республика Якутия / Спортивный туризм | Пешеходный туризм | Водный туризм

Витим - Хани - Олекма - Лена. Летние развлечения пенсионеров

8 июня - 31 августа 2011 г.
20 августа.

Ленские столбы Ленские столбы
Ночь была звездная, холодная, +11. Утром солнышко, ветром пригнало облако дыма. Сварила уху и зажарила щуку, поели лучше, чем в ресторане.
Вышли в 11ч. Мой фотик опять барахлит. Тянем поппера, вода чистая. Волк поймал сначала окуня, потом щучку (вытащила ее из воды под жабры), на перекате еще одну щуку и громадного окуня. Сегодня мы с рыбой! Прямо на наших глазах мальчишка вытянул щуку кг на 5! Потом начались Ленские столбы, и я наконец уговорила мой фотик поработать - изменила туда-сюда качество снимка, он заработал в ручном режиме. Дальше мы забыли про мошкару, снимали каждый столб в отдельности, и группами, и общий вид, и вид сзади. Кадров 200. В одном месте стояли сразу 3 прогулочных теплохода - "Механик Кулибин", "Демьян Бедный" и "Михаил Светлов". Волк сказал, что раньше они по Енисею ходили, занимались пассажирскими перевозками, а сейчас на прогулку народ вывозят к столбам.
Прошли село Тумул на л.б. и встали на ночь в 20ч. на галечке. Прошли 44км. Улеглись в 22ч. Луна большая и красная, тепло. Над горами висит дым - где-то горит тайга.

21 августа.

Утренний кофе Утренний кофе
134 134
Поиск тайника Поиск тайника
138 138
В 6 утра пошел дождик, пришлось поспать подольше. Вылезли в 9ч, вышли в 11ч.
Прошли еще немного вдоль столбов, но вчера уже насмотрелись и нафотались, столбы тянутся на 30км. И через 6км пошли на л.б. посмотреть Еланку. Около 200 лет назад эта деревня была важным населенным пунктом. По реке Лене проходил Иркутско-Якутский почтовый тракт. Почту везли ямщики, которые и основали на ленском берегу небольшой населенный пункт Еланку. Кроме того, я увлекаюсь гео-кэшингом, а как раз выше Еланки, на берегу, должен быть тайник. Мы долго шли между островами, течение слабое, заедает мошка. На перекус встали на обрывистом острове, в кустах, Волк меня затащил наверх на песчаную полочку. Наконец, перешли Лену и оказались как раз на нужной долготе. Мы долго лазали по каменистому обрыву, вроде по координатам место совпадает, но в ямке под пещеркой пусто. Значит, будет считаться, что тайник взят виртуально. Волк обиделся, что он там зря лазал как горный баран, все перерыл, и ничего не нашли. Пришлось выдать ему утешительную конфету.
Зашли в Еланку. Она расположена высоко на горе, даже на двух горках, на берегу стоит много крутых иномарок, видимо здесь дачный поселок. Для туристов есть стоянка - место на берегу, обнесенное изгородью, как загон для скота, дров нет. Я поднялась наверх и полюбовалась на красивый желтый забор, за ним новые одинаковые коттеджи, часть из них жилая. Вдалеке еще домики. Культурно-этнографический комплекс "Ямщицкое подворье", где так ждут туристов и гостей, был представлен торговой лавкой с бутафорскими хозяйственными постройками, конечно, закрытой на замок по случаю воскресенья. На берегу стоит маленькая часовня - ямщикам от благодарных потомков, рядом могильный памятник, на соседней горке, куда Волк влез, чтобы посмотреть проход между островами, - старое кладбище. Магазин - ларек на берегу, мы туда не пошли, а сразу стали уходить на п.б., 30мин по гладкой воде.
Еще немного прошли вперед, сегодня 40км уже отмахали, и встали на песочке. Очень много мошки, спасает костер. Рыба весь день не ловилась, попался только один окушок на поппера. Пришлось доедать макароны с солеными рыжиками. Волк притомился, ушел спать, а я еще влезла на кручу посмотреть ягоды, но там был только мох и надпись на песке: "Олекмане - лесосплав". Ночью холодно, +7, утром +19.

