Краснодарский край / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Между двух морей. Край гор, степей и маков

11 - 22 мая 2013 г.
День седьмой. Здравствуй Азов! До Тамани и в Кучугуры.

Курган рядом с Веселовкой Курган рядом с Веселовкой
Дорога на Тамань Дорога на Тамань
P1130285 P1130285
Памятник на Тузле Памятник на Тузле
Дорога вдоль Керченского пролива Дорога вдоль Керченского пролива
Обвалы Обвалы
Живописная дорога. Керченский пролив Живописная дорога. Керченский пролив
Живописная дорога. Керченский пролив Живописная дорога. Керченский пролив
Живописная дорога. Керченский пролив Живописная дорога. Керченский пролив
План Атамани План Атамани
P1130339 P1130339
Три разных названия городка Три разных названия городка
Фанагорийская крепость Фанагорийская крепость
Наступило утро. Солнце радостно начало светить мне в палатку и уже не спалось. Встал, позавтракал, свернул лагерь и неспешно собрался. Всё таки есть плюсы в одиночном путешествии - ни под кого не надо подстраиваться, абсолютно свободен в своих движениях.
Собравшись, попробовал сначала прокатится дальше через поселок вдоль моря. Проехал до забора, проехал еще немного - и решил не трястись по щебенке. развернулся и поехал обратно в сторону поселка Веселовка. Накануне я изучал карту и обнаружил, что на ней обозначено некое разрушенное укрепление. Информации по поводу этого укрепления у меня не было, в навигаторе такой точки не было, только на генштабовской карте 1984 года была отметка. Решил искать это место. В навигаторе приблизительно поставил точку и поехал. По картам получалось что это укрепление находится где-то рядом с дорогой слева от неё на возвышении, напротив лимана. Подъехав к тому месту, где укрепление могло находится обнаружил какие то заросшие насыпи, а с другой стороны - памятник павшим воинам. Памятник одновременно является неплохой обзорной площадкой, откуда можно любоваться одновременно морем, лиманом и косой.

