Финиш.
Кратко о завершающих днях.
День десятый, одиннадцатый и двенадцатый.

10 день
Финиш. Встреча с морем
Здравствуй, море!
Утром мне уже никуда торопиться не надо, я как следует выспался, и решил особо не мудрствовать и пойти на встречу с морем. Пришел на пляж, поздоровался с морем, потом в нем искупался. Потом еще раз искупался.... А потом мне в голову стукнула идея прогуляться по берегу. Берег каменистый, приходилось прыгать с камня на камень.
Путь до скалы Киселева
Думал, прогуляюсь недалеко, чтоб только издалека посмотреть на скалу Киселева. Но случилось так, что я пропрыгал все пять километров до скалы. Уж больно место мне это нравиться. По пути, пока прыгал видел маленьких рачков
Крабик
и зеленых ящериц,
Ящерка
фоткал все что нравилось.
Показалась скала Киселева

Потом у скалы купался, залез на саму скалу, посмотреть на виды.
Вид с вершины скалы
С момента, когда я был там в последний раз (в 2009 году) у скалы произошли изменений: обрушилась одна из вертикальных пластин из песчаника. И внешняя пластина теперь отстает от основной скалы на некоторое расстояние,образовав широкую щель - рухнуть может в любой момент.
Те же пласты, вид сверху
Вид на пласты сверху
Отслоившиеся пласты скалы
Щель
Предупреждающая табличка
Предупреждение
После купания двинулся обратно. Идти приходилось по солнцепёку, так что вернулся уже обгоревшим, хоть и старался укрыться.
Универсальное лекарство
Лекарство от всех болезней
Вечером встретился с ребятами, они замутили шашлык, я к ним присоединился.
Вечерняя встреча с Евгением и Андреем. Шашлыки.
Андрей и Евгений, шашлыки
Посидели, пообщались, покушали, выпили. Евгений показал, как он навернулся, когда они ездили к скале Киселева: прямо обоженными местами проехался по грунтовке и еще сверху велосипедом получил. Не рассчитал сил и при переходе асфальт - грунт на спуске слетел с велосипеда. Но ничего, жив, только ушиблен весь.
Потом, уже по темноте поехал к себе в номер.  Если к ним я забирался по пешеходной тропе, но при свете дня, то обратно ехал с фонариком, при этом навигатор повел меня дикими дебрями, по крутым спускам, по дорогам, где только одна машина может поместиться. Благополучно спустился в город и доехал до своего номера.

11 день.
Всю ночь и утро хлестал жуткий ливень, из номера даже не выйти было. . Пока ждал, когда кончится дождь, думал, чему посвятить день. В Туапсе сидеть не хочется. Были варианты: на электричке на Волконку поехать, в Сочи, в Красную поляну или к самой границе с Абхазией.  Потом, часам к 11 погода наладилась, я вышел и прогулялся до пляжа, посмотрел на грозную тучу, которая вроде как уходила.
Решил, что ехать куда то надо.По расписаниям получалось только в Сочи съездить. С Андреем договорились встретится на вокзале и вместе поехать. Евгений остался в номере зализывать свои раны (все таки на второй день они стали давать о себе знать).
Дождавшись "Ласточки", загрузились и поехали. "Ласточки" на этом участке - совершенно не скоростные электрички, просто едут почти без остановок. Да и сидения в них уже продавленные, не очень удобные стали - чувствуется что хорошо попользованные вагоны.
Доехали до Сочи, выгрузились, идет по тоннелю с велосипедами и тут мы столкнулись с неприкрытой коррупцией: остановил полицай, стал что то втирать про регистрацию, мол, по постановлению Президента регистрация в связи с кубком должна производится в течение трех суток для граждан России и суток для иностранцев.  Я чувствую, что где-то он врет, а Андрей не захотел с ним спорить (так как он гражданин Белоруссии). Я предлагал полицаю оформить протокол, но он как то не спешил, пугал дикими штрафами и т.д. При этом мы могли ему предъявить билеты на поезд, но он не захотел их смотреть. В результате Андрей решил договориться с ним по-любовно - за 500 руб. Пришлось с ним скинуться.
Потом уже почитал внимательно интернет, выяснил, что мент просто нагло врал и разводил на деньги. Да, есть подобное постановление, но оно не касается граждан России и Белоруссии (и еще парочки стран). Вывод - изучайте законодательство! И не стесняйтесь просить копии таких документов предъявить.
В общем, впечатление от Сочи было очень сильно испорчено данным сотрудником.Сразу ощущение - жидовский город.
Но все же мы вышли с вокзала и поехали кататься по городу. Если честно, на велосипеде там делать нечего, лучше пешком ходить. Немного прокатились по центру, я попробовал пофографировать цветущую магнолию. Мой фотоаппарат сделал одну фотографию и отказался работать.
15.06.17 Сочи. Цветение магнолии.
Цветение Магнолии.
Все таки удар в пещере не прошел для него даром: теперь он не может при включении настроить свой объектив. Тогда я попросил Андрея все остальное фотографировать. После проезда по центру и выхода к морю, мы поехали тогда в Мацесту, место, откуда начинался курорт Сочи. До него не далеко, но ехать по не очень приятному и загруженному шоссе. Сама Мацеста представляет собой курорт на сероводородных источниках. Характерный запах слышится издалека.
Пообщались с билетным кассиром у входа к источникам (вход туда платный), поглядели издалека на него и поехали обратно. В течение дня периодически шел дождь, я еще хотел на обратном пути искупаться, но когда подъехали к морю, его сильно штормило. Тогда я ограничился недолгим созерцанием шторма.
После этого поехали на вокзал на электричку. Народу было много, полпути пришлось ехать стоя, при этом именно эта электричка шла со всеми остановками.
Приехали в Туапсе уже затемно. Выгрузились, только расстались, как сразу полил мощный ливень с грозой (вообще, на юге почти всегда, если ливень, то мощный). Сначала я спрятался под навес, там одел штормовку и попытался переждать ливень. Но безуспешно. Пришлось ехать. Туапсе - город холмистый, потоки воды по дорогам были неслабые - этакие небольшие речки. Я еще хоетл найти магазин, чтоб купить ужин себе, но не нашел, только зря круг под дождем сделал. Плюнул на все и поехал к себе в номер. Уже по пути нашел магазинчик, где и купил себе ужин. В номер приехал весь мокрый, хорошо, одежды мало на мне было, сушить немного всего.
В доме приготовил ужин, снял высушенные-намоченные заново вещи, принял душ и в люлю. Завтра сборы, на поезд и путь домой.

12 день
Утром были сборы, но недолгие, так как основную массу вещей я собрал еще предыдущим днем, когда пережидал дождь. Собрав вещи, сходил на пляж, попрощался с морем.
Очень не хотелось ехать в дождь до вокзала, а он мог пойти в любой момент.
Но как то обошлось, дождь нас не застал.
Потом уже забрал свои вещи, загрузил велосипед, освободил номер и потихоньку покатил к вокзалу через кафешку. Решил, что заранее отобедать не помешает. Так как время еще было, заехал в "Магнит", затарился провизием в поезд, а на местном рынке купил ягод полакомиться.
Встретились мы уже на вокзале на платформе, благополучно загрузились в поезд. Кстати, багажные билеты теперь смотрят в обязательном порядке. Тронулись. И через несколько минут пошел дождь. Но нам уже было все равно - мы едем домой и сухие.
На этом наше путешествие окончилось.

Послесловие.

Если оценить поход кратко в целом  - он мне понравился. Хотя погода нас и помочила и пожарила и снова помочила, и так несколько раз. Было трудновато, покорение горок мне давались тяжело, наверное тренировки мало, а может и по другим причинам.
Больше всего меня впечатлили Хаджохская теснина, Большая Азишская пещера и Гуамское ущелье. Ущелье больше всего поразили, так, что я хочу туда вернуться еще раз, причем спланировать так, чтобы база была в Мезмае и оттуда делать однодневные вылазки. Почитав интернет потом, узнал, что там есть много пеших маршрутов.
Воду из рек брать не стоит - вода мутная, как правило, нужно искать родники, колодцы, колонки. нам это удавалось и мы не испытывали недостатка воды. Единственный минус - всю воду приходилось тащить на себе. Старались минимизировать объем воды  - искали источники уже перед лагерем. Не всегда это получалось, но в большинстве случаев это возможно.
Ночевки в гостевых домиках нам здорово помогли: и помыться и посушиться, а иногда и съэкономить время на приготовлении обеда (при наличии кафе).
В регионе есть клещи, но как утверждают местные врачи - экологически чистые, то есть, не зараженные. По крайне мере у нас с Андреем никаких последствий не было (я был привит, Андрей какие то таблетки принимал от клещей). Но прививаться все равно стоит - хуже не будет.
Маршрут был несколько раз изменен: один раз у Преградной из-за дождя, чем огорчили Андрея, второй раз - Андрей и Евгений досрочно завершили маршрут и из Каменномосткого до Майкопа поехали, третий раз - решил не ехать через пос. Отдаленный в сторону Волконки, а поехал через Красный Дагестан-Хадыженскую до Туапсе (впрочем, это был изначально запасной вариант). Было бы побольше времени и получше погода - можно было бы попробовать поехать через Отдаленный,тем более там был запланирован осмотр большого водопада.
На море я провел два дня, ребята три дня.
Качество дорог было самое разное: и асфальт (в большинстве случаев) и щебенка/грунтовка (где-то в 30% случаев) и участки с грязным направлением (на дорогу это было мало похоже (6 километровый участок на пути к Новосвободной)
Как курорт Туапсе не очень - он больше промышленный и портовый город, В Сочи больше не хочу. Многие рекомендуют ехать в Лазаревское. Не знаю, не был.

На этом пожалуй всё. До следующих путешествий!