22 августа.

144 144
Диринг-Юрях Диринг-Юрях
146 146
147 147
Турбаза Диринг-Юрях Турбаза Диринг-Юрях
Утром солнце! Погода радует, тишина, красота, уезжать отсюда не хочется, а ведь сегодня крайний ("последний" не говорят) ходовой день. До Кичикатцев осталось 42км.
Вышли в 10.40, ветер слабый, сдувает мошкару. В 14ч подошли к турбазе Диринг-Юрях, где была обнаружена стоянка древнего человека. Эта каменная терраса раньше была берегом моря. Полюбовались на необычное неформатное здание с остроконечной в форме пирамиды крышей. Вышла работница турбазы, пригласила нас зайти внутрь. В выставочном зале пустые витрины, ни одного экспоната, хотя здесь за 17 лет раскопок было найдено свыше 5000 предметов! Даже коллекции местных минералов нет, всего несколько камешков, найденных детьми сотрудников. Еще есть каминный зал, на стене шкура медведя, стенд с фотографиями Федосеевой и Мочалова и рассказом об их открытии. Нам предложили купить сувениры - самый дешевый магнитик 150р, а цену камешков с авторской росписью она даже называть не стала. Тонкий буклетик-гармошка, такие в Испании бесплатно раздают, здесь стоит 30р. Ну и конечно, чаем нас здесь не угостили, сюда обычно приезжает начальство на шашлыки, и они сами все привозят. Это вам не метеостанции, где всегда рады гостям.
Наверх идет тропа из бревнышек, GPS показывает, что тайник где-то там, полезли искать. Наверху дерево с ленточками, нужно оторвать полоску от одежды и загадать желание, дерево передаст его Хранителям, древний обычай... Волк повесил зажигалку, я пожертвовала платочком. Мы осмотрели заросшие следы раскопок. Тайник Волк нашел почти сразу, правда от заявленной точки он отстоял на пару метров, видимо, ошибка измерения. Мы вытащили контейнер, я записала свои данные в блокнотик, поменялась сувенирами, сложили все обратно, спрятали и поставили рядом каменную пирамидку, как было написано в паспорте тайника. В 15.30 встали на перекус, Волк с утра уже поймал на поппера 3 щуки. Причем, маленькую щуку схватила за хвост другая, огромная, но она  отцепилась, когда подвели к берегу, вылетела только маленькая! Одну щуку отварили на перекус с пряностями.
Потом прошли гору песка, вот бы залезть и скатиться, как с горки! Судя по следам на песке, кто-то так и сделал. Дошли до речки Буотома, здесь тоже турбаза, но туристов нет, рядом горит тайга. Койко-место в щитовом домике стоит 500р и 150р в день за нахождение на территории парка. Конечно, оставаться здесь мы не стали. Берег сползает вниз, парадная лестница уже почти обрушилась, починить никак не соберутся.
Выше по Буотоме находится парк Усть-Буотома, сюда 2006 году, по целевой республиканской программе «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия)» при поддержке федеральных органов власти было завезено 30 бизонов из Канадского Национального парка «Элк Айленд» для возрождении на исторической родине поголовья лесных бизонов. Ведь отдельные находки костей бизонов в Якутии датируются 5–6 тысячелетиями до нашей эры! Животные  хорошо прижились, дали потомство, телята были отселены на территорию природного парка "Сиинэ", где 23 мая состоялось открытие нового питомника лесных бизонов "Тымпынай". 17марта 2011г завезли еще 30 голов, и столько же планируют переселить в 2013г. Мы туда не пошли, сплав по рекам Буотома и Сиинэ в 2011г запрещен из-за пожаров, и время поджимает.
Мы свернули в узкую протоку, ближе к горам. Солнце садилось, Волк гнал изо всех сил. Надо было найти место рядом с Кичикатцами, где на берег выходит дорога. Нашли ее в 21ч. Грязно, везде мусор, пасутся кони. Волк весь взмок от переживаний и отчаянной гребли. Встали на полянке, капитан произнес речь по случаю окончания похода, быстро поели и спать, все дела завтра.

23 августа. Дневка.

161 161
Почетный знак странника Почетный знак странника
Утром тепло, солнышко, +17. Сварила прощальную уху из щук. Помыли лодку, часто из-за спешки или плохой погоды это сделать не удается. Разобрали и поделили вещи, потом я занялась стиркой. Лодку свернули, упаковали в рюкзак. Я сходила посмотреть дорогу до трассы и по возможности зайти в Кичикатцы в магазин, купить хлеба и кг муки на оладьи. До первой дороги идти 20мин, потом дорога идет в гору, здесь уже ходят машины, попробуем завтра голосовать. 4км по дальней дороге до Кичикатцев с больной ногой мне сейчас было не пройти, а ближняя,  вдоль линии ЛЭП, заросла шиповником и уперлась в речку без моста, непроход. Пришлось вернуться обратно, удивляясь нашей удали - 24км по камням бегом пробежали на Олекме!
Вернулась, Волк тоже отправился на разведку. Нашла сушеную рыбку в умывательном пакете, Волк подложил, и перепрятала ему в рюкзак. Заодно подшила ему спинку рюкзака и нашла солидол, смазала свою цепочную пилу. Волк все лето берег солидол для катушек спиннингов, но они отработали отлично. Вечером нагрели воды, быстро вымылись на полянке. Что-то похолодало, накрапывал дождик. Отпущенный нам лимит хорошей погоды закончился. Волк торжественно подарил мне Знак Странника, лапу с памятной надписью. На ужин каша из остатков, продукты съели под ноль, осталось немного крупы на завтра, сухая картошка, чай, сахар, сухари. До Тынды 800км. Котелок взяли с собой, вдруг на дороге ночевать придется, чайник оставили висеть на цепочке над костром.

24 августа.

Антистапель Антистапель
Поход закончен! Поход закончен!
Трасса под Кичикатцами Трасса под Кичикатцами
Утром встали рано, в 6ч. Сварила молочную кашу, чай. Разговаривать не хочется, повисла неопределенность. Все свернули в 8.40 вышли. За 20мин дошли до трассы, почти сразу нас подобрал УАЗик, довезли до основной трассы. У кафе стояли дальнобойщики, один менял колесо. Поспрашивали - никто нас не хотел брать, тот, кто ремонтировался - вообще нагрубил, типа шляются тут всякие, проблемы людям создают, нет денег - сидели бы дома. Один соглашался довезти до Нерюнгри, но только одного, 3 наших огромных рюкзака всех пугали. Торчали на пылящей щебенке часа 2, потом застопили УАЗик на 100км. Мы согласились, чтобы хотя бы поменять место. Дорога ужасная, как вибростенд. Там тоже долго стояли, машин мало, иномарки маленькие, не берут, дальнобои с пассажирами или просто проносятся мимо. Доели хлеб с салом. Потом повезло, нас взял УАЗ до Алдана, еще 300км, для нас это лучше всего - есть куда рюкзаки поставить и сидеть удобно, и скорость приличная. Асфальт проложен кусками по 5км около Амги, Томмота, Алдана. За каждый кусок отвечает какая-то фирма.
В Алдане были в 19.30, заехали на вокзал. Билет до Тынды стоит 2300, только купейные места, дорого, на маршрутку примерно так же. Воодушевленные успехом, вышли на трассу, спустились с горки к кафе, нас подвез диспетчер маршруток. Решили голосовать до темноты, но все шли мимо или местные. Прошли еще немного вперед, углубились в лес напротив водозабора. Пока Волк ходил за водой, я быстро раскинула палатку, надвигалась туча. Попили холодного чая с сухариками и только улеглись - грянул ливень с грозой и хлестал до 4ч утра.

25 августа.

Автостоп Автостоп
Встали рано, я сварила пшенку из заначки. И опять мы вышли на дорогу. Очень долго стояли, Волк меня все время заставлял думать про белый УАЗик и прогонять тучки налево, и не давал решать кроссворд. Кинула на дорогу монетку, и нас подобрал УАЗик Ростелеком, жаль, что недалеко, всего 20км, но хоть с места сдвинулись. Потом еще часа через 2 уехали на грузовичке, я в кабине, Волк в кузове, тоже всего 40км. Потом мы долго стояли на ветру в тундре, смотрели, как трубы укладывают, замерзли и прошли немного выше, до леса. Я даже развела костерчик погреться из всякого мусора, и нас подобрал паренек на КАМАЗе, рюкзаки закинули в кузов, мы сели в кабину, но тоже проехали недалеко. Поднялись на горку до елочек.
Я была уже почти в отчаяньи, так хотелось скорее выбраться. Волк шутил и посмеивался, поддерживал боевой дух. И уже около 15ч нас взял дальнобойщик, едущий в Благовещенск, нас он довез до Нерюнгри, и то, только потому, что хотел узнать - в чем же фишка? Почему мы не поехали на поезде из Томмота или вообще не летим самолетом из Якутска? И что мы тут делаем, и что это за отдых такой? Рюкзаки мы тоже сложили в кузов. Дорога через горы очень красивая, высота до 1400м, но наш водитель еле тащился, нас обгоняли другие машины,  УАЗиков не было. Так что я была рада, что хоть как-то едем, и не придется ночевать в тундре на болоте. Вернее, мы сначала доехали до Чульмана, примерно к 21ч, а оттуда автобусом в Нерюнгри, 52р с человека, и  другим автобусом на вокзал, за 20р. Вокзал построен за городом, магазинов там нет, только буфет, где все очень дорого. Мелочи хватило на 2 пакета вермишели и мороженое Волку. Купили билеты в сидячий вагон до Тынды за 300р и и в плацкартный Тында-Москва за 5600р, поезд идет 5 суток. Уходит из Нерюнгри в 4.57 утра по-местному.

26 -30 августа.

Тында Тында
Сели на поезд в сидячий вагон, ехали 6ч до Тынды. Там поезд расформировали, добавили наш 13-й вагон. А я пока сбегала в город за едой. Когда вернулась, как раз Волк рюкзаки в вагон затаскивал. Дорога очень утомительная, попутчики 3 раза в вагоне поменялись, разные, от галдящих и пьющих ночью пиво студентов до болтливых зануд, не дающих спокойно книжку почитать. Я жалела, что не поехала автостопом, но надо было помочь Волку в Москве перебраться на Киевский с лодкой, посадить его в поезд, купить продуктов на дорогу.

31 августа.

В Москву приехали около 6ч утра. Волк купил себе билет до Киева на 12.30, хорошо - недолго ждать. Я сразу сбегала в ближайший к Казанскому вокзалу супермаркет, обалдела от обилия вкусной и дешевой еды и накупила всего целую сумку! Волк только головой покачал и половину засунул мне в рюкзак. Уехала домой, когда Волк погрузился в поезд. Поход закончен.

Выводы:

1. Все отвечают за все, как в одиночке! Проверять каждый раз самому стоянку и место рыбалки, думать самому, не надеяться на авторитет товарища.
2. Лодку не бросать, всегда с ней должен кто-то оставаться, все вещи должны быть привязаны и закреплены.
3. К очкам надо привязывать шнурок, к кепке и сидушке - желательно тоже.
4. Иметь 3 комплекта одежды - мокрый, сухой и спальный.
5. Кофе, чай, пряности покупать сразу на весь поход.
6. Спиннинг должен быть качественный, сразу ставить плетенку, неизвестно, какая рыба клюнет.
7. Иметь мази с антибиотиками для лечения мелких травм.