, и эта однообразная работа не привлекала.

    Увидели вдали чумы и оленей, и радостно к ним устремились по шиверке, пропустив (!) устье Нярма-Яхи, по которой нужно подниматься. Пришлось возвращаться вверх по течению, зато оленей посмотрели. Нярма-Яха настолько обмелела, что почти на всех плесах и тем более перекатах байдарки проводили бечевой.  Встали недалеко от устья на петле реки, с холма виднелись чумы, Кара и Нярма-Яха, а вдалеке – горы Полярного Урала.

    Ночью какой-то мюмзик хрюкотал возле палатки, издавая совершенно свинские звуки. Вылезать было лень, наверно приходил олень.

Река теряется вдали Беломраморного каньонаНебольшой, но глубокий порожек. Последний на Каре для нас.

 

Тундра и озера.

"тундровый артефакт" - покинутые нарты. "тундровый артефакт" - покинутые нарты.
Собираем тундровую телегу Собираем тундровую телегу
Вид на озеро Нгосавэйто с сопки Николаева Вид на озеро Нгосавэйто с сопки Николаева
Волок по тундре. Жарко. Волок по тундре. Жарко.
Тур на сопке Николаева.Высота 216 метров. Тур на сопке Николаева.Высота 216 метров.
Ручей, впадающий в озеро Нгосавэйто Ручей, впадающий в озеро Нгосавэйто
Вечерний свет в лагере на озере Вечерний свет в лагере на озере
Озеро Нгосавэйто Озеро Нгосавэйто

7 августа, первый день  волока. Чтобы попасть на оз. Нгосавэйто можно подняться по петляющей и порожистой Нярма-Яхе до точки наиболее короткого перехода, но мы решили идти сразу тундрой, показалось так легче. Пришло время испытать тележку… Собрали ее быстро, но далеко уйти не получилось. Точнее получилось до первых кустов. Там телега застряла…. И всё.  Были попытки разгрузить с нее вещи, переносить через заросли, обходить полосы кустарника, но такие препятствия оказались далеко не единственными! Этого-то мы и не учли… Жалко было бросать плоды инженерной мысли и благого начинания… Но из 18-ти предстоящих км. к середине дня мы продвинулись едва ли на 3, и после долгих споров и препирательств,  пришлось к превеликому огорчениию с телегой расстаться. Все, что могло быть использовано нами или повредить природе -  с нее сняли, надеюсь колеса и другие части пригодятся оленеводам…

    Подозревая такой исход, до похода обговаривался вес и объем рюкзака, чтобы с ним можно было идти. Но видимо рассчитывая на неограниченный объем телеги, вняли предупреждению не все.  Пришлось идти двумя ходками. 

    За день прошли всего 6 км. Егор с Оличем возвращались за оставленным на обеде барахлом, а остальная часть группы ставила лагерь. Успели искупаться в каком-то вечномерзлотном озере-болоте по колено в иле. Видели оленя за холмами, на пределе видимости  - наверно это он ночью хрюкал, а позже подбегал полюбопытствовать на такую невидаль – люди  с вёслами посреди тундры, и грациозно ускакал. Красивый и мощный.  Уходивший народ вернулся поздно и без коньяка, остававшегося с лодками ))

8 августа. Второй день волока.  Встали рано. Сегодня трудный день – нужно дойти до озера  (около 10 км) с одной частью барахла,  потом вернуться обратно и забрать то, что оставлялось. Сначала переносили лодки и лагерь, чтобы те, кто остаётся смогли всё поставить, собрать и надуть.

    Жара сказывалась – болота пересохли,  вдали от воды, да под тяжелыми рюкзаками ощущалась особенно, хотелось пить. И вообще полежать еще немного на привалах… Изобиловали и кусты и  подъемы, влезать на которые с телегой мы бы помучились. В зарослях кустарника спасали оленьи тропы.

    Шли по азимуту почти напрямик, обходя особенно явные болота. Взобрались на высшую точку местности – сопку Николаева, на ней сложен тур (записки не обнаружили). С нее видны озера Нгосавэйто, отроги гор Полярного Урала, г. Константинов Камень. Вдалеке виднелись клубы пыли газпромовской дороги, еще дальше - вышка. Но связи ни билайн, ни мегафон нет.

