Детский велопоход к скалам Балтийского моря в столичном регионе Финляндии, адаптированный под возможности старшего 5-летнего ребенка.
Нитка маршрута
Helsinki - Tolsa - Lahteela - мыс Porkkala - Tolsa - Espoo - Helsinki
 
Провоз велосипедов на пароме Princess Anastasia (Moby SPL)
Тема: Как добраться. Транспорт

Паром Санкт-Петербург - Хельсинки Princess Anastasia (Moby SPL) мы любим за возможность уединения и комфортного сна с детьми в отдельной каюте вместо 380 км на машине и длительного ожидания на границе.
 
Однако, посадка с велосипедами на паром оказалось не такой уж простой.
Для провоза велосипеда на автопалубе туда-обратно нужно приобрести билет за 14 евро. Кто-то поднимает разобранный и упакованный в чехол велосипед наверх по трапу, это бесплатно. Мы же купили билеты на три велосипеда при бронировании каюты.
 
Напишу, как оказалось по факту (сотрудники MobySPL по телефону и на стойке информации на пароме про посадку в СПб и Хельсинки и выход в Хельсинки оба раза дали рекомендации, которые оказались прямо противоположными действительности).
 
В Санкт-Петербурге на Морском вокзале (пройдя через металлоискатели и сняв рюкзаки, естественно), нужно получить посадочные талоны и далее встать в длиннющую очередь вместе с пассажирами-пешеходами в здании вокзала. Выходить на улицу и ехать ко въезду на автомобильный check-in не нужно (а мы поехали, как проинструктировали нас в справочном паромной компании, и служба безопасности нас туда просто не пустила, сказав, что "велосипедистов здесь пропускать не положено уже 4 года как").
 
В Хельсинки мы спокойно выехали через автопалубу и прошли паспортный контроль вместе с автомобилистами (а на пароме нас уверяли, что мы должны поднять велосипеды с автопалубы на грузовом лифте на 4-ю палубу и выйти вместе со всеми через пешеходный терминал. И садиться на паром таким же образом).
 
При посадке в Хельсинки мы поехали на автомобильный check-in. Приехали за 20 минут до открытия, еще на 20 минут они задержали начало. В итоге сотрудница приехала с уже распечатанными посадочными талонами для нас и пары мотоциклистов. Вот где бы они искали наши посадочные талоны, если бы мы отстояли очередь в пешеходном терминале, как нам сказали на пароме? В сумме простояли 1,5 часа на сильном ветру, т.к. автомобильный check-in находится на расстоянии около 1500 м от самого парома и передвигаться по территории порта можно только с машиной сопровождения, которую мы ждали очень долго.
 
При высадке в Санкт-Петербурге выехали с автопалубы и первыми зашли в здание Морского вокзала на паспортный контроль. Через минуту уже хлынул поток пассажиров с трапа. 
 
Кстати, с детьми удобно заказать завтрак при бронировании, т.к. цена для взрослых 13 евро, дети до 7 лет бесплатно, а вот при покупке на самом пароме завтрак стоит 15 евро, а для детей 4-7 лет - 7,5 евро.
 
И еще, на паром нельзя проносить еду и напитки. Как мы неоднократно замечали, пассажиров с автопалубы (в отличие от проходящих через 4 палубу) никто не досматривает, чем мы и воспользовались в очередной раз.
 
А также неплохо иметь с собой термос, чтобы набрать горячую воду в кафе "Bake&Coffee" на 6-й палубе.
 
При отплытии из Санкт-Петербурга детям очень интересно смотреть с открытой палубы на многочисленные поезда, краны и корабли в порту.
 
Детская комната работает только вечером, поэтому мы воспользовались ей при отплытии из Хельсинки (сразу после отплытия там мало народа и есть окна, через которые тоже можно посмотреть на море).
 
На стойке информации можно взять бортики на койку для ребенка.
Порт в Петербурге
 
 
 
Helsinki - Lahteela

Колонка в Porkkala Колонка в Porkkala
Lahteela Lahteela
Lahteela Lahteela
Lahteela Lahteela
На лодке в Lahteela На лодке в Lahteela
Там много лебедей Там много лебедей
Яхты идут друг за другом Яхты идут друг за другом
Балтийское разнотравье Балтийское разнотравье
Такой ветер, что можно взлетать Такой ветер, что можно взлетать
Моют руки Моют руки
С башни море видно лишь вдалеке С башни море видно лишь вдалеке
День 1. Электричка Helsinki - Tolsa. 
Tolsa - Lahteela.
 
От паромного терминала до вокзала 4 км. Электрички в сторону Kirkkonummi отправляются каждые полчаса. Про электрички и билеты по зонам можно прочитать здесь: https://www.vr.fi/cs/vr/en/commuter-tickets Нам нужно ехать до станции Tolsa на электричке U, в ней два вагона, в центре каждого из которых есть общее место для велосипедов, колясок и инвалидов.
Билет, купленный в автомате на вокзале, в электричке нужно проштамповать. В вагоне есть туалет и розетки для зарядки телефонов.
 
Вышли на предпоследней станции Tolsa. Рядом с платформой магазин. В поселке можно набрать пресную воду в кране (обозначен на Maps.ME), если проехать по Tolsantie около 500 м от магазина на север.
 
Жара +28, но деревья вдоль дороги дают приятную тень. После выезда из поселка велодорожка заканчивается и мы едем по краю асфальтовой дороги на юг в сторону мыса Porkkala. Машины есть (суббота же, Хельсинки недалеко, едут отдыхать на море), но не в таком количестве, как на шоссе. Объезжают аккуратно. Я еду близко к Тёме, чтобы контролировать его: частенько приходится напоминать держаться правее, но не выезжать на край асфальта, притормаживать на спусках до определенной скорости, не забывать переключать передачи, ну и просто с ним разговариваем. И тут наш поход едва не закончился в самом начале: в один момент Тёма почему-то внезапно полностью остановился посреди крутого спуска, а я зажала оба тормоза, и мой груженый велосипед с рюкзаком и креслом все равно продолжал ехать, так что от небольшого столкновения его перевесило назад и вправо, я не смогла удержать его и полетела в канаву. Пассажир велокресла вообще не понял, что произошло, и не коснулся земли, а вот мне повезло меньше. И йогурты в пакете на багажнике тоже были всмятку.
А последний раз я падала с велосипеда, кажется, 14 лет назад...
 
Потом мы неспешно докрутили до Lahteela, по пути подкрепившись мороженым в придорожном кафе (работает только по выходным).
Ночевка в палатке здесь стоит 15 евро (оплачивать в киоске), можно пользоваться пресной водой и компостным туалетом.
 
Палатку поставили в прекрасном месте у воды и пошли с детьми плескаться в море на пляжике под вечерним солнцем. 
Итого 20 км + 4 км в Хельсинки.
 
Наша палатка на берегу в Lahteela
 
День 2. Морская прогулка на гребной лодке и переезд на Porkkalanniemi.
 
В Lahteela можно взять на полдня весельную лодку и поплавать по островам (5 евро). Правда, с утра сильнейший ветер чуть было не отнял надежду на это, но за время завтрака он подуспокоился и мы решились. Велосипеды с собранными рюкзаками оставили у дровяного сарая.
 
Все-таки удивительно приятно качаться на морских волнах среди островов, смотреть на фукусы, лебедей и огромные скальные лбы, среди которых пробиваются ковры лесных фиалок, ромашек и цветущего лука... Вспоминаю наши ежедневные выходы на лодках во время практики на биостанции в Белом море 15 лет назад.
 
Лук цветет
 
Так проходит полдня, обедаем, возвращаемся и едем дальше. Заехали на смотровую башню рядом с парковкой на Kallvikintie, вдалеке над лесом видно море.
 
 
Полуостров Porkkala

Участок пешеходной тропы в Porkkala Участок пешеходной тропы в Porkkala
IMG_20190610_105828_HDR IMG_20190610_105828_HDR
Играем в "болотные кочки" Играем в "болотные кочки"
Тематическая книжка с наклейками Тематическая книжка с наклейками
Жарим сосиски на углях, как финны:) Жарим сосиски на углях, как финны:)
Место нашей ночевки в Porkkala Место нашей ночевки в Porkkala
Тут много птиц Тут много птиц
В левом дальнем углу парковки колонка за забором В левом дальнем углу парковки колонка за забором
Очень сильный ветер все три дня Очень сильный ветер все три дня
IMG_20190610_221336_HDR IMG_20190610_221336_HDR
И снова на асфальт, а с него на грунтовку до самой дальней парковки в районе рекреационной зоны Porkkala. А оттуда уже пешком около 1,5 км по маркированной тропе. В принципе, можно ехать, если на ненагруженном велосипеде и без детей (т.к. на ней много скал и корней).
Кстати, в левом дальнем углу той парковки есть колонка. 
Нашли прекрасное место для стоянки рядом с костровищем и скамейками. Недалеко  тропинка к компостному туалету. Второй день слушаем морской прибой. Ветер не унимается.
 
Вообще, в Porkkala разрешены ночевки в палатке на 1-2 ночи неподалеку от костровищ и навесов для барбекю. Подробности и карта стоянок здесь: https://www.nationalparks.fi/en/porkkala 
 
Итого 7 км.
 
День 3. Прогулочный день на Porkkalanniemi.
Место настолько притягивает к себе, что не хочется никуда уезжать, и мы устраиваем пешеходную прогулку по скалам на южную оконечность полуострова, слушаем шум ветра, прибоя и наблюдаем разнообразных птиц, потом устраиваем долгий дневной сон в палатке младшему ребенку, подвижные и настольные игры со старшим, жарим сосиски на костре, встречаем закат... Сегодня только наш папа налегке съездил за пресной водой на колонку и в маленький магазинчик в гавани Porkkala.
 
IMG_20190610_190214_HDR
 
Поворачиваем обратно

Финский знак "Осторожно: дети" Финский знак "Осторожно: дети"
Пляж Hauklahti Пляж Hauklahti
Белка лезет за едой Белка лезет за едой
Вот такая дорожка от Espoo до Helsinki Вот такая дорожка от Espoo до Helsinki
Дорога на Porkkalaniemi Дорога на Porkkalaniemi
Вот такая дорожка от Espoo до Helsinki Вот такая дорожка от Espoo до Helsinki
Поля ромашек Поля ромашек
В Хельсинки дома на сваях в море В Хельсинки дома на сваях в море
День 4.
 
Обратно пара км пешком по тропе, потом Темин велосипед прицепили штангой trail-gator к папиному на участке грунтовки до асфальта, чтобы сэкономить его силы, дальше он ехал сам до станции Tolsa (21 км). В будни машин совсем немного. На электричке проехали до Espoo, и оттуда еще 5 холмистых км до кемпинга Oittaa, тоже частично на штанге.
Решили заночевать в нем, чтобы в последний день похода проехать сокращенный участок веломаршрута "вдоль моря" до терминала в Хельсинки.
Кемпинг расположен рядом с популярным озерным пляжем с мутной холодной водичкой и за 35 евро, которые мы заплатили за нашу семью с двумя детьми в палатке, нас совершенно не впечатлил (например, маленькая полянка для палаток, одна двухкомфорочная плитка на всю кухню и ни одного чайника и т. п.)
 
Получилось 26 км + 2 км пешком.
 
День 5. Веломаршрут "вдоль моря" до терминала в Хельсинки.
Дорожка "вдоль моря" от Espoo до Helsinki нам не очень понравилась, только участок в районе Hauklahti. Видимо, самая интересная ее часть расположена в районе Espoonlahti.
 
Итого 27 км.
 
Общая дистанция 86 км.
 
Шиповник на берегу моря
 
Вот такая дорожка от Espoo до Helsinki
 
Как можно было проехать по-другому

Скалы полуострова Porkkalanniemi нас очень впечатлили. А вот дорожка "вдоль моря" от Espoo до Helsinki не очень. Видимо, самая интересная ее часть расположена в районе Espoonlahti.
 
Где еще можно было заночевать в тех краях? Я нашла разрешенную стоянку на озере Korsolampi в районе Kirkkonummi, национальный парк Nuuksio.
Есть еще Varansbyn ulkoilualue. Дальше на запад есть скалистый Inkoo Kopparnas.
 
Минимизируем снаряжение для семейного велопохода
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Поскольку велокресло на одном велосипеде и trail-gator на другом не позволяют полностью загрузить велоштаны, а прицеп брать не хочется, пришлось минимизировать снаряжение.
 
На случай дождя (эта одежда спасает также и от сильного ветра): всем непромокаемые куртки и штаны (идеально подходят серии Raincut из Декатлона), детям легкие сапоги из ЭВА, взрослым велобахилы, на велокресло дождевик (мой мастер-класс по шитью здесь).
 
Из обуви всем только кроссовки (+детям легкие сапоги из ЭВА) и одни взрослые тапки для душа (душ планировался редко, поэтому остальным взяли обычные п/э бахилы - не суперудобно, зато гигиенично и места не занимают).
 
Для утепления (с учетом теплой погоды термобелье не брали, кроме младшего в велокресле): всем по куртке из софтшелла, детям тонкие шапочки, взрослым шарфы-банданы, всем уже упомянутые непромокаемые куртки и штаны. Также младшему в велокресле дополнительная флиска, перчатки и я сшила из политафетты высокие бахилы на обувь, так ноги защищены от ветра и гораздо меньше мерзнут. 
 
Во время сна ребенка в велокресле необходимо фиксировать голову. Я решила этот вопрос объемной подушкой с наполнителем из полистирольных шариков, к которой пришита резинка для лучшей регулировки объема, плюс стропой с пришитой мягкой подушечкой - она располагается на лбу ребенка, а один из хвостов стропы пропускается через отверстие в верхней части кресла и соединяется сзади фастексом с другим ее концом. 
 
Палатка у нас маленькая трехместная, весит всего 2,6 кг. Спальник младшему не берем, спим втроем в состегнутых спальниках. Зеркальный фотоаппарат тоже не брали. Из игр и развлечений - небольшой квест, несколько мелких подарков-сюрпризов (светоотражающие брелки, сладости), книжки с наклейками и заданиями, каждому по микромашинке. Зарядка для смартфонов одна с двумя проводками.
 
Из продуктов брали расфасованную крупу, консервы, чай, орехи, немного сладкого, сушеные овощи для супа, бутылки для воды. Остальное понемногу покупали в магазинах.
 
Все вещи влезли в два велорюкзака-штаны (оба без верха), один заплечный 30 л и маленькую сумку на руле.

Комментарии
Daria12.07.19, 20:10
Спасибо! 
Какие вы все молодцы! Особенно малыши конечно! Такие красивые фото и наверняка незабываемые впечатления! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте