Иркутская область / Спортивный туризм | Водный туризм | Рыбалка

Чуна-Кеть-2013. ЗаМечтательное путешествие по комариной стране.

6 июня - 23 августа 2013 г.
Чуна, часть 1.

14 июня.

В Лесогорске мы встали у дороги, по ней можно дойти до магазинов, примерно 0,5км. Магазины большие, я закупила печенек, овощи, яблоки, йогурт, хлеб. На берегу сидели местные, один даже пошел меня встречать, помог донести сумку.
Потом Валентин покатал девушку на байдарке, она была в восторге. Лесогорск до перестройки был богатый поселок, сейчас ЛПК не работает, народ пьет, уезжают работать вахтами. Напротив дороги был памятник, туда ходил паром, теперь все заросло кустами, никому не нужно. Народ работает на китайцев, которые держат лесозаготовку и лесопилки, они подбирают и вывозят даже щепу. Вода  так сильно поднялась, что несет бревна и целые острова мусора, который здесь вываливают прямо в реку. Раньше велся сплав леса, в воде много затонувших бревен, поэтому моторок мало и рыбы нет. Мы еще взяли пива, пьем прямо на ходу.

После впадения Чукши перед Лесогорском река стала называться Чуна. Лесогорск тянется очень далеко, потом на правой стороне начинается п.Октябрьский, стоят краны, лесопилки, у каждой избы горы опилок и обрезки - отходы производства.
Прошли о.Еловый у г.Балтуринской, на нем нет ни одной елки, лысый.

Напротив горы на левом берегу - база отдыха. Прошли д.Балтурино и встали немного ниже, на полянке. Сегодня отмахали 50км. Устали, жарко, да еще не выспались сегодня. Место оказалось шумное - то рыбаки мимо пройдут, то моторки, то машины по дороге напротив.
Ночью налетела страшная гроза. Порывы ветра срывали тент палатки, трещали березы, я уже начала бояться, что на нас что-нибудь рухнет. По крыше барабанил дождь, но палатка выдержала даже без штормовых растяжек.
15 июня.
Утром жара, тишина, ясное небо. Воды сильно прибыло, наверно на метр, бревна свистят мимо. Там, где мы вчера набирали чистую воду в травке, образовался мутный заливчик. Зацветает шиповник и земляника, по примете - должна ловиться щука. а то я уже замучилась с изобретением супчиков из ничего - то Волк требует с капусткой, то с мирмишелькой. Полпорции. Добавляю всякие травки, чеснок. Бронхит у Волка так и не прошел, хорошо бы баньку сделать, а все каменистые косы под водой. А место здесь под березками шикарное!
Стоянка под березками.

Капитан долго писал дневник, я читала. Вышли только в 13 ч.
Выходили на берег, здесь много жарков, синих ирисов, чудесные березовые и сосновые аллеи. Рядом вырубка, часть леса увезли, часть спилили и бросили.
Дальше пошли только в 15ч. Течение несет 10 км/ч, а если гребем - то даем все 15. Вода очистилась от бревен и мусора, начала убывать. Мимо проплывало большое бревно, я на нем покаталась с веслом. Ну подумаешь, перевернулась бы - искупалась.
Сплавное средство.

Я развлекаюсь придумыванием слов на разные слоги - ма, до, ре... Чтобы не спать. И ассоциации всякие возникают. Надо было словарь с собой взять, английский или испанский, учила бы слова. И планшет с библиотекой. Ну, в следующий раз...
Мы обошли д.Бармокон по дуге и вышли около г.Кырын. Смотрим камни на баню, есть, но высоко, на горе. А внизу - кусты и болото.
Мы встали за горкой, на ровной дороге. Есть следы медведя и лошади. После ужина съездили на горку за камнями. Вниз они хорошо катятся, мой укатился дальше всех - самый тяжелый. А вот как их на стоянку перетащить? Пришлось сделать волокушу из березок, прихватить веревкой. Камень съезжает, тащим вдвоем. А как на лодку эти каменюки грузили - вообще цирк. Волк переваливает камень, я держу корму, главное - на ноги себе не уронить. Один был зверски большой, решили брать поменьше. Волк сплавлялся с камнями один, потом затаскивали их на крутой берег на веревке.
Ездили за камнями 2 раза, вымотались, взмокли, туча комаров, пришлось работать в накомарниках. Баньку сложили как тетрис. Дров здесь мало, поймали в реке доску и подсушили. Молодой березняк горит плохо.

16 июня. Дневка.
С утра поели - и за дело. Волк пилит и колет сухую сосну на дрова для бани, я занялась стиркой, потом плюшками. Потом Волк делал каркас, топили баню, залили угли и часов в 6 поставили шатер. Я настригла березовых веников. Волк устал так, что не мог даже париться. Камни надо было сначала сполоснуть водой, они же с горы, все в земле были. Плещешь воду, а пахнет не березой, а камнем и пылью. И очень жарко было днем, а печка огромная - перетопили. По-очереди мылись, выходили остывать, поливались холодной водой, Валентин даже полежать уходил, довела его эта метушня. Но отмылись и попарились отлично.
Мы выпили 3 чайника чая каркаде. Я взяла то, что дома завалялось, а здесь идет на ура, как компот. И с собой кипятим 3л, чтобы пить днем, вода в реке после дождей мутная и грязная. После бани завалились спать, это наше самое любимое занятие на дневке. Спали до 22ч, потом вылезли, разобрали баню, убрали все вещи под тент.
Закат у горы Кырын.
17 июня.
Ночью в 2ч Волк тихо говорит - Потоп... Что? Где? А мы уже плаваем в палатке, вернее, плавает Волк, а у меня еще сухо. Ночью началась гроза, ливень, а земля здесь - глинистый чернозем, воду не впитывает, я это еще в бане заметила. Скорее, как попало запихиваем в герму спальники, фотики, что-то натягиваем на себя, сверху плащи. Я спасаю плюшки, запихиваю их тоже в герму. Что-то кидаем в лодку, чтобы не потерялось, и перетаскиваем палатку повыше, на бугорок. Опять все распихиваем под тент, я вытаскиваю в палатке вещи из гермы и сортирую мокрое, что куда. Потом Волк вымакивает воду в палатке полотенцем - тем, что под руку попалось, это по-нашему! (А в прошлом году я ложкой варенье в байдарке собирала.) Потом Волк долго ищет пукалку - сигнальное устройство, вдруг неожиданно выстрелит. Находит его в пакете с солнечной батареей и успокаивается. Наконец, укладываемся. Прошло всего полчаса, но еще долго я не могу заснуть, слушаю дождь.
Встали в 9ч. Над рекой и горкой стоит туман. Где была палатка, образовалось болотце. Волк быстро развел костер, построгал сухую доску, вчера спрятанную под стол. Стол нашли на берегу. Я варю диетический супчик с гречкой, едим плюшки. Волк критикует тесто - тяжелое, а по мне так нормально, вкусно, всего 4 штуки осталось. Сушим мокрое. Вода опять прибыла на 0,5м, а ведь уже начинала спадать.

Вышли в 12ч, течение несет, торопиться некуда. Сделали большую петлю около с.Ганькино.
Большое село, много домов, лодки у берега стоят. Крутой берег сползает в речку, кусты все в воде.
После 18ч стали искать место для стоянки с рыбалкой, чтобы была тихая заводь. Но по берегам все кусты и бурелом. Опять подошли к г.Кырым, прошли речку Нерюкдочку. Вдали синеют уже новые горы, там опять будут пороги. Вылезли походить по бережку и увидели в глубине озерцо, к нему должна быть протока. Пошли вдоль л.б. мимо кустов, свернули в протоку, и вот она, стоянка в цветочках!
Трава вымахала по колено, но рыбаки здесь стояли, видны кострища. Поставили лагерь, потом поставили в курье сетку. Что-то большое плескалось под лодкой, наверное, щука, но на блесну не реагировала, как Волк ни выманивал ее из кустов. Вода здесь в травке почище, хорошо купаться. На ужин - макароны со шкварками и салат из капусты.Комаров в траве - тучи! Я быстро убралась в палатку, а Волк долго ходил со спиннингом и ворчал на бессовестную щуку.
18 июня.
Сказочный туман.

С утра проверили сетку - Ура! 2 больших леща, 2 карася и наверно карпик с крупной чешуей, всю сетку они перепутали и закрутили. Почистили их, Волку пришлось разделывать больших рыб топориком, такие крепкие у них кости. И закрутилась фабрика-кухня - я сварила уху и пожарила 3 сковородки рыбы. Траву мы утоптали, такое местечко славное, что уходить не хочется, и комары пропали. Залезла полежать в палатку, а Валентин зашил мне кеду. Вышли только в 13.30.

Жарко, я засыпаю, Волк брызгает на меня водой с весла. Утром немного переели рыбы, теперь пьем воду. Встретили на берегу канавку с водой, она была такая теплая и чистая, что мы с удовольствием поползали в ней, как крокодилы. Прошли деревню Неванка, здесь стоят трелевочные тракторы, народ потихоньку лес заготавливает. Еще видели интересную часовенку и рядом - дом с флагом.
По левому берегу идет лесовозная дорога, то выйдет из леса прямо в воду, то спрячется, берег еще затоплен. В одном месте лежала деревянная платформа, я на нее вылезла, перешла на соседнюю, а когда возвращалась, ступила на бревнышко посередине, и оно провалилось, а в руке - фотик. Хорошо, успела выставить локоть и зацепиться за платформу, а то нырнула бы с головой и с фотиком.
Около 17ч прошли мимо стоянки Харитоновых, они примостились на пятачке в камнях, в буреломе. Мы продвинулись немного дальше и встали на острове, на просторе. Рядом - небольшое озерцо, перетащили туда лодку, прошли сколько смогли, потом вернулись и поставили сетку. Нарвали листьев черной смородины на чай. И купаться там приятно, вода чистая, прогретая, течения нет, поплавала туда-сюда.
В середине озера глубина больше 2м. На ужин доели уху и еще осталась жареная рыба на утро. Когда стали ложиться спать, Волк заметил на мне клеща - в зарослях словили, потом я на нем клеща нашла, и еще одного на мне. Вытащили ниткой, место укуса смазали йодом, Волк еще доксициклин принял, на всякий случай. А  у меня прививка. Здесь все условия для клещей - жарко, кусты, и время самое подходящее - май-июнь. Завтра проходим еще серию порогов, первый самый сложный - Тюменец.
19 июня.
Солнце, тепло. Проверили сетку - пусто. Я так и говорила вчера, пустое это занятие, да и рыбы жареной еще целая сковородка. Сварила гречку, салат, жареная рыба, чай со смородиной - вот первый раз в этом походе все так вкусно! В 10.30 Волк начал собираться, а я еще разок искупалась. Вода в реке резко упала. В 11ч мы были полностью загружены, костер со спасительным дымом затушен, прыгаем по берегу, ждем Хартионовых, я нервничаю и злюсь. Предложила спуститься чуть ниже и подождать их на реке - нет. Эти "пороги " мы одни легко прошли бы еще вчера... Наконец, ровно в 12ч пришли Харитоновы. Мы немного спустились до места, где была стоянка заготовителей сена, стоят брошенные транспортеры.
Вылезли походить-посмотреть, а на берегу глина, вода ушла. Я очень неудачно упала на руку, хрустнуло в запястье. У большого пальца образовалась выпуклость, со стороны ладони - впадина, надеюсь, что только вывих. Достали эластичный бинт, перевязали, дали обезболивающую таблетку. Вроде пальцы все шевелятся, прощупала косточки. Сразу возникла куча проблем, как одной рукой раздеваться, завязывать шнурки, держать тарелку. А главное - грести не могу! А течение сильное, иногда одному трудно выгрести, чтобы подойти к берегу. Успокаиваю себя и Валентина, что ничего страшного, синяка нет, заживет.
Рядом порог Тюменец, самый "страшный". В действительности - только покачались на валах, камней не видно под водой, прошли прямо по струе. Потом прошли порог Аракан - как шиверка, и Ашимор - тоже всего лишь валы 0,5м. Подошли к водопаду на л.б., очень красивый! И не надо к нему лезть по скользкой тропинке, как к Учковскому, можно прямо с воды снимать.
У водопада.

Около водопада красивые берега с красными камнями. Встали на перекус. Валентин попробовал вправить мне сустав, сильно дернув за руку. Что-то щелкнуло, бугорок пропал. Волк сделал мне лубок из березовой коры на запястье, полегче стало. Прошли много островов, разливы. Подошли к с.Выдрино, здесь раньше начиналось судоходство. Сейчас в деревне живут 40-50 человек. В начальной школе 3 ученика и 6 человек персонала. Живут в основном пенсионеры. Раньше здесь был колхоз, владел 750га земли, в 2-хэтажным кулацком доме  был сельсовет. Напротив деревни на другом берегу - дорога на Октябрьский, может скорая помощь приехать, частники что-то привозят, деревня пока живет.

Я нашла фельдшера, она осмотрела мою руку, помяла - покачала косточки, вроде все цело, и опухоль от вывиха стала спадать. За молоком зашла к Екатерине Алексеевне Уткиной. Замечательная женщина, живая, быстрая, улыбчивая, энергичная. Пригласила  в дом, а сама быстро подоила корову, налила баночку сметанки.
Она раньше держала в деревне ларек, работала на подсочке, сейчас взяла жеребят, есть телята, огород. Крутится весь день по хозяйству, а некоторые соседи завидуют, злобствуют. Уже поджигали и телят давили. Так мы хорошо с ней поговорили, но надо идти дальше, капитан на берегу меня заждался. Прошли за деревню до р.Душан, вошли в курью и встали на травке.
Мошкары много, зато вода чистая и спокойная, можно сетку поставить. Вечером выпили только молока с хлебом и сметаной и завалились спать.
20 июня.
С утра жара. Надо было вот в это время приезжать на Уду, не торопиться. После утреннего кофе Волк проверил сетку, попалось 10 карасей.
Выпутали, поделились с Харитоновыми. Сварила уху и пожарила 2 рыбки на перекус, а Волк посмотрел лодку Михаила - что-то начала выпучиваться шкура. Вытащили баллон, расправили перекрученное место, дефект пропал. Жарко, купаемся в теплой водичке, я руку поднимаю вверх и только окунаюсь. Стараюсь приспособиться делать все одной рукой, ветки ломаю ногой, помощи не прошу. Весло привязано к лодке сбоку.
Выходим в 12ч. Река несет 10км/ч. Крутим петлю вокруг г.Выдрина. По берегам высокая трава, косы залиты водой, стоянку без комаров не найти, много мошки.
Легко прошли 33км, при том, что греб один Волк, и в 18ч уже встали на берегу на галечке за р.Дешим. Берег неровный, кусты. Поставили палатку, ужинать еще рано, жарко, залегли отдохнуть. На ходу мы слышали какое-то тиканье, Волк решил потыкать навигатор и разобраться. Он нажал верхний левый угол, вышел в сервисный режим, сбросил все настройки и сегодняшний трек, очень расстроился и стал сам себя матюгать. К вечеру мы вылезли погулять по лесной дорожке. Избу не нашли, только яму и куст смородины. Здесь много рыбацких стоянок, над кострищем висит чайник. На Дешиме работают лесозаготовители, днем в жару спят, а часов с 8 вечера работают до самой темноты. Вернулись, доели рыбку с салатом, салат из капусты, я его сразу про запас строгаю в банку, и залегли спать. Очень много мошки, перед сном тщательно ее выбиваем в палатке, чтобы спать спокойно. Вода немного прибыла, но мы стоим высоко, надеемся, что не затопит.
21 июня.
Вышли в 12ч. Грести не могу, но все время работаю пальцами больной руки, разминаю их, чтобы улучшить кровоснабжение и регенерацию. С каждым днем амплитуда движений увеличивается и болит меньше. Скоро порог Чулейский. Небольшие валы, камней нет, прошли прямо по струе, даже юбка не понадобилась. Потом прошли порог Конянгин, помощнее, но тоже простой, поболтало только. Порог Екунчет ничуть не сложнее, но видео снять не удалось, весло было отвязано (я пытаюсь подгребать) и одной рукой я с фотиком не справилась.
За Екунчетом - дорога, мост, избушки.
Потом через 7км порог Ворон, там вообще только покачало, как на перекате. За 3ч мы прошли 30км, сделали перекус. Здесь очень красивые красные скалы.
Еще через часик встали на отличном бережку, у р.Черчет, в тени под березками, чтобы не промчаться слишком много. И опять улеглись спать, вернее спал только Волк, а я читала.
Стоянка у р.Черчет.

Вылезли готовить ужин только в 21ч. По заказу Валентина сварила супчик с капустой и вермишелькой, самой даже понравилось, съела 2 тарелки. К вечеру ветерок стих, вылезла мошкара и комары, у костра долго не посидишь. Сполоснулись теплой водичкой - и в палатку. Тепло, +22. У лодки немного спускает левый баллон, наверное, перегрелась на солнышке. Живность на глаза не показывается, иногда ночью слышим, как лось стучит копытами, или какой-то зверек прыгает в воду, когда подходишь к кустам, Волк видел в лесу огромного зайца. Оводы здесь водятся огромные, желтые, полосатые с наглыми зелеными глазами. Много бабочек, особенно белых.
118

22 июня.
Проходили Петропавловку, потом г.Хунат - по верху идет дорога, вершина вырублена. На л.б. с.Новый, 3 домика. Потом прошли новый мост, которого еще нет на карте.
И за мостом мы встали на крутом берегу, под соснами.
Мошки и здесь полно, но ее периодически сдувает ветерком. Костер развели у старого пня, так хорошо разгорелось, что пришлось тушить. Рядом в старой березе - многоэтажное птичье общежитие, может быть, дятлов, непрерывно орут птенцы. Хотели дойти до озера, но далеко, 0,5км. Вернулись, приготовили ужин. Задул холодный северо-западный ветер, гонит тучки, погода испортилась. А мы хотели остаться здесь на дневку. Всю ночь шел сильный дождь, ветер трепал палатку.
23 июня.
Утром прохладно, северный ветер. Утеплились, попили кофе, я сварила овощной суп-рагу. Потом Волк срубил молодую березку и сделал мне новую лангету на руку, длинную, до локтя. Запястье опухло, синяк посередине и на локте тоже, наверное, надорваны связки. Вроде все шевелится и поворачивается, но рука имеет странный изогнутый вид, кожа на ладони от жары и влаги сморщилась и запрела.

Волк посмотрел на мою руку и решил вместо дневки быстрее идти в Октябрьский, где есть больница и должен быть рентген, чтобы определиться и правильно зафиксировать больное место. И скажут, сколько времени надо на восстановление. До Октябрьского 70км, еще 2 дня.
Выходим, встречный ветер, но слабее, чем вчера.
Проходим о.Чистый, на нем навес - может, сено косили. Слева стоянка рыбаков. Скоро с.Кондратьево, если купим молока и хлеба, можно съесть на перекус. Село большое, с верхней стороны дома старые, брошенные, с нижней - новостройки, живут молодые семьи староверов, у них много детей и молодежи, женятся, строятся, основательно и красиво. В деревне много техники, табун лошадей, много коров.
Я купила у молодой хозяйки творог и сметану, магазин закрыт - Троица. Вышли, остановились за селом, поели немного размороженного творога, сметанки с хлебом и пошли дальше. Встречный ветер, волна, Волку очень трудно выгребать одному. Прошли большую д.Полинчет, там играли свадьбу около клуба. Там много техники, новые дома.
Потом прошли д.Кадарея, туда тоже 5-6 лет назад переехали староверы. На карте она нежилая, а на самом деле - очень даже жилая.  Встали на травянистом бережку в 20ч.
Стоянка на травке.

Прошли 39км. Сегодня холодно, +12, комаров и мошки нет, красота! Я уже могу держать кружку левой рукой, даже на берегу пытаюсь крутить весло, когда Волк не видит. Изо всех сил транслирую всем Хранителям желание регенерировать запястье и грести. Ставлю варить суп из лосятины, которой нас угостил парень в Кондратьево. Спасибо доброму человеку! Рыба не ловится, надо в следующий раз соевое мясо брать, хоть какой-то белок и навар. Суп покипел 20 мин, и зашумел приближающийся дождь, пришлось срочно эвакуироваться в палатку. Дождь прошел, даже костер не загасил. Сварила котелок супа,  и капитан первый раз попросил добавку! Осталось еще и на утро. Залегли спать в 23ч, я еще книгу почитала, а Волк очень устал и заснул сразу.