Осмолода - Говерла

18 июля.
Утром прохладно, встали в 6ч. Быстро развели костер, приготовили завтрак, наметили план на сегодня-завтра.
Сначала пойдем по дороге на д.Осмолода вдоль речки, по щебенке, движения почти нет, часто встречаются стоянки. Дорогу пересекают ручейки, встречаются водопадики, указатели маркированных троп на г.Грофа и другие горы, но мы туда не пойдем, надо докупить продукты и отдохнуть от подъемов и курумника.
Мы прошли лесничество с домиками и красивыми воротами,
дошли до развилки с большой стоянкой, где заготовители принимали чернику, наполовину зеленую, мятую и с мусором, собирали гребенкой, по цене 67гр. за кг. Сдающих много.
Затем повернули на новый мост через р.Молода, с плотинкой и каналом.
Вошли в село, сразу зашли в один магазин, кое-что купили, в другом магазине взяли на перекус квас и домашние чебуреки с сыром, купили домашнее мясо и хлеб. Хотели пройти на юг короткой дорогой, но моста через речку там нет, только 3 трубы торчат, переходить вброд - глубоко, не рискнули.
Вернулись на новый мост, уже с юга шли тучки. Мы посидели под навесом, но тучка прошли мимо, пошли дальше мимо р.Ломница.
Уже громыхало, ползли тучи, все съезды были заняты машинами, сегодня воскресенье. Мы дошли до первого кемпинга у лесничества, оказалось занято, прошли дальше на запад, через речку - все занято.
Уже моросило, натянули плащи, перешли подвесной мостик к лесничеству и наглым образом прошли через его территорию.
Там есть загон с косулями, их кормил служитель. Вышли опять на дорогу и потопали дальше на юг искать стоянку. Прошли 2км, увидели беседку слева от дороги, с кострищем, здесь начинается тропа к хижине УПА. А повыше мы нашли хорошее местечко в лесу, более-менее ровное, там и встали.
Сварили суп с лисичками, но попался 1 горчак, и суп немного горчил, все равно его съели. Продегустировали бальзам Мольфара (а мольфар - это черный колдун), и уже в 19ч улеглись.
По равнине прошли 21,7км. А ночью разразилась гроза, дождь шел всю ночь.
19 июля.
В 8ч дождь дал нам передышку, чтобы мы позавтракали. Костер легко развели с помощью смолы с елки.
Уже выглядывало солнышко, но неожиданно опять пошел сильный дождь, пришлось спрятаться в палатку. Почитали до 11ч, дождь немного перестал, Волк категорически скомандовал выход. Мы быстро собрались по-мокрому, вышли в 11.45.
Дошли по дороге до поворота, там есть хорошая стоянка чуть южнее, за мостиком, но там еще дымил костер, видимо вчера стоянка была занята.
Мы свернули на левую дорогу на перевал. Часто встречаются указатели. Временами сыпал дождик, мы то снимали, то надевали плащи, в них идти жарко. Мы не собирались идти на г.Сивуля, хотели просто пройти по дороге через перевал в направлении д.Быстрица. Встретили большую пустую избу, там много пустых комнат с печками, покрытыми изразцами, можно ночевать.
Но мы пошли дальше вдоль ручья Быстрик, лил дождь, дорога сильно разбита лесовозами. Справа по камням несется бурный поток с порогами и водопадами.
Дошли до вагончика лесозаготовителей, они пригласили нас на чай. Выпили с ними горячего сладкого кофе, они сказали, что в ближайшие дни ожидаются сильные дожди и посоветовали после развилки идти по средней дороге. На самом деле надо было идти левой верхней тропой траверсом на кордон. У меня мобильник был полностью разряжен, проконтролировать дорогу я не могла. В результате, средняя дорога оказалась тупиковой, пришлось лезть 300м вверх по склону по оленьей тропе, с перелезанием огромных упавших елей, через бурелом.
На пути попадались заросли крупной черники, но опять не вовремя, кто же меня будет ждать, только вперед! Мы вылезли на хребет, на верхнюю тропу в 16ч, немного перекусили.
Дальше одолели крутой подъем, выбрались на полонину с коровами, влезли еще выше, пошли на г.Кругла (1451м). Дождь прекратился, мы убегали от тумана, который лез снизу. Прошли по хребту и вышли на полонину Быстра перед г.Сивуля. Здесь много стоянок и родники, затоптанные коровами, дорога тоже сильно изуродована. Мы встали в середине полонины на ровном местечке.
Вверху стоит группа, ждет погоду для подъема на г.Сивуля, подошла еще одна группа, устроились рядом. Костер мы разожгли с трудом, опять с помощью смолы, даже береста не горит, все мокрое. Немного просушили палатку, к вечеру выглянуло солнышко, зарядили накопитель на 12% и мобилку на 7%. Связи здесь нет. Сварили супчик, надеемся на хорошую погоду завтра. Прошли 14,6км. Рядом встала молодежь, Волк решил сделать доброе дело, пригласил их варить ужин на нашем костре. В результате они все собрались около нашей палатки и трындели до 23ч, особенно раздражала их предводительница со своими авторитетными заявлениями опытной туристки. Пришлось вылезти попить чаю, они разбежались, но когда мы ушли - собрались опять. Я не выдержала и рявкнула, чтобы имели совесть, только после этого они убрались. Дождь шел всю ночь, палатка выдержала, внутри было сухо, но холодно, особенно Волку, у которого не было с собой даже флиски.
20 июля.
Утром встали в 6ч, разожгли костер с помощью смолы, она очень выручает, сварили завтрак.
Только поели, опять пошел сильный дождь. Туман лезет снизу, за г.Сивуля зацепилась тучка и льет дождем. Рядом стоят уже 4 группы, надеются на улучшение погоды. Вместо обеда - только вафля и глоток сгущенки, костер под проливным дождем не разведешь, тент натянуть негде, полонина. Вечером на ужин - тоже кусочек хлеба и вода. Попеременно читаем и спим, неизвестно, сколько это будет продолжаться. Ночью еще похолодало, кругом густой белый туман и поливает дождь, трава вся в воде. Мы понатягивали на себя всю одежду, что есть, даже мокрые носки, закуклились в спальник, сверху укрылись тентом, в палатке пока сухо.
21 июля.
Проснулись в 6ч, дождь ненадолго стих, но над горой стоят тучи. Решили, что ждать нам нечего, на г.Сивуля мы подниматься не собирались, мобилки с навигацией разряжены, но можно ориентироваться по знакам тропы, я видела на полонине указатель. Мы быстро упаковали мокрые вещи, мокрую палатку, натянули мокрые кроссовки и побежали вниз.  Дошли до указателя, пошли по тропе на юго-восток. Прошли урочище Пекло, там тоже есть указатель, контролирую куда идти, все иногда ошибаются. Сначала тропа была широкая, хорошо размечена, не разбита. Мы вышли в полонину Негрова, но затем южнее полонины Коротканской тропа поворачивала на юг, и мы ушли по ней к г.Окопы и потом шли по старой тропе на юг. Скатились по очень крутому спуску к р.Салатрук. Вдоль тропы попадается просто море лисичек, мы набрали сначала мелочи, потом поменяли их на крупные. Вышли сначала к ручью, перескочили его, вышли на вырубку, за ней находится дорога, но надо форсировать р.Салатрук. Там есть брод, но после таких дождей переходить ревущий поток страшновато, унесет. Волк попробовал сначала перейти речку без рюкзака, потом уже вместе со мной и рюкзаками, оказалось всего по колено. Мы сначала прошли по дороге на северо-запад до вагончика лесозаготовителей, но там опять брод, пошли обратно по дороге в другую сторону, надеясь выйти к деревне. Сначала на хуторе Быстрица увидели у дороги палатку с двумя бабульками лет за 70, они приехали из Запорожья посмотреть водопады и уже 2 дня сидят в палатке из-за дождя. Мы пошли дальше, встретили 3 мужиков с лошадью и бензопилой, они сказали, что до д.Быстрица еще 5,5км. А мы уже прошли 14км по моим часам. Дальше шли по дороге, начались заборы, сенокосы. У красивого домика постучались, вышла Наталья, мы спросили, где можно снять комнату на ночь, мы были насквозь мокрые.
Наталья пригласила остановиться у нее в гостевом домике за 300гр, есть печка с плитой, ванна с туалетом, стиральная машина. Мы были страшно голодные, сутки почти ничего не ели. Наталья очень гостеприимная добрая хозяйка, принесла нам молока, яиц, картошки, укропчика, смальца, чтобы сразу пожарить яичницу. Потом мы, конечно, сходили в магазин за 1,5км. Старый мост в деревне унесло, пришлось обходить к новому мосту по грязюке.

IMG_20210721_150946IMG_20210721_152356
Посветлело, но дождик еще срывался. Волк растопил печку, развесили все сушить, я сварила суп с белыми грибами, потом пожарили лисички.
Поставили заряжать электронику. Здесь даже есть быстрый wi-fi. В отеле нам таких удобств бы не предоставили. Сегодня прошли 20км.
22 июля.
Встали в 6ч, Волк раскочегарил печку, сварили кашу с яичницей, а кофе так и не закипел. Собираемся, хорошо просушились, отдохнули, помылись. Надо обязательно устраивать такой цивилизованный отдых в долгих походах, особенно в плохую погоду. Обувь тоже почти просохла, мои кроссовки Lowa выдержали 2 дня мокрой дороги под дождем с переходом ручьев вброд, они не раскисли, держали форму, высохли и не покоробились. Вышли в 9ч, поблагодарили хозяйку, все было замечательно.
Зашли в магазин, купили мешки для мусора, чтобы спасти от дождя мягкие вещи. Это надо было сделать с самого начала. Дальше мы хотели пойти на г.Плоска, сначала пошли не по той улице, но я вовремя заметила ошибку и завернула Волка. Обычно он спорит, что его дорога лучше, но тут промах был очевиден. Пришлось вернуться, мы дошли до великолепной сверкающей золотом церкви.
Зашли еще в 2 магазинчика, запаслись продуктами и пошли по улице, вдоль речки Довжинец. Село Быстрица очень длинное, почти 8км. Мы дошли до конца деревни, там есть стоянка и поворот на тропу на г.Плоска (1353м). Когда переходили вброд ручей, нас нагнала группа поляков, 3 девочки и 1 мальчик, они тоже перешли брод босиком.
А дальше, чтобы попасть на тропу, надо перепрыгнуть ручей, на карте его нет. И дорога пошла в гору. Сначала тропа чистая, попадаются мелкие камешки, идет крутой подъем на хребет, потом дорога сильно перемолота лесовозами и коровами.
Постепенно набирали высоту с 815м до 1000м и дальше, вдоль тропы встречали родники и ручьи. На высоте 1244м встретили заброшенный дом с сараем и ручей. Когда оставалось подняться уже немного, мы увидели наверху огромные деревянные качели и рванули по склону напрямик, не так грязно.
На склоне много черники, пособирать опять не получилось. Залезли на г.Плоска (1355м), там оказалось много народа, местные ребятишки из деревни и группа поляков. Покачались на качелях.
Вокруг большая полонина, пасутся кони и коровы, внизу видны домики.
Поляки планировали дальше идти на г.Довга, и это правильно. А мы хотели попасть на г.Говерла и пошли на юг, чтобы попасть в с.Черная Тиса. Мы спустились вниз к ферме, слева от нее проходит дорога на с.Черная Тиса, по ней ездят машины.
Дорога мокрая, местами сильно раздолбанная, пересекает много ручьев, в одном месте речушка идет прямо по дороге. Один мост еле держится, вода прет через него, там завал.
 Спустились мы быстро, уже прошли 17км, стали искать стоянку. На одной полонинке было сыро, болото, мы прошли дальше и встали на полянке между елочек. Пришлось пройти по мостику из 1 бревна, никто не упал. Здесь есть кострище, ровное место, куча речушек со всех сторон.
Сегодня прохладно, надеемся, что потеплеет. По дороге опять набрали лисичек возле села, на суп, получился шикарный ужин с салатом. Встали в 16.50, в 18.40 были уже в палатке. До с.Черная Тиса осталось 10км. Прошли 18,8км.
23 июля.
Встали в 6ч, по холодку. Быстро позавтракали, собрались, вышли в 9ч.
Сначала дорога очень разбита лесовозами, некоторые мостики унесло, переходим ручьи вброд. Еще и коровы грязи добавляют. Я ругаюсь и призываю все кары небесные на тех, кто дорогу раздолбал. Встречаются хутора, фермы, вырубки. Родники часто имеют отвод с дороги, это делают сами жители.
IMG_20210723_115448IMG_20210723_115723
А за 5км перед с.Черная Тиса дорога становится сухая и чистая. В 12.40 мы сделали перекус перед селом на площадке с качелями и беседкой.
В с.Ч.Тиса вышли в 13.20. До первого магазина в селе шли около 1км, потом магазины стали встречаться очень часто.
Докупили немного продуктов, выпили сок с круассаном. После центра села начался асфальт. Мы хотели встать на стоянку за с.Черная Тиса, но от с.Ч.Тиса до с.Ясиня всего 6км и практически все застроено домами и занято сенокосами, стоянок нет. Вышли в Ясиня и стали думать, что делать. Нам ничего не оставалось, как идти дальше на восток, до д.Лазещина, а потом после развилки свернуть на юг, чтобы подняться на г.Говерла, это самая высокая гора на территории Украины, 2061м. Настроились уже на стоянку, а тут еще идти км 7, тяжело. Но потом разошлись по асфальту, вроде стало легче.
В д.Лазещина свернули у церкви Петра и Павла на юг, пошли вдоль железной дороги.
Потом ж-д ушла на восток, а мы пошли дальше на юг. Ж-д действующая, видели, как дизель протащил вагоны.
В 18.30 дошли по дороге до КПП, здесь нас записали в журнал и допытывались, когда думаем спускаться. Мы на всякий случай взяли пропуск на 3 дня. Заплатили символическую плату 40гр за двоих, карта стоит 100гр, не стали брать, только сфотали. До Говерлы еще 12км, подъем на 1200м. После КПП прошли одну беседку, там палатку ставить негде.
Через 1км дошли до второй беседки, здесь уже есть поляна с качелями, кострище, вода, дрова нашли.

Костер опять разжигали смолой. Сегодня прошли 27км при норме 15км, но делать было нечего, сплошная населенка.