Только небо, только воздух, только солнце, ветер, горы и вода.

Организм никак не мог понять, что он делает на высоте 3800 метров.

Оля. Фитобиолог.
Спортсменка, комсомолка,
наконец, просто красавица.
Сон не приходил, крепость кишечника наоборот куда-то старалась сбежать подальше. Забираться на перевал становилось трудно, и мне, конечно, помогали. Зато все прелести высокогорья я не только прочувствовал на себе, но и запечатлел в фотографии.
На перевале был снег, холодный ветер, белое въедливое солнце, красота заснеженных горных пиков, груды камней и немного чистейшего воздуха, который мы жадно вдыхали, стараясь наполнить им каждый закуток обширных легких, раздувавшихся подобно кузнечным мехам, и тоже не понимавшим - куда делся воздух?.
Дорога по ту сторону оказалась настолько разбитой, что лучше было бы сказать, что её вообще не оказалось. Видимо, осыпаясь с горных кручей, камни накрыли некогда существовавшие плоскости дорожных серпантинов и нам оставалось волоком стаскивать груженые велосипеды по склонам, густо засыпанным острым щебнем. Сначала Андрей а позже Таня ощупали коленями каменистую поверхность. Благо ушибы были не значительные и мы ещё метров 400 вниз спускались волоком. Ниже начала прослеживаться нитка дороги и группа осторожно села на велосипеды. Но все же избежать поломок не удалось. Артём, ехавший во главе колонны, пробил переднее колесо и мы сделали короткий привал для ремонта. До высоты 2785 метров мы промчались быстро. Здесь начали встречаться сезонные юрты фермеров и у одной из них нас угостили кумысом. Местные жители называют этот продукт из-под кобылицы - кымыз. Мы купили у хозяев пару лепешек и сметану и вскоре сидели под палящим солнцем, наслаждаясь местным колоритом. После обеда у нас оставалось около 4 часов, чтобы подобраться ближе к следующему перевалу, а к вечеру поднялся сильный ветер и снова мы таранили его грудью, продвигаясь всё выше и выше. На ночевку встали около грохочущей бурной речушки. Андреи занимались приготовлением еды и обслуживанием велосипедов, Артур тестировал местные бурлящие речки полные ледяной воды на предмет переходимости, стараясь не соскользнуть вниз по течению на сотни метров. Остальные хлопотали около лагеря. Оля - замечательный знаток местной флоры - набрала к чаю душистых трав, среди которых угадывался чабрец, отчего напиток стал благодатным елеем для нашего стола. Дима, мой тёзка, поднимал настроение и командный дух, рассказывая истории и отпуская шутки по всевозможным поводам. Поужинав, сил у нас осталось только что бы забираться в спальники и отрубиться после длинного дня.

Перевал Каракол. Высота 3472м.

Так в течении пяти дней мы крутили или тянули вверх груженые велосипеды к очередному перевалу, либо совершали скоростные затяжные спуски, длина которых иногда достигала 20 - 30 километров. Потом снова набирали высоту и снова спускались. Иногда к нам подбирались дождевые тучи, но, помочив немногочисленными каплями, уходили прочь, оставляя нам лужицы на дорогах и не востребованные чехлы на рюкзаках. По дороге нас угощали лепешками и кумысом, а однажды одарили свежей пойманой рыбой. Так что в тот вечер мы ужинали обильно, сытно и разнообразно. Сметана, по своей жирности больше походившая на густые сливки, служила нам маслом для каши или сливками для кофе.

Заснеженный перевал.

Впереди спуски.

Такая вот дорога.

Природа Киргизии.

Реки долины.
Пятый день - весь день спуск. Проехали 90 км. Набор за день составил 300 метров. Начали появляться магазины, асфальт, блага цивилизации, мобильная связь и коньяк. Местные жители быстро окружали нас вниманием и вопросы сыпались как из рога изобилия. Мальчишки, завидев нашу колонну ещё за километр, с криками "ХЭЛЁ" и размахивая руками, спешили нам наперерез. Закупившись продуктами и пополнив запас бензина для горелок, вскоре мы снова свернули на грунтовую дорогу, которая должна была привести нас к очередному перевалу и новым испытаниям. Перевал Чильбель (высота 3253м.) оказался довольно сложным. Даже попутный ветер, силу которого я пытался использовать, соорудив что-то вроде паруса из коврика для ночевки, уже не помогал. Сначала медленно вкручивая, а затем толкая велосипеды в гору, мы к семи вечера добрались до верха. Сразу открылся вид на озеро Сон-Кёль. 200 метров затяжного спуска привели нас в долину около озера. Она огромна. И по всей округе то там то здесь разбросаны юрты. У одной из них мы остановились, что бы купить рыбу и молоко. За рыбу заломили огромную цену - 50 сом за штуку. Мы отказались и нам предложили другой ценник - 30 сом. (Для справки: 1500 сом = 1000 рублей). Тоже дорого, но и покушать ухи после трудного дня хотелось не меньше. Купили 15 штук. Из юрты высыпалось несколько детишек разных возрастов. Почти все кашляют. И это не удивительно: на бескрайних просторах большого озера, расположенного на высоте чуть больше 3000 метров, гуляют холодные ветра и даже в солнечный день температура здесь не превышает 15 градусов. Место для стоянки нашли засветло, прямо у озера. Андрей приготовил макароны с мясом, я отварил рыбу. Немного коньяка и к полуночи мы дружно спали, провожая тяжелый день.

Река Кекеремен.

Семья фермеров. Приветливые и гостеприимные люди.

Просторы восточного Каракола.

По дороге встречались киргизы, заботливо предлагавшие кымыз.

На озере Сонкёль устроили полудневку. Но выспаться нам не дали домашние животные,
Шаман, водяной, мнимый костровой,
морж-естествоиспытатель. Артур.
которые калейдоскопом сменяли друг друга, смачно чавкая сочной травой, громко испражняясь и ругая на своем языке непрошеных гостей со всех их палаточным лагерем. Иные твари засовывали свои морды прямо в палатки, неверное, что бы удостовериться, что у нас всё в порядке. Вот в таком вялотекущем режиме мы тянули до обеда свои ляжки: кто-то постирал одежду, кто-то смазал цепь, а кто-то прихорашивался перед походным зеркальцем. После перекуса тронулись в путь. Надо перебраться с этого края озера на другой. В объезд это расстояние 32 км, и суммарный набор 500 м. Пейзаж один на всем протяжении, даже скучно. У меня сильно разболелось колено и я начал существенно отставать от группы, нагоняя её на точках сбора и отдыха. К закату мы уже стояли новым лагерем, а к ужину местные жители нам приготовили плов, который подвезли прямо к нашему "костру" (костром нам неизменно служила мультитопливная горелка, а костровой по ходу дела был переименован в водяного - Артур и сам при каждом удобном случае забирался в воду и заодно наполнял котлы, которые после приема пищи отмывал от остатков еды).

На озере Сонкёль.

Перспектива.

Вторая неделя путешествия подарила нам несколько сюрпризов. Ночами начали идти сильные дожди. После многокилометровых спусков у меня сломались три спицы, у Димы отказал задний переключатель, у Андрея треснул болт крепления багажника. В долине, пока мы закупали продукты в магазине, у Артура местная шпана умыкнула шлем. Так искусно, что по началу мы списали утрату на сильный ветел или халатность владельца. Но Артур настоял на том, что шлем вместе с вложенными в него перчатками он точно вешал на руль. На поиски потратили целый час, ведь без шлема дальнейшая поездка была под вопросом. Вскоре расследование привело к воришке, который неохотно расставался с трофеем, и даже демонстративно бросил его, всем видом показывая, что это уже его вещь.
Неисправности велосипедов мы устранили во время обеденного перекуса, но всё это привело к ещё большей задержке, так что до намеченной точки мы не доехали. В итоге было решено, что утром нам следует выдвинуться раньше на час, что бы восполнить потери времени.
На следующий вечер нам было счастье - в условиях высокогорного холода, отсутствия электричества и каких-либо цивилизованных благ, на реке Ашулутёбе из недр земли бьет термальный источник Джилусу. Не простой источник, - горячий. Правда запах сероводорода слегка оттеняет радости купели, зато ГОРЯЧИЙ! Наши переохлажденные телеса несколько минут отказывались погружаться в ванну, думая, что в ней кипяток, но по мере погружения отогревались и привыкали.

Смотритель источника Джилусу Калым.

Последний перевал самый высокий - 3900 метров. Ближе к вершине сильно похолодало и пошел град. А за перевалом ждал затяжной спуск в 50 километров до высоты 1600 метров, где нашему взору открылось большущее озеро Иссык-Куль.

Лагерь установили прямо на берегу озера. Вечером поднялся такой ветрила, что палатки начало срывать с мест крепления. Пришлось устанавливать по периметру палаток большие камни. Ночью палатки стояли как вкопанные, но усилившийся до ураганного ветер буквально размазывал палатки по земле, не найдя возможности оторвать их от уложенных камней. А мы, находясь внутри, инстинктивно руками придерживали конструкции, опасаясь, что дуги погнёт или вырвет с корнем. До утра ветер утих, а днём погода сменилась на курортно-солнечную. Мы отсыпались и загорали. Этот день провели полностью здесь - днёвка - залог восстановления организма после трудного похода. Позднее наступила дикая жара, мы купались, трескали арбузы и плавились на солнце. Съездили в магазин, купили продукты и торт. Последним отметили день рожденья Оли.  Артур исследовал побережье на предмет базы водных лыж. Таковой не нашлось, зато теперь мы знали, что строительство лыжной базы неподалеку уже началось.

Вечерело.

Стоянка на Иссык-Куле.

Андрей и Дима.

Андрей зампотех
Другой Андрей и другой велосипед.

Вдоль Иссык-Куля проехали 150 километров. Завсегдатаи этого озера сказали, что его глубина составляет 700 метров. Впечатляет. Вода чистейшая, но малость солоноватая. Мы варили кашу на этой воде и нам не показалось, что вкус какой-то неприятный. Главное дополнительно не подсаливать кашу. Так, ещё с одной ночевкой на берегу озера, мы докрутили до города Балыкчы, где погрузились на автотранспорт для отправки в аэропорт.

Дорога вдоль озера.

Здешний кустарник.
"В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце..."

Группа
Великолепная семерка: Андрей, Оля, Таня, Андрей (зампотех), Дима, ещё Дима, Артур.

Карта

По навигатору: пройдено 825 километров, суммарный набор высоты 12000 метров.