17-й день. 08.08.2012.
Перевал Кок-Айрык (3900 м) – долина реки Чонг-Кемин.
36 километров.
Всю ночь я провел в полусне, мучаясь от головной боли и экстрасистолии и проклиная вчерашние возлияния. Утренняя побудка была долгожданной, как никогда.
Температура за бортом +2. Дождя пока нет, но снизу, со стороны Иссык-Куля к нам медленно поднимаются плотные облака.
|
Утро. 3400м.
|
Спустившись по обрыву вниз, набираем воды для завтрака. Движение и холод положительно сказываются на моем самочувствии. Чего не скажешь о Михе – ему, похоже, поплохело основательно. Не жалуясь на самочувствие, он традиционно готовит утреннюю кашу. Мы завтракаем в палатке, и быстро собираемся, пытаясь согреться.
Наконец, лагерь собран, велосипеды навьючены и мы, держась за рули и поеживаясь от холода, шагаем по дороге вверх. Только сегодня был замечен большой камень с выведенной на нем белой краской цифрой 2, что, видимо, означает второй виток дороги. Впереди, в нескольких десятках метров по дороге проходит граница между тенью и светом. Мы ускоряем шаги и вскоре цифры температуры медленно начинают увеличиваться - +3, +5 и, наконец, +9. Жить становится совсем хорошо, я даже на время забываю про одышку.
|
Вскоре место нашего лагеря скрывается за одним из поворотов. Цифры на камнях сменяют друг друга очень небыстро. Горы давят своим величием, возвышаясь над нами со всех сторон. Выше третьего витка учащаются и удлиняются участки осыпей. В промежутке между каменными вершинами белеет луна. Отпускаю парней вперед, чтобы сделать снимок. Фигурки людей, бредущих по тонкой полоске дороги под нависающей над ними каменными громадами, выглядят хрупкими и неуместными на фоне горного величия.
|
После четвертого витка вершины становятся ближе. Слева показалось несколько каменных останцев, расположенных группой. В желании их сфотографировать все ускоряют шаги. Дышать тяжело, воздух как будто не желает заходить в легкие, поэтому приходится вдыхать глубже и чаще.
Проходим разрушенный вагончик – значит, седловина перевала уже близко.
Заканчиваются обозначения витков дороги, петли которой становятся все больше и круче. Осыпи остались позади. Фотографируем останцы, перекусываем и медленно шагаем дальше.
Первый вагончик.
|
|
Останцы
|
|
|
|
_DSC7345
|
Впереди слева показался проход между вершинами. Идем мимо брошенной дорожной техники. Здесь же вагончик, о котором рассказывали охотники. Внутри вагончика, на стенах множество надписей, судя по которым перевал чаще всего встречает снегом и метелью. Но только не в этом году – даже вечно-белые ледники на вершинах вокруг выглядят сильно подтаявшими и потемневшими.
Снег тает
|
Второй вагончик
|
Надписи в вагончике
|
Надписи в вагончике
|
Брошенная техника
|
|
Последний рывок и Леха с Анреичем проходят под аркой, обозначающей вершину перевала. Оглянувшись назад и сделав последние снимки по эту сторону, я шагаю вперед и прохожу через скрежещущую на ветру металлическую арку с надписями про Аскара Акаева и народы бывших союзных республик.
Вершина перевала Кок-Айрык
|
По другую сторону перевала открывается такой вид, что само наше присутствие здесь начинает казаться не совсем реальным. Стоя близко к краю обрыва, мы зачарованно смотрим по сторонам. Все пространство впереди, вверху и внизу представлено горными вершинами, переходящими одна в другую. Среди этих вершин, словно запутавшись в них, висят белые кучевые облака, сливающиеся с белизной ледников. Где-то справа едва заметным серпантином виднеется дорога вниз. Позабыв об усталости, я достаю фотоаппарат и на несколько минут забываю обо всем.
Вид с перевала Кок-Айрык
|
Спуск.
|
Перевал взят в 14.00. Беглое ТО велосипедов перед спуском. Леха с помощью Андреича чинит заклинившую рукоятку заднего тормоза.
Решив не задерживаться наверху, начинаем спуск. Здесь дорога разрушена сильнее чем на подъеме. Местами ширина ее настолько мала, что приходится слезать с седла и осторожно проходить опасные места пешком. Кое-где идем по снегу.
По снегу все же походили
|
Спуск с перевала
|
Спуск с перевала Кок-Айрык
|
|
У меня спускает переднее колесо. С помощью парней перебортовываюсь – камера протерта лентой, предназначенной для защиты от проколов (то же самое случилось неделей раньше с задним колесом). Расчет на меньшую, по сравнением с задним, загруженность переднего колеса не сработал – защитной ленте зефал наше решительное нет. Однако ленту выбросить жалко – сворачиваю ее в рулончик и запихиваю в трещащую по швам подрамную сумку с запчастями.
Через час спуск становится проще и положе. Повороты дороги выводят нас в долину. Вдоль дороги вначале появляются колючки, а затем и прочая растительность. Словив одну из колючек, прокалывается Миха. Замена камеры и мы снова в седлах летим вниз.
Долина
|
Спуск с перевала занял 2 часа. Срезали несколько километров, сойдя перед последней петлей с трека влево и скатившись с дороги вниз, к видневшейся вдалеке юрте.
Ни снаружи, ни внутри юрты хозяев не оказалось. Мы допустили ошибку, подойдя близко к юрте в отсутствие хозяев, а уж заглянув внутрь и вовсе искушали судьбу. Про недопустимость этого я узнал уже после похода, слушая рассказы о серьезных покусах невнимательных путешественников чабанскими овчарками, натасканными на охрану жилья.
Не обнаружив хозяев, мы скатились к реке. Пять метров неглубокого брода под начинающимся дождем – и мы на другой стороне реки. Перетаскивать велосипеды и вещи нам помогли двое парнишек, тут же позвавших нас на чай в юрту, стоящую поблизости.
Долина реки Чонг-Кемин
|
Нежеланный брод
|
|
Уже порядком поднадоевшие стандартные вопросы местных, небогатый перекус. Хозяин, заприметив в Андреиче басурманские корни, пожелал оставить его у себя в работниках. Мы посмеялись, пошутили, заплатили за чай и распрощались.
За время чаепития дождь кончился, сквозь облака проступило солнце. Все кинулись раздеваться. Однако, подразнив нас несколько десятков минут, на смену теплым солнечным лучам пришел холодный ветер и мелкий дождь – пришлось останавливаться и утепляться.
Ехать было нетяжело – продолжался сброс высоты, и дорога шла под уклон, изредка поднимаясь на холмы. Мы в приграничной зоне – по правую руку от нас, параллельно дороге течет река Чонг-Кемин, являющаяся естественной границей между Кыргызстаном и Казахстаном. Именно из-за этих мест Миха, опасаясь встречи с пограничниками, предлагал оформить пропуска в приграничную зону. Насчет пропусков еще на этапе планирования меня успокоили ребята из Бишкека, написав в письме, что они не понадобятся. Хотя в надписях на стенах вагончика наверху перевала упоминались неприятные встречи с погранцами и бегство от них.
Дождь усиливался.
Последние километры
|
Пришлось перейти вброд еще один приток реки Чонг-Кемин. После брода сразу начинался небольшой, но крутой подъем, который Миха решил взять в седле. Ему оставалось несколько метров, когда шквал ветра снес его вместе с велоспидеом вниз, как фантик. Налетевший ветер, сдувший Миху с велосипеда, бросил нам в лицо множество острых, как иглы, капель. Видимость резко упала – дальше десяти метров все терялось в пелене дождя.
Через несколько километров езды против ветра и дождя у Михи сломался «петух». В порыве чувств он выругался и отбросил велосипед в сторону.
Дождь лил, не переставая. Цифры на термометре, сменяя одна другую, остановились на +6. Андреич, чтобы совсем не околеть, начал делать приседания. Наконец «петуха» заменили. Но ехать дальше сил у Михи почти не осталось. Пришлось встать в 17.00, свернув с дороги к реке.
Пока выбирали место, дождь прекратился, даже на время показалось солнце. Палатки поставили в низине, так, чтоб не было видно с дороги.
Река Чонг-Кемин. После дождя.
|
На берегу реки Чонг-Кемин
|
Расхворавшийся Миха сразу залез в спальник. Сладкий чай со спиртом и аспирин отчасти вернули ему жизнерадостность и к ужину он выполз к нам. Кашеварил сегодня Леха.
Засыпать было едва ли теплее, чем вчера на высоте.
(N 42° 51’54.43 E 76°39’45.55)