ОТ ИСТОКА
ДО КАСПИЯ
Восточная мудрость:
“Путешествующий живёт четыре жизни: в одной он планирует путешествие, в
другой совершает его, в третьей - вспоминает, а в четвёртой живёт, как все
остальные смертные”.
Газета г.Тольятти “Площадь свободы” 20.06.97г.
От Валдая до Астрахани.
В следующем году вазовский турклуб “Лада”
отмечает своё тридцатилетие. Именно этой знаменательной в узких кругах дате
старый тольяттинский турист, член правления клуба Николай Шестерин решил
посвятить задуманный им новый туристский маршрут - байдарочный переход через
всю Волгу от истока до самого устья.
Для Шестерина
поход этот имеет и практическое, исследовательское значение. Цель путешествия -
составить историко-геогрфическое описание волжских берегов конца двадцатого века
и сравнить с описаниями конца века прошлого. Давно занимаясь исследовательской
работой, Шестерин обнаружил, что многие данные в специальной литературе по
истории края не соответствуют действительности. Например, пещеру Степана Разина
Шестерин нашёл совсем не там, где она значится по опубликованным данным.
Николай
Шестерин - не краевед по профессии. Он работает на ВАЗе. Исследовательская
страсть для него - увлечение, очень, впрочем, серьёзное. Результаты своей
работы он намерен изложить в книге. Скажем, что эти проекты заинтересовали
профессионального нашего краеведа - Юрия Рощевского.
Пока в свою
группу Николай Шестерин набрал семь человек, но готов поговорить с теми, кто
выразит желание в августе посвятить свой отпуск этому, безусловно, интересному
путешествию.
Елена
Воронцова.
“Волжский
автостроитель” №189 (4714) от 9 октября 1997г.
А за кормой
следы от весел. (выделенное курсивом
не вошло в статью в “ВА”)
В следующем, 1998 году клубу
туристов "Лада" исполняется 30 лет. Столько же лет проводится и
известная всем туристам Тольятти знаменитая вазовская "Жигулевская
кругосветка".
Этим двум событиям и задумано
было посвятить большой поход на байдарках по матушке-Волге от ее истока до
Каспия. В июле-августе 1997 года
группой туристов был успешно проведен первый этап этого уникального плавания -
поход от истока Волги до Нижнего Новгорода. Протяженность маршрута составила 1 300 километров.
О том, как проходило это плавание, рассказывает автор идеи и руководитель
похода работник прессового производства ВАЗа Николай Шестерин.
Идея проведения такого плавания на байдарках возникла год назад. Много
времени ушло на поиск карт Верхней Волги, разработку графика движения и поиск
спонсоров. Описания современного состояния реки мы не нашли, и пришлось
пользоваться изрядно устаревшими сведениями. Отчасти поэтому поход проходил в
сверхнапряженном режиме. Не все участники похода оказались подготовленными к
возникшим условиям. Достаточно сказать, что из 11 туристов, вышедших на старт,
пять человек были вынуждены сойти с маршрута из-за слабой физической
подготовки. И тем не менее шесть участников прошли маршрут первого этапа
полностью, и появилась уверенность в том, что всю Волгу мы пройдем по
намеченному графику в три этапа за 1997-99годы.
Из Тольятти поездом мы уехали 25 июля и на место старта к озеру Стерж
прибыли 27-го числа. Перед этим побывали у знаменитого родника - начала Волги.
Исток нашей великой реки у деревни Волго-Верховье поразил своей тишиной и
безлюдием. На холме у ключа стоит построенный на собранные в начале века по
всей Волге народные деньги Спасо-Преображенский монастырь, который, как и
множество ему подобных по берегам реки, увы, заброшен и разрушается. Небольшая
избушка-часовенка над родником с круглым отверстием в полу и мостки, к ней
идущие, сохраняются с 1957 года в довольно приличном состоянии.
Арка и мраморная плита с
надписью: " ИСТОК РЕКИ ВОЛГИ. Здесь, из родника у села Волго-верховье,
берет начало великая русская река Волга. Первый приток Волги ручей Персянка.
Ниже его на протяжении 91км. Волга проходит озера Малый и Большой Верхит,
Стерж, Вселуг, Пено, Волго. ДЛИНА ВОЛГИ 3 690 км. ИСТОК ОХРАНЯЕТСЯ
ГОСУДАРСТВОМ." - делают это место маленьким музеем.
Когда мы позволили себе омовение в "первой" волжской воде, то
явно ощущалось духовное прикосновение чего-то возвышенного и святого, не
покидавшее нас потом весь путь. И вообще наше мнение - каждый живущий на
берегах великой русской реки должен стремиться побывать у ее истока, чтобы
испытать и впитать в себя неповторимое чувство прикосновения к Началу.
