День 3 – 06.07.15. Надо больше островов!
Встали в 7 «утра», на природе, да еще и при отсутствии темноты спать долго не хочется, высыпаешься и за 6 часов. Погода ветреная и ясная.
Перевалили мост Sundklakkstraumen bru, проехали 4 км по относительно небольшому острову Gimsøy и вновь перевалили мост. Но это уже был не просто мост, а МОСТ! Gimsøystraumen bru – просто огромный фееричный мост. Сначала на него лезешь на 1-1 против ветра и гравитации, а потом с 30-метровой высоты за полминуты скатываешься вниз с заложенными ушами. Ну и вид самого моста впечатляет и ужасает. Кстати, особых ограждений на мосту нет, а перед въездом на мост стоит электронное табло, показывающее силу ветра в 5 м\с. Наверное, это должно как-то предупреждать водителей или велосипедистов, что можно славно улететь с моста при более сильном метре.
Мост Gimsøystraumenbru
Это большущий консольный мост на Е10 через пролив Gimsøystraumen. Он соединяет острова Gimsøy и Austvågøya. Находится на территории Нурланн фюльке в коммуне Vågan (Воган).
9-пролетный железобетонный мост имеет общую длину 840 м. Центральный пролет длиной 148 м имеет высоту над водой 30 м. Что позволяет проходить через пролив крупным судам. Мост закончен в 1980 г. и является важным объектом «Лофаста», куска трассы Е10, проходящей по Лофотенским о-вам.
Теперь мы на о.Austvågøy (Эуствогёй, можно перевести примерно как «Восточный Бухтовый остров») – это как бы самый крупный остров Лофотенов – 526 кв.км. Хотя есть еще Hinnøya (Хиннёйа), который еще более крупный, но тот официально разделен между Лофотенами и Вестероленом, поэтому как бы не полностью лофотенский. На Austvågøy находится и самый большой город Лофотенов – Svolvær (Свольвер), который считается столицей Лофотенов.
В нескольких км за мостом, в деревне Kleppstad на берегу у дороги стоит забавная «skulpturlandskap» – куб из зеркал, одна из сторон которого вогнута. Называется
«Без названия», автор Dan Graham, USA. Эта волшебная штука предназначена скорее всего для веселения людей, которые смотрятся в вогнутое зеркало. Т.к. все выглядят в нём как настоящие гномы – коренастые и плотные, почти квадратные. Может быть она еще нужна чтобы отражать в себе весь красивый пейзаж в секторе 180 градусов, но люди в ней отражаются смешнее. Спасибо Дэну Грэхему за 15 минут радости!
С этой стороны пролива открывается просто впечатляющий вид на другой берег. В проливе много отмелей и мелких островков россыпью, соседний берег – ярко выраженные пики и крутые скалы. Всё это с синим цветом моря даёт просто оргазм нашему чувству прекрасного. Поэтому мы пару раз останавливались и влезали на скалы у дороги, чтобы повтыкать лёжа на камнях на дивный мир Лофотенов.
Пролив Gimsoystraumen
Через 8 км от моста трасса поворачивает вглубь острова и практически сразу с неё открывается вид на белый пляж Rørvikstranda. Ну тут здравый рассудок вообще был потерян, и мы спустились на него чтобы искупаться. Погода была солнечной и довольно теплой – примерно +17. И как раз был отлив – от окаймляющих пляж каменных россыпей до воды было метров 100 гладкого утрамбованного белого песка. Кроме нас в столь ранний час тут была только пара каякеров и несколько туристов, торчащих на камнях с фотоаппаратами. Пляж, кстати, общественный – никаких ограждений, никаких табличек, около дороги туалет-переодевалка и кран с пресной водой для отмывания соли. За камнями еще была площадка для пляжного волейбола, но мы туда не ходили.
Вася с Яной как-то не изъявили желания купаться, за то мы с Саней и Алёнкой с щенячьим восторгом окунули свои бренные тельца в Норвежское море. Вода не отличалась теплотой – зато впечатляла прозрачностью и гладкостью дна. Никакой ботвы в воде не плавало и дно было голым и твёрдым. Мне еще пришлось по мелководью переться метров 50, чтобы зайти выше пояса и нырнуть. Но это было здорово! И весь пляж в несколько гектаров был наш!
По дороге в Свольвер протыкаем через туннель очередной хребет и за 8 км до города начинаются его сателлиты: Ørsvågvær, Vågan, Kabelvåg, Osan… А вместе с ними и вело-пешеходная дорожка. Одна из самых лучших, по которым я ездил – она грамотно отделена от трассы, имеет ограждение, а в местах пересечения с трассой – туннели. Ну и вообще приятно по ней ехать мимо гор, заливов («våg» по-норвежски, кстати) и деревенских домиков. А ближе к городу начинаются еще и всякие архитектурные излишки – Воганская кирха, самая достопримечательная на острове, скала с автографами норвежских королей, кладбище и т.д. Успевай только головой на 360 крутить и фотографировать.
На окраине заехали в супермаркет Kiwi, закупились едой, сдали банки в автомат, прям тут же на парковке выхлебали 4 банки йогурта разных сортов и поехали в сам Свольвер.
Svolvær
Свольвер считается самым древним н.п. в Северной Норвегии. История Свольвера начинается еще до 800 г.г. н.э. В 1100-х тут уже построили опять же первую в Северной Норвегии кирху. Хотя в первом упоминания эта деревня носила название одного своего нынешнего сателлита – Vågar (старое произношение текущего Vågan), и находилась на территории другого сателлита – Kabelvåg. Первое же упоминание сегодняшнего названия относится к 1567 г. Название города можно примерно перевести как «Холодная рыбацкая деревня».
Как и большинство поселений, Свольвер всю свою историю до 20 века был исключительно рыбацким поселком. Статус города он получил в 1918 г.
Население около 4,5 тыс. человек при площади города в 2,33 кв. км. Сейчас это официально административный центр коммуны Vågan, а неофициально – столица Лофотенов.
В Свольвере есть небольшой музей Lofoten Krigsminnemuseum (Лофотенский Музей Войны), верфь, порт, паромная пристань, горнолыжный центр, кирха, несколько артгаллерей и т.д.
Порт Svolvær'а
В центре Свольвера заехали еще в супермаркет Rema 1000 за недостающей Яне банкой с соленой сельдью. Город мне понравился, хотя мы долго в нём не задерживались, очень самобытный, много лодок-катеров, типичные северные норвежские домики, кирха на окраине тоже очень симпатична. Часть города стоит на сваях или небольших островках, соединенных мостиками – с другой стороны отвесный склон горы, который не дает Свольверу расти дальше от берега. Еще очень феерично проходит трасса через город сквозь две вырубленные в скалах арки. В общем, да, хороший городишко, самобытный!
От города мы 14 км довольно нудно пилили против ветра мимо аэропорта и далее вдоль фьорда на север до Vestpollen. Здесь мы ушли с оживленной Е10 на пустую Fv888 вглубь острова чтобы опять полюбоваться «сельской» местностью. Дорога пересекает о.Austvågøy поперек почти посередине и идет по долине вдоль заснеженных хребтов и множества озер. Действительно очень тихая дорога – машин почти нет, вдоль дороги разбросаны небольшими сгустками хозяйства и домики, но каких-то более крупных поселений нет вплоть до самого её конца. Вдоль дороги попадаются пасущиеся коренастые норвежские кони и небольшие стада овец, коих в принципе много в Норвегии.
Какого-то явного выезда на другой берег острова не случилось – просто горы отступили назад, подул ветер с моря, а дорога стала медленно уклоняться на север, в некотором удалении от берега. Так длилось до Straumnes’а, крупной деревни в северной части острова. Дорога вошла в деревнюи уткнулась в море. Точнее в Т-образный перекресток с видом на море. В Straumnes есть кирха, детский сад и сразу несколько приютов для туристов, которые позиционируют себя как места «
for the special view of the ocean, the midnight sun and the northern lights» – в общем, северные сияния и океан смотреть хорошо из них (
вот один, например). Судя по обилию этих заведений на кв.км. – тут и правда зимой самое гнездо наблюдателей Aurora Borealis, а летом всего остального.
Едем вдоль пологого северного берега на восток – деревня Delp, за ней 888-я дорога пересекает мелкий, но широкий фьорд по дамбе, проложенной посредине через остров. Вечереет... Ну так, условно «вечереет», просто все уже начинают уставать. Grunnfør… Sanden… Morfjorden... Тут и решаем встать на бивак за деревней на берегу (18:40).
Но день еще не закончен! Еще культурная программа! Развлечений на вечер оказалось два: вода и песок. Дело в том, что за деревней Morfjorden, через дорогу от нашего бивака находится «naturreservat» – природный заповедник Morfjorden. Это маленькая пустыня! С барханами и дюнами, но только с одной стороны от неё фьорд, а с другой – крутые склоны гор. Неожиданно и любопытно… Еще неожиданнее, что кроме столбика с табличкой «Naturreservat» ничего нет – ни ограждений, ни табличек «Руками не трогать! Песок не жрать!», ни людей… Следы машин доходят до края песков и все там кончаются. А дальше на песке только следы босых ног и обуви. Пошарились по дюнам, потоптали песок… Эта норвежская пустыня ну совсем уж маленькая – за 20 минут мы побывали во всех ей концах. Но неожиданная…
Пустыня около Morfjorden'а
Второе развлечение появилось внезапно: его отлило. Точнее отлил отлив, оголив часть фьорда и увеличив пляж у нашего бивака метров на сто. И на песке нашего нового пляжа, кроме кустов водорослей оказалось еще много необычных вулканчиков. Мелкие сопки по всему пляжу 6-10 см диаметром и 2-4 см высотой. На вершине кратер, из которого в разные стороны ровными колбасками как магма вытек песок. Что это такое – версий было много, но псевдонаучная исследовательская экспедиция (в моём с Васей лицах) выперлась в сандалях на пляж и устроило раскопки нескольких вулканов. Исследования показали органическое происхождение данных застывших гейзеров и следы как-то действующих цивилизаций – в глубине каждого бугра находилась закопанная мидия, которая через дыру между створок отрыгивала песок, который в свою очередь превращался в потоки «магмы» на поверхности. Не знаю, это процесс ловли еды мидиями или уже её дефекации. Так закончился наш день.
3 день, 06.07.15 – 86,7 км.
Haugen – Kleppstad – Rørvik – E10 – Kabelvåg – Svolvær – Vestpollen – Fv888 – Straumnes – Delp – Grunnfør – Sanden – Morfjorden