Этот и следующий участки проходят по родным для меня местам; некоторые из типичных своих маршрутов я разметил голубым; фиолетовым — ту их часть, которая проходит по велодорожкам (№№ 3,4,5,7,14,15,16,17 и метро Владыкино — основные точки входа в парковую систему Ботсад-Останкино; ВДНХ любой веломосквич должен знать и так =) )
Тем не менее, ЗКМ смог меня удивить, причём с самого начала — отрезок по Леоновской роще я почти всегда всегда проезжал транзитом и напрямую через ВДНХ, по варианту №(6-5-1), такова логика тропы для велосипеда. Через выход Ботсада №3 катался, но обычно сразу на север и вверх по Яузе. Оказалось, что привычное заросшее кустами сужение №2 — не просто проезд над коллектором Яузы, а чудесный мостик, видный сразу с поворота на №3 и похожий на дольмен; а на полпути с №2 к №3 на Яузе даже видны перекаты. И никакого обещанного строительного мусора на этом отрезке я не увидел, приятная узкая тропа вдоль реки по заросшему леском полю.
Второе что приятно порадовало — трассировка по Ботсаду. В варианте №(3-8-9-10-11-12-13-14) маршрут очень ритмично сменяет все разнообразные характерные для Ботанического Сада участки, при этом неохвачена остаётся только северная часть (дендрарий, центральная аллея и японский сад с прудами у №7).
Участок №(3-8) проходит низом и верхом обрыва Лихоборки и в виду экспозиции природной флоры, №(8-9) — через темнохвойный лес, №(9-10) через луга с садом непрерывного цветения, №(10-11) — по самой популярной части (набережная Каменки и сад прибрежных растений; в выходные людей там море), №(11-12) — тайными тропами под старыми деревьями у розария (а вот там никого нет), №(12-13) — мимо заповедной дубравы (там никого нет, кроме спортсменов), и к №14 выводит аллеей к пруду, главному корпусу и выходу.
Возвращаясь к техническому описанию — от метро регулируемый переход №1, узкий мосток над Яузой, а вот дальше возможны варианты, и не уверен, что новый маршрут кольца (зелёный) мне нравится больше всего. От №2 к №5 ведет грунтовка, вдоль которой недавно пытались сделать парковку; к №4 грунтовка чуть поуже, к №3 — зелёнка по старому маршруту.
Крюк №(2-5-6) вместо №(2-4-6) я обычно делаю, т.к. у Лихоборского въезда (№5) есть регулируемый пешеходный переход; но вот в этот раз обнаружил, что светофор поставили и у въезда к "Кролиководству (№4) — там, пожалуй, переходить даже удобнее.
У №3 перехода нет вообще, неудобный спуск и очередной раз заварили калитку в Ботанический сад, так что мотивация сменить участок трека понятна — однако, пока на ВДНХ ремонт, даже маленький кусочек №(4-6) не очень приятен, а №(6-9), пусть и идет по тропе вдоль кольцевой ВДНХ и не затронут ремонтом, по-моему проигрывает участку №(3-8-9) над обрывом Лихоборки.
Сочетая старый и новый варианты я предложил бы ехать с востока так: №(2-4), перейти на светофоре, затем по накатанной тропке №(4-3), заваренную калитку обойти чуть севернее у маленького живописного мостика — далее по Ботсаду №(3-8-9-10-11-12-13-14 — если вход у №3 всё-таки закроют капитально, то лучше даже №4-6-3-8..., зацепив ещё часть сосняка по кольцевой ВДНХ).
У №11 старая трасса при прохождении в эту сторону уходит в кусты с бумажками, и тропка находится только под самым забором розария. Смысл изменения участка №(11-12) понятен. Мимо дубравы №(12-13) я бы ещё лет 6-7 назад ходить бы не рискнул из-за обитавших там бомжей и одичавших собак, но сейчас вроде бы вместо них только спортивные бегуны.
Фух, осталось немного. К счастью, другие районы Москвы я знаю хуже, и столь подробно разбирать не стану =) Распишу ещё только Марфино — район, разделённый двумя линиями железной дороги, которые необходимо пересекать любому маршруту, идущему по направлению запад-восток.
Трасса ЗКМ здесь соптимизирована полностью — регулируемые переходы на Орлова (№1, если попытаетесь идти подлэпным бульваром — придется нарушать), регулируемый переход Савеловского направления (№2) и мост над Октябрьским направлением (№3) легко и быстро проходимы, особенно сейчас, когда шанхай уже снесён, а обещанный пересадочный узел ещё не достроен и толпы людей не притянул.
Правда подземный переход Дмитровского шоссе (№4) — худший переход с велопандусом, который я видел в Москве: пандус узкий (почти не развернешься), на полтора оборота вместо одного и развернут против хода ЗКМ, спуск с моста (№3) идет прямо на лесенку без рельс, а на левой стороне упирается в узкий тротуар и огороженные с заду территории общаг.
Настоятельно рекомендую, как для вело- так и для пешего прохождения, пока не достроили СВХ, сразу за мостом №3 сворачивать направо и по отмеченной синим разворотной дуге и нерегулируемым переходам на Лиственничную аллею — быстрее и комфортнее
Сама аллея №(4-5) как всегда прекрасна, тихая зелёная взлетная полоса с бескрайними полями по сторонам, без движения и машин. У въезда на Пасечную я с маршрута сошёл.
Пожалуй здесь же расскажу и про альтернативы.
Октябрьское направление до Марьиной рощи можно пересекать ещё в трёх местах — №8 (самое удобное, прокол невысоким тоннелем), №7 (перенос путей под монорельсом и отсутствие перехода за ним) и №9 (подземные переходы у станции Останкино и метро Бутырская).
Савёловское направление пересекается нерегулируемым переносом через один путь в двух местах (№6), подземным переходом у метро Тимирязевская или по развязке Руставели южнее №6 (удобно, если ехать на юг).