Верхневолжские озера: Стерж, Вселуг, Пено и Волго, которые образуют
единый водоем длиной в 90
километров, мы прошли за два дня, налюбовавшись
красотами природы Валдайской возвышенности, посетив уникальный памятник
деревянного зодчества "Волжские Кижи" - церковь Иоанна Предтечи у
села Ширково, построенную ровно 300 лет назад без единого гвоздя из дубовых
бревен.
Особенно поразили нижние
сосновые бревена, диаметром около метра. После реставрации и замены подгнивших
нижних венцов, церковь стала ниже на три метра только потому, что не нешлось в
наших российских лесах в настоящее время бревен большего диаметра - незаметно
для глаза, но скудеют наши леса...
Первое гидротехническое сооружение на Волге - Верневолжский бейшлот,
постронный в 1843 году и заново востановленный после разрушения в годы
последней войны, мы преодолели на третий день пути. Течение за плотиной помогало
продвигаться быстрее, но недолго. В этом году, учитывая печальный опыт прошлого
года, когда в Москве летом были перебои даже с питьевой водой (Москва основную
часть воды потребляет из Волги через канал), на всех плотинах
"придерживают" воду, а посему ее уровень превышает средний уровень
реки чуть ли не на метр. Поэтому течение на всей Волге очень слабое и на
большей части маршрута пришлось идти по "стоячей" воде.
В селе Селижарово долго теперь
будут помнить "представление", устроенное одним из не очень опытных
экипажей, на которое сбежалось посмотреть много праздного народа с берегов. При
подходе байдарки к деревянному пешеходному мосту на сваях, лихо прошедшая между
сваями перед самым носом байдарки моторная лодка помешала нашим туристам
вовремя выбрать правильный курс. Результат - байдарка перевернулась и течением
была прижата к деревянным сваям моста. Спасательные работы проходили более
получаса под одобрительные возгласы зрителей. С великим напряжением сил нам
удалось стащить байдарку с бревен, сохранив ее каркас и резину, а вот экипаж
навсегда "подарил" Волге кое-какие свои носильные вещи. Жаль только в
видеофильм этот эпизод не попал - не до сьемок было. Аплодисменты зрителей с
моста и некоторый вздох разочарования таким быстрым окончанием "спектакля"
были наградой спасателям.
Немного отойдя от пережитого,
закупив продукты на ближайшие три дня и дав телеграмму в клуб туристов о том,
что "у нас все в порядке не смотря ни на что", все пять экипажей
отправились дальше "вниз по течению".
Там, где Волга течет в своих естественных, природой созданных берегах,
красота природы особенно привлекательна.
За каждым пройденным мысом все с
удовольствием открывали для себя новые живописные картины, созданные природой
много веков назад и если не было видно вмешательства человека, то
завораживающие просторы рождали возгласы восхищения.
С тайной надеждой на верность
информации о том, что Бенский порог "представляют собой серьезное
затруднение для местного судоходства", а значит на байдарках там можно
будет "покататься" и поучить молодежь управлению байдаркой в
экстремальных условиях, на четвертый день похода мы подошли к этому месту. Но
разочарование нас ждало и тут - порог представлял препятствие для пароходов, но
его можно было преодолеть даже на моторной лодке.
Очень красива Волга перед Ржевом и в самом городе, основаном в 1216
году. Неширокое русло реки с еле заметным течением, поросшие густым лесом
берега словно приглашают полюбоваться своей величественной первозданной
красотой.
Железнодорожный и автомобильные
мосты своими изящными конструкциями делают благоустроенную набережную реки,
делящей город на две части, очень привлекательной для прогулок. Чем мы и
незамедлили воспользоваться.
(рассказ вставить в будущую
книгу про Ржев):
В одну из весен из-за
страшного пожара сгорело почти полгорода г.Ржева. После пожара к воеводе города
секунд-майору Сергею Онуфриевичу Сухожилину зачастили разные советчики,
предсказывая второй пожар- пуще прежнего. Воевода сшибся с панталыку, а как не
густ был разумом, то, избегая брать на себя ответственность, подал в
С.Петербург запросную бумагу:
"Рапорт Воеводской канцелярии Сенату. Сего мая 20 числа на память
мученика Фалалея, волею божией половина богоспасаемого града выгорело дотла с
пожитками. А из достальной половины града даже неудержимо ползут тараканы в
поле. И, видно, быть и на сию половину города гневу божию. И долго ль, коротко
ль, а и оной половине города гореть, что и от старых людей примечено. Того ради
Правительственному Сенату представляю, не благоугодно ли будет градожителям
пожитки свои выбрать, а оставшуюся половину запалить, дабы не загорелся город
не вовремя и пожитки бы все не пожрал пламень".