    У подножия сопки пообедали и отправили во вторую ходку Серегу с Оксаной.  Остальные за это время перетаскали всё с места обеда до лагеря на берегу озера, надули обе байдарки, поставили лагерь, Егор с Оличем сплавали на остров.  Там много хохочущих чаек и еще больше морошки. Так вот почему они так долго не возвращались )) А ко мне тем временем приходил песец. Черный небольшой хищный зверек квадратной формы, с хвостом. Приблизиться не решился.

    Озеро Нгосавэйто – большое и классное, прозрачное, теплое, мы всё (включая себя) перестирали, и оно даже успело высохнуть.

    Ребята пришли около двух часов ночи, усталые, но довольные, и сразу бросились в озеро. Ночью была холодрыга, и кто-то истошно орал. Наверно тот  самый песец.

По озеру Нгосавэйто. Вдалеке горы Полярного Урала..
Река Нгосавэйяха.

Особенности национального судостроения Особенности национального судостроения
Протока меж озерами Протока меж озерами
Порожек перед верхним каньоном. В большую воду был бы красивее.. Порожек перед верхним каньоном. В большую воду был бы красивее..
"Маринка" и Олич выравниваются  после слива водопада. "Маринка" и Олич выравниваются после слива водопада.
Водопад проходит экипаж Щуки Водопад проходит экипаж Щуки
Последняя встреченная нами база геологов Последняя встреченная нами база геологов
Порог в нижнем каньоне Порог в нижнем каньоне
Где-то в среднем течении Нгосавэйяхи Где-то в среднем течении Нгосавэйяхи
Пол-реки пешком Пол-реки пешком
Доверчивый олень Доверчивый олень
Снежная толща Снежная толща
Где-то в среднем течении. Где-то в среднем течении.
Заклеиваем "Маринку" внутри палатки. Устали. Заклеиваем "Маринку" внутри палатки. Устали.

9 августа. Озёра Нгосавэйто. Начало Нгосавэй-яхи.
 Первый раз спали безо всякой побудки, сколько захотели, пока вконец не зажарились от полуденного солнца в палатке. Типа у нас полудневка. Ходили смотреть и фоткать чудо кораблестроения – «лодку оленевода» из связанных кусков пенопласта с деревянным веслом. Таких в прибрежных кустах на всем озере оказалось запрятано немало. Забавная конструкция.
    К середине дня отчалили, ветер на озере попутный, но сильный, и наши надувные суда все время разворачивало поперек. Обещанный голец ловиться не хотел, хотя блесна была все время за бортом. Таким способом, троллингом, на Таймырских озерах нам он попадался регулярно. Или мы не умеем ловить рыбу в здешних озерах, или ее тут нет… скорее первое ) Часа за 2,5-3 дошли до базы промысловиков у начала соединяющей озёра протоки, пообщались. Несколько домиков с генераторами, спутниковая антенна «триколор-тв», баня. Ребята заготавливают рога и мясо оленей. На вид зеки зеками ))

    Протока между озерами – извилистая, узкая и заболоченная, воды нет,  пришлось потаскать байдарки на мелях.  Малое Нгосавэйто – красивое тоже. Берега низкие, простор, ветер так и гулял, изрядно мешая приготовить обед.     Нгосавэйяха тоже началась заболоченной безводной протокой, местами с озерками и мелями.

    У начала красивого скалистого каньона (верхний) стоят лагерем геологи. У них несколько домиков с печками, гусеничные вездеходы. Прямо перед базой (хотя база – не ориентир, можно сказать перед началом скальных выходов, видимых с реки) – небольшая ступенька – порожек.  В нашу воду он был проходим пешком… В большую воду  был бы хороший слив.

    Сразу за лагерем геологов, за поворотом реки – узенький небольшой  водопадик в две ступени. Олич сразу решает прыгать, получилось на грани, но удачно – очень уж узко в каньоне,  не развернуться. Надувные суда долго думали, но выгрузив вещи и обустроив лагерь за водопадом, благополучно попрыгали тоже.  Байдарка «щука» очень забавно складывается пополам, втыкаясь носом в струю )) Рафтмастер несколько жестче, но и его заливает водой и получается бассейн.

10 августа. Второй день на Нгосавэй-яхе.  … и тут начался ад.  Говорят, ливень начался еще ночью. Не знаю, спала. Но с утра он не прекратился, и на следующий день тоже.  Но не это было адом! Несмотря на ливень, воды в реке не стало совсем.  По всей ширине русла плыть было негде совершенно! Приходилось поднимать суда и волочь над камнями долгие километры, поскальзываясь и падая в холодную воду под дождем. Мокрым было всё, кроме как ни странно еды и спальника.  Задолбались ужасно и пробили «Маринку» везде, где только можно. Олич был  удручен и зол, но шел. «Маринка»  плакала, но волоклась брюхом по острым камням..

    К трем часам дня Олич сказала «Я дальше не пойду!». Остальные видимо чувствовали себя не лучше и с ней быстренько согласились. Встали на острове. Красивом в общем-то, но нам было не до того. Вынули насквозь мокрую палатку, кое-как стряхнули воду, постелили насквозь мокрые пенки и забились внутрь. Пообедали внутри, и сделали «марш-бросок наружу» - под проливной холод полностью раздетыми, чтобы не намочить единственные сухие вещи. «Маринку» засунули в тамбур целиком, и клеили прямо в там, иначе не высушить. Удобно ) Потом вынули Маринку и сунули «Рафтмастер» - у нас оказалась длинная резаная рана. На всю заклейку ушло около трех часов, спасибо Сереге  - бессменной «техничке».  Мы с Егором в это время разобрали и собрали заклинивший Оксанин фотик. Надежда его починить уже умерла, и не знаю как получилось, но он теперь работает, несмотря на оставшиеся после сборки 3 лишних детали )))

      До моря  - всего ничего, да пойди дойди без воды. Шутили на тему «если до этого была неделя солнца, то теперь будет неделя дождя». Хоть бы воды прибавилось…

11 августа, третий день Нгосавэй-яхи. Мрачные прогнозы относительно недели дождя не подтвердились, и солнце выглянуло вновь. Но и воды в реке на вид не прибавилось ((( Возможно ее поглотила истосковавшаяся по влаге тундра, а на озере дождя могло и не быть в таком количестве, чтобы серьезно поднять его уровень.

    И снова пешком, с камня на камень, то проваливаясь в ямы под бывшими быстротоками, то пытаясь запрыгнуь внутрь, чтобы проплыть глубокий, но к сожалению не долгий кусок. Тормозясь о камни, опять терзали уставшие днища… К обеду прошли всего 4 км.  За хлопотами проводки почти не заметили средний каньон. Он невысокий, и там тоже есть шиверы, пороги и даже просматриваются прижимы, опасные  в большую воду. Вообще река очень красивая, ничуть не хуже Кары, совершенно не скучная по препятствиям, если бы не вода.. или не столь поздний срок нашего похода. Помечтали с Оличем, как здорово было бы пройти ее по весне.

    Грустно идя на поводке с байдарками, прошли мимо еще одного лагеря геологов. Они нам посочувствовали…  Дальше стало чуть получше – кое-где недолго, на спокойных плесах, можно было плыть, снова вылезая на мели в обычно самых интересных местах – когда из одного плеса струя разгоняется и перетекает в другой. 

    Прошли за день около 12-ти км и встали недалеко от домика геологов, до нижнего каньона. Возможно, разбросанные по реке геологические пристанища – временное явление, т.к. основательной была только одна база, самая первая, а  в других местах стояли маленькие палатки и гусеничные вездеходы.

    Вечером закатное солнце осветило половину вершин, 2 раза вылезала фотографировать. Голубики повсюду – море, просто можно выйти из палатки и не вернуться - глаза разбегаются, хочется объесть кустик, а тут следующий, и они все не кончаются))) Только рыбы нет совсем, сколько и где бы  ни пытались забрасывать. Вечерами стремительно холодает, замерзает выпавшая роса. Девченки умудряются купаться в ледяной воде.

Тундра - его стихия

Карское море.

Доверчивый олень Доверчивый олень
Снежная толща Снежная толща
Отсюда впервые нам открылся вид на море. Отсюда впервые нам открылся вид на море.
"море по колено". Мели. "море по колено". Мели.
Плывем по морю, радуемся )) Плывем по морю, радуемся ))
Моренные гряды и береговые ледники. Моренные гряды и береговые ледники.
Мегадров Мегадров
Еще в прошлом году радиовышка стояла.. Еще в прошлом году радиовышка стояла..
Общежитие стояло по-северному на сваях Общежитие стояло по-северному на сваях
Отопительный котлы в котельной. Отопительный котлы в котельной.
Мощные двигатели когда-то работали на благо народа Мощные двигатели когда-то работали на благо народа
".. и нет им дела до суеты людских поколений" ".. и нет им дела до суеты людских поколений"
Мертвый город, мертвые обитатели Мертвый город, мертвые обитатели
Предпоследний лагерь на Карском море. Полночь Предпоследний лагерь на Карском море. Полночь
Коса в устье Салепэяхи. Справа-море, слева - река Коса в устье Салепэяхи. Справа-море, слева - река
Закат на Карском море. Закат на Карском море.
Кочка немного закрывает лагерь от морского ветра Кочка немного закрывает лагерь от морского ветра
Попытка саязать тримаран Попытка саязать тримаран
Арктические пляжи Карского моря. Арктические пляжи Карского моря.
Море волнуется Море волнуется
Карский прибой. Карский прибой.
Место высадки байдарок. Хотите попробовать ? )) Место высадки байдарок. Хотите попробовать ? ))
Вертолетная площадка КС Ярынской Вертолетная площадка КС Ярынской
Суровый корабль в суровом море Суровый корабль в суровом море
Олень на холме. Олень на холме.
Дом культуры шахтеров Дом культуры шахтеров
Быть человеком или свиньей ? Быть человеком или свиньей ?

12 августа. Четвертый день Нгосавэй-Яхи. Выход в море.  Геологи свернулись и уехали около 9 утра, чуть позже стартанули и мы.  Через полчаса был громадный и обалденный каньон «упавшая земля»,  по аналогии с Казахстанским мысом Жигылган – скалы, отслаиваясь от стен гигантскими квадратами, когда-то падали в реку.  Величественно стояли на страже останцы выветривания  «три брата».  За ними  есть несколько (не по нашей воде) интересных порогов и даже небольшой сливчик водопадного типа.  На этом участке река заметно понижается, струи грохотали и гремели меж тут и там торчащих камней, уходя в «настоящий» прижим.  В общем супер, если бы не пешком. 

    За каньоном встали на обед, влезли на ближайшую возвышенность… и увидели на горизонте море! Вот оно,  Карское, к чему стремились столь долгое время. Уже совсем чуть-чуть осталось. Чувствуется ледяное дыхание севера - как только солнце скрывается за тучей – резко холодает. По берегам все чаще встречаются снежники, не растаявшие за все это жаркое лето.  Встречный ветер приносит солоноватый запах, залетают чайки.  Видели одинокого оленя. Думали, дикий, испугается, и подходили очень осторожно. А он при  первом прикосновении к нему взял, да и лег.

    В море выходили пешком. Был отлив, и даже далеко от  берега - мели.  «Море по колено» - прозвали мы залив Торасовэй.  Хотелось дойти до острова, но не уверены были, есть ли там вода, и направились к красивым пирамидообразным моренным грядам по правому берегу.  Неподалеку паслось громадное стадо оленей, голов 100, с маленькими оленятами. Причалили, но воды не оказалось, зато пообщались с ненцем и его очень умной лайкой.  Оленевод сначала не понял, как мы назвали реку, потом догадался и произнес совершенно по-другому, одним горловым звуком с ударением на последний  слог – яхА. Повторить это невозможно ) .

    Пока мы рвались к моренным грядам и оленям, очень сильно отстала и потеряла из виду нас «маринка», и Олич не знала куда мы пристали. Когда встретились, она оправданно на меня злилась – хорошие руководители так не поступают ((( Пообещала относиться внимательней.  Не теряйте свои экипажи! 

    Море вечером было спокойно, лениво плескалось, накатывая волну на берег, и какого-либо неудобства гребле не доставляло, хотя долгая качка на длинных пологих волнах вызывает особое чувство – может и не полноценной морской болезни, но рано или поздно жажда оказаться на твердой земле, «где не качает, сухо и есть чем дышать» возобладает над всеми остальными. Отдаляясь  от берега, как нигде ощущаешь бренность человеческого бытия в  вечном и равнодушном океане. 

    Вода оказалась только на Салепэяхе. Возможно она была и на Выдеръяхе, но ее мы уже прошли мимо. Удачное место на косе за кочкой слегка закрывало нас от вездесущего холодного ветра. Не смотря на усталость этого дня, развели костер из мегаогромного бревнища. И как оно вообще сюда попало? Ведь вокруг – только тундра и ничего больше.

13 августа. Карское море. Дневка. Спали до 11 утра, проснулись от жары. Только выползли – пошел дождь. Пока позавтракали и сходили на бывшую радиовышку и останки фактории «Яры», было уже 5 вечера. Получалась дневка. Да и дождик накрапывал, время от времени превращавшись в ливень.

    Поскольку мы стояли на косе, до впадения реки в море, чтобы пойти гулять к радиовышке, нам нужно было переправиться через ручей. Для этого мы решили взять одну лодку, «щуку», и влезли в нее впятером. Щука подумала…. И утонула)))) Все попадали в воду, промочив сухие вещи, к такому никто не готовился)) Фотик чудом уцелел – промок чехол. В итоге Серега, как паромщик, перевозил на тот берег по одному.

    Радиорелейная вышка, еще в прошлом году возвышавшаяся высоко над тундрой, рухнула бесполезной грудой железа. Железо на вечной мерзлоте и суровом климате заполярья сохраняется очень долго, и фактория «Яры» (если не распилят и не вывезут) еще нашим потомкам будет напоминать о былом величии. Крайнесеверный военный городок издалека как живой. Совершенно целые, новенькие машины – грузовики и буровые установки, кажется только накачать сплющенные шины с неизношенным протектором, и езжай хоть сейчас. Цистерны, ангары, жилые постройки сохранились хуже, но вся начинка как на ладони – отопительные котлы, двигатели, аппараты связи и мн. др. Таблички на агрегатах –  1979-81-84-х годов.  Настоящие герои те, кто здесь жил и работал суровыми зимами, и так горестно смотреть, как все затраченные силы и немалые деньги теперь забыты, никому не нужные, лишь ветер свищет в брешах, да трепещут частично оторванные листы железа. Сейчас даже на металл некому вывезти, дороже обойдется. Только морошка и редкие полярные цветы как росли, растут, так и будут расти посреди этой бывшей жизни, застывшей безмолвными недвижимыми изваяниями. И нет им дела до суеты людских поколений.

    С обеда на море разгулялся шквал, палатку на растяжках клало до земли. За ужином разлили сладкий чай на все спальники и пенки, видимо для сладких снов. Но те, чьи спальники пострадали, не хотели сладкого сна и возмущались. Пришлось раскочегаривать недогоревшее вчера мегабревно. Дневки – то еще зло ))

    К ночи шквальный ветер стал стихать, думаем, если завтра днем будет идти невозможно, придется ночью. До базы по прямой еще 22 км.

14 августа.  Карское море. Антистапель. Утром ничего не изменилось ) За исключением того, что этот мощный ветер дул в правильную  сторону.  Делать нечего, идти нужно. Кто знает, что там – на базе и сколько времени потребуется для выброски? Решили попытаться идти в такую волну, не удаляясь далеко от берега и не разбегаясь друг от друга. Вскоре пошел дождик, закончившийся только вечером.

    Загружали вещи и выходили в море из протоки, в которой нет прибоя и вода спокойна. Но не удаляться от берега не получилось – оказалось, чем мельче – тем выше валы, рациональней держаться на небольшом удалении. Ощущения на байдарке при такой волне непередаваемые!  Кто-то боялся, ведь кильнуться можно элементарно, кто-то восторгался с горящими глазами, кто-то принимал как данность и пытался улучшить положение.  Ветер-то попутный, но поскольку суда надувные, по законам физики их разворачивало до достижения максимальной площади парусности, т.е. боком. При нашем шквале бороться веслами с этим было невозможно, даже если оба гребца гребут только одним бортом.  И Егор соорудил руль, некоторое время выверял его положение…. И результат – скорость 4-5 км\ч и нужное направление – при полном отсутствии гребли и руления!  Минус был только один: не грести – холодно )) Экипаж «щуки» тоже с положением как-то справлялся, работая двумя веслами, хуже всех было наполняющейся водой из многочисленных мелких пробоин «Маринке», точнее Оличу, направляющей нос на очередную волну.

    Самое обидное, в камере сел аккумулятор, а фотики были надежно загерметизированы, и в такую погоду, качку и разбивающиеся брызгами о борта и нос волнами, когда каждый крен мог быть фатальным, доставать их значило загубить, а то и нас вместе с ними. Как всегда, самое интересное и сложное не заснято.

