Транс-Урал дубль 4, 1585км водно-пешего туризма с рыбалкой и другими развлечениями - айсберги, подъем против течения, волоки по тундре, несметные тучи комаров, адская жара. И к чему приводит разгильдяйство и нарушение техники безопасности.
ст. Сейда - р.Уса - р.Елец - р.Собь - г. Харп - р.Луппаёган - р.Луппайёрган - р.Лоръёган - оз.Хышлор - оз. Куткатъюшлор - р. Сезым-Юган - р. Тань-Ю - р. Лагорта-Ю - р. Большая Лахорта - р. Лахорта - р.Кокпела - р. Тумбялава - оз. Сортлор - р. Нелкаёган - р.Лаптопай - р.Сухая Сыня - р. Мокрая Сыня - р. Колокольня - р.Хулга - г. Саранпауль - р. Ляпин - р. Северная Сосьва - пос. Игрим - р. Обь - г. Приобье

Дорога

Фото можно посмотреть здесь.

13 июня
Приехал Волк, привычно быстро упаковал лодку и рюкзаки. Я хотела взять дополнительную сидушку, чтобы сидеть в лодке повыше и было теплее, но Волк не разрешил, экономит вес. (Позднее на реке мы находили подходящие куски пенопласта много раз, без сидушки я не осталась, Волк был прав.) Вторую флиску себе я запихнула со скандалом, это уже издевательство, не на юг едем, там ночью +5 и снег еще лежит. По-хорошему, не помешал бы и пуховый жилет, но у меня его нету. Сбегала в рыболовный магазин, купила еще 1 поппер и блесну на хариуса, почему-то дешевые блесны пропали из продажи, возят только фирму, а рыба разницы не замечает, если она есть - ловится на любую блесну. Кошка наша ночью закатила прощальный концерт, выла и стонала так, что пришлось в 3ч ночи засунуть ее в ванну и намочить хвост, чтобы ей было чем заняться. Она обиделась и замолчала.
14-15 июня
Билеты были куплены в инете заранее, сначала на "Ласточку" до Нижнего Новгорода, оттуда - на поезд до ст.Сейда.
На вокзале при проверке багажа нас заставили вытащить из плотно набитого рюкзака и показать сковородку с ножами и ножовкой. Упаковали все обратно. В Нижнем пересаживаться удобнее, чем в Москве, не надо переезжать с 3 рюкзаками на другой вокзал, посадка с той же платформы с другого пути. Всю дорогу до Нижнего я проспала, сказалась бессонная ночь из-за войны с кошкой. В Нижнем сбегала в магазин "Спар", купила еды на дорогу.
Сели в поезд, с нами в купе ехал мужчина в велопоход из Воркуты, велосипед у него складной Стелс, собираются с друзьями доехать до океана. Он ходит и на байдарке. Конечно, начались профессиональные разговоры о снаряжении и маршрутах, интересных случаях, памятных событиях.
В 23ч в Кирове мы сбегали на стоянке в круглосуточный магазин "Пятерочка", закупили мешок продуктов на первое время, пополнять запасы будем уже в Харпе. Я успокоилась, а то переживала, как же мы пойдем без еды. С собой мы везем водку и бальзам, перелитые в пластиковые бутылки, хороший чай, молотый кофе, соленое сало, копченое мясо, приправы, изюм.
Едем. За окном зеленые только елочки, листики на березах только вылезают. Выходили погулять в Котласе. Прохладно, листьев на деревьях вообще нет. Целый день спим или читаем.
Ст.Сейда - р.Собь.

16 июня.
 Приехали в Сейду в 6.37 утра. Моросит дождик, местами еще лежит снег. До реки идти 500м, под дождиком быстро загрузили вещи в гермы, не особенно разбираясь, и вышли по р.Уса против течения.
До р.Елец надо пройти 55км. Воды очень много, кусты залиты, сильное течение, но как-то перегребаем и двигаемся вперед. У моста перешли под л.б. (левый берег), там поворот. По берегу встречаются снежные стенки под 3м высотой, по реке плывут льдины.
Р.Уса, снежник
Струю перегребать очень тяжело, ползем вдоль кустов, я немного отпихиваю нос веслом, чтобы не выскочить на струю, и подгребаю левым. В мае я рухнула с велосипеда на "лежачем полицейском" и растянула плечо, но грести это почти не мешает, просто отвыкшие за зиму мышцы напрягаются и начинают болеть, еще не втянулись в работу. И сидеть без дополнительного пенопласта низко и неудобно, потихоньку ругаю вредного Волка. Очень холодно от ледяной воды и с непривычки, не помню, когда еще я так мерзла, хотя натянула на себя все, что можно - флиску, куртку-мембранку, 2 плаща и спасжилет, на ногах - болотники. Еще и дождь моросит. Берега голые, заросли кустами. Около 13ч вылезли на перекус, сварили геркулеску со шпротами и чай. Волк надрал немного бересты на растопку. До вечера прошли 16км. Искали елочки, чтобы встать на стоянку, но в результате заползли в старицу и встали на высоком плоском берегу под старыми ивами, где оказалось много сухих дров.
Первая стоянка.
На ужин - гречка с копченым мясом, чай с каркаде (витамин С). В палатку залезли в 18ч, устали, замерзли, здесь полярный день, ночью светло, как днем. В палатке +7, меня еще колотит от холода. Немного почитали книжку на планшете и спать. Ночью проснулись, натянули на себя еще одежек и наконец согрелись. Сверху спальник накрываем тентом. Спальник 2-х спальный, фирмы "Сплав", для экономии места и веса, сначала нам было тесновато, но вот уже 3-й год ходим с ним, привыкли.
17 июня
Встали в 5.30. Небо посветлело, солнышко проглядывает, потеплело. Вода ушла на 1м. Сначала традиционно сварили кофе, потом завтрак. Сушим у костра подмокший хлеб, сало и мясо завернули в тряпочку, смоченную крепким раствором соли.
9.00. Собрались и вышли. Вода немного ушла, открылись бичевники, иногда лодку можно тащить за веревочку, если нет кустов. Встречаются снежные стенки, иногда целые снежные поля, хоть на лыжах катайся. Как сказали встреченные рыбаки, еще неделю назад здесь была зима.
На солнышке сразу стало теплее,  я сняла куртку, иду во флиске и плаще. Видели уток, а вечером - большую толстую белую птицу на дереве. Листьев на деревьях нет, пейзаж ранне-весенний.
Пробираемся по кустам, перегребая струю. У меня от нагрузки  болит сломанная кисть, у Волка - тоже растяжение, когда упирается, рука отзывается болью. На берегу нашли мне пенопласт подложить на сидушку, выше удобнее сидеть и грести. В 13ч сделали перекус, прошли 10км.
После обеда прошли о.Соради справа вдоль л.б., за ним впадает большая река Воркута. Надеемся, что воды в реке станет меньше и течение ослабеет. Пока наблюдаем разлив, воды в Усе много. Все пойменные луга и косы под водой. До 17.30 прошли 20км, как было запланировано, и встали на ровном бережку под березками, у маленького ручейка.
Места здесь глухие, избушек нет, деревень нет, 2 раза встречали лодки-моторки с рыбаками. Вечером было +18, к 23ч температура упала до +7. Уже не дрожим, сразу тепло одеваемся. В 24ч еще видно солнышко над горизонтом. Есть связь, но не везде, оператор Мегафон. Я позвонила домой, Волк отослал смс. Под моим местом в палатке оказалась кочка, но спать мне ничего помешать не может.
18 июня
Утром солнечно, воздух быстро прогрелся до +16. После кофе варим первую уху, Волк поймал 2 большие рыбы типа чебаков, по 600-700г каждая, осталось и на перекус.
Вылезли первые мухи и комары. 10.17, а мы еще в лагере, сегодня проспали до 7ч. До р.Елец еще 19км. Вышли в 10.40. На стоянке жара, лето, а на воде холоднее, к вечеру поднялся северный ветер и вода ледяная. За спину попадают брызги с весла, сидеть холодно даже на 2-х сидушках.
К вечеру я натянула юбку, стало теплее. В этом году я обрезала старый плащ и сделала из него куртку, очень удобно, спасает от брызг и холодного ветра, можно быстро выскочить из лодки, он не путается под ногами, когда веду лодку против течения. Бичевников здесь мало, продираемся через кусты. Проходили большие острова. У р.Никита - новые красивые домики, стоят 3 лодки. Сегодня грести тяжелее, тает снег, воды опять добавилось, очень мощное течение. В одном месте чуть не развернуло лодку назад, уперлись, с трудом выгребли, я выскочила на подвернувшийся кусочек сухого берега и провела лодку за веревочку. Руки уже лучше слушаются. Перекус сделали только в 15ч, проходили кусты и затопленный островок, высадиться было некуда. До обеда мы прошли 13км и еще 7км до стоянки. До тундры мы еще не дошли, впереди высятся суровые горы, покрытые снегом.
Около берега увидели утку, сначала подумали, что она запуталась или чем-то зацепилась, Волк взял ее за спинку - повреждений вроде нет, но какая-то странная или больная, оставили ее на берегу.
К вечеру мы закоченели и встали на стоянку, немного не дойдя до р.Елец. Уже не ищем елок, встаем просто на высоком месте под ивами, сучья горят хорошо.
На ужин - гречка с луком, морковкой и копченым мясом. Поели и залезли в палатку читать книжку, альтернативную историю, как могла бы развиваться Россия, если бы Хрущев знал ход истории и перспективные технологии еще тогда, в 1953г, и у него хватило бы ума в этом разобраться и пересмотреть свои решения и начинания.
19 июня
Ночью было +7, к утру по палатке зашуршал дождь, хорошо, что не снег. К 7ч дождь стих, пасмурно, но уже не так холодно, привыкли. Все равно, не люблю я зимние походы. Включаться в работу тяжело. Забыли взять тканевые мешочки под муку и крупы, пакет с мукой порвался, хорошо, что во-время заметили.
Сразу пошли в протоку направо, там несколько небольших озер, в разлив они должны соединяться.
Так и вышло, мы шли по навигатору и по струе, по кустам вышли в р.Елец. Иногда течение очень сильно перло, наверное здесь понижение, и по основному руслу идти было бы легче. Вышли к устью р.Лёкъелец, нам направо. Ширина его как у р.Елец, течение слабое. А в Ельце несет бешеный поток, пробираемся по краешку по кустам. Сразу попали на каменистую косу, немного провели лодку корабликом.
Р.Елец
Вода в Ельце прозрачная, дно ровное, больших камней на дне нет. Косы встречаются часто, хотя сейчас их и скрывает большая вода, по косам тащим лодку за веревочку. У большой скалы со снежником не выгребли против течения, пришлось уходить на косу посередине реки, а потом и под п.б., здесь бичевник лучше.
По-прежнему встречаются снежные поля с нависающими над водой козырьками, по реке плывут айсберги.
По берегу реки проходит железная дорога, машинисты нас приветствуют гудками, мы машем им ручкой в ответ. Видели зайцев, белого и серого, они бегают наперегонки с паровозами, издали рассматривают нас. Перекус сделали напротив п.Елецкий. Мы уже вышли в тундру, с дровами может быть напряженка.
Р.Елец, перекус
На перекусе порыв ветра чуть не устроил пожар, но быстро потушили. Я оделась тепло и многослойно, идти не жарко, но влажно, спина потеет и ноги. Но на стоянке, когда сняла плащ и непромокаемые штаны, я была сухая, а Волк в своей древней штопаной камуфляжке и ветровке был как всегда мокрый по уши. Он совсем не уделяет внимания подбору снаряжения, как я с ним ни ругаюсь по этому поводу. В конце  дня я начала собирать плавник по дороге, пока Волк тащил лодку за веревочку.
В одном месте валялся большой сухой куст и 2 пня, тут мы и встали, хотя дотошный Волк ворчал, что не дошли до плана 3км. Всего сегодня прошли 17км. Развели у пней большой костер, ветерок был слабый, +7, холодина.
Стоянка на р.Елец
Поужинали и в 19ч были уже в палатке, читали книжку. Ночью по крыше шуршал дождик.
20 июня
Утром +11, но давление падает, уже 986 мбар. Волк разбудил меня в 5.30, надо идти дальше. Но собрались и вышли только в 9.30. Вода немного ушла, попадается много галечных кос, по которым можно вести лодку.
Впадает много ручьев, снег тает. Я оделась тепло, на солнышке сразу жарко, а снизу всегда мокро, несмотря на непромокаемые штаны. В неопреновых тоже весь день не просидишь, сопреешь. Дошли до впадения р.Харота. Река стала уже, легче переходить с берега на берег, если мешают кусты, обрывы или прижимает струя. Форсировали Хароту, я тащила лодку за нос почти с середины реки до берега.
Когда Волк переходил ручей, обнаружил, что где-то проколол голенище сапога, надо клеить. У меня тоже есть маленькие дырочки-проколы (или потертости) на голенищах, ноги сухие, а штаны мокнут. Мне часто приходится идти по колено в воде, тащить лодку за нос по перекатам, которые становятся все мощнее и длиннее, к концу дня просто выматываюсь. Волк помогает, тащит лодку по берегу за веревку. А найти стоянку вечером нелегко, по берегам - кусты в снегу. Нашли полянку напротив ст.Харота и высадились.
Стоянка, р.Елец напротив ст.Харота
Вечером +10. Днем удалось немного зарядить аккумуляторы от солнечной батареи, положили ее на герму.
21 июня
Утром моросит холодный противный дождь, сидим в палатке. Волк заклеил сапоги, сколько успел. Даже на Онежском озере в сентябре было теплее. Надо пройти еще км 20 по Ельцу, потом пойдем по ручью к оз.Перевальное. Почитали книжку до 10ч, дождь закончился. Подниматься против течения тяжело, большие разбои, бесконечные перекаты. Проводим лодку то по середине реки по отмелям, то обходим снежники, ползем под кустами, с трудом перегребая течение.
Сапоги держат, не текут, снизу у меня 3 штуки штанов - флисовые, х/б и непромокаемые, вода ледяная. А сверху жарит солнце, поэтому сверху - только флиска и курточка-плащ от брызг и ветра, вариант удачный. В 12ч сделали перекус на каменистом берегу, немного подсушили портянки и носки. Перед впадением речек Лёквож и Маниташор у моста Волк повел лодку прямо со снежника у противоположного берега, с риском рухнуть вниз в ледяную воду. Опасно, страшно, но что делать,  другого пути не было. В лодку сыпался снег с грязью.
А у моста пришлось перейти на другую сторону и штурмовать  эти 2 речки. Потом опять ползли под кустами. Прямо на нас выскочил крупный белый заяц, проскакал по снежнику и улетел в заросли. По берегам - снег и болото, с трудом нашли площадку для ночевки, дров насобирали в кустах.
Стоянка, р.Елец
Прошли уже 107км, до ручья Хребет-Шор еще 5км. Связи нет никакой.
22 июня
Встали в 7.00, в палатке уже жарко. Временами моросит дождик. У нас заканчивается сахар и печеньки, мало взяли, хотя герма с продуктами неподъемная.
Вышли в 9.30. С трудом пробиваемся вперед по кустам и перекатам, переходим с берега на берег, опять приходится Волку тащить лодку, проходя по нависшему над рекой снежнику. Течение здесь бешеное, до 15ч мы ручья еще не достигли, гадаем, сошел ли там лед.
Встали на перекус на косе, хотя до ручья всего 300м по навигатору. Зачем такие подвиги? И так уже обед пропустили. Кос совсем нет, Волк упрямо лезет по кустам как танк и тащит лодку.
Дошли до ручья, а течение в нем еще сильнее, чем в Ельце, и глубина - не выйдешь. Льдины плывут. По берегу - сплошные кусты и снег.
Р.Хребет-Шор
Попробовали немного подняться вверх, подтягиваясь за ветки, вдруг там, за поворотом спокойная вода..  У меня надолго такого подъема сил не хватило. Волк сходил на разведку, его решение - дальше пройти нельзя, там все так же бурлит и несется бешеный поток. Вот через недельку, когда вода упадет и снег в горах растает, возможно, по ручью можно будет подняться. Рано мы в поход вышли. Рядом с ж/д идет вездеходка. Мы скатились по ручью вниз и встали прямо под насыпью.
Тепловозы замедляют ход, машинисты фигеют, рассматривая ненормальных туристов и приветственно бибикают. Придется собирать рюкзаки и топать до озер пешком 6км. Вечером тепло, +13, прошел дождик. Вечером мимо прошли 2 товарняка, ночью было тихо.
23 июня
Утром в 7.20 прошел тепловоз дорожной службы, можно было бы ему проголосовать, мне всю ночь автостоп снился. Солнышко пригревает, прямо загорать можно. Появились первые комары, здоровые, как мухи. После завтрака разобрали лодку, выкинули из нее налетевший мусор. Вещи раскидали в 3 рюкзака + лодка, весла и ведро с котелками.
Вышли в 11ч. Сначала пошли по вездеходке вдоль ж/д, но часто попадались болотины и ручьи. Мы вылезли на насыпь и пошли по шпалам почти нормальным шагом.
Легко приспособиться, щебенка насыпана почти вровень со шпалами. Здесь еще и столбики есть, легко контролировать пройденное расстояние. Идем как всегда, в 2 ходки. Через 3км сделали перекус.
После обеда идти стало тяжелее. Ручей Хребет-Шор видно сверху, он вроде успокоился, но местами под снегом, иногда сужается до узкой струйки, тащить по нему лодку было бы тяжело. Любуемся горами, вблизи снега на них уже мало, может растаял. После обеда прошли еще 3км до метки 96км, ст.Полярный Урал. Здесь начинаются озера. Перед станцией видели на рельсах белую куропатку с мохнатыми лапами, она сидела на рельсе как курица и не хотела улетать.
Куропатка
Еще на насыпи попалась лягушка, я хотела переправить ее на другую сторону, но у нее были свои планы и она ускакала вниз. Встали около железки, на берегу озера нет дров и ветрено. А здесь есть поваленные столбы, от которых можно отколоть щепок для костра.
Других дров нет, тундра. Волк соорудил печку из камней, от ветра и чтобы меньше расходовать дров, быстро закипятил воду, я развела картофельное пюре с мясом и луком и заварила чай. К ночи похолодало до +13, поднялся ветер, а утром в 4ч в палатке было +30, такие колебания.
24 июня
В 6ч встали, позавтракали. В 7.20 мимо прошел знакомый уже тепловоз с ремонтниками, погудел, мы помахали машинисту, что все ок. Решили не вставать на воду в озерах, чтобы не перетаскивать лодку между ними, а сразу идти на Собь, до нее 1,6км. Можно прямо по насыпи и идти, не лезть на болото. Солнечно, жарко.
Вышли в 9ч, быстро перетащили рюкзаки до знака Европа-Азия, напротив стоит пирамидка из камней с табличкой, оставленной экспедицией Коми (Биармия): "Достойному сыну земли Коми, общественному деятелю и исследователю края Латкину Василию Николаевичу (1809—1867).."
Латкин предлагал создать компанию для разработки ресурсов края и экспорта леса. В 1843 году Латкин исследовал Печорский край, реки Печора, Собь, Уса. Была доказана возможность строительства порта в устье Печоры (ныне морской порт Нарьян-Мар).
Потом мы перетащили рюкзаки на берег р.Собь, за оз.Перевальное. Для стапеля выбрали ровную площадку перед порожком.
Стапель на берегу р.Собь.
Я неудачно встала с лежащей балки и порвала непромокаемые штаны о торчащий гвоздь, Волк отдал мне свои, а эти потом попробуем заклеить. Юбки и спасжилеты мы не надевали, решили, что порожек небольшой, а за ним будут перекатики, возможно, выходить придется.
Р.Собь
И начали сплав, порожек проскочили удачно, но вал меня уже достал, а дальше мы неожиданно влетели в порог - 3 к.с. с огромными валами, раскиданными камнями и бушующим среди них течением, с большим падением высоты. Лодка быстро набрала воду, стала плохо управляема, но мы отчаянно боролись и удержались, проходя сквозь валы и цепляя камни. Вылетели на мелкий перекат с огромными валунами, уцепились, вылили котелками воду из лодки, спустились немного по каменным ступенькам пешком и .. понеслись дальше со скоростью 12км/ч. Только сказали "Фуу.." - новый порог-ступенька, спрыгнули с него, хлебнули еще ведро воды. Волк был уже мокрый до ушей и полные сапоги ледяной воды, а я - терпимо, только немного в рукава плаща плеснуло. Вышли на косу, Волк отжал штаны, носки, вылил воду из сапог, мы достали юбки и закубрились. Но дальше все было спокойно, только стремнины с таким же течением 12 км/ч.
По берегам сначала шли кусты, залитые водой, потом стали попадаться березки и лиственницы, все еще голое, на горках и по берегу лежит снег.
На воде много стай черных уток. Перед выходом мы съели только по кусочку сала с хлебом, хотели ниже встать на перекус, но потом решили идти сразу до стоянки. Быстро проскочили 106-й км, ст.Собь, там на берегу стоял лагерь, но людей не видели. Домики станции отремонтированы и покрашены. Потом прошли подвесной мост и встали ниже на п.б. на полянке под лиственницами. Тепло, солнечно, небольшой ветерок.