Рапорт был доложен Екатерине
Алексеевне в виде курьеза.Резолюция была такова: "Половина города сгорела,
велеть жителям строится. А впредь тебе, воеводе, не врать и другой половины
города не зажигать. Тараканам и старым людям не верить, а дожидаться воли
божией".
Рапорт и резолюция подлинны, а
воеводу после того прозвали "Тараканом".
На седьмой день похода неожиданно для себя мы попали на праздник - день
700-летия древнего русского города Старица. На эстраде, вынесенной на берег
Волги, шел концерт. Возникла идея поучаствовать в нем и передать привет из
молодого города - старому. Ведущий концерта с удовольствием эту идею поддержал,
и только лопнувшая струна на гитаре разволновавшегося не на шутку нашего барда-гитариста помешала это сделать. Под
приветствие ведущего, объявившего откуда мы и куда путь держим, и бурные
аплодисменты многочисленных зрителей мы с сожалением покинули этот город с
красивыми отреставрированными храмами и старинными домами на обеих берегах.
За Старицей полюбовались одним
из красивейших мест на Верхней Волге - "Старицкими воротами".
Неширокая река, высокие берега, поросшие стройными елями и березами, делают это
место райским уголком. Отсутствие деревень и баз отдыха по берегам только
подчеркивает девственную красоту природы. А какая там стоит тишина, какие
запахи душистых трав и леса кружили нам голову?!...
На ночлег стали, по приглашению,
в "усадьбе" Юры - бомжа с "определенным местом жительства".
На вопрос: "Что привело его к такому образу жизни - конфликт с законом или
убеждения?", Юра уклонился прямо ответить, да мы особо и не настаивали.
На высоком обрыве среди берез
построена им довольно просторная избушка с большой печью, загоном для двух,
правда не своих, свиней и клетками, опять же не своих пока, кроликов. К реке
ярусами спускается огород, где растут все необходимые к столу овощи. Усадьба
довольно культурно обустроена. Есть где принять большое количество гостей - по
рассказам хозяина гости случаются довольно часто. Живет он уже на этом месте
три года и пока конфликта с властями из-за самовольного возведения постройки на
берегу реки не было. Хозяйством управляет "подобранная", по его
признанию, на вокзале в Твери не старая, но довольно потрепанная жизнью бомжиха. Живут они там и зимой и летом. На какие средства живут, как
весело - то известно только им одним. Нам же было оказано большое внимание,
предоставлена изба для просушки изрядно вымокшей, под третий день идущим
дождем, одежды. От моросящего дождя укрыться помогла крыша над длинным столом,
где мы и отужинали, приготовленными нашими дежурными по этому случаю
праздничными блюдами, произнося время от времени тосты в честь хозяев. Далеко
за полночь затянулся концерт с песнями под гитару, который доставил особое
удовольствие хозяйке и дочери Юры, приехавшей повидать отца "на
даче"...
Перед Тверью прошли село
Кокошки, где в 1932 году снимался знаменитый кинофильм "Чапаев".
Областной город Тверь встретил нас длинным рядом строящихся коттеджей на
левом берегу реки. Хозяева их, соревнуясь друг с другом, изощряются в
оригинальности архитектуры особняков. По богатству отделки и количеству арок и
колонн можно с уверенностью определить какой из дворцов принадлежит мэру, какой
главврачу, а какой начальнику милиции. И все бы ничего - радует глаз
архитектура, украшают, а не уродуют берега Волги эти дворцы, но гложет мысль, (о том, что среди этих дворцов половина построена на уворованные у простого народа
деньги ушлыми проходимцами, называющими себя почему-то "новыми
русскими". И в такой кампании как-то не очень хочется верить в праведно нажитые деньги власть придержащими) что большинство этих дворцов построено отнюдь не на праведно нажитые деньги
власть предержащих.
Тверь, основанная в 1182 году, - один из самых старинных русских
городов. Не полюбоваться старинными улочками и зданиями этого города было
нельзя, и мы позволили себе немного отдохнуть и расслабиться. На маршрут вышли лишь на следущий день после
обеда.
В этот день произошел как
непонятный, так и дикий эпизод: недалеко от с.Орша, где мы осмотрели
артиллерийское орудие на постаменте, участвовавшее в крупной битве,
произошедшей в этих местах во время Великой Отечественной, мы стали на
очередной отдых не выходя из байдарок. Не успев как следует расслабиться, вдруг
все услышали глухой хлопок - такой звук издает пневматическая винтовка в тире,
и трое из нас явственно услышали как пролетела пуля. Какая это была пуля, что
за винтовка применялась и кто и откуда стрелял мы, понятное дело, выяснять не
стали - сидящие туристы в байдарках, стоящих на спокойной воде, представляли
собой исключительно привлекательную цель для какого-то идиота. Пришлось срочно
взмахнуть веселками и уйти подальше от этого негостеприимного места. Я уж
грешным делом подумал: не флаг ли красный с серпом и молотом на нашей байдарке
обстреливал засевший в кустах со времен войны фашист? Проверил на стоянке его
целостность - промазал кретин, видно руки дрожали. Но флаг убирать не стал -
красивый красный флажок видный издалека принадлежит моей байдарке
"Нике" со дня спуска на воду, зачем же его менять, приказу не было.
Должен сказать, что каждый день, с 9 утра и до 8-9 вечера, за некоторым
исключением, основным занятием наших рук была ритмичная, монотонная и тяжелая
работа веслами. Скорость байдарки при этом была 6-7 км в час. Через каждые 50
минут непрерывной работы мы устраивали 10-минутный перерыв, и вновь - работа,
работа и работа.
Чтобы не тарять времени, часто
отказывались от обеда, позволяя себе перекусы через три часа. В такие дни
проходили побольше.
Такой напряженный график прохождения маршрута, а иного и быть не могло, учитывая цель: пройти за три отпуска всю
Волгу, с каждым днем давал себя знать все больше и больше. Произошли и
первые конфликты в команде. Были предложения: сократить первый этап
прохождением до Ярославля, пройти всю Волгу за пять лет, устроить дневки и т.д.
Все предложения могли сохранить команду в
11 человек, но погубить идею прохождения 3 690 км за три года. Даже
отдых в Твери не пошел на пользу некоторой части команды, и накопившаяся
усталасть уже не позволяла нам проходить по 60-70 км в день. Как ни тяжело
было это делать по отношению к друзьям, но пришлось предложить сойти с маршрута
особенно уставшим. Трагедии из этого мы не делали - устроили прощальный вечер,
который конечно-же получился грустным и... на 10 день похода на маршрут вышло
восемь человек. Трое, захватив байдарку
"Таймень 3" и снаряжение, из Конаково уехали домой, а мы пошли
дальше.
В г.Конаково на самом берегу
Волги стоит одна из крупнейших тепловых электростанций мощностью в 2
400тыс.квт, для сравнения наша ГЭС - 2 300тыс. киловатт. С сожалением каждый из
нас отметил тот факт, что вода в Волге стала заметно мутней и появились первые
островки зеленых полей как только мы вошли в воду Иваньковского водохранилища -
и это через каких-то 400 км.
после чистейшей воды Верхневолжских озер. ТЭЦ, принося пользу человеку, в то же
время, сбрасывая не успевающую остыть воду в реку, помогает цветению и
загрязнению волжской воды.
Следущий переход был также
одним из трудных - началось водохранилище и Волга совсем перестала течь. Кроме
того в Дубне пришлось переносить байдарки со снаряжением через вторую на нашем
пути плотину. Отсюда берет свое начало канал имени Москвы, по которому в
столицу ежесекундно поступает до 77 кубометров воды.
Силуэт гидроузла венчает
гранитный монумент Ленина высотой 25м. видный издалека. Когда-то рядом стоял
такой же и Сталину, но...
Мощность Иваньковской ГЭС
невелика - 30 тыс.квтт. и подпор воды высотой в 11 метров служит лишь для
поддержания необходимого запаса воды для Москвы.
Молодой город Дубна своими
прямоугольными коробками зданий как-то не располагал к экскурсиям и мы,
перенеся байдарки, отправились дальше. Можно лишь отметить большое количество
велосипедистов, лихо накручивающих педали своих "стальных коней" -
пропаганда здорового образа жизни в "международном городе-центре по
изучению и использованию атома в мирных целях" видимо дает свои плоды.
После Дубны судов на Волге
заметно прибавилось - Москва с постройкой канала стала большим торговым портом.
Заходят туда и все пассажирские теплоходы, следующие с туристами по реке. Так
что опасностей при пересечении фарватера реки прибавилось, но должен сказать -
никаких ЧП на маршруте не произошло из-за четкой слаженной работы всех
участников.
Коренным руслом Волги со слабым течением мы добрались до старинного
русского центра обувного производства города Кимры. Основатель нашего города историк В.Н. Татищев в своей книге
"Российская история" упоминает Кимры под 1096 годом. (вставить в
книгу)...О русских кожевниках (Жмаре) упоминает уже летопись Нестора (легенда
992 года о Яне Усмошвеце).
...Сапоги шили в старину из кожи и сафьяна, с острыми загнутыми кверху
носками. Цвета они были желтоватого, зеленого и красного. Центром кожевенного
производства служила еще в бытность ее болгарским городом Казань. ...Самыми
счастливыми годинами, озолотившими этот (кимрский- Н.Ш.) край и сохраняемыми в
памяти его народонаселением, были всегда войны.
Особо выделяются в силуете города высокая телевышка, колокольня
Вознесенской церкви и довольно изящный своими конструкциями мост длиной свыше
900м. Портит красоту моста то, что один из его пролетов заметно осел. Как потом
мы выяснили - прогиб пролета составляет 32 см! После недавних исследований аварийного
пролета авторитетными людьми было дано заключение: мост можно эксплуатировать.
Не хотел бы я ездить по такому мосту каждый день на работу в переполненном автобусе...
Вытащив байдарки на бетонный причал, мы позволили себе погулять по
кривым, кое где еще с булыжной мостовой кимрским улочкам. Посетили
краеведческий музей, где в каждом зале представлены образцы выпускавшейся с незапамятных
времен и пользующейся неизменным спросом всевозможной обуви. Сейчас производство обуви в Кимрах резко
сокращено и можно отметить разве что кимрские кроссовки, сделанные достаточно
прочными и удобными. Центр города, где мы имели честь гулять, сохранил в
себе дух старинных небольших, а от того и уютных русских городков. Вот только
комки с традиционным набором "срочно необходимых товаров мужчинам"
делают его улицы "на одно лицо" с другими городами.
В музее привлекла витрина с
дневником и фотографиями коллег-туристов - участников похода на яликах в 1936г.
по маршруту Кимры-Астрахань. 7 человек прошли это расстояние за... 36 дней.
Ничего удивительного - плотин-то в то время не было и Волга была рекой с
быстрым течением, а не цепью "цветущих" морей.
После города Кимры через 30
км наши байдарки вышли на просторы Угличского
водохранилища, представляющего собой в тех местах красивое море с множеством
островов и чудесными пейзажами, достойными акварели художника. Большие речки-притоки Хотча, Медведица и
Нерль делают берега еще более живописными в местах своего впадения в Волгу,
образуя большие заливы. Встав под железнодорожным мостом для отдыха на
байдарках мы обнаружили, что мосты ...охраняются. Ленивый голос с насыпи:
"Ребят, а, ребят! Я к вам обращаюсь. Тут стоять нельзя!" - заставил
нас еще пару минут погрести веслами. Вдали показалась знаменитая
калязинская колокольня, стоящая на небольшом островке прямо посреди реки, -
все, что осталось от некогда величественного Никольского собора, возвышавщегося
посреди городской площади и снесенного вместе с большим количеством домов перед
затоплением водами еще одного рукотворного моря.
Построена колокольня была в
1801г. Своей 70-ти метровой высотой она пока гордо возвышается прямо у
судоходного фарватера реки, но время и многочисленные посетители, оставляющие
надписи и уносящие на память кирпичи, разрушают красоту некогда величественного
сооружения. Посещение колокольни оставило на душе какую-то печаль и грусть о
прошлом времени и варварстве нынешнем...
Расставшись в Калязине с сожалением еще c двумя участниками нашего
похода, через два часовых перехода мы вошли в пределы Ярославской области, пройдя по области Тверской в общей
сложности 685 км.,
что составляет 1/5 всей длины Волги. Вечером того же дня команда из шести
человек преодолела еще одно "сухопутное" препятствие на пути -
плотину Угличской ГЭС. С насыпи плотины открывается чудесный вид на старую
часть одного из самых древних городов Руси - Углича. Надпись на бетонной плите
набережной: “Град Углич 937г.” напоминает о возрасте патриарха городов русских.
После быстрого переноса байдарок через плотину, а перепад уровней воды составляет там около 12 метров, мы еще
долго любовались вблизи этими изумительными образчиками строительного
мастерства и духовного величия наших предков: красотой церкви царевича Дмитрия "на крови",
Спасо-Преображенского собора, церкви Рождества Иоанна Предтечи... Углич
знаменит тем, что в нем 15 мая 1591 года (по старому стилю) был убит младший
сын Ивана Грозного царевич Дмитрий.
И пусть руки устали от
длительной работы веслами, и хотелось только одного - побыстрее встать на
отдых, красота и какая-то одухотворенность природы в этом изумительном уголке
земли русской еще долго проливала на душу покой и умиротворение. И совсем не хотелось
обращать внимание после ночи на туманное дождливое утро, намокшие палатки и
спальники - все это были лишь временные трудности нашего бытия теперешнего.
