Всё как обычно в жизни происходит вроде бы «случайно». Возникшая пограничная ситуация заставила меня искать выход – возможность уехать куда-то на время, обдумать свои мысли, а заодно что-то попытаться изменить в своём дальнейшем существовании. И когда летним июньским днём в Интернете я увидела объявление о наборе волонтёров в эколого-этническую деревню в Хакасии, я поняла - это именно то, что надо. Условия были интересны, хотя, как сейчас я вспоминаю, интуитивно ощущались некоторые нюансы, но рядом было несколько Мест Силы – Сундуки, Салбык, те места, где я уже была когда-то, получила много ярких впечатлений, и хотелось побывать снова.

Моя Хакасская авантюра

Посвящается моему Ангелу-Хранителю, духам предков - женщин моего Рода, которые всегда со мной.

И вот после недолгого времени переписки с посредником, уточнив некоторые основные детали, и естественно рискнув, я начала продумывать маршрут. Отлично, понимая, что надо быть готовой ко всяким сюрпризам и неожиданностям. Эта готовность, а также мой 25-летний опыт серьёзных спортивных походов разных категорий сложности по всему бывшему Советскому Союзу, меня потом и выручила.

Но… всё по порядку.

ИТАК, как в фильме с Пугачёвой: «Очередной поход за славой… Почему за славой? Просто поход». Эти слова я произношу всегда, перед тем как выйти из дома в очередное своё странствие.

Собравши кое-какой материал о тех местах и людях, куда я еду, выбрав варианты передвижения, я начала заказывать билеты. Брала билет до Москвы и дальше из Москвы через Красноярск до посёлка Шира. А оттуда надо было добираться маршруткой ещё около 50 км до назначенного места. Вариантов, как всегда, несколько и можно выбирать, что удобно – если брать билет из Украины прямо до посёлка Шира, то теряешь конкретно в деньгах, но, по крайней мере, можно сразу состыковать поезда, чтобы не сидеть долго на станциях пересадки. Но если есть время, то всё-таки удобнее брать билет до Москвы, а уж потом там рассматривать все варианты передвижения. Обратный путь домой вышел мне гораздо дешевле.

Билеты взяты, вещи собраны, все первоочередные задачи и проблемы решены – и в путь.

Всё началось жарким летним июньским днём - единственный прямой поезд до Москвы. Хотя, как обычно, всё началось гораздо раньше. Разговоры с любимым человеком и понимание того, что многое сейчас не так уж и важно, а что-то сейчас вообще не имеет значения…

И это оказалось верным, потому как события развернулись гораздо круче.

Но всё выяснилось позже. Ехала на такси на вокзал – опаздывала. На дороге лежит только что сбитая собака или кошка – не рассмотрела. Это знак, на который мне стоило обратить внимание. Кстати, похожая ситуация была когда я ехала на машине в Аркаим в 2005 году, но тогда собаку сбили мы.

Приехав на вокзал за 40 минут до отправления, узнаю, что мой поезд ещё не подали под посадку. Остаётся времени 5 минут до отправления, а поезда на перроне всё нет, и никто не знает почему. Время отправления поезда, а его только подают на перрон, с 20-ти минутным опозданием я благополучно покидаю вокзал и двигаюсь на северо-восток.  В Москву прибыла безо всяких приключений, ехала в купе с попутчиком – мужчина средних лет и его двое детей – мальчик и девочка. Причём они только что встретились – они сводные брат и сестра по отцу и отец решил, что они обязаны знать друг друга, несмотря на то, что их матери против этого. Для меня это оказалось актуально и заставило задуматься.

В Москве пересадка - меня встретили, и я уже собиралась  сдать билет и никуда дальше не ехать, но последующие события повернулись иначе.

Потом много думала в поезде, времени до Красноярска было достаточно, но «кирпичик» встал на своё место гораздо позже. Интуиция, к ней прислушиваешься обычно, когда всё уже свершилось. Но иногда стоит уехать за 5000 км, чтобы понять или узнать что-то важное для себя в этой жизни.

Итак, через шесть дней пути я приехала в деревню, шёл мелкий холодный дождь, меня никто не встретил, более того, расспрашивая о том, где мне найти дом и человека, который мне нужен, сильно удивилась тому, что этого никто не знает. Хотя в деревне живёт не так много народу. Подумала тогда, что всё это очень странно, но интересно. Всё получалось не так как задумывалось. Наконец дом был найден и человек тоже – познакомились. Начала обустраиваться.

На следующий день я голышом купалась в реке Белый Июс, вода в нём очень холодная и мелкая, чистилась водой, а вечером у костра чистилась огнём. Мыслей никаких, знакомилась с местом и людьми, входила в курс дела – это мой первый опыт как волонтёра, занималась хозяйством. Погода была неприветлива, дождь менялся на солнце и наоборот.

А через пару дней я всё-таки заболела – высокая температура, перемена климата, да и купание в ледяной воде без особой закалки сделали своё дело. При этом я всё равно работала, потихоньку восстанавливаясь. И пытаясь понять, куда же я всё-таки приехала, потому что на месте всё оказалось совсем по-другому. Я попала в особое пространство, созданное человеком, пытающимся совместить абсолютно разные традиции, приправив это коктейлем из чистого бизнеса.

В первые дни работы у меня было достаточно, поскольку всё очень неупорядочено и многое игралось «с листа», так уже утром, намеченные с вечера планы могли измениться на совершенно противоположные. И мне к чему-то надо было привыкнуть, что-то понять, чему-то научиться. Место, в котором я жила сказочное – деревня расположена очень удачно между несколькими хребтами и рекой. Рядом находится горка, это единственная в округе гора, которая стоит отдельно, дальше деревню окружают хребты. Эта отдельно стоящая гора - место мистическое, она притягивает молнии, хотя совсем невысокая. У её подножия находится могила двух человек, погибли от удара молнии.

За небольшим хребтом вдоль изгороди, на самом въезде в деревню, по дороге вдоль маленькой речушки перейдя через березовый мостик, находится пещера. Она некатегорийная и посмотреть её может любой желающий, либо сам либо с экскурсоводом. Лучше это сделать с экскурсоводом, дом, в котором она живёт,  находится рядом с остановкой маршрутки, во-первых, потому что, в пещере темно и необходимо иметь минимальный туристический навык, а во-вторых, можно познакомиться с интересным человеком и узнать много нового, в том числе посмотреть музей. В нём находится то, что было найдено в этой пещере и в ряде других, и бережно сохранено и ждёт того момента, когда находками всерьёз заинтересуются археологи. Я побывала в ней дважды и хотя я совсем не «пещерный» человек, больше люблю солнце и простор, но там удалось поощущать нечто особенное. И когда я вылезла из пещеры – очень хорошо прочувствовала - там внизу другой мир, наполненный особыми звуками, и существами, совсем другая жизнь. И оценила солнце, тёплый ветерок и зелень. Очень интересно послушать тишину в пещере – выключается полностью свет и все, кто находятся в пещере - замирают и полная тишина, только слышно как где-то капает вода, а иногда может пролететь летучая мышь. Даже если есть страх перед пещерами, как это было у меня, его однозначно стоит преодолеть  и хотя бы один раз побывать там. А сколько потрясающих легенд таится в пещерах. Каждая из пещер этого края – это чья-то родовая пещера, она принадлежала какому-то хакасскому роду, и шаманы этого рода проводят там свои ритуалы, так было когда-то давно, так происходит и сейчас. И истинное имя пещеры никто из «чужих» не знает. Считается, что если открыть истинное название родовой пещеры, род перестанет существовать и процветать, ведь в пещере, в том числе, проводятся и ритуалы на плодородие, и процветание рода. Потому и названия пещер, в основном, придуманы теми, кто их как бы «заново» открыл либо просто даны по названию деревни, возле которой находится пещера. Это моё первое, за много лет походов, почти полное прохождение пещеры, так как, имея за плечами неудачный опыт прохождения пещеры в Крыму, я много лет в пещеры не совалась вообще. Что интересно, в этой пещере раз в несколько лет кто-то, скорее всего шаман чьему роду принадлежала эта пещера,  делает полное её прохождение  и совершает какие-то ритуалы,  для освещения пути при этом используется особенный факел из бересты, по старой технологии. Такие факелы не используют туристы и уж тем более просто любители полазить по пещерам. Поскольку каждая пещера – это живой организм в ней необходимо соблюдать определённые правила поведения, там живут и зимуют колонии летучих мышей и если их испугать, вылетев солнечным днём, они могут не вернуться назад и погибнуть. А иногда встречаются отдельные неразумные личности, которые позволяют себе в пещере нагадить и поскольку в пещере особый микроклимат, то образуются так называемые «пещерные зайцы». Это удивительные существа к ним надо подкрадываться, так рассказывает экскурсовод и странно улыбается при этом, чтобы их не спугнуть и погладить по шёрстке очень аккуратно. На самом же деле, это кучка чего-нибудь, оставленная в пещере и поросшая огромной плесенью.

Но, вот моё пребывание в пещере заканчивается и уже надо вылезать обратно, время там течёт неторопливо, почти незаметно. Пора возвращаться наверх, к голубому небу, солнцу, теплу и яркой зелени.

Недалеко от этой пещеры, на въезде в деревню, но вверх по склону идёт тропка – это путь к другой пещере, эта пещера уже категорийная и без специального снаряжения туда не спуститься – сразу двадцатиметровый колодец, вход в пещеру выглядит очень характерно, отсюда и данное ей название – пещера Крест. Возле входа растёт старая лиственница, на ней следы от верёвок, а чуть выше ритуальная лиственница, которая обвешана тряпочками и лентами. Возле входа в пещеру разводят костерок, очень здорово, вылезая из холодной склизкой пещеры, погреться у огня и оценить его как друга, который своим теплом согревает. Вид отсюда потрясающий, как на ладони вся деревня и излучина реки. Я много раз поднималась сюда – совершенно необычные ощущения, мир переворачивается, отступают все земные заботы, и растворяешься в тишине, нарушаемой только треском цикад. Под лиственницей живут огромные муравьи, похожи на термитов, они очень миролюбивы, могут укусить, только если нечаянно придавишь их.

Я выздоровела и чувствую себя отлично, и снова купаюсь в Белом Июсе, он берёт своё начало в горах и потому вода в нём очень холодная и прозрачная,  и её можно пить и не кипятить при этом как в большинстве наших рек.

Проработала я всего около двух недель, и поскольку всё оказалось совсем не так, как было заявлено, обещания не были выполнены, и много чего другого - наши пути разошлись, и я освободила себя от всяких договорённостей. Вот тут-то мне и пригодился мой туристический опыт. И поскольку времени свободного у меня было много, я осталась побродить и оценить всю красоту природы этого места, к тому же сразу познакомившись с замечательными людьми, живущими в деревне, у которых я и поселилась.

Вначале я жила в деревянной юрте, довольно любопытная конструкция, в ней нет углов, а позже жила в обычном деревенском доме.

Со своими новыми знакомыми я съездила на Сундуки, к сожалению, место Силы очень изменилось – теперь на въезде шлагбаум, куча мусора, кафешки, магазины, шум, много разношёрстных людей,  какие-то странные конструкции, названные туалетами и берут денежку.

Побывала я в этот раз на 6-ти Сундуках.

Крепость Онло (гора Сундук) – расположена в Июсской степи, протянулась в северо-западном направлении при ширине 2-3 км. Гряда Сундуки имеет восемь отдельных возвышений, именуемые как 1-й, 2-й, 3-й и т.д. Сундук.  С вершины Сундуков видна бескрайняя степь с бесчисленными курганами и линиями древних оросительных каналов. Уже в 1 тыс. до н.э. Хакасско - Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия. Массив из пяти отдельно стоящих гор-останцев, высотой до 200 м, сочетающих могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые все вместе и использовались древними людьми для наблюдения за звездами, солнцем и луной.  Название гряда получила от самой северной горы — от Первого Сундука, на вершине которой находится скала в виде куба, после чего останцы получили порядковые номера.

Территория археологического комплекса Сундуки сочетает в себе наслоение нескольких культур и эпох - от древнейшего европеоидного, до скифского и хакасского периодов. Жемчужиной этого комплекса является петроглиф «Белая Лошадь», который находится на Черной горе, называемой Шестым Сундуком. Этот наскальный рисунок, выполненный по уникальной технологии, и, по мнению профессора археологии В.Е Ларичева, насчитывает от 17 до 30 тыс. лет в ледниковую эпоху, и представляет собой проекцию созвездия Льва. В образе этой Лошади нашим предкам виделось обновлённое Время.

Уже на протяжении десятилетий на территории Сундуков происходят мистические вещи. Жители близлежащих деревень рассказывают, что ровно в двенадцать часов прекращается постоянно дующий ветер и наступает безмолвная тишина. В это время луна становится кораллово-красной и начинает вращаться подобно космическому диску. В три часа ночи все мистические явления прекращаются, начинает дуть ветер, а луна принимает свой привычный облик. У меня, к большому моему сожалению, не получилось в эту поездку там заночевать, но занесла в планы на следующий год.

По дороге на Сундуки очень много могильников, большая часть из них уже давно разграблена, но кто знает, что ещё таится под землей. А я в степи увидела вот такой памятник.

А потом добралась до так называемой Шаманской тропы, место и впрямь потрясающе мистическое, и тоже много придумано вокруг него всяческих легенд. Но виды там удивительно красивые и чтобы посмотреть сверху на долину Белого Июса это определённо стоит того, чтобы по ней подняться и попытаться что-то поощущать.

Шаманская тропа или Тропа Шаманов – это пешеходный маршрут. От моста через р. Белый Июс вверх по течению он пролегает между экзотических скал с гротами, где многие тысячелетия селились древние люди, где есть наскальные рунические письмена и рисунки. Прохождение по Шаманской тропе  - это для меня была возможность почувствовать очень тонкую грань, как бы точку равновесия, пространство здесь очень гармонично, но каждый вписывается в него по-разному. На Шаманской тропе есть возможность поиграть на музыкальных инструментах и попросить духов об исполнении своих заветных желаний. И у меня произошла любопытная встреча, и я потом пыталась осознать, что же всё-таки там происходило.

В любом случае, виды с Шаманской тропы на реку Белый Июс никого не смогут оставить равнодушными.

А  ещё был сплав по реке Белый Июс, на берегу реки примерно в полутора-двух км ниже устья реки Аспад на прибрежных скалах есть уникальные культовые наскальные изображения, сделанные охрой. Это так называемая Аспадская писаница. И  судя по единству стиля исполнения всех рисунков композиций, она создана в одно время, вероятно, в конце первого тысячелетия до нашей эры, так считает новосибирский археолог Ю. Г. Белокобыльский.

А ещё в Хакассии очень много озёр, как пресных, так и солёных, мне удалось побывать на озере Шунет, грязь в котором является лечебной. По крайней мере, намазав своё личико и смыв через время грязь у меня было очень стойкое ощущение как после хорошего скраба. Накупавшись и позагорав, вернувшись в деревню, я  снова бродила по окрестностям. Надо сказать, что место просто изобилует пещерами, но меня больше всего, конечно, интересовали пешеходные маршруты. И я их в большей степени прокладывала сама. Самый простой маршрут для начала знакомства – это дорога вокруг Подковы, хребет, который вытянут в форме подковы, там попадались грибы, и было достаточно много костяники.

Чтобы пройти его почти полностью мне понадобилось около пяти часов, при этом, осматривая каждый камень, есть камни образующие причудливые арки, напоминающие животных, поднявшись на небольшую лесистую вершинку в центре подковы, оказываешься в сказочном царстве лиственниц – одна причудливее другой.

Следующий маршрут – это подъём на вершину Таргаюла, это одна из четырёх вершин, на которых стоит побывать. Особенность подъёма в том, что это уникальная возможность за один день совершить путешествие от засушливых степей через зоны берёзовых колков, тёмнохвойной тайги и альпийского высокотравья до высокогорной тундры. У вершины есть ещё одно название «Бабий пуп», в центре есть характерное поднятие и там же находятся остатки старого геодезического знака. Пеший подход к вершине занимает достаточно долгое время, вначале я шла по дороге, потом дорога потерялась и, поднимаясь по ручью, оказалась в девственном лесу, где трава была выше моей головы, и приходилось просто прорубаться сквозь растительность. С вершины в хорошую погоду можно рассмотреть Чёрное озеро, скалы массива Тогуз-Аз, вершины многих окрестных гор, а также вершины главного хребта Кузнецкого Алатау.

Совсем недалеко от деревни есть ещё один маршрут по так называемой Короне Июса, он проходит по левому берегу Белого Июса, по гребню, разделяющему его долину и долину ручья Састыкжул. Это сказочно красивое место – каменная корона, причудливо сложенная природой из каменных скал и останцев.

Некоторые из маршрутов описаны в книгах Олега Доброва, я познакомилась с автором и совершила несколько удивительных по красоте путешествий, он очень увлекательный рассказчик и интересный человек, влюблённый в эти места. На прощание получила автограф автора в книге, она пополнила мою коллекцию.

А в один из тёплых дней побывала на озере Рейнгольд – оно пресное, и можно ловить рыбу.

Потом был небольшой перерыв во времени – и я на десять дней съездила на Байкал, если точнее это был турпоход на Шумак, но это совершенно отдельная история. А также, познакомившись на Шумаке с ребятами-автостопщиками, умудрилась попробовать свой первый в жизни автостоп, совсем немножко не добравшись до озера Байкал.

После похода, снова возвращаясь в Хакасию и проезжая через Красноярск, грех было не заехать на Столбы. Это одно из лучших мест, что могла создать природа из камня.

Вернувшись, я снова бродила по красивейшим местам Хакасии и открывала для себя всё новые маршруты.

Побывала ещё в одной пещере, она носит имя по названию села, возле которого находится – Бородинская. Истинное же её название знают только те, чьей родовой пещерой она была.

По дороге в пещеру заезжала в местную школу, познакомилась с интересными людьми, любящими свой край, которые с удовольствием рассказывают о достопримечательностях, получила в подарок много сувениров.

Но коротка человеческая жизнь – так много ещё хочется успеть повидать, побродить с рюкзаком, познакомиться и пообщаться с разными людьми, что-то успеть сделать…

Когда ехала по дороге, вновь увидела сбитую собаку, она лежала прямо посередине дороги, а вокруг неё кружилось много собак, они пытались её поднять. Но, к сожалению, помочь ей не смог бы уже никто – сбили сразу насмерть, по крайней мере, она не мучилась и сразу попала в свой собачий рай или ад. Собаки её вылизывали и не отходили от неё, протяжно воя, словно пытаясь сказать, …… как же коротка собачья жизнь…..

А на обратном пути, уже поздно вечером, возвращаясь по той же дороге, снова увидела собак, они так и сидели возле сбитой подруги и сколько ещё просидят пока поймут, что ей уже не подняться.

Очень много  маршрутов можно осуществить, имея под рукой машину, поскольку расстояния между отдельными достопримечательностями достаточно большие, либо брать палатку и идти с ночёвкой.

Успела ещё съездить на раскопки, недалеко от Чёрного озера, возле родника лагерь археологов, их я не застала, но место раскопок нашла.

Жаль, но всё описать невозможно впечатлений столько, будто я прожила целую жизнь здесь, сроднилась с этим местом, оно завораживает и как бы берёт обещание, что сюда надо возвращаться вновь и вновь, столько всего осталось не увиденным, не пройденным, непонятым. Привезла множество сувениров, кусочки камней, кости, перья птиц, много чего другого и всё это займёт своё место в моей коллекции.

Мне очень повезло, я ещё съездила несколько раз за грибами, черникой. Привезла сушёные грибы домой и теперь, когда варю грибной суп, с удовольствием вспоминаю своё странствие. Поистине там благодатные места.

Но лето уже закончилось, почти середина сентября, заканчивается и мой срок пребывания – три месяца, но я успела ещё помочь своим новым друзьям выкопать картошку.

А мысль в голове только одна: «Как же всё-таки не хочется  уезжать…». Но, как и в горах, надо спускаться и возвращаться  «…в суету городов и в потоки машин….».

И вот уже пора снова в путь.

Теперь уже в путь домой.