Южный Урал / Спортивный туризм | Велотуризм | Горный туризм

По Южному Уралу-2012: по горам, дорогам, речкам.

15 - 29 июня 2012 г.
Часть вторая
Достопримечательности Айской долины
Долина реки Ай.

Подробно о достопримечательностях Айской долины можно почитать здесь

18 июня 2012, продолжение  четвертого дня. Кургазаская пещера

Пока ехали в электричке, успели перекусить и отдохнуть.

Высадились на остановке Кукшик, не найдя нормального схода, спустились прямо по насыпи к поселку, оттуда взяли курс к реке Ай. Предполагалось что до Кургазаской пещеры ехать недалеко – км 10. А если не найдем своротку нужную (на карте там как то все неясно было), то не будем искать, а поедем дальше. На месте решить планировали.

Достаточно бодро доехали до поворота к пещере, нашли поворот с шоссе – навигатор не врал и поехали. От шоссе шла грунтовая дорога с хорошим спуском, а после пересечения ручья – с хорошим подъемом. Проехали этот подъем, и я обратил внимание, мы стали отклоняться от маршрута в навигаторе направо.  Нашли поворот налево, поехали по нему, но это оказалась просто дуговое ответвление, возвращающее нас обратно к грунтовке. Потом еще несколько раз пытались свернуть левее, дороги кончались тупиком, искали вариант пробраться прямо через лес, но подлесок густой был и спуск очень крутой – не получалось. Хотя по картам находились совсем недалеко от цели. Возвращались на дорогу.  Решили ехать дальше по дороге в объезд. Проехали какие то развалины какого-то предприятия (сейчас, глядя на карту, вижу название «Шахта Кургазакская»). Там поплутали немного. Сашу эти плутания уже начали раздражать (а я все надеялся срезать дорогу и искал пути).  Поехали дальше по дороге, нашли  поворот а грунтовку с сильным и затяжным спуском к реке. Поворот этот увидеть легко: там стоит указатель «кемпинг Айская долина». Пропустив  поворот на кемпинг, выехали к реке. Вдоль реки идет дорога, по которой мы добрались до начала скал и приличных мест для стоянки. Там же нашли несколько родников.  В результате вместо 10  км проехали гораздо больше.

Места хоть и засиженные, но живописные. Найдя место для стоянки, первым делом искупались – и сразу стало легче жить. Набрали воды из родника, установили палату и приготовили ужин. Так как уже начались сумерки, решили пещеру поискать завтра. Я думал, что она где-то на берегу.

На соседней полянке разместился лагерь с детьми и воспитателями – они путешествовали по воде на надувных плотах и прочих лодках, останавливаясь везде, где только можно. Там мы разговорились с одним из инструкторов – он увлекается спелеологией. Он рассказал, где пещера, как попасть в нее и многое другое.   Весь вечер посвятили отдыху и общению.

Итого за весь день было пройдено 15 км от «Гремучего ключа» до вокзала «Златоуст» и около 20 км от пл. «Кукшик» до первой стоянки у р. Ай.

19 июня 2012, день пятый. Кургазакская пещера - Сикиязтамак

Утром после завтрака сходили в пещеру. До пещеры от реки идти минут 7 между холмами по дорожке, потом от нее по тропе подняться в горку и там найти вход. У входа в пещеру стоит табличка «Кургазакская пещера».
  Вход достаточно большой, войдя в пещеру хочется идти прямо. Но нужно быть внимательным: как только входишь, надо повернуть налево, найти начало ледника и по веревке сползти по льду вниз: там начинается основная пещера.  Дорога там одна, по мере продвижения свод понижается.  Мы шли до момента, пока не надо было вставать на колени.  Дальше не полезли, хотя можно было.
Погуляв немного по пещере, вылезли обратно тем же путем: по веревке пузом по  леднику. После пещеры полагается искупаться, что и было исполнено. Искупались, собрали лагерь, запаслись водой и решили попробовать идти по дороге, ведущей мимо пещеры – то есть, по ущелью по направлению к шоссе. Дорога хоть по мере продвижения зарастала, но не пропадала и мы в конце-концов уперлись в насыпь наподобие дамбы и крутой подъем направо. Забравшись, обнаружили что попали практически к шоссе, с которого вчера сворачивали.  Теперь стало понятно, почему мы не увидели нужный поворот – его сверху не видно из-за обрыва – видать, когда грунтовую дорогу  отсыпали – поворот к реке засыпали.  Получилось, что обратная дорога от пещеры заняла  1,5 км против десятка вчерашнего крюка.

Выехали на шоссе, поехали к Большим Притёсам.

Путь оказался недолгим, и плутать не пришлось – навигатор вывел нас точно к месту. В нужном месте свернули с асфальта на грунт, в конце дорожки было какое-то частное владение, но вдоль него шла полевая дорога, по которой мы и поехали. Пропустить нужное место не получилось – там была табличка с указателем «Смотровая площадка». Остановились, поли смотреть. Вышли на площадку и замерли – какая красота открылась вокруг! Высокие отвесные скалы метров на 100 вниз, внизу петляет река, напротив  лес, дивные пейзажи. Никакая фотография этих красот не сможет передать. Как смог, сфотографировал, постояли, полюбовались.

Р. Ай. Большие Притёсы
Долина реки Ай
Оказывается, есть свои легенды про эти места.

Короткое описание Притесов

Налюбовавшись, двинулись дальше.  Немного проехав, вышли еще раз на обрыв  к реке – еще полюбовались на окрестности Притёсов, но уже с другой стороны.
  Теперь наш путь лежал до деревни Сикияз-Тамак и его пещерный комплекс.  Говорят, в тех пещерах раньше жил пещерный человек и геологи нашли следы его пребывания. Сам комплекс представляет собой скоплением пещер различных размеров и  форм.

Выехали на асфальт, но ехать пришлось недолго по нему. У автобусной остановки он резко кончается и дальше идет достаточно подраздолбанная щебенка, да еще там крутой спуск начался с поворотом. Можно было поехать в объезд, но мы решили по крутому повороту поехать.

Весь спуск проехали на тормозах и благополучно въехали в поселок Алексеевка. В поселок заезжать не стали, а поехали вдоль Ая.  Пересекли  речку Улуир и увидели что дорога раздваивается: одна – прямо в гору идет, вторая – продолжает идти вдоль реки Ай. По плану – мы должны были ехать вверх, но на нас напала великая Нехочуха  (не хотелось опять в гору ехать)и мы решили попробовать поехать вдоль реки.

Дорога сначала была грунтовой, а потом откуда-то появился асфальт на ней. Получилась своего рода велодорожка.  Хорошо ехалось, пока асфальтовая дорожка также внезапно не кончилась, и не вернулся грунт. Дорога привела нас к стоянке и на этом закончилась. Дальше шла тропинка. Мы решили пробираться по этой тропинке. Сначала она круто поднялась в горку, потом пошла по лесу. Ну и мы шли. В конце-концов эта тропинка вывела нас к уединённой и очень красивой полянке, чистой и ухоженной. Там можно было бы стоянку сделать, если б не середина дня. Однако, почему бы там не отобедать? Что мы и сделали: искупались, пообедали, отдохнули, полюбовались местными красотами и решили двигаться дальше.

Попробовали идти по тропинке дальше, но очень скоро она затерялась в зарослях, а дальше начинался изгиб реки  под самые скалы – значит, вброд не пройти. Потыркались, потыркались и развернулись обратно. Пока ехали обратно, выяснилось, что у меня спускает переднее колесо. Остановились, починились. А сверху на нас пытался капать дождик. Но это были только попытки.

Доехали до речки Улуир – и все-таки полезли в горку – никуда она от нас не делась, маршрут был правильно составлен. Подъем был долгим и нудным, много шли пешком.  Хорошо, еще с погодой нам везет – дорога сухая. Вообще – непонятно, как по таким дорогам  на машинах ездят – камни и ухабы вперемежку с щебенкой. Подъем продолжался примерно 2,5 км.

Наконец, мы одолели перевал, и дальше дорога пошла вниз. И шла она под гору до самого Сикиязтамака.  Там мы собирались посмотреть Сикиязтамакский пещерный комплекс.

Немного о нём можно почитать здесь

Также интересная статья про саму деревню

Въехали в деревню, местные нам показали, где находятся пещеры, как до них попасть, а еще – показали на детский лагерь (или базу отдыха), куда мы и направились. Узнав, что надо вброд перейти реку, решили велосипеды оставить  в лагере. Договорились с руководством и пошли.

Туда мы одолевали брод босиком. Получилось долго и медленно – все-таки по острым камням босиком ходить не очень приятно. Воды было по ляжки.  После брода до пещер шли сначала прямо через поле напрямик, далее – по дороге, постепенно превращающейся в тропу в скалы. Идти пришлось около километра.  Дошли до скал, там пришлось изрядно полазать – склоны крутые, обрывистые, по краю идут тропки между пещерами.

С трудом взобравшись на вершину Каньена, восхитились открывшимися видами.  Высота метров сто, внизу, под обрывом изгибаясь, течет река.  На скалах есть несколько смотровых площадок, с которых виды на всю округу просто восхитительные. С них же присмотрели несколько пещер.

Пещеры больше похожи на гроты, некоторые пещеры сквозные. По некоторым из них мы полазали. Но вечерело, да и мы сильно устали. Насмотревшись пещер и пейзажей, стали спускаться вниз. На обратном пути мы не стали снимать обувь, пока шли через брод, и это значительно ускорило наше продвижение.

Забрали велосипеды, поехал искать место ночлега. Пока ехали, окинули взглядом те скалы, где мы были – издалека они напоминают корону почти правильной формы. По пути нашли родник, там набрали воды. Пока набирали, познакомились с местной «сказочницей» - Ольгой Тумановой. Она предложила нам свою книгу со стихами собственного сочинения. Я подумал, да и купил её. Всё-таки интересно, чем живет народ. После – она показала нам большую поляну, где народ часто останавливается, а чтоб нас не видно было с дороги, показала какие-то кусты-деревья типа ивняка.

Но подумав, решили что все таки лучше поискать другое место. Решили проехать немного дальше – к соснам, за поворот реки, чтоб нас из деревни не было видно.  Места красивые, но сказывается наличие отдыхающих в этих местах – кругом мусор. Благо, были будни, и на полянах (практически напротив пещер) никого не было. Выбрали место, убрали мусор, расположились.  Вечерело, уже сумерки были. На ужин у нас были макароны с тушенкой (или не макароны) и коньяк. Пока готовили ужин, увидели мужика. Он шел мимо, но завернул к нам, разговорились. Выяснилось, что он пастух, идет к своим коням, в деревню ходил за продуктами.  Рассказал нам о местах, что если ехать вдоль реки, то можно добраться до артезианского фонтана, но тогда наш путь до пос. Лаклы увеличится в два раза.  Посетовал на приезжих, которые загадили берег, а напоследок подарил нам бутылку с молоком! Это была очень приятная неожиданность, мы как раз хотели было купить в деревне молока, но не дождались вечерней дойки.  Мы с ним попрощались, и он пошел к своим лошадям, а мы остались ужинать и отдыхать.

Итого за день мы проехали 32 км, включая крюк до красивой стоянки и гуляние по Сикиязтамакским пещерам. Проехали немного, но увидели Кургазакскую пещеру, Большие Притесы, красивое уединённое место, Сикиязтамакский пещерный комплекс.

20 июня 2012, день шестой.

Утром как обычно, проснулись неспеша. Утреннее купание-омовение. Тут я выяснил, что можно было сразу приехать на место стоянки, а от него спокойно перейти реку и сразу попасть к подножию пещерного комплекса.  Ну да ладно. Сварганили завтрак, собрали лагерь и покатили в сторону пос. Лаклы.

Пока я фотографировал цветочки, Саша уехала вперед, и не раздумывая, два раза пересекла речку Сикияз вброд. Я не стал так делать, а проехал краем, в результате, мне не пришлось ее пересекать совсем.

Набрали воды в роднике и стали подниматься в гору.  Тоже на полпути одолели перевал и спустились к поселку. Там у меня случился второй и последний прокол, только на заднем колесе. Остановились, починились.  После – последний взгляд на реку Ай, на лошадей, спрятавшихся под мостом, и – в путь. Мы попрощались с очень красивой и интересной рекой и покинули ее долину. Наш путь лежал в сторону г. Юрюзань.