Конец Бугазской косы
Полюбовавшись, пошел искать остатки укреплений.
  Пробираться пришлось через высокую траву, пробравшись, попал в окружение каких-то возвышений. Походил по возвышениям, спустился в центр... Похоже, это и есть те самые остатки укреплений: возвышения - это бывший вал, он прерывается на месте, где могли быть ворота, в центре этого пространства - холмики - как будто места каких-то построек. Попытался пофотографировать всё это, но получилось нечто невнятное и покрытое травой.
Полазав и сделав отметку в навигаторе "здесь были укрепления", поехал дальше. Дорога наконец из грунтово-раздолбанного асфальтовой превратилась в асфальтовую.Следующая остановка - Тамань. Дорогая до Тамани асфальтовая, приемлемого качества, среди полей. Почти всё время ехал в небольшую, но чувствительную горку, поэтому быстро разогнаться не удавалось. Перед самым поселком дорога пошла с горки, поэтому в Тамань въехал с ветерком и остановился в самом центре поселка у развилки. В центре можно перекусить, закупить продуктов, воды, сувениров разных.
   Остановившись, стал думать - ехать ли мне на Тузлу. Мыс Тузла был вроде бы недалеко от Тамани, но все портил сильный встречный ветер. Немного покотавшись туда-сюда всё таки решил ехать. Дорогу на Тузлу показывали указатели, так же были указатели к местному этнографическому центру "станица Атамань" - музей под открытым небом и ярмарка/туристический центр в одном флаконе. Подробности о центре можно посмотреть тут.
Дорога из-за ветра показалась долгой, но в конце-концов я добрался. Мыс Тузла - это самая крайняя точка Таманского полуострова, с него начинается Керченский пролив. Там же есть лиман озеро Тузла и длинная коса Тузла, уходящая далеко в пролив в сторону Украины. Перед спуском к озеру-морю-косе установлен очередной памятник воинам - советским десантникам - зенитка. К озеру и на косу решил не спускаться, а вместо этого решил возвращаться в Тамань, но не по дороге, а по грунтовке вдоль берега. Скажу сразу - очень приятный путь получился с непрекращающимися замечательными видами. Глядя сейчас на карты и спутниковые снимки вижу что можно было прокатится вдоль берега от самой Веселовки и насладиться красивейшими видами. Ну да ничего, мне для впечатлений хватило и того что увидел. Справа холмы, поросшие травой и кустарниками и совсем немного деревьев. Слева - бескрайние водные просторы, на которых установлено много приспособлений (типа сетей) для ловли рыбы. А по середине я на дороге. Берег в этих местах подвержен обвалам: море постепенно разрушает глинисто-песчаный обрывистый берег. Иногда встречаются трещины: через некоторое время должен будет произойти оползень и целый пласт земли упадет в море. Дорога идет по пологим и не очень холмам, огибает овраги... людей нет, только птицы и ветер. Один раз меня догнал уазик с погранцами - спросили, не видел ли я какой-нибудь катер, идущий по проливу. А я, если честно, даже внимания не обратил, было что то на море, или нет - залюбовался природой и видами, о чем им честно сообщил. Погранцы постояли, почесали репу и поехали дальше искать нарушителей. А я поехал дальше.
   В одном месте оказалось небольшое озеро - скорее всего образовалось в результате скопления воды из ручьёв. Подходов к нему нет, так что полюбовался в сторонке на него. Там же нашёлся спуск к морю, которым я решил воспользоваться и искупаться. 
   Оставив велосипед наверху на небольшой площадке, спустился вниз,там разделся и вошёл в воду. Глубина в тех местах небольшая, надо идти какое то время, чтоб окунуться. Но где начинается глубина, там же начинается трава, впрочем, мне это совсем не помешало освежиться, тем более вокруг никого не было. Купался аккурат между двух участков с сетями.
   Искупавшись и отдохнув, забрался обратно и поехал дальше. Когда стартовал, навстречу мне на эту же полянку приехали местные мужики - возможно, рыбу ловить или вытаскивать из сетей. А может - просто отдыхать, не интересовался.
   Через какое  то время подъехал к горе, на которой стояла разная военная техника - самолеты, танки, пушки... Что это  - пока было неизвестно. Я же попробовал проехать дальше вдоль берега до самой Тамани, но у меня не получилось - дорогу преградил большой овраг, его форсировать не стал, а вернулся обратно и поехал от моря в горку. На самом деле, если сильно захотеть, то можно найти дорожку, по которой реально было бы продолжить путь вдоль берега. Но я отъехал от берега и выехал на грунтовую дорогу, по которой почти сразу попал к воротам, открывающие путь в "Атамань". Немного постояв перед воротами, увидел как кто-то не останавливаясь проехал через них, повторил тот же манёвр и на большой скорости въехал на центральную площадь Атамани. Скромненько постояв на площади, огляделся. Место представляет собой стилизацию под казачью станицу старого образца, больше похоже на украинскую. Небольшие домики с соломенной крышей, убранство, заборы из плетеных веток. Рядом расположен небольшой раскоп и табличка "Археологический музей". Интересно, одним словом. Прокатившись по станице и посмотрев на все, насколько это было возможно (вокруг шли работы по подготовке к курортному сезону), поехал обратно. На самом деле, вход туда платный, это мне просто повезло, летом наверное просто так было бы не заехать. 

Атамань, вид
   После Атамани вернулся обратно в центр посёлка. Там на углу улицы Пушкина и Карла Маркса нашел кафе, где и перекусил. Потом закупился в ближайшем магазине и поехал в сторону Кучугур. Я не был уверен, что успею засветло доехать, но решил попытаться, тем более дул достаточно сильный попутный ветер. Проехать надо было километров 40-45, а было уже 4 часа дня. Поехал.
   Через несколько метров встретил сквер Лермонтова, там же дегустационный зал, куда я не преминул заглянуть и прокатился по скверику - маленький, но аккуратный парк. На пляж уже не стал заезжать. Еще через некоторое время увидел остатки Фанагорийской крепости Суворова - от нее осталась одна насыпь. Посмотрел и её. А вот "Турецкие колодцы" (или "Турецкий фонтан") я не увидел - по пути не встретился мне, а съезжать с дороги уже не было времени.
  Дальше путь шел по обычному шоссе, которое вливается в шоссе на Порт-Кавказ. Шоссе идет почти вдоль пролива, вокруг поля и холмы, за счет попутного ветра моя средняя скорость была 25-30 км/ч, это позволяло надеятся, что до Кучугур доеду,  тем более по пути ничего более менее подходящего для лагеря не видел. Доехал до слияния двух шоссе, трафик машин ощутимо увеличился. Потом доехал еще до одного слияния, но тут уже количество машин не сильно изменилось, но дорога пошла в горку. А по краям дороги стоят зачем то обкорнанные деревья. Улучшив момент, когда на шоссе не было ни одной машины, сфотографировал пейзаж: дорога и деревья без листьев и ветвей.

Шоссе на порт Кавказ
И ветер стал не попутный, а встречно-боковой, что уменьшило скорость передвижения
   Через 4 км, наконец, появился поворот на Кучугуры. Повернул - и снова по ветру поехал. Очень быстро добрался до поселка, уже наступил вечер и часа через 2 должно стемнеть. Надо думать, где остановится. Заехал в магазин, купил попить-поесть и заодно поинтересовался, где можно переночевать одну ночь, возможно ли найти безопасное место для палатки. Насчет безопасного места продавец ничего не смогла посоветовать, но связалась со знакомыми, с которыми можно было бы договориться насчет ночлега за небольшую денежку. Самих их дома не было, договорились, что я приеду через час, к 8 вечера. А пока поехал к морю.
    Путь до моря занял пять минут. Здравствуй, Азовское море, наконец то мы с тобой увиделись! На Азовском море я оказался в первый раз в жизни. Берег обрывистый, вниз ведут тропинки, пляж песчаный, дно моря пологое и песчаное. Проехал немного вперед, поглядывая на сет установить лагерь - ничего подходящего. Нашел спуск к морю, немного спустился, в кустах бросил велосипед, а сам спустился к морю. Конечно же, разделся, зашел в море... Оно было потеплее, чем Черное, но видать, я слегка перегрелся на солнце, так как мне было прохладно. Но все равно, приятно после жаркого дня и большого пути окунуться  и охладиться в воде.
   Еще сегодня утром я был на Черном море и купался в нём, а вот уже вечером купаюсь в Азовском море - приятное ощущение было :)
 Накупавшись, выбрался обратно и вернулся к магазину. Мне подсказали, куда ехать, но искать не пришлось - хозяева сами подошли к магазину.
   Оказывается, они сами не так давно купили дом и переехали в Кучугуры по состоянию здоровья ребенка - климат тут целебный для неё оказался. Дом еще не до конца отделан, но уже жить можно, в дальнейшем они хотят сдавать комнаты отдыхающим, так что я оказался первым постояльцем. за 300 рублей мне расстелили постель, накормили, точнее, разрешили воспользоваться их газом, очень приятные собеседники оказались. В душ сходить мне не удалось - оказывается, в Кучугурах есть проблемы с водой, а у них не успели накопиться вода в баках. Хорошо что я в море искупался. Пообщавшись и попрощавшись, ушел в свою комнату и через некоторое время лег спать. На завтра у меня в планах было доехать до начала косы Чушка (по ней идет дорога в Крым), от нее доехать до станицы Голубицкая. Это планы. Как получится на самом деле - покажет время и обстоятельства.

  Итого за день было пройдено примерно 90 км., большая часть пути по асфальту+ живописный участок вдоль пролива километров 8.

Комментарии
Тимофей08.11.13, 16:22
Молодец! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте