Первая вылазка турклуба ОБАНА в горы Полярного Урала.
ст. Полярный Урал - пер. Собский - руч. Рубиновый - р. Макар-Рузь (первые ворота) - р. Хараматалоу (сплав) - стрелка р. Макар-Рузь и р. Хараматалоу - г. Чёрная - г. Клоака - руч. Диоритовый - ст. Полярный Урал

План маршрута

18 июля: Москва
18 июля: Москва - Лабытнанги поезд 1896км 42ч
20 июля: Полярный Урал
21 июля: Собский
22 июля: Рубиновый ручей
ПУ 2002 или Crazy PU
ПЕШЕ-ВОДНЫЙ ПОХОД НА ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ. Июль - Август 2002.
20 июля.

ПУ04
Вышли из поезда на станции "Полярный Урал" в 17.25 по Москве, стоянка - 1 минута, под моросящим дождём и серым, низким небом с рваными краями. После фото на фоне станции, или станции на фоне нас, похватали рюкзаки и с криками "Апоха Гавайи" вышли на маршрут в районе 18.00. Искали брод через Елецкий рукав Соби, камни скользкие, рюкзаки по 40 кг, в руке котелок (скорее ведро) с консервами около 5 кг. Были моменты терял равновесие,
Сергей Л. немного черпнул левым сапогом. Брод первым переходил он, за ним Александр, а дальше яМ.К.Егор и замыкал шествие Театрал. Первым упал в воду я, тем самым, пройдя «посвящение в водники». Егор застрял между камнями, пришлось снимать сапог, стоя на одной ноге посреди Соби. Тяжелее всех идёт Театрал. Первый переход 25 мин и долгий перерыв в ожидании отстающих: у Сергея Т. и Сергея М.К. короткие сапоги, примотанные скотчем прямо к брючинам, Сергей Л. пошутил, что им не надо обматывать брюки, а приматывать скотч прямо к ногам и так до пупка - будут похожи на самураев. Второй переход 8-10 мин, переходили через правый рукав Соби, уходящий в Азию. Далее два перехода по левому берегу Соби до первого снежника у тракта. Первый переход 50 мин, второй 30-35.Очень тяжело идти с котелком, мы им меняемся с Сергеем Л. Решили стать у снежника. Дождь усилился, t= 2,6 С.Ноги сводит судорога, идти пришлось по пропитанной влагой, как губка, тундре. Одежда влажная, у меня мокрая. Легли после холодного ужина c горячим чаем (чай я приготовил на сухом горючем, теперь известно - 8 таблеток на 3-х литровый чайник) в 1.00 по Москве, т.е в 3.00 по-местному, усугубив по 100 гр. спирта.
21 июля.

Встали в районе 9.00.Всю ночь шёл моросящий дождь, у выхода из палатки болото, которое мы с Сергеем замостили камнями. Очень холодно, ночью спасает от холода Бибик. Достали видеокамеру, стали снимать, но батареи хватило на 3 минуты, аномалия или сырость, но на память осталось лишь 3 минуты счастья. У тракта нашли палки, но они насквозь мокрые. Утром дождь идёт периодически, t=2,7 С, на перевале выпал снег, мне удалось таки разжечь костёр - очень просил это записать. В районе 2-х часов дождь практически прекратился, хотя на маршруте ещё несколько раз моросил. Вышли около 2-х часов, шли до обеда 45,38 и 20 минут. Остановились на обед у перевала и каких-то мокрых досок. Обедали довольно долго. Вышли в районе 7-8ми по Москве, шли 31,33 и 15-20 мин, довольно хорошо, на первой десятиминутке сделали перевал и, не останавливаясь у тура (пирамида из камней с записками внутри на высшей точке), вприпрыжку поскакали вниз. В конце первого перехода увидели людей. Двое пожилых рыбаков из Перми (шнапса выпимши солидно с огромным котелком супа, которым нас угощали - мы отказались) сказали, что напротив выработок, примерно в районе Рубинового, в 4х км от места их теперешней стоянки, они заготовили дрова (по дороге туда, но не воспользовались ими - вездеход попутный их забрал до Хараматалоу). Их дрова мы не нашли, но нашли другие и их нам хватило на жареную картошку с тушенкой. Остановились, не доходя до Рубинового в 1,5 км у самого берега. Вечером дождя не было, этот день, Гуру сказал, мы шли лучше, но спирт пьём не по туристически, рюмками, довольно много и в несколько приёмов. (Сам он хлещет сразу 150 гр. из кружки).
22 июля.

ПУ11
Всю ночь лил дождь. Встали в 11.00.Сильный ветер рвёт палатку, солнце, морось, временами, переходящая в дождь. Редкие рваные облачка, периодически переваливающие главный Уральский хребет, проходят через нас, поливая дождем. Саня пытается развести костёр и довольно быстро разводит, благодаря найденному им рубероиду и, что более вероятно, найденному мной на тракте бутылю бензина.

Костёр разводим под защитой скалы под берегом, с утра встав по малой нужде, я нашел более удачное место для костра и завтрака на ручье, полностью закрытое скалой, но вставший чуть позже Егор (а потом и М.К. по его наводке) сделали это место полностью непригодным для костра, а тем паче для завтрака, т.к. справили естественную нужду, по большому, в единственный питьевой источник.
  Возможно дождь здесь очень частое явление: при низких облаках из-за эффекта конденсирования, т.е. резкого охлаждения облаков и выпадения осадков в местах скопления высоких пиков.
  Вышли довольно поздно, в районе 3-х часов и за 25 мин дошли до Рубинового, решили остановиться и покопаться в Рубиновом. У водопада, недалеко от ямы М.К. (Серёга М.К.- Серёга Морской Котик- брат Егора) нашёл рубины в породе, довольно мелкие, но из-за частоты проявления они смотрятся эффектно. Образец рекомендуется отполировать. Всеми овладела рубиновая лихорадка. Пошел сильный дождь и немного её остудил. Саня нашёл образец с двумя рубиновыми шестигранниками размером по 15 мм. На обратном пути решили идти не останавливаясь на Рубиновом. За 30 мин до обеда встретили бульдозер с хламом в санях, он шёл вверх к хромитам, там у них центральная. Мужики сказали, что через километр у них база, там балки для рабочих и баня. Кстати, когда были на Рубиновом видели взрыв, как раз напротив него, в самом верху. На обед стали у тракта, напротив балка, на готовом костровище с дровами.
  Бибик лежит у костра в сыром одеяле, вздрагивает, трясётся и выполняет движения имитирующие бег. В первый вечер ему очень здесь нравилось. После сковывающего движения поезда он бросался в холодные озёра, катался по траве. Но на второй день прыти у него поубавилось, по ночам он скулит и лижет лапы, даже в хорошую погоду, днём, рвётся в палатку и не хочет лежать в предбаннике. Похоже, он очень устаёт и Полярным Уралом уже сыт.
  Мы с Егором разводим костёр, Сергей готовит макароны с тушёнкой и чай. Ребята порезали сало. Липецкий пьёт чай с салом по-тибетски, а может, как заметит в последствии Егор - по босятски.
  После двух переходов по 40 и 15 минут делаем по тракту перевал и выходим из гор на открытое пространство за водопадом. Останавливаемся на правом берегу Макар-рузь на первых воротах. Готовим гречку с тушенкой. Последние разговоры перед сном: о Лыбынкыре (озеро в Якутии, туда бы!) и чифире-купце, - просвещаю Я.театрал бастует (так, без темы, ради общего хипежа.)
23 июля (днёвка).

ПУ18
Встали в 10.00, солнечно, ветерок, но небо тревожное. Мы с Егором пошли на рыбалку - не клюёт (ещё Пермяки у Рубинового нам говорили, что хариус ушел ниже по реке, где теплее, но попробовать обязательно, а вдруг?) я оторвал две мушки и наливной поплавок, Егор одну мушку и зацепил блесну, но Саня в инопланетном скафандре влез в реку по о-го-го и спас мепс. Потеплело, Сергей нагрел воду и помыл голову, искупался в Мк. - Рузь, немного походил раздетым, приготовил кофе. Рыбы нет, на завтрак пюре с тушенкой. После завтрака Сергей, М.К. и я пошли за лагами на другой берег Макара. Стволы переправляли по веревке, жаль никто не заснял это дело на фото - полный экстрим! В лагере в это время Театрал героически варил кисель, он сжёг все дрова, что бы согреть воду  для разбавления концентрата, но, принеся ещё дров для кипячения и варки самого киселя так и не смог развести костёр (этот кисель ему потом вспоминали весь поход и после). По нашему возвращению в лагере нас ждал гость - Женя из Москвы, маньяк от туризма, решил в одиночку пройти за месяц по траверзу весь полярный Урал. «А вы, что, не считали калорий?",- спросил он нас (в ответ всеобщее ха-ха-ха). У него 15 кг продуктов на 30 дней (правда, в основном сублиматы, так что жратвы вдоволь). Пообщавшись с нами с часок он умчался в сторону пятиречья, размахивая лыжными палками. Мы вовремя переправили стволы для рамы - начался "долгожданный" дождь. Вечером дождь прекратился. Под конец ужина, к киселю (мы с Егором его доварили минут за 15) подъехал вездеход. Рослый мужчина с блатоватыми манерами подошёл к костру, присел, как йог, в позу лотоса не опираясь руками от землю и не вынимая сигаретку изо рта и начал что то вещать о геологии и о том, что он едет на пятиречье порыбалить, явно намекая на то, что если мы ему нальем, он нас прихватит с собой, но, во-первых, нам туда было не надо, а во-вторых, спирт мы уже сами выпили и нам было весело и хорошо, так что товарищу геологу мы могли предложить только кисель с баранками. Но на наше приглашение к ужину он сказал: «кисель мы пить не будем", выделив слово "кисель". Посидев с минуту - две он провозгласил, что родине нужны хромиты и, запрыгнув в вездеход (едва не разбив при этом голову), вместе с напарником они покинули нас так же внезапно, как и появились.
24 июля.

ПУ25
До 3-х часов вязали раму для плота, получилось неплохо, в 15.00 или в 16.00 стали на воду. Дальше вниз по течению много разбоев. Плот приходилось нести на руках, местами по километру, вместе с Бибиком восседающим на плоту, как мандарин в палантине. Осадка большая, плот садится даже на обливных камнях. Кат рассчитан на четверых, а, по сути, с собакой нас семеро. Но всё-таки львиную долю пути (весь путь 25 км) катились по воде, надрывая горло восторженными криками на порогах и шиверах и воплями типа "ты куда гребёшь" или "давай табань, не туда идём" перед ними. Громче всех на порогах орали Театрал и М.К., но не от супер восторга, просто мы все были в броднях, а они в кроссовках и потому мокли больше, не говоря уже о тех моментах, когда приходилось прыгать с ката в воду, порой на глубину выше колена (t воды примерно 7-8 С). Наиболее сложной была последняя шивера с крупными камнями над глубокой хариусной ямой, перед впадением в Хараматалоу. Приходилось часто вставать и запрыгивать на плот, в результате этих прыжков Сергей раздавил клей и порвал сапог. До впадения в Хараматалоу мы шли 5-6 часов (без стоянок по 10 минут). По маршруту утки, но, увы, не наши. Мокрые по уши, но счастливые высадились на острове, т.к. место за шиверой занято группой туристов с Сарова (Горький 17).Пытались безрезультатно охотится, и рыбачить (-1 блесна). Погода великолепная.
25 июля (днёвка).

ПУ34
Встали рано, искупались (меня в принципе и разбудили вопли моржей). Выяснилось, что на предыдущей стоянке Сергей забыл зубную щётку (решили посмотреть её на обратном пути). Примерно в 10.30 мы (Егор, М.К. и я) пошли порыбачить. Сергей очень сильно сомневается насчёт положительного результата этого мероприятия - поздновато. Небо затягивает, Сергей собирается клеить сапог и порисовать (ничего не получилось, т.к от капли дождя размазывают графит и от духоты, t=38 С, жмёт сердце, а так же сильно немеет правая рука).

Мы перебрались в брод на "стрелке" Макара и Харамамбару на тот берег, переобулись, бросив бродни в лесу у брода и пошли по берегу по тайге. Егор и М.К. усвистели за порог, на перекаты, а я скатился на заднице с горы прямо к порогу и, помня рассказ Пермяков о хариусёнке пойманном на блесну начал с Мэпса №2. Первый заброс и первый хариус. Трясущимися руками, приговаривая "иди сюда, скотина, я за тобой через горы ... знает, сколько шёл!" и т.п., снимаю его с блесны, запихиваю в садок и продолжаю ловить. Где то через пару хариусов ко мне, с верху скатился М.К., увидел улов и сказав, что Захар (он же Егор) упылил вверх по течению, навострил спиннинг. В две удочки дело пошло быстрее и лучше. Пошел ливень, затем опять солнце - жара. Мы отрывали блёсна, ловили на мушки и потихоньку наполняли садок. Потом пришёл Егор, не солоно хлебавши и присоединился к нам, но клёв уже прекратился и через часок безрезультатного кидания мы пошли в лагерь. В общем, к огромному удивлению Сергея мы принесли 9 хариусов и тут же сделали на ужин малосолку (нярхуль - чищеный и порезанный хариус круто посолили, поперчили, закидали луком и всё это дело залили уксусом). А на обед нажарили оладьев под тентом и проливным дождем. Сделали несколько мушек из Бибика и одну из Сергея Т.- мушку назвали "Театралкой". (Сергей Т.- кличка Театрал, скромен, вежлив, общителен, хороший семьянин, когда много выпивает - сносит голову. В порочащих связях замечен был - за пирожки и пивоводочную халяву заводил сомнительные знакомства с женщинами лёгкого поведения).
  Сеть поставить не удалось т.к. верхний, поплавочный шнур тонет под натиском течения. На вечерний лов никто не пошел. Легли спать перед грозой. Смутно сквозь сон слышался шум града, ливня и раскаты грома. Всю ночь лил дождь.
26 июля (днёвка).

ПУ44
8.00.Парит, духота. Встали в 8.40.Искупались. До 11.00 переезжали на противоположную сторону реки, вернее с острова на берег. Долго собираемся. Появилось предложение пойти по Хараматалоу до Соби, а далее назад по Соби до Харпа и на рабочем поезде - "бичевозе" до П.Урала, забрать там схрон.

С утра вода сильно поднялась и стала мутной из-за ливня в горах. У острова сливаются две реки: одна прозрачная - Хараматалоу, а вторая мутная - Макар-рузь. Завтракали на левом берегу Хары, на чьей-то старой стоянке. Ели геркулесовую кашу "Быстров" (надо бы денег потребовать за рекламу). После завтрака все разделись, очень жарко +38 С, искупались в реке. Мы с Егором решили пройти на кате последний порог перед слиянием. Плот тащили через тайгу, как носилки, обливаясь потом, матерясь и сдувая с себя мошку, комарищ (типа кровососущих колибри) и слепней (откуда они взялись и чем питаются, кроме туристов, непонятно) примерно с километр. На воду спустились на шиверах и понеслись! Облегчённый кат летел над водой, ветер, брызги и восторженные вопли, которые, говорят, было слышно в лагере. Покатались, накупались, пообедали и, в 17.00 отправились на рыбалку к порогу на Хараматалоу. Хара речка посерьёзнее, вообще она основная, а Макар - приток. Вброд переходили голышом, в кедах, держа одежду над головой. Пару раз меня чуть не смыло потоком, Саня, который переходил в комбезе от химзащиты, зачерпнул воды, когда переносил кроссовки для М.К., тот трепал нервы - видите ли, не хотел обувь мочить, но наконец-то все удачно переправились и пошли ловить. Порог на Харе состоит из двух частей, сначала, за поворотом реки идёт сужение, по правому берегу идёт большой навал каменных плит примерно до половины реки, а по левому мощный слив
в естественный желоб с резким перепадом. Затем сильное улово и, метров через 10, вторая часть порога, шивера с сильнейшим течением, прижим к скале пенная бочка под конец. А потом метров 50 мелкие шиверки, словом - красота. Мы ловили на обеих частях порога, но в итоге, поиграв в скалолазов, собрались под скалой, над ямой. В этот вечер фартило Котику он таскал одну за одной, у меня же наоборот срыв за срывом. Саня поймал на блесну сделанную мною на кануне из куска консервной банки. Егор поймал рыбину таких размеров, что она не влезла в подсачник и ушла. Итог - 7 хариусов, крупнее, чем на Макаре.
  В лагерь пришли поздно, около 11.30 по Москве, т.е. в 1.00 по-местному. На подходе к лагерю, в тумане подстрелили куропатку. Мы с Егором посолили рыбу и последними легли спать.
27 июля.

