22 августа. День 1. Кизилюрт - Каспийск
Утром проснулся рано и принял решение выйти в Кизилюрте, откуда проехать через Сулакский каньон, Чиркейскую ГЭС, Буйнакск до Каспийска.
Старт в 7:30 на высоте 80 метров над уровнем моря. До селения Дубки - 25 км и набор высоты до 950 метров.
Подъем дался не просто, давно в такие подъмы не заезжал. Дубки оказались целиком в облаке, каньон никакой возможности увидеть не было.
Из Дубов спустился к Чиркейскому водохранилищу. Теплая чистейшая вода - скорее купаться!
Далее - село Чиркей, где на рынке вовсю торгуют свежими местными персиками. Хотел купить 4-5 штук, но продавали только большими коробками. Не продали, зато угостили. Ах, какая прелесть!
Перед Буйнакске оказался тягун 4 км - неприятная штука.
Дальше в районе разведки еще один 7-километровый тягун. Сил уже мало, крутится тяжело, запасы воды кончились - с полным правом я возненавидел этот подъем. Перед санаторием Талги начался долгожданный 30-километровый спуск до самой Анжи Арены в Каспийске.
Матч Анжи-Уралмаш прошел в равной борьбе и завершился со счетом 1:1.
После футбола двинулся в сторону Манаскента и остановился на ночь в палатке рядом с блок-постом ГИБДД.
За день проехал 130 км.
23 августа. День 2. Каспийск - Наскент
С утра не поехалось. Совсем никак: 18 км за полтора часа по абсолютной плоскотине. В Манаскенте увидел указатель на санаторий Леззет и немедленно свернул с дороги. Тело требовало релакс, пляж и сончас.
Море слегка штормило, отчего вода была мутновата, но в то же время чиста. Никакого мусора, водорослей.
После водных процедур, кажется взбодрился. 12 км в подъем проехал быстрее, чем по равнине.
В Карабудахтенте купил килограмм винограда за смешные 50 рублей. О, что за чудо, этот дагестанский виноград! Кажется, чтпоследний раз ел такой сочный виноград в 8 лет в Таджикистане. Непонятно, как теперь есть корм под названием виноград из наших супермаркетов.
Перед селом Губден свернул по указателю Леваши 34 км. И пошла работа. Километр за километром, виток за витком набираю высоту. 500 метров, 600, вот уже и 900 метров над уровнем моря, а перевала все нет.
Остановился отдохнуть, и тут меня обгоняет стайка пацанов. В шлепках, на каких-то простенький Стелсах. Говорят, частенько тут катаются. О, нет, такого позора нам не надо, включаюсь в их темп. Вместе въехали на "перевал". Все, говорят, дальше до Левашей будет проще, пойдут спуски. Я возьми да и поверь.
Действительно, целый километр был спуск. А потом все по новой: вверх-вверх-вверх..
За два часа до темноты на машине остановился Абдулла из Наскента, что в 5 км от Левашей. Очень настойчиво звал ночевать к себе. От приглашения не отказываюсь.
Еще три часа изнурительной борьбы с подарком. Стемнело. При всем желании поставить палатку негде. Справа отвесные скалы, слева обрыв.
Пейзажи вдоль дороги шикарные. Слева пропасть, лететь полкилометра, не меньше. Справа известняковые скалы причудливых форм. Вот королевский замок с башнями, а следом лежит огромный сфинкс. Жаль, было уже темновато, фотографий не получилось.
Докрутил до развилки Урма-Леваши. Выехал на плато. До Левашей оставалось еще километров шесть. Тут меня на машине поджидал Абдулла. Загрузили велик в багажник и поехали к нему домой.
Дома нас ждал брат Абдуллы - Шамиль. На ужин - вареная ливерная колбаса из заколотого утром барана. Просидели до полуночи. Шамиль оказался знатоком истории Дагестана. А кроме того служил в армии в Чечне в 95-м. Рассказал про историю села Хаджалмахи, про то, как народ и федералы с вахами борются. Поведал байку про горно-дагестанский Пароход - местный МММ с хитрым способом обойти ограничения ислама (нельзя брать и давать проценты, если даешь или берешь деньги в долг).
После долгого вечера проспали до позднего утра.
24 августа. День 3. Наскент - Мурада
Ближе к обеду выдвигаюсь из Наскента.
Приятный спуск до Хаджалмахи. А дальше подъем, в Куппу.
Чтобы было интереснее, пошел дождь. Сначала мелкий, потом ливень. По дороге потекли ручьи, с гор посыпались камни.
Оделся потеплее, но все равно было довольно прохладно - промок насквозь.
Тут очень кстати оказался блок-пост на плотине Гунибской ГЭС. Горячий чай, сыр, селедка - спасибо военным.
После ГЭС кончился асфальт, и начался крутой подъем в округ горных сел Дарада-Мурада. Дождь, дорога размытая, рыхлая.
За километр до Мурады спешиваюсь - ноги мокрые, заныло колено, силы кончились.
В Мураде в гости зовет Ахмед.
Ужин, растирание суставов мазями, ранний отбой.
За день проехал всего 52 км.
25 августа. День 4. Мурада - Шатода
С утра погода наладилась. Быстро достигаю перевал Дарада-Мурада - 1474 м. С обеих сторон перевала расположены детские лагеря. Неожиданное место для лагеря.
Долгий спуск по каменистой грунтовке приводит в Карадах до уровня 688 м. Отсюда есть асфалььированное шоссе в Махачкалу вдоль реки Аварское Койсу . Я же начинаю путь в очередной перевал.
Хорошая грунтовка выводит в Гоцатль. На удивление, неплохо едется - постепенно вкатываюсь в ритм здешних дорог. Перестала раздражать скорость 5 км/ч. А если доходит до 7 км/ч и второй задней передачи, так это и вовсе маленький праздник.
Из Гоцатль - асфальт в сторону Хунзаха. Набираю сотню за сотней (метров по высоте). Каждые 50 метров высоты - остановка попить, перевести дух. Еду вверх, не мучаясь, без ненависти, как было в первые дни.
В Батлаиче впервые за четыре дня проверили документы на блок-посту.
После села Тануси - перевал 1958 м и конец асфальта.
Когда проехал Ахалчи, начало смеркаться. Остановилась машина, стандартные разговоры: чем помочь, заезжай ко мне гостить. Ночь провел дома у Магомеда в селе Шатода (на картах отмечено как Шатота).
"Вот мой сын, он очень хороший человек. Чабанует, кобыла есть у него. Две недели назад в Хунзахе были скачки, занял второе место. Если бы победил, получил бы приз - белую Приору"
26 августа. День 5. Шатода - перевал Рушуха
С утра попробовали провести диагностику системы охлаждения магомедовской "девятки". Я за три последних года прошел все стадии болезни "перегрев двигателя" на своем Джимнике, так что надеялся тут применить свой опыт. Но, видимо, ВАЗ хитрее, чем Сузуки - точно определить причину так и не смогли.
Из Шатоты в Тлох - длинный долгий спуск по каменистой дороге. Больше 20 км/ч не разгоняюсь, опасно.
На спуске все тело напряжено. Малейшая задумчивость или расслабленность грозит полетом в пропасть.
В середине спуска в селе Харахи меня буквально ловит Гази-Магомед, хозяин Харахинского консервного завода. Приглашает на обед: "Я первый тебя увидел, ты мой гость". Отказываться нельзя.
После обеда Магомед вручает мне с собой две двухлитровые банки компота: персиковый и абрикосовый. Ловкость рук, и банки оказывается внутри велорюкзака, который, казалось, уже был наполнен на 100%.
Теперь ехать я стал еще аккуратнее. Если четыре литра сладкого компота выльются внутрь рюкзака, будет совсем не сладко.
Из Тлоха до Ботлиха - асфальтовое шоссе, почти без подъема, вдоль реки Аварское Койсу. На обочине много битый бутылок. За 10 км пути прокалываю оба колеса - первые приколы в дороге.
Перед Ботлихом дорога начинает уходить к облакам, а после перекрестка Ботлих- Грозный и вовсе идет сквозь облако. Становится влажно и слякотно. На Грозный идет федеральное шоссе, без асфальтового покрытия.
Ах, какой чудесный серпантин вьется ввысь. Ого, да я получаю удовольствие от процесса! Ненависть первых дней через удовлетворение вчерашнего дня перешла в удовольствие сегодняшнее.
В сумерках докатываю до промежуточного перевала Шуруха. И сразу после него ставлю палатку в первом же более-менее пригодном месте. Движение в темноте невозможно, стоит сильный туман, на дороге слякоть.