    Через несколько часов ветер еще усилился и волны стали еще больше! В приступе паники выбросились на берег (именно выбросились, как щепки. Что великому и могучему Карскому морю наши малюсенькие надувные суденышки ?)  - может попробовать проводить лодки бечевкой ? А не тут то было – прибой выкидывает лодку обратно на песок со сводящей с ума регулярностью, а следующая волна стабильно пытается перевернуть.  Не вышло, что же делать ?  Может связать из всех один тримаран? «Маринку» посередине, две байдарки по бокам, так устойчивей? Связали. Но едва попытавшись сунуться в волну, это чудище кораблестроения накрыло волной с головой и чуть не потопило. Так экспериментальным путем выяснилось, что длинная, но узкая надувная байдарка гнется на гребне волны, огибая его, а ширина позволяет оставаться на одном валу. Короткая  узкая «Маринка» хоть и не гнется, но помещается между валами, а широкая большая дурында, получившаяся от связки судов,  в вал не умещалась,  и ее колбасило еще сильней. Пришлось развязывать обратно. Что ж, варианта только 2 – попробовать продолжить плавание и будь что будет, или рюкзачок со всем этим мокрым барахлом на спину, и вперед по арктическим пляжам. Последний вариант совсем не привлекал, тем более что мы за эти несколько часов на попутном ветре пролетели почти половину пути!

    Отчалить удалось с трудом. Кто хоть раз был на море, наверняка помнит валы прибоя, бегущие к берегу и обрушивающиеся на песчаный пляж, растекаясь пеной далеко вперед, и сливаясь обратно в море. Только у нас на море  - белые барашки и высота этих валов немногим ниже человеческого роста. Байдарки колбасило и заливало, пласты воды плескались внутрь со всех сторон, прибой то пытался оттащить с волной в море, то прибивал обратно к берегу, сводя на нет наши усилия.  Люди были солеными с головы до ног и быстро мерзли в мокрых гидрах на пронизывающем ветру, но было уже все равно.  Надо дойти. Ну хоть дождик закончился, и вдалеке проглядывает голубая полоска неба. 

    Держаться на волнах приноровиились, уже не боялись, и когда неподвижное сидение и постоянно пляшущая в глазах картинка мира стали невыносимыми, увидели береговые строения Ярынской и возликовали.

    Это оказалась удаленная от самой станции вертолетная площадка с обслуживающими строениями. Уходящие на разведку доложили, что отсюда никакие машины никуда не пойдут, надо идти самим 8 км до КП.  Шанс уехать есть только оттуда, но когда – неизвестно.

     Решили немного просушившись, идти на КП и ставить лагерь там, чтобы не пропустить машину. Жалко покидать шумящее море, но когда удастся уехать, не знал никто, а на работу опаздывать нельзя. Выглянуло солнце, почти высохли лодки, гидрокостюмы и палатка. Продукты  подошли к концу, поэтому всё взяли одной ходкой, часто делая привалы. Что ни говори, а 8 км  по тундре без дорог и 8 км по отличной дороге - не одно и то же )  

         На КП ребята были очень приветливы, вошли в положение и сообщили, что через час поедет с КС смена на «вахтовках».  Дали нам бутылку питьевой воды и сами связались по рации с машинами, пробивая для нас места. Большое спасибо!  «Наш» Урал до Воркуты не ехал. Глубокой холодной ночью всех вместе со сменой высадили на промежуточной базе, и  водитель сообщил, что скоро должна подойти другая машина – из Воркуты. Если обратно она поедет пустой, нас захватит. 

    Как ждали, засыпая и замерзая на улице, и ночную погрузку во вторую машину особо не помню. Запомнилось, что на скорости машина влетала в неровности, а нас буквально подбрасывало с сидений под потолок. Иногда даже вышибало дух от особо сильных толчков, а тех кто пытался спать – регулярно сбрасывало.  Но нам ли жаловаться, если везут среди ночи, да еще и как оказалось – бесплатно ))

15, 16, 17 августа. Воркута, поезд домой. Прибыли в город часов в 5 утра. Водитель спросил, куда нас везти, и довез до самого вокзала.  На мои попытки вручить деньги, даже слышать не хотел. Огромное спасибо всем встреченным людям, они здесь по-северному отзывчивые и человечные.

                Здание вокзала открывалось в 6 утра, и уже стояла очередь. Говорят, билетов может не быть… Нам с барахлом деваться некуда, сунулась в привокзальную гостиницу на предмет самого дешевого номера.  Такой стоил 1500р, но разрешали "приводить друзей", и с каждого получилось по 300.  Кровати было 2, кто-то мылся, кто-то спал, потом чередовали. Когда открылся вокзал, я побежала за билетами. Были только верхние, только у туалетов, и в разных вагонах, но главное вообще были, и сегодня!

                Поезд отправлялся вечером, в свободное время гуляли по городу, смотрели местные достопримечательности, в кафе отметили окончание маршрута. За всем этим и сборами вещей по номеру чуть не опоздали на поезд, подбежав в последнюю минуту. А там завалились спать, т.к. выспаться ни  в машине, ни  в гостинице было невозможно.

                Вспоминая предыдущий день, антистапель: надвигаются черные ливневые тучи, мы устали, нам холодно и мокро, ледяной ветер пронизывает до костей и почти сшибает с ног, палатка пытается улететь вместе с вещами…  Но скорее попасть в блага цивилизации все равно не тянет.  Не хочется покидать этот суровый край.

    Край света, Ледовитый океан, тундра… Север притягивает как магнит и манит к себе снова и снова.

И он обязательно  дождется.
Место высадки байдарок. Хотите попробовать ? ))
Выводы.

Когда-то эти воронки были руслом реки Когда-то эти воронки были руслом реки
Водопровод в тундре, когда-то сделанный на совесть и долгие годы Водопровод в тундре, когда-то сделанный на совесть и долгие годы
Кран, отлично сохранившийся Кран, отлично сохранившийся
Передвижная печь на полозьях Передвижная печь на полозьях
Мегадров Мегадров

     Маршрут имеет место быть и за 2 недели реально проходим.  Недавно отстроенная Газпромовская дорога до побережья Карского моря (как и с другой стороны Ямала – Бованенковская трасса) открывают новые возможности в туристическом мире, и нужно этим пользоваться, несмотря на недостаток информации. Удобства заброски-выброски очевидны, как и экономия бюджета и времени.

Река Нгосавэйяха очень интересная, но только не в августе. Лучшее время на мой взгляд – уже после паводка, но еще не в межень – где-то в середине июля. Существенно возрастет категория препятствий и скорость потока, возможно будет и рыба. Минус -  в июле еще не будет ягод. А грибов мы почему-то даже в августе не встречали совсем.  Зато можно будет сплавиться по верховьям Кары, посетив Верхнекарский каньон, слишком мелкий в нашу воду.

                Про снаряжение, я считаю его полностью достаточным для такой реки, суда предпочтительны надувные и небольшие. КНБ пришлось очень плохо, шкура превратилась в решето.  На надувных тоже появилось несколько новых заплаток, но они не стали критичными. Сказывалось отсутствие воды.

    По поводу дров в тундре: принято считать, что их нет, и запасаться газом. На самом деле деревьев там действительно нет, но почти каждый вечер нам удавалось развести костер, а порой даже большой -  из всего того, что можно насобирать – принесенные рекой на отмели ветки и палки, сухие корневища или стволы карликовой березы, ивняка, сухие стебли для растопки. На море и вовсе проблем с дровами не возникало: огромные бревна, балки и  прочее по берегам валялось хоть и не в избытке, но стабильно. Уж не знаю как они там оказывались.

                Да, и кто ни разу не был в заполярье летом – запасайтесь теплыми вещами! (кто был – и так знает) ))) , перепады температуры у нас были больше 20 градусов!

 Палатка должна обладать хорошей ветроустойчивостью. Хорошо иметь и связь между экипажами, раций у нас не было.  На всем протяжении маршрута так или иначе встречались люди, вездеходы, вертолеты. Надеялись заполярная тундра – более безлюдное место. 

                По итогам похода был смонтирован видеофильм, посмотреть можно по ссылкам http://video.yandex.ru/users/shitam/view/21/ или http://vk.com/video1808894_167530834

Еще один фотоальбом: http://imgsrc.ru/shita/a1012584.html

До новых встреч!

Пушистое болото

Комментарии
Понравилось,Мария! Полезный отчёт! 
Shita31.10.14, 11:51
Хочу предупредить: Читая отчет и просматривая красивые фотки при солнечной погоде, не думайте, что в это время всегда так! 
По моим сведениям годом позже (т.е. в 2014-м, в конце июля) все 2 недели похода дул ледяной встречный ветер, шел дождь со снегом, а в море плавали льды. Так что год на год не приходится...
Анатолий11.07.14, 16:20
Очень интересно читать. Спасибо! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Shita