ПУ57
Отправляемся в обратный путь. Утро очень жаркое и душное. Собираемся. Очень долго делили продукты, распределяя груз по рюкзакам, то и дело кто-нибудь говорил: «А вы не забыли, что я несу ещё и пустую бутылочку из под соуса?". Вышли в 9.55. шли по старому тракту через тайгу (его давеча обнаружил Театрал во время геологоразведочной вылазки) 30, 35, 30 и ещё раз 30 минут. В одном месте тракт переходит на другой берег и резко уходит вверх через сопку. Переход через реку несложный, но Сергей умудрился немного залить сапог. У меня между ног пару раз проплывали хариусы. Очень трудно идти по такой жаре, пот заливает глаза, у Сергея неправильно собран рюкзак (к тому же 51 - это не 25...30).На сопке тракт раз-два-яица, пока Егор и М.К. искали правильную дорогу мы валялись на перине изо мха, ленились и, наслаждаясь жизнью, плавно переваливались с бока на бок поедая чернику, голубику и шокшу (она же зассыха). Обед делали над скалой (кто-то там недавно ловил рыбу), искупались под скалой и побежали дальше. Через 15 минут, спустившись с сопки (срезали 7-8 км) вышли на открытое пространство, поросшее карликовой ольхой, тут же из под ног побежали куропатки. Егор, Саня и М.К. остались поохотиться (сложив рюкзаки прямо под выцветшим плакатом «Полярно-Уральский биологический заказник. Охота и рыбалка запрещена»), а мы пошли дальше. Театрал остался было с ними, но позже, минут через 20 догнал нас на привале. Еще через 15 минут мы все собрались на берегу Макара у первого снежника, напротив скалы у первых ворот. Перешли на левый берег у разбоев, переходили очень трудно - скользкие камни, наломали ноги, я уронил палатку и потерял олений рог, который нёс весь путь туда. Встали под скалой. Очень много гнуса, смазываешь его с лица и кидаешь на землю, как горсть песка. Но мы набрали дров в ближайшем лесочке, на ручье "Чёрный". Разожгли костёр, поставили "вазу" с цветами на импровизированный стол и собрались отмечать именины моей благоверной, она же Серёгина племянница. Празднование Анютиного дня рождения было, в общем, скомкано из-за погоды. Гроза обрушилась почти внезапно, загасила костёр, порвала тент от нашей палатки. Потом пошёл дождь с градом (град размером с фалангу мизинца) и сильными порывами ветра. Пришлось держать палатку изнутри уперевшись ногами в потолок, град бил так сильно, что чувствовалось даже через "Колумбию" (опять надо деньги за рекламу потребовать). Но мы всё же выпили за здоровье именинницы, закусывая в сухомятку и перекрикиваясь с соседней палаткой. Пили можжевеловый спирт, вопя "С днём рожденья КакАнька", "Хепи пёздэй" и "Ура" после каждой вспышки молнии и раскате грома. Похоже, наши крики разогнали тучи, т.к. дождь прекратился, вместе с дождём пропала и мошка. Но под палатку пошёл ручей и, нам с Сергеем пришлось стать мелиораторами, т.е. отводить воду при помощи каналов. Уже совсем ночью Сергею и мне удалось приготовить горячий праздничный ужин с куропаткой, но выпивать уже не хотелось, но мы заставили себя и поужинав (куча вкуснейших косточек для Бибика) все легли спать.
28 июля.

ПУ63
Яркое солнце, ветер - безгнусье - прекрасно, но ветер крепчает. Сергей встал в 8.00, сходил за камнем (тулитовая габра) который присмотрел по дороге туда, приготовил чай. Все встали в 10.45. Вышли в 14.55, шли по левому берегу через скалу 45 минут. После привала пошёл дождь, капли воды бьют в лицо с силой града. Сергей остановился переодеться,- в результате промочил почти всю одежду. Шли до места перехода тракта с левого на правый берег минут 20, переправились и стали искать место стоянки, главная цель - защита от шквального ветра. Нашли место у самого подножья горы. Место тихое, но сильные отражённые порывы ветра достают и здесь. Поставили палатку на камнях

и обложили валунами, но палатку продолжает рвать - слабая ткань для тента. Повалявшись, минут 10 в палатке я понял, что жизнь потеряла смысл т.к. «Боря Ельцин на пенсию ушёл» и решил укрепить палатку по кругу понадёжнее. Занимаясь ландшафтным дизайном и понимая, что "Родине нужны хромиты" я соорудил вокруг палатки стенку и если бы дать мне раствор, то над палаткой возник бы купол.
Дождь идёт периодически, с интервалом 10-15 минут. Театрал отправился за дровами в неизвестном направлении, вернулся минут через 20 и, со словами "Не нашёл я этот, бабаный, тракт" бросил на костровище такую кучу сушняка, что все сразу заорали "Театрал - ты лучший!".Поужинали и уставшие уснули.
29 июля (днёвка).

ПУ70
Подъём в 11.00. Серёга за дневник, мы готовим овсянку, Бибик лижет яйца, моросит дождь - Уральская идиллия. Дров, что принёс Театрал, хватило на ужин, но он, взяв М.К. в помощь, опять удалился в никуда и они принесли целую кучу досок. У Сергея проблема, решает вопрос, в чём идти на Рубиновый. Только подумал, как бы не порвать сапог и он тут же порвался при одевании. После клейки сапога он, Саня и я вышли на Рубиновый. Сильный встречный ветер, довольно неприятный, у всех появился насморк. Сапог у Сергея сразу протёк по месту склейки. На Рубиновом я нашёл тазик-дуршлак, попытались с Серёгой мыть породу под водопадом - руки стынут. Яма под водопадом засыпана крупными валунами и булыжниками, вся мелочь под ними. Бросили это неблагодарное дело, и пошли искать неразбитые камни. Сергей полез на скалу над водопадом, но вскоре спустился вниз. Побродивши с часок по берегам нашли несколько неплохих образцов в породе, рубины мелкие, но... очень много. Решили пойти в лагерь, спустились вниз и в одном месте нашли разбитый крупный камень, какой-то варвар выкалывал Рубинчики из породы. Набрали кое-какой мелочи - в общем, ерунда. (Мало времени и погода не ахти).

Егор к нашему возвращению в лагерь (1,3 часа хода) приготовил харчо. Съели по 7-8 половников каждый. Могли бы и ещё. У меня навязчивая идея - готовить зразы, Сергей вроде обещал помочь. Как их готовить имею довольно смутное представление, но вроде есть всё для этого, картофельное пюре и блинная мука на тесто, и гречка с тушёнкой на начинку. Компания Егора отправилась на гору с непонятной вышкой. Оказалось это буровая и заброшенный лагерь геологов. Они отсутствовали 2,5 часа, пришли возбуждённые, замёрзшие и голодные. Я как раз закончил готовить. Зразы, похожие на чебуреки или колдуны удались, все хвалили. Съели всё, что было, даже оставшуюся начинку, запили киселём и спиртом. И пообещав укрыть дрова от дождя легли спать), дрова никто не прикрыл и они вымокли). Ночью из-за Чёрной светила луна, как огромный прожектор.
30 июля.

ПУ66
5.00. Моросит дождь.10.00 - 11.00 Дождь усиливается - всё затянуто, тучи легли на горы - ка-ра-ул! Вышли в районе 15.00, шли навстречу сильному ветру, иногда с дождём. Ветер хватает воду с реки и кидает на высоту до 5 метров. На таком ветру рюкзак весит вдвое больше, да ещё подъём к Собскому перевалу. Шли 1час 20 минут без остановки до холма перед Рубиновым. Долго переходили через реку при сильном ветре, течении и скользких камнях, это очень сложно. Театрал орал во всё горло, возможно, выгонял эмоции (при этом чуть не утонул, упал и у него рука застряла между камнями, еле вытащил и весь мокрый побрёл дальше). Сергей упал, уже перейдя через Макар. Вернее резко присел, что бы не упасть, что-то у него хрустнуло в кармане, он думал сухарь. На следующее утро он почувствовал боль при кашле, очевидно, сломал ребро. Егор и компания переходили вдоль реки.

После перехода увидели попутный ГАЗ (вездеход), открыла дверь женщина и, претворяя наш вопрос сказала: "Никого не возьмем". Потом шли 30 и ещё 30 минут. Подъёмы, ветер и дождь отбирали все силы. Ждали тяжело идущего Сергея в относительно тихих местах. После привала за огромным валуном на правом берегу (где Бибик пытался залезть под меня спасаясь от ветра) решили подойти к подножью горы Клоака высота 1284 м и стать лагерем. Первые порывы ветра дорвали нашу с Сергеем палатку до конца. Я отнёсся к этому явлению весьма эмоционально, думаю, эти старые горы ещё не слышали такого количества матерных выражений выкрикиваемых с такой силой в адрес погоды. За этот день все так вымотались, что не было сил даже сделать фото, хотя было чего запечатлеть. Легли спать всемером + Бибик в 4х местной палатке Егора. Ужинали и на утро завтракали всухомятку - тушёнка, традиционный спирт, сухари. Всю ночь лупил дождь.
31 июля.

ПУ76
Проснувшись всё утро сидели в палатке прислушиваясь к шуму дождя и изредка выглядывая наружу в надежде увидеть долгожданный просвет в тучах, но напрасно. Как вдруг я услышал, что к шуму дождя прибавился ещё какой то звук-вездеход! За считанные секунды я впрыгнул в Сашкин костюм химзащиты

и выскочил на улицу. Я мчался по куромнику, как горный олень, размахивал руками и орал во всё горло, но всё напрасно ГАЗ промчался мимо со скоростью курьерского поезда. В районе 2х часов, в перерыв между залпами дождя успели собрать палатку, вышли в 15.00. Шли до перевала под дождём 35 минут, после привала сделали перевал, шли 60 минут, потом ещё около 30, остановились у кучи дров заготовленных скотоводами. Разожгли огромный костёр. Готовили чай с молоком под дождём и грелись, пытаясь хоть чуть-чуть обсохнуть у огня, когда увидели людей, стоящих лагерем у подножья горы (986 м.). Трое уверенно приближались к нам, у одного явно, что-то было в руках. На всякий случай мы расчехлили ножи, а Саня поближе пододвинул ружьецо. Оказалось, что это геологи, работающие по демантоидам (зелёный гранат), а несли они бутыль с соляркой для нас. В какой-то момент Сергею показалось, что руководитель группы ему знаком. Действительно им оказался Зеленский Александр Иванович, с которым они познакомились на Рубиновом в 1986 году, возвращаясь с Хараматалоу. Геологи пригласили нас к себе на ночёвку с обогревом, сушкой и, главное, БАНЕЙ! После недолгих колебаний (больше от тугости замёрзшей сообразительности, чем от стеснения) мы, промокшие и продрогшие, согласились. Были долгие разговоры, ужин с борщом из свежих овощей  с белым, мягким хлебом, чай с варёной сгущёнкой, печеньем и конфетами, которыми насквозь пропах Театрал. Баня с купанием в "джакузи" - естественной воронке на демантоидном ручье. Говорили о камнях, россыпи демантоидов по Райизу, рубинах, которые надо искать по правой стороне над водопадом. У ребят есть соглашение с партией, работающей по хромитам, последние не взрывают, когда геологи Зеленского моют рубины на ручье. После бани и чая мы вчетвером и Бибик легли спать в бане, а Серёга и Театрал в палатке у геологов.
1 августа.

ПУ79
Встали в 5 по Москве и, после завтрака, в 7.00 , под дождичком, который вскоре прекратился, отправились к станции П.Урал. Разбились на две группы Сергей, Театрал и М.К. пошли напрямую в брод у истоков Соби, под горой Шлем, мы же с Егором и Саней пошли забрать схрон. По дороге встретили ещё одного маньяка от туризма, лет этак 60ти, с рюкзачищем и тележкой полной дров и какого-то барахла, сказал, что был здесь лет 16 назад и хочет порыбалить на Макаре (с собой мушки и банка червей). Поболтали с ним минут десять и, пожелав удачи (а про себя посочувствовав, как он попрёт эту тележку дальше?!) двинулись дальше. Схрон нашли сразу, воды налило полкотелка, распределили содержимое и побежали дальше. Собь переходили в брод у острова, течение, после дождя, ужасное, полреки шли по Таджикски, взяв друг друга правой рукой за плечо, а дальше по одному, но с трудом.

Минут 10 ждали группу Сергеев, они шли медленнее, у Сергея сразу же потёк сапог, к тому же он два раза упал, первый раз удачно на куромнике, а другой у станции - менее, повредил руку. До станции дошли за 2 часа 40 минут чистого времени. На станции заорали "Мы сделали это!". Сергей успел только снять сапоги и надеть свитер (впрочем, переоделись все), как показался поезд. Бибик самый первый подбежал к нашему вагону и встал передними лапами на подножку, в глазах - «Быстрее закидывайте меня в вагон!". Сапоги, подаренные Сергеем станции Театрал принёс в вагон, пришлось их выкидывать заново.