День четвертый. Полуостров Средний, полуостров Рыбачий, Заполярный, ночевка в районе хр. Муста-Тунтури.
Практически
всю дорогу от Кеми я сплю. В 05:40 проезжаем
Мурманск, который встречает нас хмуро.
Начинает моросить дождь. Около 7:00 часов
окончательно просыпаюсь, нужно доставать
паспорт: проезжаем пограничный КПП.
Спросив, куда держим путь, нас пропускают.
Переезжаем мост и сворачиваем направо,
с трассы на грунтовую дорогу вдоль р.
Титовка.
Через
полчаса останавливаемся посмотреть
небольшой водопад. Но только издалека...
Погода пасмурная, с неба сыплет холодный
дождь, налетают порывы ветра. Настроения
нет, предчувствие провала экспедиции
угнетает.
В
8:30 останавливаемся на одном из разрушенных
мостов через Титовку. Вдалеке уже видна
настоящая... тундра! В реке же замечаю
огромную медузу, которую, видимо, занесло
из моря приливом. Река течет вспять.
Из
растительности по дороге только
карликовые березы и кустарники. Вдруг
камни, ягель повсюду! Открываются виды
невероятной красоты, абсолютно новые
для нашего глаза пейзажи заставляют
забыть о всяком завтраке. Едем все дальше
и дальше, не один раз еще останавливаемся,
чтобы запечатлеть пейзажи на фотографиях.
С вершины перевала нашему взору предстало
Баренцево море. А погода всё не в струю,
дождь только усиливается.
Муста-Тунтури
проезжаем почти без остановок, глядя
из окна на ржавую колючую проволоку и
братские могилы. Так же бегло проезжаем
и весь полуостров Средний, огибаем губу
Мотка и подъезжаем к бывшему военному
городку под названием Большое Озерко.
10:45. Вано идет на крышу заброшенной
пятиэтажки, мы же с Сашей поднимаемся
только на несколько этажей и возвращаемся
назад в машину. Заводим, чтобы погреться,
и... датчик уровня топлива показывает
вместо 2/3 - 1/4 бака! С учетом канистры
запаса хода хватит в лучшем случае на
обратный путь, и то не факт. По возвращении
Вано, решаем подъехать к расположенной
недалеко турбазе — возможно, там удастся
разжиться бензином и баней.
Бензин
не продают, баня 1500 р/ч. Неоднократное
выключение зажигания ничего не меняет:
датчик упорно показывает четверть бака.
Не хотелось так быстро покидать эти
места, но сырая, холодная погода и ночевка
на ходу не благоприятствуют пешим
прогулкам, а неясный уровень топлива
не способствует лишнему автопробегу,
так что около 13:00 вынуждены повернуть
обратно.
Доехав
до Муста-Тунтури, сворачиваем к музею.
Но хозяина нет: уехал на БТР, будет через
3 часа, как нам сказали. Аппетит все-таки
дает о себе знать, начинаем искать место
для завтрака-обеда и, возможно, лагеря,
в котором удастся переждать погодный
геморрой. Одна попытка подъехать к морю
заканчивается налетом на хороший камень;
другая - бродом по колено, который нет
никакого желания преодолевать. Решаем
ехать в цивилизацию; в 16:10 все-таки
находим подходящее место, обедаем, но
хребет уже остался далеко позади, так
что продолжаем движение в сторону
бензина.
За
десяток километров до КПП нас останавливает
пьяный мужичонка с просьбой довезти до
трассы. Мест в машине нет, но его это
мало интересует. Уже собравшись ехать
дальше, все-таки решаемся подвезти — я
пересаживаюсь вперед, Вано практически
висит надо мной, деда сажаем назад. Сссука.
Всю
дорогу он не замолкает. Сначала
рассказывает, что поехали на рыбалку,
там переругались, и все уехали без него.
Сам он из Заполярного. Потом стал
выяснять, что мы здесь делаем, что уже
видели. Затем стал заверять, что он тут
в детстве всё облазил и что мы вообще
«гида себе нашли»! Всё это прерывалось
иногда возмущенными восклицаниями,
мол, какие они сволочи, что кинули его,
и сколько же кругом уродов, которые не
подбирают усталых путников, и сколько
бы ему пешком пришлось идти, если бы не
добрые мы. Объяснили ситуацию с бензином,
дед стал уверять, что в Печенге есть
заправка («всё есть! она ваще центр
тут!»), и не проехаться ли нам с ним туда,
а потом и в Заполярный, и потом еще назад,
и он нас везде проведет и все расскажет,
а кое-что даже покажет (упаси
Господи).
Доехав
до трассы, все-таки высадили его, ибо
ваистену надоел, отказавшись
от всяких алкоавантюр. Ехать же решили
именно в Печенгу, так как от неё до хребта
имеется «запасная» военная немецкая
дорога (или, как её еще называют,
Пароваарская дорога), по которой интересно
было бы проехать, а заодно и вернуть в
наше расписание безблагодатно пропущенный
хр. Муста-Тунтури.
19:25.
Просыпаюсь на подъезде к Заполярному.
Мне объясняют, что в Печенге заправки
не оказалось, а в Заполярном есть.
Наконец-то заправившись, доподлинно
выяснили, что датчик сыграл с нами злую
шутку: бензина хватало.
Съезд
на немецкую дорогу был запрещен знаком
"Движение запрещено", однако Вано
начал бузить, настаивая на Муста-Тунтури, ибо
знак "Движение запрещено" - вообще
ни разу не повод свести всю соль поездки
к двум часам осмотра кой-чаво сквозь
мокрое стекло; и офоциально заявил,
что готов сам пересесть за руль, лично
ехать по немецкой дороге и за всё лично
отвечать, если вдруг движение и правда
запрещено. Однако план не прошел: дорога
уходит под закрытые ворота артиллерийского
стрельбища, над стрельбищем клубится
пороховой дым, бахают орудия. Куда
деваться? Второй заход!
В
какой-то момент посреди 1.5-часовой тряски
по колдобинам произошли два позитивных
перелома: в погоде, которая начинала
рассасываться - и, как следствие, в нашем
общем настроении. Свернув на немецкую
дорогу с восточного конца и проехав по
ней около 3,5 км, в районе 21:50 замечаем
отмеченные на нашей карте развалины
какого-то здания и первую искусственную
пещеру-бомбоубежище. Место оказалось
вполне себе, там и решено было встать
на ночевку. Пещера оказалась совсем
небольшой, здание - одноэтажным и, скорее
всего, административным, но кайфа от
налаживающейся погоды эти обстоятельства
не ломали.
В
23:00 обращаем внимание, что совсем не
темно — вот он, полярный день! Закат,
догорающий с одиннадцати вечера до часу
ночи, и легкие сумерки на всю ночь, плавно
переходящие в рассвет. Никаких фонариков
не надо! Саша остался в лагере следить
за готовящимся ужином, мы же с Вано
решили подняться на высоту, у подножия
которой стали лагерем. И снова нашему
взору открылись неповторимой красоты
пейзажи! А вскоре я услышал, что Вано
завет к себе: обнаружил первую (на нашем
пути) обустроенную огневую точку. Найдены
первые гильзы и осколок снаряда. Чуть
спустившись к лагерю, обнаружили еще
одну такую точку, полную сожженных в
костре патронов. Не
иначе как тот олкаж в детстве развлекался.
Поужинав
около полуночи, начали ложиться спать.
Тут проехал велосипедист, которому мы
указали на пещеру и одолжили фонарик.
Еще около 01:00 ночи... впрочем, какой ночи?
Полярного дня! Я ночи не наблюдал в этих
местах! Проехала группа на квадроциклах
— режим дня сбивается здесь, как мы
потом ощутили и на себе, очень легко.
Большинство едут издалека сутками, и
неудивительно, что днем, по прибытии,
не прочь выспаться, а потом только
отправиться гулять.