Главное состояние души и мысли, а они нам
исподволь "шептали": половина пути уже пройдена и теперь все зависит не только от погоды,
но и от того, как мы будем управлять своим душевным самочувствием и как
достижению поставленной цели подчиним свои физические и духовные силы.
Должен сказать, что нам,
шестерым оставшимся участникам похода, хватило и того и другого, чтобы успешно
и без происшествий пройти вторую половину маршрута. Словно напутствуя на
успешный путь, Волга утром открыла нам на берегу целые залежи белемнитов -
окаменевших остатков моллюска - древнейшего обитателя реки. В народе эти
конусообразные окаменевшие остатки раковины наделяют целебными свойствами и
чудодейственными качествами. У каждого из нас дома теперь хранится дар Волги с
далекого древнего берега.
На маршруте мы пользовались
довольно крупномасштабными картами, которые не давали полной картины русла реки
и каждый раз за очередным мысом мы открывали для себя что-то новое. Названия
малых деревень приходилось спрашивать у рыбаков, во множестве стоящих на
берегах, но даже если название было написано на карте - часто оно не
соответствовало действительности. Такое впечатление, что карты были
"нарисованы" где-то в 50-х годах и с тех пор изменения в них вносятся
лишь в тиши кабинетов или "с потолка". Не верьте датам выпуска на
картах - врут наши карты, очень врут, особенно крупномасштабные.
Остановка в селе Мышкино у нас
не планировалась, но потребовалось купить свежего хлеба и мы направили наши
байдарки на пляж. Каково же было удивление, когда взору нашему предстал
маленький, но вполне уютный... город. Особенно поразил музей под открытым
небом. В нем собраны предметы крестьянского быта, старинные
сельскохозяйственные машины и орудия труда, стоят на полянках деревенские
банька и рига (помещение для обмолота зерна), дома бобыля и купца, действует
старинная кузница, где мы познакомились с кузнецом и, по совместительству,
хранителем музея и собирателем коллекций предметов "старины
глубокой".
Таких музеев я не видел ни у
нас в России, ни за границей - в "больших" музеях все под стеклом, да
за барьером с табличкой "руками не трогать", а тут мы словно прошлись
по деревеньке начала века, подышали тем воздухом и ощутили дыхание старины
кожей лица. А что значит прикоснуться к исскусно изготовленной деревянной
мельнице зерна, которой более 200 лет, и даже попробовать ее крутануть!
Есть там и уникальный дом,
попасть в который нам не пришлось - музей мыши. Это наверное единственный в
мире музей, все экспонаты которого посвящены этому врагу амбаров и хранилищ
съестных припасов. Но с какой любовью и детской наивностью сделаны все его
экспонаты. Главная "хозяйка-хранительница" музея вообще выглядит
барышней в своих кружевных нарядах.
Рыбинское водохранилище - одно
из крупнейших искусственных водоемов мира, поразило нас своими морскими
просторами. И не мудрено - длина 140
км, ширина 60км. Какой же изощренный ум надо было иметь
тем, которые выбирали место для плотины маломощной гидростанции, чтобы
похоронить мелководным морем такое пространство плодороднейшей земли полей и
тысячи гектаров лесов?
Многочасовой переход только по
южной части этого гиганского "зеркала" при совершенном штиле утомил
своим километрами и зноем палящего солнца. На всем протяжении похода природа
словно следила за нами. Первую половину ветер дул, пусть и не сильный, но
постоянно встречный, куда бы и как бы Волга не петляла. А тут стоило только
пройти море и зайти в русло Волги, как налетел сильный попутный шквал, идущий
перед ливневой тучей, и так погнал наши байдарки вперед, что насладившись
получасовой гонкой при 4-х бальном волнении, мы все таки вынуждены были
выброситься на песчаный берег, не доходя до плотины ГЭС. Как нам подсказывал
опыт, насыпная плотина должна была быть укреплена от размывания или бетонной
стеной, или камнями - ни то ни другое не пригодно для безопасного выхода из
байдарки в сильную волну.
Переждав шквалы ветра, а
заодно пополнив запасы продовольствия с помощью любезно предложившего помощь на
своей машине местного жителя, мы двинулись уже по спокойной воде "на
штурм" плотины. День завершился быстро и пришлось вставать на ночевку уже
в полной темноте прямо на территории г.Рыбинска.
Далее на пути был славный старинный город Ярославль, основанный в 1010г.
во время правления на Руси ростовского князя Ярослава Мудрого. В городе мы
пробыли с экскурсией недолго, осмотрели лишь ансамбль Спасо-Преображенского
монастыря, да полакомились местным мороженым, ничуть не уступающем по вкусу
нашему. А вот пиво явно уступало по
вкусу, хотя и носило наше название "Жигулевское". На ночную
стоянку встали где-то примерно посредине между Ярославлем и Костромой. Берег в том месте весь усыпан дохлыми
мальками окуня, как потом оказалось, недалеко от Ярославля работает
нефтеперерабатывающий завод им. Менделеева, который травит вместе с пароходами,
заправляющимися сразу за городом.
Как потом оказалось, это
была последняя "сухая" наша стоянка без дождя. А до окончания похода
оставалось еще шесть дней...
Прогулка по Костроме - тоже
старинному русскому городу, была
также кратковременной. Гуляли мы лишь по старому городу, ориентированному
своим укладом на туристов, в том числе и иностранцев. Мальчик, продававший
набор открыток о городе, на вопрос: "А за рубли продашь?"- скривил
губы и, шмыгнув носом, ответил совершенно определенно: "Неа". Так что
в моей коллекции о Костроме "на память" ничего нет.
Поразил наповал продавец наших
льняных простыней и полотенец на причале. Представьте: в старинном русском
городе Костроме старинное русское изобретение - полотно из льна продает для
иностранных туристов... негр. Да еще как шельмец торгует - за полотенце с
узором, вышитым машинным способом, запросил "твенти файв долларс"
и...получил от солидного пожилого туриста-иностранца, дважды перед этим
пересчитавшего, отвернувшись от продавца, эти самые "твенти файф".
Неисповедимы пути господни как и судьбы людские в этом мире.
Дождь нас накрыл у поселка Красное-на-Волге, известного во всем мире
своими искуссными мастерами-ювелирами, изделия которых экспонируются на
международных выставках. К ливню мы
успели подготовиться, закрыв целофаном все снаряжение в байдарках, и поэтому не
переставали "махать крылышками" даже под проливным дождем. Вот только
вечером пришлось ставить палатки под дождем и на мокрую землю. Опыт дежурных позволил и в экстремальных
условиях вовремя сварить ужин, а сон под стучащие по крыше палатки капли после
тяжелой монотонной работы был даже крепче, чем обычно. А утром, как всегда,
подьем в 7.00, выход в 9.00 не смотря на
сырость и сильный ветер. Благо ветер был нам теперь попутным и помогал
двигаться к конечной цели маршрута с большей скоростью.
В курортном симпатичном
городке Плес, расположенном в живописнейшем месте, устроили себе небольшой
праздник по поводу прохождения 1 тысячи километров.
Красота этих мест неописуема.
Недаром место для дачи Ф.И.Шаляпин выбрал себе именно здесь. Теперь дача его,
ухоженная и нарядно раскрашенная, превращена в один из домов отдыха. Не обошел
вниманием своим это место и великий художник И.И.Левитан. Его картины
"Вечер на Волге", "После дождя", "Свежий ветер"
нарисованы именно здесь.
Под дождем прошли Кинешму и промокшие и уставшие от большого перехода
напросились на ночлег у хозяев строения, одиноко стоящего на берегу на одном из
мысов. Долго искали хозяев - строение
оказалось баней бывшего пионерского лагеря. В
эту ночь второй раз за весь поход спали под крышей, но снаряжение все равно
высохнуть не успело. Утром, расплатившись с радушными хозяевами, вышли на
маршрут уже "всемером" - сын хозяйки пришел на берег провожать нас с
маленькими котятами. Топить их ему было жалко, одного мы и взяли с собой в
путешествие. Теперь кот Матроскин подрастает у меня дома и будет участвовать в
походе до Астрахани все три отпуска...
Горьковское водохранилище в
своей широкой части встретило нас штормовой погодой. Но ветер и волна были
попутные, а управлять байдаркой в любых условиях научились за предыдущие дни
даже новички. Так что переходы через большие пространства открытой воды нас не
пугали.
У одной из стоянок у
с.Сокольское, что на левом берегу, видели удивительную и ни разу до того не
встречавщуюся картину - обрывистый берег Волги словно на искуссном макете
показывает строение земли, образовавшееся за многие миллиарды лет. Причем
полосы обозначены так четко и контрастно, что видны их границы даже с большого
расстояния.
Последнюю плотину у г.Заволжье
пришлось преодолевать дважды. Не имея точного плана сооружения, а спросить было
не у кого, мы пристали к левой ее части. Изрядно выпачкав наши байдарки в
зелени и мазуте "цветущей" воды на прибойной волне, мы их все таки
перенесли на плечах на нижний бьеф, который потом оказался межшлюзовым озером -
как у нас между двумя шлюзами ГЭС верхним и нижним. Через 15 минут хода
пришлось всю операцию повторить заново, но уже обнос удлинился до
полукилометра.
Вы бы видели - как нас
радовало течение после плотины! Байдарки полетели словно на крыльях. В
последний день похода мы сделали самый большой переход - 105км. и не особо при
этом устали. В средине дня прошли расположенный на правом берегу город
Правдинск со стоящими прямо у воды корпусами целлюлозно-бумажного комбината,
известного больше как Балахнинский ЦБК. Картина удручающая - террикон отходов
этого бумажного монстра высится на берегу реки и она, деваться некуда,
размывает этот берег, образуя на отмели громадную свалку бытового и
производственного мусора, который не плавает, а вся перегнившая масса
деревянной щепы уносится водой вниз по течению отравляя все живое в себе.
Печаль за судьбу реки
сменилась восторгом, когда вдали на горизонте за очередным поворотом показались
дома конечной цели нашего похода г.Нижнего Новгорода. Еще долго Волга
"водила" нас по своему извилистому руслу со множеством мелей и
перекатов, прежде чем открыть во всей красе панораму вечернего города. Пройдя
автомобильный и совмещенный в одной конструкции оригинальный
авто-железнодорожный мост, где автомашины движутся по полотну, расположенному
над железнодорожным путем, мы стали на стоянку на левом берегу реки напротив
Сормовского района.
20 августа после короткого последнего перехода через Волгу байдарки
коснулись берега у речного вокзала Нижнего Новгорода там, где Ока встречается с
Волгой. Природа подарила нам тихий солнечный день и все байдарки со снаряжением
сохли чуть не до вечера. Живописную картину циганского табора представлял наш
последний бивак. Благо, сейчас все привыкли к таким картинам, и власти как-то
не заинтересовались появлением еще одной "барахолки" по соседству с
речным вокзалом. Лишь два местных жителя подходили поинтересоваться, "что
продают", и отошли удивленные, узнав, что мы пришли аж с Верхневолжских
озер.
По Нижнему каждый из нас нагулялся вдоволь. Посмотрели архитектуру старых построек, посетили нижегородский кремль,
в первой церкви которого соборе Архангела Михаила покоится прах великого
гражданина России Козьмы Минина. Особую привлекательность для прогулок в городе
представляет нижегородский "Арбат" - улица Большая Покровская,
закрытая для движения автотранспорта со множеством магазинов и кафе под
открытым небом. Город особенно красив с Волги, к которой он повернут лицом
и словно стремится показать все свои архитектурные шедевры старинных ансамблей
соборов и церквей всем проплывающим по ней. На следующий день теплоход "Добрыня Никитич",
приняв нас принял в свои каюты теплоход, отошел от стенки причала Н.Новгорода и который взял курс на
Астрахань. По пути мы с интересом смотрели на берега будущего маршрута второго
этапа, осмотрели Казань и 23 августа в 6 утра были в речном порту родного
города.
С сожалением констатируем: наш
город проиграет видом на Волгу любому старому городу. Да и вида-то никакого с
Волги, увы, нет - одиноко стоящий скелет "памятника
безхозяйственности" да "зубы" 16-ти этажек - вот и все
"лицо". Тольятти до сих пор, увы, повернут к матушке-Волге спиной,
даже скорее нижней ее частью, и тот городской голова, у которого хватит
мудрости и терпения создать на большой пустующей площади так называемого
приморского парка настоящую зону отдыха и сделать достойную набережную, думаю,
будет почитаем горожанами не менее чем основатель Татищев.
На память о походе остались трехчасовой видеофильм, фотографии и
воспоминания о прошедших днях, как самых тяжелейших, а поэтому и самых дорогих
для нас своими впечатлениями и тем, что мы все же преодолели этот маршрут.
Все его участники: Олег Бабаев, Сергей Худяков, Наталья Степанова,
Светлана Бурмистрова, Марина Синельникова и я - за этот месяц крепко
подружились и полюбили матушку-Волгу за ее красоту и благожелательное к нам
отношение.
Благодарим спонсоров похода: Профком АО "АВТОВАЗ",
спорткомитет Автозаводского района, мэрию города и клуб туристов
"Лада" - за моральную и большую материальную поддержку, без которой
наш поход, возможно, и не состоялся бы.
В следущем году в июне-июле пройдет второй этап похода от Нижнего
Новгорода до Саратова и мы к нему уже начали подготовку.
...Взмах.
Гребок. Шорох воды
И за кормой
от весел следы.
Пять байдарок рванулись
вперед-
Так
начинался наш поход...