Язык тролля


Давным давно жил да был в Норвегии один очень любопытный тролль. Он в принципе знал, что тролли окаменевают под лучами солнца, но решил таки это проверить. И вот, над горизонтом уже появился первый луч, а он все еще живой. Тролль высунул язык, подразнить светило, что мол, не взяли его волшебные чары. Тут то он и окаменел. В итоге получилась одна из самых впечатляющих достопримечательностей Норвегии – Тролльтунга, или «Язык Тролля».

Вот так Тролльтунга выглядит в интернете. Она и на самом деле так выглядит, но у нас было по другому. Эти фотки тут приведены, чтобы читатель представлял зачем и почему мы туда поперлись

Но не все так просто. Норвегия – страна, в которой на первое место выходят природные, а не культурные достопримечательности. А до природных еще нужно добраться. Поход на Тролльтунга вылился для нас настоящим маленьким подвигом. От конечной станции автобуса до начала 10-часового трека нужно пройти по асфальтовой дороги вверх 7 километров.

За все 14 вверх и потом вниз мы не встретили ни одной попутки, ни одной встречной. Автостоп отпал сам собой, превратившись в трехчасовую прогулку. Плюс 10 часов треккинга превратившиеся в 12 из-за темноты и усталости в конце, и в итоге в два часа ночи, сбив ноги до настоящих кровавых мозолей мы, с помощью такси уже на большой дороге, добрались обратно в кемпинг.

В этот кемпинг города Одда мы приходили два раза и оба глубоко за полночь. В итоге, освоили интересную особенность норвежских кемпингов: там можно не платить. Ночью просто не понятно кому и куда, а утром уже и жалко. Оделись, собрались, убежали. Внутри палаток оставляли все вещи, какие можно. Тут также, как и на пирсах озера Гъендине, можно все отставлять, на долгое время, никто ничего не тронет.


хмурое утро в Одде. Пускай дождя и нет, но видимость уже не идеальная. Мне казалось, что распогодится, но я ошибался


Брусника - единственная отрада, скрашивавшая 7-километровый подъем по асфальту к Съеггедалю

К началу треккинга к Тролльтунга надо все таки подъезжать на машине. Либо на такси, либо на собственной, как поступает большинство туристов. А еще лучше приезжать в четверг. Кажется так, но все же следует уточнить в Lonely Planet. В этот день работает допотопный фуникулер, совершающий тот самый взлет от лесной нижней зоны, до уже лысых вершинных полей и плато. 10-часовой треккинг в этот день превращается в 6-часовой.

Есть свои плюсы и такого, самостоятельного визита, как вышел у нас. Почти никого более нет. Вместе с нами подъем начали еще две двойки, но на 15 километрах мы быстро потеряли друг друга из виду. В конце концов оказываешься на самом Тролльтунга в тишине и полной безлюдности. С учетом статусности достопримечательности – это все равно, что оказаться на московской Красной Площади вдвоем. Путь сюда гораздо длительнее и сложнее пути на Къёрагболтен или Прекестулен, там такое не возможно.

Вначале мы попробовали идти прямо по шпалам и рельсам фуникулера. Точнее прямо по шпалам, напоминающим ступени лестницы в небо. Подъем сначала был приемлемым, но потом он стал все круче и круче. Шпалы не предназначены для ходьбы по ним, везде висят предупреждающие таблички. Однако я вспомнил несколько ранее виденных фотографий (возможно они были с Прекестулена а не Тролльтунги) и уверенно полез первым. Единственной нормальной опорой был оголенный провод фуникулера, тянувшийся вдоль, за которой браться было поначалу стрёмно, а потом привыкаешь. Вскоре полотно стало как-то подозрительно далеко и высоко от лесистого склона. Обратно смотреть было страшновато, идти тем более. В какой-то момент склон приблизился, и мы радостно соскочили.


Перепад по высоте согласно GPS вышел 465 метров. В некоторых местах угол наклона приближается к 30-35 поэтому идти по шпалам не очень удобно

Как только наклон закончился и местность выровнялась, началось болото. В Норвегии на треккингах постоянно повсюду болото, но местное болото стало, пожалуй, самым болотистым, чавкающим и грязным из норвежских треккинговых болот. Возможно причина в большом трафике. В отличие от обычных лесных троп, болотные тропы от трафика становятся только хуже, возникают параллельные и обходящие ветки, но почти всегда бывает проще пройти по новому свежему болоту, чем по протоптанным следам.


Безлесая местность и болото, сразу за верхней станцией фуникулера

Сегодня у норвежской погоды была черная полоса. Дождь не шел непроглядной стеной, но иногда накрапывал, а солнце за весь день так и не появилось ни разу. Захватывающие дух виды время от времени появлялись, были они и на самом языке, но буквально за пять минут всё закончилось, и толком нафотографироваться мы банально не успели. В итоге, вместо классического головокружительного и духзахватывающего Языка Тролля получили мистический и таинственный. Просто висящий над белом ничто каменный трамплин. Зато гулять по нему было не так уж и страшно.


Горы даже снежные. Если удается это разглядеть. Кстати где-то там горнолыжные курорты Фольгефонна и Буер


Вот такая черная полоса норвежской погоды

Еще удивительное ощущение – находится внутри мощного потока воздуха, подымающегося вертикально вверх. Мэрлин Монро непременно пришла бы сюда в белоснежном платье. Но если площадь ветряного потока над вентиляционной шахтой ничтожна – пара квадратных метров, то тут вверх рвется весь периметр, окружающий пропасть. Просто огромное белое облако ползет вверх по вертикальной скале и срывается на ее окончание в небо. Такое наверняка можно ощутить длительных скальных восхождений, но я в них не участвовал никогда.

Найти тоже оказалось непросто. Я самонадеянно предположил, что уж куда куда, а на Тролльтунгу будет проложен прямо таки пеший проспект, с красными буквами Т и непременными указателями. Указателей было мало, и не на всех была Тролльтунга. Проспект временами превращался в тропинку, а иногда и вовсе растворялся в камнях, что в условиях тумана сильно осложняло ориентацию.


Временами было просто невероятно красиво и впечатляюще. Правда времена эти длились по 10-15 минут.


Озеро Рингедалсватнет. Вид направо.


Озеро Рингедалсватнет. Вид налево.
Озера Норвегии составляют ее очарование не меньше фьордов. А то и больше, с учетом их "разноцветности"

Спросить было не у кого, а когда в середине дня мы наткнулись наконец-то на американскую пару с золотистым ретривером, выяснилось, что они идут туда же куда и мы, но только почему то на тропе мы встретились, не обгоняя друг друга, а лицом к лицу. «Там Тролльтунги нет», - убеждал меня пожилой янки. «Мы долго шли туда, все утро, и ничего нет». Я же был еще полом энтузиазма, и главное верил в свои способности читать карту (пусть и сильно мелкомасштабную).

В общем, я оказался прав, что не может не радовать. Правда идти туда оказалось надо гораздо более чем «долго и все утро», что в итоге уже не радовало натертые ноги и уставшую Алёнку. Итого совет: GPS лишним там не будет, особенно не в четверг. В какой-то момент вправо к пропасти ушла заметная тропа и поверилось, что вот оно. Как результат: зря потраченные 40 минут лазания по поросшим тундровыми травами склонами с великолепными видами, но безо всяких троллей. До правильно места отсюда пришлось топать еще час.


Тролли в поисках троллиных языков


идти оказалось не сюда, и даже не туда, а во-о-о-он туда.




попытки солнца прорваться сквозь тучи

Мы были очень уставшие, особенно Лена, поэтому впечатлялись не тогда, когда добрели до каменного Языка, а гораздо позже, рассматривая фотографии. На месте было холодно, ветренно, туманно и скользко (как бы не упасть эти самые 300 метров в пропасть!)





На обратном пути, где-то в середине обнаружилась палатка немецких туристов. Выйдя сюда с рюкзаками, они потратили кучу сил на их переноску и лишний день, но зато они имели прекрасную возможность прибежать на Тролльтунгу утром с рассветом, или подождать белой полосы погоды. Мне кажется это самый правильный вариант.


мир пополам




в центре снимка можно разглядеть белое пятно. на самом деле - это водопад "идущий вверх". сильными порывами ветра вдоль вертикальных скал подымает столб воды вверх. подобное зрелище я уже наблюдал ранее в Исландии, но там смотрел на этот водопад снизу. Теперь вот понятно, как это выглядит сверху

Нас же ожидал увлекательный крутой спуск по болотистой местности и каменистым тропинкам в полной темноте. Если днем не было солнце, то ночью не будет и луны. В путешествии мы не в первой, поэтому фонарики с собой были. Однако за три-четыре часа они совсем выдохлись. Впрочем, под ногами был уже 7-километровый асфальтовый отрезок. И отражающаяся в водах фьорда, пылающая промышленными огнями Одда. Городок, наделенный согласно путеводителю наименее привлекательным и наиболее грубым, типично индустриальным пейзажем, ночью выглядел вполне симпатично.


Робкие попытки заката скрасить этот день


Атланты держат камни...


Тюсседаль и Одда

Комментарии
Ivan19.05.13, 13:58
Нитку маршрута нужно добавить 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Славин