Россия / Автотуризм | Пешеходный туризм | Спортивный туризм
 

На Кольский полуостров или Трое в машине, не стесняясь багажа

4 - 14 августа 2013 г.
День четвертый. Полуостров Средний, полуостров Рыбачий, Заполярный, ночевка в районе хр. Муста-Тунтури.

"Вдруг камни, ягель повсюду!.." Ну какой тут завтрак? "Вдруг камни, ягель повсюду!.." Ну какой тут завтрак?
"Виды невероятной красоты..." "Виды невероятной красоты..."
... ...
В дороге. В дороге.
Большое Озерко. Бывший военный городок. Заброшенная пятиэтажка. Большое Озерко. Бывший военный городок. Заброшенная пятиэтажка.
В заброшенной пятиэтажке. В заброшенной пятиэтажке.
Вид на турбазу(слева-слева) с заброшенной пятиэтажки. Вид на турбазу(слева-слева) с заброшенной пятиэтажки.
Брод. Брод.
В дороге. В дороге.
В дороге. Уже по немецкой дороге. В дороге. Уже по немецкой дороге.
Первая на нашем пути пещера-бомбоубежище. Первая на нашем пути пещера-бомбоубежище.
Первые находки. Первые находки.
Лагерь. Лагерь.

Практически всю дорогу от Кеми я сплю. В 05:40 проезжаем Мурманск, который встречает нас хмуро. Начинает моросить дождь. Около 7:00 часов окончательно просыпаюсь, нужно доставать паспорт: проезжаем пограничный КПП. Спросив, куда держим путь, нас пропускают. Переезжаем мост и сворачиваем направо, с трассы на грунтовую дорогу вдоль р. Титовка.

Через полчаса останавливаемся посмотреть небольшой водопад. Но только издалека... Погода пасмурная, с неба сыплет холодный дождь, налетают порывы ветра. Настроения нет, предчувствие провала экспедиции угнетает.

В 8:30 останавливаемся на одном из разрушенных мостов через Титовку. Вдалеке уже видна настоящая... тундра! В реке же замечаю огромную медузу, которую, видимо, занесло из моря приливом. Река течет вспять.

Из растительности по дороге только карликовые березы и кустарники. Вдруг камни, ягель повсюду! Открываются виды невероятной красоты, абсолютно новые для нашего глаза пейзажи заставляют забыть о всяком завтраке. Едем все дальше и дальше, не один раз еще останавливаемся, чтобы запечатлеть пейзажи на фотографиях. С вершины перевала нашему взору предстало Баренцево море. А погода всё не в струю, дождь только усиливается.

Муста-Тунтури проезжаем почти без остановок, глядя из окна на ржавую колючую проволоку и братские могилы. Так же бегло проезжаем и весь полуостров Средний, огибаем губу Мотка и подъезжаем к бывшему военному городку под названием Большое Озерко. 10:45. Вано идет на крышу заброшенной пятиэтажки, мы же с Сашей поднимаемся только на несколько этажей и возвращаемся назад в машину. Заводим, чтобы погреться, и... датчик уровня топлива показывает вместо 2/3 - 1/4 бака! С учетом канистры запаса хода хватит в лучшем случае на обратный путь, и то не факт. По возвращении Вано, решаем подъехать к расположенной недалеко турбазе — возможно, там удастся разжиться бензином и баней.

Бензин не продают, баня 1500 р/ч. Неоднократное выключение зажигания ничего не меняет: датчик упорно показывает четверть бака. Не хотелось так быстро покидать эти места, но сырая, холодная погода и ночевка на ходу не благоприятствуют пешим прогулкам, а неясный уровень топлива не способствует лишнему автопробегу, так что около 13:00 вынуждены повернуть обратно.

Доехав до Муста-Тунтури, сворачиваем к музею. Но хозяина нет: уехал на БТР, будет через 3 часа, как нам сказали. Аппетит все-таки дает о себе знать, начинаем искать место для завтрака-обеда и, возможно, лагеря, в котором удастся переждать погодный геморрой. Одна попытка подъехать к морю заканчивается налетом на хороший камень; другая - бродом по колено, который нет никакого желания преодолевать. Решаем ехать в цивилизацию; в 16:10 все-таки находим подходящее место, обедаем, но хребет уже остался далеко позади, так что продолжаем движение в сторону бензина.

