8 мая, 4 день.
Суыктобе - Рудничный
Новый день встретил нас холодным и бодрым утром. За завтраком полюбовались окружающими красотами и собрались в путь.
Любоваться и думать о приятном хорошо, когда сидишь, стоишь или лежишь - словом, созерцаешь, не напрягаясь. А ежели ползешь вверх по камням, да еще и тащишь за собой груженый велосипед, тут уж эстетическое наслаждение уступает место удовольствиям совсем иного плана.
Дойдя до снега, сняли ботинки, надели неопреновые носки, поверх которых натянули сандалии. По снегу наша и без того небыстрая скорость сразу упала.
Стараемся идти по краю выступающих из-под снега холмиков, густо поросших кустарником.
Пройдя около километра, вышли на дорогу, обогнувшую гору с правой стороны - надо было вчера забирать правее, обошлось бы без снега. Дорога засыпана камнями, пересечена широкими промоинами, уходящими в обрыв.
Едем в седле триста метров, стараясь держаться подальше от края обрыва. Упираемся в снег. Впереди все, за исключением редких проплешин, покрыто белым снегом. Сейчас пасмурно, и он почти не слепит глаза. Пытаемся идти как шли и сразу проваливаемся по колено. Если не распределять вес между двумя ногами, а опираться на одну, начинаешь проваливаться глубже - почти до пояса, причем чувствуется, что это еще не предел. При этом заднее колесо велосипеда проваливается до самого рюкзака, и про попытке достать его, сам проваливаешься еще больше.
Путь перед нами ровный и белый. Под снегом не видно камней, не заметны промоины, в которых глубина снежного покрова еще больше и есть риск, что потревоженный нами снег в этих местах может соскользнуть вниз, прихватив с собой пару незадачливых велосипедистов.
Двигаемся медленно. По очереди налегке ходим вперед на разведку, тропим. От передышки до передышки протаскиваем велосипеды не больше десяти шагов - какими же долгими кажутся эти шаги. Пошел дождь, температура резко пошла вниз.
Ногам мокро, но тепло - спасибо неопрену.
Только сейчас я осознал, что значит в горах мокрый рыхлый снег, особенно теперь, слишком рано наступившей весной после богатой на снегопады зимы.
В этих дождливых промозглых сумерках, во время перехода через очередную заполненную снегом промоину, когда, провалившись по середину бедра у меня под камнем застряла нога, я испугался. Но, не без труда освободившись и увидев моральное состояние Димана, собрался с силами и подбодрил его. Хотя ему мои подбадривания - что мертвому припарка. Раньше он никогда не брал горные перевалы с велосипедом, а тут еще и снег.
Еще пара часов выдирания себя и велосипеда из снега, и я почувствовал, что слабею. А мы не прошли и трех километров. Диман, увидев, что я почти поплыл, собрался с духом и по-свойски взялся за мою мотивацию. В общем, мы вовремя поменялись ролями (потом, на протяжении всего похода, мы так и будем по очереди ободрять друг друга).
Я подумал, что если за первой из двух предстоящих нам вершин будет такой же снег - повернем назад.
Д. Е.: "Я бы не согласился, мы пошли бы в перед и точка. В тот момент был уверен в том, что все будет хорошо."
А. Г.:"Уверенность - это хорошо, особенно когда она подкреплена благоразумием".
Перед концом первого подъема темнела прогалина шириной метра три. Добравшись до нее, мы воткнули в мокрую глину свои стульчики и плюхнулись на них всем своим весом. Поели хлеба с колбасой (я через силу). Смотря на совсем близкую вершину, я гадал, что же мы за ней увидим?
Пошли на разведку вдвоем, налегке. Взобравшись на первую из вершин, облегченно вздохнули - впереди, в последней седловине снега совсем мало. Зато полностью под снегом дорога, серпантином огибающая последнюю вершину с левой стороны. Но это ничего - можно пройти справа, по осыпям.
Впереди внизу, между гор виднелся Рудничный и длинная асфальтовая лента, по диагонали уходящая далеко вперед, к другому горному хребту. Чуть ближе темнел серпантин дороги, спускающейся с перевала, но до нее еще надо было добраться.
5 километров подъема по снегу мы прошли за 5 часов.
Оттуда мы пришли.
На высшей точке перевала.
Вид на Рудничный.
Вернулись за велосипедами, затащили их наверх. Высота 2551м. Гора Сыуктобе, или, как ее называют местные - Черная гора.
Спустившись вниз, мы перевалим через хребет Джунгарский Алатау. Но перед этим над предстоит еще немного подняться, что мы и сделали, перейдя через седловину и затолкав вдвоем по одному велосипеду на последнюю за сегодня вершину.
15 часов. Начали спуск по осыпям, от которого Диман перенервничал, а когда через особо крутой участок пришлось переносить велики и рюкзаки по отдельности и вообще чуть меня не прибил. По пути наткнулись на люк в земле. Открыли - засыпано грунтом.
Дорога на спуск под снегом.
Спускались 3 часа. Последний час верхом на велосипедах мимо заброшенного рудника, поражающего своими масштабами.
Впопыхах проскочили все хорошие места стоянок у воды и, выехав за шлагбаум с табличкой, запрещающей заезжать туда, откуда мы спускались (охотхозяйство), опомнились уже в поселке Рудничный.
Пришлось вставать на поляне за дачными огородами - место неплохое, но без воды. Водой с нами поделился один из дачников, а гигиенический минимум мы выполнили с помощью влажных салфеток.
Не так уж и много перевалов я прошел с велосипедом, но этот, во многом благодаря снегу, показался мне куда тяжелее всех пройденных ранее.
Уснули мы еще быстрее, чем обычно, не опасаясь никаких местных жителей.
Старт - 8.50
Финиш - 18.20
Время в движении - 4.13
Расстояние - 19.25 км.
Средняя скорость - 4.5 км/ч
Общий подъем - 1521 м
Общий спуск - 1408 м
Высота - 1340м.