День 8 – 11.07.15. Континентальная Норвегия
«Праздники прошли, нас нагнали будни»… Сегодня нас ждет весь день трасса Е6 и континентальная часть Норвегии. Позавтракали в столовой гостиницы довольно вкусной и разнообразной едой со шведского стола. Выкатили байки из кладовки, попрощались с милой улыбчивой девушкой на ресепшене и поехали вниз к порту. Счастливо оставаться, Нарвик!
Выезд из города в эту сторону довольно нетривиален для велосипедиста, т.к. Е6 выходит через туннель Fagernestunnelen к мосту Beisfjordbrua, и почему-то этот туннель запрещен для нас. Пришлось спускаться в порт и ехать по набережной вдоль пирсов параллельно туннелю, а потом искать выезд к мосту. Но в целом всё прошло гладко.
На рейде в Narvikhavn ожидает своей очереди рудовоз с немецким названием «Weser Stahl» («Везер-Сталь» примерно). Немцы, как и в конце 1930-х – начале 40-х, возят через Нарвик железную руду. По иронии судьбы операция по захвату Норвегии немцами называлась
«Weserübung» («Учения на Везере», Везер – река в Германии).
Рудовоз грузится в порту Нарвика
Пересекаем устье Beisfjord’а и выезжаем на велодорожку, которая идет через посёлки Ankenes и Håkvik. Погода ветреная, слегка пасмурная, но в принципе не холодно. В конце Håkvik’а нам попадаются навстречу две дамы на конях. Право, какая наглость! Ездить на коне по велодорожке! Средневековье! Дорожка кончается, выезжаем на трассу. Надо отдать должное судьбе – Е6 сегодня утром пуста. Нет потока машин, грузовики попадаются редко. Едешь и пялишься по сторонам, благо недостатка в пейзажах в Норвегии нет. Но в целом, по трассе ехать скучно.
Развлечение появляется само собой – от Ankenes’а мы начинаем догонять тандем с довольно взрослыми тёткой и дядькой. Как ни странно, они игнорируют велодорожку и шпилят по трассе – или не заметили её или пофигисты. В конце концов мы напряглись и догнали их. Тандем, если кто не знает – это вел на 2-х и более человек сидящих друг за другом. Нюанс: с тандемом при равной силе мышц тяжело тягаться одиночке – лобовое сопротивление одинаковое, а мощность «на валу» может быть в разы больше. Обгоняем, улыбаемся и машем, и пытаемся оторваться. Мужик с тандема мне что-то говорит на ходу, но из-за шума ветра я ничего не слышу. На остановке, где мы остановились и отдыхаем, они нас обгоняют и машут ручонками. Мы в седла и в погоню! Но, почти повторно догнав их, мы лишаемся законной победы – тандем сворачивает с трассы к каким-то домикам. Победа утеряна, развлечение – тоже.
В районе Skjomnes’а мы заезжаем на 2-й найденный нами монумент в честь битвы за Нарвик. Он такой же, как и монумент на Storvatnet’е у Øse. Вся оставшаяся дорога до Ballangen’а идёт так же вдоль берега Ofotfjorden’а и густо утыкана деревнями. Перед Arnes’ом в море уходит капитальный бетонный пирс, который явно заброшен. На нём даже висит проволока с табличкой, что заезжать нельзя. Непонятно что он тут делает, если честно… Пошарившись по пирсу мы возвращаемся к байкам и становится ясно зачем он. Мы сразу не заметили, но через дорогу напротив пирса в скале арка входа в шахту, огороженная забором из сетки-рабицы. Вход в шахту засыпан. Что это?! Выглядит не сильно древним. Никаких значков, кроме «Вход запрещен» нет… Или это была горнодобывающая шахта, с которой сразу вывозили на пирс и грузили ископаемое на корабль… Или бункер военного назначения... Даже после похода я не нашел никакой информации об этой шахте.
В Ballangen’е мы оккупировали деревянную площадку с грибком на территории заправки «Shell» и поели. Пока ели, наблюдали за жизнью заправки – самое необычное, что мы видели – на табло сменились цены на бензин. При этом цена упала на 0,16 крон за литр. Вася нам говорил, что цены на бензин в Норвегии и Швеции падают несколько раз в течении дня, а на следующее утро – снова стартуют с той же утренней отметки. Забавно, но непонятно зачем принуждать покупать бензин вечером.
В Ballangen’е дорога уходит от моря, медленно и верно набирая высоту – E6 срезает громадный п-ов, отделяющий вход в закрытый от всех Ofotfjorden от совсем уж огромного открытого Норвежскому морю Vestfjorden’а. Последний отделяет Лофотены от большой земли и в устье, по линии Å – Bodø, имеет около 80 км в ширину. Справа над нами нависают склоны горы, вершины которой мы не видим, а по левую руку открываются виды хребтов почти полностью покрытых снегом. Феерично, блин! И при этом до снежных гор – рукой подать, каких-то 5 км по прямой. А я в шортах! Без галстука и смокинга! Трасса совсем пустеет. Мы же с небольшим набором поднимаемся, всё дальше удаляясь от моря. Заселённое побережье Ofotfjorden’а уступает место одиноким хуторам, отдельным домикам и более густому лесу. В районе оз.Forsavatnet жизнь вообще заканчивается, уступая место тайге и крутым склонам гор.
Дорога от Ballangen'a
Мы ныряем в Forsatunnelen, и выехав из-под земли на другой стороне хребта, оказываемся в ещё более впечатляющем мире! Вот чего не отнять у Nordland’а, так это ощущения раздробленности – местность здесь не кажется цельной, перетекающей из одного ландшафта в другой. Она просто резко обрывается мостом, туннелем, проливом, берегом и через какие-то десятки-сотню метров начинается совсем другой мир. И связывает эти куски только дорога, упорная, гнутая норвежская дорога с отличным асфальтом. Как будто всё сшито нитками дорог. Так и тут – выезжаешь из туннеля и опа… Всё другое! Серые базальтовые скалы, припорошенные снегом, свинцового цвета вода длиннющего Efjorden’а и снова ощущение, что ты у моря. Хотя до открытых вод Vestfjorden’а еще 23 км по прямой. Но вид бухты Forsa фьорда E рвет мозг своей красотой. Сделайте ещё акцент, что мы в Норвегии, где красиво везде.
Дорога проходит по группе островов, через которые переброшены 3 моста, называемые в совокупности Efjordbruene.
Efjordbruene – мосты фьорда Е
Это серия из 3 мостов, по которым трасса Е6 пересекает Efjorden. Мосты открыты для движения 14 сентября 1969 г. и заменила собой паромную переправу, построенную немцами во время оккупации и действующую с 1941 г.
Kjerringstraumen bru – 551 м, 15-пролетный подвесной мост, самый длинный и высокий из 3-х. Основной пролет: 200 м с высотой в 22 м. Особенность моста в том, что этот подвесной мост имеет всего лишь одну башню, расположенную в посредине.
Mellastraumen bru – 143 м, с высотой 15 м. Самый мелкий из мостов. Он проброшен между островами.
Sørstraumen bru – 162 м, 4-х пролётный мост с высотой 2 м.
А ещё с момента выезда из туннеля мы всё время видели и приближались к горе, выступающей на общем фоне, слегка напоминающей детский пластиковый горшок. Имя этому серому монолиту – Eidetind. Гора хотя и находится в хребте, но выглядит отдельно стоящим скальным бастионом, который заметен со всех сторон и очень издалека. От последнего моста до самой вершины всего 4 км. И вот тут, съехав с моста на землю, опять включается «раздробленность» – пространство от берега до горы напоминает лесотундру Кольского п-ва: низкорослые разбросанные сосны и ели, каменные «лбы» уступами, мох между ними и рассеянные повсюду отдельные сейды.
Eidetind вблизи
Между Eidetind’ом и соседней вершиной трасса лезет на перевал, пересекая п-ов поперек. Подъем затяжной и довольно крутой, постепенно в вершине подъема мы все раздеваемся всё больше и больше – склон прикрыт горами от ветра, а лезть вверх всегда теплее, чем катить вниз. Мы набрали 252 м. С перевала мы просто пулей слетаем вниз в сторону Tysfjorden’а, и в конце спуска я вижу, что внизу в Skarberget'е к пристани подходит наш паром! А нам до него ещё 3 км. Вообще, если быть честным, то это не наш паром… Это пред-предыдущий наш. Наш «Skarberget – Bognes» по плану должен был случиться в 18:40, но мы такие бодрые и быстрые прискакали к 17:10. Осталось только втопить и успеть на этот паром! За км до парома нам попадается паровоз машин, которые он привёз. Это ещё подстёгивает, в результате почти на 50 км/ч мы с Саней вылетаем на пристань и взмокшие начинаем тупить… Паромщики сидят на стульчиках перед шлагбаумом и что-то там радостно обсуждают по-норвежски, машины стоят и молча ждут на пристани… Наш подвиг был бессмысленен и беспощаден… Ещё 10 минут мы ждём паром и только потом начинается погрузка.
Кстати, знаете шутку: «Что это?! Паром пришел?» – когда по дороге машины идут плотно одна за другой и не дают перейти дорогу или выехать на неё. Так вот в Норвегии – это не шутка. При узости их дорог, практическом отсутствии возможности обгона и идеальном соблюдении ПДД – машины едут ещё очень долго паровозом. И реально, когда приходит паром, то через некоторое время ты встречаешь паровоз из 20-30 машин.
До Bognes’а минут 30 нас везет небольшой паром
«Røsund», там у пирса уже грузится наш следующий паром
«Hamarøy». Т.к. мы пропустили начало погрузки, то в трюм «Геморроя» мы залезаем последними. «Геморрой» больше часа пересекает Vestfjorden и везет нас в Lødingen, довольно большой по местным меркам город на о.Хиннёйе. Мы возвращаемся на Лофотены.
Погода под вечер стала совсем замечательной – ясно и тепло, поэтому я с фотоаппаратом почти всю дорогу тусуюсь на открытой палубе. И я тут не один, нас тут человек 30… Вот пара русских дальнобойщиков, они курят одну за другой сигареты и бросают бычки за борт... Тут же лежит на палубе, упершись в надстройку спиной и раскинув ноги как пьяный мексиканский мучачо у салуна, финский мотоциклист и полдороги трындит по телефону, а остальные полдороги задумчиво смотрит вдаль… Вот пара пенсионеров, которые сначала сдержанно жестикулируя говорили по-итальянски между собой, а потом по-английски женщина интересуется у меня, что там такое видно на острове... «Old sailing boat I think… Wrecked most probably…» – женщина довольная ответом благодарит меня и уходит переводить мужу результаты моего хорошего зрения... А вот спортивная мамаша-норвежка, моя сверстница, бегает и ловит пару своих 3-5-летних отпрысков, улыбаясь и извиняясь перед всеми, в кого они уже врезались… Пацаны реально очень шустрые для норвежат, разбегаются как тараканы, того и гляди за борт свалятся… В общем, корабль движется – жизнь идёт… И за всем этим остаётся широченный кильватер на воде норвежского фьорда…
Кильватерный след от парома "Hamarøy" ("Bognes - Lødingen")
В Lødingen прибыли поздно – часов 7 вечера. С пристани выезжаем за город и проехав 3 км сворачиваем на Е10, поднимаемся еще немного до оз.Nedre Kåringsvatnet и в окрестном лесу, на покрытых мхом террасах, усталые валимся на бивак. Несколько непривычно на биваке без Янки и Васи – всё время оглядываешься и кого-то не хватает… Быстро же я к ним привык.
Спать ложимся в 22:00. Сегодня был очень длинный день – 90 км и 2 парома – даже не верится, что мы выехали из Нарвика сегодняшним утром, а не вчерашним. Такое растяжение времени – частый эффект в велопоходах из-за обилия эмоций за день.
8 день, 11.07.15 – 90,5 км.
Narvik – E6 – Ankenes – Emmenes – Håkvik – Vidrek – Arnes – Ballangen – Kjerringvikstraumen bru – Skarberget – паром – Bognes – паром – Lødingen – E10 – оз.Nedre Kåringsvatnet