За десяток километров до КПП нас останавливает пьяный мужичонка с просьбой довезти до трассы. Мест в машине нет, но его это мало интересует. Уже собравшись ехать дальше, все-таки решаемся подвезти — я пересаживаюсь вперед, Вано практически висит надо мной, деда сажаем назад. Сссука.

Всю дорогу он не замолкает. Сначала рассказывает, что поехали на рыбалку, там переругались, и все уехали без него. Сам он из Заполярного. Потом стал выяснять, что мы здесь делаем, что уже видели. Затем стал заверять, что он тут в детстве всё облазил и что мы вообще «гида себе нашли»! Всё это прерывалось иногда возмущенными восклицаниями, мол, какие они сволочи, что кинули его, и сколько же кругом уродов, которые не подбирают усталых путников, и сколько бы ему пешком пришлось идти, если бы не добрые мы. Объяснили ситуацию с бензином, дед стал уверять, что в Печенге есть заправка («всё есть! она ваще центр тут!»), и не проехаться ли нам с ним туда, а потом и в Заполярный, и потом еще назад, и он нас везде проведет и все расскажет, а кое-что даже покажет (упаси Господи).

Доехав до трассы, все-таки высадили его, ибо ваистену надоел, отказавшись от всяких алкоавантюр. Ехать же решили именно в Печенгу, так как от неё до хребта имеется «запасная» военная немецкая дорога (или, как её еще называют, Пароваарская дорога), по которой интересно было бы проехать, а заодно и вернуть в наше расписание безблагодатно пропущенный хр. Муста-Тунтури.

19:25. Просыпаюсь на подъезде к Заполярному. Мне объясняют, что в Печенге заправки не оказалось, а в Заполярном есть. Наконец-то заправившись, доподлинно выяснили, что датчик сыграл с нами злую шутку: бензина хватало.

Съезд на немецкую дорогу был запрещен знаком "Движение запрещено", однако Вано начал бузить, настаивая на Муста-Тунтури, ибо знак "Движение запрещено" - вообще ни разу не повод свести всю соль поездки к двум часам осмотра кой-чаво сквозь мокрое стекло; и офоциально заявил, что готов сам пересесть за руль, лично ехать по немецкой дороге и за всё лично отвечать, если вдруг движение и правда запрещено. Однако план не прошел: дорога уходит под закрытые ворота артиллерийского стрельбища, над стрельбищем клубится пороховой дым, бахают орудия. Куда деваться? Второй заход!

В какой-то момент посреди 1.5-часовой тряски по колдобинам произошли два позитивных перелома: в погоде, которая начинала рассасываться - и, как следствие, в нашем общем настроении. Свернув на немецкую дорогу с восточного конца и проехав по ней около 3,5 км, в районе 21:50 замечаем отмеченные на нашей карте развалины какого-то здания и первую искусственную пещеру-бомбоубежище. Место оказалось вполне себе, там и решено было встать на ночевку. Пещера оказалась совсем небольшой, здание - одноэтажным и, скорее всего, административным, но кайфа от налаживающейся погоды эти обстоятельства не ломали.

В 23:00 обращаем внимание, что совсем не темно — вот он, полярный день! Закат, догорающий с одиннадцати вечера до часу ночи, и легкие сумерки на всю ночь, плавно переходящие в рассвет. Никаких фонариков не надо! Саша остался в лагере следить за готовящимся ужином, мы же с Вано решили подняться на высоту, у подножия которой стали лагерем. И снова нашему взору открылись неповторимой красоты пейзажи! А вскоре я услышал, что Вано завет к себе: обнаружил первую (на нашем пути) обустроенную огневую точку. Найдены первые гильзы и осколок снаряда. Чуть спустившись к лагерю, обнаружили еще одну такую точку, полную сожженных в костре патронов. Не иначе как тот олкаж в детстве развлекался.

Поужинав около полуночи, начали ложиться спать. Тут проехал велосипедист, которому мы указали на пещеру и одолжили фонарик. Еще около 01:00 ночи... впрочем, какой ночи? Полярного дня! Я ночи не наблюдал в этих местах! Проехала группа на квадроциклах — режим дня сбивается здесь, как мы потом ощутили и на себе, очень легко. Большинство едут издалека сутками, и неудивительно, что днем, по прибытии, не прочь выспаться, а потом только отправиться гулять.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте