Дневник похода. Часть III

17.08.2013. Лада
День погодой радовал. Не смотря на то, что в течение хода неоднократно небо затягивалось тучками дождя мы так не дождались. Завтрак закончился в 7:40. Вышли из лагеря в 9:40. Скатились по Харе и в Соби начался клев. Хариус клевал на каждом скате в лучших традициях — один минус был мелким не более тридцати сантиметров. Ловили все, многие срывались. Но клев был. На 5-6 км по Соби нежданно среди «карандашей» попалась приличная щука — 52 см. И тут же был устроен обед, где из нее была сварена и уничтожена уха. Что было актуально в связи с нехваткой продуктов.
  
Собь — Хара 2013_204
И снова Собь. Фото Г. Замалдыновой
Собь — Хара 2013_205
Нечаянно проплыв более нормы на N-ное количество километров, встали на лесистом берегу в ровной части русла, увы без рыбалки. Собь радовала проплывающими экземплярами щук мимо байды и обещала хорошее продолжение ловли. 


18.08.2013. Дима
7:20 — подъем, завтрак. 9:30 — вышли.

Погода: переменная облачность, относительно тепло, но есть ветер. К обеду усиливается. Радует только то, что он попутный. В результате чего во второй половине уже всеми экипажами было опробовано хождение под парусом, что позволило двигаться довольно быстро и с минимумом усилий.

13:00-14:30 — обед. Временами светит солнышко. Хорошо, если б еще не так дуло...

В лесу, проявив настойчивость и внимательность, посмотрев под ноги, можно собрать остатки морошки.

Рыбалки можно сказать, что нет...

К вечеру подошли к перекату на повороте. Под обрывистом берегом на правом берегу хорошая струя и ямки. По всему перекату стоят щурята. Хватают всё — и вращалки, и колебло. Встали на ночь чуть ниже на противоположном берегу. К вечеру похолодало. Искандер с Тимуром попозже вечером еще разок скатались на перекат покидать спиннинг. Но кроме пары хариусят, ничего не было. Отбой 21:30-22:00.
    
206_18.08.2013. Утро в Лагере №9207_Барбос наводит красоту
210_А не тяпнуть ли нам по маленькой?208_Этот недоросль будет отпущен
Собь — Хара 2013_213
Встаем здесь! Фото Г. Замалдыновой
Собь — Хара 2013_212

19.08.2013. Иришка
Встали поздно, позавтракали чем бог послал (макароны с сыром, колбасой и чесноком). Мы с Тимуром были дежурными, но проспали. Когда вылезли из палатки, огонь уже горел, а в котелках кипела вода — Гульнара с Искандером постарались. Начали собираться, зарядил дождь. Все разбежались по палаткам. Примерно через час в нашу палатку постучали — пришли соседи играть в «верю — не верю». Выиграла 3 раза, Гульнара ровно столько же проиграла. Тимур был расстроен: у него явно сложилось устойчивое мнение о моих невысоких способностях (умственных?), а тут его мои победы дезориентировали. В общем, вышли в 12:00, шли медленно, время от времени закидывая спиннинги. Забыла сказать, что сразу после завтрака через наш лагерь прошли москвичи (Обнинск, Красногорск, Москва) — у них стоянка недалеко от нашего лагеря и сегодня дневка с посещением соседних озер.
  
Собь — Хара 2013_215
Отражения. Фото Г. Замалдыновой
Итак, шли мы до 14 часов. Впереди увидели отплывающих нижегородцев-клизмачей. Встали на обед на их место. И снова повезло — костер уже горел, дежурным осталось лишь поставить котелки и сварить супчик-солянку, т. е. из всего подряд. Получилось — «класс», благодаря Гульнаре. Решили плыть приблизительно до 19:00, примерно в этом районе предполагалось найти сгоревший вездеход. Как оказалось позже, вездеход стоял напротив лагеря, где мы обедали, но мы его не заметили. Места отличные, ямы глубокие и перспективные для щуки, а щуки нет. Параллельно рыбачили, безрезультатно. Примерно в 18:00 на берегу впереди увидели клизмачей, догнали. Они останавливались на выпивку, в последствии некоторое время шли параллельно с нами и активно общались. Они отправились дальше, до «избы». Мы же стали лагерем на правом каменистом берегу. 
 
216_Под радугой219_Вечерний свет
Собь — Хара 2013_214
На яме. Фото Г. Замалдыновой
Мошки не много. Сварили ужин. Тимур с Искандером поплыли в тихое место ставить сеть, на которую (как выяснилось следующим утром) никто не попался. И еще, опережая события, следующая ночь была очень холодной, до заморозков — встал низкий туман, палатка и трава покрылись инеем. Несмотря на теплую одежду и обогрев, лично я мерзла. 
    
Место стоянки отличное — много голубики и брусники, обдуваемое ветром, в обалденно красивом месте. Кстати, напротив разбивали ночную стоянку местные рыбаки на моторных лодках. Видимо, ставили сеть. И еще, вчера днем встретили «таймени». Мы с этими ребятами уже пересекались до Харпа, но как-то не общались, и кто они — так и не знаем.

Собь — Хара 2013_221
Вечер на Соби. Фото И. Карманова
20.08.2013. Я не дежурная по дневнику, поэтому только несколько слов. Пока шли до щучьих ям, пересеклись с нижегородцами. Точнее, я и Тимур пристали к их лагерю, немного пообщались на интересующую всех тему — рыбалки в этих местах. Заодно выяснили, что Щучьи ямы уже начались, а также выпили с компанией — Тимур 150 гр спиртного, я — 200 гр кофе. Мужики (9 чел, среди них 3 подростка) на надувных лодках, тащат с собой  кучу вкусной еды, в общем, гурманят. Тимур «в шоке». Попробовали сливочное масло, обжаренный хлеб, салат из свежей капусты. Они не туристы, а рыбаки, и дали кучу дельных советов. На Соби уже не в первый раз. Общение было приятным, полезным. А Тимур опьянел и уже в байдарке изощрялся на всякие философские, и не очень, темы.
 

21.08.2013, утро. Гульнара
Как повелось в последнее время, дневник пишется на следующий день. Вот и сейчас я сижу в байде, Искандер на веслах, дует встречный ветер, а я пытаюсь написать что-нибудь ценное для нас на память.

Итак, вчера, 20.08.2013, встали как обычно. Плыть предполагалось недолго, т.к. весь путь планировали ловить рыбу и до Щучьих ям около 5 км. По пути никто даже не прикоснулся к нашей блесне. Обидно. Река как мертвая. Вчерашние клизмачи, а их 9 человек, тоже плюются. Нет рыбы. Говорят, что отсутствие мошки и гнуса — верный признак неудачной рыбалки. Так и есть. В Кировской области комаров и мошки было в разы больше, и каждый день по несколько щук. Зато в этом походе я освоила спиннинг. Азартно. Глядя на мальчиков, я и Иришка решили присоединиться к гильдии рыбаков, стать обладательницами роскошных коллекций блесен и спиннинга. Время покажет.

Это чувство жадности до рыбы просыпается (у меня в частности), когда кто-нибудь притаскивает в лагерь особенно большую или необычную рыбу. Так, после лагеря нижегородцев началась «Щучья яма», в районе ее Дима выловил 65-самнтиметровую щуку. 
    
Фото Л. Котловой

Все выразили свой восторг, желающие делали памятные фотографии с еще живой щукой, потом выбрали место для обеда, там же был ночлег. Этим местом стал небольшой заливчик на глинистом берегу с хвощом. Тимур, заправленный 150 гр горючего, взял топор и начал активно прорубать в кустах коридор для проникновения в лесок, для удобной добычи дров. Плавник был и по кустам, даже одна досочка, которую мы хотели приспособить под праздничный стол, но она все равно стала сидушкой.

Собь — Хара 2013_222
Дима на фоне чумовых деталей. Фото Л. Котловой
После сытного обеда — 3-х килограммовая щука в виде ухи и макарошки с сыром у меня — мы поплыли на приток за окуньками. До обеда Искандер плавал на разведку и обнаружил там достаточно много мелкой рыбы и поймал двух окуней. Один был очень даже крупный — грамм под 800. Я такого впервые видела. Все оживились. Приятно, когда на спиннинг попадается рыба, даже отпускать «карандашей» приятно :) Когда я, Искандер и Дима добрались до притока, там обнаружили толпу рыбаков, некуда было кидать спиннинг. 

Пока Искандер возился с блесной и переходниками для меня (т.к. у меня закручивалась леска), я поймала рыбку, но не смогла ее вытащить в лодку, потому что сидела спиной к Искандеру и не знала, куда ее вытаскивать. Так рыба (не маленькая) блеснула мне белым пузом и отвалила домой. Во мне проснулся «жадный заяц». Некстати поднялся встречный сильный ветер и погнал волну. Мы вернулись в лагерь.

Продегустировали ликер из голубики с брусникой и пошли с Искандером на болотце ниже по течению. Там поймали окуньков, щурят и жереха. Вечером запекли. Есть никто не захотел, т.к. объелись вкуснейшим «последним» пловом дежурного Тимура. Как жить дальше без этакой вкуснятины? И запили типа чаем с типа тортиком. Ночь была прохладной, светила круглая огромная луна, небо на востоке стало сиреневым, потом фиолетовым. Эта луна и пейзаж были завораживающими.

Во второй половине похода уже не пелось, вряд ли в последний вечер что-то изменится. Легли спать не поздно, ~ 22:00.
 
Собь — Хара 2013_225
А ночью приходил... Фото Л. Котловой


21.08.2013, 20:22. Искандер
Лагерь N13 на л.б. Соби в прямой видимости от Катравожа.

Сегодня встали рано, в 6:30, отошли от Щучьей ямы в 9:20. Попрощались с пеше-водной сборной из Подмосковья, они встали вчера ниже ямы на правом берегу. Там подряд идут удобные стоянки на песчано-гравийных пляжах, разделенные кустами на отдельные комнаты-площадки.

День был ясный, без особого ветра, шли легко. Повстречали земснаряд, ожидающий буксир до Салехарда, хотели сесть на хвост, но обломились — буксир собрался идти лишь до Катравожа. Обедали на островном мысу, при хорошей погоде и отличном настроении. Пока (традиционно) ждали к обеду третий экипаж, прибили «Капитанский Запас», и солнце засветило еще ярче :)

Встали завершающим лагерем выше Катравожа, весь вечер моторки снуют туда-сюда. Завтра подъем в 5:00, завтрак, сборы и короткий переход до Катравожа. Там будем искать попутку в Лабытнанги или Салехард. На крайняк есть телефон моторщиков, которые подплыли к нам на Щучьей яме предложить свои услуги. Но просят они дороговато — 12 тыр за две моторки + еще 1 000 за груз. Эта тысяча, видимо, заложена под торг — в результате мы договорились, что если не найдем другого варианта, то наймем их за 12 000. Но у нас есть надежда попасть на рейсовый катер до Салехарда. Посмотрим.

Поход заканчивается, последний вечер на Соби. Река совсем равнинная, лишь на горизонте видны силуэты Уральских гор. Жаль расставаться с этим прекрасным краем, ну да все когда-нибудь заканчивается.


--------------------------------------
Дальнейшее написано на вокзале г. Лабытнанги и в поезде Лабытнанги–Москва разными членами команды попеременно, так что информация дублируется, зато впечатления у всех свои. Попытаемся более-меннее упорядочить эти записи.
--------------------------------------



22.08.2013, вечер, вокзал Лабытнанги. Тимур
Последний день маршрута.

В моем понимании, последний день был вчера, когда мы практически догребли до Катравожа и заночевали то ли на острове, то ли полуострове в км от поселка. С вечера место было вполне съедобным. Но ночью пошел дождь, перешедший к утру в изморозь. Я дежурный, подъем назначен на 5:00, встал в 4:30. По колено мокрая трава. Остатки дров, которыми полуостров и так небогат, основательно раскисли. На берегу ни сушняка. Тем не менее, через четверть часа костер не только горел, но и имел изрядное количество углей. Народ из палаток повалил унылого вида, подстать погоде. Быстрый завтрак — смесь вермишели из бомж-пакетов с порошковой картошкой — приправлен последней баночкой тушенки. Неясные перспективы…

Пишу на вокзале Лабытнанги, извините, подустал. Да и пиво принесли. Продолжение следует…


22.08.2013,  вокзал Лабытнанги. Гульнара
Приплыли в Катравож. Вчера мечтали: вот приплывем в поселок, выберемся на берег, к нам набегут местные лодочники и начнут наперебой предлагать свои услуги перевозчиков. Ха-ха. Так нас там и ждали. Радостно подбежали лишь матерые псы, обнюхивали и тыкали в нас мокрыми от дождя и просто носами. Но нечем было угостить этих красивых животных, да и не выглядели они голодными и несчастными.

Постояли под дождем. Тимур с Искандером узнавали насчет транспорта, однако, кроме подплывавших к нам позавчера Димы и Александра, никого не нашли. Пришлось раскошелиться и выдать 11 тыс. рублей за 1 час катания и прыгания на волнах до Лабытнангов. Холодно, ветрено, мокро. Иришке очень понравилось. Я все-таки люблю маленькие речки. То ли у меня зрение плохое настолько, что я в просторах мало что могу разглядеть, то ли просто особенности мироустройства и восприятия.

До ж/д вокзала доехали на старой «Волге» за 1 тыс. на 6 человек с грузом (2 рейса). Прибыли на вокзал в 11:30. Сходили в местный магазин (я, Тимур и Иришка), накупили продуктов в дорогу. Оказалось, что сегодня «День Флага», по этой причине нам отказали в продаже пива — запрет! Мальчики и девочки так мечтали об этом, несмотря на дождь и усталость. Но теплый вокзал как-то располагал всех к приему пенного напитка. В кафе напротив бесконечно что-то либо грели, либо пекли. Я вся пирожками пропиталась…

Короче, обломба. Тут пригодился барбосовский запас, который он весь поход откладывал и экономил. Перекусили. На прогулку ушли Дима с Ладой. Мы с Искандером подремали. Потом пошли на улицу сушить палатку Тимура. Пока я, Ирина и Тимур расстилали тент с палаткой, на горизонте появились Дима и Лада — несут пиво. Мы в шоке. Оказалось, они нашли магазин, который специализируется на продаже пива и сигарет. Не задавая лишних вопросов продавцам, Д. и Л. купили все. А мы выпили все. Больше покупать не ходили, решили дозакупаться на других станциях. Несмотря на то, что к алкоголю отношусь спокойно, даже почти равнодушно, всеобщие разговоры и особенно запрет на него, пробуждают в человеке невольный к нему интерес.

В первую вылазку в магазин мы приобрели: колбасу йошкар-олинскую, сыр, хлеб (вкусный), помидоры, огурцы, кабачковую икру, печенье, сгущенку и пирожки «с зелеными яйцами». Все вкусно и не нормировано. В этом походе съели все, кроме манки, 2л масла и 1 кг соли (их отдали подвозившим нас катеристам). Поэтому утром и пришлось варить эту сомнительную смесь, а что делать было? Спасибо, что промолчали :) 

Ура, больше не надо завхозить!!!


23.08.2013, вагон поезда Москва–Лабытнанги. Иришка
Интересно, кто же мой гномик? Мне по-прежнему кажется, Дима. Даже не знаю почему. Кстати, вопрос с гномами и великанами, по-моему, волнует только меня. Что ж, люблю азартные игры…

… Ура! В результате тяжелой игры в покер на признание, Гульнара призналась, что ее великан – я! Завтра признаюсь, кто мой великан — думаю, для всех это будет сюрпризом… 

На следующий день, после очередной партии в покер:

Так и быть, мой великан — Искандер!

Следующая партия в покер:

Димка — гном Гульнары и великан Искандера. В общем, методом исключений, Лада и Тимур — друг для друга великаны и гномы.

Наверное, такие игры похожи на бред!


23.08.2013, вагон поезда Москва–Лабытнанги. Тимур
… Вышли из лагеря вчера в 7:48, через 30 минут были в поселке. Последняя гребля прошла в унылой сырости. Также уныло нас встретил Катравож. Удивительно, но никто не пытался вывезти нас в Лабытнанги и заработать на Казанских сиротах. Недалеко появился «Ярославец», серого, подстать утру, цвета. Из-за отсутствия причала и длинного трапа, привезенных рабочих (предположительно азеров) начали выгружать с помощью огромного погрузчика «Kamatsu».

Картина маслом: сырое северное утро, обветшалый поселок, из жителей видны только 2 собаки, в речке — по ступицы огромных колес — гигантский погрузчик, в ковше которого четверо жителей солнечного Кавказа, приехавшие за длинным рублем. Так и хочется «приписать» под рамкой: Репин, «Утомленные солнцем».

Капитан «Ярославца» не проявил себя на ниве возможного доп. заработка. Возвращаюсь к нашим. По берегу насчитал полсотни лодок, все с моторами, но без малейших признаков присутствия хозяев. Вдруг счастье: навстречу местный житель. На вопрос, когда будет пассажирский катер или рыбовоз — не знает. Почем доехать до Лабытков на лодке — не знает. Да, за деньги лодки возят, но кто этим занимается — не знает. Ответ на последний вопрос заставляет меня задуматься о теории расового превосходства. «Отец, а сколько жителей в поселке?» — «800 душ». Также ничего не знает начальник конторы по заготовке рыбы и его работница, а возможно и продавщица единственного магазина, куда я собрался пойти, и это в поселке на 800 жителей! 

Навстречу мужик. Вяло начинаю первый куплет затертой песенки. «Здравствуйте, как доехать в Лабытнанги?» — «На лодке» — «Сколько стоит?» — «6–7 т.р.» — «К кому обратиться?» — «Сейчас позвоню, они подойдут!» Не поверите, это круче любого Джек-пота. Наверно, это можно сравнить только с поимкой первого в жизни хариуса (две недели назад). Начинает звонить: «Але, Дима?» — Все. Круг замкнулся. Я понимаю, что это будут Дима и Саша, телефон которых мы получили две ночи назад, во время их маркетингового объезда Щучьих Ям и которым мы собирались воспользоваться в крайнем случае.

Ребята мне еще тогда понравились, но просили за 2 лодки 13 т.р. И хоть я понимал, что их устроит 12, в глубине души не хотелось платить больше 10.

Точно они — 12 тысяч. Начинаю старую песню о главном — 12. Второй заход — 12. Танцую джигу — 12, лезгинку — 12, фламенко — 12. Запеваю арию о том, как сэкономленные деньги позволят нам скрасить трое суток в поезде в культурном плане, т.к. мы «просчитались со спиртом и остались совсем пустые». И хоть Дима с Сашей больше 10 лет в завязке, они из мужской солидарности должны понимать право пьющего человека на заслуженный отдых в поездах дальнего следования. Лед тронулся — 11!

Примерно в 10 утра грузимся в лодки и впервые несемся по Оби. Условия более чем сносные, мест хватает, ветра и волны практически нет, дождь/изморозь закончился еще перед посадкой/загрузкой. Адмирал, Завхоз и Главврач в «Амуре», Падре, УКЛ и я (в последствии «Плохиш») в «Казанке-5м2», идем в кильватере. Я, как опытный, бухнулся на рюкзак и развернулся в 3/4 спиной к набегающему ветерку. Падре последовал моему примеру минут через 20, благодаря чему спас остатки жопы от окончательного превращения в отбивную. В какой-то момент маленькая, но гордая Лада слишком высоко задрала подбородок, и ее бейсболка решила устроить побег из Аль-Катраса. Падре, сидевший тогда еще по ходу движения, вспомнил детство (думаю, во дворовом футболе стоял на воротах) и вернул беглянку своей пассии. 

Через час были в Лабытках. Выгрузились в 100 м от остановки маршрутного такси (паром Салехард–Лабытнанги). Через минуту к нам подскочил молодой пенсионер на очень пожилой «Волге» с слегка заметными признаками кавказского происхождения. Как выяснилось позже, в Лабытках с 1976 (когда городу был год). По состоянию «Волги» было понятно, что они еще видели московскую Олимпиаду. Пенсионер так сходу стал наяривать смесь лезгинки и арии московского гостя (в плане, что маршрутное такси не даст нам ни рубля экономии), что мы согласились на его условия, не проверяя цену маршрутки. За две ходки и 1 т.р. он доставил нас к последней точке нашего Полярного Урала — ж/д вокзалу Лабытнанги. 

В зале ожидания разместились с комфортом, даже разложили палатки для просушки. Падре изучил устройство вокзала, после 13:00 запланировали поход в душ. Гульнара, Ирке и я решили обследовать местные достопримечательности, предварительно составив список необходимого в дорогу, первые две позиции которого занимали водка и пиво. 

В первой достопримечательности подтвердилась теория малой разговорчивости северных людей: даже продавщица на вопрос, почему мы не можем купить водку/пиво, ответила всего двумя словами «День Флага». День флага. В третьей достопримечательности картина стала проясняться: «День Флага — Медведев — подписал указ — водка/пиво не продается». Из показаний немногочисленных покупателей удалось также установить: дефолт не произошел, «Курск» не утонул, Китай не напал на Японию, США не демократизируют КНДР, курс доллара от 30 до 40 рублей, рыбу потравили взрывники скал, День Флага — водку/пиво не продают.

У меня закралась мысль, что местные власти решили поставить эксперимент, но чтобы не злить народ, свалили все на Путина–Медведева. И что если Падре пробежится в одиночку по центрам досуга (зная его обаятельность и мужскую стать), наверняка подтвердит звание славного добытчика, теперь уже и на суше. Что и произошло через час после обеда.

В одном из магазинов, еще до обеда, я не удержался, и купил 2 пирожка с яйцами и зеленым луком (по 25 рублей). Пирожки были выше всех похвал, что тесто, что начинка, возвращаясь на вокзал, я уговорил девок купить всем по пирожку. Продащица, то ли пытаясь услужить, то ли в силу северной неспешности, начала переспрашивать, предлагая еще с капустой (25 р.) и сосиской (35 р.). Я, не решаясь брать неизведанный продукт в таком количестве, раза 3 повторил «с яйцом и зеленым луком». На третий раз мой мозг, как истинный противник однообразия, выплеснул на окружающих следующий перл: «Девушка, мы не хотим сосиску, дайте нам 6 штук с зелеными яйцами!» Ржали все, особенно когда ничего не понявшая продавщица выполнила ровно то, что от нее хотели. Как я и предположил, в последствии тема «зеленых яиц» неоднократно преследовала нас в дороге.

Дальнейшая жизнь на вокзале протекала в вялом режиме: попивали пивко, запивали остатками разведенного спирта, перекусывали, пытались спать, общаться и др. Из значимых событий можно отметить неудачную попытку сходить в душ. Дежурная по вокзалу Леночка твердо запретила нам принимать душ втроем за полчаса и 90 рублей. Платить 270 нам показалось верхом безумия, поэтому приняли решение завершать День Российского Флага с чистой душой, но не телом.

Ну и отдельно отметим попытку Падре сложить байду в рюкзак. Забегая вперед, скажу — удачную. С целью минимизации мест багажа. Попытку наблюдали вдвоем с Главврачом и, боясь спугнуть пациента, не могли привлечь других членов команды в ряды зрителей. Отсутствие попкорна с лихвой окупалось отточенными движениями, перемежающимися с очень выразительными позами раздумья (включающими почесывание затылка). В результате, мы с Иринкой имели 25 минут превосходного немого кино в стиле 20-х годов прошлого века.

Погрузка в поезд прошла с некоторым оживлением, которое, впрочем, не помешало команде через 50 минут после отправления поезда (т.е. в 23:50) благополучно отправиться на свидание с Морфеем.

Жаль, нам так и не удалось посмотреть на некоторые куски нашего маршрута из окон поезда. Первые часы поезд шел в абсолютной темноте зарождающихся северных ночей. Прощай, Полярный круг, бог даст, свидимся.
 
Собь — Хара 2013_226
Ы !!!

24.08.2013, вагон поезда Лабытнанги–Москва. Иришка
Некоторые выводы, в том числе, организационные, которыми хочется поделиться.

1) Мы с Тимуром освоили байдарку. Это для нас новое водно-транспортное средство, на Малом Кундыше, куда мы вышли в первый раз, получалось очень плохо. Сейчас идем согласованно и быстро, чувствуем воду, байдарку, друг друга. Считаю, что состоялись как команда. Кстати, ощущения на байдарке на порядок выше, чем на кате.

2) Подготовка к походу была очень насыщенной и сильной. Во-первых, была до грамма рассчитана еда, взято в нормальном количестве спиртное, качественно разработан маршрут, приобретены своевременно необходимые одежда и средства, например сапоги ЭВА. Они, кстати, доказали свою полную проф. пригодность — несмотря на мокрые ноги, было тепло и никто не заболел, сцепление с камнями (особенно подъем и спуск по Хараматолоу) удовлетворительное. Ну и, конечно же, легкие.

3) Я в который раз перебрала с одеждой (можно было взять на 1 куртку, 1 штаны, 1 футболку и 1 сапоги меньше). Но прошлогодняя Охта показала, что раз на раз не приходится,— бывает, одежды и не хватает.

4) Искандер показал себя как грамотный руководитель. Сдержанный и интеллигентный, что в условиях длительного похода очень важно. Он очень серьезно отнесся к своим командирским обязанностям, основательнейшим образом проработал маршрут и все детали похода. Проколов серьезных практически не было.

5) Быть может (это мое сугубо личное мнение), в команде могло быть не 6, а 8-10 человек. Мы встречали такие команды, и с виду у них все складывалось неплохо.

6) Самое важное, на мой взгляд, в этом походе — понимание, что каждый из членов команды умеет и может, как умеет, работать в команде. Лично меня поход обогатил, начиная от электронных билетов до необходимости умерить свои амбиции для мирного сосуществования с капитаном в течение столь длительного времени. Думаю, каждый из нас сейчас представляет, как и с кем хотел бы ходить в походы далее.

7) Чувство коллективизма в рядах команды преобладало, что означает более-менее состоятельность коллектива как команды. Некоторые трения решались по мечту и без лишних пузырей, благодаря тактичности Искандера и дипломатичности Тимура.

8) И, наконец, нельзя не сказать слова благодарности Гульнаре. Как Завхоз, она выше всяких похвал. Все знает, все умеет, все к месту, все быстро. В общем, умница! Плюс отличное качество — легкость в общении с разными людьми, что помогало поддерживать комфортные взаимоотношения.

9) Отдельное спасибо Тимуру. Милый и мягкий. Не всегда тактичный, но если к этому относиться проще, то все нормально. В общем, лично мне было с ним вполне комфортно. В принципе, даже не пришлось подстраивать свой дурной характер под ситуацию. Принимал как есть. Кроме того, его поведение в качестве Барбоса, с моей точки зрения, безупречно. В качестве капитана не обошлось без изъянов — орал, особенно поначалу (не всегда, по-моему, правильно). Я его теперь зову «Плохиш».

10) Аптечка. Собирали в соответствии с рекомендациями в Интернете на тур. форумах, а также личными пожеланиями членов команды. Перебдели по всем статьям. Из всего, что было приобретено, использовали парацетамол (несколько таблеток), пластырь (несколько штук), феналгель, таблетки от кашля (несколько штук), таблетки от горла + люголь, бальзам от укусов насекомых (самый большой спрос). Слава богу, обошлось без серьезных заболеваний.
 
Собь — Хара 2013_227
Вот мы и дома!

Конец дневника


Несколько слов после

Ну что же, поход завершен, маршрут пройден, и все мы вернулись домой живыми и здоровыми. Самое время оценить результаты, обдумать полученный опыт и сделать выводы. Что хотелось бы отметить?

Первое, и самое главное — Полярный Урал и впрямь прекрасен! Его стоит увидеть хотя бы раз. Но в нашем случае, надеюсь, знакомство только началось :)

Второе — условия. Август 2013-го на Соби выдался теплым и солнечным, с небольшим вкраплением осадков. Июль, судя по отзывам в сети, был экстремально жарким, до такой степени, что из-за высоких температур народ не высыпался, терял силы и вынужден был корректировать маршруты. В следствие такой жары уровень воды оставался чрезвычайно низким и в августе. Это то, что досталось нам :) В результате, даже на Соби ниже Харпа нас ждали обносы с полной разгрузкой судов. Как известно, Хараматолоу впадает в Собь тремя рукавами, в нашем же случае ходимым остался лишь центральный; в левом визуально воды было чуть-чуть, а правый пересох полностью. И кстати, все бани на стоянках оказались чертовски далеко от воды :)

Третье — опыт бечевы оказался весьма положительным. Метод кораблика реально работает. Более того, по моим ощущениям, для бечевы корабликом Викинг-4,7 просто идеален! Его килеватое дно скроено таким образом (немного свободно, с провисанием), что давление воды выгибает его внутрь, и вдоль монокильсона образуется киль во всю длину погруженной части лодки. В результате, Викинг прекрасно держит угол к течению и управляется легкими подтягиваниями буксировочных концов.

А вот байдарка Хатанга оказалась менее приспособленной к бечеве (по крайней мере, по отзывам ее экипажа). Думается, по причине отсутствия полного кильсона и, как следствие, заметно более плоского дна.

Небольшое, но важное уточнение по методике бечевы. Сперва мы начали буксировать байдарки экипажами — капитаны за носовой, а матросы за кормовой концы. Однако вскоре разобрались, что это нерационально. Ибо пока ты объяснишь матросу, что надо сделать, момент уже упущен. Гораздо эффективнее вести байду в одиночку. Так же  оказалось удобным связать носовой и кормовой концы в единую петлю, и продвигать ее по мере надобности. В этом случае позади не волочатся цепляющиеся за камни концы троса.

Трос (репшнур 6-ка) не резали, пропускали через носовое и кормовое кольца байдарки и фиксировали узлом на одном из них. Длины в 30 метров на байдарку оказалось вполне достаточно.

Разумеется, низкий уровень воды сказался и при бечеве. Участок Хараматолоу близ устья, на котором она разбивается на протоки, изобиловал перекатами, где байдарки постоянно скребли дном по гальке. Пару раз пришлось разгружать. Далее до каньона с порогами подъем был нетрудным. Однако потом пошла основная работа, ибо пороги в низкую воду превратились в лабиринт крупных камней, меж которыми приходилось протаскивать байдарки по сложным траекториям. Тут уж корабликом не поведешь. В этом случае эффективным оказался способ «трех точек», когда ты пробираешься меж камней, опираясь одной рукой на нос байды, а в сложном месте, ухватившись другой за ближайший камень, протаскиваешь байду к себе. Таким образом, всегда сохраняются три точки опоры, и в пороге чувствуешь себя вполне уверено.

Однако, этот способ отнимает много времени и сил, так что прохождение каньона оказалось слишком длительным. Поскольку сроки пребывания на Харе было фиксированы купленными заранее билетами, а впереди еще предстоял спуск по обмелевшей реке, решено было ограничится прохождением каньона. А желающие прогулялись до устья Макара пешком, наслаждаясь незабываемыми видами долины Хараматолоу.

Анализируя опыт, можно сказать, что в низкую воду каньон с порогами лучше проходить пешком, ибо расстояние там небольшое, а возни с байдарками — масса. Выше порога Титова Хараматолоу вновь становится доступной для бечевы, а местами и весел, по крайней мере до устья притока Макар-Рузь. Выше я не забирался, но, судя по всему, там не должно быть особых сложностей.

Так или иначе, результатами подъема по Харе я вполне доволен — с Викингом можно смело планировать бечеву. Правда, найти подходящих на это дело соратников будет непросто ;)

Четвертое — о снаряге. Как показал опыт, Викинг-4,7 при преодолении крутых сливов испытывает разламывающие нагрузки на кильсон. В нашем случае это усугубилось тем, что байды, для снижения риска пробоин при проводке в лабиринте камней, не были накачаны «до звона». И хотя кильсоны обеих байдарок с честью выдержали, но на антистапеле погнутый винт я вынул с большим трудом и решил предстоящей зимой смастерить защитную муфту, ибо второго раза узел кильсона может и не пережить.

Также в этом походе были испытаны сапоги из ЭВА. Матросы закупили обычной длины, а капитаны Викингов — бродни с голенищами до паха. Плюсы сапог ЭВА общеизвестны — хорошая термоизоляция и чрезвычайно малый вес. Но в сети попадались мнения о том, что подошва таких сапог сильно скользит на мокрых камнях. По этой причине Дима, капитан Хатанги, взял проверенный комплект — короткие ПВХ-сапоги с неопреновыми носками. Мы же решили рискнуть. И не просчитались! Сапоги очень подошли под наши задачи. Лично я в своих поскользнулся всего пару раз — в самом устье Хары, где камни покрыты какой-то особенно скользкой слизью, и на одном из камней в начале каньона. Что характерно, в ЭВА-сапогах тепло даже с мокрыми ногами в дождливый день и в холодной воде :) Оно того стоит! Правда, матроска с Хатанги осталась недовольна покупкой, но, думаю, это у нее солидарное предубеждение, поскольку из четверых владельцев трое остались довольны, а это, знаете ли, статистика... ;)

Единственное, что хотелось бы отметить из минусов. Мы приобретали сапоги производства завода Псковполимер,  женские обычные и мужские бродни. На женские нареканий особых нет, разве что со временем растягиваются. У мужских сапог голенище выше колена выполнено из нейлона с внутренним покрытием, похожим на ПУ. Как показал осмотр после похода, голенища изнашиваются. Причем не покрытие, а сам материал основы. Нейлоновая тряпка протирается, особенно между бедер, где идет активное трение. Дома я заклеил потертости сантехническим «серебряным» скотчем на тканной основе, который использую для ремонта палаточного тента (кстати, хорошо заменяет отвалившуюся проклейку швов); посмотрим, как будет держаться на сапогах.

Когда я выбирал ЭВА-сапоги, мне попался вариант от ЧП Колесника, модель «Таймень». Эти сапоги полностью, включая голенище до паха, выполнены из ЭВА. У них подобных проблем быть не должно. Я их щупал в магазине, но показались слишком громоздкими. Кстати, на ком-то из группы пешеходников, встреченных нами на Титове, кажется, были именно такие. Хорошо бы расспросить, но не до того было.

Пятое — бытовуха. Еще при подготовке похода, когда все продукты складировались в нашей в гостиной, у меня возникла мысль, что пора отказываться от тушенки и переходить на сушеное мясо — слишком монументальной выглядела куча закупленных банок. Читанные в сети рецепты различных вываренок, мяса «по-шендеровски» и т. п. отпугивали своей сложностью и трудоемкостью. Но тут как-то вычитал, что народ сушит мясо в электросушилках для овощей. Процесс не сложен и не отнимает много внимания. Свежее (не размороженное!) мясо маринуется сутки в холодильнике под гнетом, нарезается кусочками и сушится в электросушилке 12-14 часов почти в автономном режиме, надо лишь изредка перемешивать куски и менять местами поддоны. Это как раз то, что надо. Также можно сушить фарш, птицу и печенку, что позволяет разнообразить походное меню. На немедленное приобретение и сушку мяса времени уже не оставалось, да и тушенка была закуплена, но в поход я поехал с твердой мыслью о необходимости переходить альтернативные мясопродукты. 

На маршруте Дима преподнес сюрприз, достав из закромов бутылку с вываренкой из говядины. Мясо отлично сохранилось с начала лета, и заметно выигрывало по вкусовым качествам у приевшихся консервов. Так что желание прервать пагубную для плеч и кошелька зависимость от тушенки окрепло окончательно.

А тут как раз в конце сентября пошли сезонные распродажи, и нам удалось отхватить сушилку Zelmer 36Z011 по очень приятной цене в 1961 руб. И сейчас, пока я набираю эти строки, она урчит на кухне, прогревая 4 поддона отборной говядины. Посмотрим, что получится в результате!..

И последнее — соображения по выброске. Снимались с маршрута мы традиционно — наемным транспортом из Катравожа. Дело, конечно, удобное, но далеко не дешевое. Народ там прикормлен постоянным спросом и цены держит твердые. При всех плясках, удалось сбить до 11 тыр за две моторки. За час с небольшим езды деньги немалые.

При планировании маршрута я подумывал, в случае хорошей погоды, пойти в Лабытнанги обскими протоками на веслах, — благо, есть ЖПС с растровыми картами. Тем более, что были прецеденты, и вполне успешные. Но идея эта встретила полное непонимание в компании, так что от нее, скрепя сердце и бумажник, пришлось отказаться. А жаль! Проплывая этот путь на моторке, отметил, что даже в основном русле можно найти места для стоянки. Таким образом, в хорошую погоду вполне реально идти в Лабытнанги своим ходом, с одной–двумя ночевками.

Но это дело возможного будущего, которое пока туманно; на сей же день ясно одно нам обязательно нужно вновь побывать на Полярном Урале. Этот сплавной сезон завершен, все точки отмечены, впереди ждет долгая зима и новые планы к новому сезону. Надеюсь, он будет не хуже прошедшего!

Вот, собственно, и все, что хотелось сказать. Остается лишь пожелать всем туристам удачи на маршрутах и в дороге.

Больше походов, хороших и разных!

hrapitan
Казань, 2013 г.


Комментарии
Hrapitan23.12.13, 11:00
Приятно слышать :) Игра в гномов-великанов была затеяна с целью укрепления отношений в не очень схоженном коллективе. 
В течение похода гномы совершают мелкие приятности своим великанам не только тайком, но и открыто - дарят цветы, угощают собранными ягодами и т.п., а для сохранения инкогнито делают это для всех. Такой настрой на позитив в общении :)
Ну и, конечно, интрига - ху-из-ху? - стимулирует внимательное отношение друг к другу.
Конечно, не все активничают в этой затее, но все же общая движуха подталкивает к участию.
Iron Kate23.12.13, 01:56
Знакомые места, ностальжирую! а дежурный по дневнику - это для м 
еня в новинку, как и игра в великанов и гномов) Спасибо за рассказ
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Искандер Карманов