11 апреля, пятница. Круиз по Даубтфул-Саунд. Бросок на Милфорд

Стоянка на речка Андуин Стоянка на речка Андуин
Ура, едем на фьорд Ура, едем на фьорд
Машинный зал подземной ГЭС Машинный зал подземной ГЭС
В туннеле ГЭС В туннеле ГЭС
И взрывом чепчики срывали И взрывом чепчики срывали
Выходим в озеро Выходим в озеро
Глубокая бухта Глубокая бухта
К перевалу К перевалу
По Даубтфул-Саунду По Даубтфул-Саунду
По Даубтфул-Саунду По Даубтфул-Саунду
По Даубтфул-Саунду По Даубтфул-Саунду
По Даубтфул-Саунду По Даубтфул-Саунду
Обратно по озеру Обратно по озеру
Дорога на Милфорд Дорога на Милфорд
На реке Гулиивера На реке Гулиивера
Река Гулливера Река Гулливера
Туннель Гомера Туннель Гомера
Вот здесь и спали Вот здесь и спали

      Наступил долгожданный день большого круиза по фиорду Даубтфул-Саунд. Многие пугали, что хорошей погоды там не бывает вовсе. И когда утром мы увидели только легкие высокие слегка рваные тучки, сердце облегченно вздохнуло.

      Потихоньку доехали до пристани, сделали из себя людей под краном в туалете. В 9:00 зашли в офис нашей круизной фирмы «Doubtful Sound Cruise». Их сайт так и называется doubtfulsoundcruise.com. Такое короткое, простое имя.

      Посетителей еще никого не было,  и мы мило пообщались с двортерьером Томом, живущим под столом. А с его хозяйкой, увы, нет, по причине нашей полубезъязыкости.  Собаки хоть всё понимают, а сказать не могут. А мы - как раз наоборот. Хорошо, что хоть читать можем.

      Где-то в 9:15 подъехал фирменный автобус, который народ по всей округе собирал. Его водитель оказался вообще универсалом, прямо человек-оркестр. Он нас всю дорогу потом возил, и на земле, и на воде, и под землёй. Такой приятный дядечка годам к 60.

      Группы фирма набирает небольшие, до 20 человек, по размеру своего катера. Зато, как они ехидно пишут, вам не придется драться за место пофотать. 

      Катерок хотя и небольшой, оказался очень ходким. Так, что выходить из кабины на ветер было холодновато. Но озеро тоже было неслабым и до ГЭС ехали около часа. Приплыли и пошли бродить по специальному «залу ожидания».

      Идея постройки этой безплотинной станции возникла еще в 1904 году. Тогда заметили, что перепад уровней между озером и морем 168 метров, а расстояние всего 10 километров. Но масштабы предстоящих работ и их стоимость были тогда непомерны.

      В 1925 были проведены изыскательские работы, измерен объём стока рек. Он оказался достаточным для работы будущей ГЭС.

      Во время второй мировой войны возникла большая потребность в алюминии. А недалеко от Квинстауна нашли большие запасы бокситов, алюминиевой руды. Возникла идея построить рядом плавильный завод, а он требует очень много электроэнергии.

      Так что в 1959 австралийская алюминиевая компания и правительство Новой Зеландии договорились совместно строить электростанцию и завод. Но потом у фирмы возникли финансовые проблемы, и станцию новозеландцы достраивали сами.

      Строительство начали в 1964 году и до 1968 долбили 10 километровый тоннель 8 метрового диаметра. 4 года, с помощью взрывчатки и отбойных молотков. Некоторые из этих рабочих в этом туннеле и остались. В 1972 станцию окончательно сдали. Но на проектную мощность в 710 мегаватт она не вышла. Давала только 500.

      Когда её проектировали, собирались поднять уровень озера Manapouri на 30 метров. Но тогда бы исчезли многие острова и часть берега. Общественность начала резко протестовать. Им предложили компромисс – поднять только на 8 метров. Но они ещё больше возмутились. И добились своего. Теперь действует совместная комиссия департамента сохранения, компании-владельца и общественности. За уровнем озера строго следят. И даже в центре городка поставили камень, чтобы показать, докуда их могло затопить.

      Когда стали искать причину меньшей мощности, оказалось, что стенки водоотводного тоннеля очень неровные – вручную же долбили! И вода идет с большим трением. Поэтому с 1997 по 2002  строили второй тоннель с применением современной проходческой техники. Долбили 5 лет, а вручную – 4.

      Короче, теперь станция даёт свои 800 мегаватт. Что составляет 30% (по другим данным 14%) потребляемой энергии Новой Зеландии. Для сравнения, хиленькая Новосибирская ГЭС даёт 455 мегаватт, Братская – 4500.

  Пока мы бродили по залу и вычитывали все эти интересности, наш универсальный водитель сменял катер на автобус и повёз нас дальше. Дорога очень крутая, серпантинная.  Говорят, самая дорогая в Новой Зеландии (80$ за квадратный метр). Это потому, что всё пришлось по воде доставлять и рельеф сложный.

      До фиорда наверное тоже с час ехали. Останавливались в разных красивых местах поснимать. И вот с очередного поворота открылся темно-фиолетовый залив под ярко-голубым небом. Очень узкий. И очень далеко внизу. До него еще долго крутиться пришлось.

      А потом и вообще цирк случился. У того места, где водоотводные тоннели в море выходят, водитель нас в очередной раз высадил погулять. Здесь сверху летит красивый водопадик.  И пока я его снимал, исчезли и автобус, и водитель, и Марина. А вся остальная группа рядом осталась.

      Иду я вниз, ничего не понимаю. А тут ещё на развилке парень из группы начал меня спрашивать чего-то. Куда идти, наверное.  Три раза спросил, а я всё никак  его понять не могу. Он, уже с досадой: «И откуда ты такой?» «Из России!» - говорю. Ну всё, глазами похлопал и отстал. Знай наших!

      У причала, километра через два, нашёл и автобус, и Марину в нём. А водитель уже автобус на кораблик променял, побольше прежнего. С наваром, значит!

      И поплыли мы по этой самой «Глубокой бухте», к Даубтфул-Саунд-красоте. Крутые мохнатые горы лихо падают в море, над водопадами повисают радуги, а  над всем этим голубое-голубое небо. Сразу родное Телецкое озеро вспомнилось. И похоже вроде, и чуть по-другому. Но красиво – жуть!

      Это нам наверное от высших сил компенсация, за то, что не увидели вулкан Руапеху и гору Таранаки. Но тогда явно Мордор вмешался, а тут явно Гендальф помог. Который Белый.

      В одном заливчике капитан корабль к берегу повернул, что-то показывает. Говорит, три синих пингвина. Мы их на берегу искать принялись, а они в воде плещутся, только чуть плавники мелькают. Так что об их цвете можно только гадать.

      Катер мне своими названиями понравился. Например, возле борта «Нет пассажиров за этой точкой». То есть, если туда улетел, ты мне не пассажир! Логично, блин!

      Или в туалете ихнем: «Не кладите сюда то, что вы не положили бы себе в рот!». Представляю, что они кушают… И защелки в сортире тоже не было, так что супружеские пары по очереди стояли у дверей почётным караулом.

      Во время своей вахты я самого Капитана не пустил. Интересно, кто катером правил в это время? А самый интеллигентный дядечка даже с дверной ручкой не совладал, чтобы дверь сама не открывалась. К жене за советом бегал. Помогло, вроде.

      А в их рекламной листовке было написано: «Скажите, отменяете ли вы рейс, если дождливо? Нет, если только погода угрожает безопасности. Не чаще 5-6 раз в год. А если меня укачает? Не бойтесь, за 6 лет нашей работы укачало только четверых». Прямо ГосКомСтат какой-то!

      Но места вокруг без всяких шуток обалденно красивые. Так что от камер не отрывались. Заряда и флэшки истратили уйму.

      Наконец, подошли к открытому морю. А там на маленьком островке у котиков детсад. Народ с этих котят балдел просто. Сразу видно, не были они на Шэг-Поинте.

      Обошли вокруг котячьего островка, в другие рукава фиорда позаплывали. И одно место другого лучше! То со стаей дельфинов наперегонки поплавали, то на одинокого сонного котика всем кораблём глазели. А то вдруг кэп пообещал сделать нам мокро. И старательно загнал катер под небольшой водопадик. Сначала носом, потом кормой. Чтобы никому не обидно.

      Когда я совсем уже устал снимать, просто сидел и обалдело глядел на эти мохнатые, округлые громады, плавно уходящие в море. Невозмутимые, прохладные, вечные!

      Потом полистали их книгу посетителей. География конечно – весь земной шар. И надо же! Впервые нашли русского! Какой-то Александр Никандров написал пессимистично «Дождь!».

      В конце поездки мы совсем было решили, что обещанного визита на электростанцию не будет, хотя нам и обещали.

      А тут вдруг наш водитель (опять уже автобуса!) переодевается в яркую спецовку и везет в какое-то мрачное подземелье. А это третий туннель станции – транспортный. 2.5 километра длиной уходит под землю с уклоном 10%. Мрачноватая картинка.

      И вот тут, впервые в Новой Зеландии, нашли правостороннее движение! Вот уж не ожидали.

      Под землёй ярко-оранжевая тётя  провела нас на смотровую галерею машинного зала. Поглядели на 8 громадных синих колонн на полу. Это даже не генераторы, а только их макушки. А сам их механизм больше чем на 10 метров глубже уходит. Впечатление изрядное.

      Надо заметить, что у конкурентов эта экскурсия на станцию отдельных денег стоит. А тут всё вкупе и даже дешевле.

      Как обратно озеро Manapouri переехали, я даже не заметил, так зачитался книгой посетителей и брошюрками по ГЭС.

      Потом до темноты оставалось около часа, а расстояние до Милфорд-Саунда  140 километров. И полетели мы на север. Дороги хорошие, поворотов немного. Было. Пока совсем не стемнело. И пока мы до Homer tunnel не доехали. Это как, туннель имени Гомера?

      А вот после него крутиться по серпантину в свете стареющей луны было совсем интересно. Тут на каждом знаке поворота сразу пишут максимальную скорость прохождения. И, кстати, очень правильно пишут. Так после перевала и тоннеля в глазах мелькали сплошные 25 и 35.

      И хоть до Милфорда и оставалось меньше 20 км, съехал на площадку возле звонкой речки и не-помню-какой достопримечательности. Тут стоял уже одинокий кемпер, но при нашем появлении быстренько удрал к тоннелю.

      И вот сижу я в кабине, пишу эти строчки на своём ноутбуке. Как подкладку под бумажку его использую. Потому, что на стоянке нет электричества, а его аккумуляторов ненадолго хватит.

      Короче, спать хочу, жуть.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте