Сольное продолжение похода 
На седьмой день мы расстались, ребята решили поскорее на море попасть, я же решил продолжить маршрут. Здесь рассказ об этой части маршрута, как ехалось и что я увидел
День седьмой. В дождь и гору. Расставание в пути.

С утра погода выдалась пасмурная, но без дождя и теплая. У меня рюкзак был собран еще с вечера, утром только по мелочам положить, ребята собрались ехать налегке, взяли только телефон, фотоаппарат и немного денег. Из одежды - только то, что было на них, это шорты и футболка. Ребята хотели со мной прокатится до пещеры, посмотреть на нее и вернуться в Хаджох, а на следующий день своим ходом добраться до Майкопа и оттуда на электричке доехать до Туапсе.
Андрей вызвался мне помочь и повесил мой рюкзак к себе на велосипед, у меня осталась только палатка и пенка.
Выехали мы не очень рано, часов в 10 были в пути.
Ехать нам по шоссе, которое видели вчера с горы, том самой, над которым нависает гора. Гора мощная, конечно, красиво. Когда я уже рассматривал фотки, обратил внимание, что на склоне как будто какое-то лицо есть: две глазницы, нос  и внизу большой рот. 
Дорога на Азишскую пещеру. Скала с глазами
На полпути между Каменномостким и Даховской посреди дороги лежит огромный камень. Для туристов ему дали названия, два из которых - Девичий камень или Казачий камень. Когда-то давным давно его тут не было, он был частью хребта Уна-Коз, но в какой-то момент он откололся и скатился к подошве хребта к берегу Белой. А дорога огибает его с двух сторон. 
Казачий камень посреди дороги
Перед Даховской мы повернули направо через мост. Вот в этом месте надо было немного полистать интернет и тогда мы узнали бы, что мы находимся совсем рядом с очередной достопримечательностью: старым Даховским мостом через реку Дах. Он находится всего в полутора километрах от поворота на мост через Белую. Но мы об этом не знали и повернули на мост.
Сразу после моста начался подъем, который, как позже выяснилось, продолжался до самой Большой Азишской пещеры.
Погода... пейзажи...
Начало подъема оказалось крутым, что я даже без рюкзака местами шел пешком. Через несколько километров увидели смотровую площадку, на которой расположились разные ларьки и прилавки с сувенирами, где можно было продегустировать сыр, попить чаю, съесть пирожок. При подъезде в лавкам нас в первый раз накрыл ливень, от которого мы и укрылись под одним из навесов. 
Пока пережидали дождь, разговорились с местной продавщицей, и от нее узнали, что к пещере надо будет все время подниматься и что дай бог, если засветло успеем приехать. 
Переждав дождь и попив чаю, двинулись дальше. 
А погода лучше не становилась. Темные тучи ходили над нами, угрожая пролиться в любой момент. Они и проливались. На наше счастье, вдоль дороги периодически встречались разнообразные кафе и навесы, от которых мы прятались от дождей. Чаще получалось так: начинался ливень и через некоторое время мы видели укрытие. Под ним стояли, пережидая дождь, когда он кончался, продолжали свой путь.
P1170781
И так до следующего раза. Получалось что мы ехали от укрытия к укрытию, перебежками.
В середине дня мы укрылись под очередным укрытием и долго-долго ждали конца очередного дождя. А он все шел... Но вот, вроде он прекратился, мы постояли еще немного и вышли на дорогу.  Только отъехали от укрытия где-то на километр, как опять полил дождь.
 И тут ребята сдались: дождавшись меня (я ехал сзади), сообщили, что замерзли и хотят возвращаться. Мы перевесили рюкзак ко мне, я все закрепил и мы попрощались. Договорились, что как найдут, где остановятся, скинут мне координаты.
дальше наши пути разошлись: они помчались с горы обратно, я же двинулся дальше в гору.
Расстаемся. Ребята поехали обратно
Еще где-то минут через 40 дождь начал утихать и через какое то время закончился совсем.
Облака-туманы
Я уже был совсем мокрый, штаны и ветровка промокли, все что было под ветровкой - тоже. 
Остановился в палатки, где можно было продегустировать различные напитки, выпить и купить травяного чаю из самовара. Там решил купить стакан чая, но пока копался в рюкзаке в поиске кошелька, мужик мне дал его бесплатно. Вкусный чай оказался, я даже купил пакет сбора с собой.  Пока я пил чай и мы общались, я параллельно любовался видами, частично скрытыми тучами. Мокрым стоять было неприятно, поэтому я разделся, все мокрое снял с себя и так и стоял с голым торсом. И оказалось, что так стоять было гораздо теплее. Чуть позже в рюкзаке наковырял сухую одежду и переоделся. 
Тем временем, продавец мне для сугреву и здоровья налил 100 грамм самогона. Крепкая вещь! закусывал ложкой меда. После самогона и чая стало гораздо легче жить и даже небо что ли посветлело :).  Продавец рассказал, что дальше есть гостевые домики недорогие и место всегда можно там найти. Только надо повернуть с дороги немного проехать в сторону Мезмая. Эту информацию я взял на заметку, хотя планировал все же найти домик у самой пещеры.
Отдохнув, тронулся дальше в путь. Мне осталась преодолеть еще около 6 километров, путь уже не так круто поднимался в гору, было легче. 
Еще часа через полтора я подъехал к базам отдыха при пещеры. Доехал, значит. Асфальт кончается прямо аккурат перед поворотом к пещере, до Лаго-Наков дальше идет грунтовая дорога. Но мне туда не надо. Асфальт вместе со мной повернул налево к поляне перед входом в пещеру.
Вход в пещеру платный, взрослый билет стоит 400 (июнь 2017 г.). Решил не скупиться, купил билет и спросил, куда можно поставить велосипед. Мне показали хоз постройки, куда посторонние не ходят. Там я и оставил велосипед, взял с собой фотоаппарат, фонарик, куртку и пошел на экскурсию. Вход в пещеру только в составе туристической группы.
Вход в пещеру преграждает высокотехнологичный турникет: сканируешь билет, загорается зеленый огонёк и проходишь. Потом спускаешься по крутой лестнице в недра пещеры.
Вход в Большую Азишскую пещеру
Вход в пещеру
Пещера произвела на меня очень приятное впечатление - это вам не искусственные саблинские катакомбы (пещеры), в который клаустрофобия может развиться как делать нефиг. Это целый подземный мир со своей рекой, с двумя этажами,
В Большой Азишской пещере
со сталактитами, сталагмитами, сталагматами, которые создают причудливые формы, некоторые имеют свое название.
В Большой Азишской пещере
Сталактиты
Встретились сталактик и сталагмит. Получился сталагнат
Еще немного, еще чуть-чуть.
Возраст пещеры - 2 миллиона лет, когда то она была закрытого типа, потом образовался провал, по которому теперь попадают в нее и она стала открытого типа . В пещере оборудованы проходы, лестницы - все для того чтобы удобно было ходить по верхнему ярусу.
В Большой Азишской пещере
На нижний пускают по отдельной договоренности и за отдельные деньги. 
Когда группа уже повернула назад, я решил немного отстать, чтоб спокойно пофотографировать  пещеру, без людей.
Сталагнат "Пальма"
Сталагнат Пальма
В Большой Азишской пещере
Два сталагмита
Внизу река
Несколько фоток получилось, но всё равно, ни одна фотография не передает все ощущений и всей красоты, которая там есть. 
На одной из лестниц я оступился и сильно ударился фотоаппаратом о ступеньку. Хорошо что объектив был задвинут, но все равно испугался сильно. Но вроде фотик продолжал работать, по крайне мере, я продолжил фотографировать. Хороший фотоаппарат.
После пещеры я решил прогуляться до смотровой площадки, которая там есть неподалеку. Время позволяло.
Дорога к площадке представляет собой широкую тропу через лес, которую в связи с дождями местами сильно развезло. Но пройти можно. Сама площадка находится на краю обрыва, высотой метров 100, с которого по идее открываются чудесные пейзажные виды на прилегающие горы. По крайне мере, так показывает информационная табличка с панорамой.
Почему по идее? Потому что, подойдя к площадке я увидел плотную стену тумана. Туман реально стеной стоял, видно было не метров на 20 вперед, не больше. Посмотрев на этот туман, пошел обратно. Про себя подумал - попробовать с утра прийти сюда, утром обычно погода лучше. 
Вернувшись обратно в поляне с пещерой, у местного узнал. где находится Малая Азишская пещера. Он мне показал, я сходил и до нее. Она представляет собой дырку в земле, закрытую решеткой.
Вход в малую Азишскую пещеру. Закрыт решеткой
Просто так в нее не попасть - эта дырка - провал и вертикальный вход в пещеру. 
После решил что надо поужинать. Тут же при пещере есть кафе, где относительно недорого я купил себе обед. Комплексный обед обошелся в 250 рублей.
Ну а после ужина пришло время искать место ночлега. Еще по пути к пещере я приметил базу с домиками, где и решил попытать счастья.
Среди домиков есть один, с названием "Администрация". Там ко мне подошел мужчина, это оказался дежурный администратор. Договорились на 500 рублей, а так как мне только переночевать, то предоставил комнату в домике, где есть отопление. При условии что до 12 часов утра я ее освобожу - потом она занята будет.
Комната располагается на втором (мансардном) этаже, в ней  5 кроватей, стол, стул... и всё. Электричество есть и труба теплая проходит через все помещение. Туалет - отдельное строение метрах в 200, вода - труба с краном у дерева  ближе к дороге, метрах в 50 от домика. Вот и все удобства.
Я разложил свои мокрые вещи везде, где смог, завесил всю трубу и спинки кроватей. Так как я уже поужинал, то умылся и лег спать. Спалось хорошо, только около часа ночи меня разбудила громкая музыка с соседней базы.  Но после часа стало тихо и я спал до утра.
Всего за этот день было пройдено 33 км, все по асфальту. Из них 26 км - в гору.
День восьмой. Соло, солнце и сильные впечатления.

Утром у меня получилось проснуться рано и я решил этим воспользоваться: сходить еще раз на видовую площадку. Обычно с утра похода хорошая, безоблачная. 
Так было и в этот раз. Подойдя к обрыву, увидел множество гор, а между ними  - процесс образования облаков: много-много пара поднималось из долин. Но пока было ясно, я наслаждался видами и не забывал фотографировать. Видно было не так далеко, как нарисовано на поясняющем плакате - много облаков, но гораздо больше, чем вчера вечером. 
Вид со смотровой площадки у Азишской пещеры рано утром
Времени на осмотр оказалось немного - начало всё затягивать облаками и я решил, что достаточно, надо возвращаться. 
Вернулся к домику, позавтракал, набрал воды с собой, собрал вещи и где-то часов в 9 уже был готов к выезду. 
По плану у меня было сегодня проезд через Гуамское ущелье - о нем много написано, я о нем узнал из отчета о велопоходе 2012 года. А после него - предстояло окончательно решить, как поеду - на Волконку, или на Туапсе.
Отдал ключи и выехал на дорогу. И тут я увидел то, что не было видно вечером: передо мной открылся вид на плато Лаго-Наки! И такой красивый этот вид был, так он близко казался, что в какой-то момент у меня был порыв поменять маршрут и поехать на плато.
Вид на плато Лаго-Наки
Но не стал. Потому что знал, что на самом деле переход там сложный, желателен проводник, погода там переменчивая, и это заповедник. И еще - тогда не увижу ущелье. 
Ограничился созерцанием и фотографированием.
Лаго-Наки
Лаго-Наки
После двинулся вниз по шоссе. Довольно быстро долетел до поворота на Мезмай: мне предстоял непрерывный 10 километровый спуск по грунтовой дороги непонятного качества. По идее, спуски преодолеваются достаточно быстро. Но не в этом случае. Я его преодолевал больше полутора часов - такое состояние дороги. Дорога представляет собой нагромождение камней, щебенки с периодическими выходами на поверхность каменных плит.
Дорога на Мезмай. 10 километровый спуск по камням
Первые два-три километра - еще более менее, просто очень каменистая дорога (не всякая машина поедет по ней) на спуск. Потом поле, в котором зачем то построена база отдыха (не знаю, кто до нее доезжает, особенно, учитывая что по шоссе баз отдыха хватает) с табличкой "свободные номера". Проверять не стал, но подозреваю, что цена там должна быть невысокой. Возможно, зимой у них сезон, как у горнолыжных курортов.
А после проезда базы, дорога снова стала спускаться вниз, и вот тут она уже стала просто ахтунговой: весь спуск я спускался на тормозах со скоростью 5-15 км в час. Быстрее просто опасно - можно навернуться.
Дорога на Мезмай
Периодически останавливался, чтоб дать рукам отдохнуть. Выматывающий спуск. 
На встречу мне один раз проехал мужик на мотоцикле: взбирался в гору как горный козел. И больше никого. 
Через полтора часа я все таки спустился к Мезмаю, откуда должна начинаться узкоколейная дорога через ущелье. 
Нашел ее быстро, собственно, дорога сама вывела меня к ней. 
Мезмай. Здесь была узкоколейка
Знакомство с УЖД начинается со здания вокзала. Здание большое, видно было что станция не маленькая была, сейчас заброшенное, но еще не всю красоту свою растеряло.
Вокзал станции Мезмай
Вокзал
Жаль что никак не используют здание. Оно стоит и потихоньку разрушается. Видно что когда то его пытались чинить, заменили фрагмент кровли. Но на большее сил не хватило, видать.
От станции мой путь продолжается вдоль путей УЖД.
УЖД и мост через ручей
В целом, линия неплохо сохранилась, местами, правда, земля под шпалами осыпалась, рельсы висят в воздухе.
Местами насыпь разрушена
Местами рельсы висят в воздухе
Вдоль путей проходит тропинка, по которой вполне можно ехать на велосипеде. Иногда встречаются препятствия в виде мостов, канав или труб и осыпавшейся насыпи, которые преодолеваются пешком. 
Трудно одновременно ехать и осматривать окрестности, поэтому периодически останавливаюсь и смотрю по сторонам. Еще не ущелье, но уже интересно: внизу протекает река, вверху постепенно приближаются горы, в одном месте виден высотный водопад. 
Высотный водопад
Через пару километров дорогу преграждает мощный оползень с буреломом, сошедший селевым потоком в 2011 году и разрушивший полотно дороги.
Путь обрезан - его разрушило оползнем
Оползень
Это препятствие шириной метров 50 -70 пришлось преодолевать в два захода: сначала рюкзак перетащил, потом велосипед. Шкифа с натянутым тросом я не обнаружил. С другой стороны оползня дорога продолжилась и можно ехать дальше, также периодически перелезая через ямы и канавы. Пару раз встретились поваленные деревья.
По другую сторону опозня
По другую сторону оползня
Я постепенно приближался к началу ущелья: видно было, что тут туристы бывают: встречаются оборудованные полянки, скамеечки. 
И, наконец, путь привел меня к забору с воротами с табличкой, которая обозначала начало Гуамского ущелья.
Начало Гуамского ущелья
Начало ущелья
На табличке было написано, что движение на велосипеде по ущелью запрещено. Но не написано, что запрещено движение С велосипедом. Чем я и воспользовался.
Слез с велосипеда и следующие несколько километров шел пешком ведя велосипед под узцы.
 Войдя в ущелье двигаться надо не торопясь и аккуратно: дорога проходит местами по самому краю обрыва с одной стороны и почти вплотную с скалам с другой стороны.
УЖД жмется к скале
Категорически не рекомендую ехать там верхом, лучше уж пешком - безопасней. Мне потом рассказали, что данный запрет появился в связи с большим количеством несчастных случаев, случавшихся в ущелье: например, ехал человек на велосипеде и в одном узком месте педалью задел шпалу. Его мотнуло в сторону и он сорвался с обрыва и упал в реку. Его крики о помощи еще некоторое время слышали, но ничем помочь уже не могли.  Поэтому - только пешком и не торопясь.
Если соблюдать меры предосторожности, то можно насладится сказочными видами, которое дарит ущелье.
Вираж УЖД между скалами
УЖД и река
Эти скалы, нависающие над тобой, УЖД, прижимающаяся к скале и повторяющая все изгибы скалы, внизу грохочет грозный Курджипс.
В Гуамском ущелье. Река Курджипс
Курджипс
Высота ущелья от реки до вершин доходит до 400 метров, а ширина реки местами сужается до 2 метров.
Речка Сухая Балка
По мере продвижения к Гуамке дорога постепенно спускается к реке  и на выходе из ущелья находится уже совсем невысоко от реки. Перепад между входом в ущелье и выходом составляет 80 метров. Мезмай выше, чем Гуамка. 
На пути встречаются красивейшие водопады,
P1170890
P1170888
P1170891
Красивые водопады там
P1170897
которые протекают прямо под полотном, чуть раньше стоит мост через речку "балка сухая галерея".
В Гуамском ущелье. Мост через ручей
На мосту через речку Сухая Балка
Он известен тем, что во время войны его два раза взрывали партизаны, чтобы не допустить прохода фашистов к Сочи.
Памятная табличка
Вообще, это место грозное и история у него кровавое: много людей там погибло в разные времена: то армия турков там погибнет от адыгов в 1717 году, то заключенные погибали при строительстве УЖД, то фашисты там устраивали казни. В мирное время тоже не все хорошо было: в 2012 году в реку упал тепловоз, остатки которого там по сей день лежат, а летом 2012 года с рельс и упала в воду дрезина с пассажирами. Пострадало 5 человек.  Вот такое место. 
На краю...
В Гуамском ущелье
На полпути к Гуамке встречается станция под названием "домик для приезжих (1707 м)".
Разъезд у станции
Отсюда до Гумки ходит экскурсионный поезд. Также от станции до моста через "Сухую Галерею" ходит дрезина одновагонная. Если участок, где ходит дрезина, можно проходить пешком, то участок от станции до поселка - в часы работы поезда нельзя ходить пешком. Только на поезде. При этом проезд на нем стоит не самые маленькие 400 рублей, если садится в Гуамке (билет туда-обратно) и 200 рублей, если садиться от "домика для приезжих".
Приближается туристический поезд
Плюс, для желающих - дрезина за 100 рублей. 
Чтобы мне преодолеть эти 1707 метров, пришлось договариваться с местными начальниками, так как вагончики экскурсионные, места для велосипеда в них нет.
Внутри вагончиков
В результате договорились так, что я пристегнул велосипед к тепловозу сзади,а  сам с рюкзаком сел в первый вагон. Можно было бы дождаться 17 часов и дальше пешком пойти (после 17 часов открывается свободный доступ на этот участок), но как то не интересно провести на станции три часа. 
Поезд едет по ущелью с черепашьей скоростью - расстояние в 1700 метров преодолевает за 20 минут. За это время по трансляции внутри вагончиков успевают провести аудиоэкскурсию, в которой описывается ущелье, рассказывается его история. Я слушал и глазел по сторонам.
В Гуамском ущелье, вид из поезда
Вот там, где-то на высоте появляется и тут же исчезает в лесах водопад...
Еще один высотный водопад
вот там живут орланы... вот внизу лежит рухнувший тепловоз... и крутые повороты,
В Гуамском ущелье, вид из поезда
скалы, река.... Блин мне там так понравилось, что хочу туда еще раз приехать. 
Потрясающая природа
Пока ждал поезда, начался дождь, переходящий в ливень, пока ехал, он продолжался. А как приехал в Гуамку - он кончился. 
Станция Гуамка. Выезд из ущелья
План ущелья и описание
Выйдя из поезда, снял свой велосипед, повесил обратно рюкзак. Пока собирался и выходил со станции, разговорился с местным жителем - он работал контролером на станции. С его слов узнал, что дорога к Армянскому - это грунтовка и все время круто вврех. А дорога к Красному Дагестану - асфальт и почти все время вниз. Мне не захотелось снова тащиться вверх - хотелось нормально покаться, поэтому выбрал направление Красный Дагестан - Хадыженская - Туапсе. Так решился вопрос дальнейшего продвижения.
В поселке хотел пообедать в одной из кафешек, но что то мне там не понравилось (то ли очередь, то ли цены, то ли еще что-то), не стал терять время и поехал дальше. Решил пообедать тем, что у меня есть в рюкзаке. 
Выехал из Гуамки, оглянулся в прощальном взгляде на ущелье и тронулся.
Последний взгляд на ущелье
Дорога хорошего качества, немного под горку, катилось легко по ней. Пока ехал, искал место, где перекусить можно будет. В результате с ветерком доехал до поворота до Красного Дагестана, где на берегу реки Курджипс (уже гораздо более широкой и спокойной) рядом с мостом я нашел полянку для обеда. 
Отобедав, двинулся дальше. От Дагестана до Ширванской дорога идет уже в горку, поэтому скорость моя снизилась. Ничего примечательного на дороге не было, моя задача была добраться до Ширванской или Ширванской водокачки и там найти ночлег. Доехав до Ширванской, поискал гостевой домик, но ничего не нашел. Зато нашел родник, где пополнил свои запасы воды. Потом подумал, решил что у меня есть достаточно еды и решил найти полянку для палатки на берегу местной реки Пшеха.
Оказалось, что полянок там море. Я отъехал подальше от поселка за поворот реки, чтоб меня не видно было с моста через реку и выбрал себе полянку.
Лагерь недалеко от Ширванской на реке Пшеха
Поставил полянку, пошел умываться на реку. Хотел искупаться, но уж больно холодной оказалась вода.
Река Пшеха
Возвращаюсь к лагерю и слышу шум: сквозь кусты и деревья параллельно полянкам скачет табун лошадей. Как будто от кого-то убегают. Даже немного жутковато, особенно от мысли - "а если бы они поскакали по полянкам? Они бы тут все снесли". Но больше табунов не скакало. 
Темнело, пора ложится спать. Все собрал, залез в палатку и на этом мой день закончился.
В этот день мною было пройдено 60,6 км, из них 10 км - спуск по каменистой дороге, 6 км - путь вдоль УЖД, остальное - асфальт. Гуамское ущелье - это самое сильное впечатление за все время похода. Завтра мой путь продолжится в сторону Туапсе через Хадыженскую, Шаумянский перевал. 
 
День девятый. Ура! Вперед к рекордам!

Разные пейзажики
Далекие горы
Спалось мне неплохо, утром встал, умылся, сделал завтрак и особо не тормозя, тронулся в путь. Уже становилось жарко - то есть, лето все таки было. Сегодня мне надо было точно доехать до пос. Хадыженская, до него порядка 20 км, а дальше решать, что делать: либо ждать электричку и ехать на ней, либо где-то заночевать, либо попробовать доехать до Туапсе. Пока ничего не стал решать, так как расстояние до Туапсе было еще больше 100 км, а как день пойдет - не знаю.
Итак, я выехал на шоссе, пересёк мост и поехал. До Апшеронска я долетел с ветерком, потому что под гору, а после - долго-нудно заезжал на гору. Подъем длился где-то до 2/3 пути до Хадыженска. Остальную треть я просто слетел с высоты. Ну так и должно быть: при подъезде к поселку спускаешься, при выезде из него - поднимаешься. За все время пути исключений было где-то пару штук. 
Разные пейзажики
В Хадыженск приехал примерно в час - как раз обеденное время. Оказалось, не так просто найти было там кафе, все больше какие-то аптеки и прочие магазины. Но мне подсказали, и действительно, ближе к выезду, не доезжая до моста через Пшиш, есть кафе, где можно перекусить. 
Пока я обедал, размышлял что делать. До Туапсе еще порядка 80 км, электричку жать - не хочу. Общаясь с местными, мне обещали два перевала: Шаумянский, большой и второй, поменьше, а после - непрерывный спуск до самого Туапсе. Решил ехать. Поеду сколько смогу, а там видно будет. 
Итак, решение принято, выдвигаюсь. 
Сразу при выезде из поселка начинается длинный 5 километровый тягун, который в седле мне было не преодолеть (другой Андрей бы смог). Это был подъем до Станционного, под этой дорогой проходит железнодорожный тоннель. После станционного  дорога идет с небольшим уклоном вверх. Ехалось не быстро, было жарко, но отчего то это уже не сильно меня печалило. Просто ехал. На одном из переездов наблюдал интересное действие: как обычный колесный экскаватор вставал на железнодорожные пути. Сначала он заехал на пути, развернулся им параллельно.
Как экскаватор на рельсы вставал
Потом опустил специальные колеса, которые встали на рельсы.
Как экскаватор на рельсы вставал
Потом экскаватор уперся и как бы заехал на эти колеса так, что своими большими надувными колесами уперся в эти маленькие колеса.
Как экскаватор на рельсы вставал
Подравнялся и поехал по рельсам, как поезд.
 
Когда еще только готовился к походу, меня смутило в описании, что шоссе до Туапсе загруженное, пыльное, неприятное. Поэтому и не хотел ехать по нему. В реальности оказалось вполне терпимым шоссе с приемлемым трафиком автомобилей. Асфальтированное. 
Пересечение путей
Такая дорога продолжалась до самого Шаумянского перевала. Как только перевал начинается, асфальт кончается и дальше идет грейдерная дорога. Если было сухо, то было очень пыльно. Но так как периодически шли дожди, то пыли не так уж и много оказалось. 
Было интересно наблюдать, как машины, особенно большие грузовые взбираются по серпантину вверх, стараются вписаться в крутые повороты серпантина.
Дорога на Шаумянском перевале. Легковушка берет высоту.
Дорога узкая, местами осыпавшаяся, встречным машинам только-только разъехаться можно.
Дорога на Шаумянском перевале.
Дорога на Шаумянском перевале. Крутые подъёмы и повороты
В одном месте машина сломалась, так за ней начала собираться небольшая очередь. Мне эта очередь не мешала, я проехал мимо. 
Незадолго до этого я разговаривал с одним местным мужиком (он любезно согласился налить мне воды из своего колодца) и он рассказал, что, оказывается, перевал никогда не заасфальтируют, так как дорога "живая", то есть, постоянно сползает, ее постоянно латают. Асфальт на этом участке будет постоянно ломаться. И что перед олимпийскими играми в Сочи хотели пробить тоннель в этом месте, но что-то не сложилось. Даже не начинали.
В принципе, что дорога "живая", я видел сам - периодически встречались места обвалов, сползаний, обрушений дороги. Эти обрушения ограждались ленточкой или бетонными блоками и в этом месте дорога сужалась. 
Вид с перевала
Вид с Шаумянского перевала
Так потихоньку я забрался на вершину перевала. Вершина оказалась засфальтирована, на ней оказалось кафе, где можно перекусить. У меня рублей за 250 получился обед из двух блюд. Пообедав и отдохнув, продолжил свой путь. 
Спуск внизхоть и был тоже не асфальтирован, но оказался легче, тем более таких крутых поворотов не было. Достаточно быстро я приехал в Шаумянский. От этого поселка дорога снова стала асфальтовой.
Снова Ж/Д мост
Время еще было дневное, поэтому продолжал свой путь. Через короткое время последовал второй перевал - Гойтхский. Он значительно меньше первого и асфальтирован. 
После обоих перевалось до Туапсе оставалось каких-то 20 км. Хоть и вечерело, я решил во что бы ни стало добраться до города. 
Хоть мне и обещали сплошной спуск, но это оказалось не так. В общем - спуск был, но периодически встречались подъемы, которые замедляли мое продвижение, иногда спуска не чувствовалось - приходилось крутить педали, чтобы двигаться. По пути я встретил место, где можно было бы снять комнатку, но было бы тогда обидно - не доехать 10 км. Поэтому крутил педали дальше. 
Уже вечерело и темнело, стало не так жарко, я одел штормовку. В Туапсе я въехал уже в темноте. Проехал через весь город и остановился на пристани.
Ура! Я доехал до моря, я это сделал. Сильно устал, замучился, но доехал. Финиш состоялся в 21 час. Теперь оставалось только найти место ночлега. Когда ребята выслали мне координаты той гостиницы, где они остановились, а потом и описали свой номер, я решил, что не хочу туда ехать. Решил поискать номер в той части города, которая ближе к пляжу. 
На курортах на многих домах обычно висят объявления "сдаются комнаты"," есть свободные места" и т.д. и номер телефона. Позвонив по нескольким таким номерам нашел свободную одноместную комнату за 650 руб в сутки. Там то я и остановился. Особо не стал привередничать, меня всё устраивало. Мне все показали, где душ, где кухня, я разобрал свои вещи, принял душ, на ужин приготовил что-то и лег спать. Уснул моментально. 
За этот день я поставил рекорд по расстоянию и по времени. В пути был примерно 12 часов, проехал 115 км. На этом я считаю свой поход успешно завершенным. 

Комментарии
Andrey_usas12.02.18, 11:17
Спасибо! От клещей прививки были, всё обошлось. И врач сказал, ч 
то они у вас там экологически чистые :)
Увидел в названии Невинномысск, подумал земляки, ан нет)). Поздравляю с удавшимся путешествием. 
А от клещей пользуйтесь репеллентами.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте